Ивангород можно ли посетить без пропуска 2021

Обновлено: 18.09.2024

Крепость Ивангород находится в Ленинградской области, на самой границе с Эстонией. Напротив — крепость Нарва. Мощная твердыня, охранявшая западные рубежи России от завоевателей.

Крепость Ивангород Внутри крепости Ивангород Внутри Ивангородской крепости Внутри Ивангородской крепости

Ивангород — граница России и Эстонии

Ивангород расположен в 150 км от Санкт-Петербурга, на самом западе Ленинградской области. У ее подножия протекает река Нарова (Нарва), на другом берегу которой расположена крепость Нарва, территория Эстонии, входящей в состав Европейского союза. Две крепости долгое время были враждующими, да и сейчас принадлежат разным государствам. Они отстоят друг от друга на расстоянии полета стрелы — 130 м, больше нигде в мире подобного близкого соседства двух противоборствующих крепостей нет.

Сегодня Ивангородская таможня ежедневно пропускает многочисленные грузы, через нее непрерывным потоком движется транспорт и люди. Это — пограничная зона, на въезд в которую нужно оформлять разрешение. Именно поэтому, на мой взгляд, удобнее ехать через экскурсионное бюро, поскольку организаторы берут на себя все заботы по оформлению разрешения.

Погранпереход Ивангород-Нарва Российский флаг в крепости Ивангород

Ивангородская крепость — главная достопримечательность города. И когда сюда приезжаешь, издали кажется, что две крепости — Нарвская и Ивангородская, — сливаются в одну.

Две крепости: Ивангород и Нарва

Две крепости: Ивангород и Нарва

История и достопримечательности Ивангородской крепости

Стена и башня Ивангородской крепости

Стена и башня Ивангородской крепости

Ивангородская крепость находилась на перепутье торговых путей. Через нее шел торговый путь под названием Ганзейская линия, который связывал Русь со странами Западной Европы. Река Нарва также была важным связующим звеном. Она вытекает из Чудского озера и, таким образом, водным путем можно было попасть в Псков и Гдов. Впадает река в Финский залив. И оттуда, через Ладожское озеро и реку Волхов открывался путь на Старую Ладогу и Новгород.

Прикрывая западные рубежи России, Ивангородская крепость часто оказывалась в центре боевых действий. Уже через четыре года после своего основания она была сожжена и разграблена ливонцами, однако за несколько недель была восстановлена. В ходе русско-ливонской войны (1558—1583), после взятия 11 мая 1558 года русским войсками Нарвы, Ивангород становится важнейшим русским портом на Балтийском море, торговым и финансовым центром того времени. Однако в сентябре 1581 года Нарва и Ивангород перешли под контроль шведов, гарнизон Ивангородской крепости капитулировал. В январе 1590 года по приказу Бориса Годунова началась осада Нарвы. Ивангород снова вернулся под контроль России.

Стены и башни Ивангородской крепости Крепость Ивангород

Со стен Ивангородской крепости Нарвская крепость и эстонский город Нарва лежит как на ладони.

Крепость Нарва Донжон Нарвской крепости

Основная часть крепости называется Большой Боярский город. Начало ее застройки относится к 1493 году. Строительством руководили Михаил Кляпин и Иван Гундор. К 1498 году были построены церковь Св. Николая (Никольская), двор наместника, четыре купеческих двора и один поповский. Проживало 120 человек, в основном бывшие дворовые люди новгородских бояр, которые были освобождены от уплаты налогов.

Стены и башни Ивангородской крепости

Стены и башни Ивангородской крепости

Существующие ныне церкви Успения Пресвятой Богородицы и Николая Чудотворца были построены в XVI веке. Предположительно, церковь Успения была возведена в 1558 году по проекту итальянского зодчего Маркуса Грека, который взял за основу венецианский собор Санта Мария деи Мираколи. В Успенском храме до 1944 года хранилась Тихвинская икона Божией Матери. Никольская церковь была построена новгородскими зодчими в 1507-09 годах.

Никольская и Успенская церкви в крепости Ивангород Стены и башни Ивангородской крепости Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Ивангороде Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Ивангороде. Деталь Церкви Успения Пресвятой Богородицы и Николая Чудотворца в Ивангороде

В июне 1612 года началась осада Ивангорода шведскими войсками. Спустя шесть месяцев крепость сдалась и перешла под контроль шведов, который продолжался почти сто лет. Ивангород и Нарва стали рассматриваться как единое укрепление. Шведы построили здесь различные служебные помещения, среди которых выделяются Пороховой погреб и Арсенал.

Крепость Ивангород Руины шведских построек в крепости Ивангород Руины шведских построек в крепости Ивангород

В 1704 году Петр I в ходе Северной войны (1700-1721) вернул Нарву и Ивангород под власть российской короны. Однако с основанием Санкт-Петербурга крепость утратила свое политическое и экономическое значение. С 1919 по 1940 год Ивангород входил в состав Эстонии.

Ивангородская крепость сильно пострадала в годы Великой отечественной войны. В августе 1941 года немцы после ожесточенных боев заняли крепость и устроили в ней два концлагеря для военнопленных. 25 июля 1944 года советские войска освободили Нарву и Ивангород. Перед своим отступлением фашисты взорвали шесть угловых башен, тайник, участки стен и постройки внутри крепости. Что-то уже восстановлено, однако руины нескольких башен и крепостных стен до сих пор напоминают о страшной войне.

Руины башни в крепости Ивангород

Руины башни в крепости Ивангород

В настоящее время здесь действуют архитектурный и художественный музеи. Ведутся переговоры о включении Нарвской и Ивангородской крепостей в число памятников всемирного наследия.

Никольская и Успенская церкви в крепости Ивангород

Никольская и Успенская церкви в крепости Ивангород

Лично для меня во всей этой поездке больно резануло несколько моментов. Во-первых, ужасающая разруха внутри крепости. Прошло уже много десятилетий со времени окончания Второй мировой войны. Но крепость, уникальный памятник истории и культуры, так и лежит в руинах. И второе, что и сейчас, в XXI веке две крепости разделены непреодолимой для многих государственной границей. Как и прежде они — символ двух миров, двух цивилизаций. И очень хочется верить, что когда-нибудь настанет тот момент, когда будет снят шлагбаум на мосту через Нарву и люди будут свободно переходить из одной крепости в другую и любоваться творениями великих мастеров, которые возвели две твердыни, две крепости.

Вид на Реку Нарву, ГЭС и эстонскую сторону Вид на реку Нарва (Нарова) Вид на реку Нарва (Нарова) Ивангород — пограничный город

Как попасть в Иваногород

Чтобы попасть в Ивангород, нужен пропуск на въезд в погранзону или Шенгенская виза. Пропуск оформляется в Петербурге или через Ивангородский музей (нужно отослать сканы паспортов).

Ивангородская крепость: адрес и время работы

Адрес: Ивангородский историко-архитектурный и художественный музей, 188454, Ленинградская область, г. Ивангород, Кингисеппское шоссе, д.8. Тел.(81375) 53-369.

Время работы: 10.00- 18.00, выходной — понедельник.

Цена билета: около 100 руб.

На территории крепости действуют Никольская и Успенская церкви.

Онлайн-сервисы, которые помогают мне путешествовать:
Дешевые авиабилеты: Aviasales
Гостиницы и базы отдыха: Booking
Туристическая страховка: Cherehapa
Экскурсии на русском языке: Tripster и Sputnik8

Хотите узнать больше о Китае?
Об этом я пишу в своем телеграм-канале "Срединный Путь"

Много лет назад я была на этом мосту, где сейчас шлагбаум и требуется виза. Можно было спокойно пройти из одной республики в другую, и попасть в другой мир. Нарва уже была Европой, даже находясь в СССР, а Ивангород — нет…
Мне не удалось попасть на экскурсию, и эта статья с чудесными снимками полностью компенсировала пробел, дав информацию. Ощутить движение времени можно только прикоснувшись к этим древним камням снова.

Светлана, рада, что эти снимки пробудили такие воспоминания!

pz

Как известно, в действующих режимных правилах, утверждённых Приказом №458 от 2007 года (Правила-2007) и так довольно много либеральных моментов. Теперь с введением в действие нового документа всё окончательно преобразуется.

Читаем текст этого сенсационного документа:
1.2 Въезд, проход в пограничную зону, временное пребывание и передвижение в ней по документам, удостоверяющим личность, осуществляют:
1.2.1 Граждане Российской Федерации:
.
1.2.1.4 Не имеющие регистрации по месту временного пребывания или по месту жительства в пределах муниципального района (городского округа), на территории которого установлена пограничная зона. читай - все нормальные россияне
а).
б).
.
м) следующие в пограничную зону до пределов 5-километровой полосы местности вдоль государственной границы РФ на суше, морского побережья РФ, российских берегов пограничных рек, озёр и иных водных объектов и на островах на указанных водных объектах, а также до рубежа инженерно-технических сооружений в случаях, если он расположен за пределами 5-километровой полосы местности.

Что в переводе с юридического на русский это означает?
Да, нам - петербуржцам для посещения Соснового Бора, Ивангорода и Лебяжьего всё равно потребуется пропуск. Но вот бегать по лесам вокруг всей Зоны Сайменского Канала (кроме северного 5-километрового участка) можно станет свободно, если не забывать внутренний паспорт дома. Да, в Торфяновку без пропуска будет не проехать, но до проволоки в Лайхалампи уже можно ехать. Соответственно, скажем, для организации велопохода до Лайхалампи с участием москвичей, екатеринбуржцев, владивостокцев, проводить какие-либо подготовительные юридические работы отныне будет не нужно.

В любой момент можно ехать в Западную Карелию, на Алтай, в Якутию и Чукотку, где погранзоны велики, не думая ни о чём: для нас запретны только 5 км вдоль границы или берега Северного Ледовитого океана.

Поскольку в самом Приказе не содержится даты его вступления в силу, то он вступит обычным порядком - на 11ый день после публикации в "Российской Газете". Обычно между моментом регистрации в Минюсте и распубликацией проходит 3-5 месяцев, т.е. к лету 2013 года вольница поспеет.

UPD:
alex_inside поставил в комментариях ниже интересный вопрос. О том, что пункт 1.7.3 Приказа фактически сводит на нет обсуждаемую степень свободы, вводимую пунктом 1.2.1.4 м. Я поразмыслил и пришёл к следующему.

Пункт 1.7.3 относится ко всем тем, кто в нём указан, в том числе и лицам из 1.2.1.4м. Конечно, погранцы могут за него зацепиться и тогда нужно уметь сказать про правильное место пребывания.

Поглядим на карту Ленинградской области. Будучи пойманным в Лесогорском, следует предъявив внутренний паспорт сказать, что временно живёшь ("пребываешь") на даче друга в пос. Рощино этого же (Выборгского) района. А пойманным в Ивангороде, следует уметь сказать, что временно пребываешь на квартире друга в Кингисеппе. Причём поскольку твоё пребывание менее 90 дней, то регистрации нет.

Тут нет никакого конфликта, т.к. и Рощино и Кингисепп - не погранзона, а стало быть пребывать там можно лишь по твоему желанию.

Хуже, когда погранзона охватывает какой-нибудь муниципальный район целиком, и тогда с натяжкой можно объявлять о месте своего пребывания там. Но конфликт (в том, что вольницы нет, а она могла бы быть) возникнет только тогда, когда данный район отходит от границы/погранпобережья более, чем на 5 км.

Так вот, бегло проглядев все 45 приказов о погранзоне во всех 45ти пограничных субъектах РФ, я обнаружил только один муниципальный район, полностью входящий в погранзону - это муниципальное образование (м.о.) "Советский городской округ" Калининградской области, куда входит только один город - Советск, толщиной менее 5 км и содержащий автомобильно-пешеходный пункт пропуска в Литву, т.е. погранзона там открыта и так по финской визе. Оказывается, с 2012 года в районе Советска погранзона резко уменьшена, и под запретом остаётся лишь 500 метров берега реки.

Других м.о., полностью погружённых в погранзону, нет, а стала быть 5-километровая вольница при условии длинного языка действует всегда.

Некоторые думают, что имея заграничный паспорт, а тем более действующую Шенгенскую визу, они могут свободно перемещаться по пограничной зоне, но это вовсе не так. При использовании загранпаспорта предполагается, что гражданин следует через пограничную зону транзитом, с целью выехать в соседнее государство, а это накладывает определённые ограничения.


б) гражданами, следующими транзитом через пограничную зону при выезде из Российской Федерации или въезде в Российскую Федерацию, – по кратчайшему маршруту следования от места въезда (прохода) в пограничную зону до пунктов пропуска через государственную границу либо от пунктов пропуска через государственную границу и далее до выезда (выхода) из пограничной зоны.

На примере Ивангорода это значит, что въехать в него по загранпаспорту можно только с целью перехода в Эстонию, и тогда вам разрешается двигаться лишь по Кингисеппскому шоссе, никуда с него не сворачивая. Решите заехать на экскурсию в Ивангородскую крепость – готовьтесь к неприятностям.

1. Нарушение правил въезда (прохода) в пограничную зону, временного пребывания, передвижения лиц и (или) транспортных средств в пограничной зоне влечёт предупреждение или наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей.


Я позволю себе продолжить занудствовать и приводить выдержки из законов и правил.

Турист – лицо, посещающее страну (место) временного пребывания в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания, на период от 24 часов до 6 месяцев подряд или осуществляющее не менее одной ночёвки в стране (месте) временного пребывания.

Навьюченный мотоцикл, в кофрах макароны и тушёнка, за спиной канистра с бензином и палатка. Солнце над головой, ветер в лицо – качу куда хочу. Это и есть тот самый самодеятельный туризм, для которого…

в) гражданам, осуществившим въезд (проход) в пограничную зону по документам, удостоверяющим личность, и пропускам – в пределах территории, указанной в пропусках;

а) граждан, осуществивших въезд (проход) в пограничную зону по документам, удостоверяющим личность, и пропускам, определяется сроком действия пропуска;

9. Граждане, пребывающие в пограничной зоне, обязаны иметь при себе документы, на основании которых они осуществили въезд (проход) в пограничную зону.


– прилегающей к государственной границе на суше (за исключением земель населённых пунктов, прилегающих к государственной границе), – круглосуточно;

– прилегающей к российским берегам пограничных рек, озёр и иных водных объектов, в пределах которых установлен пограничный режим, – с наступлением тёмного времени суток (с захода до восхода солнца);

б) осуществлять без разрешения начальника пограничного органа фото- и видеосъёмку пограничных нарядов, пограничных знаков, инженерно-технических сооружений, других объектов пограничных органов, в том числе с использованием сверхлёгких воздушных судов, беспилотных воздушных судов, безмоторных летательных аппаратов, не имеющих механического привода;

в) разговаривать с лицами, находящимися на территории сопредельного государства, принимать от них или передавать им какие-либо вещи, предметы (грузы) или сигналы;

д) повреждать, уничтожать и (или) портить установленные предупреждающие знаки, возведённые инженерно-технические сооружения, линии связи и коммуникации, размещённую технику и вооружение, другие объекты пограничных органов, а также осуществлять какие-либо действия в отношении них;

е) отклоняться от установленных маршрутов передвижения в пограничной зоне - гражданам Российской Федерации, пребывающим в пограничной зоне с целью туризма (кроме самодеятельного), а также гражданам, следующим транзитом через пограничную зону при выезде из Российской Федерации или въезде в Российскую Федерацию.


Для посещения мест в пограничных зонах различных субъектов РФ потребуются отдельные пропуска, выданные соответствующими пограничными управлениями. Для жителей Санкт-Петербурга наиболее актуальны ПУ ФСБ РФ по Ленинградской области и по Республике Карелия. Для получения пропуска в места, расположенные на побережье Баренцева моря, например посёлок Лиинахамари, требуется разрешение от Управления по западному арктическому району.

При заполнении заявления нужно указать, помимо сведений о себе, сведения о транспортном средстве, на котором планируется передвижение по пограничной зоне. Так же потребуется приложить скан-копию или фотографию основного разворота Паспорта РФ и страницы с данными о месте регистрации. Срок действия пропуска не может превышать один год.


Ключевым моментом при заполнении заявления является грамотное указание населённых пунктов (мест) в пограничной зоне, которые вы планируете посетить; раздельно по каждому административному району. Нужно сделать так, чтобы где бы вы не находились в погранзоне – вы всегда ехали в одно из указанных в пропуске мест или возвращаться из него.

В зависимости от того, какой способ получения результата вы указали в заявлении, индивидуальный пропуск для въезда (прохода) лиц и транспортных средств в пограничную зону на бумажном носителе вы сможете получить:

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Кингисепп – Ивангород

Как-то вечером после работы запустил я TopPlan, открыл карту Ленинградской области и привлек меня город на самой окраине области, а также и страны – Ивангород. В том направлении я ни разу не ездил, поэтому занятие на очередной октябрьский выходной было найдено.

Из Санкт-Петербурга до Ивангорода по Таллиннскому шоссе порядка 160 км. На момент поездки само Таллиннское шоссе в основном представляло собой двухполосную дорогу с повсеместным ямочным ремонтом. Исключение – километров 50 от Питера. Там асфальт, можно сказать, - идеальный.

Но большая часть пути – трясучка по заплаткам, но ехать 80-100 км/ч вполне можно. С погодой не очень повезло, но что нам трудности – сами создадим и сами же преодолеем. Говоря наперед – весь день было пасмурно, периодически капал то крупный, то моросящий дождь.

По Таллиннскому шоссе, не доезжая до Ивангорода 20 км, расположен небольшой городок – Кингисепп. Находясь в нем первый раз, не могли не остановиться. Одна из достопримечательностей – Екатерининский собор.

Он же, только вид с другой стороны, после моста через реку Луга:

В городском парке отдыха наткнулись на такую табличку со смайликом:

Вообще в этом парке получились достаточно красивые фотки осенней природы:

Рядом с парком находится роща памяти, в которой стоит такой вот монумент:

Как рассказывает табличка рядом – это орудие участвовало в оборонительных боях за Кингисепп. Кстати говоря. Город не сразу назывался сегодняшним названием. До 1922 город назывался Ямбург.
Википедиа говорит следующее: Основан новгородским боярином Иваном Фёдоровичем как крепость Ям в 1384. С 1703 по 1922 город назывался Я́мбург, затем был переименован в честь эстонского революционера Виктора Кингисеппа”.

Крепость Ям не сохранилась. Остался только холм от бывших стен. Мы этот холм не искали, т.к. предполагаю, что особо интересного там нет.

2. на Ивангород!

Если не заезжать в Кингисепп, то можно его объехать по объездной. Но начитавшись отзывов о состоянии дороги, я туда бы не рискнул соваться. Поэтому лучше ехать через город. 20 километров зубодробительной дороги и нас встречает Ивангород. Встречает не очень радушно – погранпостом с пограничниками.

Территория Ивангорода – пограничная зона, въезд в которую осуществляется только по пропускам. Пропуска получают в Питере на Шпалерной, срок изготовления – порядка 10 дней. А т.к. идея поездки возникла буквально дня за 4 до самой поездки, то ни о каких пропусках речи не шло. Естественно, я знал об этом, что нас просто могут не пустить в город. Что в общем-то и произошло. Байки погранцам о том, что мы едем к друзьям в гости не прокатили. Мы были жестоко развернуты через двойную сплошную обратно. Так что имейте в виду, что свободно проехать по Таллиннскому шоссе не всегда возможно.

Но мы не сдаемся. Зачем надо было столько ехать, чтобы развернуться уже на финише? В действие вступил план Б, который был найден на просторах глобальной сети. Кто поедет дикарем, можете записывать.
Недоезжая до поста порядка километра, будет правый поворот в деревню Захонье-2. Проезжая мимо нее по грунтовым дорогам, если постоянно поворачивать налево, то попадаем в Ивангород мимо КПП. Состояние грунтовки – разное. Но т.к. было мокро, то некоторые участки проходились с опаской застрять в грязи. А так в принципе вполне проезжабельная дорога.

В викимапии этот путь кем-то уже обозначен. Попытался сам линиями изобразить:

Черная стрелка – Таллиннское шоссе до КПП, красная линия – объезд поста, как показано в викимапии. Синяя линяя – это мы проехали мимо левого поворота и через километр уперлись в шоссе. Казалось бы – вот оно счастье, шоссе нас приведет к городу. Но от нас его отделяла метровая канава. Пришлось возвращаться. Развернулись и поехали обратно:

Фиолетовая линия на предыдущей фотке – это мы опять отклонились от маршрута. Но в итоге все-таки выехали к Ивангороду. Выехали практически к центру. Путь этот выглядел примерно так:


Все в основном по полям.

3. Ивангород. Крепость.

Основная достопримечательность – Ивангородская крепость. С туристической стоянки открывается вот такой вот вид на крепость:

Цитата из вики:
Иванго́родская кре́пость была построена во время правления Ивана III Васильевича летом 1492 на правом берегу Нарвы. В начале она была полностью из дерева. Целью возведения Ивангородской крепости было намерение русского государства обрести выход к Балтийскому морю. На левом берегу реки с XIII века стояла крупная крепость рыцарей Тевтонского ордена (Нарвская крепость).

Есть достаточно много фоток стен, внутренних помещений, башен крепости.
Попробую выбрать наиболее хорошо получившиеся.

Изнутри крепость разделена как бы на две части. Ближняя к реке часть более разрушена, там остались только развалины:

А теперь залезем внутрь.
Это потолок одной из комнат в какой-то из башен:

Освещения там нет, поэтому лучше ходить с фонариком. Фоткал, можно так сказать, наощупь.
Вид из башни на крепостную стену:

Лесенка вверх, заканчивающаяся кирпичной кладкой:

Тоже лестница куда-то:

Мост через реку Нарва. Я так понимаю, что нейтральная территория между двумя КПП России и Эстонии. Ивангородцы по нему ходят в эстонские магазины за продуктами.

Тот же мост, но с другого ракурса:

Вдалеке виднеется шпиль городской ратуши в Нарве:

Запечатлели какую-то тусу эстонских байкеров:

Аккуратненький эстонский пляж:

Выше по течению Нарвы расположена Нарвская ГЭС.
C крепости ее тоже очень хорошо видно:

4. Ивангород. Район Парусинка.

Цитата:
Парусинка – южный район Ивангорода, получившей имя от находившейся здесь когда – то Парусиновой фабрики. Построенный два века назад, пережившей две войны, район является хорошо сохранившемся образцом промышленной архитектуры XIX века. Когда был построен деривационный канал длиной 2 300 м, несущий воды водохранилища к ГЭС, то участок суши заключённый между каналом и рекой превратился в остров. На этом участке суши размещалась и размещается Парусинка. Парусинка получила своё название от вида продукции, некогда выпускаемой на Льноджутовой фабрике (паруса, выпускавшиеся там, были высокого качества).

Коротко, после постройки ГЭС русло реки Нарвы изменилось и теперь можно наблюдать его пересохшим. Судя по записям в интернете, периодически шлюзы ГЭС закрываются и вода в старое русло возвращается. Но в нашу поездку этого не случилось.

Вид на бывший порог реки Нарва:

Потрепанная табличка о государственной границе:

Я так понимаю, на той стороне уже Эстония.

Русло реки огорожено колючей проволокой.
Судя по растительности на дне русла, воды там не было давно:

По всему острову расположены развалины фабрики:

Там же в Парусинке расположена Церковь Святой Троицы.

Пошел дождик, фотографировал из машины:

Тут же запечатлел пограничный столб:

Нарвская ГЭС берет свои воды из Нарвского водохранилища.
Водохранилище и канал до ГЭС разделяет пешеходный мостик.
Достаточно экзотическое и интересное сооружение:

По волнам видно, что слева – водохранилище, справа – канал. Вдалеке виднеется церковь.
Cтремный достаточно мостик, особенно в такую погоду. Плиты прилегают друг к другу не плотно, поэтому вода
попадает прямо на обувку и штаны. В общем, ощущение, что стоишь, чуть ли не прям на воде, по центру водоема.

Выехав и Питера часов в 11, обратно поехали в начале восьмого вечера. Выехали из города по Таллиннскому Выехав и Питера часов в 11, обратно поехали в начале восьмого вечера. Выехали из города по Таллиннскому шоссе мимо КПП, на котором нас завернули днем. Обратно останавливают только ДПСники, пограничникам выезжающие машины не нужны. Дорога домой практически вся была по темноте. После полуторачасовой зубодробильной дороги начало участка с хорошим ровным покрытием воспринимается так, как будто машина не едет, а летит по воздуху – тихо, ровно; ощущения, построенные на контрасте. Все бы дороги были такими.
Общий пробег за всю поездку составил примерно 450 км.

Читайте также: