Фламенко в гранаде где посмотреть

Обновлено: 05.10.2024

В Барселоне есть знаменитый гитарист Хуан Мануэль Каньисарес, но ходить на фламенко в этом городе категорически не рекомендуется (см. сами, см. сами). В Барселоне нет даже самой почвы, самой атмосферы для фламенко, про нее язык не повернется сказать вот так.

К сожалению, бесплатное фламенко не для туристов попадается исключительно в барах. Мне как любителю чая, кофе и орчаты нечего там заказывать. Но все равно.

Во время марчи (ночной жизни) в Мадриде я шел по улице, случайно увидел интересную надпись.

Толкнул дверь и нашел фламенко в баре "La Soleá" (С. Cava Baja, 34).
За круглыми столиками сидели мужчины и женщины, бухали, а напротив них за таким же столиком мужик неплохо играл булериас. Вошел новый посетитель, и не успев, как и мы, ничего заказать, сел на скамью и стал подхлопывать и притоптывать со знанием дела. Говорят, что нечто подобное есть в Мадриде только во Flamenco Candela (Calle del Olmo, 2) - но уже вообще с часа ночи.

"В канте хондо всегда ночь" и все подобные заведения в разных городах открываются примерно с 22.30. Только в Севилье есть "Auditorio Álvarez Quintero" на одноименной улице, 48, где открывают в половине девятого и уже в 9 начинают представление (какое-то "спокойной ночи, малыши").

Мой любимый севильский бар "Carboneria" (С. Levies, 18) тоже открывается рано - в 20. Но там - разные программы, а именно фламенко - строго с 22.45. Я обнаружил этот бар так же случайно, как и тот бар в Мадриде. Шел по улице мимо двери без вывески. И слышу играют фламенко. Зашел, а это бармен от скуки бренчит на гитаре. Я видел там три концерта в 2002-ом и четыре концерта в 2009. Посещают его люди, в основном, от фламенко далекие, ведущие себя естественно, пришедшие потусоваться с друзьями. К сожалению, попадаются и туристы. Откуда они узнают, не понятно?! В городе нет рекламы этого заведения, а рекламы других таблао - завались. В "Карбонерии" каждый день разные артисты, и работают действительно хорошие музыканты и танцовщицы. Один гитарист порвал четвертую струну на третьей минуте выступления, да так и проиграл на пяти оставшихся всё отделение до перерыва. Нам цыганам все равно!

Среди публики приметил семью с девочкой лет четырёх-пяти. В первый день она впечатлилась выступлением танцовщицы и старательно задирала собственную юбку, сидя на скамье в зрительном зале. На следующий день её взяли посидеть среди исполнителей на сцене. В третий день она пришла, нарядившись в "цыганское платье" в горошек, и уже была готова плясать, но оказалось, что в тот день выступает не её любимая танцовщица, а другая, и её это, конечно, расстроило.

Лучшим таблао Севильи считается "Los Gallos" на площади Санта-Крус (туда мэтры ходят отбирать кадры для крутых коллективов). Пониже рангом и подешевле таблао "El Arenal" (C. Rodo, 7), "Casa de la Memoria" (C. Ximénez de Enciso, 28), Lo Nuestro (C. Betis, 31).
Напротив садов Valle имеется целый дворец фламенко для обслуживания туристов на манер Барселоны - El Palacio Andaluz (Avenida Maria Auxiliadora, 18) - снаружи не похож на palacio, а внутри богато. Но мне не побывать там никогда.

Кроме Карбонерии ходил на концерт группы "Luna Flamenco", где с третьеразрядными гитаристом и танцовщицей поет изумительный кантаор Francisco Luis Trinidad "el Trini". К тому ж это был первый увиденный мной артист фламенко, который выступал в очках.

На площади Триумфа в Севилье иногда играет гитарист Carlos del Rio. Он не входит в число грандов. А играет неплохо. Так вот он записал диск со своими фламенко-композициями и еще "Воспоминание об Альгамбре" Тарреги, чтобы приобщиться к академистам. И рекламирует уличными концертами продажу своего CD, просто на шляпу денег не берет.

Вообще очень трудно сходу найти людей, которые играют фламенко для себя. В Малаге мне это в свое время удалось прямо в музее фламенко. А в Мадриде, Севилье, Хересе я ошибался. Смотрю, поют душевно прямо на улице. Только настроишься, а тут обнаруживается, что денежку всё же собирают, но только не в шляпу, а в ладошку. Отшатываешься и разочарованно устремляешься прочь от этого места.
Надо было проехать всю Испанию, чтобы, наконец, обнаружить на ступенях кафедрального собора Кадиса двух молодых ребят, которые просто для удовольствия и практики играли и пели булериас.

Памятники фламенко

Наибольшее количество памятников находится в Кадисе. На этой схеме их значится без малого сорок. Выглядят они обычно, как чья-то голова в шляпе с указанием, какой выдающийся кантаор жил на этой улице.
Но один кадисский памятник стоит особняком. В апреле 2009 умер певец из Кадиса, имевший прямо-таки "индейское имя" Чано Лобато (Chano Lobato - Медлительный Волчонок). И вот в мае мы уже видим памятник с живыми цветами и фотовыставку его сценических фотографий в кадисском Центре фламенко на площади Мерсед.

А еще один памятник появился в мое отсутствие в Севилье. Это памятник гитаристу Ниньо Рикардо (Niño Ricardo), поставленный к столетию со дня его рождения (1904, Севилья).
Ниньо Рикардо прославился тремя вещами - тем что он очень удачно снялся в фильме "Кафе де Чинитас", тем что он написал самую красивую самбру - в СССР она издавалась в нотах под названием "Цыганская арабеска" и особенно тем, что он был учителем Пако де Лусия - не наставником по технике, а именно учителем идеологии и духа фламенко, оказывающего на него влияние в шестидесятые годы.

В фильме о Пако де Лусия есть кадры, где Ниньо Рикардо в 1972 году играет на "la juerga" (испанских посиделкам с вином, гитарой и танцами). В том же году он как раз и умер - само собой от цирроза печени - как в бою.

Памятник так себе, поэтому и с фотографией особо не старались. Но есть в Севилье и улица Ниньо Рикардо. А на ней дом, где он жил. У этого дома есть свой сайт.

Улицы фламенко

В записях я слышал пять самых выдающихся гитаристов из Хереса (guitarristas jerezano) - среди ныне здравствующих. Это трое потомственных представителей старинных династий: Курро де Херес из династии Фернандесов, Мораито из династии Морено и Пако Сеперо из династии Агила-й-Аранда. И с ними еще двое - Херардо Нуньес и Диего Карраско - воспитанники династии Агила, несвязанные с ней кровными узами. А еще из Хереса певец Хосе Мерсе, а еще - бард Хавьер Руйбаль.
Большинство артистов фламенко этого города - цыгане из квартала Сантьяго. И именно его топонимика отражена в музыке.
Площадь Синего Петуха (El Gallo Azul) и Песчаная Плащадь (Plaza de Arenal) - заглавия композиций Херардо Нуньеса (Gerardo Nuñez). Между ними расстояние в несколько минут ходьбы и в 12 лет его работы над разными альбомами.
На этих площадях еще были не сняты афиши прошедшей Конской ярмарки (Feria del Caballo), что одновременно название севильянас Мораито (Moraito). Кстати, он до сих пор любит устраивать вот такие бесконечные булерии со всеми хересскими стариками-певцами и танцорами длительностью примерно на час.
Ну а сам квартал Сантьяго (Barrio Santiago) - название булерии раннего Томатито (Tomatito).

Одним из самых значительных городов в истории фламенко является Кадис, и особенно, его цыганский квартал Сан-Фернандо (San Fernando), в который мне попасть не случилось. Но и без того в Кадисе с названиями примерно такая же картина, как в Хересе. То подходишь к башне Тавира, которая - "Alegrias de Torre Tavira" из раннего Маноло Санлукара и к Воротам Земли (Puerta Tierra у него же). То выходишь в квартал Санта-Мария (Barrio de Santa María), который - название алегриаса Камарона (Camarón de la Isla) или квартал Ла Винья (Barrio de la Viña), что есть название композиции Пако де Лусия. Есть в Кадисе и улица Фламенко, с которой разминулся.

Впрочем, после того, как я услышал от Хосе Мерсе (José Mercé) автобиографическую песню "Luna de Victoria", все остальные произведения о Хересе и Кадисе для меня поблекли: "Я Мерсе, и у квартала Сантьяго, в котором родился, от меня нету тайн, потому что я - дитя фламенко" (Soy de La Mercé, barrio Santiago que me vío nacer no tengo secretos porque mi niñez de flamenco). А далее - про квартал Ла Винья, что на самом западном краю старого Кадиса (он же Каи), где он якобы умрет. Одна из самых сильных песен, что я слышал.

В Севилье я сделал себе специальные экскурсии в квартале Триана по памятным местам гитариста Рафаэля Рикени (Rafael Requeni). Сначала посетил улицу Requena, которая, возможно, дала ему сценическое имя. На другой день осмотрел улицу Fabie, где был дом его отца, которому он посвятил девятиминутное солеа "Calle Fabie".

А в Барселоне прошли по Paseo de Gracia, давшем название альбому Висенте Амиго, который вышел за неделю до того, как самолет перенес меня в этот город.

Дома фламенко

Кроме магазинов одежды и обуви фламенко, которых больше одного во всех крупных городах Андалусии, к объектам фламенко, пожалуй, относятся следующие.

В Хересе мы попытались попасть в Центр Фламенко с библиотекой и фонотекой (площадь Сан-Хуан), работающий строго по будням, Цыганский центр (gitaneria) без определенных часов работы (Asociacion cultural Los Juncales, C. Nueva, 12) и те два таблао, что были отмечены на туристской карте. Во всех этих местах я нарвался на "закрыто" и полное отсутствие анонсов. В таблао Bereber на C. Cabezas, 10, которое если верить его сайту работает каждое воскресенье, в субботу не было ни афиши, ни других признаков, что в этом райском восточном уголке будут какие-то ближайшие выступления. Аналогично и в "El Lagá Tio Parilla" (Plaza del Mercado). По слухам Bereber становится самым дорогим таблао в Испании, где вход 95 евро, когда там выступают такие хересские знаменитости как Хосе Мерсе, Мораито и Диего Карраско.
Открыта в Хересе была только гитарная школа около церкви Сан-Мигель (Al Arbonero escuela de guitarra), где я имел нахальство несколько минут поприсутствовать на занятиях. Она привлекла нас звуками струн в первый же вечер. Но потом увы - Херес перед нами не раскрылся.

А между тем в нем кроме таблао есть еще пеньи фламенко. Самой старой из них (Los Cernicalos) 35 лет. Там дают настоящее фламенко без претензий на коммерцию: везде входная плата отсутствует - надо платить только за выпивку. Получить их адреса через офисину де туризмо не удалось. Лишь по возвращению в Москву я сумел разыскать несколько адресов в Интернете.

Это Asociación Cultural Fernando Terremoto (C. Terremoto, называнная в честь певца с таким псевдонимом, что в переводе означает "землетрясение);
Centro Cultural Don Antonio Chacon, (C. Salas, 2 - следующий дом после церкви Сан-Хуана, проходил мимо не менее двух раз, и не знал, что там держат пенью два брата-близнеца, которые сами не играют и не танцуют, но заядлые пальмерос).
Peña la Zua (C. Albadalejo, 38) - самая позорная развалюха в Хересе с такими допотопными колонками, что там лучше выступать без микрофона;
Peña El Garbanzo (C. Santa Clara, 9) - очаровательная пенья, где нечасто концерты, принадлежащая старинной фламенко династии Carpio. Тоже разваливается.
Peña el Pescaero (Carretera Arcos C. Mosa, Barriada El Rocio) в гараже. Есть гаражный рок и есть гаражное фламенко.
Еще Peña la Buena Gente (p. San Lucas, 9), Peña la Buleria (C. Mariñiguez 15), Peña Manuel Soto Sordera (C. Carpinteros, 3), Peña los Cernícalos (C. Sancho Vizcaino, 23), Peña Tio José de Paula (C. Merced, 11), Tertulia Flamenca Pepe Alconchel (C. Castaño 2).
Я провел в Хересе три ночи, но такого путеводителя у меня не было. И я все пропустил!

В Кадисе были найдены Центр фламенко с концертным залом и две пеньи фламенко. Одна - на пляже La Caleta была открыта в дневное время, так как была отдана маленьким танцовщицам. А другая была по случаю дневного времени закрыта. Но вот ее название - "A La Perla de Cádiz" - встречается в композиции в жанре "cantiñas" с диска Пако де Лусия "Almoraima". И La Perla de Cádiz - имя местной кантаоры, умершей в 1975 году.

И еще кстати, в портовых и припортовых городах попадаются и таверны фламенко. В Кадиисе - это La Cava (С. Antonio Lopez, 16), а в Хересе просто La Taberna Flamenca (Angostillo de Santiago, 3 - перед церковью Santiago). Ни там, ни там не был. Но, наверняка, это просто таблао.

В Кадисе остался один не разысканный объект - могила Мануэля де Фалья в кафедральном соборе. Весь собор обошел, но не нашел. Значит, она в потайном месте храма.

В Кордове видели школу танца фламенко. Однако вот это таблао под открытым небом в Кордове, где я позирую, по отзывам френдов - наихудшее, там танцуют не только без дуэнде, но даже без огонька.

Ну и наконец, в Мадриде хочу отметить за название таблао "Кафе де Чинитас"(Café de Chinitas).

История названия такова. Давным-давно было в Малаге кафе де Чинитас. В XIX веке написали про него, возможно, самую мачистскую песню (в ритме петенеры) про то, как спорили два брата, кто из них больше цыган, и кто лучший тореро. И стало оно знаменитым. Потом его закрыли. Но в 1960 году в Испании с участием звезд фламенко вышел фильм "Кафе де Чинитас", где герой как раз возвращается в Малагу и узнает о закрытии кафе. Потом в новые времена открыли кафе де Чинитас и в Малаге, и в Мадриде (Torija, 7), чтобы привлекать туристов легендой. В Мадриде - это как раз таблао фламенко.

rubia_maria говорит, что "дуэнде - это такое слово, которое стараются лишний раз всуе не употреблять. Есть более "легкие", что ли, слова, например "roillo", что означает нечто вроде "кайф и удовольствие на духовно-чувственном уровне, ощущаемые во время танца или исполнения отдельного движения"".

Ну а слово "duende" подходит для эзотерической терминологии с ее эгрегорами и потоками. Впрочем, весь мир, кажется, пользуется словом "драйв". Однако дуэнде включает не только драйв, но и трагическое мироощущение (el sentido trágico de la vida), если говорить словами испанского философа Мигеля Унамуно (Miguel de Unamuno).

Я действительно никогда не слышал, как испанцы произносят слово "дуэнде". Оно встречалось лишь в названиях дисков и групп. В Севилье удалось обнаружить и улицу Дуэнде.

Вопрос: "Если на жителя Сенегала одеть кокошник, сможет ли он станцевать русский народный танец?
Ответ: Сможет. Только это будет пародия.

Танцевать фламенко могут все, кому нравится это искусство танца, но хореография, голос, гитара, кастаньеты — это еще не есть настоящее фламенко.

Из истории - Испании, Андалусии и фламенко

Здесь, на юге Испании, — смешалось все!

Арабское, еврейское, цыганское, христианское, греческое, африканское, иберийское!

В современном фламенко существуют три направления исполнения.

  1. Kанте ондо
  2. Kанте промежуточное
  3. Kанте чико.

Примечание.
Канте — пение, исп. cante.

Канте ондо — это глубокое, без аккомпанемента пение. Это самое древнее направление.

Гитара в канте ондо звучит очень скромно, скупо, без украшений.

Чуть позже появляется музыка и танец.

Канте чико — наоборот, легкий и простой стиль фламенко.

В современном фламенко каждый из этих жанров включает несколько танцевальных форм:

Soleria, Buleria, Alegrias, Tangos, Farruca.

Но правит всем некое мистическое чувство, которое испанцы называют Дуэнде — Duende.

На юге Испании в любой деревне во время праздника одевают костюмы и танцуют фламенко прямо на площади перед сельсоветом.

Фламенко очень индивидуально, это импровизация. Поэтому когда мне говорят, что мы видели фламенко уже один раз, то поверьте, что этого очень мало.

В Севилье, как столице Андалусии, существуют множествo школ. Индивидуальные стили.

А где в Севилье можно посмотреть хорошее фламенко?

Самая знаменитая площадка — Palacio Andaluz. Здесь представлены все стили фламенко для первого знакомства с этим жанром. Цена от 35Е. 1,5часа.

На видео — танец в платье с длинным шлейфом.

Это самая трудная танцевальная форма. Вeс этого хвоста несколько килограммов. А надо изящно с ним обращаться. )

Небольшой зал, но очень насыщенное энергией представление. Цена от 35Е. 1,5часа

Фламенко. Севилья, экскурсиии с русским гидом в Испании, в Андалусии ,туры

Школа знаменитой танцовщицы Cristina Hoyos.
Цена от 20Е/ чел. Продолжительность 45 минут.

Sevilla, flamencoэкскурсиии с русским гидом в Испании, в Андалусии ,туры

В Севилье есть несколько баров, в которых танцуют фламенко.

Casa Ancelma.
Carboneria.

Обычно — не потому, что так надо, а потому, что собралась хорошая компания, отличный вечер, хорошее настроение, и — что называется — душа просит!

Как по мне, так это — лучшее из всех фламенко. )

Автор видео и фото — Раиса Синицына, Гид в Севилье и экскурсии в Андалусии.

Связаться с гидом, задать вопрос, получить консультацию по экскурсиям в Севилье и Андалусии —

До встречи в Севилье!

3 комментария

Олег, спасибо за комментарий. Надо признаться, что я все-таки русская. И даже после 10 лет жизни в Испании. Могу оценить,но станцевать — нет. И даже простую севильяну не пытаюсь разучить.У меня тело для этого танца не подходит.

бар «La Caja Negra" Sevilla

Добавить комментарий Отменить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Раиса Синицына, гид в Севилье

Свежие комментарии

Рубрики

    (4)
      (1)
      (1) (1) (2) (1) (6)
        (1) (1) (2) (1)
        (1) (1) (1) (2) (1) (1) (1) (1) (1) (1) (1) (1)
        (1) (1) (1) (1)
        (2) (7) (5)
        (1) (1)
        (5) (7) (4) (16) (12)
          (1)
          (1) (1) (1) (4) (1)
          (1)
          (2)
          (1)
          (1) (6) (7)
          (2)
          (4) (1) (2) (2)
          (2) (1) (1)
          (3)

        Checking.

        Sending message.

        Задайте вопрос

        Вы можете заказать экскурсию прямо сейчас!

        Испания.

        Гибралтар — ключевая база военно-морского флота Британии, утёс-скала, удобно расположенная у выхода из Средиземного моря. Запись Гибралтар спасла русская? впервые появилась Испания. Больше, чем показывают туристам.

        Севилья, сказочная, солнечная, добрая, праздничная, открытая. Запись Севилья.15 вещей, которые надо сделать туристу в Севилье впервые появилась Испания. Больше, чем показывают туристам.

        Сетениль де лас Бодегас. Экскурсия из Севильи по маршруту"белые деревни Андалусии" Запись Сетениль де лас Бодегас. Экскурсия из Севильи впервые появилась Испания. Больше, чем показывают туристам.

        Рестораны с террасой - это настоящее спасение в Севилье. Рестораны распахивают двери с 21:00. Но занять место за столиком внутри зала желающих мало. Запись Рестораны с террасой. Куда пойти ужинать в августе в Севилье? впервые появилась Испания. Больше, чем показывают туристам.

        Эрнандо де Эстурмио, художник. ( 1515—1556) Существует множество предположений о фигуре этого фламандского художника, одного из самых ярких представителей эпохи Возрождения в городе Севилья . Как же жаль, что мы не знаем об этом мастере почти ничего. Пусть на этом блоге, на русском языке будет рассказ об Эрнандо де Эстурмио. Он оставил в Севилье прекрасные работы. […]

        Валдес Леаль (Juan de Valdes-Nisa-Leal) - художник, родился в Севилье 4 мая 1622 г. Запись Вальдес Леаль и Мурильо. Как об этом пишет А. Бенуа? впервые появилась Испания. Больше, чем показывают туристам.

        Школа фламенко и испанского языка Carmen de las Cuevas была основана более 20 лет назад и на сегодняшний день предоставляет одни из лучших курсов танца фламенко в Испании. Carmen de las Cuevas имеет аккредитацию Института Сервантеса для преподавания испанского языка иностранным студентам.

        Расположение

        Школа расположена в Гранаде - известном старинном университетском городе на юге Испании.

        Учебные программы

        • полуинтенсивный курс для начинающих (1-11 недель): 7,5 часов общего испанского в неделю в группе до 8 человек, легко комбинируется по расписанию с курсами фламенко;
        • интенсивный курс (1-11 недель): 15 часов общего испанского в неделю в группе до 8 человек;
        • курс для преподавателей испанского языка (1-4 недели): 7,5 часов испанского в неделю в группе до 5 человек, комбинируется по расписанию с интенсивным курсом;
        • курс подготовки к сдаче экзамена D.E.L.E (1-4 недели): 7,5 часов испанского с подготовкой к сдаче экзамена в неделю в группе до 8 человек, комбинируется по расписанию с интенсивным курсом;
        • индивидуальный курс испанского языка (1-11 недель): 5 часов в неделю индивидуально, комбинируется по расписанию с любым другим курсом;
        • испанская литература (1-4 недели): 7,5 часов в неделю в группе до 5 человек, комбинируется по расписанию с интенсивным курсом;
        • культура и современная Испания (1-4 недели): 7,5 часов в неделю в группе до 8 человек, комбинируется по расписанию с интенсивным курсом;
        • история фламенко (1-3 недели): 7,5 часов в неделю в группе до 8 человек, комбинируется по расписанию с интенсивным курсом, курсом испанской литературы;
        • курс фламенко - хореография (1-11 недель): 7,5 часов в неделю в группе до 12 человек, легко комбинируется по расписанию с интенсивным курсом испанского языка;
        • курс фламенко - техника танца (1-11 недель): 7,5 часов в неделю в группе до 12 человек, легко комбинируется по расписанию с курсом интенсивного танца и с интенсивным курсом испанского языка;
        • курс фламенко - игра на гитаре (1-11 недель): 7,5 часов в неделю в группе до 10 человек, легко комбинируется по расписанию с интенсивным курсом испанского языка;
        • курс фламенко - COMPAS (ритм) 1-4 недели: 5 часов в неделю в группе до 12 человек, легко комбинируется по расписанию с куром игры на гитаре и с интенсивным курсом испанского языка;
        • также по запросу можно организовать индивидуальные курсы фламенко;
        • курс верховой езды (1-4 недели): 6 часов в неделю, легко комбинируется по расписанию с интенсивным курсом испанского языка.

        По окончании любого из курсов выдается сертификат, при сдаче экзамена - диплом.

        Размещение и питание

        В резиденции в комнате на одного или двоих (в резиденции 3-5 спален с совместной полностью оборудованной кухней и санузлом на всех), в специально подобранных испанских семьях в комнате на одного или двоих, в апартаментах в комнате на одного или двоих (в апартаментах 1 или 2 спальни с совместным санузлом). По запросу возможно размещение в гостинице.

        Питание: в резиденции без питания, семье учащиеся получают двух- или трехразовое питание, в апартаментах без питания, в гостинице предлагается только завтрак.

        Дополнительные возможности развлечений и занятий спортом

        В течение всего года для всех желающих школа Carmen de las Cuevas предлагают обширную культурную и экскурсионную программу, которая частично включена в стоимость услуг, частично оплачивается на месте в учебном центре.

        Заезды

        С понедельника 10-00 по воскресенье 12-00 (кроме проживающих в семье или гостинце - в этом случае заезды с воскресенья по субботу), на первую ночь с воскресенья по понедельник школа может забронировать проживание в гостинице.

        Внимание! Двухместное проживание в семье возможно только, если два студента едут вместе. В противном случае необходимо сразу бронировать одноместное размещение.

        Роза в зубах, резкий взмах струящейся юбки. Каблуки с достоинством отбивают ритм израненного сердца. Так оно стучит, когда ты любишь. Так оно бьется, когда тебе больно. Так оно кричит, когда нечего сказать, и в горле только комок. Фламенко – за пределами слов. Фламенко – сочетание несочетаемого: гордости и страсти, силы и хандры. Как резец мастера оно отсекает все лишнее, и изумленному взору предстает яркая индивидуальность – гордая независимая женщина, бушующая изнутри морем огня. Но фламенко прошло долгий путь, прежде чем стало таким, каким мы привыкли видеть его сегодня.

        Мавр сделал свое дело


        В начале пятнадцатого века в Испанию перекочевали цыгане. Выходцы из далекой Индии, прошедшие через всю Азию и север Африки, они принесли с собой дух вольных ветров и память о своем происхождении — до сих пор в ритмах фламенко можно угадать отзвуки индийских музыкальных традиций.

        Считается, что именно цыгане стали основателями фламенко, однако не все так однозначно. Почему же тогда фламенко было создано именно в Андалусии и нигде больше, если все цыгане пришли из одной и той же части света? А дело в том, что они встретили на юге Испании яркий сочный андалузский фольклор, развивавшийся под сильным мавританским влиянием, и быстро впитали его, став самыми лучшими исполнителями андалузских песен и плясок. С цыганами Пиренейского полуострова достигли также и отголоски африканской культуры, смешав андалузские ритмы с негритянскими.



        Розы и слезы

        В самом фламенко одной из ключевых ценностей являются понятия свободы и борьбы, ведь народы, внесшие самый весомый вклад в развитие фламенко, были гонимы: арабы были изгнаны из Испании в 1492 году, а оставшиеся на территории Пиреней мавры были вынуждены принять христианство во избежание преследований, цыган тоже долгое время в Испании подвергали гонениям. Эти народы утрачивали связь со своей родиной, вынуждены были принимать чужую веру, сливаться с другой культурой. В их песнях говорилось о мрачной действительности, а музыка стала скрытым протестом против несправедливостей реальной жизни.


        Золотой век фламенко

        Эпоха кафе кантанте считается золотым веком фламенко. Все, что было создано тогда, является эталоном. Все то, что было создано позже, уже не считается чистым фламенко.

        Под звуки кастаньет

        А никаких кастаньет во фламенко изначально и не было! Как же тогда они стали одним из самых узнаваемых символов фламенко, и какие еще атрибуты сопровождают этот знаменитый танец?

        Нельзя представить фламенко и без таких традиционных атрибутов как длинное платье, украшенное оборками и волнами, большой веер, испанская шаль, которую танцовщица то оборачивает вокруг себя, подчеркивая стройный силуэт, то раскручивает, начиная казаться мятущейся птицей. Неизменным атрибутом женского танца является также изящная игра танцовщицы с подолом своего платья. Это движение напоминает о цыганском происхождении фламенко.


        Про любовь и кровь


        Первыми забили тревогу крупнейшие представители творческой интеллигенции Испании – поэт Гарсиа Лорка и композитор Мануэль де Фалья. По их инициативе был организован первый фестиваль андалузского народного пения – канте хондо, состоявшийся в Гранаде в 1922 году. Целью фестиваля было собрать подлинные напевы канте хондо, открыть новые таланты и возродить интерес к этому древнему искусству. Профессионалам запретили участвовать в фестивале, так как главным было показать публике подлинный дух фламенко, а не отточенное исполнение.


        Гарсиа Лорка


        Струнами души

        Так как же танцуют фламенко?

        Фламенко – это молчаливый диалог, общение между певцом, музыкантом и танцором. Но танец допускает большую свободу выражения, которой не обладают певцы или гитаристы. В нем нет жестких правил, фламенко носит больше импровизационный характер. Но в нем есть один закон – присутствие оси, центра, к которому неуклонно возвращается танцор.


        Читайте также: