Что посмотреть в клайпеде

Обновлено: 15.09.2024

Кла́йпеда (лит. Klaipėda (инф.) , бывший немецкий Ме́мель, нем. Memel ) — третий по величине город современной Литвы (ранее также и Литовской ССР) после столицы Вильнюса и Каунаса. Расположен в западной её части, где Балтийское море переходит в Куршский залив. Административный центр Клайпедского уезда.

Рекой Дане город разделён на две части — левобережный Старый город и правобережный современный городской центр. [5] .

Содержание

История

Этимология

Немецкое владычество

Населённые пункты куршей на сегодняшней территории города известны с первых веков н. э.

В 1252 году рыцари Немецкого (Ливонского) ордена построили деревянный замок Мемельбург (лит.) русск. , а затем заложили (1252—53) город. Первый документ описывает закладку замка 29 июля 1252 года магистром Немецкого (Ливонского) ордена Эберхардом фон Сайне (нем. Eberhard von Seyne ) и епископом того же ордена Генрихом фон Курланд (Генрих Курляндский), графом фон Лютцельбургом из Люксембурга. К 1258 году (по отдельным источникам — 1254 году) [7] , когда Мемель получил любекское право, на месте первоначальной деревянной стояла уже каменная крепость, а рядом с ней — торговое поселение, основанное купцами, преимущественно дортмундскими [5] [8] .

В 1384 году Мемель аннексировал Тевтонский орден с центром в Кёнигсберге (Калининграде). Город был опорным пунктом в военных действиях немецких рыцарей против литовских племён и неоднократно разрушался (1323, 1379 и др.). В результате Мельнского мира 1422 года Мемель остался за крестоносцами [5] . С 1525 г. до 1618 г. Клайпеда принадлежала Прусскому герцоргству, с 1618 — Бранденбург-Пруссии, в 1629—35 — Швеции, с 1701 года — Прусскому королевству. Во время Семилетней войны город был оккупирован Российской империей (1757—62). В 1762—1871 гг. город вновь отошёл к Пруссии. В 1807 году во время наполеоновской оккупации Пруссии Мемель непродолжительное время был столицей королевства. Под немецкой властью Мемель был важным торговым портом, конкурировавшим с Кёнигсбергом и Данцигом. В середине XVII века город был мощно укреплён, в начале XVIII века мемельская крепость была одной из крупнейших в Пруссии. Мемель стал сам северным городом провозглашённой в 1871 году Германской империи. Во второй половине XIX века, во время запрета на территории входившей в состав Российской империи Литвы печатания литовских книг на латинице, Мемель стал центром печатания книг на литовском языке латинскими буквами; эти книги нелегально ввозились в Литву. Город в это время переживал бурный экономический рост; был построен современный торговый порт, открывались промышленные предприятия (преимущественно деревообрабатывающие). Развивалось судостроение — в конце XIX века флот Мемеля насчитывал до 80 судов. Активным внешнеторговым партнёром Мемеля была Англия [5] .

XX век

Под управлением Антанты (1919—1922)

В результате Первой мировой войны в 1917 году распалась Российская империя, а в 1918 году Германская империя. 16 февраля 1918 года была провозглашена самостоятельным государством Литва. Летом 1919 года, после подписания Версальского договора, Мемельланд был отделён победителями от Германии и поставлен под мандат Лиги Наций. Версальский договор также включил международное признание Литвы [9] . Подмандатная территория получила французскую администрацию.

11 ноября 1921 Учредительный Сейм Литвы высказался за присоединение Клайпеды к Литве на правах автономии.

Восстание 1923 года

К началу 1923 года эта затратная обуза надоела французам, к тому же значительно обострились отношения между Францией и Германией. Франция начала вести секретные переговоры с Польшей, планируя передать полякам Мемельский край. К этому времени Польша владела Вильнюсом (Вильно) и большой частью литовской территории. Переход Мемельского края под власть Польши поставил бы Литву в очень сложное положение, поэтому 10 января 1923 года литовские власти инспирировали восстание (Klaipėda Revolt) [11] .

К Мемелю из Литвы были направлены полторы тысячи литовских ополченцев (переодетые полицейские, солдаты регулярной армии и члены военизированной организации шаулисов (лит. Šaulys — стрелец)). Кроме того, к Мемелю выдвинулись несколькими колоннами 200 местных добровольцев. Командовал операцией майор литовской контрразведки Йонас Будрис-Половинскас (Jonas Budrys (лит.) ).

Литовцам противостояло 200 французских альпийских стрелков (немецкие полицейские сопротивления не оказали), бои за город шли пять дней, а в ходе штурма погибло 12 литовцев, два француза и один немецкий полицейский. Избежать вмешательства Польши в конфликт помог СССР, который демонстративно сосредоточил свои войска на границе с Польшей.

Литва приняла ультиматум, после чего 16 февраля Совет послов Антанты принял решение передать Мемельский край Литве. Это решение было оговорено условием выполнения Литвой следующих требований:

    края;
  1. свобода транзита и использования Мемельского порта Польшей;
  2. разработка статуса края и заключение специальной конвенции;
  3. равноправие в крае немецкого и литовского языков;
  4. уравнение в гражданских и коммерческих правах иностранцев и жителей автономии.

Кроме того, на неофициальном уровне подчеркивалось, что передача Мемеля Литве является своего рода компенсацией за потерю Виленской области.

В составе Литвы



После передачи Мемельланда Литве город Мемель был переименован в Клайпеду. Литва проводила политику насаждения в области литовского языка, хотя, по данным переписи 20 января 1925 года, из 141 645 жителей, имевших право голоса, 59 315 (41,88 %) отнесли себя к немцам, 37 626 (26,56 %) — к литовцам и 34 337 (24,24 %) — к мемельлендерам.

В 1926 г. в Литве произошёл военный переворот, возглавивший его лидер партии таутининков (от литовского Tauta — народ) Антанас Сметона установил авторитарный режим. После переворота, в декабре 1926 года в области было введено военное положение, были запрещены немецкие партии и распущен местный парламент, что было грубым нарушением Мемельского статута. По требованию Лиги Наций, литовские власти были вынуждены назначить в Мемельской области новые выборы, которые дали большинство немецким партиям (25 мандатов из 29). Однако, уже в 1932 году избранные немецкие власти Мемеля были арестованы. Следствием стало обращение держав — гарантов Мемельской конвенции в Международную судебную палату Лиги Наций, которая потребовала от Литвы восстановить права мемельского парламента.



В ноябре 1938 года в Мемеле было отменено военное положение.

Находившаяся в составе Литвы Клайпеда оставалась крупным торговым портом — через клайпедский порт осуществлялось до 80 % литовской внешней торговли [5] .

В составе Германии (1939—1945)

После присоединения Клайпедского края к Германии, город был снова переименован в Мемель. 24 марта 1939 года рейхсканцлер Адольф Гитлер прибыл в город, где заявил, что порт Мемель станет базой германского флота и морской крепостью. Уже в апреле в городе началось строительство военного аэродрома, долговременных укреплений и подземного хранилища топлива [12] .

Согласно замыслу одного из участников Википедии, на этом месте должен располагаться специальный раздел.
Вы можете помочь проекту, написав этот раздел.

В 1945 году город был сильно разрушен, пострадало около 60 % зданий, среди которых было немало архитектурных ценностей.

Литовская ССР (1945—1991)

28 января 1945 года в Мемель вошла Красная Армия. В августе 1945 года Берлинская (Потсдамская) конференция трёх великих держав утвердила передачу Советскому Союзу части Восточной Пруссии. Мемельская область была де-факто передана в состав СССР. Город снова получил литовское название Клайпеда.

В апреле 1948 года, был принят закон об административно-территориальном делении Литовской республики, в котором впервые упоминалась Клайпедская область как часть Литовской ССР. Указом Верховного Совета СССР от 28 января 1948 года все жители Клайпеды литовской национальности, бывшие литовскими гражданами до 22 марта 1939 года, получали советское гражданство. Немцы из Клайпеды могли ходатайствовать о приеме в гражданство СССР в индивидуальном порядке.

Промышленность Клайпеды, в особенности её порт, была восстановлена и реконструирована. До приобретения Литвой в 1990 году независимости Клайпеда была городом, закрытым для иностранцев. В 1982 году была построена международная паромная переправа Клайпеда — Мукран, использовавшаяся первоначально в военных целях [5] . В советские годы город застраивался по типовым генеральным планам. В 1991 основан Клайпедский университет.

Физико-географическая характеристика

Согласно замыслу одного из участников Википедии, на этом месте должен располагаться специальный раздел.
Вы можете помочь проекту, написав этот раздел.

Климат

Климат здесь мягкий, морской. Это обусловлено близостью моря. Климат Клайпеды близок к климату Северной Германии, Южной Скандинавии, Голландии, Британии и характеризуется сильной переменчивостью погоды, дождливым, прохладным летом и довольно теплой, туманной зимой. В Клайпеде очень сильный ветер, который нередко обуславливает штормы, песчаные бури и приносит немалый ущерб хозяйству.

Нестабильность погоды иногда преподносит удивительные сюрпризы, например, в феврале могут зацвести деревья и зазеленеть трава. Это, конечно, редкость, но этот факт вносит свои коррективы в формирование представлений о местном климате.

Население

Население Клайпеды во многом отражало и отражает бурную историю этого города, в частности, его переход из рук в руки в ходе европейских конфликтов. Поскольку Мемель был основан в местах компактного проживания литовцев (племя жмудь или жемайты), в непосредственной близости от собственно литовского государства, в отличие от родственных пруссов, литовцы Мемельланда не были полностью ассимилированы в округе, хотя их доля постепенно снижалась из-за мощной германизации. По немецкой переписи 1910 г. население Литовского побережья составляло 149 766 человек, из которых 67 345 человек считало родным языком литовский (45,0 %). Но литовцы преобладали только в сельских округах региона вдали от побережья. При этом по данным той же переписи более 82 тыс. человек (55 %) признали родным немецкий язык. В самой Клайпеде абсолютно преобладало немецкое население. Доля литовцев была невелика и постоянно снижалась. Тем не менее сам город, при содействии немецких властей, превратился в крупный центр издательства на литовском языке латиницей, после чего книги контрабандным путём перевозились в соседние территории российской Литвы, где использовалась кириллица, а латиница была запрещена.



В 1944 году был сильно разрушен во время боёв, а после 1945, когда прошла массовая депортация немцев после Второй мировой войны, пришёл в запустение. В 1946-53 гг. в город прибывают новые волны поселенцев — поначалу русских и русскоязычных рабочих из республик СССР, направленных на восстановление промышленности. Поначалу (до конца 50-х) в городе, в том числе и в органах власти, преобладало русскоязычное население, чему способствовала близость Калининграда — важного российского города Прибалтики. К началу 60-х, в ходе массовой миграции литовских крестьян в города, литовцы впервые в истории города становятся преобладающей группой. Тем не менее, город в значительной степени сохраняет свой многонациональный, двуязычный характер. Клайпеду по праву можно считать одним из главных центров, русскоязычной столицей Литвы, наряду с Вильнюсом и Висагинасом. По данным последней литовской переписи 2001 года русские и русскоязычные составляли 25,6 % населения города.

Всё же общая динамика населения неутешительна. В постсоветское время имеют место не только отрицательный естественный прирост, но и, после принятия Литвы в ЕС, интенсивная миграционная убыль населения, в отличие от соседнего Калининграда.

Численность населения в разное время: [13]

    — 20 700; — 51 000; — 89 500; — 140 000; — 175 800; — 207 100; — 192 954; — 187 316 (то есть за 14 лет население сократилось на 20 тыс. человек или на 10 %)

Национальный состав

Город по-прежнему характеризуется пёстрым национальным составом. В 1950-х годах в городе преобладали русские [источник не указан 1299 дней] , с начала 60-х — литовцы [13] . Имеется значительное славянское меньшинство (25,6 %).

Национальный состав, по переписи 2001 года:

  • 71,3 % — литовцы;
  • 21,3 % — русские;
  • 2,4 % — украинцы;
  • 0,4 % — поляки;
  • 1,9 % — белорусы;
  • 2,7 % — прочие (евреи и т. д.)

Бывшие депортированные немецкие жители Мемеля и их потомки зовутся мемелендерами, проживают более-менее компактно на территории современной Германии, поддерживают историю своей родины на портале memelland-adm.de.

Экономика



Клайпеда — важнейший экономический центр западной части Литвы и крупнейший порт на литовском побережье Балтийского моря. Основные отрасли промышленности — пищевая (рыбообрабтывающая, хлебобулочная, молочная, производство газированных напитков), деревообрабатывающая и мебельная, упаковочная. Развиты судостроение и судоремонт. Важное место в экономике города занимает сфера обслуживания (портовые и логистические, туристические и многие другие услуги). В городе насчитывается около 2500 предприятий. [5]

Основные иностранные инвесторы — из Дании, Швейцарии, Германии, Норвегии, США и Канады. В 2002 году на окраине города, вблизи порта, была организована свободная экономическая зона (СЭЗ) площадью 412 г; в рамках СЭЗ работало (на конец 2010 года) 17 предприятий (из них 40 % — иностранные), инвестиции превысили 400 млн евро. Налажено производство электронных устройств, пластиковой посуды и гранул, архитектурного стекла, металлических конструкций, пищевой упаковки, биодизельного топлива; действуют рыбоообрабатывающие и металлобрабатывающие предприятия. [16]

В городе работает две крупные судоходные компании Lisco Baltic Service и Limarko.

Клайпедский порт образован в 1991 году слиянием отдельных торгового и рыболовного портов. Площадь порта составляет 415 га, площадь акватории — 623 га, глубина акватории — 14 м. Порт оборудован причалами общей длиной 24,9 км; некоторые причалы предназначены специально для работы с контейнерными, перевалочными и конвенциальными грузами. Порт способен обрабатывать до 40 млн тонн грузов в год (2010 год — 31,2 млн т грузов) и ежегодно обслуживает около 7 тыс. судов. Имеется развитая железнодорожная сеть (общая протяжённость 69,2 км). Из клайпедского порта в немецкие Засниц и Киль, шведский Карлсхамн, датские Копенгаген и Фредерицию регулярно отправляются грузовые паромы. Порт отправляет регулярные контейнерные поезда в Одессу и Москву. Отправляются преимущественно контейнеры, нефтепродукты, удобрения, торф, лесоматериалы, продукты питания.

В 1999 году был построен современный грузовой терминал, в 2002 году был модернизирован входной канал (ширина 150 м); в 2003 году открылся терминал для обслуживания круизных судов.

2008 год стал этапным в развитии порта — впервые за годы существования порт переработал 30 млн тонн грузов и вышел по этому показателю на первое место среди портов стран Балтии (Вентспилс, Рига, Таллин). Однако на следующий год произошло сокращение грузопотоков, ввиду начавшегося экономического кризиса.

В настоящее время (2012 год) ведётся строительство нового грузопассажирского терминала. [17]

Образование

Основным высшим учебным заведением Клайпеды является университет, основанный в 1991 году. Действуют также высшая морская школа и частный христианский университет LCC, кафедра визуального искусства Вильнюсской художественной академии. Имеется консерватория им. C.Шимкуса. [5] Также один государственный и несколько частных колледжей.

В Клайпеде мы пробыли всего один день. Но Вселенная решила, что именно здесь и сейчас мы обязательно должны увидеть город, окутанный бархатным серебряным туманом. Гулять по самому древнему городу Литвы, впервые упомянутому в летописях в 1852 году, совсем не скучно.

Нас вели не экскурсоводы, а собственные ноги, и каждый новый поворот сулил раскрытие очередной тайны. Предлагаем вам посмотреть на Клайпеду нашими глазами и ненадолго перенестись туда, где оживают холодные скульптуры, а в небе шумно спорят о чем-то чайки.

Пока мы ходили по городу, сквозь облака еще иногда пробивалось солнце. Но пасмурная погода все равно не смогла испортить нам настроение, и мы с удовольствием прогулялись по мощеным дорожкам, рассматривая окружающие дома.

Порт — главная гордость Клайпеды. Мы не могли обойти его стороной и практически впали в гипноз, созерцая бесконечные корабли и подъемные краны-жирафы.









Капсульные отели (компактное жилье для туристов) совсем скоро будут готовы принимать гостей

После обеда причал снова притянул нас, но на этот раз мы переправились через пролив на Куршскую косу в Смилтине и прошлись пешком до морского музея. По пути мы встретили импровизированную рыбацкую деревню, старинные корабли, которые можно рассмотреть вблизи и даже потрогать. Морской музей был закрыт, но нам разрешили понаблюдать за дельфинами через стеклянные стенки огромных аквариумов. Рассмотрели мы и ленивых пеликанов.









Но больше всего нас поразило море. Сочетание ослепительно белого песка, светло-голубого неба с переливающимися хрустальными волнами заставляет вспомнить о том, что в мире так много красоты, что иногда ее просто невозможно уместить в себе. Совсем необязательно плавать (вода здесь холодная). Вполне достаточно посидеть на берегу и послушать убаюкивающий плеск волн. Согласитесь, эта самая прекрасная музыка в мире.





Клайпеда запомнится нам как спокойный морской оазис. Но это впечатление обманчиво, ведь мы были там не в туристический сезон. В июле жизнь здесь начинает бурлить. Город наполняется движением, но даже тогда Клайпеда не теряет своего очарования. Обязательно загляните сюда, если у вас будет такая возможность. Мы же до сих пор жалеем о том, что так и не бросили в море копеечку на прощанье.


Прибалтийское путешествие в Клайпеду: дождь, ветер, порт, милый городок и хорошая прогулка.

Литва далеко не известна своими курортами или морской деятельностью. А они существуют, да ещё какие!

Ненавистники холодного морошка, непредсказуемой погоды и спокойной размеренной жизни отдыхающих, пожалуйста, разойдитесь))

А вот я нашла здесь очарование и хочу поделиться им в своём отзыве на этот прекрасный городок.




Итак, Клайпеда - крупнейший порт и 3ий по численности город Литвы. А также это один из незамерзающих портов на побережье Балтийского моря.

Население составляет около 150000 человек.

Город основан в 1251 году и некоторое время назывался Мемель.

В 1939-45 город был присоединён Германии и стал мощным оборонительным центром.

Клайпеда очень ветреный город. А в сочетании с дождем - очень промозглый. Летом средняя температура - 20 градусов, зимой от 0 до 5.

Клайпеда - универсальный, глубоководный порт. Здесь располагаются судоремонтные и судостроительные заводы, выполняются различные морские и грузовые услуги.


Старый город отличается от других литовских городов своим обилием немецкой и скандинавской архитектуры, фахверковыми домами и уличной планировкой. Улицы и углы улиц геометрически прямы.

Одной из главных достопримечательностей города считается ныне не существующий Клайпедский замок.

Построен тевтонскими рыцарями. Замок был впервые упомянут в письменных источниках в 1252 году и подвергся многочисленным разрушениям и реконструкции в последующие столетия. В 19 веке, потеряв значение, замок был разрушен. В настоящее время замок восстанавливается. Строительные работы планируется завершить до 2020 года.

На его месте можно найти такие руины. Но зато эти кусочки застройки настоящие, не отреставрированные, с тех самых времен.








Здесь же отель в фахверковом стиле Old Mill Hotel. Кстати, тут можно снять дешевое жилье - всего 55 евро на двоих за ночь.








Сворачиваем с площади, на которой не было ни души. Кстати, туристов здесь нет. Видели только немецкую группу, и то только в гостинице.



Но котик в Клайпеде не простой, а с лицом джентльмена!






















К сожалению, вечером в городе стало еще холоднее и безлюднее, но пару скромных фотографий сделать удалось. Клайпеда абсолютно не тусовочный город, все достопримечательности можно обойти за денек, но зато в 5 минутах находится Куршская коса, да и в общем, городок очень приятный для посещения.

Клайпеда (в недалеком прошлом был прусским городом Мемель) – является крупнейшим портом и третьим городом Литвы. Он расположен на границе Куршского залива и Балтийского моря и находится в западном регионе страны. Клайпеда – это незамерзающий и самый северный порт на Балтийском море. Основан город первого августа 1252 года.

Клайпеда панорама

Клайпеда и вся прилегающая территория имеют историю, которая значительно отличается от истории Литвы. Как показали археологические раскопки, район Клайпеды уже в начале нашей эры был заселен балтами. Этот город длительное время относился к Тевтонскому ордену, вплоть до 1525 года, а в последствии принадлежал Германии и Пруссии, до 1923 года, когда был заключен мирный договор по завершению Первой Мировой Войны. Очень богатая история наложила свой отпечаток на архитектуру города.

Клайпеда из-за близости Балтийского моря имеет уникальный климат: переменчивая погода, частые дожди, прохладное лето и теплая зима. Случаются и сюрпризы погоды – в феврале зеленеет трава и зацветают цветы.

История названия Клайпеды

Город Клайпеда в течение всей своей истории неоднократно менял своё название. Основав замок, тевтонские рыцари назвали его Мемель, так называется по-немецки река Неман. Рядом с крепостью расположилось древнее поселение. Город Мемель (в его состав входил замок) вошел в состав Литвы и был переименован в город Клайпеда.

Клайпеда

Еще в начале 15 века название Клайпеда употреблялось как название территории окружающей город. Слово Мемель коренные жители употребляли для заболоченных мест, расположенных в нижнем течении Немана.

Достопримечательности Клайпеды

В последние два века Клайпеда перенесла много бедствий. В 1854 году пожаром было уничтожено более трети построек города. А в 1945 году во время бомбардировок все храмы и более половины зданий были разрушены. Сохранились лишь остатки замка, форт, располагавшийся на Куршской косе и несколько бастионов.

Музей Клайпедского замка

Замок Клайпеда был основан в 1252 году и до наших дней не утратил интерес для гостей города и самих жителей.

Археологи в 1968 году начали подробнейшее исследование старинного замка. Они метр за метром открывали его удивительные фрагменты: опорные стены, конюшни, пороховые башни, полы и множество иных археологических находок.

В советское время замок был закрыт (он принадлежал к производственной зоне). До сих пор на его территории действует судоремонтное предприятие. В наши дни замок вновь стал местом паломничества для туристов. И этому способствует интересная, необычная и достаточно современная музейная экспозиция.

Адрес: Pilies g. 4

Время работы: Вт-сб 10-18

Музей часов Клайпеды

Музей часов основан в 1984 году. Он расположился в здании 19 века, отреставрированном зодчими. Экспозиция музея состоит из нескольких частей.

мПервая часть рассказывает о развитии создания часов с древних времен и до наших дней. На этой экспозиции представлены копии и конструкции водных, солнечных, песочных, огненных часов, старые календари, оригиналы моделей, разнообразные механические приборы для измерения времени от механических до электромеханических, кварцевых и электромагнитных часов нашего времени. Около музея сохранилась часть парка 19 века, в котором расположились солнечные экваторные часы. А летом здесь можно увидеть удивительные цветочные календарь-часы.

В старинной башне старой почты до наших дней действует колокольный карильон. А в праздники и выходные дни здесь проходят концерты колокольной музыки.

Адрес: Liepų g. 12

Часы работы: Вт-сб 12.00 – 18.00 ч., Вс 12.00 – 17.00 ч.

Цена билета: 4 лт, детям – 2 лт

Литовский морской музей, аквариум и дельфинарий

На Куршской косе, в ее северной части, около 150 лет тому назад в Копгалии (Ковгалис) стояла прибрежная оборонительная крепость.

Сегодня здесь находится Литовский морской музей, который оборудован дельфинарием, единственным в своем роде на побережье Балтийского моря. Посетители не только любуются этими прекрасными млекопитающими, но и наблюдают за их выступлениями. Аквариумы музея являются домом для сорока видов рыб озер и рек Литвы, Балтийского моря, а также ярких тропических рыбок, стаи форелей и большой зеленой мурены. А пингвины и серые балтийские тюлени расположились в открытых бассейнах. В расположенных под крепостью казематах, где находились пороховые хранилища, расположилась экспозиция история судоходства Литвы.

Адрес: Smiltynės g. 3,

Часы работы: октябрь - апрель Сб, вс 10.30-17.00; май Ср – вс 10.30-17.30.

Стоимость билетов: взрослые – 6-8 лт., дети – 3-4 лт.

Представления в дельфинарии: октябрь – май Сб, вс 12.00; 15.00; стоимость билета: для взрослых – 10-12 лт., детям – 5-6 лт.

Музей истории Малой Литвы

Музей истории располагается в старинном здании старого города Клайпеда, которое построено в 18 веке.

Посетители могут ознакомиться с археологическими находками, фотографиями, старыми картами и макетами города. Представленные экспонаты показывают традиции и быт летувининков, отображают литовско-немецкие отношения, драматические по своей сути.

В Замковом музее и Музее Истории Малой Литвы продаются открытки, в которых запечатлена предвоенная Клайпеда и самые интересные фрагменты уже современного Старого города.

Адрес: Didžioji Vandens g. 6

Время работы: Вт-сб 10.00 – 18.00 час.

Цена билета: 2 лт., детям – 1 лт.

Музей кузнечного дела

В конце 19 века на весь край была известна кузница одного из мастеров по металлу кузнеца Густава Кацке. В этом уникальном месте расположился Музей кузнечного дела. Он повествует посетителям, что в недалеком прошлом здесь ковали не только сельскохозяйственный инвентарь, но и различный архитектурные детали, которые украшали дома, ограды и ворота для кладбищ, художественные кресты.

Большая часть экспозиции приходится на могильные кресты, ворота и ограды со старинных кладбищ Малой Литвы. Они были собраны Дионизом Варкалисом, реставратором по металлу Клайпеды. Интерес представляют также старые флюгеры, которые характерны для города-порта. И в наши дни в музее работает кузница, где можно купить интересные изделия из металла.

Адрес: Šaltkalvių g. 2, 2a

Часы работы: Вт-сб 10.00–18.00 ч.

Цена билета: 2 лт, детям – 1 лт.

Картинная галерея Клайпеды и Культурный центр им. П. Домашайтиса

Тридцать лет назад основана художественная галерея, расположившаяся в четырех старинных зданиях 19-20 веков.

Около двух лет назад в галерее установлена постоянная выставка художника Пранаса Домашайтиса. Художник родился в Восточной Пруссии в 1880 году, закончил Академию искусств в Кенигсберге, проходил стажировку в Европе. В Германии П. Домашайтис был признан как известный экспрессионист. Некоторое время он проживал в Австралии, откуда переехал в Кейптаун. В работах художника сочетаются традиции африканского и европейского искусства.

В своей стране П. Домашайтис был признан только в последние годы. И это благодаря прибывшему в Клайпедскую галерею творческому наследию мастера, состоящему из 525 картин маслом, акварелью и пастелью. В музее представлена постоянная экспозиция, получившая название Коллекция живописи литовского экспрессиониста П. Домашайтиса. Умер великий литовский художник в 1965 году.

Адрес: Liepų g. 33

Часы работы: Вт-сб 12.00 – 18.00 ч., Вс 12.00 – 17.00.

Цена билета: 4 лт, детям – 2 лт.

Клайпедский маяк

На реке Дане появился порт в 1252 – в год основания города. Однако маяка в Клайпеде не было до конца 18 века.

Угольный фонарь, висящий на деревянном столбе и указывающий путь в порт – таков предшественник Клайпедского маяка. Это запечатлено на старинных гравюрах. Естественно польза от такого маяка была невелика. И лишь в 1796 году на песчаной дюне в северной части залива появился первый маяк, который был возведен по проекту архитектора Йохана Лиленталя.

Строители, из-за нехватки средств, построили башню высотой, вместо 20 необходимых по проекту метров, только 16-ти метровую. Светооптический аппарат маяка включал шесть бронзовых отражателей, способных отражать свет масляных ламп. Этот свет был заметен на расстоянии не более мили (4 километра) да и то, только в ясную погоду. Пользы от такого маяка было немного, и в 1819 году его пришлось надстроить. В том же году на маяке установили, современное для того времени, световое оборудование. Благодаря этому свет маяка был виден на расстоянии не менее 16 миль (около 30 км). Были здесь и другие оптические сигналы. Таким сигналом был красный флаг, который, установленный на башне, означал опасность для захода судов в порт. Напротив, желтый флаг разрешал заходить в порт.

Радиосигналы клайпедский маяк начинает посылаться с 1937 года. В эти годы он являлся символом города и к нему часто приходили туристы. Сам маяк был выкрашен белыми и красными квадратами, по этой причине он назывался Красным маяком. Посетившие маяк туристы с обзорной площадки, находившейся на башне, любовались морской панорамой и городом. Во второй Мировой Войне отступающие немецкие войска взорвали маяк, однако он был вскоре восстановлен, и уже через два года перестроен и усовершенствован.

От былого маяка осталось только четырехметровая цокольная часть. Сегодня знаменитый клайпедский маяк поднят на железобетонную башню высотой 44.5 метра. Он посылает мощный световой сигнал кораблям, на нем расположено и работает спутниковая современная навигационная система. Посетители в башню не допускаются – посмотреть его можно только снаружи.

В Клайпеде в конце 19 века работал еще один маяк. Однако он не сохранился до наших дней. В 1884 году был построен еще один небольшой маяк, и он постоянно светился красным светом. Из- за его белого цвета его называли Малым или Белым. Его изображение в наши дни располагается на банкноте в 200 лит.

Читайте также: