Что посетить в тибете

Обновлено: 15.09.2024

С.Л. Кузьмин: Блоги – вещь, чуждая мне. Известно, что в них встречаются экстремистские материалы. Один из них – рассматриваемая статья: она направлена на возбуждение ненависти и вражды по признаку отношения к религии (а именно, к одной из традиционных религий России). Причем для этого использованы материалы из-за границы: они впервые появились в КНР во времена правления Мао Цзэдуна и с тех пор распространяются по разным странам.

Потому что надо читать историю, а не выполнять политические заказы. Тогда можно узнать, что, несмотря на отсутствие современного оружия, сопротивление китайской оккупации было долгим и упорным: поднялась значительная часть тибетского народа, повстанцы контролировали целые районы, а партизанские действия длились в общей сложности почти 20 лет.

Недовольство продолжается до сих пор – теперь уже в виде самосожжений. По заявлениям китайских властей, тибетцы делают это по наущению из-за границы. Какой здравомыслящий человек такому поверит? Тем более, в доказательство приводятся лишь выбитые в тюрьме признания, а китайские власти делают все, чтобы скрыть от мира правду.

В январе 1913 г. Далай-лама ХIII своим указом вообще отменил эти наказания, оставив смертную казнь и ампутацию лишь за особо тяжкие преступления. С тех пор ампутация практиковалась редко. Например, последним ослеплен был министр Луншар в 1934 г., причем долго не могли найти человека, который помнил бы эту технологию.

В эти детали китайская и прокитайская пропаганда не вдается. Взамен предлагаются искажения фактов, картинки орудий пыток, сохранившихся со стародавних времен и т.п. А ведь в тибетских монастырях (в наши дни в основном в Индии и Бутане) можно увидеть старинные луки, копья и кольчуги – может быть, их тоже использовали тибетцы в 1950-х гг.? Это не менее логично, чем выдавать старинные орудия пыток за новые, или фотографировать в старых тюрьмах свежепринесенных скорпионов.

Однако не буду уподобляться пропагандистам. Правда это или нет, я не знаю, т.к. вопрос этот не изучал.

Что касается обычаев погребения, то авторы должны были бы знать, что у каждого народа, тем более живущего в особых климатических условиях, могут быть свои, особенные обычаи, которые не могут и не должны быть предметом осуждения или, тем более, иронизирования.
В целом же представленный материал представляется заказным и, по-видимому, щедро оплаченным, а отнюдь не результатом глубоких научных исследований добросовестных авторов. В любом случае, для доказательства любой версии развития событий в любой части мира использование недобросовестно подобранных, не подтвержденных ссылками на источники материалов можно считать, по меньшей мере, непорядочным.

АТ: Вообще нет ничего странного, если один тибетец несёт другого – взглянем на современную фотографию:

Фото 1а. Тибет, 2005 г. Архив АТ.

Фото 1а. Тибет, 2005 г. Архив АТ.
Фото 1а. Тибет, 2005 г. Архив АТ.

АТ: Да, арестантов иногда выпускали из тюрьмы в колодках. Ну и что? Лучше уж погулять по базару в колодках, чем сидеть в современном СИЗО.

СК: Напомню, что рабов в Тибете не было. Инструмент для ослепления сделан до ХХ в. Про этого человека говорили, что его ослепили то ли повстанцы за сотрудничество с китайцами, то ли хозяин. Говорят, в 1960-х гг. его всегда показывали иностранцам. – Справа сверху – плети. Верно: они применялись и в 1950-х гг. (для справки: в Великобритании розги в школе отменили только в 2003 г.). Справа снизу – не знаю что. Где-то читал, что это средства для переноса грузов. А может, и для сдавливания пальцев. Сделаны, похоже, давно, когда и где применялись – неизвестно.

АТ: Что за штуки внизу – не знаю, может быть, устройство для сдавливания пальцев? Была такая китайская пытка… Во всяком случае, неизвестно кем и когда это применялось.

Вот их фото с другого ракурса (фото 3 б и 3в):

АТ: Некоторые палатки на этой фотографии выглядят очень современно. Непохоже, что это старая фотография. Таких городков бомжей много на Востоке; даже в Японии я видел 5 лет назад, да и у нас, около Петербурга, по витебской ж/д.

СК: Интересно, зимой (при минусовых температурах) они жили там же? И не вымерзли – назло хозяину? Если серьезно, это просто нищие. Их и сейчас хватает в Тибете. Грустно вспомнить, как они иногда бросаются всем телом на горсть мелочи на асфальт, чтобы не успели схватить собратья по несчастью…

АТ: И в Индии можно таких нищих увидеть…

СК, АТ: Это просто старый бедняк. Таких можно увидеть в странах Азии, где нет рабства.

Правда о Тибете, или – так вот ты какая, Шамбала


Фото 7. «Рабыня держит руку мужа, отрубленную перед тем, как его похоронили заживо“

АТ: По фотографии похоже, что это вообще не отрубленная рука (засохшие руки чернеют, как можно видеть на фото 4), а религиозный символ, какие и сейчас встречаются в китайских буддийских храмах:

Фото 7а. Гонконг, 2008 г. Фото АТ.

Фото 7а. Гонконг, 2008 г. Фото АТ.
Фото 7а. Гонконг, 2008 г. Фото АТ.

СК, АТ: Это заключенные одной из тюрем. Их иногда выпускали скованными, чтобы ходили по городу и получали подаяние. В старом Тибете было всего две тюрьмы и всего несколько десятков заключённых. В современном Большом Тибете десятки тюрем и зон. Заключенных – число их громадно – тоже держат в кандалах, иногда подолгу.

СК: Нищий ребенок, страдающий крайней дистрофией.

АТ: После подавления китайской армией тибетского народного восстания в стране начался голод, от которого по разным сведениям умерли десятки или сотни тысяч тибетцев. Вероятно, фотография сделана в это время.

Правда о Тибете, или – так вот ты какая, Шамбала

СК: Неизвестно, чья рука, кто, когда и при каких обстоятельствах ее отрубил. Из китайских источников мне известно лишь, что это скотовод Пемо Хонгчин.

СК: Бедняки за едой.

АТ: Что они хотели сказать этой фотографией? У нас крестьяне на сенокосе тоже так едят, ну и что?

СК: Женщин, столь рано состарившихся, мне доводилось видеть в советской глубинке…

АТ: А я не уверен, что ей 35.

СК: Похоже, все тот же слепой, что на фото 2. Фотография, скажем так, очень похожего человека есть во многих китайских публикациях. Везде он рассказывает, как его ослепляли. Его называют то рабом, то крепостным, то скотоводом.

СК: Комментарий тот же, что к фото 4 (только без логотипа Синьхуа). Помнится, в одной китайской книге его называли скотовод Дуйто из Амдо, которому якобы отрубил ногу племенной вождь.

СК, АТ: Два человека стоят и с кем-то говорят. Что такого? Зато в современной КНР тибетцы нищенствуют, например, вот так:

Статьи по теме:

Маршрут нашего путешествия в Тибет начинался в Непале. Местом сбора группы был город Катманду столица Непала. Вместе с гидом Смирновым Семёном наша группа состояла из 10 человек.

Тур в Тибет


Фото группы

За два дня, которые мы провели в Катманду до отлёта в Тибет, мы посетили места, являющиеся обязательными для туристов и тех, кто впервые в Непале. Это позволяет познакомиться и немного понять культуру народов населяющих Непал. Для некоторых европейцев окружающая действительность поначалу вызывает небольшой культурный шок, но спустя несколько дней большинство путешественников относится к этому уже спокойно.

Тур в Тибет и Непал


Площадь Дурбар

Я уже бывал в Непале, и из того что я видел в Катманду мне более интересны и созвучны места, где находится ступа Сваямбунатх и комплекс Пашупатинатх. Расскажу немного об этих местах.

Тур в Тибет и Непал

Тур в Тибет


Ступа Свямбунатх

Ступа Сваямбунатх расположена на вершине холма. Примечательно, что это место почитается в индуизме, буддизме и религии Бон. Первые святилища на этом месте согласно легендам появились очень давно. Здесь на этом месте религии мирно сосуществуют друг с другом: есть индуистский храм и буддистские святыни принадлежащие разным школам. Пуджари из индуистского храма может благословить буддистского монаха и это выглядит органично.

Тур в Тибет и Непал


Индуист благословляет буддиста

Тур в Тибет и Непал


Пашупатинатх

Тур в Тибет и Непал


Статуя Буйвола напротив храма Пашупатинатх, на котором ездил Шива

Тур в Тибет


Площадки для кремации тел умерших

Тур в Тибет


В ожидании кремации

Поднявшись выше Пашупатинатха по течению можно увидеть пещеры, в которых бывали и медитировали Марпа и его ученик Тилопа. На этом наше пребывание в Катманду заканчивалось.

Тур в Тибет и Непал


Пещера Тилопы

На следующий день мы вылетали в Тибет, в Лхасу. Пролетая над Гималаями, нам посчастливилось увидеть вершину самой высокой горы на земле – Эверест.

Тур в Тибет


Вершина горы Эверест

По прилёту в Лхасу, сразу же погрузившись в автобус, мы поехали в место, где находиться буддийский монастырь Самье. Рядом с монастырём находиться гора по легенде именно здесь происходил поединок между Падмасабхавой и бонским жрецом, в результате которого Падмасабхава победил. Лично мне трудно представить, что просветлённый Падмасабхава и, не менее просветлённый бонский жрец могли соперничать друг с другом. Здесь на вершине есть хороший храм защитников.

Тур в Тибет


Храм защитников

С вершины открывается красивый вид на монастырь Самье, который построен в виде мандалы. Монастырь большой и красивый, в некоторых храмах монастыря ведутся восстановительные работы. Первое чувство которое испытываешь входя в главный храм монастыря - это мощь и она физически ощущается. И вообще с этого места у меня появилось ощущение - я в Тибете и я как то успокоился - все приехал. В комнате защитников над дверью находится часть чучела питона. Откуда его взяли - для меня это загадка! Вероятно, привезли из Индии. Правда, фотографировать его не разрешили. Зато в других местах фотографировать было можно. Для тех, кто будет в Тибете: монастырь Самье, по моему мнению, обязателен для посещения.

Тур в Тибет


монастырь Самье

Тур в Тибет


Монастырь Самье, в главном храме

Тур в Тибет


Монастырь Самье, храм защитников

Дальше наш путь лежал в Лхасу столицу Тибета. В настоящее время в Лхасе ведётся интенсивное строительство, и Лхаса становится современным городом. Влияние Китая не заметить трудно. Дворец Далай Ламы Потала сейчас является музеем. Раньше в нем были сосредоточены духовная и светская линии власти Тибета. Посетителей много и это не удивительно. Другое значимое место в Лхасе - это монастырь Джоканг, который не утратил своего значения. В нем живут монахи и ведутся службы. По легенде, на месте где находится монастырь Джоканг, раньше было озеро. Дворец Далай Ламы Потала и монастырь Джоканг, наряду с монастырём Самье, являются сильными местами, которые мы посетили, несмотря на то что во дворце Далай Ламы нет монахов и религиозные обряды не проводятся. Но, по моему мнению, религиозные сооружения и те артефакты, которые в них находятся нужно использовать по их прямому назначению и теми, кто умеет это делать. Иначе они могут превратиться в экспонаты. Примеров этому много. В западных музеях артефактов и предметов культа, которые стали экспонатами - масса. Религия не должна быть застывшей и отделённой от людей. Она должна жить и служить на благо людям. Тогда духовные традиции будут сохранены и приумножены.

Тур в Тибет


Лхаса

Тур в Тибет


Потала - Дворец Далай Ламы

Тур в Тибет


Простирающиеся перед входом в монастырь Джоканг

Монастырь Драк Йерпа кроме буддизма связан и с религией бон, которая была основной религией Тибета до прихода буддизма. Пещеры, в которых в практиковали бонские мастера, находятся выше основного монастыря. Чтобы добраться до них нужно затратить около двух дней и необходимо снаряжение, как сказал наш тибетский гид. Думаю, уже ни для кого не секрет, что тибетский буддизм стал таким, какой он сейчас есть еще и благодаря тому, что многое перенял от религии бон. Конечно, этот процесс был взаимным. Говорят, что сверху местность, где располагается монастырь, напоминает по очертаниям фигуру богини Тары. Здесь есть место для ритуала небесных похорон. Насколько я знаю, китайские власти запрещают тибетцам проводить этот ритуал.

Тур в Тибет


Драк Йерпа

Тур в Тибет


Драк Йерпа, в одной из комнат монастыря

Следующая точка нашего путешествия - монастырь Пелкор Чоде и ступа Кумбум. В монастыре хорошая комната защитников, лица некоторых защитников закрыты. Их открывают только в какие то важные моменты, Когда это происходит, решают в монастыре. Я попробовал сфотографировать лицо одного защитника, но фотоаппарат не смог сфокусироваться. Ступа Кумбум имеет 108 комнат, в каждой комнате находится статуя божества, символизирующего тот или иной аспект божественной природы.

Тур в Тибет


Комната защитников монастыря Пелкор Чоде

Тур в Тибет


Ступа Кумбум

Монастырь Шигадзе резиденция Панчен Ламы второго по значимости духовного лица после Далай Ламы. В настоящее время его местонахождение достоверно не известно.

Тур в Тибет


Монастырь Шигадзе

Добравшись до озера Манасаровар, мы, оставив вещи в гест хаусе, пошли прогуляться на озеро. На подъезде к озеру Манасаровар впервые появляется священный Кайлас. В нашей группе был геолог Юлия Волкова из С-Петербурга. Если возникали вопросы, касающиеся геологии, всегда можно было узнать мнение специалиста. Озеро Манасаровар по словам Юлии с геологической точки зрения имеет ледниковое происхождение. Оно очень красивое. Его окраска меняется в зависимости от освещения. Вода в озере прохладная, но некоторые из нас окунулись. Было здорово! Рядом с озером на вершине горы находится монастырь Чиу, в котором есть пещера, где так же бывал Падмасабхава и оставил отпечаток ноги. Падмасабхава почтил своим присутствием много мест. Он не только один из самых почитаемых святых в буддизме, но и великий путешественник. Рядом с монастырём находятся горячие источники, в которых за умеренную плату можно принять ванны. Вполне комфортно! В прямой видимости от озера Манасаровар находится озеро Ракшас.

Тур в Тибет


Озеро Манасаровар

Тур в Тибет


Монастырь Чиу

Тур в Тибет


Горячие источники на Манасароваре, вдали виден Ракшас

На следующий день мы выехали в Дарчен. Дарчен - место куда стекаются паломники со всего Тибета и других стран. Это последняя остановка перед началом коры. Внутреннее волнение достигает максимума! Завтра начнется кора, то ради чего мы все сюда приехали. В каждой религии есть свои значимые места, посещение которых оказывает мощное воздействие на человека. В исламе - это совершение хаджа, в христианстве - посещение мест связанных с жизнью Иисуса Христа, в индуизме, буддизме и религии бон одним из таких мест является гора Кайлас и совершение обхода вокруг Кайласа. Многие верующие, особенно из Индии и других стран, готовятся к этому не один год. Район Кайласа до сих пор труднодоступен в силу различных обстоятельств, включая его отдалённость и действие китайских властей, которые периодически закрывают доступ к священной горе. Совершение обхода лучше делать не в зимний период. О том, что такое Кайлас и прилегающая к нему местность известно с давних времён. По моему мнению, символ Кайласа можно увидеть в каждом индуистском храме – это Шивалингам. Если посмотреть на район горы сверху, сомнения отпадают сами собой. И то, что Шивалингам поливают молоком во время ритуалов… Вспомните о молочных реках! В индуизме, буддизме, джайнизме и религии бон - это место является местом обитания Божеств. Легенды о мироустройстве то же указывают на это место. Тут выдумывать ничего не надо! Просто нужно прочитать, что говорят об этом месте в религиозных текстах. Тем более, что данная информация не является секретом.

Тур в Тибет


Контрольно-пропускной пункт, начало коры

Проснувшись и позавтракав затемно, пройдя по центральной улице Дарчена, дойдя до его окраины, мы вышли на тропу. Начинало светать. Вместе с паломниками наша группа начала свой путь. Буддисты делают обход по часовой стрелке, представители религии бон - против часовой стрелки. Отношение к религии бон до сих пор у некоторых людей негативное. Это связано с неосведомлённостью и зачастую неверной информацией о религии бон. Мы шли по часовой стрелке, трудно собрать группу из тех, кто хочет пройти кору в традиции бон. Высота около 5000 метров, сильных перепадов и подъёмов в первый день нет, буду говорить о своих ощущениях. Конечно, это не легкая прогулка, и ходьба требует усилий – все-таки сказывается высота. Но идти можно вполне комфортно, если нужно, то можно остановиться и отдохнуть. Лучше выбрать свой ритм ходьбы, организм сам настроится.

Тур в Тибет


Кладбище 84 Махасиддхов

Тур в Тибет


Западное лицо Кайласа

Тур в Тибет


Камень Седло Тары

К вечеру мы достигли места рядом с монастырём Дирапук. Ночевали в кемпинге. Здесь было видно уже северное лицо Кайласа. Усталость от пройденного пути чувствовалась. После того, как мы расположились и поужинали, я лёг спать. В теле чувствовался легкий жар. Спал нормально.

Тур в Тибет


Северное лицо Кайласа

Тур в Тибет


Тибетка пролазит сквозь камень перед перевалом Дролма

Тур в Тибет


Кладбище перед перевалом Дролма

Тур в Тибет


Перевал Дролма

Тур в Тибет


Скала Топор Кармы

Пройдя перевал тропа, постепенно спускается вниз в долину. А чуть дальше становиться шире. Это уже дорога. Идти становится легче. К вечеру мы дошли до монастыря Зутрулпук и остановились на ночлег в кемпинге недалеко от монастыря. Утром мы поднялись к монастырю Зутрулпук - он связан с пребыванием в нем Миларепы. Здесь есть пещера, в которой он медитировал. Думаю, что в ней медитировало много святых, поэтому нужно посещать такие места! Сам монастырь небольшой. В настоящее время в нем идёт ремонт. В нем, наконец, у меня приняли бутылку с водкой, которую я носил с собой все путешествие. Как только я показал её монаху, он жестом показал мне – оставляй! Дело в том, что водка и алкоголь используется в ритуалах подношения духам. Из дома я взял с собой 3 бутылки и думал поднести в монастыре. Одну я отдал монаху Дондупу из монастыря Менри, а в других монастырях как- то не получалось. После монастыря мы продолжили путь в Дарчен, где завершается кора.

В конце хочу сказать, что посещение таких мест как Кайлас меняет людей, их отношение к окружающему миру, людям. Может быть, кому-то требуется больше времени, кому-то меньше. Когда мы уезжали из Дарчена, у меня было чувство лёгкой грусти. Мне нравятся Гималаи! Я здесь себя чувствую очень хорошо! Желаю всем нам относиться с уважением друг к другу, любви и скорейшего просветления. Тем, кто хочет побывать в Тибете и увидеть Кайлас, желаю осуществить свои мечты!

Тур в Тибет


Моя фотка

Когда я ещё только собиралась в Индию, в моих, и без того грандиозных планах, было обязательное посещение Маленького Тибета, расположенного в штате Карнатака. Очень хотелось своими глазами увидеть жизнь тибетских монахов.
На экскурсию Маленький Тибет мы попали на обратном пути из заброшенного города Хампи.
Маленький Тибет - это деревенька в штате Карнатака, расположенного к северу от Гоа. Это центр тибетского буддизма, в котором живет несколько тысяч монахов - мужчин, женщин, детей.
Первое, что мы посетили - это мужской монастырь.

Это ворота мужского монастыря.

Экскурсия Маленький Тибет (Индия, Карнатака) фото

Здесь нам удалось заглянуть внутрь и краем глаза взглянуть, как проходит служба.


Множество молодых монахов сидели на полу огромного зала на специальных ковриках, а учитель что-то выкрикивал на непонятном языке.

Экскурсия Маленький Тибет (Индия, Карнатака) фото

Чтобы попасть внутрь, пришлось подождать, пока у монахов будет "перемена". ))
Главный вход в мужской монастырь украшен множеством фресок. За то время, пока мы ожидали начала перемены, была возможность внимательно их рассмотреть.

Экскурсия Маленький Тибет (Индия, Карнатака) фото

Каждая из этих фресок несет в себе глубокий смысл и имеет определенную трактовку.

Экскурсия Маленький Тибет (Индия, Карнатака) фото

Вот у этого мутанта, например, человеческие руки, рога коровы, клюв орла. какая-то горючая смесь. не знаю, что она обозначает. ((

Экскурсия Маленький Тибет (Индия, Карнатака) фото

К сожалению значения этих фресок я уже просто не помню. Да и, честно говоря, даже гид не знал полного их значения.

Вот, например, странный рисунок - переход от серого слона к белому. причем снизу вверх. Одновременно со слоном меняется и сам человек. Возможно, это означает какой-то рост человека, что-то типа из грязи в князи. Но это только мои догадки.

Экскурсия Маленький Тибет (Индия, Карнатака) фото

А вот это - тибетский календарь. Он также украшал главный вход монастыря.

Экскурсия Маленький Тибет (Индия, Карнатака) фото

А это достаточно известная буддистская фреска - Шесть миров Колеса Сансары. Она имеет достаточно интересную и сложную трактовку. Кому интересно - её всегда можно найти в интернете. Почитать это будет, действительно, очень интересно.

Экскурсия Маленький Тибет (Индия, Карнатака) фото

Около входа в здание монастыря можно наблюдать кучу тапочек разного фасона и размера.

Экскурсия Маленький Тибет (Индия, Карнатака) фото

В Индии нужно обязательно снять обувь перед входом в подобное заведение, дабы не осквернить священное место. Это нужно делать не только перед входом в монастырь, в храм, часовню, но и в некоторые кафешки. Я, как человек немного предусмотрительный, всегда носила носочки в сумочке. Поэтому тем, кто отправляется в подобное путешествие и боится грибка стопы - советую. ))

После получаса ожидания и рассматривания фресок перемена все-таки наступила.
Из зала стали выходить сначала взрослые монахи - думаю, учителя, а потом молодежь. ))

Экскурсия Маленький Тибет (Индия, Карнатака) фото

Экскурсия Маленький Тибет (Индия, Карнатака) фото

В какой-то момент в глазах стало рябить от ярко-красных красок.

Экскурсия Маленький Тибет (Индия, Карнатака) фото

Наконец, теперь нам предоставилась возможность попасть в монастырь.

Вот так он выглядит изнутри.

Экскурсия Маленький Тибет (Индия, Карнатака) фото

Экскурсия Маленький Тибет (Индия, Карнатака) фото

Внутри монастыря удивительно тихо. Правильно говорят об этом месте - тут останавливается ход времени.

Экскурсия Маленький Тибет (Индия, Карнатака) фото

Шапочка от солнца.

Экскурсия Маленький Тибет (Индия, Карнатака) фото

А вот шапочки в эксплуатации, тут их используют в качестве веера.

Экскурсия Маленький Тибет (Индия, Карнатака) фото

Поначалу создается впечатление, что они прячутся от объективов фотокамер, но потом понимаешь - это всего лишь преграда от жаркого солнца. )) Они прячут лица не от любопытных туристов, а от света, так как было, действительно, до такой степени жарко, что без солнечных очков обойтись было крайне сложно.

Так что, у нас - солнцезащитные очки, у монахов - шапочки-веера. )) Все просто!

А тут монахи возвращаются на урок. И тут опять по старшинству: сначала - старшие (фото выше), потом - младшие.

Экскурсия Маленький Тибет (Индия, Карнатака) фото

Экскурсия Маленький Тибет (Индия, Карнатака) фото

Экскурсия Маленький Тибет (Индия, Карнатака) фото

Жаль, моя мечта сфотографироваться с монахом так и не осуществилась - все они отказывались фотографироваться. к тому же никто не говорил ни по-английски, ни по-русски. Они отказывали и нам, и гиду. Может, был такой день. Единственное - гид нас утешила, сказав, что настоятельница женского монастыря, куда мы скоро пойдем, очень любит фотографироваться с туристами. ))

Следующее здание, куда мы отправились - здание университета. Здесь монахи изучают философию в течение целых 25 лет! 25 - для кого-то это целая жизнь! Вряд ли бы кто-то из нас решился отдать её философии. ))

Экскурсия Маленький Тибет (Индия, Карнатака) фото

Это лекционный зал университета.

Экскурсия Маленький Тибет (Индия, Карнатака) фото

Экскурсия Маленький Тибет (Индия, Карнатака) фото

Сюда можно положить денюшку в качестве пожертвования.

Экскурсия Маленький Тибет (Индия, Карнатака) фото

Экскурсия Маленький Тибет (Индия, Карнатака) фото

Экскурсия Маленький Тибет (Индия, Карнатака) фото

И в заключение мы побывали в женском монастыре.

Экскурсия Маленький Тибет (Индия, Карнатака) фото

Экскурсия Маленький Тибет (Индия, Карнатака) фото

Экскурсия Маленький Тибет (Индия, Карнатака) фото

Женщин мы здесь почти не встретили.
Что странно, отличить их от мужчин было достаточно сложно - все они имели одинаковые черты лица, побриты налысо. Мы понимали, что это женщины только потому, что находились именно в женском монастыре. )

Одна красавица долго за нами наблюдала, делая вид, что читает книгу. )) Я её сразу заметила - она ходила за нами от одного балкона к другому. Наверно, мы для них - такая же экзотика, как и они для нас.

Экскурсия Маленький Тибет (Индия, Карнатака) фото

Экскурсия Маленький Тибет (Индия, Карнатака) фото

Экскурсия Маленький Тибет (Индия, Карнатака) фото

А вот и сама настоятельница монастыря и наше обрезанное фото с ней ))

Экскурсия Маленький Тибет (Индия, Карнатака) фото

Экскурсия Маленький Тибет (Индия, Карнатака) фото

Экскурсия Маленький Тибет (Индия, Карнатака) фото

Экскурсия Маленький Тибет (Индия, Карнатака) фото

Маленький Тибет - экскурсия, которую стоит посетить, если будете отдыхать в Гоа. Это другой мир, другая Индия, другая планета. Здесь можно узнать много нового и насладиться удивительной тишиной и атмосферой, а впечатления останутся в вашей памяти на всю жизнь.

Традиции Тибета

Актуальное

У Тибета очень сложная судьба – известно, что этот район Центральной Азии был насильно присоединен к Китайской Народной Республике в результате вторжения. Это событие оказало очень сильное влияние на тибетцев. Однако самобытный народ смог сохранить свою древнюю культуру.

Танец цам

Зрелище, которое невозможно забыть, настоящая мистерия с буйством красок и движений – все это танец цам.

Особый религиозный обряд выполняется монахами и представляет собой символическое обращение к миру божеств. Принять участие в красивой церемонии дано не каждому – необходимо пройти трехлетний период затворничества.

Монахи исполняют танец цам под звуки барабанов и труб. Каждый участник представляет собой определенное божество. В церемонии используются древние маски, которые постоянно меняются, так как каждый танец – это отдельная история.

Существуют множество видов танцев цам. Свои неповторимые особенности имеют мистерии каждого монастыря. Однако все ритуалы объединяет красочность и динамика.

Эта красивая традиция имеет свое значение – тибетцы верят, что танец помогает избавиться от препятствий и негативной энергии прошлого года и обрести блага в будущем году.

Танец цам

Танец цам

Подготовка к свадьбе

Когда девочке исполняется 15-16 лет, она проходит особый обряд посвящения во взрослую жизнь. Это происходит не в обычный, а в “счастливый день” по тибетскому календарю. Волосы подростка заплетают в десятки тонких косичек, которые затем сплетают в одну, а свадебным нарядом служит цветная одежда. Эти внешние атрибуты символизируют готовность девушки к взрослой жизни и возможность заводить друзей мужского пола. Но до того, как невесту оденут в свадебное платье, ее умывают молоком, моют с солью и уксусом. Это делается для того, чтобы девушку не покидала удача.

Свадьба для тибетцев – большое событие, на это торжество они наряжаются в национальные костюмы. Каждый из гостей на свадьбе должен благословить пару и повязать новобрачным белый (это священный цвет в Тибете!) шарфик на шею.

Примечательно, что в Тибете разрешается создавать три вида семейных отношений – моногамные, полигамные и полиандрию (многомужество). Однако большинство тибетцев придерживаются привычных нам взглядов и создают моногамные союзы.

Погребальные обряды

Тибетские традиции погребения у многих людей со всего мира вызывают настоящий шок, но не рассказать о них невозможно. Такие странные проводы в мир иной вызваны особыми верованиями народа.

В Тибете существует множество погребальных обрядов. Но главная идея ритуала одна – вернуть тело человека в природную среду. Кроме того, по тибетским верованиям, человек должен приносить пользу всегда, и погребение считается последним актом благотворительности.

Тибетцы считают, что если стервятники полностью поглотили останки, значит, человек вел достойную жизнь без грехов. Возвращение тела к природе, считают в Тибете, облегчает дальнейшее перерождение человека. С древних времен тибетцы верят в реинкарнацию.

Тибетский чай

Тибетский чай

Чайная традиция

О значимости этого напитка говорит тот факт, что в Тибете до сих пор сохранилась мера расстояния в горах, выраженная именно в количестве выпитых пиал тибетского чая. Например, за восемь километров ходьбы по горам тибетец может утолить жажду тремя пиалами чая.

Чай в Тибете оригинален и совсем не похож на напиток из других уголков мира, ведь в заваренный чай добавляют масло из молока яка и соль, а затем взбалтывают в специальном бочонке.

Отдельного внимания заслуживает процесс чаепития. Если к тибетцу приходит гость, то в чашку наливают ячменного вина. Согласно традиции, посетитель должен опустить палец в вино, а затем стряхнуть капли. Это действие следует повторить трижды – это проявление уважения по отношению к Будде, Дхарме и Сангаи. После этого чашка наполняется чаем два раза, и оба раза гость должен выпить чай, чтобы выразить свою благодарность хозяину дома.

Молитвенные флаги

Молитвенные флаги

Молитвенные флаги

Использование нитей с цветными кусочками ткани – древняя традиция тибетцев. По легенде, родоначальником обычая развешивания молитвенных флагов был Будда.

Примечательно, что цвета флага не случайны – каждый имеет свое значение. Так, желтый – символ земли, красный – огня, зеленый – воды, белый – воздуха, а синий означает небо и космос. Считается, что молитвенные флаги проводят тонкую энергию в физический мир. Это особые духовные вибрации, которые усиливаются ветром.

Тибетцы и сейчас развешивают молитвенные флаги в помещениях и в открытом пространстве для того, чтобы привлечь удачу и благо не только для себя, но для всего мира.

Читайте также: