Что посетить в жировичах

Обновлено: 15.09.2024

В 2020 году в Республике Беларусь состоятся празднования по случаю 550-летия обретения чудотворной Жировичской иконы Божией Матери и 500-летия со дня основания Свято-Успенского Жировичского ставропигиального мужского монастыря, расположенного в Слонимском районе Гродненской области.

Центральной датой торжеств станет День памяти Жировичской Божией Матери, который ежегодно отмечается 20 мая. Традиционно в этот день паломники со всех уголков Беларуси и других стран посещают Жировичский монастырь, чтобы поклониться чудотворной иконе.

История Слонимского района

Слонимский район в современных административных границах является лишь частью исторического Слонимского повета, который входил в состав Новогрудского воеводства Великого Княжества Литовского, поэтому ряд исторических памятников, тесно связанных со Слонимщиной, находится на сегодняшний день в соседних районах. Большинство усадебных комплексов региона принадлежало представителям различных аристократических родов (Огинских, Пусловских, Орд, Слизней).

Наличие в Слониме и его пригородах ряда архитектурных памятников, а также богатое историческое прошлое само по себе делает город привлекательным для внутреннего и внешнего туризма. Его историческое наследие представляет несомненный интерес как для граждан соседних стран, так и дальнего зарубежья. С городом тесно связаны жизнь и деятельность ряда государственных и культурных деятелей эпохи Великого Княжества Литовского и Речи Посполитой (Льва Сапеги, Михала Казимира Огинского).

До сих пор в центре современного города сохранилось левобережное замчище, где в XVI – XVII вв. стоял небольшой деревянный дворец (т.н. Верхний замок). Слоним являлся не просто административным центром повета и староства, но и местом, где в 1597 – 1685 гг. проходили Генеральные сеймики (съезды) шляхты ВКЛ. На них съезжались сенаторы и послы на Вальный сейм Речи Посполитой от всех поветов ВКЛ. На съездах согласовывались позиции всех земель по важнейшим вопросам, рассматриваемым на общем сейме, и вырабатывалась инструкция послам, которой они должны были придерживаться при принятии решений на Вальном сейме.

Туризм в Слонимском районе

Cлонимский район – это территория с уникальными традициями и историческими достопримечательностями. Привлекательность для туристов и гостей Слонима обусловлена не только культурно-историческими сооружениями, памятниками архитектуры, природными объектами, но и яркой и насыщенной фестивальной жизнью, показом восстановленных традиций, развивающейся инфраструктурой.

Туристическая инфраструктура Слонимского района включает гостиницы, туристические фирмы, кафе и рестораны, железнодорожный и автомобильный вокзалы, объекты историко-культурного наследия (замки, церкви, костелы, мемориальные комплексы, старинные усадьбы, памятники, дворцово-парковые комплексы), музеи, театры, кинотеатры, зоопарк, развлекательные центры, агроусадьбы, объекты активного отдыха (спортивные комплексы, бассейны, фитнес клубы, тренажерные залы), заказники, охотничий комплекс, центр детско-юношеского туризма с турбазами в г.Слониме и д.Шиловичи.

Наиболее популярными объектами притяжения туристов в Слонимском районе и городе Слониме являются Свято-Успенский Жировичский монастырь, Альбертин (бывшая резиденция крупных землевладельцев Пусловских), Спасо-Преображенский собор, Ансамбль Андреевского костела.

Сеть из велодорожек в Слонимском районе имеет общую протяженность около 40 км.

Также на территории Слонимского района существует туристический маршрут «Золотое кольцо Слонимщины, проходящий через: Большие Шиловичи – Жировичи – Русаково – Партизановка – Новодевятковичи – Мижевичи – Селявичи – Великая Кракотка – Озерница – Клепачи – Сынковичи (Зельвенский район) – Поречье – Павлово – Новоселки – Деревная – Петралевичи.

Жировичский Свято-Успенский монастырь

Cвято-Успенский Жировичский ставропигиальный мужской монастырь Белорусской Православной Церкви расположен в агрогородке Жировичи Слонимского района Гродненской области. Это один из главных центров белорусского православия и крупнейших в стране архитектурных ансамблей XVII–XVIII веков.

Документы свидетельствуют, что первая церковь на месте обретения первоначальной иконы Божией Матери Жировичской была основана в 1493 г. владельцем Жировичей Иваном (Солтаном) Александровичем. Возможно, церковь была восстановлена сразу же после пожара 1520 г., в котором сгорела и сама икона. Каменная церковь начала возводиться в 1560-е гг.

После продажи имения Жировичи в 1609 г. знаменитому публицисту Ивану (Яну) Мелешке, тот передал в 1613 г. монастырь униатам, а затем подарил ему ряд земель и ценностей. В этом же году монастырь получил богатые земельные пожалования от Доминика Солтана и Льва Сапеги. Последний также передал монастырю знаменитое Жировицкое Евангелие XV века. После пожара в 1655 году большая часть строений была уничтожена и позднее воссоздана из камня.

Постепенно Жировичи стали одним из крупнейших религиозно-просветительских центров. При монастыре действовали семинария и школа для светских лиц, имелась богатая библиотека. На поклонение образу приезжали короли Владислав IV Ваза, Ян Казимир Ваза, Август ІІ и Станислав Август Понятовский. Покровительство знатных особ и коронация образа в 1730 гг. еще больше приумножили славу монастыря.

С архитектурной и исторической точки зрения большой интерес в монастыре представляет Успенский собор с иконостасом XVII века, а также Крестовоздвиженская церковь, которая является уникальным для Беларуси сооружением – копией римской Санта Скала – Святой Лестницы, ведущей в папскую капеллу Святая Святых.

В конце XVIII – начале XIX в. Жировичский монастырь являлся резиденцией униатского епископа Брестского, а затем Литовского. В 1828 г. в Жировичах была открыта семинария для подготовки униатского духовенства.

После ликвидации униатской церкви в 1839 г. Жировичский монастырь становится православным. В 1845 г. духовная семинария была перенесена в Вильно, а в Жировичах было образовано духовное училище, которое действовало до 1915 г.

Во время Первой мировой войны, в 1915 г., когда к Жировичам приблизился германо-российский фронт, ценности и имущество монастыря были вывезены в Москву. Жировичская чудотворная икона находилась в Покровском соборе (Храм Василия Блаженного) в Москве.

После окончания Первой мировой войны Жировичский монастырь стал восстанавливаться. Однако после заключения в 1921 г. Рижского мирного договора он оказался в составе Польши. В 1924 г. польские власти разместили в части монастырских зданий сельскохозяйственно-лесничую школу, которая просуществовала там вплоть до 1939 г. При этом в монастыре жили 10 монахов.

В 1938 г. впервые в истории монастыря Жировическая чудотворная икона была выненсена из собора и в специально устроенной повозке была провезена по приходам Гродненской епархии.

В послевоенные годы монастырь также оставался действующим, причём в начале 1960-х годов дал приют сёстрам двух закрытых женских монастырей – Гродненского Рождество-Богородичного и Полоцкого Спасо-Евфросиниевского.

В XX столетии в Монастыре жили видные иерархи Русской православной церкви: в 1912-1915 годах – епископ Гермоген (Долганёв), с 1965 года до кончины в 1978 году – архиепископ Ермоген (Голубев).

21 апреля 1988 г. в монастыре состоялся епархиальный съезд клира и мирян Белорусской православной епархии по случаю 1000-летия крещения Руси.

В 1989 году благодаря Митрополиту Филарету (Вахромееву), ныне почётному Патриаршему Экзарху всея Беларуси, духовная семинария вновь была открыта. В 1991 году Минской духовной семинарии был присвоен статус высшей духовной школы.

В 2007 году ансамблю Свято-Успенского монастыря в агрогородке Жировичи в составе Успенского собора, декоративного оформления Успенского собора (роспись на конхе, орнаментальный декор на сводах, иконостас, боковые алтари), Богоявленской церкви, Крестовоздвиженской церкви, колокольни, здания семинарии, жилого корпуса, хозяйственных построек был придан статус историко-культурной ценности 1-й категории.

В комплекс монастыря входят пять храмов и примыкающие постройки: Явленский и Крестовоздвиженский храмы, Успенский собор, звонница, зимний храм во имя святителя Николая Чудотворца, храм в честь великомученика Георгия Победоносца, здание семинарии, жилой монастырский комплекс, трапезная и хозяйственные постройки.

Центром ансамбля является Успенский собор, соединенный крытыми переходами со зданием семинарии и жилым корпусом, на первом этаже которого имеется арочный проезд. Здание семинарии формирует парадный двор перед апсидой собора. Около восточного крыла семинарии расположен прямоугольный двор, окруженный одноэтажными корпусами. К юго-востоку от собора находится Явленский храм. В восточной части территории монастырского комплекса на самом высоком месте возвышается Крестовоздвиженский храм, являющийся доминантой ансамбля.

Успенский Собор. Как главный храм монастыря строился на протяжении 1629-1680 гг. Памятник архитектуры стилей барокко и классицизма. Представляет собой каменную 3-х нефовую крестово-купольную базилику (длина более 55 м, высота около 40 м) с полукруглой апсидой. С северной и южной сторон к собору примыкают приделы Покрова Пресвятой Матери Божьей, Рождества Иоанна Крестителя.

Изначально собор был построен в стиле барокко. На главном фасаде располагались угловые башни. После реконструкции 1828 года храм приобрел черты классицизма: башни были разобраны, заменена форма светового барабана и купола, в декоре использован дорический ордер.

Интерьер собора сохранил барочный характер. Центральный овальный купол поддерживают массивные столбы, в сечении имеющие форму креста. В северо-западной части храма на монументальной 3-пролетной аркаде расположены хоры, парапет которых декорирован дорическим фризом. Под апсидой размещена крипта с родником.

Главный декоративный элемент интерьера 3-х ярусный деревянный иконостас XVII века, конструктивную основу которого составляют поярусные колоннады коринфского ордера. Барочное декоративное оформление иконостаса включает объемные позолоченные изображения голов херувимов, различные раковины, гирлянды, виноградную лозу и листья. Богатством орнаментальной резьбы выделяются позолоченные царские врата. В боковых нефах находятся иконостасы меньших размеров, выполненные во 2-ой половине XIX века. Для обеспечения сохранности иконы иконостаса переданы в Национальный художественный музей Республики Беларусь.

В пристройке с севера Успенского собора размещается зимняя церковь во имя святителя Николая Чудотворца, которая первоначально называлась Онуфриевской, прямоугольная в плане. В 1847 году в ней был установлен иконостас, вписанный под арку свода.

Богоявленская церковь (церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы) находится за собором в центре монастырской территории. Построена в 1672 году из кирпича на месте деревянного храма, существовавшего с XVI века. В 1796 году была перестроена.

С возникновением кладбища и строительством храма связаны события периода Северной войны 1700-1721 годов.

Храм представляет собой простейший тип строения с пятигранным апсидным прирубом. Храм накрыт двускатной крышей. У западного фасада имеется небольшой барабан с куполом. Этот декоративный элемент выделяет главный фасад постройки. Апсида выделена небольшим выступом. Декоративный акцент интерьера – иконостас с накладной резьбой.

Храм является памятником народного зодчества с чертами барокко. Под полом храма захоронен прах известного писателя, протоиерея Плакида Янковского (1810-1872).

Здание семинарии находится с северо-восточной стороны Успенского собора. Построено в XVII-XVIII веках. В 1870 году реконструировано литовским епархиальным архитектором Т.Савичем. Памятник архитектуры барокко. 3-этажное П-образное здание. Архитектурный декор скромный. Планировка галерейная, коридоры и подвалы перекрыты крестообразными сводами.

Хозяйственный корпус находится с северо-западной стороны монастыря. Памятник архитектуры барокко XVIII века. Одноэтажное П-образное в плане строение.

Колокольня размещается напротив Успенского собора. Построена в 1828 году из кирпича. Памятник архитектуры позднего классицизма, квадратное в плане 2-ярусное строение, логически связанное с собором единой удлиненной планировочной осью. Заканчивается полусферическим куполом по аналогии с собором.

Братский корпус (жилой корпус) соединен с собором с северо-западной стороны переходом над воротами, имеет вытянутый объем.

Жировичская икона Божией Матери

Жировичская икона Божией Матери – одна из главных христианских святынь, покровительница Беларуси, входит в число 100 наиболее почитаемых православных икон. Это самая маленькая из богородичных икон.

Икона представляет собой камень яшму округлой формы с рельефным изображением Богородицы с младенцем на руках, величиной всего несколько сантиметров (5,6 х 4,4 см), опаленная пожаром, немного треснувшая от огня и времени. Находится слева от Царских Ворот собора, освященного в честь Успения Богородицы.

Среди белорусских чудотворных икон Жировичская является единственной, выполненной в плоском рельефе на камне. Жировичская икона относится к иконографическому типу Умиление.

Согласно легенде в 1470 году юные пастухи, пасшие стада боярина Александра Солтана, зашли далеко в лес и среди ветвей дикой груши увидели чудесное сияние, исходившее от маленькой иконы. Они отнесли образ в дом Солтана, рассказав ему об обстоятельствах находки. Боярин не обратил внимания на рассказ пастухов и положил икону в ларец. Вечером, принимая гостей, он рассказал им о находке пастухов и захотел показать икону. Но, открыв ларец, он ее не нашел. На следующий день пастухи пришли на прежнее место и вновь увидели на груше ту же икону в сиянии. Как и накануне, они отнесли ее боярину, который на месте явления иконы построил деревянную церковь.

Около 1520 года в селении случился сильный пожар, во время которого исчезла чудотворная икона. Согласно легенде через некоторое время дети увидели на камне Божию Матерь – в руках была исчезнувшая икона. Поспешившие к месту явления люди нашли на камне чудотворную икону. Это событие считается вторым явлением Жировичской чудотворной иконы Божией Матери.

На месте сгоревшего храма построили новый, куда и поместили святыню. Одновременно внук Солтана Иван Александрович начал строительство новой большой каменной церкви.

После основания в Жировичах в 1520 году мужского монастыря икона постоянно находилась в его стенах. Во второй половине XVII века она была хорошо известна и почитаема среди верующих, а монастырь, впоследствии, стал одним из главных мест паломничества в Речи Посполитой. Начиная с короля Владислава IV, совершившего 9-10 декабря 1644 года паломничество в Жировичи к чудотворному образу Божией Матери, сложилась традиция приезжать на поклонение Жировичской иконе накануне важных событий в жизни государства. Король Ян Казимир совершил паломничество в Жировичи в 1651 году, отправляясь в поход против Богдана Хмельницкого, а король Ян III Собеский с сыном – 29 апреля 1683 года накануне битвы с турками под Веной. В XVIII веке короли Август III и Станислав Август Понятовский приезжали в Жировичи для поклонения чудотворной иконе. После совершения 8 сентября 1730 года коронации Жировичская икона Божией Матери стала пятой из коронованных икон в Речи Посполитой.

В 1915 году Жировичская икона в серебряном окладе вместе с другими ценностями была эвакуирована в г.Москву и хранилась в соборе Покрова Пресвятой Богородицы на Рву (храм Василия Блаженного на Красной площади), а после его закрытия – в Екатерининском мужском монастыре в г.Видное Московской области. В январе 1922 года стараниями настоятеля Жировичского монастыря архимандрита Тихона (Шарапова) икона была возвращена в Жировичи. В 1938 году с Жировичской иконой совершались многолюдные крестные ходы по городам и деревням Западной Беларуси.

День памяти Жировичской Божией Матери отмечается 20 мая. В этот день паломники со всех уголков Беларуси и других стран посещают Жировичи, чтобы поклониться иконе.

Свято-Успенский Жировичский ставропигиальный мужской монастырь

Cогласно древнему сказанию, сложившемуся к началу XVII столетия, в 1470 (по другим данным в 1473, 1480, 1494) г. близ имения Жировичи была явлена чудотворная икона Божией Матери на камне. Святой образ был обнаружен пастухами в кроне произраставшей в лесу над ручьем дикой груши. От иконы исходило лучезарное сияние, которое и привлекло внимание пастухов. С благоговением сняв икону с дерева, они отнесли ее владельцу местности, земскому подскарбию Великого княжества Литовского, Александру Юрьевичу Солтану. Вельможа не придал особого значения рассказу пастухов, но икону взял и положил в ларец. Вскоре хозяин Жировичского имения захотел показать находку своим гостям. Однако, открыв ларец, иконы он там не обнаружил. Вскоре те же пастухи снова обрели чудотворный образ на месте первого явления и снова отнесли его Александру Солтану. На этот раз он принял икону с большим благагоговением и соорудил на месте ее обретения деревянную церковь в честь Пресвятой Богородицы. Впоследствии рядом с храмом возникло поселение.

Чудесное явление иконы и чудотворения, сразу же начавшиеся от нее, сделали Жировичи местом паломничества. Чудотворный образ привлекал к себе людей окрестных селений и далеких краев. И, по вере своей, они получали исцеление от тяжких недугов и помощь в сложных жизненных обстоятельствах.

В 1555 г. владельцем имения Жировичи стал надворный маршалок Великого княжества Литовского Иван Александрович Солтан († ок. 1577), который построил на месте сгоревшего храма новую каменную церковь в честь Пресвятой Богородицы. Во второй половине XVI в. при этом храме возник православный мужской монастырь.

Более чем в тысячелетней истории Православной Беларуси, как и в пятивековой истории Жировичской обители, был приблизительно двухвековой период (XVII-XVIII вв.), когда греко-католичество возобладало и в Беларуси, и в обители.

В 1629 г. в Жировичском монастыре началось строительство величественного Успенского собора, который впоследствии неоднократно перестраивался и реконструировался. Современный вид он обрел во второй половине XIX в.

В начале XVII в. имение Жировичи приобрел перешедший в унию мстиславский каштелян Иван Мелешко, при содействии которого к 1613 г. в стенах православной обители утвердился греко-католический базилианский монастырь, ставший своеобразным духовно-политический центром окатоличивания православного белорусского народа.

На протяжении своей многовековой истории Жировичская обитель неоднократно подвергалась разорениям и опустошениям. Так, в 1655 г., во время войны Московского царства с Речью Посполитой, Жировичский монастырь был разорен и сожжен войсками, однако по прошествии непродолжительного времени полноценная монашеская жизнь в обители была восстановлена. Во время Северной войны (1700-1721гг.) монастырь и его имения были разорены шведскими войсками, взявшими огромную контрибуцию. В 1710 г. на территории современной Беларуси была отмечена вспышка моровой язвы и массовая гибель населения. Согласно сохранившемуся преданию, тогда же в Жировичах умерло большинство монахов, а в живых остался только один иеромонах. После трагедии 1710 г. Жировичский монастырь снова возродился, а для его насельников был построен новый братский корпус, в котором ныне размещается Минская духовная семинария.

К середине XVIII в. Жировичская обитель стала почитаемым местом паломничеств в Речи Посполитой. К этому времени на дороге из Слонима в Жировичи на средства представителей знатных магнатских фамилий было установлено семь триумфальных арок, а Успенский собор украшали живописные композиции с изображением чудес от Жировичской иконы Божией Матери.

В 1795 г., в результате третьего раздела Речи Посполитой, Жировичи вошли в состав Российской империи. В 1810 г., в связи с реорганизацией российских греко-католических епархий, в Жировичи переместился центр Брестской униатской епархии, а монастырский Успенский собор стал кафедральным.

В 20-х гг. ХIX в. в обители началась подготовка к воссоединению белорусских униатов с Православной Церковью. Указом императора Николая I от 22 апреля 1828 г. в Жировичском монастыре была размещена кафедра Литовских униатских епископов. 7 октября того же года в обители была открыта (вместо существовавшего с нач. XVIII в. начального училища) греко-униатская духовная семинария, ректором которой стал протоиерей Антоний Зубко (впоследствии архиепископ Полоцкий), один из участников процесса ликвидации Брестской унии. Помимо общепринятых дисциплин, большое внимание в семинарии уделялось обучению живописи, пению и музыке. Трудами епископа Литовского Иосифа (Семашко) (впоследствии митрополит Литовский) и его сподвижников из числа преподавателей Литовской духовной семинарии, располагавшейся в Жировичах, удалось воспитать новое поколение греко-католического духовенства, способное вернуться к вере отцов. В 1839 г. Жировичский монастырь и Литовская духовная семинария поддержали решения Полоцкого Собора, провозгласившего возвращение в Православие.

В 1839-1844 гг. с учреждением Литовской и Виленской епархии в Жировичском монастыре находилась кафедра православного Литовского архиепископа. С 1845 г., в связи с переводом епархиального центра и духовной семинарии в Вильну, в Жировичах был оставлен мужской монастырь 2-го класса и духовное училище. В 1901 г. Жировичский монастырь вошел в состав Гродненской и Брестской епархии.

В начале ХХ в. в обители подвизался священномученик Александр (Петровский; впоследствии архиепископ Харьковский), в 1913-1914 гг. на покое пребывал бывший епископ Саратовский священномученик Ермоген (Долганёв). В 1896-1906 гг. смотрителем Жировичского духовного училища был П.Ф. Полянский (впоследствии священномученик Петр, митрополит Крутицкий). Выпускник Жировичского духовного училища, священномученик диакон Иосиф Сченснович, в 1937 г. был расстрелян на полигоне Бутово.

В результате боевых действий Первой мировой войны в 1915 г. Жировичский монастырь и его святыни были эвакуированы в глубь России, а сама Жировичская икона была перевезена в Москву. В период немецкой оккупации 1915-1918 гг. здания обители подверглись разграблению и осквернению. С 1918 г. началось восстановление монастырской жизни.

После заключения советско-польского Рижского мирного договора, с марта 1921 г., Жировичский монастырь находился в составе Польши. В 1920-е гг. польские власти предпринимали попытки передать монастырь католикам. Массовые протесты православного населения Западной Беларуси, организовавшего многолюдные крестные ходы в Жировичский монастырь, сорвали планы закрытия монастыря. В это время Жировичская обитель стала главной святыней и оплотом православия в Польше. В 1938 г. для духовной поддержки населения Жировичскую икону на специально устроенной повозке доставляли в города и селения Западной Беларуси.

В 1945 г., уже после освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков, часть зданий Жировичской обители занял сельскохозяйственный техникум. В том же году при монастыре были открыты богословско-пастырские курсы, в 1947 г. преобразованные в Минскую духовную семинарию. Вплоть до закрытия духовной школы в 1964 г. ректоры семинарии, как правило, одновременно являлись наместниками Жировичского монастыря.

В 1959 г. в Жировичский монастырь поступил афонский постриженик иеромонах Иероним (Коваль; † 1964), впоследствии духовник и старец насельников и мирян. Могила его за алтарем кладбищенской Георгиевской церкви почиталась паломниками. 19 сентября 2006 г. останки старца перезахоронили на территории обители за алтарем Крестовоздвиженской церкви, рядом с могилой его ученика, старца схиархимандрита Митрофана (Ильина).

В 1960 г. в Жировичи прибыли около 70 насельниц закрытых Гродненского и Полоцкого женских монастырей. Сестры привезли в Жировичи святыни — мироточивую икону Владимирской Божией Матери, список Красностокской иконы Божией Матери, иконы с частицами мощей великомученика и целителя Пантелеимона, преподобной Евфросинии игумении Полоцкой и других святых.

С 1978 г. до 25 декабря 2013 г. священноархимандритом Жировичского монастыря был Митрополит Минский и Слуцкий Филарет (Вахромеев), с 25 декабря 2013 г. на этот пост назначен Патриарший Экзарх всея Беларуси Митрополит Минский и Заславский Павел. С 1992 г. Жировичский монастырь имеет статус ставропигиального, является духовным центром Белорусского Экзархата и самой крупной мужской обителью в Республике Беларусь.

Подать требу

Крест

Компьютер

Храм

Богослужебная книга

Белый крест

Не все верующие могут посетить церковь, отстоять службу, поставить свечу. Но через сайт волонтерской организации можно обратиться с просьбой или с благодарностью к Господу или святым. Добровольные помощники передают записки в храм для прочтения во время церковной службы. Заказ формируется автоматически, исходя из цен на требы, указанных на официальном сайте Жировичского монастыря.


Крест

Жировичский монастырь

Белый крест

  1. Крест-мощевик.
  2. Частички мощей святых в иконах.

Господь

Крест

Сорокоуст

неусыпающий псалтырь

Свечки

Церковное поминовение

Заупокойная служба

Крест

Голубой крест

Алексеево-Акатов монастырь

Александро-Невская лавра

Александро-Свирский монастырь

Монастырь Матроны Московской

Свет божий

Крест

Храм Гроба Господня

Храм Рождества Христова

Киево-Печерская лавра

Дивеевский монастырь

Крест

Сайт очень нуждается в финансовой поддержке. Вы можете внести свою лепту!

В нашем распоряжении оказались несколько десятков редких православных книг и фильмов. Мы хотим сделать их доступными для всех в библиотеке нашего сайта. Пожалуйста, помогите нам собрать средства для оплаты работ по сканированию книг и оцифровке видеоматериалов.

Кроме того, ваша помощь позволяет оплачивать работу редактора, художника, дизайнера и других работников нашего сайта, которые каждый день трудятся над нашими проектами.

Полоцк — самый древний город Беларуси и колыбель беларусской духовности. Здесь была основана первая на беларусских землях христианская епархия и находятся важные для православных христиан святыни.

Спасо-Евфросиньевский монастырь

Основан монастырь был Евфросиньей Полоцкой — известной просветительницей и первой женщиной, канонизированной православной церковью.

Она родилась в Полоцке в семье князя Святослава. Вместо выгодного замужества, вопреки воле своей семьи, юная Евфросинья выбрала служение Богу. Белорусская святая активно занималась просветительской деятельностью, переписывала книги, строила храмы. Мощи святой хранятся в монастыре.

Спасо-Евфросиньевский монастырь

Ещё одна святыня, хранящаяся в монастыре, — копия креста Евфросиньи Полоцкой. Оригинал был создан известным мастером Лазарем Богшей в 1161 году. Крест из чистого серебра и золота был украшен драгоценными камнями, а в его середине хранилось несколько реликвий, среди которых частички крови Христа.

К сожалению, крест исчез во время Второй мировой войны. Но в 1997 году была создана его копия, которую освятил митрополит Филарет.

Свято-Успенский Жировичский мужской монастырь

Жировичский монастырь находится в деревне Жировичи Слонимского района Гродненской области. Ежегодно ради помощи чудотворной иконы Божией Матери Жировичской сюда приезжают тысячи поломников .

Жировичская икона считается одной из главных святынь беларусской православной церкви. Сохранилось множество свидетельств чудес, которые случились благодаря иконе. Благодаря ее силе люди возвращались с того света, исцелялись больные параличом, прозревали слепые.

Чуть поодаль от монастыря находятся знаменитые жировичские купели. Говорят, что искупавшись в источниках, люди исцеляются от многих болезней. По легенде именно там, где бьет целебный родник, и была найдена икона Божией Матери Жировичской.

Жировичи — один из центров беларусского православия

Жировичский монастырь

Жировичский монастырь

Чудотворные иконы Беларуси

К чудотворным иконам Беларуси приезжают паломники со всего мира. Иконы оберегают Беларусь от несчастий, исцеляют страждущих от болезней. Многие из святынь мироточат.

Минская икона Божией матери

Главная православная икона Беларуси — Минская икона Божией Матери, вот уже более 500 лет охраняет Минск. Кстати, эта икона стала прообразом герба Минска.

По преданию икона сама приплыла в Минск из Киева после того, как город захватил крымский хан. Это произошло 26 августа 1500 года. Существует версия, что именно благодаря молитвам у иконы войска Великого Княжества Литовского одержали победу над татарами в битве под Клецком в 1506 году.

Сейчас икона находится в главном православном соборе столицы Беларуси — Минском кафедральном соборе Святого духа.

Минская икона

Это точная копия иконы, оригинал которой находится на святой горе Афон в Греции. Изготовил ее местный мастер всего несколько лет назад. Но вскоре прихожане начали говорить, что эта икона исцеляет.

Икона в Сынковичах исцелила более 1400 человек

Служители храма говорят, что за небольшой срок своего существования икона исцелила более тысячи онкобольных, более 400 верующим помогла излечиться от бесплодия. Каждый случай записывается в журнал свидетельств чудес Богородицы. Среди получивших исцеление не только беларусы, но и россияне, граждане Австралии, США, Германии, Польши, Канады и многих других стран.

Икона

Икона "Всецарица"

Юровичская икона Божией матери

Чудотворная Юровичская икона Божией Матери вот уже более 400 лет помогает верующим. Издавна за помощью в небольшую полесскую деревушку приезжали страждующие со всей Беларуси и соседних земель. Известны случаи, когда Юровичская икона не только исцеляла от болезней, но даже воскрешала умерших.

В настощяее время в Юровичах находится копия иконы — оригинал в конце XIX века был передан Краковскому собору Святой Барбары. Но чудодейственные силы иконы передались и её копии.

Икона Ченстоховская Божией матери

Недалеко от Бреста в Хмелевском Спасо-Преображенском монастыре хранится одна из древних копий чудотворной иконы Ченстоховской Божией Матери.

По легенде у местного помещика икона хранилась в часовне, которая полностью сгорела во время пожара, а икона осталась цела.

Ченстоховская икона

Ченстоховская икона в Борисове

В ХХ веке икону пытались много раз украсть, но каждый раз она возвращалась на свое место. У чудодейственного образа сегодня происходят исцеления от бесплодия, рака, пьянства и наркомании.

Это только малая толика всех православных святынь, которые находятся в Беларуси. Практически в каждом местечке находится икона или другая реликвия, которая помогает страждущим со всего мира.

Свято-Елисеевский Лавришевский мужской монастырь

Новогрудский р-н, д. Гнесичи

Лавришевский монастырь — один из древнейших монастырей Беларуси. Основан он был около 1225 года. Со временем монастырь, собрав большое число братии, стал лаврой, в которой преподобный Елисей был первым настоятелем. В ночь на 23 октября/5 ноября около 1250 года преподобный Елисей был убит своим юношей-слугой, который совершил этот поступок, находясь в помрачении от дьявола. Сам убийца исцелился от беснования через случайное прикосновение к мощам святого. Преподобный был канонизирован Митрополитом Иосифом Солтаном на соборе в г. Вильно в 1514 году.

В XIII столетии монастырь был центром летописания в Беларуси. Около 1329 года для Лавришевского монастыря было написано рукописное Евангелие – памятник белорусского книгописания, которое хранится сейчас в библиотеке им. Чарторижских в г. Кракове. На протяжении столетий монастырь видел и славу и забвение. Сегодня монастырь снова действует.

5 ноября 2009 года на территории монастыря был установлен бронзовый памятник основателю обители преподобному Елисею Лавришевскому.

Здесь Вы сможете окунуться в монастырскую купель, которая уникальна тем, что в ней есть алтарь, освященный в честь иконы Божьей Матери Живоносный источник.

Читайте также: