Абу симбел что посмотреть

Обновлено: 07.09.2024

Абу-Симбел в Египте

В мире немного достопримечательностей, которые переносили с одного места на другое, но Абу-Симбел относится к их числу. Этот исторический памятник невозможно было потерять из-за строительства плотины в русле Нила, ведь храмовый комплекс является частью Всемирного наследия ЮНЕСКО. Огромная работа была проведена по демонтажу и последующему повторному возведению памятника, но зато сегодня туристы могут лицезреть это сокровище снаружи и даже посетить храмы внутри.

Краткое описание

Статуи храма Абу-Симбел

Знаменитая достопримечательность является скалой, в которой высечены храмы для поклонения богам. Они стали своего рода показателями почтительности египетского фараона Рамзеса II, давшего приказ сотворить эти архитектурные сооружения. Расположен великий памятник в Нубии, к югу от Асуана, практически на границе Египта и Судана.

Статуя Рамзеса II

Высота горы составляет приблизительно 100 метров, скальный храм высечен в песчаном холме, при этом кажется, что он всегда там и был. Монументы настолько изысканно выбиты из камня, что их по праву называют жемчужиной египетского зодчества. Детали четырех богов, охраняющих вход в храм, отчетливо видны даже на значительном расстоянии, при этом в них чувствуются массивность и величие.

Именно из-за этого памятника культуры миллионы туристов ежегодно приезжают в Египет и останавливаются в близлежащих городах для посещения храмов. Уникальная особенность, связанная с положением солнца в дни равноденствия, является причиной массового наплыва посетителей, желающих собственными глазами увидеть необычное явление.

История

Храмовый комплекс Абу-Симбел в Египте

Его возведение историки связывают с победой Рамзеса II над хеттами в 1296 году до нашей эры. Фараон считал это событие самым значимым в своей жизни, поэтому решил воздать почести богам, которых он чтил в большей степени. При строительстве немало внимания уделялось фигурам богов и самого фараона. Храмы были популярны после их возведения еще несколько сотен лет, но впоследствии потеряли свою актуальность.

Статуи храма Абу-Симбел в древние времена

За годы одиночества Абу-Симбел все больше покрывался песком. К 6 веку до нашей эры слой породы уже достигал колен главных фигур. Достопримечательность так бы и канула в Лету, если бы в 1813 году Иоганн Людвиг Буркхардт не натолкнулся на верхний фриз исторического сооружения. Швейцарец поделился информацией о своей находке с Джованни Бельцони, который пусть и не с первого раза, но сумел все-таки откопать храмы и попасть внутрь. С этого времени скальный храм стал одной из популярнейших достопримечательностей Египта.

Статуи храма

В 1952 году недалеко от Асуана планировалось возведение плотины на реке Нил. Сооружение стояло слишком близко к берегу, поэтому могло навсегда исчезнуть после расширения водохранилища. В результате была созвана комиссия, которая решала, как поступить с храмами. В докладе было предложено перенести святые монументы на безопасное расстояние.

Перенос цельной конструкции не представлялся возможным, поэтому сначала Абу-Симбел разделили на части, каждая из которых не превышала 30 тонн. После их транспортировки все детали вновь поставили на свои места, чтобы итоговый вид не отличался от первозданного. Работы велись в период с 1964 по 1968 годы.

Особенности храмов

Малый храм

Абу-Симбел включает в себя два храма. Большой храм задумывался Рамзесом II как почесть своим заслугам и дань Амону, Птаху и Ра-Хорахти. В нем можно увидеть картинки и надписи о царе, его победоносных сражениях и жизненных ценностях. Фигура фараона постоянно ставится в один ряд с божественными созданиями, что говорит о связи Рамзеса с богами. Скульптуры богов и египетского правителя достигают высоты в 20 метров. У входа в храм они изображены в сидячем положении, будто охраняющие священное место. Лица у всех фигур одинаковые, при создании монументов прототипом был сам Рамзес. Здесь же можно увидеть статуи жены правителя, его детей, а также матери.

Малый храм был создан для первой жены фараона – Нефертари, а покровительствующей богиней в нем является Хатхор. Перед входом в это святилище установлено шесть статуй, каждая из которых достигает 10-метровой высоты. С обеих сторон от входа по две статуи царя и по одной царицы. То, как выглядит сейчас храм, немного отличается от созданного изначально вида, так как один из колоссов украшен надписью, оставленной наемниками из войска Псамметиха II.

Интересные факты

Интерьер внутри сооружения

В дни равноденствия (весной и осенью) лучи так просачиваются сквозь стены, что освещают статуи фараона и богов в определенной очередности. Так, по шесть минут солнце освещает Ра-Хорарти и Амона, а на фараоне свет сфокусирован 12 минут. Это делает памятник популярным у туристов, и его по праву можно назвать еще и природным наследием.

Полезная информация для посетителей

Посещение скальных храмов включают в большинство экскурсионных туров, при этом добираться туда лучше на специальном транспорте. Это связано с тем, что пустынная местность не располагает к пешим прогулкам, а поселиться рядом с высеченными святынями непросто. Зато фото с окрестностей впечатляющие, впрочем, как и эмоции от посещения храмового комплекса.

Абу-Симбел (Египет)

Абу-Симбел [1] (в другой транскрипции Абу-Симбиль [2] ) — скала на западном берегу Нила, в которой высечены два знаменитых древнеегипетских храма во время правления Рамзеса II (прибл. 1298—1213 до н. э.). Находится в Нубии, в 280 км южнее Асуана.

Содержание

Храмы



Один из храмов, большой, был воздвигнут в честь самого царя Рамзеса II; другой, малый, — в честь его первой жены, царицы Нефертари.

В первом из них, отличающемся хорошо сохранившимися важными историческими изображениями и надписями, изображён царь, поклоняющийся самому себе, т. е. его божественный образ, которому поклоняется царь-человек. Окружённый другими божествами, он выделяется в виде громадной фигуры, обращённой спиной к скале. У входа в храм, по бокам, высечены в скале четыре колоссальных изображения сидящего царя, высотой приблизительно в 20 м.



Перенос (1964—1968)

После революции 1952 года начались работы по проектированию второй плотины на реке Нил, близ Асуана. Находившимся на берегу Нила храмам угрожало затопление. Это привело бы к разрушению постройки, сделанной из песчаника. В 1959 году началась кампания по спасению исторического наследия. Благодаря международной поддержке руины храмов удалось спасти путём перемещения на новое место.

Строительство плотины началось в 1960 году. Процесс переноса памятника происходил с 1964 по 1968 год. Храмы были разрезаны на блоки весом до 30 тонн (в среднем 20 тонн), перенесены на новое место и собраны заново.

Новое местоположение храмов — в 65 метрах выше и в 200 метрах дальше от реки. Перенос памятников Абу-Симбела и Филе считается одной из крупнейших инженерно-археологических операций.

Примечания

  1. ↑ Советский энциклопедический словарь. — 4-е, с изменениями. — Москва: Советская энциклопедия, 1986. — С. 11. — 1600 с. — 2 500 000 экз.
  2. ↑ Атлас мира (Федеральная служба геодезии и картографии России). — Москва: Роскартография (ФГУП Производственное картосоставительское объединение "Картография"), 2003. — С. 153, 219. — 360 с. — 15 000 экз.

Ссылки

При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).

  • Скалы по алфавиту
  • Всемирное наследие по алфавиту
  • Горы Египта
  • Храмы Древнего Египта
  • Туризм в Египте
  • Всемирное наследие в Египте

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Абу-Симбел" в других словарях:

Абу-Симбел — Абу Симбел. Храмовый комплекс фараона Рамсеса II. АБУ СИМБЕЛ, местность на западном берегу Нила, близ города Асуан в Египте, где в 1 й половине 13 в. до нашей эры были высечены 2 скальных храма фараона Рамсеса II и главных древнеегипетских богов … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Абу-Симбел — исторический памятник на западном берегу Нила в Египте (см. Египет), почти на границе с Суданом, в 280 км южнее Асуана. В среднем течении Нила находится историческая область Нубия, раскинувшаяся от первого порога Нила у Асуана на севере и почти… … Географическая энциклопедия

Абу-Симбел — местность на западном берегу Нила, близ г. Асуан в Египте, где в первой половине XIII в. до н. э. были высечены два скальных храма фараона Рамсеса II и главных древнеегипетских богов со статуями и рельефами на фасадах и в интерьерах. На… … Художественная энциклопедия

АБУ-СИМБЕЛ — АБУ СИМБЕЛ, местность на западном берегу Нила, близ города Асуан в Египте, где в 1 й половине 13 в. до нашей эры были высечены 2 скальных храма фараона Рамсеса II и главных древнеегипетских богов. На фасаде главного храма 4 величественно сидящих… … Современная энциклопедия

Абу-Симбел — скала на западном берегу Нила, в коей высечены двазнаменитые древнеегипетские храма, основанные Рамзесом II (1388 22 доP. Хр.). Один из этих храмов, самый большой, был воздвигнут в честьсамого царя Рамзеса, другой же в честь его первой жены,… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Абу-Симбел — местность на западном берегу Нила (Египет), 2 скальных древнеегипетских храма 1 й половины XIII в. до н. э. Статуи, рельефы. На фасаде главного храма 4 сидящих колосса Рамсеса II (при строительстве Асуанской плотины перенесены в 1967 на скалу у… … Энциклопедический словарь

АБУ-СИМБЕЛ — местность на западном берегу Нила (Египет). 2 скальных древнеегипетских храма 1 й пол. 13 в. до н. э. Статуи, рельефы. На фасаде главного храма 4 сидящих колосса Рамсеса II (при строительстве Асуанской плотины перенесены в 1967 на скалу у старого … Большой Энциклопедический словарь

АБУ-СИМБЕЛ — 1 ая половина 13 в. до н. э. Абу Симбел. местность на западном берегу Нила, близ города Асуан в Египте, где в 1 й половине 13 в. до нашей эры были высечены 2 скальных храма фараона Рамсеса II и главных древнеегипетских богов. На фасаде главного… … Энциклопедия Кольера

АБУ-СИМБЕЛ — местность на зап. берегу Нила, в Ниж. Нубии, где в 13 в. до н. э. были вырублены в скалах др. егип. храм, посвященный Рамсесу II и гл. др. егип. богам, и храм др. егип. богини Хатор (Гатор). У входа в первый высеченные из скалы 4 статуи Рамсеса… … Советская историческая энциклопедия

Абу-Симбел — (Abu Simbel), местонахождение двух храмов, вырубленных в скалах при фараоне Рамзесе II в 1250 г. до н.э. (Нубия). Фасад более крупного храма украшен четырьмя колоссальными фигурами царя, высота каждой свыше 60 футов (18,29 м). Залы… … Археологический словарь


Храмы Рамзеса II Абу-Симбел (Abu Simbel).

Пещерный храм в Абу-Симбеле относится к числу самых известных памятников древнеегипетской культуры. Громадные, 20-метровой высоты изваяния фараона Рамсеса II Великого, обрамляющие вход в храм, стали сегодня такими же символами Египта, как пирамиды и сфинкс. Строительство пещерных храмов получило во время правления Рамсеса II широкое развитие, но Абу-Симбел превосходит собой все другие подобные сооружения.




Ансамбль Абу Симбела образуют два сооружения: Большой храм, посвященный фараону Рамсесу II и трем богам: Амону, Ра-Хорахте и Птаху, и Малый храм, воздвигнутый в честь богини Хатор, в образе которой представлена жена Рамсеса II Нефертари-Меренмут.

Сегодня Абу-Симбел, вероятно, наиболее исследованный памятник Древнего Египта. Дело в том, что в конце 1950-х годов, во время строительства Асуанской гидроэлектростанции, Абу-Симбел оказался на территории будущего водохранилища. Разрабатывались различные проекты спасения всемирно известного памятника, включая создания подводного стеклянного купола над храмом. Но в результате решили разобрать все сооружения комплекса и перенести их на более высокое место. Эта беспримерная акция, проводившаяся под эгидой ЮНЕСКО, была осуществлена за четыре года, и в ней приняли участие специалисты из пятидесяти стран мира.


Вплоть до начала XIX века храмы Абу-Симбел были затеряны в песках пустыни. Только 22 марта 1813 года швейцарский историк Иоганн Людвиг Буркхардт, высадившись на берегу Нила, натолкнулся на храмовый комплекс.


Свои впечатления от увиденного историк выразил в своих записях так: “Моему взору открылись статуи вытесанные в скале. Все они были наполовину занесены песком… Однако Рамзес увековечил не только себя, но и свою любимую жену Нефертари. Черты лица его супруги запечатлены на статуях у входа в её храм”.


Исследователи, во время этих работ тщательно изучившие памятник, были поражены тем огромным комплексом знаний, которыми обладали древнеегипетские зодчие. Эксперты ЮНЕСКО заключили, что линии фасадов Большого и Малого храмов шли параллельно трещинам в скальном грунте и тем самым твердые горные породы служили естественной опорой гигантских статуй. При сооружении пещерного храма зодчие учли природные свойства грунта – слои песчаника в нем скреплялись окисью железа, вследствие чего пласты почти не были подвержены разрушению. Вдобавок, окись железа обогащала палитру камня, придавая песчанику самые разнообразные оттенки: от красного до розового и лилового.


Абу-Симбел построен во вторую половину эпохи Нового царства и в нем уже чувствуется начало упадка древнеегипетского искусства. Затевая в 1260-х годах до н. э. строительство храма, зодчие исходили из принятых традиций оформления гробниц, но гигантские размеры храма порождали свои трудности.


Несмотря на то что Большой храм, помимо обожествленного фараона, был посвящен еще трем богам, вся идея сооружения состояла в возвеличивании Рамсеса II всеми возможными средствами. Это особенно подчеркивает фасад храма, вырубленный в скальном массиве в виде традиционного пилона, только невообразимых размеров, где вход в святилище обрамляют четыре исполинские, двадцатиметровой высоты фигуры Рамсеса II. Эти изображения сидящего фараона портретны! Как мастерам удалось при таких масштабах статуй, высеченных из твердого песчаника, умудриться сохранить портретное сходство? Это же поразительно! И дело не столько в том, насколько похож или не похож изображенный ими фараон на себя – восхищает сама техника изготовления фигур таких масштабов. Ведь изготовить их можно было, только в совершенстве владея системой пропорций, устанавливающей точные соотношения между размерами фигуры и каждой из ее частей.


Громадные статуи Рамсеса были издалека видны всем плывущим по Нилу. А когда над горизонтом появлялись первые лучи солнца, колоссы окрашивались в темно-красный цвет, резко выделяясь на фоне иссиня-черных отбрасываемых ими теней.

Образ великого фараона господствует в храме Абу-Симбел. Сразу же за дверями, в первом помещении храма, посетителя встречают восемь фигур фараона Рамсеса в облике бога Осириса. Они стоят по четыре с каждой стороны. Стены и потолки внутренних помещений храма покрывают росписи и раскрашенные рельефы, относящиеся к лучшим образцам искусства Древнего Египта позднего периода.


Рельефы храма Абу-Симбел выделяются своей динамикой, экспрессией движений и поз. Их авторами были фиванские скульпторы Пиаи, Панефер и Хеви. Сюжеты рельефов посвящены жизни и подвигам Рамсеса II: вот фараон повергает к стопам богов толпы пленников – белокожих ливийцев и темнокожих нубийцев, вот он безжалостно убивает их перед лицом богов… Грандиозные картины повествуют о войне Рамсеса II с хеттами. Замечателен рельеф, изображающий сцены битвы при Кадеше: мчащийся на колеснице фараон резким движением натягивает лук, целясь в перепуганных врагов; на стенах вражеской крепости кипит бой, со стен валятся поверженные воины; пастух поспешно угоняет скот, боясь, что он станет добычей египтян. Беспомощно поднятой рукой пастух как бы пытается загородиться от грозящей опасности…




В святилище Малого храма, в центральной нише, стояла статуя священной коровы, в образе которой почиталась богиня Хатор. Перед ней был изображен фараон Рамсес II, находившийся как бы под защитой богини.



Фасад храмов высечен в скале, высотой 31 метр и шириной в 38 метров. Колоннами фасаду служат четыре статуи фараона, изображённого сидячим на троне. Высота этих статуй около 20 метров, а голова каждой из этих скульптур достигает 4 метров! Над фасадом высечен орнамент в виде бабуинов.


Всего обезьян насчитывается 22 штуки, каждая ростом под 2,5 метра.


Войдя в храм, мы окажемся в погруженном во тьму зале, который предшествует святилищу. Зал имеет размеры сторон в 18 и 16,7 метров. В центре помещения расположено 10 колонн изображающих бога Осириса, но с чертами лица фараона Рамзеса II.


Почти весь год помещения храма погружены в полумрак, но дважды в год (22 февраля и 22 октября – день рождения фараона и день его коронации), на рассвете, лучи солнца всё таки разрезают тьму храмов и освещают статую самого Рамзеса II. Солнечный луч всего на несколько минут задерживается на лице фараона, но по словам многочисленных туристов, наплыв которых Абу-Симбела переживает в эти дни, каменное лицо фараона озаряет улыбка…


Подобный оптический эффект возможен благодаря невероятно точным расчетам древнеегипетских звездочётов и жрецов, которые занимались проектированием и строительством храмов 33 века тому назад. Всего два дня в году, всего на несколько минут!


Несмотря на то что храмовый комплекс Абу-Симбел не такой древний, как египетские пирамиды, интерес со стороны туристов к нему нисколько не меньше. Например, в вышеупомянутые два дня в году, перед входом в храм может наблюдаться очереди до пяти тысяч человек!



Кликабельно , Панорама


Хотя храмы Абу-Симбел и простояли в песках больше 3000 лет, в 60-е годы прошлого века над ними нависла реальная угроза в виде затопления. После революции 1952 года начались работы по проектированию второй плотины на реке Нил, близ Асуана. Находившимся на берегу Нила храмам угрожало затопление. Это привело бы к разрушению постройки, сделанной из песчаника. В 1959 году началась кампания по спасению исторического наследия. Благодаря международной поддержке руины храмов удалось спасти путём перемещения на новое место.

Во избежание затопления культурного наследия было решено разобрать Абу-Симбел по частям и собрать заново в новом месте. Для этого храмы были распилены на 1036 блоков, вес которых достигал от 5 до 20 тонн. Все они были пронумерованы и перевезены на новое место.



Далее блоки были заново просверлены, а в отверстия был закачан смолистый состав, который призван был укрепить каменистую структуру блоков. Часть за частью, как мозаику, храмы снова были собраны и накрыты полым железобетонным колпаком, на который был насыпан холм. Получилось настолько гармонично, что казалось что Абу-Симбел на этом месте и находился всё это время. Вся операция по переносу храмов заняла три года в период с 1965 по 68 годы.


Исследователи, изучая памятник во время этих работ, были поражены огромным объемом знаний, которые использовали древнеегипетские мастера для создания столь грандиозного сооружения. Эксперты ЮНЕСКО заключили, что линии фасадов Большого и Малого храмов шли параллельно трещинам в скальном грунте и тем самым твердые горные породы служили естественной опорой гигантских статуй. При сооружении пещерного храма зодчие учли природные свойства грунта — слои песчаника в нем скреплялись окисью железа, вследствие чего пласты почти не были подвержены разрушению. Вдобавок, окись железа обогащала палитру камня, придавая песчанику самые разнообразные оттенки.


Новое местоположение храмов — в 65 метрах выше и в 200 метрах дальше от реки. Перенос памятников Абу-Симбела и Филе считается одной из крупнейших инженерно-археологических операций.




Согласитесь, на стенах довольно прикольные картинки если учесть времена их написания.




Рамзес побеждает врагов




















А теперь приглашаю вас на виртуальную экскурсию к памятникам древней цивилизации. Нажимайте на картинки ниже.

Абу-Симбел (в другой транскрипции Абу-Симбиль) — скала на западном берегу Нила, в которой высечены два знаменитых древнеегипетских храма во время правления Рамзеса II (прибл. 1298—1213 до н. э.). Находится в Нубии, в 280 км южнее Асуана.

Абу-Симбел Храм Рамзеса II только по случайности не был отнесен к официальным чудесам света. Высеченный в скале недалеко от нубийского селения, он был засыпан песками Сахары через несколько веков после сооружения.


В 1813 году швейцарский ученый И.Л. Буркхардт знакомился с пещерным храмом Хатор, построенным в честь древнеегипетской богини любви, танцев и застольных пиршеств.





Какое-то время он выступал в лондонском цирке, потом был представителем Ост-Индской компании в Мокко, позднее перебрался на Мальту, а в 1815 году он оказался в Каире. Бельцони получил разрешение заниматься раскопками для Британского музея, и его экспедиция работала от зари и до зари.


Много храмов было в Древнем Египте, но храмы времен Рамзеса II были, несомненно, самыми величественными из всех существовавших до них. И так же как пирамиды Древнего царства, они навеки прославили египетское зодчество. Когда Бельцони и его спутники проникли в огромное полузасыпанное помещение, они обнаружили подземный комплекс в монолитной скале. В дневнике Бельцони записывал:

Бельцони сам простукивал все стены, но лично для себя ценного ничего не нашел: храм давным-давно разграбили до него.


Через три года новая экспедиция, которая очистила от песка ближайшую к реке статую, обнаружила на постаменте надпись на греческом языке (VI век до н. э.). По мере освобождения храма от песка появлялись новые надписи — сведения о времени постройки храма и строителях. Всего были найдены останки четырех статуй. Место для храма древние архитекторы выбрали очень удачно. Сооружение было воздвигнуто на восточной оконечности мощного скального выступа и было ориентировано так, чтобы в день рождения фараона (и в день его восшествия на престол) первый луч утреннего солнца падал на урей короны, венчавшей статую правителя. Памятник высечен в скале, но поражает своими безупречными формами и пропорциями.

У входа в Большой храм Абу-Симбела восседают на троне четыре изваяния фараона — по два с каждой стороны. Они размешены на фасаде шириной более 60 метров. Каждая статуя высотой 20 метров, вес каждой — 1200 тонн. Все четыре повторены без единой ошибки, их соответствие друг другу вызывает немое изумление. А ведь расстояние от одного уха статуи до другого — более четырех метров. Некогда каждый день на заре один из каменных гигантов издавал своеобразные звуки.

Некоторые античные авторы описывали их как утреннее пение, другие — как рыдание.


В поэтических легендах колоссы — это изображение древнегреческого героя Мемнона, убитого в Троянской войне. Согласно легенде, мать героя — богиня утренней зари Аврора — каждое утро оплакивает гибель своего сына.

У ног этих совершенно одинаковых колоссов — скульптуры членов многочисленной семьи фараона, у которого было 111 сыновей и 67 дочерей.


В Большом зале перед посетителями предстают 10-метровые статуи, стоящие в два ряда — лицом к лицу. Их восемь. Статуи прислонены к колоннам и повторяют тот же облик фараона, что и наружные колоссы.

Они так схожи, что остается только поражаться мастерству древних ваятелей, сооружавших этих гигантов 3000 лет назад при свете примитивных факелов и лампад.

Стены Большого зала (а он очень высок) покрыты рельефами и текстами, восхваляющими фараона. В боковых камерах-кладовых сохранились каменные скамьи-ларцы для различной утвари, в залах перед кладовыми — жертвенные столы.

Когда коленопреклоненные люди были уже взвинчены религиозными песнопениями и напряженным ожиданием чуда, в точно определенный момент церемонии верховный жрец произносил священные слова, заклиная солнце явиться во тьме. И тут же косой луч солнца прорезал полутьму зала, ярко высвечивая в глубине святилища фигуру солнечного бога — Рамзеса II. Это был гениальный инженерный расчет древних строителей.

Потолок святилища украшен орнаментом — пылающие диски солнца с двумя смертоносными кобрами. Это символ неотвратимой кары фараона для всех провинившихся. Ниже — перья из крыльев богини Маат (богини правды и порядка), они означают, что кара фараона заслуженна.


Все олицетворяет силу и мощь бывшей империи фараона, который покорил 11 царств. Рамзес II правил страной до глубокой старости, умер в 89 лет, вел долгие войны на юге Египта — в Эфиопии, Нубии и других районах своего обширного царства, где непрерывно вспыхивали волнения против его деспотизма. Особенно часто тревожила фараона Нубия, не желавшая подчиняться египтянам, почти ежегодно туда посылались войска для усмирения.

Возвращаясь после походов с трофеями и рабами, эти войска обычно останавливались в пещерном храме Хатор, где воины молились могущественной богине, их хранительнице и попечительнице лучших человеческих качеств. И тогда у фараона возникла мысль использовать этот храм для возвеличивания своей супруги Нефертити, старшей и любимой жены.


О ее красоте ходили легенды, и, конечно, это обстоятельство способствовало укреплению авторитета и самого фараона. Если он сам объявил себя при жизни богом, то почему его жена не могла стать богиней? Ведь ее почитали даже за пределами царства.



Бюст царицы Нефертити. Берлинский музей.

Сам фараон изображен благородным, сильным и стройным, несмотря на то, что в те годы ему было за 80. Изображениям Нефертити придано неуловимо ласковое выражение.

Когда начали строить Асуанскую плотину, было известно, что озеро Насер разольется в стороны от главного русла на 11 километров, глубина в некоторых местах будет до 100 метров. Оно затопит многие населенные пункты, а также ряд памятников Верхнего Египта и Нубии.

Деревни и поселки вместе с жителями переселили в безопасные места. А памятники?

На спасение храмов Абу-Симбела у египетского правительства не хватало денег, и оно обратилось за помощью к мировому сообществу. На этот призыв откликнулось более 50 стран. Французы предложили вокруг храмов соорудить песчаную дамбу, но уверенности, что через нее не просочится вода, не было.

Итальянцы предложили вырезать из скалы оба храма и поднять их домкратами, но нужны были механизмы, способные поднять груз весом от 30 до 60 тысяч тонн. Из Польши и Англии поступило предложение: храмы оставить под водой, но покрыть их железобетонными колпаками или прозрачной пленкой.

Все проекты были заманчивы, но дорогостоящи. В итоге приняли план шведов: распилить храмы на блоки, перенести на безопасное место и снова собрать. В работах, которые начались в 1964 году и продолжались 4 года, участвовали египетские специалисты и эксперты ЮНЕСКО. Статуи и другие детали храма разрезали на куски, тщательно нумеровали, покрывали специальным составом и по подвесной дороге или трайлерами перевозили на заранее подготовленную площадку. Пилили днем и ночью, а чтобы фигуры, сделанные из песчаника, не рассыпались, вводили препараты для мгновенного отвердения. Над Нилом соорудили искусственный холм (диаметром — 58 метров, высотой — 30 метров), внутри него; разместили все помещения Большого храма. Место разрезов заделали так, что придраться было просто не к чему. Рядом насыпали гору поменьше и перенесли туда покои прекрасной Нефертити.



Модель иллюстрирующая старое и новое местоположение храмов и уровень воды.

Общая площадь нового комплекса составляет два квадратных километра. Все, до последней мелочи, было водружено на место. Надежность нового сооружения не вызывает никаких сомнений.


Солнечные лучи продолжают освещать статую фараона, которая по-прежнему находится в глубине храма, но теперь они проникают сюда с 3 по 27 октября и, конечно, в феврале.

В результате таких масштабных землеройных работ, как строительство дамбы, исчезли сотни городов и деревень. Однако храмы в Абу-Симбел (Abu Simbel) в Египте имели слишком большую историческую и культурную ценность, чтобы позволить этому случиться и с ними. Поэтому, когда строящаяся Асуанская плотина и водохранилище угрожали затопить храмы 33-вековой давности, международное сообщество объединилось, чтобы провести чрезвычайную спасательную операцию.

Храмы Абу-Симбел, вырезанные из цельной горной породы, изначально располагались вдоль Нила. Они были построены по приказу Рамсеса II, третьего фараона XIX династии Египта, которого часто считают величайшим и самым могущественным фараоном Нового царства. За время своего правления Рамсес II построил много храмов по всему Египту и Нубии; особенно в Нубии — чтобы впечатлить нубийский народ величием египтян. Наиболее известными из них являются высеченные в скале храмы недалеко от нынешней деревни Абу-Симбел.



Великий храм Абу-Симбел
фото: LorettaLynn/Pixabay

Здесь Рамсес II построил два грандиозных храма: больший из них называется Великим храмом и просто невероятен. Четыре эпичные статуи, сидящие на тронах перед входом в храм, высечены в облике фараона и изображают трёх богов и самого Рамсеса II. Каждая статуя достигает 20 метров в высоту. Фасад за сидящими статуями в большинстве своём пустой, однако на верхнем краю находится фриз с изображением армии павианов, поклоняющихся восходящему солнцу. Между статуями пролегает вход, увенчанный барельефом царя, поклоняющегося богу Ра-Хорахти с головой сокола. Просторный интерьер от пола до потолка украшен гелиографическим прославлением военных кампаний Рамсеса II.

Другой храм, так называемый Малый храм, Рамсес II посвятил своей жене Нефертари и богине Хатор. Это был всего второй раз в древнеегипетской истории, когда храм был посвящён царице; первый раз это была Нефертити. Как и в Большом храме, вход в Малый храм окружён статуями фараона и его супруги, и что наиболее примечательно — они были построены с одинаковыми размерами (обычно цариц изображали не выше колена фараона). Интерьер Малого храма украшен сценами, изображающими царицу, играющую на систруме и делающую подношения богиням Хатхор и Мут.



Малый храм Абу-Симбел
фото: Ad Meskens / Wikimedia Commons

За тысячи лет храмы оказались засыпаны песком и были позабыты. Когда их заново открыли в начале XIX века, над песком виднелся только верхний фриз главного храма. Храмы были выкопаны, и некоторое время казалось, что бессмертие Рамсеса II было гарантировано, однако в конце 1950-х годов над ними нависла другая катастрофа.

Примерно в 230 км вверх по течению от того места, где стояли колоссальные статуи Рамсеса II, правительство планировало построить новую плотину через Нил. Новая Асуанская плотина длиной 4 км и высотой 110 метров должна была стать крупнейшей насыпной плотиной в мире. Египет нуждался в ней, потому что более ранняя плотина оказалась неспособной контролировать ежегодное наводнение из-за выхода Нила из берегов. Новая плотина должна была позволить Египту укротить реку, а созданное водохранилище должно было помочь поддержать сельхозугодья и жителей региона в засушливые периоды.

Однако был один существенный недостаток: создание водохранилища Насер площадью 5.250 кв. км требовало переселения порядка 90 тысяч человек, и, если возможно, переноса великолепных храмов Абу-Симбел.


Храмы во время раскопок, около 1853-1854 гг.
фото: John Beasly Greene

В 1959 году правительство Египта обратилось к ЮНЕСКО за помощью. К счастью, международное сообщество было знакомо с регионом древней Нубии и бесчисленными археологическими достопримечательностями, которые в нём находились. Осознавая всю серьёзность этой проблемы, ЮНЕСКО приступила к своей первой в истории организации совместной международной спасательной операции.

В 1960 году был запущен международный проект по сбору средств. Для поддержки кампании Египет организовал передвижную выставку, состоящую из нескольких предметов из гробницы Тутанхамона. Выставка "Сокровища Тутанхамона" была представлена в Северной Америке, Великобритании, Франции, Германии, России и Японии. Собранные деньги помогли профинансировать не только проект по спасению храмов Абу-Симбел, но и многие другие будущие кампании ЮНЕСКО.

Было предложено множество идей относительно того, как сохранить храмы. Одна из них заключалась в строительстве вокруг храмов гигантского аквариума с подводными смотровыми кабинами-лифтами для посетителей. Эту идею отклонили. Другая предлагала поднять храмы с помощью гидравлических домкратов, однако стоимость такой операции была бы безмерной. В конце концов, было решено разрезать скальные сооружения на поддающиеся транспортировке блоки весом 20-30 тонн, перевезти их на возвышенность и собрать, словно конструктор.

Работы начались в ноябре 1963 года. Для начала вокруг Абу-Симбела возвели кессон для подводных работ, чтобы иметь дополнительное время для работы над храмами, пока в водохранилище Асуанской плотины будет собираться вода. При резке камня требовалась максимальная осторожность. Мотопилы использовать было нельзя, потому что они делали слишком широкие надрезы — всё, что шире 8 мм, было бы видно при сборке блоков. Вместо этого для разрезания скальных структур на блоки использовали ручные пилы и стальную проволоку. В конечном счёте большой храм был разделён на 807 блоков, а малый — на 235. Каждый отрезанный блок сразу же оборачивали, чтобы защитить от раскалывания и разрушения во время транспортировки.

Новое место было расположено примерно в 200 метрах дальше в сторону суши и на 65 метров выше предыдущего. Прежде чем приступать к повторной сборке, с помощью 330.000 куб. м камня создали искусственную возвышенность, напоминающую каменистый холм, на котором храмы стояли на своём первоначальном месте. Затем блоки с исключительной точностью собирали вместе, скрепляли друг с другом с помощью арматурных стержней и швов, заполненных искусственным материалом. Были предприняты меры предосторожности для сохранения первоначального выравнивания храма по основным направлениям, чтобы солнечные лучи так же проникали в святилище и освещали скульптуры на задней стене в определённые часы весной и осенью, как и прежде.

Успешный перенос храмов Абу-Симбел послужил стимулом для дальнейших спасательных операций подобного рода. В самой Нубийской долине ЮНЕСКО спасло от затопления целых 22 различных памятника, включая храмы Рамсеса II. Один из монументов, храм Амады, пришлось переносить целиком, потому что его нельзя было разрезать из-за того, что это повредило бы сооружение. Другие исторические памятники, которые были успешно перенесены, включают Вади-эс-Себуа, ещё один храм, построенный Рамсесом II, храм Калабша римской эпохи и храм Филы. Воодушевлённая этими успехами, ЮНЕСКО отправилась в Венецию, чтобы защитить её лагуны, затем в Мохенджо-Даро в Пакистане, чтобы помочь раскопать руины, а затем в Индонезию, чтобы сохранить храм Боробудур.

"Реализация такого огромного и сложного проекта помогла ЮНЕСКО понять, что мы способны на три главные вещи, – объяснила Мехтильд Рёсслер (Mechtild Rössler), директор Центра всемирного наследия ЮНЕСКО и отдела Наследия. – Во-первых, объединение лучших в мире знаний, квалификаций и человеческого опыта. Во-вторых, укрепление международного сотрудничества всех своих членов. И в-третьих, гарантия ответственности международного сообщества в объединении средств и поддержке, которая поможет всемирному наследию в целом. Мы понимаем, что одна страна на такое просто не способна".

Успех Нубийской кампании был непосредственной причиной создания в 1965 году Фонда всемирного наследия (World Heritage Trust), а позже — Списка объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. Галапагосские острова в 1978 году стали первым объектом Всемирного наследия. Нубийские архитектурно-исторические памятники были включены в этот список в 1979 году.



Масштабная модель в Нубийском музее, Асуан, показывающая предыдущее месторасположение храмов Абу-Симбел (под стеклом, изображающим поверхность водохранилища) и новые, более высокорасположенные места перенесённых и спасённых храмов.
фото: Zureks/Wikimedia Commons

Читайте также: