Как посетить корабль полтава

Обновлено: 18.09.2024

Полтава ( русский : Полтава ) был 54-пушечный линейный корабль в ВМФ России , который был запущен 15 июня [N 1] 1712 из Санкт - Петербурга . Корабль был назван в честь важной для России победы над Шведской империей в Полтавской битве [1] [2] и стал первым линкором, заложенным и построенным в Адмиралтействе Санкт-Петербурга. [1] [2] [3] В 1710-х годах корабль иногда посещал и командовал Петр I., которые также принимали активное участие в проектировании и строительстве корабля. Во время службы в 1712–1732 годах Полтава входила в состав Балтийского флота , а до окончания Северной войны участвовала в шести морских походах (1713–1717 и 1721). Позже его использовали для тренировок кронштадтских экипажей на Балтийском море . Полтава была выведена из эксплуатации в 1732 году.

В 1702–1703 годах русские войска захватили шведские крепости Нотеборг и Ниеншанц на Неве, которые обеспечивали России выход к Балтийскому морю . Весной и осенью 1703 г. был принят ряд мер по защите завоеванных территорий: возведение крепостей Санкт-Петербурга (на Заячьем острове в устье Невы) и Кронштадта (на острове Котлин ). Строительство судов вновь созданного Балтийского флота началось только в августе 1708 года - январь 1709 [4] с четырьмя 50-пушечных линейных кораблей под названием Рига , Выборг , Pernov и один безымянный. Эти корабли не были полноценными линкорами, поскольку имели небольшую осадку и плоское днище, что ограничивало их ходовые качества.

Размеры и особенности


Контуры Полтавского ' корпуса s были немного острее по сравнению с его предшественниками Рига , Выборг и Pernov . [2] Это подверглось критике со стороны англичанина Джона Дана, который с 1711 по 1722 год служил морским офицером в российском флоте. Дэн считал, что корабль слишком узок на корме и не выдержит волн в открытом море. [13] Верхняя часть корпуса была изогнута внутрь, чтобы препятствовать высадке на борт атакующего судна. [12] Обшивка корпуса была толщиной около 5 дюймов (13 см). [14]

Декор

Задний декор с двумя зеркально-симметричными скульптурами Святого Георгия, убивающего дракона, предположительно вырезанными Робертом Гейснелем в 1712 году.

Вооружение и экипаж

Командиры Полтавы
Имя Год
Хендрик Хелм1713
Вейбрандт Шельтинг1714 г.
Уильям Фангент1715–1717
Джейкоб Шапизо1720–1721
Даниэль Джейкоб Уилстер1722–1723 гг.

Согласно Адмиралтейскому регламенту от 5 апреля 1718 г., экипаж 50-пушечного корабля должен составлять 350 человек и состоять из 6 офицеров (капитан, военно-морской секретарь, два поручика и два подпоручика ), двух гардемаринов , двух продовольственных комиссаров, 6 человек. квартирмейстеры и два повара, два штурмана и два суб-штурмана, сапожник с тремя заместителями, шхиман (парусник) с двумя заместителями и двумя подмастерьями, писарь, врач с двумя помощниками, констабель (специалист по артиллерии) с двумя заместителями и 30 артиллеристов , два трубачей, три конопатчика , слесарь , надзиратель (ищущий пленных и порядок в целом) и 16 солдат охраны, три плотника, 241 матрос и 10 младших матросов. [21]

Кампания 1713 г.

Первая военная задача Полтавы началась 2 мая 1713 года, когда по приказу Петра I Котлинская эскадра во главе с вице-адмиралом Корнелиусом Круисом (4 корабля и 2 фрегата) вышла из Кронштадта на Березовые острова и Сескар, чтобы присоединиться к Ревельской эскадре капитан-командующего. Рейс. Эскадре Круйса была поставлена ​​задача удерживать превосходящую шведскую эскадру, маневрируя в открытом море и атакуя свои небольшие группы. [27] [28] Две эскадрильи встретились 8 мая [29], и весь месяц Полтава плыла к Березовым островам , ожидая подготовки к атаке Хельсинки финским корпусом Апраксина (пехота) и Балтийским флотом. [30] [31] [32]

Кампания 1714 г.

В кампании 1714 года русским линкорам была поставлена ​​задача прикрыть галерный флот у Гангута. К началу мая российский флот насчитывал 10 кораблей с 700 орудиями в Кронштадте [46] и 7 кораблей (370 орудий) в Ревеле. К лету флот насчитывал 25 кораблей с 1070 орудиями и более 7000 экипажей. [47]

Полтава вышла из Кронштадта 20 мая и на следующий день достигла Березовых островов, прикрывая галерный флот. [48] [49] 31 мая флот направился на юг [50] [51], где оставался до ночи 4 июня [52], а 11 июня прибыл в Ревель. [53] [54]

Шведская эскадра из шести кораблей под командованием вице-адмирала Лиле была замечена в Ревеле вечером 17 июня. [55] Вместе с 15 другими русскими кораблями во главе с Петром I Полтава 13 часов преследовала шведскую эскадру. Погоня оказалась безрезультатной, и эскадрилья вернулась в Ревель. [56] 4 августа Полтава покинула Ревель, [57] прибыла в Хельсинки 14 августа [58], а 24 августа уехала в Кронштадт на зимовку. [59]

Походы 1715–1717 гг.

4 июля 1715 г. в составе эскадры адмирала Апраксина (30 кораблей и 40 галер) Полтава вышла из Кронштадта и 8 июля прибыла в Ревель, чтобы присоединиться к англо-голландскому флоту адмирала Джона Норриса . [60] Поскольку Норрис еще не прибыл туда, русский флот курсировал между близлежащими островами, [61] и 24 июля встретил Норриса в Ревеле. [62] Через 3 недели часть флота во главе с Апраксиным покинула Ревель, а девять кораблей, включая Полтаву , остались на зимовку в Ревеле. [63] [64]

27 января 1716 года Петр I включил Полтаву в эскадру капитан-командора Сиверса для отплытия в Копенгаген для присоединения к датскому флоту и русским кораблям, дислоцированным в Англии и Дании. По нескольким причинам вылет отложили на несколько месяцев. [65] [66] Шведская эскадра появилась около Копенгагена, и, таким образом, с 20 апреля по 12 мая 1716 года эскадра Полтава и Ревель курсировала в Балтийском море . После отступления шведских кораблей русская эскадра вышла в Копенгаген и прибыла туда 19 июля. [67] С 5 по 14 августа Полтава ходила по Балтийскому морю в составе объединенного флота России, Дании, Англии и Голландии [68] и 22 октября вернулась в Ревель.

С 4 июня по 16 июля 1717 года Полтава входила в эскадру из 14 линкоров под командованием адмирала Федора Апраксина . Он курсировал у берегов Швеции и прикрывал высадку российских войск на острове Готланд . [69] [70] В начале августа того же года, преследуя шведский 6-пушечный корабль, [71] Полтава села на мель и была отправлена ​​для репараций в Санкт-Петербург. [72] [73]

Дальнейшее обслуживание

С конца июля 1718 г. по 1719 г. корпус Полтавы переоборудовали в Петербургском Адмиралтействе под руководством корабельного плотника Блеза-Антуана Пангало. [74] [75] [76] В апреле 1720 года он отплыл в Кронштадт [77], а в июне в составе эскадры капитан-командора Фангофта (9 кораблей) отправился в Ревель. [78] [79]

Детальное моделирование Полтавы относится к высшей категории сложности [14] и выполняется несколькими дизайнерами, хотя в открытой продаже появляются примитивные экземпляры. [89] [90] Одна из первых детальных моделей Полтавы была построена В.П. Дубенским в масштабе 1:50. [91] Модель 1:36 строится с октября 2007 года Гильдией моделистов Санкт-Петербурга. [92] Другая версия была начата в 2008 году на основе недавно обнаруженных оригинальных чертежей корабля. [93]

29 мая 2018 года в Яхт-клубе Санкт-Петербурга спустили на воду полноразмерную реплику на Полтаве . Она должна стать центральным элементом нового музея кораблестроения. [94] [95] [96]

После разборки Полтавы ее название переносили с корабля на корабль 7 раз. [97] В 1971 году Почта СССР выпустила марку номиналом 10 копеек с изображением корабля. [98] В 1996 году к 300-летию Российского флота Банк России выпустил серию из 15 памятных монет, каждая из которых посвящена одному кораблю российского флота. На реверсе 100-рублевой монеты изображены Полтава , Петр I и Адмиралтейство. [99]
























































Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-76970, выдано 11.10.2019 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации пользователей сайта, условия использования содержатся в политике по защите персональных данных.


К началу Северной войны со Швецией в 1700 году Россия не имела прямого выхода к Балтийскому морю и все военные силы русской армии в районе Балтики были преимущественно сухопутными. А шведы, напротив, обладали здесь мощным флотом, который, будучи четвертым по количеству линейных кораблей и числу корабельных орудий флотом в мире, уступал по силе лишь флотам Англии, Франции и Голландии.


Корабли Шведского Королевского флота на рейде в Стокгольме (XVIII век)


Вид на бывшей село Сяськие Рядки и место расположения Сяськой верфи в XVIII веке



План Санкт-Петербургской крепости-верфи, основанной Петром I (начало XVIII века)

Общее руководство строительством, как и всем, что тогда строилось в Санкт-Петербурге, царь возложил на своего фаворита А. Д. Меншикова, назначенного первым Санкт-Петербургским губернатором, а в помощь ему были приданы петербургский обер-комендант Яков Брюс и олонецкий комендант Иван Яковлев, которые развернули бурную деятельность на берегах Большой Невы. При этом ход строительства контролировал сам Петр I, который зачастую брал в руки топор, чтобы на личном примере показать, как надо строить.



К тому времени Адмиралтейская верфь была превращена в цитадель, способную отразить нападение противника. Все ее 10 эллингов и вспомогательные здания были обнесены высоким земляным валом с пятью бастионами, обороноспособность которых была увеличена за счет глубоких рвов. И в конце 1705 года Адмиралтейская крепость приняла на первую зимовку флотилию боевых судов. Причем с них сняли 100 пушек, установив орудия на валу вокруг крепости, а моряки этих кораблей составили первый гарнизон крепости.


Адмиралтейская верфь-крепость в Санкт-Петербурге (начало XVIII века)

Для судостроительных работ на новой Санкт-Петербургской верфи царь призвал из Воронежа несколько артелей плотников во главе с голландским мастером Выбе Геренсом и двумя русскими опытными корабелами Федосеем Скляевым и Гаврилой Меншиковым, которые успели хорошо зарекомендовать себя на строительстве кораблей Азовского флота.


Царь Петр I на судостроительной верфи




Русские шнявы: легкие парусные корабли XVIII века


Фото. Два первых в России корабельных мастера: царь Петр и Федосей Скляев


Первый храм во имя преподобного Исаакия Далматского и собор преподобного Исаакия Далматского (Исаакиевский собор) в наши дни




Петр I и Федосей Скляев на строительстве корабля

Вслед за Федосеем Скляевым в начале 1712 года верфи Воронежского адмиралтейства покинула часть иностранных мастеров и подмастерьев, а вместе с ними 418 плотников и 731 матрос, которые по царскому указу были направлены в распоряжении Санкт-Петербургского адмиралтейства, куда в том же самом году из Воронежа было переведено все управление кораблестроением и флотом России.


Адмиралтейская верфь в Санкт-Петербурге в начале XVIII века (реконструкция)





Первый парад кораблей Балтийского флота (1723)

В 1719 году на башне Адмиралтейской верфи появился металлический шпиль и знаменитый кораблик-флюгер, созданный голландским мастером Харманом ван Болосом. Доподлинно неизвестно, какое судно послужило его прообразом, так как ни один из кораблей, построенных на Санкт-Петербургской верфи до 1719 года, не похож по силуэту на кораблик. Тем не менее он является одним из самых узнаваемых образов-символов Санкт-Петербурга.


Корабль-флюгер на шпиле Адмиралтейства – образ-символ эпохи Петра I и современного города Санкт-Петербург






За более чем 50-летнюю службу он выполнил множество разных учебных и боевых задач в Чёрном и Средиземном морях.

Севастополю давно не хватало такого музея… Корабли всегда вызывают у жителей и особенно у гостей города живой интерес. В особые праздники, например, в День ВМФ у городских причальных стенок, некоторые боевые корабли открываются для посещения. Но к ним выстраивается такая очередь, что не всем туристам удаётся туда попасть.


Давайте разберёмся, и пусть это станет началом экскурсии, которую, вы сможете продолжить самостоятельно.

О чём ещё вы узнаете на экскурсии и что увидите?


Вам покажут кубрики, где жили моряки, камбуз, где трудился кок (повар), ходовую рубку, кресло командира корабля, вооружение…

Совершенно точно вы услышите интересный рассказ не только о создании фрегата, но и о некогда секретных фактах из его службы, об офицерах и матросах, отличившихся своим мужеством и смекалкой, узнаете, что корабль был даже съёмочной площадкой.

Специально для вас будет произведён удар в судовой колокол, который был отлит в 1969 году и звучит, как утверждают военные, служившие на корабле, по-особенному.

Место расположения

Напротив, сквера находятся Дом офицеров флота и музей Черноморского Флота России. Нужно обогнуть с правой стороны музей ЧФ РФ и спуститься вниз к причальной стенке.

Вам не придётся гадать, потому что перед кораблём-музеем уже на причале вы увидите экспозицию: тяжеловесные судовые винты, мины и орудия.

Время работы


Время работы экскурсии: с 09:00 до 18:00 (понедельник-воскресенье)

Время работы кассы: с 09:00 до 17:00

Продолжительность экскурсии – 45 минут.

Экскурсии проводятся только в составе группы в сопровождении экскурсовода. Свободное посещение корабля не предусмотрено правилами. Последняя группа поднимается на борт корабля в 17:00.

Цена экскурсии


Для взрослых – 500 рублей, школьники и студенты (очной формы обучения) – 300 рублей, пенсионеры Министерства обороны – 200 рублей, инвалиды III группы – 300 рублей.

Бесплатное посещение предусмотрено для: детей дошкольного возраста, многодетных семей (3 и более детей), военнослужащих по призыву МО и силовых структур, героев СССР, ветеранов ВОВ, участников боевых действий, ликвидаторов аварий на Чернобыльской АЭС, инвалидов I и II группы.

Существует тариф для индивидуальной экскурсии по ВИП маршруту, которая стоит 5000 рублей (от 1 до 5 человек).

Если вы хотите сделать профессиональную фото или видеосъёмку, то за неё тоже придется заплатить.

Особые правила


А в подарок вам авторская экскурсия Лисового С.Л. в честь открытия музея от Sevastopol Life

Читайте также: