Как посетить ипатьевский монастырь

Обновлено: 15.09.2024

На берегу великой русской реки Волги возвышается прекрасный архитектурный комплекс великолепного Свято-Троицкого Ипатьевского мужского монастыря города Костромы. Отражаясь своими белокаменными стенами в спокойных водах реки, он поражает красотой и одухотворённостью своих возвышающихся к небу линий.

Какая историческая версия вам ближе?

Существует несколько версий возникновения этого истинного украшения города. По одной, Ипатьевский монастырь основал брат великого князя Александра Невского, князь Владимир Ярославич в 1275 году, живший тогда в Костроме.

По другой же, более распространённой легенде, обитель основал в 1330 году татарский мурза Чет. Вопреки бытующему мнению, с татарами нас связывали не всегда только негативные отношения, были среди них и те, кто любил и уважал Русь.

А дело было так. Знатный вельможа Золотой Орды мурза Чет направлялся в Москву, к месту своей службы у Ивана Калиты. Приболев и устав с дороги, остановился он в понравившейся ему костромской дубовой рощице отдохнуть.

Чудесное Исцеление мурзы Чета Божьей Матерью, фреска над Святыми вратами в Ипатьевском монастыре, Кострома

Во сне увидел Чет Божью Матерь с апостолом Филиппом и святым Ипатием Гангрским, которые и вылечили его от болезни. В память об этом чуде и в благодарность за исцеление он на свои деньги поставил храм в этом месте.

Чуть позже вельможа Чет принял православие и, крестившись, взял себе имя Захарий. Это был родоначальник позже ставших очень знаменитыми двух родов Годуновых и Сабуровых. Все потомки Чета потом очень часто приезжали в монастырь, жертвовали здесь много денег и земель. А некоторые даже стали монахами обители.

Почти все завещали похоронить себя на монастырской земле, на кладбище монастыря. И со временем образовалось здесь 3 усыпальницы с 52 захоронениями его знаменитых потомков. До наших дней неразрушенной сохранилась всего лишь одна.

Усыпальница бояр Годуновых в Костромском Ипатьевском монастыре

Некрополь бояр Годуновых формировался на протяжении четырех столетий, начиная с конца 13 века. Первыми в усыпальнице были погребены основатель рода Захарий, который до принятия православия был известен как татарин мурза Чет, и его сын Александр.

Династия Романовых. Как всё начиналось

После смерти Бориса Годунова Ипатьевская слобода стала принадлежать боярам Романовым. Здесь скрывался и будущий русский царь Михаил Романов со своей матерью. У него были причины опасаться за свою жизнь. Ведь после того, как Земский собор назначил его царём, поляки хотели убить юношу и поставить на царствование в России своего царевича Владислава.

Для этого был создан небольшой отряд поляков, который и отправился в Костромской монастырь. Но в пути они заблудились.

Здесь и совершил свой знаменитый подвиг Иван Сусанин, пообещав чужестранцам показать короткую дорогу, а сам завёл их в болотистый, непроходимый лес. Там он и погиб, но дорогу к монастырю так и не указал, спасая тем самым Россию и российский престол от иноземцев.

Долго отказывалась мать Михаила благословить сына на царствование. Да и сам шестнадцатилетний мальчик не хотел брать на себя такую ответственность. Но после долгих уговоров они согласились.

С благословения своей матери Феодоровской иконой Богородицы Михаил принял царствование.

Чудотворная Феодоровская икона Богородицы

Монастырь — оборонительная крепость

Начало

Первой постройкой в монастыре была небольшая деревянная церковь, освящённая во имя Живоначальной Троицы. Потом на этом же месте построили каменный пятиглавый Троицкий собор с одноимённым престолом и двумя приделами.

К монастырю вело 5 въездных ворот, среди них особо выделялись парадные Святые ворота с надвратной церковью. Считалось, что церковь над воротами призывает Небесные Силы для защиты монастыря или города.

Святые врата (вход) в Ипатьевский монастырь, Кострома

Монастырь был укреплён. Кроме духовной, он выполнял ещё и функции оборонительной крепости — высокие, толстые стены, башни с бойницами, подземный ход к реке для снабжения водой — всё было предусмотрено для длительной защиты.

Время расцвета

Не жалели царственные особы богатых даров и пожертвований своей вотчине. Постоянно туда присылались новые иконы в богатых окладах, предметы церковной утвари.

В 1835 году обитель посетил русский император Николай-1. Всё досконально осмотрев, он приказал отремонтировать и перестроить здания, чтобы возвратить им первоначальный вид. Глобальные изменения произошли тогда в архитектурном облике комплекса: практически все здания были восстановлены, а некоторые просто заново отстроены.

В 1913 году Кострома стала центром празднования 300-летия Дома Романовых. На праздник приезжали царские особы: Николай-2 со всем своим семейством, а также другие влиятельные люди того времени.

В городе состоялся грандиозный крестный ход, огромные толпы паломников прибыли в святую обитель. Этот год стал триумфальным для древнего монастыря.

и… запустения

После Октябрьской революции Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь, как и многие другие, был попросту закрыт. К счастью, его не разрушили, а открыли в нём Костромской исторический музей.

Только в 1992 году было подписано соглашение о возрождении монастырской общины, и её совместной работе с находящимся там музеем. Это время стало новым периодом возрождения мужского монастыря.

Белоснежная достопримечательность России

Территория и музеи

В наши дни территория монастыря благоустроена. За монастырскими стенами очень уютно и спокойно.

Территория Ипатьевского монастыря, Кострома

Многочисленные экскурсии, гостей разных национальностей принимает у себя историко-археологический музей обители.

А отдельное здание, в котором жил когда-то будущий юный царь Михаил Романов сейчас называют Палатами бояр Романовых. Там открыта музейная экспозиция, посвящённая царской династии с их портретами и вещами, когда-то принадлежавшим царским особам.

Ипатьевский монастырь, Кострома

Очарование Троицкого собора

Но центральным, главенствующим здесь храмом является Троицкий собор.

Троицкий собор Ипатьевского монастыря, Кострома

Необычайно красив он изнутри — свод, стены, столбы — всё расписано великолепными фресками. Расположены они в несколько ярусов, а всего на них изображено 80 композиционных рисунков. Каждая фреска посвящена определённому сюжету.

Фрески Троицкого храма в Ипатьевском монастыре, Кострома

Фрески верхнего яруса красочно повествуют о явлении ангелов Лоту и Аврааму, дальше идёт история Иисуса Христа. Весь нижний ярус посвящён апостолам.

Люди, изображённые на картинах-фресках занимаются своими обычными делами — пекут хлеб, смеются, строят дома. Всё очень красиво и познавательно. На столбах, стоящих внутри собора, изображены некоторые русские князья.

Уникальные монастырские святыни

В 1758 году в Троицком соборе появился замечательный иконостас, состоящий из пяти ярусов. Изготовлен он по заказу русской императрицы Елизаветы Петровны Романовой и подарен ею Ипатьевскому монастырю. Великолепный иконостас полностью сделан из липы, все его части покрыты позолотой.

Иконостас Троицкого собора в Ипатьевском монастыре, Кострома

В центре иконостаса находится Тихвинская икона, копия того образа Тихвинской Божией Матери, которым был благословлён на царствование первый царь семьи Романовых. Оклад этой иконы украшен жемчугом и бриллиантами. Икона эта считается чудотворной, к ней приходят помолиться паломники из других, многочисленный городов и стран.

Подарки и святыни

Есть в обители прекрасные иконы святых с частицами их мощей и другие редкие, почитаемые верующими святыни. Когда-то, очень давно, в 1625 году царь Михаил Фёдорович получил от персидского шаха бесценный подарок — часть Ризы Господней в золотом ковчеге, богато украшенном драгоценными камнями.

Долгое время эта реликвия хранилась в Троицком соборе, но со временем была перевезена в другое место. И вот в 2005 году монастырь вновь обрёл свою уникальную святыню.

А еще здесь оберегается и почитается камень, который был привезен из Ипатьевского дома, где в 1918 году в ночь на 17 июля была расстреляна Царская семья. Он находился непосредственно в самой комнате в подвальном помещении, где приняли смерть Царственные мученики.

Прямо в центре монастырской площади стоит памятная колонна с именами знаменитых людей, побывавших здесь и принимавших участие в развитии истории костромской обители.

Монастырская звонница

Привлекает взгляд каждого паломника или туриста 4-х этажная белоснежная звонница. В течение нескольких веков она достраивалась с разных сторон.

Монастырская звонница, Ипатьевский монастырь, Кострома

К концу 17 века здесь располагалось 18 колоколов, самый крупный из которых был весом почти 10 тонн (600 пудов).

Храм Хрисанфа и Дарии

В настоящее время на территории монастыря располагается храм в честь святых Хрисанфа и Дарии.

Храм Хрисанфа и Дарии на территории Ипатьевского монастыря, Кострома

Не так давно он был расписан палехскими мастерами. Фрески рассказывают о приходе из Москвы послов к будущему юному царю Михаилу и о знаменательном событии 1814 года, когда русские войска вошли в Париж в окончание войны с Наполеоном.

Живописный храм по соседству

Здесь же, в Ипатьевской слободе находится церковь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, построенная в 1867 году. Пятиглавый храм своим внешним видом, да и внутренним оформлением очень похож на Троицкий собор.

Внутри он весь покрыт восхитительными росписями, они украшают весь интерьер. Расписывали церковь местные жители. Их имена, действительно мастеров своего дела, написаны на специальном клейме с северной стороны здания.

Композиция в главном куполе посвящена Иисусу Христу, восточный свод украшен картинами о Троице Новозаветной. Роспись на западной стене рассказывает о Страданиях Христа. С северной и южной сторон стоят написанные в полный рост Двенадцать апостолов. Храмовый иконостас выполнен в 19 веке, но иконы в нём написаны намного раньше.

Кострома — один из центров православной России

Здесь очень красиво, аж дух захватывает! И если говорить о духе, то он, русский дух, чувствуется во всём. Простота и роскошь, скромность и величие, духовное и материальное начало — всё переплетено здесь, в самом сердце России, как и в духе русского человека, духе земли русской!

Адрес, где находится костромской Ипатьевский монастырь: город Кострома, ул. Просвещения, 1.

Координаты: 57.7771, 40.89429.

Часы работы музея — в летнее время с 9 до 18 часов, а в зимнее — с октября по апрель — с 10 до 17. Богослужения проходят ежедневно в 8 и 17 часов.

Фотографировать можно, но только заплатив. Внутри храмов и священнослужителей фотографировать нельзя.

Для того, чтобы спокойно осмотреть разные интересные места города, мы решили остановиться на 3 дня в Костроме в квартире, которую забронировали на сайте посуточного жилья и остались очень довольны как хозяйкой, так и квартирой! Можно присмотреть гостиницу или апартаменты, используя, например, сервис Booking. Вариантов проживания в Костроме — множество!

Наша поездка в Ипатьевский монастырь состоялась 17 июля 2016 года. А далее мы отправляемся в Костромской музей деревянного зодчества под открытым небом: Костромская Слобода.

А вы готовы продолжить прогулку вместе с нами? Тогда отправляемся в Тридевятое Царство, которое мы неожиданно обнаружили на территории заповедника!

Другие достопримечательности Костромской области, где мне удалось побывать, есть на этой карте.

Поделитесь в комментариях, а в каких храмах и монастырях вам доводилось бывать и какие из них произвели самое незабываемое впечатление.

Рейтинг: / 3

От Ипатьевского монастыря до Ипатьевского дома

(Или размышления после решений Правительства и Православной церкви о Николае II)


Наверное, многие знают об истории объектов, названых выше в заголовке этого очерка, которые нами здесь будут рассматриваться вкупе. Тем не менее, напомним об их роли в российской истории. Так, Ипатьесский монастырь в начале 17 века дал нашей стране новую династию русских царей – Романовых. А вот в июле 1918 г. в Екатеринбурге, в подвале Ипатьевского дома у Вознесенского собора, большевики по указанию из Москвы расстреляли семью последнего из царей этой династии – императора Николая II. Некоторые не обращали на совпадением названий – Ипатьевский монастырь и Ипатьевский дом? Другие сомневались: неужели судьбе было угодно случайно повторить присутствие имени Ипатия в начал царствования династии Романовых и в её трагическом, кровавом конце? Скорее всего, это не было слепым совпадением. В связи с этим проведём краткий очерк о сказанном.


Ипатьевский монастырь

Прелюдия первая


Из истории нашей страны известно, что в конце Смутного времени настоятельно требовалось усиление русского государства. В 1613 г. состоялось знаменательное в истории России событие. В Ипатьевском монастыре под Костромой был наречён новым русским царём молодой боярин Михаил Фёдорович Романов, ставший родоначальником дома Романовых – династии, царствовавшей в России на протяжении трёхсот с лишним лет.

8 февраля 1613 г. в Москве большинством Земского Собора был призван на Царствование в российском государстве боярин Михаил Федорович Романов. 14 марта в палатах Романовых Ипатевского монастыря состоялась встреча Особой делегации от Собора с Михаилом Романовым. После непростых переговоров двух сторон было, наконец, получено согласие М.Романова, и он стал избранным царем. 11 июля 1613 г. в Троицком соборе Ипатьевской обители состоялось торжественное венчание Михаила Федоровича на российский престол.


Призывание на царство Михаила Романова, 1613


Венчание Михаила Романова на престол

Заметим, что в этот период в стране было не столь спокойно. Например, отдельные недобитые отряды польских войск все еще не были окончательно разгромлены ополченцами Минина и Пожарского. Ещё ранней весной одно из таких скоплений вражеских интервентов, узнав, что под Костромой в Ипатьевском монастыре избирался новый русский царь, решили его истребить. Дорогу по незаметному и кратчайшему снежному лесу согласился им указать крестьянин Иван Сусанин. Он завел их в непролазную чащобу, где все они начали погибать от мороза и растерзали Сусанина. Так, за царя и отечество героически погиб простой русский человек. Прах Ивана Сусанина нынче покоится в Ипатьвском монастыре.


Подвиг Ивана Сусанина, 2.4.1613

Прелюдия вторая


Памятник под Ектеринбургом на месте тайных захоронений Романовых


Процедура по захоронению царской семьи в Великокняжеской усыпальнице, 17.07.1998 г.

Позже поиски останков цесаревича Алексея и в.к. Марии продолжались. Они были найдены всё в том же районе Старой Коптяковской дороги лишь в июле 2008 г. Это были фрагменты двух человеческих тел с признаками насильственного убийства и изуверства над трупами расстрелянных. После этих событий всё же снова проводились повторные и на более высоком научном уровне генетические исследования останков, в том числе, во многих зарубежных центрах криминальных экспертиз мира. И снова у большинства криминалистов и историков принадлежность останков семьи Романовых сомнений не вызывала.

Однако новые экспертизы для полноты исследований, снова проводились крупнейшими специалистами мира в 2014-2016 гг. на основании новой эксгумации останков императора Николая II и императрицы Александры Федоровны в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга.

Также были взяты образцы крови:

  • на мундире, деда императора Николая II – императора Александра II, погибшего во время террористического акта в 1881 году;
  • и с рубашки Николая II (от касательного ранения головы саблей шизофреника во время поездки по Японии, 1891г.), которые хранятся в фондах музеев СПб.

Были использованы и геноматермалы его двоюродного брата Георгия II (Великобритания). Ответы на все эти экспертизы должны появиться в феврале с.г. Из вышесказанного надо понимать, что пока ещё дело шло и продолжается лишь с целью придании этим останкам идентичности соответствующим личностям расстрелянных Романовых для официального их погребения. Речь о канонизации их к лику святых как великомучеников, пока не стоит, хотя зарубежная РПЦ это уже осуществила.


Дом Ипатьева


Но это не совсем так. Это был преднамеренный выброс дезинформации для обывателя. Дом-особняк, носивший фамилию Ипатьева и построенный со всеми удобствами, действительно существовал. Однако он не имел ничего общего с купечеством. Далее, хотя на момент помещения царской семьи в этот дом, его владельцем являлся потомственный дворянин Николай Николаевич Ипатьев, его фамилия не успела быть вписанной в справочное издание о домовладельцах г. Екатеринбурга и не была на слуху у жителей города. Похоже, что ни тогда, ни и до нашего времени никто доподлинно не интересовался ни профессией Ипатьева, ни датой приобретения им этого дома. Например, писатель Марк Касвинов, который написал бестселлер о гибели царской семьи, считает его горным инженером. Напомним, что Н.Н. Ипатьев (1869-1938), военный инженер-строитель, являлся, прежде всего, опытным строителем железных дорог. С 1894 г. он сооружал железные дороги на Урале и в Западной Сибири. Вначале своей трудовой деятельности после выпуска с отличием из Академии при Николаевском военном инженерном училище он был направлен на сооружение железной дороги Пермь-Вятка-Котлас (860 км).



Во дворе Ипатьвского дома, март 1918г.


Один из интерьеров Ипатьевского дома после расстрела, 1918 г.


Начались расследования обстоятельств злодейских убийств всех членов царской семьи и даже их прислуги, которые произошли без суда и следствия с невероятно жестокими последующими актами посмертных издевательств над трупами расстрелянных. При отступлении, уже в свою очередь белой гвардии из города, Н.Ипатьев двинулся с своей семьей на Дальний Восток вместе с персоналом Горного института, строительство здания которого он курировал прежде и даже начал в нем преподавать. Вкусив удел эмигранта и немало поколесив по свету, Н.Н. в середине двадцатых годов оказался в Праге. Вскоре в столице Чехословакии открылся университет, где училось множество бежавшей из России молодежи. Ипатьев консультировал, много и увлечённо преподавал в нём, и скончался в Праге в 1938 г.


Итак, мы определились, что какая-то невидимая сила вела к тому, что бы были в обязательном порядке словосочетания Ипатьевский монастырь и Ипатьевкий дом. Мало того, первым русским царем в царственном Древе Романовых был боярин по имени Михаил (на престоле с 1613 г. по 1645 г.). Последним царем – тоже был 1 день Михаил (по манифесту отречения Николая II от престола в пользу своего родного брата Михаила Александровича). Но этот манифест остался лишь на бумаге.


Письмо Николая второго Великому Князю Михаилу о передаче ему царствования.


Отказ В.К. Михаила Александровича от престола. 3 марта 1917г.




И подобных одинаковостей в обстоятельствах расстрела членов царской семьи и кощунства над их останками существует много. Важно также, что и мистико-магические, и загадочные ритуальные обряды при убиении и захоронении Николая II (о которых я здесь уже и боюсь писать) – всё это было направлено на последующее ослабление России, на разобщение союза его многочисленных народов, на принижение и искоренение Православия.

Брат хозяина Ипатьевского дома


Церковь на крови - на месте Ипатьевского дома, фотот 2010 г.

Судя по сохранившимся архивным документам, он являлся гордостью семьи. Владимир Ипатьев после Николаевского инженерного училища пошел по линии химических наук: стал блестящим учёным, оставившим после себя огромное научное наследие и внёс немалый вклад в развитие русской химической науки и промышленности. В 1914 г. Владимир Николаевич Ипатьев уже носил высокое звание генерал-лейтенанта инженерных войск. В период Первой мировой войны он сделал ряд блестящих открытий и создал новые разработки в области до того времени неизвестных взрывчатых веществ. Эти работы принесли ему широчайшую научную известность. В отличие от брата Владимир Ипатьев, приняв новую власть, долго и верно ей служил. Поначалу он трудился в оборонной промышленности и в, созданной не без его вклада, развитой химической промышленности.


В 1925 г. В.Н. Ипатьева избрали академиком Академии наук СССР. Дело в том, что он внёс неоценимый вклад в развитие в России неорганической нефтехимии и стал одним из основоположников каталитического органического синтеза при высоких температурах и давлениях. Кроме того, В. Ипатьев фактически являлся создателем первых промышленных образцов автоклавов и реакторов для химической промышленности, и, фактически, помог многим отраслям оборонной промышленности.

А пропо…



Я обратился к Энциклопедии, но нашел лишь одного знаменитого человека с такой фамилией – видного химика Льва Александровича Чугаева (1873-1922), ставшего посмертно в 1927 г. лауреатом Ленинской премии. И, о, сюрприз! Из другого подсобного материала было установлено, что он сводный брат Ипатьевым – В.Н. и НН. Оказалось, что их общая мать Анна Дмитриевни Глики (1845(?) – 1876), была первым браком по воле своих родителей за преуспевающим архитектором Н.Н. Ипатьевым. Однако позже в 1872 г. она воплотила свою мечту и вышла замуж за кумира своей молодости гимназического учителя физики – А. Ф. Чугаева и вскоре родила ему сына Левушку. Однако в счастье и любви они прожили недолго, т.к. в 1876 г. она скончалась от тифа. Где-то краем глаза я усмотрел, что Лев Чугаев весьма поздно узнал, о том, что у него есть сводные братья Ипатьевы, а также – о необычной судьбе дома Ипатьевых.


Автор у Поминального креста на месте, где растреляли царскую семью, апр.1992г.


Коллектив ученых ПГУ и ПГУПС в Свердловске, конец апр. 1992 г.

К удивлению за ночь он поправился – столь целебной оказалась сила этого места. Затем кто-то подсказал, что здесь же на пустыре находится Поклонный крест в память по убиенным членам царской семьи и их прислуги в последнем их пристанище. Тогда у этого креста я себе представил (и вы себе представьте): вот они стоят смиренно и ждут своей расстрелянной участи…


В монастырь можно попасть с понедельника по воскресенье, с 7 часов утра до 6 часов вечера. Но если конкретной целью является музей, он открыт с 9:00 до 18:00 (1 мая – 30 сентября) и с 10:00 до 17:00 (1 октября – 30 апреля). У монастырского музея один выходной – 1 января. Кстати, за вход в музей платят по 100 руб., а в монастырь можно зайти бесплатно. Кроме режима работы, стоит учесть правила посещения этого религиозного заведения. Итак, запрещено:

  • заходить в монастырь женщинам без головных уборов, с незакрытыми плечами, руками, в короткой и вызывающей одежде;
  • заходить в монастырь мужчинам в майках и шортах, в вызывающей и грязной одежде;
  • заходить, будучи нетрезвым;
  • снимать на фотоаппарат и видеокамеру служителей церкви и вообще в храмах без разрешения наместника монастыря (в музее и на территории разрешат за деньги);
  • шуметь, мусорить, курить и выпивать.











Расписание богослужений в Ипатьевском монастыре Костромы

Службы отправляются каждый день, отличаются они только месяцесловом. Впрочем, вносят коррективы и православные праздники.

  • в будние дни в 7:30,
  • по воскресеньям и праздникам в 7:20 и 16:45,
  • а по двунадесятым праздникам – в 7:20 и 16:15.

История основания обители

Летописи гласят, что обитель родилась в начале XIV столетия, основателем является татарский принцем (мурза) по имени Чет.

На пути в Москву он остановился около Костромы. Чтобы заночевать и набраться сил, сопроводители мурзы посоветовали устроиться в дубовой роще. Во сне к Чету пришло божественное видение Пречистой Богоматери в сопровождении святителей Филиппа и Ипатия. Мурза исцелился от недуга, который мучил его на протяжении всего пути в столицу, поэтому в благодарность он дал обет основать на этом месте православный монастырь.



Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь, Кострома

Выздоровев, Чет принял христианство и получил церковное имя Захарий, татарские спутники поддержали этот благородный порыв. Мурза пустил корни на русской земле, от него произошли роды Сабуровых и Годуновых, представители которых отличались набожностью и добросердечностью. Потомки Захария принимали иноческий постриг, а прожив должный срок на земле, стремились обрести покой в некрополе Ипатьевского монастыря.

Где рядом можно остановиться

Как доехать до Ипатьевского монастыря

Монастырь расположен в Ипатьевской слободе, на ул. Просвещения, 1.

На автомобиле. Дорога из столицы до Костромы занимает 4,5-5 часов (346 км) и проходит по Ярославскому шоссе и трассе М8 (Холмогоры). В Костроме по автомобильному мосту нужно переехать на левый берег Волги и повернуть на ул. Советская. По ней, проспекту Текстильщиков и ул. Островского следует подъехать к автомобильному мосту через приток Волги — реку Кострому. Ипатьевская слобода расположена на правом берегу реки Кострома, и к ней ведет Береговая улица.

Ипатьевский монастырь в Костроме

Вид на Новый город Ипатьевского монастыря

Рейтинг достопримечательности:

Рейтинг 5.00 [6 Голоса (ов)]

← КОСТРОМАКОСТРОМСКАЯ ОБЛАСТЬРОССИЯ →

История Ипатьевского монастыря в Костроме

  1. Говорят, татарин Чет основал этот монастырь в 1330 г. Потом обитель получила именитых покровителей, меценатов в лице рода бояр Годуновых (род того самого царя Бориса), которых даже хоронили в монастыре. На их же деньги соорудили на территории монастыря постройки из камня (XVI в.), в частности, Троицкий собор, храм Рождества Богородицы, храм Феодора Стратилата и Ирины, а также стены с башнями.
  2. С 1613 г. Ипатьевский монастырь почти на 200 лет сменил покровителей: Михаилу Романову прямо в его стенах сообщили об избрании царем, так что до 1917 г. Романовы были его меценатами.
  3. Кроме царской семьи, монастырь облюбовали и православные архиереи, и дворянские фамилии: он служил и резиденцией для епископов с 1744 г., и кладбищем. Несколько лет в обители действовала семинария, а потом сюда снова зачастили императорские семьи (в один из таких приездов в 1913 г. и открыли музей Церковно-исторического общества).
  4. Советская власть устроила на территории монастыря сначала поселение для рабочих, потом стадион и антирелигиозный музей, разрушила постройки и кладбище. В 1989 г. здесь отслужили первую службу за многие годы, глава страны посетил Ипатьевский монастырь в 1998 г. (впервые с 1913 г.), но полностью во владение церкви эта территория отошла только в 2005 г.




Экспозиция

На территории музея-монастыря находятся десять исторических зданий, каждое из них — отдельный архитектурный памятник. Важнейшая церковь — Троицкий собор со звонницей. Это главный храм. Есть тут и палаты бояр Романовых, Архиерейский корпус, святые ворота с надвратной церковью Хрисанфа и Дарии, Наместнический и Братский корпуса, жилые кельи над погребами, Свечной и Трапезный корпуса, Екатерининские ворота, а также стены и башни Старого и Нового городов.

На территории обители действует Церковный историко-археологический музей. В нем находятся памятники религиозного культа — старинные книги, печатные и рукописные, практически все из них предназначались для богослужений. Есть здесь и фотографии тех церквей, которые не сохранились до наших дней. Многочисленные кресты и иконы, древняя церковная утварь. Важное место в экспозиции отведено династии Романовых.

Архитектурные и культурные достопримечательности

Среди уникальных древностей, на которые стоит обратить внимание, есть и старинные постройки, и плоды рук художников. На территории Ипатьевского монастыря разместились:

История музея

Монастырь знаменит, главным образом тем, что именно здесь укрылся от польских преследователей будущий русский царь Михаил Федорович Романов. Однако, в истории монастыря были и трагические моменты. Здесь была уничтожена древняя русская церковь в 1649 году. Тогда здесь взорвалась бочка с порохом. Сейчас, увы, мы уже не можем представить себе изначального внешнего вида монастыря. Свой современный облик монастырь приобрел в XVIII веке, после екатерининской эпохи, его вид практически неизменен1.

Ипатьевский монастырь в Костроме

Святыни

  • Хранится в Ипатьевском монастыре в Костроме икона, которую, не сомневаясь, зовут чудотворной. Изображена на ней Божья Матерь, а попала Тихвинская икона в монастырь с новостью о возведении на престол Михаила Романова в 1613 г. Любоваться на икону можно было до 1919 г., пока власть советов ее не конфисковала. На родное место в иконостас Троицкого собора Тихвинская икона вернулась в 2004 г., где и находится в новом драгоценном облачении.
  • С 1626 г. Ипатьевский монастырь берег в небольшом золоченном ковчеге подарок царя Михаила Романова, полученный им от персидского шаха, – часть хитона Иисуса Христа. С 1990 по 2005 гг. святыня находилась на хранении вне стен монастыря, до возвращения его церкви.
  • Память о святом покровителе монастырь бережет в иконе мученика Ипатия, но не только в портрете – часть останков епископа заложена в икону.
  • Обломок дома (точнее камень из комнаты), где расстреляли семью Романовых.
  • Икона Романовых (император Николай с семьей) и крест хранятся в монастыре с 2002 г. (семья была канонизирована православной церковью в 2000 г.).
  • части гробов Николая Чудотворца и Матроны Московской – очень уважаемых в православии святых покровителей.

Семейная святыня Романовых

В связи с этим неудивительно, что в 1913 году центром празднеств, связанных с трёхсотлетием Дома Романовых, стала именно Кострома. Ипатьевский монастырь (фото тех дней представлено в статье) почтил своим присутствием Николай II, все члены царской семьи, а также высшие сановники и наиболее видные представители набравшего к тому времени силу промышленного капитала. Не осталось в стороне и купечество.

Ипатьевский монастырь на фото

Белоснежный Троицкий собор помнит визиты особ императорских кровей.

Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь — мужской монастырь в западной части Костромы


Иконостас в стилистике барокко выполняли местные костромские умельцы еще в XVIII в.

Иконостас в стилистике барокко в ипатьевском монастыре


Лестница ведет в царские покои семейства Романовых.



Ипатьевский монастырь. Воздвигнут 27 марта 1330 г.

Ипатьевский монастырь расположен там, где река Кострома впадает в Волгу. Он знаменит тем, что в нем был благословлен на царство Михаил Федорович – первый царь из династии Романовых. С приходом к власти династии Романовых Ипатьевский монастырь приобретает новых могущественных покровителей. В 1613 году здесь, в Троицком соборе, был совершен торжественный обряд избрания на царство Михаила Романова; монастырь занял особое положение
как "колыбель дома Романовых".


История родовой обители Годуновых тесно переплелась с историей царствующего дома Романовых, которые стали щедрыми покровителями Ипатьевской обители. По указу Михаила Федоровича был отстроен Новый город. Он был обнесен высокими стенами с тремя башнями.


Ипатьевский монастырь, Юго-западная башня.

После Октябрьской революции, в 1918 году, монастырь был упразднен, а его материальные ценности национализировали. Часть храмов была разрушена. В 1958 году в Ипатьевском монастыре создан Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей - заповедник. Работы, произведённые костромской реставрационной мастерской, позволили освободить древние постройки от позднейших искажений.



Иконостас Троицкого собора Ипатьевского монастыря


Ипатьевский монастырь Святой Троицы – древнейший из сохранившихся архитектурных ансамблей Поволжья. В 1958 году комплекс зданий и сооружений отнесен к числу республиканских историко-архивных музеев-заповедников. Впервые упоминается в летописи в 1432 году, но по преданию, был основан гораздо раньше.



Пороховая башня


Монастырская легенда, записанная в 16 веке, рассказывает о том, что Ипатьевский монастырь был основан выходцем из Золотой Орды, знатным татарским мурзой Четом в 1330 году.



Тихвинская Богоматерь



Интерьер Троицкого собора Троицкого Ипатьевского монастыря

Чет будто бы он добровольно перешел на службу к великому князю Ивану Калите. Легенда гласит, что когда Чет плыл по Волге, он тяжело заболел и сделал стоянку на месте, где ныне стоит монастырь. Во сне Чету явилась Богоматерь и обещала исцелить его, если он построит обитель в честь святителя Ипатия.


Интерьер Троицкого собора Троицкого Ипатьевского монастыря: Царское место.


Фрагмент интерьера Троицкого собора Троицкого Ипатьевского монастыря: Царское место.

Каменное строительство на территории монастыря началось с возведения Троицкого собора. В 16 веке выросли каменные постройки монашеских келий, настоятельских и келарских покоев, трапезная с церковью Рождества Пресвятой Богородицы. А в 1605 году была возведена звонница – одна из лучших построек ансамбля.


Фрагмент интерьера Троицкого собора Троицкого Ипатьевского монастыря: Царское место.

До наших дней в монастыре сохранилось три храма: Свято-Троицкий собор (1650-1652 гг) — в настоящее время совместно используется монастырем и музеем-заповедником; надвратная церковь в честь святых мучеников Хрисанфа и Дарии, в которой сейчас размещена экспозиция отдела новейшей истории музея-заповедника; церковь во имя святого праведного Лазаря Четверодневного (с 1993 года в ведении монастыря).


Фрагмент интерьера Троицкого собора Троицкого Ипатьевского монастыря: Царское место.

Троицкий собор - главный храм Ипатьевского монастыря. Он построен в конце 17 века на месте разрушенного храма. Росписи храма представляют из себя цельное воплощение знаменитого костромского стиля, тем более, что фрески дошли до нас почти без изменений местами роспись утрачена, и заменена поновлением в 1912 году.


Фрагмент интерьера Троицкого собора Троицкого Ипатьевского монастыря: Царское место.


на переднем плане - Звонница Троицкого Ипатьевского монастыря


В глубине монастырского двора находятся палаты бояр Романовых.


музейная экспозиция палат бояр Романовых



музейная экспозиция палат бояр Романовых. Печь.


музейная экспозиция палат бояр Романовых

Архиерейский корпус с Святыми воротами с надвратной церковью великомучеников Хрисанфа и Дарии. Архиерейский корпус знаменит тем, что 15 мая 1767 года, посетившая Кострому императрица Екатерина II, пожаловала Костроме герб, которого до этого город не имел: "В память сию по реке Волге путешествия представляется в сем гербе в голубом поле галера под императорским штандартом".

Читайте также: