Как посетить женский монастырь

Обновлено: 15.09.2024

Преподобный Макарий Оптинский писал, что монастыри изобретены не людьми. Они даны нам Духом Святым через богодухновенных отцов. Монашеское жительство устроено для призванных Богом, а также для людей, стремящихся туда из любви к Господу или из-за многочисленных грехов. Но как уйти в монастырь, и всем ли подходит этот путь?

Причины отречения от мирской жизни

Подвижники древности отрекались от мирской жизни, поскольку она их не привлекала. А избранные пустыни и пещеры были для них не темными сырыми могилами, а цветущей страной духа.

По словам архимандрита Рафаила (Карелина), монашество – это феномен, который сложно понять, не имея внутреннего опыта, который выразить словом практически невозможно. Современные люди не понимают красоты монашеской жизни и порой задаются вопросами о том, почему некоторые отрекаются об мирского существования. Монашество покрывает всю духовную жизнь. Его невозможно понять, не пережив и не прочувствовав на себе, подобно тому как сложно понять любовь нелюбящему сердцу.


Инок Никодим об отречении от мирской жизни

Преподобный Варсонофий Оптинский сравнивал иночество с безбрежным морем, которое невозможно переплыть. Его не может понять человек, который еще не ступил на этот путь. Целью монашеской жизни отец Варсонофий называл поиск Бога. Но можно жить в монастыре и ничего не достичь. Поэтому важно не то, как попасть в монастырь, а для чего.

Люди принимают постриг в поиске непрерывного богообщения, искания Фаворского света. Монахи – это свет мира. Одно только внешнее выполнение устава и ношение монашеской одежды еще не делает человека монахом или монахиней. Как лампе нужен огонь, чтобы светить, так и человеку. Преподобный Амвросий Оптинский писал, что монашество произошло от желания человека жить по учению и заповедям Евангелия. Это очень сложно осуществить среди мирских забот и суеты. Монашество – совершенное христианство.

Среди мужчин

Прежде чем собираться в монастырь, мужчине нужно обязательно открыть свои помыслы духовному отцу. Разумеется, стать монахом – не быстрый процесс, которому предшествует послушнический искус. Но после пострига изменить уже ничего нельзя. Человек навсегда дает ряд обетов Богу и не может их нарушать.

Причин, по которым мужчина хочет стать монахом, может быть несколько. Часто желание принять постриг путают с желанием избавиться от проблем, ведь порой в монастырь бегут по таким причинам:

  • сложности в личной, семейной жизни;
  • трудности в работе, нужда;
  • горе, потеря близкого человека, сильный стресс;
  • несчастная любовь (более свойственно юношам).

Перечень причин может дополняться, ведь это дело сугубо личное. Но уход в мужской монастырь с целью спасения от жизненных трудностей не является верным путем.


Монашество – совершенное христианство

Среди женщин

Отличий в причинах желания пострига между мужчинами и женщинами практически нет. Но женщины по своей природе более эмоциональны и им сложнее переносить потрясения мирской жизни. Проживание в обители – это тяжелый труд, поэтому ошибочно искать в женском монастыре покоя от сложностей.

В этом видеосюжете священнослужитель рассказывает, как происходит отречение от мирской жизни.

Подготовка к уходу

Уход в обитель без представления о жизни в монастыре невозможен. Воцерковленные люди совершают паломнические поездки, посещают святые места, монастыри. Со временем люди приближаются к свету обители. Чтобы поближе познакомиться с жизнью в стенах монастыря и поработать во славу Божию, можно попроситься в монастырь трудником. В таком случае человек не дает никаких обетов, но живет по уставу обители, работает, посещает богослужения, молится, приступает к таинствам.

Монашеская жизнь дает большую пользу душам тех, кто приступает к постригу и монашеству с искренним расположением, и проходит этот путь смиренно, без злобы.

Желая принять постриг, нужно обязательно посоветоваться со своим духовным отцом и получить его благословение. Препятствием к поступлению в обитель, кроме духовных причин, могут быть и житейские, например:

  • несогласие на это супруга/супруги;
  • наличие несовершеннолетних детей;
  • наличие других людей, зависящих от человека, который желает уйти в монастырь;
  • желание спрятаться от житейских проблем.

Этапы монашеской жизни

Подготовительные этапы, к которым в разных источниках причисляют трудничество и послушничество, еще не являются истинно монашеством. Преподобный Макарий Оптинский так определял его степени:

  • рясофор – степень новоначальных;
  • мантия – степень средних;
  • схима – степень совершенных.

Святые отцы учат не стремиться к получению мантии или схимы как внешнего образа из желания одеться в почетные одежды, ведь это все от честолюбия. А для монаха главное – смирение. Принимать ангельский образ нужно в разуме. Само принятие малого ангельского образа – это обручение Небесному Жениху Иисусу Христу. После того как при постриге облачают человека в монашеские одежды, он должен всегда иметь на устах Имя Иисусово.


Этапы монашеской жизни

Преподобный Амвросий Оптинский учил соблюдать внутреннее и не бояться внешнего. Не нужно желать получения рясофора или мантии как духовного роста.

Преподобный Никон учил, что монах должен быть весь в Боге. Нельзя идти в монастырь лишь из желания спрятаться от надоевших проблем. Все свои мысли нужно обязательно открывать духовному отцу.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Как уйти женщине в монастырь

Бывает, от женщин всех возрастов можно услышать, что вот, мол, приняли они решение уйти в монастырь. Кто-то говорит это в шутку, кто-то серьёзно задумывается, как попасть в женский монастырь жить, а некоторые, особенно девушки, расставшись с любимым человеком и считая, что жизнь на этом кончилась, решают уйти в монастырь как бы назло всем. А также в околоцерковных кругах можно услышать истории о какой-либо нерадивой матери, ведущей аморальный образ жизни, которая бросила детей и ушла в монастырь, поживая там теперь в своё удовольствие на всём готовеньком.

Необходимые качества

Уйти в монастырь — что для этого нужно? Нужно многое, в первую очередь необходимо обладать рядом качеств, а именно:

Как жить в монастыре

  1. Искренне верить в Бога.
  2. Иметь смирение и большое терпение.
  3. Постоянно трудиться над собой, борясь с собственными страстями, греховными мыслями и пороками.
  4. Отказ от любых вредных привычек.
  5. Отказ от любых проявлений мирской суеты.
  6. Любовь к молитве.
  7. Любовь к ближнему и всему живому.

Кроме того, следует учитывать, что монахини постоянно заняты тяжёлым физическим трудом, зарабатывая себе на жизнь, поэтому очень желательно иметь крепкое физическое здоровье и выносливость. А ещё придётся соблюдать посты и стоять на службах, которые в монастыре длятся несколько часов подряд. Поэтому кроме физической, нужно обладать и духовной силой. Каждый человек предварительно должен решить для себя, сможет ли он выдержать такую жизнь, ведь снять с себя монашеский чин очень проблематично.

Как начать подготовку к монашеству

Подготовка к монашеской жизни

Итак, как уйти в монастырь женщине? Если решение принято твёрдо, можно начинать готовиться к монастырской жизни. Сначала необходимо начать жизнь воцерковлённого человека — регулярно бывать на службах в храме, исповедоваться, причащаться, соблюдать посты, стараться следовать заповедям. Можно, с благословения священника, прислуживать в храме — чистить подсвечники, мыть полы и окна, помогать в трапезной и исполнять любую другую порученную работу.

Необходимо будет решить все вопросы, связанные с мирскими делами — определить, кто будет смотреть за квартирой или домом (часто будущие монахини просто продают свою недвижимость и вкладывают средства в обустройство монастыря), решить любые юридические вопросы, пристроить домашних питомцев, если они есть, в надёжные руки. Далее необходимо поговорить со своим духовным наставником, рассказать о своём намерении. Священник поможет выбрать обитель и подготовиться к монашеской жизни. В обязательном порядке нужно получить благословение духовника на уход от жизни в миру.

Поездка в монастырь

Итак, подготовка завершена, благословение получено, обитель выбрана. Теперь следует поехать туда, чтобы поговорить с матушкой-настоятельницей. Она расскажет об особенностях жизни в выбранном монастыре, о традициях и условиях проживания. При себе следует иметь необходимые документы:

  • Паспорт.
  • Краткую автобиографию.
  • Свидетельство о браке или справку о смерти супруга (при наличии).
  • Прошение о принятии в обитель.

Как постричься в монашки

Следует знать, что постриг разрешается только лицам, достигшим тридцати лет. Если у женщины есть несовершеннолетние дети, необходимо будет предъявить свидетельство об установлении опеки над ними ответственных лиц (иногда могут потребовать и характеристики на опекунов). Необходимо знать, что в этом случае духовник может не дать благословения на монастырскую жизнь и настоятельница посоветует оставаться в миру и воспитывать своих детей. Остаться в обители, имея в миру несовершеннолетнего ребёнка, можно лишь в исключительных случаях. Это же касается и ситуации, когда у женщины есть престарелые родители, нуждающиеся в уходе.

Обязательного внесения денежных средств не потребуется, но можно принести добровольное пожертвование.

Что ждёт в монастыре

Сразу по приходу в обитель принять постриг невозможно. Обычно устанавливается испытательный срок от трёх до пяти лет. В это время женщина присмотрится к монастырской жизни и сможет понять, готова ли она окончательно оставить мир и остаться в обители. Перед тем как принять постриг, женщина проходит несколько этапов монастырской жизни.

Как живут в монастыре женщины

  1. Трудница. На этом этапе женщина выполняет любую физическую работу, которую ей поручают. Это довольно сложный период, ведь придётся и мыть помещения, и стирать, и готовить, и работать на огороде или скотном дворе — работы в монастырях всегда предостаточно. Время, свободное от работы, посвящается молитвам. Трудницей женщина будет оставаться примерно три года. Обычно в этот период человек определяется, сможет ли до конца своих дней жить в монастыре.
  2. Послушница. Если первый период пройден успешно, трудности женщину не сломали и она по-прежнему намерена оставаться в монастыре, необходимо написать прошение игуменье. Если трудница зарекомендовала себя хорошо, её переведут в послушницы — лицо, которое готовится к принятию пострига. Послушница надевает чёрный подрясник -это говорит о том, что она на шаг ближе к своей цели. В этот период послушница постоянным трудом и смирением подтверждает готовность окончательно отказаться от мирской суеты. Срок пребывания в послушницах определяется индивидуально для каждого человека. На этом этапе ещё можно уйти из монастыря, если пришло понимание о неверности своего выбора.
  3. Монахиня. Когда обе начальные стадии пройдены, а желание стать монахиней укрепилось, настоятельница подаёт прошение архиерею, после чего женщина принимает постриг. При этом необходимо принять несколько серьёзных обетов, полностью отказаться от мирской жизни и принять новое имя. В православной обители принимаются следующие аскетические обеты:

Как живется в монастыре

  • Послушание. Монахиня не имеет воли собственной, она полностью подчиняется настоятельнице, духовнику и даже другим монахиням. Женщине навсегда следует забыть о собственном мнении, желаниях, своеволии.
  • Безбрачие (девство). Монахини не ведут половую жизнь, не заводят семью и детей.
  • Нестяжание. У монахини не должно быть частной собственности.
  • Молитва. Монахиня молится беспрерывно, вслух или в мыслях.

Вот и все ответы на вопросы, как уйти в монастырь, что для этого нужно. Если женщину не напугали предстоящие трудности, желание служить Богу и ближнему по-прежнему сильно, а уход в монастырь — дело решённое, возможно, это и есть её путь, ведь, как говорят опытные священники, в монастырь принимают не люди, а сам Господь.

Отзывы

Я принята трудницей в эту обитель и весьма довольна своим положением. Пусть приходится много трудиться (мне дано послушание в прачечной) и молиться, но мне нравится такая жизнь. Здесь спокойно, тихо, благостно. Я начинаю совсем забывать о жизни, которая была у меня в миру. Если будет воля Господа, хотела бы принять постриг и остаться здесь навсегда.

Моя кузина приняла постриг около трёх лет назад. С этого времени я её не видела, она постоянно проживает в монастыре в городе Гороховец и никуда не отлучается. Правда, было от неё письмо, где она коротко написала, что молится о всех нас, здорова. Я не очень понимаю, почему она приняла такое решение, ведь всё было у неё в жизни хорошо — достаток, детки выросли, помогали ей. Думаю, не очень-то в обители сладко, эта жизнь точно не для меня. Но это её выбор и его надо уважать, уходить или нет — личное дело каждого.

Мне было 19 лет, когда я поссорилась с мамой и сбежала в Екатеринбург, Ново-Тихвинский женский монастырь. Мне предложили поработать в качестве трудницы. Я не выдержала и неделю! В монастыре ужасный график — подъем в 5 утра, молитва, потом работа в огороде и на кухне, снова служба, я с ног валилась к вечеру. Через пять дней вернулась домой и помирилась с мамой. Девушки, в монастыре очень сложно, не предпрнимайте необдуманных шагов, жизнь в обители — далеко не для всех.

Вера пришла неожиданно как снег на голову. Чувствовала себя новорождённой, испуганной, растерянной. С ужасом поняла какую грешную жизнь вела. Вместе с верой пришла необьяснимая всепоглощающая любовь к Богу. Захотелось в монастырь, но у меня маленький сын, а мне 51 год. Можно ли стать монахиней в 70 лет? Надеюсь осуществить свое желание.

Мне 14 лет. Именно в это время у меня появилась дикая страсть к православию. Читала Евангелие, Ветхий Завет и Новый Завет, Библию. Хочу уйти в монастырь, служить Богу. Надеюсь все получится.

В Казани был в Монастыре, видел объявление, что требовались парни на работу 350 рублей\день. Что делать и как с жильём не знаю.

в какой монастырь или стройку церкви можно уехать прямо сегодня, чтобы помочь там чем, быть полезным, да и пожить некоторое время

Вы, наверное, уже уехали, а я "простыни" развешываю,( т.к. по ссылке мне частенько заходить лень, думаю, не только мне.)

Название монастыря
Работы и специальности
Срок пребывания
Распорядок дня
Условия проживания
Необходимые документы

Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь

Монастырь Нило-Столобенская пустынь

(подробные указания, как доехать)

Свято-Введенский ставропигиальный монастырь Оптина Пустынь

249723, Калужская обл., г. Козельск

Тел. (48442) 50-115 – Вахта/коммутатор.

Мужчинам следует обращаться в гостиницу в скиту – доб. 251, женщинам в женский корпус – доб. 166

Факс (48442) 50-110

Свято-Преображенский Валаамский ставропигиальный мужской монастырь

186756, Республика Карелия, Сортавальский район, о. Валаам Тел. (881430) 44593

Казанская Свято-Амвросиевская женская пустынь
249706, Калужская область, Козельский район, д. Шамордино.

Обращаться к благочинной монастыря матери Софии (Швыгановой)

Тел. (48442) 2-61-62
Факс (48442)2-16-49

Трапезы в 10-00 и 16-00.
Паломническая на 30 человек, с двухъярусными кроватями, туалетом и душем. Для приезжащих семьями или мужчин в группе, -- домики.
Паспорт. Две смены одежды: для посещения храма и несения послушания

Курская Коренная Рождества Пресвятой Богородицы мужская пустынь.

Курская обл., Золотухинский р-н, пос. Свобода. Обращаться к игумену Вениамину (Королеву), тел: (47151) 4-14-07, 4-15-76.
Требуются каменщики, плотники, подсобные рабочие, работники на огородах, в подсобных хозяйствах, на животноводческих и птицефермах, нужны трактористы и другие сельхозрабочие для заготовки и уборки сена, овощеводства. Послушание определяется индивидуально.
Индивидуальный
Подъем в 6.00. 6-15 — 7.30 — богослужение. 7-45 — 8.15 — завтрак. 8.30 — 17.00 трудовое послушание. Обед, отдых --13.00-14.00. 17.00-17.45 отдых. 18.00-20.00 богослужение. 20.30 — 21.00 — ужин.
Питание трехразовое за счет монастыря. Проживание в монастырской гостинице по 2-3 человека в комнате, в кельях — по 5-6 человек. Туалеты в помещении, ежедневный душ, есть баня.
Наличие документов не обязательно

Жадовский мужской монастырь Казанской иконы Божией Матери.

Монастырская гостиница, 2-4 человека в комнате, есть душ и туалет. Имеется баня. Возможно проживание с семьей.
Паспорт

Женский монастырь Михаила Архангела. Ульяновская обл., Ульяновский р-н, село Комаровка, ул. онастырская, 26, тел. (8422) 42-17-82; обращаться к настоятельнице, матери Магдалине (Метропольская).

Нужны каменщики, плотники, штукатуры, маляры, помощники на скотных дворах, в садах-огородах, в цветнике, в швейной мастерской.
Индивидуальный
Подъем в 5.00, 5.30 – 9.00 богослужение, 9.00 --завтрак. 9.30 – 12.00 -- трудовое послушание, 12.00 - 14.00 -- обед, отдых, 14.30 - 17.00 --трудовое послушание, 17.00 – 19.00 --богослужение, 20.00 --ужин, 22. 00 – отбой.
Питание трехразовое за счет монастыря.

Проживание в монастырской гостинице в комнатах на двух человек. Возможно проживание с детьми, супруги живут отдельно – в женских и мужских комнатах.
Принимают всех по договоренности с настоятельницей

Николо - Великорецкий мужской монастырь, наместник - игумен Тихон (Меркушев).

Кировская обл.,Юрьянский р-н, с. Великорецкое,

Проезд: автобусом с автовокзала г. Киров:

15. 45 по пятницам и воскресеньям, 12.00 по субботам.


Потребности в специалистах у монастыря нет. Для сезонных работ летом (на огород, сенокос) привлекаются неквалифицированные работники из числа паломников.
Индивидуальный
7.00 -- подъем, 22. 00-- отбой. Работа по силам, ежедневное участие в богослужениях: 8. 00 –9. 30; 18. 00 – 19. 00.
Паломники живут в двух комнатах на 3-4 человека. Удобства на улице. Женщины и дети размещаются в отдельном доме за пределами монастыря. Питание двухразовое (10. 00 и 19. 00), трапезничают мужчины и женщины отдельно.
Паспорт

Свято-Донской Старочеркасский мужской монастырь. Ростовская обл., Аксайский р-н, станица Старочеркасская, улица Почтовая, тел. дежурного (863) 246 -69-82
Рабочие для работ на хоздворе, в т.ч. в коровнике.
Индивидуальный
5:00 -- подъем, (в праздничные дни – в 6.00, воскресные – 6.30), 5:30–утреннее правило, братский молебен, акафист, 7:15 – завтрак, 7:30- 10:00 богослужение, 8:00-12:00 – трудовое послушание, 12:00 –14. 00 -- обед, отдых, 14:00 – 17:00 – трудовое послушание, 15:00 – богослужение, 17:30- 18:00- отдых, 18:00 – ужин, свободное время, 19:00 – крестный ход, 22:00 – отбой.
Питание трехразовое за счет монастыря.На территории монастыря есть возможность для размещения не более 15 трудников. Нет условий для проживания женщин или трудников вместе с семьей .
Не принимают несовершеннолетних, при себе иметь паспорт, окончательно вопрос о трудничестве решает наместник после собеседования

Вознесенский мужской монастырь.

Самарская область, г. Сызрань, ул. Монастырская, 2, (8464) 33 29 22. Обращаться к игумену Марку (Алексееву).


Уборка храмов, помощь в трапезных, работа в саду, на огороде. Постоянно нужны рабочие строительных специальностей и реставраторы, а также работники для монастырских парка и сада.
Индивидуальный
Подъем -- 6-30, далее утреннее правило, завтрак, послушание. Обед, отдых -- 12.00 --13. 00. До 18.00 -- послушание. 19.00 -- ужин. Далее вечерняя молитва и . свободное время. Всенощная -- под воскресенье. В праздники обязательное присуствие на литургии.
Питание трехразовое, проживание в отдельном 2-этажном корпусе, по 3-5 человек в комнате с душем и туалетом. Проживание с семьей не возможно, так как женщин в монастыре на ночь не оставляют. Проживание с детьми также не предусмотрено. Иногородним монастырь оформляет регистрацию..

Питание 3 раза в день за счет монастыря.

Берут по результатам собеседования, в том числе иногородних. Главное условие – наличие документов, удостоверяющих личность. Документы иногородних проверяются в УВД на предмет совершения преступлений в других регионах.

Бузулукский Тихвинско-Богородицкий женский
монастырь.

настоятельнице монахине Пантелеймоне (Кривенкова). Проживание при монастыре в монастырских домиках: туалет на улице, вода-колонка во дворе. Питание в монастырской трапезной бесплатно. Мужчин не принимают.
Требуют штукатуры-маляры, работницы для огородов, уборки в храмах.
Индивидуальный на лето
Монастырь принимает на лето не более 10 трудниц. Распорядок дня, как у сестер монастыря. Подъем в 7.00, отбой в 22.00.
Проживание в домиках: туалет на улице, вода-колонка во дворе. .
Паспорт.

Мужчины не принимаются

Свято-Петропавловский женский монастырь Хабаровской епархии. 680524, Хабаровский край, с. Петропавловка, ул. Зеленая, 5, тел. (4212) 93-3-4636, 49-95-40
Требуются столяры-плотники, каменщики, разнорабочие. В летний и осенний период (на 3-5 месяцев) работники на монастырском огороде, на переработке урожая.
Не ограничен
Подъем в 6 утра (летом - в 5). 6.30 -- утренняя молитва , 11.00 – первая трапеза, послушание, 14.00 – вторая трапеза, отдых, 15.30 – послушание, 19.30 – третья трапеза, крестный ход вокруг монастыря. Вечерняя молитва 23.00 – отбой.

Питание трехразовое. Живут трудники в деревянных домах по 10-15 человек в комнате. Удобства на улице. Мужчины и женщины живут раздельно, проживания семьей не предусмотрено. Детей с родителями принимают.

(88612) 227-0443, 2270442, 8 961 508 37 54 http://www.vsetsaritsa.ru/dsQsdsEndsAmoded. ldsAiddsE10.htm
Работа - на "подворье". В основном - полив цветов, уборка храма, мытьё купели.
Только на летний период.
Жизнь по распорядку монастыря.
Место для жилья - летние домики, но все удобства на улице.

В каком монастыре провести отпуск?
26.04.2011 26.04.2011
В России сегодня более пятисот действующих монастырей, и в каждом в той или иной степени идет реконструкция и строительство, расширяются подсобные хозяйства. Помимо насельников и насельниц обителей во всех этих работах принимают участие трудники. Поскольку потрудиться во славу Божию приезжают люди в разной степени воцерковления, а то и совсем далекие от церковной жизни, монастыри ведут разъяснительную работу, создавая специальные службы и рассказывая на своих сайтах, какие условия ожидают трудника и как он должен себя вести.

Ольга Заикина, Ирина Воробьева, Юлия Жаркова, Любовь Анисимова,
Елена Строителева, Андрей Григорьев, Александр Самойлов, Ян Налимов, Татьяна Скобелева

От себя добавим, что обитель находится на живописном берегу реки Тускарь. Здесь расположены более десятка святых источников, самый древний из которых – Божией Матери – датируется XIII веком. На этом месте была обретена чудотворная икона Богородицы Курская Коренная. В монастыре – одни из самых демократичных условий приема трудников, даже документы не всегда спрашивают, в обители, под покровом Божией Матери с успехом работают в том числе бывшие наркоманы и алкоголики. Вообще монастырский скит преподобного Серафима Саровского знаменит своими молебнами о недужных, эти службы привлекают людей, одержимых разными страстями, некоторые из них остаются работать в обители.

Мужской монастырь Нило-Столобенская пустынь , расположенный на о. Столобное озера Селигер, также принимает трудников постоянно, хотя приезжают они неравномерно. В летнее время наблюдается их наплыв, но больше всего помощники требуются, как ни странно, в зимний период, когда, по словам заведующего канцелярией Нило-Столобенской пустыни послушника Вадима . фамилия. много работы по расчистке территории от снега, заготовке дров и т.д.

Для трудников выделен отдельный корпус, где они живут по 6-10 человек в келье. Бывает, что одновременно монастырь размещает 60-70 трудников. Но речь идет только о мужчинах. Женщины принимаются лишь по особому благословению наместника обители, нет даже помещений для их проживания, кроме маленького домика. Здесь однако обитают не трудницы, а послушницы, готовящиеся к постригу. Они занимаются бухгалтерией, швейными работами. Что касается мужских профессий, сегодня в монастыре наиболее востребованы специалисты по строительству, поскольку идут восстановительные работы, автослесари, люди, знакомые с плотницким, слесарным делом. Всегда рады также поварам – в летний период по выходным и праздникам на трапезе бывает до 300 человек.

Желательно, чтобы для работы в монастыре приезжали не на один день, а хотя бы на два-три дня, на неделю, 10 дней. И обязательно нужно предварительно (за неделю или хотя бы за два дня) позвонить в паломнический центр монастыря, согласовать свой приезд. Следует назвать ваш населенный пункт, приход или организацию, день приезда, примерное время прибытия в монастырь, день отъезда и количество людей. По прибытии необходимо предоставить список группы с указанием фамилии, имени и отчества, серии и номера паспорта каждого участника. Паспорт с печатью о прописке должны иметь и трудники, приехавшие самостоятельно.

Разумеется, трудникам следует самим позаботиться об одежде и обуви, в том числе для работы и посещения храма.

В упомянутом Свято-Введенском монастыре Оптина пустынь трудников, как правило, отправляют оказывать помощь в подсобном хозяйстве, где много работы, особенно летом – посадка, прополка, осенью – уборка урожая. Женщины трудятся на кухне, мужчины заняты на строительстве. Поселяют приехавших в паломнической гостинице, на подсобном хозяйстве также есть жилье. Обители нужны рабочие руки, но в трудники берут далеко не всякого. Как говорят монахи, монастырь – это семья и главное не выполнение работ, а выполнение устава. Насельники обители не советуют желающим подвизаться в качестве трудников приезжать во время мирских праздников, а также на Святки (от Рождества Христова до Богоявления), на первую седмицу Великого поста, на Страстную седмицу, Оптинские праздники в октябре. В эти периоды в монастыре большой наплыв паломников и могут возникнуть проблемы с расселением. Минимальный срок для трудничества три дня, многие приезжают поработать в свой отпуск. Вопрос о более длительном пребывании решается индивидуально.

По словам оптинских монахов, чтобы стать трудником в монастыре нужны две вещи: паспорт с пропиской и желание потрудиться во славу Божию. Но надо иметь в виду, что послушания физически тяжелые, график работ напряженный, дисциплина строгая. Подъем в монастыре – в 5 часов, посещение богослужений обязательно, словом, трудник должен иметь желание вести именно церковную жизнь: регулярно исповедоваться, причащаться. Непривыкшим к этому людям иноки помогают; по их убеждению, важнее всего, чтобы человек воцерковился, получил духовную пользу.

В течение паломнического сезона (от начала ладожской навигации в первой декаде мая и до 1 ноября) трудники распределяются по группам (заездам). Высокая нагрузка на братию в паломнический сезон диктует необходимость свести к минимуму общение насельников монастыря с мирянами в период с 1 ноября по 1 мая. Трудницы в этот период не принимаются, мужчины приглашаются в ограниченном количестве. Среди главных условий пребывания в монастыре – искреннее желание соблюдать установленные правила и устав, достижение 18 лет, отсутствие физических ограничений, препятствующих исполнению монастырских послушаний, наличие гражданского паспорта и постоянной регистрации по месту жительства, полиса ОМС. Также в обители требуют справки о прохождении флюорографии (на отсутствие туберкулеза), результаты анализов крови на ВИЧ и гепатит, выписку из КВД. Трудник должен иметь благословение на поездку своего духовника или священника, у которого он преимущественно исповедуется. Также надо привезти с собой рабочую одежду и обувь для работы в помещении и на улице при любых погодных условиях (на Валааме даже летом бывает прохладно), необходимые средства гигиены, лекарства и сумму денег, достаточную для оплаты проезда до обители и обратно.

Помимо вполне понятного беспокойства монашествующих о соблюдении строгого устава, в этих требованиях присутствует и элементарная забота о мирских людях, желающих поработать в монастыре. Так, наши северные обители, расположенные на островах (Валааме или Соловках), вынуждены жестко ограничивать число трудников из-за отсутствия места для размещения, а также по соображениям безопасности. Например, известен случай, когда в одном из монастырей трудницы, посланные за ягодами, заблудились в лесу и наместнику с братией пришлось полночи их разыскивать.

Конечно, если человек ощущает внутреннюю потребность потрудиться в обители, это надо осуществить, но, повторяем, с рассуждением, выбрав для себя тот монастырь, где предлагаются условия, которые он сможет понести.


Это был такой опыт автостопа, что у меня охота путешествовать таким способом пропала на всю жизнь. Однажды моя двоюродная сестра, объехавшая, наверное, пол земного шара, предложила мне сгонять куда-нибудь автостопом. Например в Верхотурье, один день прожить в мужском монастыре, а второй день в женском. Я с радостью согласилась. Мы купили карту автомобильных дорог, нашли нужную трассу, доехали и стали голосовать.

Почти сразу же остановился дальнобойщик на длинной фуре. Услышав, что нам надо в Верхотурье, он сказал, что подвезет , но только мы должны всю дорогу его развлекать шутками, песнями и анекдотами, иначе он заснет, и мы куда-нибудь врежемся. Радостные, мы с сестрой заскочили в фуру, и поехали. Это было непередаваемо-несешься на скорости, да еще и бесплатно. Я не думала, что автостоп -это так приятно и легко!

Мы все трое по очереди рассказывали анекдоты, смешные истории, пели во всю глотку песни. У дальнобойщика репертуар состоял из блатного шансона, у сестры студенческо-туристского фольклора, а я пела детские песни. Но от души! Потом дальнобойщик предложил по очереди танцевать, двигая верхними частями тела. У сестры получались какие-то элементы казахских народных танцев, у меня руки танцевали фонарики (движения напоминают выкручивания и вкручивание лампочек в люстру), а водитель фуры двигал челюстями и махал головой. И все это сопровождалось музыкой и смехом. Мы иногда напоминали себе сбежавший дурдом на колесах, но было весело.

Несколько часов дороги пролетело незаметно, водитель нас высадил в Верхотурье, и поехал дальше. Когда мы подъезжали к мужскому монастырю, я сказала сестре, что автостоп это обалденный способ путешествий, и предложила сгонять куда-нибудь подальше в другой раз.

В мужском монастыре мы встретились с настоятелем, и нас заселили в 12 местную келью. Келья из себя представляла комнату с 12 железными кроватями, на каждой из которой лежала или сидела бабулька. Посреди комнаты стояла большая печка. Не успели мы посидеть на такой кровати, как нас позвали на ужин.

На ужин была манная каша. Меня поразил один мужчина паломник, он ел манную кашу и одновременно чеснок в больших количествах. Меня чуть не стошнило. Глядя на этого мужчину у меня в голове пронеслась только одна мысль: " Хорошо, что у меня нет такого мужа. ".


На улице ко мне подошел большой и толстый черный кот, и стал тереться о ноги. Монах, проходивший рядом, сказал, что это монастырский Васька. Любитель женщин и гулять налево. У него, наверное, в каждом доме Верхотурья по детенышу. Потом засмеялся и сказал, что Васька за всех нас монахов старается!


Когда он ушел, сестра задумчиво протянула- " А монахи то оказывается такие позитивные. "

Ночь в монастыре была ужасной, бабульки скрипели кроватями, ворочались, издавали самые различные звуки. А одна бабушка почему-то ходила с веником по комнате и что-то бормотала. Дойдя до печки, она стучала веником по печке, а потом опять ложилась на скрипучую кровать. Заснув, я почувствовала , как на меня кто-то лег. Оказалось, что это монастырский кот Васька. Так он и спал со мной всю ночь.

Утром в 6 утра проснулись от ужасно громкого звука колокола. Оказалось, что это звонил колокол в гостинице, чтобы разбудить паломников. Мы с сестрой, решили забить на службу, и поспать еще. Но нас подняли со словами " Вы сюда спать приехали что-ли?". Пришлось с позором вставать.

Сонные, мы вышли из мужского монастыря, и медленно побрели по улице в женский монастырь. В женском монастыре вовсю уже шла служба. Сестра нацепила на себя юбку, и встала впереди. Меня всю службу разбирал смех. У нее были какие-то новомодные кроссовки, джинсы, юбка до пола , рюкзак на пол спины, и бабушатский платочек. Когда она крестилась и кланялась, ее рюкзак улетал куда-то вперед, перевешивая, так, что казалось, что она сейчас упадет. Ну и вообще она была похожа на колхозную тетку с рынка.

Когда служба закончилась, сестра предложила пойти и заселиться в женский монастырь как паломники, но я поняла, что больше не переживу еще одну такую ночь, и подъем в 5-6 утра по колоколу, и предложила ей поехать домой. Автостопом.

Сестра стянула с себя платок, и юбку, посмотрела на меня многозначительно, и сказала " Слушай, а вот монахи все такие позитивные. Такое ощущение, что они все ушли в монастырь по призванию, а в женском монастыре так уныло, как будто все женщины пошли в монахини из-за того, что замуж не смогли выйти".

И мы пошли ловить машину. На этот раз остановилась машина с двумя молодыми парнями. Они тоже ехали до Екатеринбурга, и мы ужасно обрадовались, что скоро будем дома. Через несколько минут я поняла, что зря мы радовались, домой мы можем вообще никогда не попасть. Парень за рулем нарушал все мыслимые и немыслимые правила дорожного движения, и гнал на скорости 180-190 км в час. Музыка в машине орала так, что можно было оглохнуть.

Мы с сестрой сидели впившись руками в сиденья, периодически посматривая друг на друга ошалевшими глазами. В окно смотреть было невозможно, там все мелькало, каждую секунду мы кого-то обгоняли, часто выскакивая на встречную полосу.

"А можно нам выйти?", -спросила я, но мой голос никто не услышал. Тогда я похлопала парня по плечу, он убавил музыку, и услышал наконец-то мой вопрос.

"Ты долбанулась что-ли? Едь давай! Скоро приедем", -ответил он и погнал дальше. Наконец-то в каком-то населенном пункте мы остановились. Парни сказали, что сейчас придут, переглянулись и вышли из машины.
Когда они зашли в магазин, мы стали дергать ручки дверей, но двери оказались заперты.

"Света, нам надо бежать", -дрожащим голосом сказала я сестре. По ее лицу я поняла, что она полностью разделяет мою точку зрения. Одно окно было в машине открыто. Не знаю, чего нам это стоило, но мы вылезли из машины и погнали в сторону домов. Пробежав километр, мы перевели дух, и поняли, что жить будем!

Домой мы возвращались на автобусе. С тех пор прошло уже лет 15, но с того раза я больше никогда не пользовалась методом автостопа. Как-то не хочется. Уж лучше я на поездах или электричках погоняю.
Сегодня спросила сестру, гоняла ли она после этого автостопом. Ответ был категоричный-НЕТ.

Читайте также: