Как появилась идея посетить музей

Обновлено: 15.09.2024

Динара Халикова: Моя организация, Международный совет музеев (ИКОМ), оказывает разностороннюю помощь музеям и музейным специалистам. Понятно, что сегодня, в XXI веке, музеи очень сильно меняются, — среди прочего, они переосмысляют свое предназначение и гораздо больше работают ради того, чтобы посетителям стали доступны имеющиеся в их распоряжении коллекции. В том числе это касается посетителей, которые долгое время оставались в тени. Нам было ясно, что музейное сообщество просит поддержки и хочет научиться работать с людьми, у которых есть инвалидность, — но зачастую этому процессу мешают страхи и стереотипы, которые у сотрудников музея бывают так же сильны, как и у любых других людей в нашем обществе.

Сотрудники вообще хотят работать с посетителями с инвалидностью? У них есть желание, мотивация?

Динара: Многие сотрудники очень хотели бы, но боятся сделать что-нибудь не так, не представляют себе, как взаимодействовать, например,с глухими и незрячими посетителями и как вовлекать их в музейные программы е. При этом очень важно понимать, что работа на местах ведется уже давно. Зачастую сотрудники музеев даже не используют термин инклюзия, — они просто стараются помочь очень разным посетителям.

Как это обычно происходит?

Получается, что сотрудники музеев зачастую разрываются между желанием помочь посетителю с инвалидностью и определенными собственными предрассудками или страхами. Чего боятся больше всего?

Динара: Музейщики боятся, что они не смогут подать информацию в понятном и доступном виде, что людям будет неинтересно,и они не захотят возвращаться в музей, потому что не получили то, ради чего пришли. Речь зачастую идет не только об информации про экспонаты,— речь идет про интересный досуг и даже про эмоциональную поддержку, про простые позитивные эмоции при посещении музея. Для сотрудников это очень важно, они боятся ошибиться и сделать так, что опыт от посещения окажется негативным. Ну и, конечно, кроме профессионального страха есть страх совершенно человеческий: боятся неловкости, ощущения не сложившийся коммуникации, дискомфорта в ситуации, когда непонятно, как общаться с другим человеком. Безусловно, многое зависит от того, о каких сотрудниках мы говорим. У одних есть подготовка, а другие могут просто не знать, как реагировать, и в результате у людей с инвалидностью может сложиться впечатление, что на них или не обращают внимания, или, наоборот, их начинают усердно жалеть и слишком старательно помогать; есть еще и наихудший, третий, вариант, — когда они чувствуют, что их считают лишними в музее. Так и возникают ситуации, когда ни посетитель, ни сотрудник не знают, как себя вести.

Есть мало тем, которые вызывают такое сильное переживание и такие сильные эмоции, как работа с людьми с инвалидностью. Я представляю себе, что вы, как два человека, погруженные в эту тему, наверняка, сталкиваетесь с немалым объемом трудностей. Что в этом проекте самое непростое, с чем приходится справлять внутри себя каждый день?

Художественные музеи — одно из самых замечательных достижений человеческой цивилизации. Они хранят и делают доступными людям уникальные творения человеческого духа.

Аналогом художественных музеев в античной Греции были храмы. По традиции в храмах богов и муз располагались статуи, картины и другие произведения искусства, посвящённые этим богам или музам. Античные храмы богато украшались мозаиками и фресками. Позднее, уже в античном Риме, к этому добавились картины и скульптуры, расположенные в городских садах, римских банях и театрах. Доступ в эти места имел любой горожанин: таким образом, художественные произведения ещё в ту пору были доступны самой широкой публике.

Прообразами частных собраний во времена античности были виллы богатых и знатных людей. Вниманию именитых гостей часто представлялись произведения искусства, захваченные во время войн и привезённые хозяевами из победоносных походов. Войны в те годы играли значительную роль в распространении художественных образцов разных стран по всему миру. Так, римский император Адриан распорядился создать копии тех произведений искусства, которые он видел в Греции и Египте. Вилла Адриана, одна из самых роскошных вилл своего времени, богатством и разнообразием украшающих её произведений не уступала многим современным музеям.

В средние века хранителями произведений искусства — ювелирных украшений, статуй, древних манускриптов — были храмы и монастыри. Начиная с VII века, в них также выставлялись для обозрения предметы, захваченные в войнах. В военные годы эти собрания служили для оплаты выкупов: таким образом, состав коллекций постоянно менялся, то пополняясь, то уменьшаясь. Так, сокровища Кафедрального собора Нотр Дам в Реймсе всецело зависели от удачи французской армии в ведении войны.

Систематическое коллекционирование предметов искусства началось в эпоху Возрождения: именно в этот период зарождается современный облик художественного музея, а само слово приобретает современное значение. Одним из крупнейших меценатов и покровителей искусства того времени был правитель Флоренции Лоренцо Медичи, получивший прозвище Лоренцо Великолепный. Поэт-гуманист, он был большим знатоком античной древности, ценителем и собирателем античных гемм и монет. Известно, что он являлся первым покровителем Микеланджело: по заказу Медичи молодой скульптор выполнял копии античных скульптур для его сада около Сан-Марко.

В XVIII веке публичные музеи становятся неотъемлемой частью общественной жизни. В 1750 году в Париже картины в Люксембургском дворце были два дня в неделю разрешены для публичного показа, в первую очередь студентам и деятелям искусства: позднее они были переданы в коллекцию Лувра.

Первым музеем нового типа стал Британский музей в Лондоне. Он был открыт в 1753 году, но для его посещения необходимо было письменно зарегистрироваться. Первым большим публичным музеем стал Лувр: он был открыт для широкого посещения в 1793 году. Формирование основных европейских музеев завершилось в XIX веке, когда они стали доступны для широкой публики: Музей истории искусств в Вене, Национальная галерея и Галерея Тейт в Лондоне, Старая и Новая Пинакотеки в Мюнхене и др.

Структура, организация и деятельность современного музея определяется, прежде всего, характером собрания. Основные задачи научной деятельности музеев — изучение и систематизация коллекции — находят отражение в публикации полных каталогов произведений, хранящихся в музее, а также других научных и научно-популярных изданий. Художественные музеи практикуют также выставочную деятельность, обмен показами произведений искусства из своих коллекций в рамках культурного обмена. Просветительская деятельность художественных музеев выражается в проведении экскурсий, лекций, лекториев.

Художественный музей, как комплекс специально оборудованных помещений и научно-вспомогательных отделов, включает в себя экспозиционные залы, запасники (хранилища фондов), выставочные залы, реставрационные мастерские, научную библиотеку и пр. Экспозиция музея строится, как правило, по хронологии и по национальным школам искусства. В некоторых музеях экспозиция строится частично или полностью по отдельным коллекциям, поступившим от владельцев в дар или на временное хранение.

Первыми зданиями, предназначавшимися специально для размещения коллекций, были главным образом дворцовые галереи. К XIX веку сложился тип музейного здания, в котором залы располагались либо анфиладой, либо вокруг 1-2 внутренних двориков. В XX веке при строительстве зданий художественных музеев стали активно применять новые архитектурные решения, позволяющие более органично связывать их со спецификой коллекции, национальными традициями, климатическими условиями. Нередко часть экспозиции (в основном скульптуру) выносят за стены музея, размещая её на открытом воздухе. Общая черта архитектуры современных художественных музеев — гибкость использования внутреннего пространства, возможность трансформации основных помещений.

Художественный музей — универсальное средство межчеловеческого общения, поскольку язык искусства понятен всем. С целью поддержки и развития деятельности музеев в 1947 году была создана международная организация ICOM (InternationalCouncilofMuseums). Эта организация, включающая в себя белее 7000участников из 119 стран мира, тесно сотрудничает с UNESKO идругими международными организациями. ICOM собирается каждые три года в одной из стран-участниц.


Музей, уникальный экспонат которого попал в Книгу рекордов России


Город Торжок настолько интересен, что всякий раз, приезжая сюда, я обнаруживаю что-то новое, доселе мной неизведанное. Для туриста Торжок - неисчерпаемый источник локаций, подлинный кладезь. И сегодня я расскажу об одной жемчужине из этого источника - музее под названием "Дом Пояса".


Где находится - г. Торжок, ул. Дзержинского,д.73

Сколько стоит билет - 150 рублей

Как работает музей - с понедельника по пятницу с 10.00 до 18.00, в субботу и воскресенье с 10.00 до 17.00


Музей "Дом Пояса" разместился во флигеле старинного особняка Олениных-Балавенских. Примечателен и сам дом, и его местоположение. Это центр Торжка, а за музеем на берегу реки Тверцы находится уютный и очень живописный Парк любви и верности. Здесь удивительно красиво летом, но и зимой, в морозную погоду, в солнечный день, тоже замечательно.




Важная информация: в музее можно только фотографировать. Видеосъемка запрещена. За право фотографировать необходимо доплатить 50 рублей. Но если подписаться в Инстаграм на страничку предприятия "Торжокские золотошвеи" (или вы уже подписаны), то за фотосъемку ничего платить не придется.

- А при чем здесь "Торжокские золотошеви"? - спросят у меня.

А при том, что музей "Дом Пояса" открыт по инициативе данного предприятия в 2013 году, и главный экспонат музея соткан именно там.

Музей, прямо скажем, стал очень успешным и вовсю привлекает к себе туристов. Ведь здесь можно увидеть поистине уникальный экспонат, попавший в Книгу рекордов России. Это самый длинный в мире пояс, длина которого целых 12 метров. Торжокские золотошвеи ткали изделие почти два года и затратили на него более 50 километров золотной нити и более 6000 кристаллов Сваровски. Впечатляет? Я уверена, что да! Пояс действительно производит ярчайшее впечатление и уж точно не оставит равнодушным..





На наружной стороне пояса вышит 90-й псалом Давида - молитва "Живые помощи". Нужно обойти пояс три раза, чтобы прочитать эту молитву. А потом следует зайти внутрь пояса. С этой стороны на изделии вытканы защитные слова. Всего 12 фраз, защищающих человека от любых напастей.




Внутри пояса, на полу, есть специальное место, куда нужно встать и подумать о чем-то очень сокровенном, загадать желание. После этого экскурсовод соединит концы пояса, то есть произведет особое магическое запоясывание, и все желания обязательно исполнятся.


Отмечу, что посещение "Дома Пояса" сопровождается интереснейшей экскурсией. Экскурсовод подробно рассказывает об идее создания Пояса, о старинных поясных традициях, о предприятии "Торжокские золотошвеи" и о многом другом. Но самое главное - это ритуал с Поясом. Да и завершается экскурсия тоже оригинально, по старинному новоторжскому ритуалу - вас легонько шлепнут поясом и скажут:

- Это не я бью, а удача бьет!

После таких слов хочется верить, что удача всегда будет тебя сопровождать.

Безусловно, Пояс является основным экспонатом в музее. Но и кроме него здесь есть что посмотреть. Это картины, иллюстрирующие жизнь старинного Торжка, разнообразные украшения и пояса, созданные торжокскими золотошвеями. Коллекция небольшая, но весьма значимая и интересная.


По официальной статистике, больше половины туристов, приезжающих в Калининград на новогодние праздники, посещают Музей янтаря. Гостей в первую очередь интересуют основная экспозиция, раскрывающая все секреты солнечного камня, и выставки произведений калининградских художников. Однако Калининградский областной музей янтаря — это не только 1000 кв. м выставочного пространства, более 18 тысяч единиц хранения, это ещё и активная невыставочная деятельность, которая привлекательна для жителей Калининграда и области. Почему вам стоит посетить Музей янтаря в ближайшее время, расскажет спецпроект "Клопс".

По официальной статистике, больше половины туристов, приезжающих в Калининград на новогодние праздники, посещают Музей янтаря. Гостей в первую очередь интересуют основная экспозиция, раскрывающая все секреты солнечного камня, и выставки произведений калининградских художников. Однако Калининградский областной музей янтаря — это не только 1000 кв. м выставочного пространства, более 18 тысяч единиц хранения, это ещё и активная невыставочная деятельность, которая привлекательна для жителей Калининграда и области. Почему вам стоит посетить Музей янтаря в ближайшее время, расскажет спецпроект "Клопс".

Поход в музей — это уже давно не то скучное мероприятие, которое вам запомнилось со школьных времён. Есть масса приложений для смартфонов, которые позволяют узнать об искусстве больше. А есть приложения, специально созданные для посещения музеев. Это отличный способ сделать свой визит необычным и увлекательным, узнать интересные факты и просто хорошо провести время.

Одним из таких приложений стал ARTEFACT — гид по музеям, использующий технологию дополненной реальности. В Калининграде посмотреть на экспонаты вооружённым взглядом и увидеть их с неожиданной стороны можно пока что только в Музее янтаря. Всё, что вам для этого нужно, — смартфон с камерой и бесплатное приложение ARTEFACT. Выберите в списке нужный музей, наведите камеру смартфона на экспонат, возле которого есть специальная наклейка, — готово! Вы можете узнать факты, которых нет в экскурсии и аннотациях, увидеть редкие фотографии и исторические документы или просто поближе рассмотреть детали экспоната.

Если же вы любите интересные истории, загляните в приложение IZI.travel, найдите квест по QR -кодам "Телепортация" и почувствуйте себя путешественником во времени, которого с секретной миссией отправили из XXIII века в наше время. Считав код, вы "пообщаетесь" с коллегой из будущего (так что захватите с собой наушники!) и соберёте для него важную информацию о культурных ценностях.

Если вы любите хорошую музыку, то вам будет интересно узнать, что Музей янтаря постоянно организует на своей площадке концерты профессиональных исполнителей в рамках проекта "Музыкальные вечера в Музее янтаря " . В хорошую погоду публике предлагается насладиться звуками музыки во внутреннем дворике, если же погодные условия не позволяют этого, выступление переносится в стены музея. Ближайший концерт состоится 21 декабря в 18:30. С программой "Вечер русского романса" выступит вокальный дуэт "Шаг навстречу".

В этом году перед гостями Музея янтаря выступили дуэт Piacello Duo, солистка Калининградской областной филармонии Анна Ушакова, солисты и камерные коллективы детской музыкальной школы им. Д.Д. Шостаковича, певец и композитор Kaitar, исполнитель древнерусской музыки Дмитрий Лебедев. 6 сентября концерт впервые прошёл на смотровой площадке башни Дона. Руфтоп-пати, или вечеринка на крыше, — устойчивый тренд последних лет, успешно зарекомендовавший себя в мировых столицах, — экспериментально внедряется на калининградские просторы. В Музее янтаря выступила единственная в своём роде музыкальная формация — дуэт Ларион &Джон, который объединил альтиста Лариона Дьякова и мультиинструменталиста, диджея и саунд-дизайнера Евгения "Джона" Щиголя.

Хотите проявить себя в творчестве и создать что-то своими руками? Музей янтаря активно проводит мастер-классы по декоративно-прикладному искусству для разных возрастов. В новогодние каникулы со 2 по 8, 12 и 13 января уже в пятый раз пройдут "Секреты мастериц". Это занятия по рукоделию, которые знакомят посетителей с традиционными ремёслами: кружевоплетением, вышивкой, резьбой по дереву, плетением поясов.


Также в этом году в музее каждый последний четверг месяца для калининградской молодёжи стали проводиться регулярные вечерние мастер-классы проекта "ARTЕЛЬ". Участники этих встреч под руководством преподавателей могут освоить современные техники создания handmade-украшений, почерпнуть новые идеи для своего творчества и с пользой провести время. Каждый мастер-класс приурочен к выставкам и проектам, проходящим в данный момент в музее, и включает экскурсию. Когда в музее были представлены экспонаты из Ярославского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, украшенные жемчугом, полудрагоценными и драгоценными камнями, участники "ARTЕЛЬ" создавали модные броши из бисера. В День славянской письменности и культуры проходил мастер-класс по леттерингу. Также в течение года гости проекта учились создавать эскизы украшений и рисовать акварелью, делали "ловца снов" и украшения из проволоки в технике wire wrap, вышивали картины Ван Гога. Сами мастер-классы бесплатные, а оплачивается только посещение выставки.

Важно не только придумать и организовать мероприятие, но и сделать его доступным для всех людей. Это приоритет современного музея, и вместе с партнёрами Музей янтаря работает над тем, чтобы люди с ограниченными возможностями здоровья могли познакомиться с экспонатами из солнечного камня, не только посетив музей, но и удалённо. Так, были придуманы и реализованы социальные проекты "Музей в волшебной книге" на грант президента РФ и "Солнце в ладонях" на грант министерства по культуре и туризму Калининградской области.

Уже четыре года сотрудники Музея янтаря посещают реабилитационные центры Калининградской области, показывая ребятам виртуальную коллекцию "Музей в волшебной книге". Переворачивая страницы издания, на экране можно увидеть 3D-изображения предметов из янтаря, а повернув книгу — даже узнать, как экспонаты выглядят с обратной стороны. "Волшебная книга" вызывает неизменный интерес не только у детей, но и у взрослых. Такая форма презентации особенно важна для тех, кто по состоянию здоровья не может посетить музей. В остальное время книга располагается в экспозиции, и полистать её может каждый желающий.

Для детей с полной или частичной потерей зрения к концу года будет реализован проект "Солнце в ладонях". Он включает проведение познавательно-игровых занятий с использованием специальной книги с рельефными изображениями экспонатов из коллекции Калининградского областного музея янтаря, дополненными надписями плоским текстом и шрифтом Брайля. На сегодняшний день в России это первая тактильная книга для детей, дающая полное представление о происхождении, разновидностях, добыче и обработке янтаря. Использование рельефно-графической литературы на сегодняшний день является мировым трендом. Такие занятия сотрудники музея будут проводить и стационарно, в экспозиции, и удалённо, выезжая в учреждения области.

Если же вы собираетесь в праздники показать музей родственникам и друзьям, а сами уже видели большую часть экспозиции, то рекомендуем воспользоваться аудиогидом . Подробный и интересный рассказ о происхождении янтаря, его лечебных свойствах, жителях "янтарного" леса, секретах производства изделий из солнечного камня откроет перед вами новые грани удивительного мира балтийского самоцвета.

Читайте также: