Как посетить особняк брусницыных

Обновлено: 15.09.2024

Многим любителям мистики известна
легенда о том, что в старинном питерском особняке Брусницыных до сих пор
хранится магическое зеркало Дракулы. Считалось, что над каждым, кто
посмотрит в него, нависает проклятье. В конце 18 в. на розе Косой и
Кожевенной линий (Васильевский остров) построено здание из камня, фасад
которого выходил в сторону воды. Потом на эту территорию были переведены
заводы по обработке шкур. Руководила ими вдова иностранного купца
госпожа Фишер.

Через полстолетия у особняка и заводов
появился новый владелец — купец Николай Брусницын. Он пригласил
архитектора для коренной реконструкции здания. Выбор пал на А.С.
Андреева. Его проект и лег в основу перестройки, в ходе которой особняк
был расширен, а на верхних этажах появились новые помещения.

В конце 19 в. особняк перешел по
наследству сыновьям Н.Брусницына. Снова дом пережил масштабную
реконструкцию, в ходе которой потолки в залах стали выше, появился
зимний сад, а все интерьеры были обновлены в соответствии с актуальными
приемами декорирования.

Дом является ярким примером
архитектуры в стиле эклектика. Он словно коллаж, составленный из
архитектурных элементов разных стилей с приставкой нео — русского,
мавританского, готического, индусского, ренессанса. На плане дом
представляет собой букву Ш — три одинаковых по длине крыла
предназначались трем сыновьям купца. В то время владельцы петербургских
кожевенных заводов средств на свой особняк не жалели. Выглядел он
респектабельно, модно и богато.

Правда, удивляет тот факт, что они
выбрали для проживания место возле своих предприятий, которые круглые
сутки источали неприятный запах. Хотя многие хозяева заводов и фабрик
старались жить неподалеку от них, чтобы не тратить время на дорогу. Но
жить вблизи кожевенных предприятий действительно малоприятно.

Особняк братьев Брусницыных.

I

Планировка парадных помещений - анфиладная, помещений в западной части - коридорная. Белый зал декорирован в стиле Людовика XV. В столовой, оформленной в стиле позднего Ренессанса, кессонный потолок, дверные и оконные проемы выполнены из темного дерева, окна, выходящие в зимний сад, украшены гравированными стеклами.

Некоторое время назад заводские корпуса хотели перестроить в элитную гостиницу с видом на море, а особняк Брусницыных обустроить под ресторан. Однако на такую реставрацию требуется колоссальная сумма, да и глухой промышленный район не способствует инвестиционной привлекательности. В настоящее время судьба особняка неизвестна.

Часть этой анфилады мы сегодня и увидим, благо в этой, парадной, половине особняка кое-то уцелело (в жилых же помещениях в советское время были устроены цеха, так что в той части дома вся роскошь бесследно исчезла).

Основная часть интерьеров особняка Брусницыных находится в заброшенном состоянии: тут и там попадается потрескавшаяся краска, ободранная лепнина, обшарпанные стены. Зрелище печальное. Понятно, что основные предметы убранства (скульптура, комоды и этажерки, ковры, хрусталь и прочая обстановка богатого дома) утрачены. Радует, что сохранилось хоть что-то; в основном это люстры, камины, а также декор потолков и стен — причем всё это по большей части подлинное, и, поверьте, на это стоит посмотреть.

После революции 1917 г. в особняке разместили администрацию завода, который стал называться - Кожевенный завод им. А. Н. Радищева.

Ну а теперь совсем немного погуляем по особняку.

I

Гостиная впечатляет нарядной отделкой в уютных, теплых коричневатых тонах. Когда-то подобных гостиных в особняке было несколько, они шли анфиладой вдоль главного фасада по Кожевенной линии, однако другие гостиные не сохранились, так как были превращены в заводские помещения. К счастью, эта гостиная сохранилась: в советское время она служила кабинетом директора завода.

I

В оформлении гостиной обнаруживается влияние стиля рококо. Стены разбиты на отдельные панно с золочеными лепными рамками изогнутых очертаний. Такой же золоченый лепной орнамент можно заметить на дверях и в обрамлении зеркал. В промежутках между панно помещены вертикальные вставки с лепным узором и ажурной сеткой. Падуга комнаты украшена растительными орнаментами, раковинами и фигурками дракончиков.

I

Великолепный потолок гостиной также обильно украшен лепниной, в том числе узорами в виде сетки, которые перекликаются с золоченой сеточкой настенной лепнины и вентиляционных решеток в падуге потолка.
Зеркала, поставленные друг напротив друга, создают иллюзия бесконечности перспективы.

I

Стены гостиной затянуты подлинным шелком (штофом) более чем столетней давности. Это большая редкость для петербургских дворцов.

I

I

Танцевальный зал или Белый зал оформлен в стиле Людовика XV.

I

Ослепительно нарядное помещение обильно украшено белой лепкой с золочением (впрочем, от золочения сегодня осталось немного).

I

Зал расположен в парадной анфиладе, и его окна выходят на Кожевенную улицу.

I

Плавный переход от вертикальной плоскости стен к горизонтальной плоскости плафона образует двухъярусная лепная падуга. Она скругляет углы и придает интерьеру особую пластичность и живописность.

I

Прекрасно сохранился мраморный камин, подобные которому можно увидеть в лучших дворцах Петербурга

I

I

I

К Белому залу примыкает небольшая курительная с прекрасно сохранившимся роскошным декором. Это одно из самых ценных помещений дома.

I

По моде того времени кальянная комната оформлена в восточном (мавританском) стиле.

I

Мраморная парадная лестница, идущая с первого этажа особняка.

I

Лестница хорошо освещена дневным светом. Сохранились очень ценные мраморные ступени и мраморные же резные перила ручной работы. Потолок и стены сплошь покрывает лепка с обильным растительным орнаментом, женскими головками и фигурами кариатид. Полукруглый эркер смотрит в прилегающий к дому сад.

I

I

Дверь в Красный кабинет или бильярдную.

I

Красный кабинет или бильярдная - помещение, куда можно попасть из оранжереи или столовой (из столовой сюда ведет уже упоминавшаяся потайная дверца).

I

В помещении уцелел лепной потолок под дерево/ Сам бильярдный стол утрачен, но остальное убранство комнаты сохранилось, в том числе встроенные угловые диванчики с подлинной обивкой, два шкафа для бильярдных принадлежностей, двери и резной камин. Низ стен облицован панелями, верхняя часть обтянута тканью.
Когда-то в бильярдной еще был роскошный занавес, который благодаря особой плотности не пропускал ни единого лучика света из оранжереи.

I

I

I

I

Оранжерея

I

Плуталова улица, д.№ 23 — особняк С. М. Соловьева, 1904.
Ковшаров, Анатолий Иванович
В ночь на 28 мая 1919 года, по ордеру Чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией Александр Брусницын был арестован в своей квартире при заводе, в доме 27 по Кожевенной линии и заключен в тюрьму. В июне 1920 года корпорацией рабочих и служащих кожевенного завода было передано заявление в ЧК с ходатайством об освобождении. Позднее по ходатайству юридического отдела Московского Политического Красного Креста Александр Николаевич Брусницын был освобожден.

Знаю, что место не очень людное, одному там бродить не очень безопасно. Здание разваливается, а музея, то есть какой-либо ведающей организации, нет.

Тем не менее многие "путеводители" рекомендуют туда сходить. А КАК.

Кто устраивает экскурсии и почему имеет на это право?

Я так понял на недельку и все , это конечно мало . Эрмитаж не советую хотя этот музей великолепен как в исполнении , так в картинах , очень затягивает и вы все время пробудете там не увидав красот Питера . В первую очередь стрелой по Неве с выездом в Финский залив и в Петергофе . Обещаю вам не забываемое зрелище . Потратьте один день полностью этому чуду . На следующий день на выбор если у вас еще осталось сил просто прогулка по самому Питеру днем и вечером по Невскому проспекту , тоже не по жалеете . На третий день вы конечно отдохнете до обеда и вперед в Кунц-камеру она находится прямо на против Эрмитажа , перейдете по мосту и чуть налево там увидите . На четвертый день Это обязательно Исаакиевский Собор . Впечатление обещаю . На пятый день , что бы не устать можете сходить на Аврору или на яхту Петра Первого , там можете посидеть выпить коктейля и заодно полюбоваться красотами Питера . Если вам там не интересно , то советую сесть на на любой экскурсионный катер и вперед по Неве , любуйтесь , ксатати там на катере очень удобно , можете обозревать с верхней палубы , а можете сидеть в кафе пить свой любимый напиток и любоваться округой вдоль Невы , так как кафе полностью стеклянное . И на конец напоследок обязательно выспитесь , так как я вам посоветую посмотреть ночной Питер и развод мостов . Теперь вы со спокойной совестью можете ехать домой и рассказывать дрызьям об увиденном . Конечно это мелочь по сравнению с тем , что еще вас ожидало бы в Питере , а Эрмитаж вы увидите в следующий раз когда приедете . Там надо зарядится на долгое путешествие по сказке , это надо медленно с расстановкой и со вкусом несколько дней посвятить созерцанию прекрасному . Если вы молоды то у вас еще все впереди . Желаю прекрасно отдохнуть



В Петербурге и пригороде очень много красивейших мест и строений. Обратим внимание на некоторые из них, которые обязательно нужно посетить туристам.

Петербург богат разнообразнейшими строениями, дворцами, музеями, памятниками, соборами, театрами, фонтанами, мостами.

Вот наиболее популярные из них:

Александринский театр, который был основан еще во времена царицы Елизаветы Петровны.

Мариинский театр считается одним из крупнейших театров в России.

Михайловский театр, который был открыт в 1833 году.

Из дворцов можно особо выделить Эрмитаж - гордость России, крупнейший культурно-исторический музей. Конечно же, Зимний дворец, главная достопримечательность Питера, не имеющий себе равных. Летний дворец Петра Первого, расположенный в Летнем саде - одно из самых старых зданий в Санкт- Петербурге.

Обязательно посетите фонтаны в Александровском саду и расположенный на площади Ленина.

Заодно побываете в Александровском парке, выберите время также для Ботанического сада.

Побывайте у Медного всадника на Сенатской площади, посмотрите памятники Екатерине Второй, Николаю Первому. Очень популярен также памятник чижику-пыжику на Фонтанке.

Поездка в Санкт- Петербург оставит много впечатлений и не разочарует вас.


Если Вы вышли на станции "Гостиный двор", то не имеет никакого смысла двигаться, осматривая достопримечательности, в сторону станции "Невский проспект". Лучше поверните направо и Вы окажетесь в Екатерининском сквере, который украшает памятник Екатерине Великой в окружении девяти скульптурных изображений её современников. Среди них Суворов, князь Потёмкин, Державин, Екатерина Дашкова (подруга и президент Академии наук). Здесь же на площади Островского находится театр драмы им.Пушкина.

текст при наведении

А неподалёку - современная уличная скульптура - памятник дворнику, в чьи обязанности в 19 веке входило не только подметание улиц, но и оформление заграничных паспортов жильцам.

текст при наведении

Впрочем, можно перейти по подземному переходу на другую сторону Невского проспекта и на углу улицы Малая Садовая увидеть современный фонтан-шар, задуманный как уникальный фонтан-часы, но что-то не срослось.

Тут же лицезреем кошку Василису, а на противоположной стороне пешеходной зоны - кота Елисея. Кстати, можно кинуть на удачу монетку.

Василиса расположилась на окне дома, в котором находится музей Карла Буллы - известного фотографа конца 19 начала 20 века, а чуть поодаль и уличная скульптура питерского фотографа.

Двигаясь по Невскому в ту же сторону на набережной реки Фонтанки можно полюбоваться на коней Клодта Аничкова моста. Одна скульптура пострадала во время артобстрела и на постаменте установлена памятная табличка.

Не переходя мост, поверните налево и Вы окажетесь у памятного знака "Блокадная полынья", пройдя дальше и повернув налево по Итальянской, выйдете на Манежную площадь, где вокруг фонтана располагаются бюсты итальянских архитекторов, работавших в России: Кваренги, Росси, Растрелли, Ринальди.

Чуть дальше - памятник Тургеневу.

Возвращаясь по Малой Садовой, не забудьте погладить по мордам львов около музея Гигиены. Напротив находится Дом радио, откуда в блокадные годы раздавался голос Ольги Берггольц, о чём напоминает памятный знак и мемориальная доска.

Теперь можно возвращаться к исходной точке путешествия и посетить Гостиный Двор.

Кстати, если же всё-так пойдёте в сторону канала Грибоедова, то там на набережной в летнее время находится экскурсионное бюро, организующее водные экскурсии по каналам и рекам Санкт-Петербурга.





Пешеходная экскурсия в Дом И.В. Пашкова

20 сентября 15:00, подача списков 18.09

11 октября 15:00, подача списков 08.10

6 ноября 15:00, подача списков 05.11

21 ноября 16:30, подача списков 18.11

Вестибюль, парадная лестница и бальный зал здесь выполнены в стиле неогрек, гостиные и спальня – в неоренессансе и рококо. Неплохо сохранившиеся интерьеры недавно были отреставрированы.


21 сентября 17:00

Комендант Петропавловской крепости считался третьим человеком в городе после императора и генерал-губернатора. Он отвечал за боевую подготовку военного гарнизона, следил за содержанием узников, наблюдал за состоянием сооружений, руководил проведением торжественных церемоний и праздников.

Во время этой экскурсии сотрудники музея истории Санкт-Петербурга расскажут о том, кто и как назначался на должность коменданта, поведают о бытовой стороне жизни крепости. Участники увидят недоступное для широкого посещения старинное Комендантское кладбище.



Пешеходная экскурсия в особняк А.Ф. Кельха , улица Чайковского, д. 28

25 сентября 10:00 и 12:00, подача списков 20.09

10 октября 10:00, 12:00, подача списков 07.10

23 октября 10:00, подача списков 18.10

27 ноября 10:00, подача списков 22.10





Автобусная экскурсия в Императорские конюшни

25 сентября 14:00

23 октября 14:00

Кроме манежа здесь есть конное ведомство, кузница, ветеринарная лечебница, каретная, жилые помещения, но по замыслу архитектора комплекс должен был быть еще масштабнее: Бенуа , например, так и не сделал бассейн для купания лошадей.





26 сентября 12:00

Монументальное строение с колоннадой, эркерами и необычными окнами – одна из главных достопримечательностей проспекта Добролюбова. Внутри, в парадной, скрываются богатые интерьеры, которые нечасто встретишь в доходном доме. Вестибюль отделан мрамором, украшен колоннами и камином с гермами по бокам, есть здесь и витражи.



Пешеходная экскурсия в Дом Ильиных ( Кочневой О.А. )

27 сентября 16:00

17 октября 16:00

31 октября 16:00

Скромное здание эпохи императора Александра I, построенное в стиле классицизм, с богатыми интерьерами: широкой парадной лестницей, живописным панно, белоснежными вазами. Большую ценность представляет декоративное убранство интерьеров второго этажа, вестибюля – лепнина, живопись, в создании которых участвовали скульптор И.И. Теребенев и художник Джованни Скотти . Внутренняя отделка хорошо сохранилась.




28 сентября 10:30

12 октября 10:30

19 октября 10:30

26 октября 10:30

Дом С. С. Абамелек-Лазарева – один из старейших в Петербурге особняков, дошедших до наших дней. Он построен в 1734-1737 годы для камергера Федора Андреевича Апраксина и сменил 20 владельцев. В нем сохранились богато оформленные интерьеры Парадного вестибюля, Большой столовой и Театрального зала. Они были украшены лепниной, мраморными колоннами, расписными потолками, старинной художественной бронзой, брюссельскими гобеленами XVIII века, фламандскими шпалерами, бронзовыми торшерами по рисункам К. Росси , портретами представителей рода кисти лучших русских и европейских художников – часть этого можно увидеть и сейчас.



Пешеходная экскурсия в здание Синода

28 сентября 13:00, списки подаются 19.09

9 октября 16:00, списки подаются 24.09

9 ноября 13:00, списки подаются 29.10

Здесь расскажут об истории строительства здания Синода, покажут сохранившуюся кирпичную кладку. Здание было значительно реконструировано, но до наших дней дошла и ныне действующая домовая церковь Святых Отцов Семи Вселенских Соборов.


28 сентября 17:00

Особняком с оградой и садом по адресу Кожевенная линия, 27 и 27 корпус 1 литера А, с 2016 года заведует ФГБУ "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры" (АУИПИК). Здание закреплено за учреждением на праве оперативного управления. Годом позже КГИОП заключил с АУИПИК охранное обязательство, согласно которому пользователь должен был озаботиться разработкой и согласованием проектной документации на работы по реставрации особняка, ограды и сада. Сроками работ стали июль 2019 и 2020 года соответственно. В 2018 году АУИПИК с разрешения комитета провел противоаварийные мероприятия на лицевом фасаде особняка и занялся проектной документацией, однако в 2019 году КГИОП вернул ее на доработку. С тех пор Агентство забросило всю работу, а памятник не дождался реставрации в здании – обновление должно было завершиться в июле текущего года. Вероятнее всего, реставрации ограды и сада, срок окончания которой назначен на будущее лето, тоже не суждено случиться. В КГИОП рассказали, что комитет уже три года разбирается с АУИПИК при участии суда.

В 2019 году КГИОП выявил невыполнение перечня работ по охранному обязательству и привлек Агентство к административной ответственности. Тогда суд взыскал с учреждения штраф в 100 тысяч рублей. Полгода спустя комитет выдал АУИПИК задание на противоаварийный ремонт крыши, однако так и не дождался проектной документации. Новую проверку в особняке провели прошлой осенью, итогом стал иск КГИОП в Арбитражный суд.

В связи с выявленными нарушениями КГИОП в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области было направлено исковое заявление об обязании АУИПИК в течение 8 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу в установленном законом порядке разработать проектную документацию по реставрации особняка и ограды, входящих в состав Объекта. Также КГИОП просит суд установить взыскание с АУИПИК в размере 100 000 рублей в случае неисполнения решения суда в установленный решением срок, а в случае дальнейшего неисполнения решения суда – в размере 150 000 рублей в месяц.

пресс-служба КГИОП

Финал арбитражного дела пока не известен – суд все еще рассматривает исковое заявление.

Каменный дом на углу Косой и Кожевенной линий построили в 1770-е годы, десятилетием спустя его окружили кожевенные производства. Участок для организации производства получила вдова купца Фишера, и в 1787 году дом перестроили под контору завода и жилые помещения. В 1847 году был основан кожевенный завод "Брусницын Н.М. с сыновьями", который расширялся до начала XX века и к концу XIX века стал крупнейшим в Петербурге.

Каменный дом на южной границе северного участка, выполненный в характере эклектики, был жилым домом семьи Брусницыных. В 1857-1860 годах особняк расширили с западной стороны и чуть перестроили, увеличив высоту второго этажа и окон первого этажа, изменив декоративную отделку главного фасада.

Центральная часть фасада и углы здания были выделены рустованными лопатками, первый этаж – рустован, венчающий и междуэтажные карнизы – профилированные, окна второго этажа имели прямоугольные наличники, над ними сандрики – в центральной части треугольные, в боковых частях (в две оси) лучковые. В том же году по проекту архитектора E.E. Аникина построена каменная лестница.

пресс-служба КГИОП

К 1882 году владельцами здания стали братья Брусницыны, пару лет спустя особняк снова перестроили: появилась пристройка для зимнего сада и парадной лестницы, претерпели изменения высота второго этажа и лицевой фасад.

После 1917 года здания комплекса Торгового дома Брусницыных занял кожевенный завод имени Радищева Кожевенного треста. В особняке разместилась школа при бывшей фабрике, затем заводоуправление

Читайте также: