Как посетить поезд победы

Обновлено: 18.09.2024


В воскресенье, 25 октября, в Санкт-Петербург на Витебский вокзал прибыл музейный железнодорожный состав — "Поезд Победы", уникальная выставка, созданная творческой группой "Невский баталист", пишет "ПД".

Проект "Поезд Победы" проводится в рамках Года памяти и славы и приурочен к 75-летию Победы в Великой Отечественной Войне. Основной его целью является напоминание о великой ценности Победы и сохранение общей исторической памяти, которая зиждется на героизме и подвигах наших людей, на гордости за родную страну и на бережном отношении к нашему большому прошлому.

Как сообщает пресс-служба губернатора, музей "Поезд Победы" - это иммерсивная историко-художественная передвижная выставка, посвящённая Великой Отечественной войне. Экспозиция поезда представляет собой цельную композицию, состоящую из 8 тематических вагонов. Посетители музея могут увидеть мирную довоенную жизнь и быт блокадного Ленинграда, оказаться в "настоящем" окопе во время сражения, "помочь" раненым солдатам, "поучаствовать" в подготовке наступательной операции "Багратион".

Экспозиция поезда построена так, чтобы полностью реализовать главную идею проекта – помочь посетителям оказаться на месте участников событий военных лет. Координатор проекта Маргарита Попова рассказала, что все эпизоды связаны единым сюжетом – художественной аудио-историей, переданной от лица женщины-железнодорожника, участника Великой Отечественной войны.

Экспозиции вагонов выполнены в формате трёхмерных панорам с воссозданием исторических интерьеров, атмосферы и обстановки, скульптур героев. Здесь были задействованы 50 видеопроекторов, 18 видеостен и 12 тач-столов.

Маршрут движения победного поезда состоит из 2-х частей. Первая следует по линии фронта: Псков, Санкт-Петербург, Мурманск, Архангельск, Смоленск, Тула, Курск, Владикавказ, Керчь, Феодосия, Севастополь, Новороссийск — завершается в Волгограде.

После небольшого технического обслуживания 2-я часть маршрута победного состава пройдёт по транссибирской магистрали на Дальний Восток. Автор трёхмерных панорам о Великой Отечественной войне Дмитрий Поштаренко подчеркнул, что одна из основных задач проекта – дать возможность жителям дальних уголков нашей страны увидеть новый музейный подход в своём населённом пункте при помощи передвижной художественно-исторической экспозиции. Поштаренко рассказал:

Наш основной рассказчик – женщина-железнодорожница. Это художественный образ, в основе которого – реальные люди. При этом нельзя взять одного человека, который бы по географии боевых действий охватывал бы такое количество периодов. Панорама должна быть информативной, чтобы зритель, посетивший ее, вынес для себя что-то новое.

Мне кажется, у каждого в памяти есть какая-то иллюстрация из школьного учебника по истории, которая запомнилась на всю жизнь. Так же и я хочу, чтобы сюжеты, которые мы воспроизводим в своей трёхмерной панораме, остались с посетителями разных возрастов, чтобы они за них зацепились и стали искать что-то свое, заинтересовались и захотели найти еще больше информации.

По словам автора, в самой панораме будет множество неочевидных, скрытых отсылок к тем или иным историческим событиям. В своём роде это панорама в панораме.

В настоящее время не предусматривается массовое посещение экспозиции по понятным причинам. Выставка будет доступна для посещения только для малых организованных групп. В Петербурге поезд-музей простоит до 27 октября. Дети допускаются с 12 лет.

Путь Поезда Победы пролегает через 13 городов. В пути он проведёт 36 дней, чтобы как можно больше людей смогли посетить выставку. Сообщается, что после прохождения этого пути Поезд Победы снова отправится по стране, чтобы после снятия ограничений с экспозицией смогли познакомиться все желающие.


11 июня, Минск /Корр. БЕЛТА/. "Поезд Победы" - олицетворение великого подвига, которые совершили люди в годы Великой Отечественной войны. Об этом заявил сегодня начальник Белорусской железной дороги Владимир Морозов на торжественном митинге, посвященном открытию экспозиции "Поезд Победы" на вокзале станции Минск-Пассажирский, сообщает корреспондент БЕЛТА.

"Поезд Победы" - олицетворение великого подвига, которые совершили люди в тот тяжелый период, олицетворение борьбы за мир. Нет ничего ценнее, чем мир. 80 лет назад на нашу землю пришла страшная трагедия, которая стала трагедией для миллионов людей. Но 77 лет назад на белорусскую землю стал приходить мир, - сказал Владимир Морозов. - Рельсы - это история дел, судеб, трагедий, счастья. И символично, что поезд будет в Бресте 22 июня как символ той борьбы, целеустремленности, желания жить и сохранить нашу землю для будущих поколений".

По его словам, поезд пройдет по стране около 2,5 тыс. км. "Это вроде бы и немного, но за это время он побывает в восьми городах, - отметил начальник БЖД. - Основой этого проекта, как и других, является постоянное взаимодействие с Российскими железными дорогами. У нас общая история, и этот поезд наше общее достояние. Уверен, что выбранное для реализации время и формат позволит и в дальнейшем использовать этот проект в первую очередь для воспитания подрастающего поколения".

В нашей стране проект реализуется Белорусской железной дорогой и Российскими железными дорогами в Год народного единства и приурочен к 80-летию начала Великой Отечественной войны. Он осуществляется при поддержке Администрации Президента Беларуси и активном содействии республиканского волонтерского центра.

"Поезд Победы" будет курсировать по БЖД с 11 по 28 июня этого года. Как уточнили в БЖД, с 11 по 13 июня экспозиция будет в Минске, 14-15 июня ее смогут посетить жители Орши, 16-17 июня - Витебска, 18 июня поезд сделает остановку в Полоцке, 19-20 июня экспозиция будет доступна для просмотра в Гродно. В Бресте "Поезд Победы" будет с 21 по 24 июня, в Гомеле можно будет побывать в музее 25-26 июня, а завершится показ в Могилеве 27-28 июня - в день освобождения города от немецко-фашистских захватчиков.

"Поезд Победы" - это масштабный историко-просветительский проект, основанный в России командой творческой мастерской "Невский баталист" совместно с медиагруппой "Красный квадрат" при поддержке Министерства науки и высшего образования России, ОАО "Российские железные дороги" и общественной организации "Волонтеры Победы" в рамках празднования 75-летия Победы в Великой Отечественной войне и проведения Года памяти и славы в России. В первый рейс поезд отправился с Белорусского вокзала Москвы в октябре 2020 года. За время работы музей посетили уже порядка 92,5 тыс. человек из 38 городов России.







Этот проект представляет собой уникальную интерактивную экспозицию, основанную на эффекте присутствия, которая создана на базе вагонов передвижного выставочно-лекционного комплекса. Состав "Поезда Победы" включает 12 вагонов, девять из которых - экспозиционные. Один из них посвящен подвигу защитников Брестской крепости - участникам героической обороны, солдатам и командирам Красной армии, а также женщинам и детям - членам семей военнослужащих, принявшим первый удар немецких войск на себя.

В основе - трехмерные панорамы: живописные полотна, макеты и много предметного плана на расстоянии вытянутой руки. Маршрут по "Поезду Победы" - это переход от одного эпизода к другому: предвоенные годы - Великая Отечественная - Победа. На сегодня в музеях мира нет такого количества многофигурных композиций в скульптуре, добавили в БЖД.

"Экспозиция уникальна и своим мультимедийным сопровождением. Кроме того, в ней используются объемный звук, театральное освещение, механические спецэффекты, датчики присутствия, голограммы, панорамы боев в виртуальной реальности, киносъемка исторических реконструкций, трехмерная компьютерная графика с моделями военной техники. Для каждой зоны экспозиции специально написана своя музыка", - отметили в пресс-центре БЖД.

Проект "Поезд Победы" является социальным как в России, так и в Беларуси. Время работы экспозиции с 10.00 до 20.00. Перерыв с 14.00 до 15.00. Экспозиция рекомендована к посещению взрослыми и детьми с 12 лет. В одном вагоне "Поезда Победы" одновременно могут находиться не более 10 посетителей, время прослушивания аудиогида составляет 5 мин., общее время экскурсии - 45 мин.

"В связи с ограниченной пропускной способностью поезда и сложившейся эпидситуацией посещение экспозиции будет осуществляться только организованными группами жителей регионов по пригласительным билетам, распространяемым среди организаций и учебных заведений Беларуси местными органами исполнительной власти. Работа экспозиции будет организована с учетом рекомендаций Минздрава по профилактике и предупреждению распространения вирусных инфекций. Посетители обязаны соблюдать масочный режим", - добавили в БЖД.-0-

Поезд Победы изнутри. Фототур по легендарной инсталляции: как это было в Пензе

Поезд Победы пробыл в Пензе всего два дня. Увы, далеко не все желающие смогли получить желанный билет на него: На вокзале люди выстаивались в гигантские очереди. Но у вас ещё есть шанс увидеть уникальную экспозицию. Мы проведём фотоэкскурсию по вагонам и погрузим вас в атмосферу военного времени.




На вокзале люди выстаивались в гигантские очереди, чтобы попасть в поезд без пригласительного.






Нашего гида зовут Лидия. Она родилась в семье машиниста и пошла по стопам отца. В первый рейс она отправилась весной 1941 года. В первом вагоне – всего их в поезде восемь – нам показывают мирное время.




Но радостная картина резко меняется: начинается война. Страшная композиция: семья спасается от бомбёжки. Чуть дальше – выложенные из кирпича фигуры солдат, защищавших Брестскую крепость.




Посетителей ведут во второй вагон. Лица советских людей резко меняются. В их глазах – тревога, страх, печаль. Это поезд на фронт. Командир объясняет курсантам, как заполнять смертный медальон: имя, фамилия, звание, адрес семьи – чтобы, когда убьют, знали, куда похоронку слать. Слушающие новобранцы застыли в ужасе.




Пройдя в конец вагона, оказываемся в окопе. Вокруг – стрельба и взрывы. Над окопом установлены экраны, на которые проецируется военное сражение. Всего в «Поезде Победы установлено 18 видеостен и 50 проекторов. Специально для проекта сделали масштабные исторические конструкции и сняли небольшие фильмы.



Самый страшный вагон – третий. На входе два фашиста пытают русского солдата. Он при смерти, но не сдаётся. Его палач недоволен и хочет его сломать любой ценой.




На нарах лежат узники концлагерей, больше похожие на мертвецов. Серые лица, впалые щёки, кроваво-красные глаза. Звучит голос Лидии:




В четвёртом, санитарном, вагоне лежат раненые солдаты. За ними ухаживают медсёстры – в их ряды вступила и Лидия. В конце вагона зрителей ждут учёные: микробиолог Зинаида Ермольева, открывшая пенициллин, и Игорь Курчатов.




С тяжёлым сердцем входят посетители в пятый вагон. Но обстановка резко меняется. Весело поёт гармонь: впереди – банный состав. По полу разбросаны берёзовые веники. В конце вагона закутан в простыню пленённый немецкий фельдмаршал Фридрих Паулюс. Его решили вымыть перед тем, как вести в Москву. Напротив него стоит юноша, брезгливо держа фашистский китель.



В блоке, посвящённому блокадному Ленинграду, Лида рассказала о коридоре смерти.

В вагоне стоит мужчина с кошкой, из динамиков доносится громкое мяуканье. Это в Ленинград везут котов, чтобы они справились с полчищами гигантских крыс. Во время блокады всех животных съели.






И, наконец, главный и самый красочный вагон. Долгожданная победа! Солдаты замерли перед фотографом с ликующими лицами. На лице мужчины с камерой застыло восхищение, в глазах – слёзы счастья.




На стенах висят карикатуры и юмористические афиши. Солдат показывает сослуживцам пробитое пулей изображение Адольфа Гитлера.



Но счастье пассажиров сменяется глубокой печалью. Они вспоминают погибших друзей, убитые семьи. Все погружены в свои мысли.

В последнем блоке не было света, на лавочках уже никто не сидел. В тёмных окнах сидели полупрозрачные души погибших солдат. Их поезд ехал туда, откуда не возвращаются.




Память на колесах: как создавался единственный в мире

Через неделю Россия будет отмечать День памяти и скорби — годовщину со дня начала Великой Отечественной войны. Как сохранить воспоминания свидетелей событий, рассказали в команде "Невского баталиста", которая создала передвижной музей "Поезд Победы".

В четыре часа утра 22 июня 1941 года без объявления войны фашистская Германия и ее союзники напали на СССР. Красная армия была атакована на части границ Советского Союза: с северного, западного и юго-западного фронтов. Неожиданным бомбардировкам подверглось большое количество городов, железнодорожных узлов, военно-морских баз, аэродромов. Так началась Великая Отечественная война, унесшая десятки миллионов жизней.

Тогда никто не знал, что это событие станет одним из самых кровопролитных, а советскому народу придется пройти через серьезные испытания — выстоять и победить. Множество кинолент, стихов, книг и музеев посвящено истории тех тяжелых лет. В столице был создан проект "Поезд Победы", напоминающий о случившемся. Его реализация началась в рамках празднования 75-летия Победы. Выставка регулярно пополняется. Это первая в мире иммерсивная инсталляция, размещенная в движущемся составе поезда.

Выставка рассказывает историю от лица ветерана-железнодорожника. Каждый вагон — это уникальная лента событий. Первая часть состава называется "Цвет нации". В экспозиции, представленной в вагоне, передается идея довоенного времени, когда за окном еще была мирная жизнь, последние ее часы. Как сложилась дальнейшая судьба тех, кто находился в этом плацкарте, можно только догадываться, но следующие четыре года изменят их навсегда.

Память на колесах: как создавался единственный в мире

С вопросом как рассказать эту историю большему количеству людей и оставить как можно дольше в памяти граждан, справилась творческая мастерская "Невский баталист" при поддержке медиагруппы "Красный квадрат", Министерства науки и высшего образования РФ, ОАО "Российские железные дороги" и общественной организации "Волонтеры Победы".

"Идея создания экспозиции в движущемся составе интересна тем, что проект могут увидеть жители разных городов. Нашу команду ранее неоднократно спрашивали, когда же трехмерная панорама появится в их регионе. И тут было найдено решение с экспозицией, которая сможет перемещаться, открывая возможность посещения там, где есть железная дорога", — отметила координатор команды Маргарита Попова.

Шоу или факты

Собеседница издания "ПолитЭксперт" рассказала, что при создании первого и последующих вагонов обращались к архивным данным, воспоминаниям ветеранов и свидетелей тех событий:

"Очень была важна фото- и видеохроника — множество деталей перенесено именно с фотографий, это касается и внешнего вида героев, и предметов в экстерьере и интерьере".

По словам Поповой, "Поезд Победы" значительно отличается от других проектов — это новые мультимедийные технологии, особенность пространства и объем изготовленных фигур. Инсталляция сочетает в себе историчность и художественность:

"На художественный нарратив нанизаны истории из жизни. Например, повествование в аудиогиде ведется от лица машиниста поезда Лидии. Это художественный образ, но он соткан из историй реальных героев, в том числе женщин, которые работали на железной дороге в годы войны. Основным прототипом героини стала старший машинист паровозной колонны, Герой Социалистического Труда, почетный железнодорожник Елена Мироновна Чухнюк".

Для творческой лаборатории были важны детали при составлении композиции, поэтому многие предметы в вагонах — оригиналы. Параллельно с достоверностью в поезде показана и художественность. Из-за ограниченного пространства команде приходилось прибегать к образности, так как в поезде представлены интерьеры не только вагонов, но и окопа, концлагеря, Брестской крепости:

"Здесь с посетителем говорят образы. С нашей стороны над экспозицией работала команда из 70 человек. Для нас это было настоящим экзаменом. Близость зрителей к каждому объекту экспозиции, находящемуся в поезде, и ширина вагонов — диктовали свои правила. Преодоление ограничений железнодорожного состава без потери целостности восприятия была одной из самых сложных задач".

Совсем недавно "Поезд Победы" прошел этап модернизации. Презентация обновленной экспозиции состоялась 7 мая в Москве. К составу присоединился еще одни вагон, посвященный Брестской крепости: участникам героической обороны и членам семей военнослужащих.

В нем воссоздан фрагмент жилой комнаты утра 22 июня 1941 года, фрагмент ДОТа, в окнах которого расположились мультимедийные экраны со сценами нападения Германии на крепость, а также подвал Брестской крепости с надписью: "Умираем, не срамя".

Читайте также: