Бутовский полигон как посетить

Обновлено: 18.09.2024

Бутово дальность стрельбы или Бутово тир ( русский : Бутовский полигон ) был выполнение сайт тайной полиции советской расположенной рядом Drozhzhino в Ленинском районе , Московской области , с 1938 по 1953 гг.

Бутово был использован для массовых расстрелов и массовых захоронений во время Иосифа Сталина «с Великой Чистки , с 20,761 заключенных различных национальностей документированных , как транспортируется к месту и выполняется НКВД и его правопреемниками органов. [1] [2] Точное число казненных в Бутово остается неизвестным, поскольку были рассекречены лишь отрывочные данные . [3] Известные жертвы в Бутово: Густав Клуцис и Серафим Чичагов ; Кроме того, более 1000 представителей русского православного духовенства . [4]

Русская Православная Церковь взяла на себя право собственности на Бутово в 1995 году, ввод в строительство крупного России возрождения храма - памятника и братской могилы мемориальный комплекс можно посетить ежедневно.

СОДЕРЖАНИЕ

Бутово впервые упоминается в исторических текстах в 1568 году , как принадлежащий Федор Drozhin, с боярином из Ивана Грозного и район к югу от Москвы было занято небольшое поселение Kosmodemyanskoye Drozhino (названный в честь святых Космы и Дамиана ) до 19 - го века. В 1889 году хозяин усадьбы Н. М. Соловов превратил ее в большой конный завод с конюшнями и ипподромом . Его потомок, И.И. Зимин, после Октябрьской революции подарил ферму большевикам в обмен на право бежать из страны, а затем ферма перешла в собственность Красной Армии . [5] В 1920х годах, Красная Армия уступила место, теперь официально названный Бутово послесоседний города, к ОГПУ , в тайной полиции в СССР , как сельскохозяйственная колония. В 1934 году, после того как ОГПУ вошло в состав НКВД в 1934 году, часть владений была обнесена высоким забором и преобразована в небольшой огневой тир .

8 августа 1937 года из московских тюрем в Бутово был доставлен первый 91 пострадавший. [1] В течение следующих 14 месяцев 20 761 человек были казнены и впоследствии похоронены на этом месте, а еще от 10 000 до 14 000 расстреляны и закопаны на близлежащем полигоне Коммунарка, расположенном в 5 милях (8,0 км) к северо-западу. [8] В среднем, во время Великой чистки казнили по 50 человек в день, в некоторые дни казней не было, а в другие расстреливали сотни человек. [1] Записи показывают, что самым загруженным днем ​​было 28 февраля 1938 года, когда были казнены 562 человека. [9]

Последние 52 жертвы сталинских чисток были казнены в Бутово 19 октября 1938 года. [1] После 1938 года Бутово больше не использовалось как место массовых казней, но продолжало использоваться для захоронения казненных в московских тюрьмах. Немецкий военнопленный лагеря был создан около Бутово во время Второй мировой войны , и заключенные были использованы в качестве принудительного труда построить Варшавское шоссе . Тех, кто был слишком болен или истощен, чтобы работать, расстреливали и бросали в бутовские рвы. [10] В комендатуре офис «ю.ш. расположена всего в 100 метрах от погребальных рвов, а затем стал пристанищем для старших офицеров НКВД часто посещает Берии. [11] Тем не менее казни продолжались в близлежащих местах, таких как Сухановка и Коммунарка, по крайней мере, до 1941 года и, вероятно, до 1953 года. [8]

Статус Бутово как главного места казни означал, что многие известные люди были убиты и похоронены на этом месте, в том числе советский военачальник Айк Бжишкян ; Царский государственный деятель Владимир Джунковский ; художник Александр Древин , киноактриса Мария Лейко и фотограф Густав Клуцис , которые все были латышами; Православный епископ Серафим Чичагов и князь Дмитрий Шаховской ; бывший Председатель Госдумы Федор Головин ; первый русский летчик Николай Данилевский; полярный исследователь Отто Шмидт; композитор Михаил Хитрово-Крамской; физик-теоретик Ганс Хельманн; пять царских генералов и представители русских дворян, таких как Ростопчины, Тучковы, Гагарины, Оболенские, Олсуфиевы и Бибиковы. [19]

Многие члены Коммунистической партии Германии (КПГ) также были среди жертв, например, Герман Таубенбергер и Вальтер Хениш , которые, как сообщается, были преданы НКВД, с явным одобрением лидеров КПГ Вильгельма Пика и Вальтера Ульбрихта застрелили более двухсот человек. , по Венер , тогда еще членом КПГ Политбюро .

Бутовский полигон

Ворота Бутовского полигона


Эти люди были расстреляны в течении очень короткого периода времени, с августа 1937г. по октябрь 1938, а полигон функционировал с 34 по 53 год…
Те, о ком мы знаем – мужчины и женщины в возрасте от 14 до 82 лет, представители 73 национальностей, всех вероисповеданий, всех сословий, но большинство из них, простые рабочие и крестьяне – русские православные люди.

Около 1000 человек, из числа погребенных в Бутово, пострадали как исповедники Православной Веры, более трехсот, сегодня прославлены в лике святых.


Массовые расстрелы, явившиеся следствием приказов наркома НКВД Ежова, на Бутовском полигоне начались 8 августа 1937 г. В тот день был казнен 91 человек.


Этот человек подписал приказ о массовом расстреле свыше 21 ты людей



Всю широко масштабную операцию по репрессированию предлагалось провести за четыре месяца (по том она еще дважды продлевалась).


И.М.Михайлов, 3.В.Боксберг, А.Г.Исупов, Б.Н.Чигаев, С.С.Тучкова, В.А.Амбарцумов, В.А.Малахов

Затем исполнители шли в комендатуру, где от руки заполняли бумаги, в конце акта о приведении приговоров в исполнение ставили свои подписи. После всех необ ходимых формальностей полагался обед, после чего исполнителей, обычно мертвецки пьяных, увозили в Москву. К вечеру на месте казни появлялся человек из местных; он заводил бульдозер, стоявший для этих целей на полигоне, и тонким слоем земли присыпал трупы. На следующий день расстрелов все повторялось сначала.


Памятный крест на месте раскопок. Столбиками отмечены края рва

Ведут на расстрел


Захоронено 20 760 человек.


Подавляющее большинство расстрелянных (80 85%) были люди беспартийные; около половины из всех имели низшее образование. Одним словом, это были люди,далекие от политики. Здесь расстреливали и 15–16летних мальчишек и 80летних стариков.



Д.Г.Милов, Р.О.Ружанский, Джао-Ин-Чуан, М.В.Рогаткина, В.Ф.Баринов

Схема основных захоронений


Священнослужитель Амвросий



Это список священнослужителей, расстрелянных в Бутово. Только священники.


Впервые для родственников ворота Бутовского полигона открылись 7 июня 1993 г. Через 60 лет после массовых расстрелов.. Сколько лет понадобилось, чтобы получить разрешение на эту поезд ку.

Только в 2001 году Постановлением Правительства Московской области Бутовский полигон объявлен памятником истории и культуры местного значения..

Своеобразный рекорд полигона - 582 расстрела - приходится на 28 февраля 1938 года.



Колючая проволока осталась до сих пор

Поклонный крест привезенный водным путем из Соловков и установленный в 2007 году на Бутовском полигоне возле Церкви Новомучеников и Исповедников Российских

От 13 до 82

Возглавляет сонм бутовских новомучеников митрополит Санкт-Петербургский Серафим (Чичагов). Человек из древнего аристократического рода, давшего отечеству нескольких полярных исследователей и адмиралов. Боевой офицер, за храбрость, проявленную на русско-турецкой войне во время штурма Плевны, награжденный золотым оружием с дарственной надписью от Императора. Впоследствии он стал духовным чадом св. прав. Иоанна Кронштадтского, по его благословению принял сан и стал простым приходским священником. Будущий митрополит Серафим также известен тем, что написал Серафимо-Дивеевскую летопись, благодаря которой был прославлен преподобный Серафим Саровский. В благодарность за написание летописи, митрополит Серафим сподобился явления прп. Серафима. В 37-м году, когда его расстреляли, митрополиту Серафиму было 82 года. Чтобы доставить его в тюрьму, пришлось вызывать скорую помощь и пользоваться носилками — ходить самостоятельно митрополит Серафим уже не мог. Это самый старший по сану и по возрасту из расстрелянных на Бутовском полигоне. По свидетельским показаниям, захоронения расстрелянных и умерших в московских тюрьмах производились на полигоне вплоть до начала 50-х годов.

На месте расстрела – клубничные грядки

В конце 80-х было издано несколько актов о восстановлении памяти погибших в годы репрессий, в том числе постановление Верховного Совета. В нем указывалось, что местные советы народных депутатов и органы самодеятельности должны помогать родственникам пострадавших в деле восстановления, охраны и содержания мест захоронений. На основании актов и закона о реабилитации в начале девяностых в разных регионах были проведены мероприятия по восстановлению памяти репрессированных. Мероприятиями предусматривались архивные исследования, поиск мест захоронения, и приведение их в порядок. Но механизм финансирования актами предусмотрен не был, поэтому в разных регионах закон выполнялся (или не выполнялся) по-разному.

В 1992 году в Москве была создана общественная группа по увековечению памяти жертв политических репрессий под руководством Михаила Миндлина. В тюрьмах и лагерях он провел в общей сложности более 15 лет, и только благодаря своему недюжинному здоровью и сильному характеру остался жив. В конце жизни (ему было уже за 80) он решил заняться увековечиванием памяти жертв террора.

Благодаря обращениям Миндлина в архиве КГБ были обнаружены 11 папок с актами о приведении в исполнение приговоров. Сведения достаточно краткие — фамилия, имя, отчество, год и место рождения, дата расстрела. Место расстрела в актах указано не было, однако на листах имелись подписи ответственных исполнителей. По распоряжению начальника управления КГБ по Москве и Московской области Евгения Савостьянова провели расследование с целью обнаружить места захоронения. В тот момент были еще живы несколько пенсионеров НКВД, которые работали в конце 30-х. В том числе комендант хозяйственного управления НКВД по Москве и Московской области. Комендант подтвердил, что основным местом расстрела являлся Бутовский полигон, и там же производились захоронения. По подписям исполнителей он определил, что они работали именно в Бутове. Таким образом, удалось привязать списки к полигону. Территория захоронений (около 5.6 га в центральной части полигона) на тот момент принадлежала ФСК (ФСБ) и находилась под круглосуточной охраной. Участок был огорожен забором с колючей проволокой и охранялся, внутри были разбиты несколько клубничных грядок и яблоневый сад. Вокруг бывшего полигона расположился дачный поселок НКВД. По инициативе Михаила Миндлина с помощью правительства Москвы на территории полигона был установлен каменный памятник.

Скромное почитание

Весной 94-ого информацию о существовании полигона группа передала Церкви. Сведения сообщили через внучку митрополита Серафима Варвару Васильевну. В советское время доктор технических наук, профессор Варвара Черная (Чичагова) работала над космическими скафандрами. Именно она создала материал для скафандра, в котором летал в космос Юрий Гагарин. Впоследствии Варвара Васильевна приняла постриг с именем Серафима, и стала первой настоятельницей вновь открытого Новодевичьего монастыря.

Прочитав рапорт о Бутове, патриарх Алексий II поставил на нем свою резолюцию о строительстве там храма-часовни. Восьмого мая 94 года на полигоне был освящен памятный крест и совершена первая соборная панихида по убиенным. Вскоре родственники пострадавших в Бутове обратились к патриарху Алексию II с просьбой благословить их создать общину и начать строительство храма. В 1995 году место захоронений передали Церкви.

Каменный храм является одновременно и частью мемориального комплекса. Внутреннее пространство включает в себя реликварий, в котором хранятся личные вещи убитых: одежда, молитвословы, письма. А в цокольном этаже храма открыт музей: предсмертные фотографии пострадавших в Бутове и вещи, найденные в погребальном рву. Обувь, отдельные детали одежды, резиновые перчатки, гильзы и пули — все это, естественно, находится в ветхом состоянии. Зато фотографии говорят о многом. За холодными цифрами сложно рассмотреть реальные жизни. Но когда заглядываешь в глаза этих, еще живых людей – вот в этот момент история из абстрактной становится личной. На полигоне покоится больше 20 тысяч таких личных историй.

Потомки офицеров КГБ и работников Бутовского полигона живут в дачном поселке по соседству с местом расстрела. Членов бутовской церковной общины дачники называют захватчиками.

Покаяние — это сравнительный анализ

Как доехать на Бутовский полигон

*
*
*
*
*
*


Мы беседовали с директором мемориального научно-просветительского центра Бутово Игорем Гарькавым.

Разговор шел о музее на месте расстрельного Бутовского полигона, а также о том, как в России сохраняется память о советских репрессиях, почему это важно, и какова роль Церкви в этом. Игорь ответил, как и почему он начал заниматься увековечиванием памяти пострадавших в годы репрессий, и в чем он видит основную задачу музея.

А. Пичугин

И. Гарькавый

- Здравствуйте, Алексей, здравствуйте, дорогие радиослушатели.

А. Пичугин

И. Гарькавый

- Да, Алексей, вы правы, то есть какие-то посетители на территории памятника истории Бутовского полигона есть, у нас открыта территория захоронений, открыты храмы, в них тоже можно зайти, можно посмотреть те экспозиционные материалы, те планшеты информационные, которые выставлены на территории Бутовского полигона, но вот музей памяти пострадавших, он пока еще закрыт на карантин в связи прежде всего с тем, что мы, как правило, работаем с организованными группами, то есть у нас пока нет еще инфраструктуры, необходимой для приема индивидуальных посетителей и это значит, что если групп нет, то мы, в общем-то, и не работаем с посетителями, а группы сейчас до сих пор еще это большой вопрос, то есть чтобы из других регионов люди приехали на автобусе, все-таки нужно преодолеть некоторые предубеждения, да, действительно есть риск того, что во время такого путешествия человек может заболеть коронавирусом, поэтому, конечно, пока еще таких организованных групп именно в музее у нас практически нет и мы думаем, что пока не завершатся эти противокоронавирусные мероприятия в полной мере, конечно, музей не будет открыт. Ну а на территории у нас бывают небольшие группы паломников и в этом смысле постепенно жизнь как-то возобновляется, но, конечно, не в прежнем объеме.

А. Пичугин

И. Гарькавый

А. Пичугин

- Я никогда, кажется, вас не спрашивал, несмотря на то, что в разных проектах мы с вами работали, сотрудничали: а почему тема важна для вас лично, как вы вообще начали заниматься темой увековечивания памяти людей, пострадавших в годы репрессии?

И. Гарькавый

А. Пичугин

И. Гарькавый

А. Пичугин

- Почему-то фисгармонь там видится, это что-то такое, лесковское…

И. Гарькавый

А. Пичугин

- Ну, я думаю, что ни один человек в мире все равно не заслуживает наказания расстрелом на Бутовском полигоне.

И. Гарькавый

- Ну такого уж точно, да. И мы показываем, что, на самом деле, то ,что можно прочитать в документах следствия, в архивно-следственных делах, если говорить о том, как эти документы существуют сейчас, в современных архивах, это некая идеологическая мифологема, это то, что большевики пытались объяснить сами себе, потому что, конечно, эти документы были секретными, они не предназначались для широкого круга пользователя, но тем не менее все-таки с ними соприкасались и следователи, работники прокуратуры в дальнейшем, вот эти документы, они как бы обосновывают выбор, сделанный властью, а власть делала выбор - этих людей найти и уничтожить. И уничтожали их по определенным социальным характеристикам, как членов определенных культурно-социальных групп, то есть речь шла не о том, чтобы конкретно вот каждого человека найти и уничтожить за то, что он сделал – нет, речь шла именно о том, так сам оперативный приказ 00447, с которого началась эта страшная бойня, он это и постулирует.

А. Пичугин

- А кем был этот приказ издан, я так понимаю, что он из недр НКВД выходил?

И. Гарькавый

А. Пичугин

А. Пичугин

И. Гарькавый

А. Пичугин

И. Гарькавый

- Да, и был штатным архитектором Святейшего правительствующего Синода, но тут очень интересно, что сам-то храм, слава Богу, сохранился и теперь является подворьем Троице-Сергиевой Лавры, но все интерьеры его были варварски уничтожены и вот единственное, где можно увидеть сейчас иконы, иконостас практически был завершен Комаровским – это на фотографии, где он сидит в своей мастерской, а за его спиной уже стоят написанные им иконы для иконостаса храма Сергия Радонежского на Куликовом поле. Вот эти иконы были в 40-м году вынесены из храма, сложены в стопку и сожжены, все…

А. Пичугин

- Прямо там, на Куликовом поле, да?

И. Гарькавый

А. Пичугин

- Да, которые были впоследствии закрыты сеткой и замазаны штукатуркой.

И. Гарькавый

- Вот, это тоже Юрий Александрович Олсуфьев, судя по воспоминаниям его коллег, нет, конечно, официальных документов на эту тему, слава Богу, что нет, это было сделано тайно, но работающий тогда в мастерских Грабарей Юрий Александрович Олсуфьев, выполняя приказ советского руководства об уничтожении икон этих надвратных, он вместо того, чтобы их уничтожить, распорядился проложить железную сетку и по верху этой сетки сделал штукатурку с кладкой и никто не знал, мы все думали, что там ничего нет, а когда стали искать следы этой иконописи, сняли эту сетку и сняли эти кирпичи - и вот мы с вами видим Спаса Смоленского у входа в Кремль над Спасской башней, и вот это еще один подвиг. Я уж не говорю о другой очень интересной истории – это голова преподобного Сергия.

А. Пичугин

И. Гарькавый

А. Пичугин

- Такой был уровень сотрудников.

И. Гарькавый

- Да, но все-таки Михаил Николаевич был тоже расстрелян на Бутовском полигоне.

А. Пичугин

Читайте также: