Как сходит благодатный огонь в иерусалиме научное объяснение

Обновлено: 18.09.2024

Эта часовня состоит из двух очень тесных помещений: придел Ангела и гробница Господня, которую считают погребальной камерой. Камень, расположенный в приделе Ангела, считают частью того камня, который закрывал дверь гробницы и был отвален Ангелом. Каменную плиту, расположенную в гробнице Господней, называют ложем Спасителя или аркосалием. Погребальную камеру называют Святой Гробницей (лат. Sanctum Sepulcrum), а часовню Гроба - Кувуклией (греч. Κουβούκλιον - покой, опочивальня).

История храма началась в 326 году н.э., когда по указу римского императора Константина его мать императрица Елена предприняла попытку обнаружения в Иерусалиме христианских реликвий. В 70 году н.э. Иерусалим был полностью разрушен римлянами. В 130 году на его развалинах по правилам римского градостроения был построен новый город, названный Элия Капитолина (по имени императора Публия Элия Адриана и названию римского холма Капитолия). В городе были воздвигнуты языческие храмы, посвящённые Юпитеру и другим римским богам. К моменту археологической экспедиции Елены город ещё несколько раз разрушался и восстанавливался. Тем не менее, поиски увенчались успехом, был обнаружен крест, на котором был распят Иисус, была отрыта гробница, в которой Он покоился от распятия до воскрешения, была найдена масса других реликвий. Святое место было расчищено от языческих построек, вместо них была воздвигнута базилика. Этот храм тоже многократно разрушали и восстанавливали.

В настоящее время церемония чуда обычно длится около часа при стечении огромного количества паломников.

Церемония начинается с того, что во всём кафоликоне (греч. καθολικόν - главный, общий, соборный) тушат свечи. Затем проводится осмотр Кувуклии и опечатывание входа в неё. Греческий православный Патриарх в сопровождении священнослужителей разных конфессий входит в храм, процессия направляется к алтарю кафоликона, затем в ротонду, окружающую Кувуклию. Крестный ход завершается троекратным обходом часовни. Церемония предполагает разоблачение (снятие и досмотр облачений) Патриарха. В это время в Кувуклию вносят закрытую колпаком лампаду. Греческий иерусалимский Патриарх входит в Кувуклию в одном подризнике и с пучками свеч в сопровождении армянского Архимандрита.


Православные верующие в большинстве своём считают этот огонь благодатным - знаком особого расположения и благосклонности Господа, божьим благословением.


Об огне, сходящем с неба, в Библии сказано вполне определённо:

11 И увидел я другого зверя, выходящего из земли; он имел два рога, подобные агнчим, и говорил как дракон.
12 Он действует перед ним со всею властью первого зверя и заставляет всю землю и живущих на ней поклоняться первому зверю, .
13 и творит великие знамения, так что и огонь низводит с неба на землю перед людьми.
.
18 Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть.
(Откровение, глава 13)

Тон повествования никак не предполагает огонь с неба благодатным. Повсеместно известный, хоть и непонятный номер с детства ассоциируется с антихристом или чем-то подобным. Так ли это? Кому служит зверь, кому заставляет поклоняться и во имя чего являет людям чудо схождения огня? Об этом Библия говорит немного раньше:

2 Зверь, которого я видел, был подобен барсу; ноги у него - как у медведя, а пасть у него - как пасть у льва; и дал ему дракон силу свою и престол свой и великую власть.
.
5 И даны были ему уста, говорящие гордо и богохульно, .
6 И отверз он уста свои для хулы на Бога , чтобы хулить имя Его, и жилище Его, и живущих на небе.
7 И дано было ему вести войну со святыми и победить их;
(Откровение, глава 13)

9 И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною , обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним.
(Откровение, глава 12)

Особенно красноречиво говорится об огне в Новом Завете:

8 Если же рука твоя или нога твоя соблазняет тебя, отсеки их и брось от себя: лучше тебе войти в жизнь без руки или без ноги, нежели с двумя руками и с двумя ногами быть ввержену в огонь вечный (Матфея 18:8);

41 . идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его (Матфей 25:41)

43 И если соблазняет тебя рука твоя, отсеки ее: лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геенну, в огонь неугасимый,
44 где червь их не умирает и огонь не угасает.
45 И если нога твоя соблазняет тебя, отсеки ее: лучше тебе войти в жизнь хромому, нежели с двумя ногами быть ввержену в геенну, в огонь неугасимый,
46 где червь их не умирает и огонь не угасает.
47 И если глаз твой соблазняет тебя, вырви его: лучше тебе с одним глазом войти в Царствие Божие, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную,
48 где червь их не умирает и огонь не угасает.
(Марк 9:43-48)

Очень много огня льётся на землю в Откровении ангелами из чаш гнева. В том числе и огонь с градом, как когда-то в Египте (Откровение 8:7) и огонь с серой, как когда-то в Содоме (Откровение 9:18).

Резюме: прежде чем преклоняться перед чем-то чудесным и непонятным, давайте постараемся отложить в сторону свои представления об этом и услышать, что же по этому поводу говорит нам Бог со страниц Священного Писания.

Самовозгорание


Тот, кто был в Храме Гроба Господня, прекрасно представляет себе, насколько там воздух перенасыщен эфирами различных масел. Астматикам и аллергикам заходить туда не советую. Дышать там очень проблематично. Воспламенение там действительно очень вероятно.

Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение

Исследование православных учёных

Несколько лет назад Комиссия по описанию чудесных событий, происходящих в Русской Православной Церкви, разработала комплексную программу научного описания событий, сопутствующих схождению Огня.

ФЕНОМЕНЫ

Ежегодно в ночь накануне православной Пасхи в иерусалимском Храме Гроба Господня происходит чудо схождения Благодатного Огня. Оно известно уже много сотен лет. Для православных людей - это проявление Божией милости. Представители иных религий, не говоря об атеистах, видят в этом некую мистификацию. Впрочем, и среди православных богословов нет единого и официально кодифицированного мнения по этому вопросу. Между тем средства массовой информации уделяют ему немалое внимание, особенно в пасхальные дни. Последние годы каналы Центрального телевидения ведут прямой репортаж из Иерусалима о схождении Благодатного Огня.


Чудо Благодатного Огня

Российский учёный провёл радиофизические измерения в Храме Гроба Господня

Изображение

Несколько лет назад Комиссия по описанию чудесных событий, происходящих в Русской Православной Церкви, разработала комплексную программу научного описания событий, сопутствующих схождению Огня. Одним из пунктов её было проведение радиофизических измерений в непосредственной близости от Кувуклии. Следует сказать, что и самим членам Комиссии это казалось бесплодным мечтанием на грани фантастики. Нет необходимости объяснять, с какими трудностями сопряжена организация такой экспедиции. Но человек страшится, а Господь располагает.

Изображение

Мы немного приблизились к описанию этого великого для всех православных людей события, нашли ещё одно доказательство того, что чудо Огня - это факт, а не, как многим хотелось бы думать,– мистификация. При всём том, конечно же, то, что происходит в Кувуклии, остаётся великой тайной. Оставим зажигалку (терминология отца-диакона Андрея Кураева) в кармане скептиков. Как говорили древние, sapienti sat - умному достаточно.

Уместен вопрос: почему мы три года молчали и не публиковали этот материал? Мы понимали, что Господь допустил нас немного приблизиться к Великому чуду, и благочестиво замолчали, думая: а не слишком ли близко мы подошли? Поэтому мы приводим лишь сухой, протокольный отчёт об эксперименте и отказываемся от построения гипотез.

Измерение длинноволнового спектра электромагнитного излучения при схождении Благодатного Огня в Храме Гроба Господня

Этот феномен хорошо известен учёным. Подобное свечение иногда регистрируется перед грозой вокруг громоотводов, а на мачтах парусников они назывались огни святого Эльма. Приняв за основу гипотезу, что возгорание Благодатного Огня - результат электрического разряда, логично предположить, что регистрируя спектр длинноволнового электрического излучения, мы можем зафиксировать резкое увеличение интенсивности электромагнитного излучения в области длинных волн. Такое увеличение интенсивности электромагнитного излучения при прохождении электрического разряда известно всем, кто регулярно слушает радио. В самом обычном радиоприёмнике даже очень далёкий электрический грозовой разряд вызывает вполне различимые треск и помехи.
Итак, задача состояла в том, чтобы провести измерения и регистрацию (непрерывную запись электромагнитного спектра) обычными научными приборами во время богослужения и в момент схождения Огня.

Изображение
Изображение

Проведение полномасштабных научных измерений непосредственно в Храме Гроба Господня во время богослужения вряд ли уместно, да и не представляется возможным. Измерительная и регистрирующая аппаратура должна была быть: автономной (независимой от внешних источников питания), компактной, способной регистрировать большие объёмы экспериментальных данных, защищённой от высокого электрического потенциала.

Только в начале ХХI века появилась и стала доступной экспериментальная техника, соответствующая этим требованиям. Понятно, что все измерения должны проводиться на известной в научных кругах аппаратуре, чтобы полученные результаты не вызывали сомнений.

Измерительная и регистрирующая аппаратура разделялась на три блока: антенный блок, цифровой осциллограф, компактный компьютер (ноутбук).

Антенный блок (антенна) должен работать в пассивном режиме (не потреблять энергии); подавлять (не пропускать) частоты электромагнитного излучения 50, 100, 150, 200, 250, 300, 350 и 400 Гц; не допускать появления на входе цифрового осциллографа напряжения свыше трёх вольт; обеспечивать высокую чувствительность.

Первое требование логично при отсутствии дополнительных источников электрического питания. Второе связано с необходимостью исключить из регистрируемого спектра частóты электромагнитного излучения, которые возникают при работе обычных электрических сетей (50 Гц и кратные им значения). Третье требование вызвано предположением, что в Храме Гроба Господня возможно появление значительных электрических потенциалов, а попадание на вход цифрового осциллографа и компьютера потенциала выше пяти вольт может вывести их из строя. Четвёртое требование также понятно, так как уровень сигнала, который предполагалось измерять и регистрировать, не был заранее известен.

Цифровой осциллограф должен потреблять во время работы минимум энергии и быть компактным.

Ноутбук был необходим, чтобы регистрировать измеряемые электромагнитные спектры в течение восьми-десяти часов без подзарядки компьютера и перезаписи информации. Эта информация могла занять несколько гигабайт памяти. При всём том вся используемая аппаратура должна была помещаться в небольшом портфеле.

Подобные сигналы нельзя спутать с электрическим разрядом, который имеет крайне низкую частоту (от 0 до 10 Гц).
Кроме того, спектры электромагнитного излучения регистрировались непосредственно в Храме Гроба Господня накануне субботы - 25 апреля 2008 года в 17 часов по местному времени и в воскресенье - 27 апреля 2008 года в 10 часов по местному времени для сравнительного анализа.

Измерение и регистрация электромагнитного спектра проводились в Храме Гроба Господня 26 апреля 2008 года, в канун празднования Пасхи, в 15-17 метрах от Кувуклии с 9.10 утра до 15.35 по местному времени. Каждую минуту в автоматическом режиме регистрировался спектр электромагнитного излучения в диапазоне частот от 0 до 360 кГц. Регистрировалась осциллограмма излучения и проводился её автоматический перерасчёт в амплитудно-частотную характеристику - зависимость величины (силы излучения) от его частоты. Сигнал, который предполагалось зарегистрировать, должен был вызвать увеличение амплитуды сигнала в осциллограмме и резкий подъём уровня амплитудно-частотной характеристики в области низких частот (длинных волн).

В интервале от 15.04 до 15.08 произошло схождение Благодатного Огня.

Так как регистрация спектра проводилась в автоматическом режиме, а момент появления сигнала на осциллограмме занимает доли секунды, то непосредственно в Храме появление сигнала нами не было отмечено. При последующем анализе (покадровом просмотре записанных осциллограмм) было обнаружено три явных всплеска в электромагнитном спектре излучения, которые могли бы трактоваться как сигналы длинноволнового спектра излучения, то есть как следы электрических разрядов.

Для сравнения приведём осциллограмму фонового сигнала, который был снят там же несколькими минутами ранее.
Не вызывает никакого сомнения, что появление подобного сигнала вызвано электрическим разрядом, который по мощности сравним с мощностью излучения при работе бытового сварочного аппарата.

На основании проведённых измерений можно заключить, что в момент схождения Благодатного Огня происходит один или несколько достаточно мощных электрических разрядов, которые, по всей видимости, и являются причиной загорания свечей. Источник накопления электрического потенциала большой мощности достоверно неизвестен. В качестве возможной предварительной гипотезы укажем, что во время проведения измерений был отмечен хорошо различимый звуковой резонанс при исполнении песнопений и хоровых молитв, особенно сильный при исполнении песнопений христианами арабского происхождения. Подобный резонанс может вызывать пьезоэлектрический эффект и приводить к возникновению существенного электрического потенциала.

Как всякая научная гипотеза, эта гипотеза имеет право на существование, но нуждается в тщательной проверке.
При этом сами исследования явлений, сопутствующих схождению Благодатного Огня, было бы весьма желательно продолжить на ещё более высоком техническом уровне и ежегодно.


Благодатный огонь (иногда его называют Святым светом) — это особый огонь, который сходит в храме Воскресения Христова (Гроба Господня) в Иерусалиме во время ежегодного богослужения в Великую субботу (суббота перед праздником Пасхи).

Христиане верят, что первым свидетелем схождения Благодатного огня был апостол Петр: он узнал о воскрешении Иисуса Христа, поспешил к гробнице, где был погребен Христос, и увидел свет. Благодатный огонь сходит каждый год перед праздником Пасхи на протяжении уже более двух тысяч лет.

Самые ранние упоминания об этом явлении встречаются у церковнослужителей, историков и паломников IV века. Однако в них содержатся описания и более ранних схождений огня.

Интересно, что в средние века об этом рассказывали так: лампады, висящие над Гробом Христа, зажигались сами, в этот момент никого из священников или прихожан в часовне не было. Патриарх и народ иногда находились даже за пределами храма.

Кроме того, верующие считают, что появление огня в Великую субботу — земное свидетельство воскрешения Иисуса Христа.

Схождение огня происходит ежегодно в субботу перед праздником Пасхи в храме Воскресения в Иерусалиме. Внутри этого храма на месте погребения Иисуса Христа построена особая часовня — кувуклия. В ней находится два небольших помещения: сам Гроб Господень и придел Ангела. Согласно Евангелию, на этом месте, на камне, отваленном от двери Гроба, сидел Ангел, который возвестил женам-мироносицам о Воскресении Христа.

Многочисленные паломники со всего мира с вечера Великой пятницы начинают собираться в храме Воскресения и его пределах. Территорию храма и прилегающую площадь заполняет 70-тысячная толпа.

Около 10 утра в Великую субботу священнослужители гасят свечи и лампады во всем храме Воскресения. В самой кувуклии, на камне гроба Христа, где и должно произойти так называемое чудо схождения огня, ставят лампаду с маслом, но без огня. После этого полиция убеждается в отсутствии в кувуклии источников огня, и ключник закрывает и запечатывает вход особой печатью, называемой кустодия.

Через некоторое время после опечатывания кувуклии в храм входит молодежь греческого патриархата, которая кричит и громко просит Всевышнего даровать людям Благодатный огонь.

Примерно через полчаса после этого звонит колокол, и духовенство идет крестным ходом по всему храму, троекратно обходя кувуклию.

После крестного хода патриарх Иерусалимский снимает праздничное облачение, заходит в кувуклию, с которой снимают печати. За ним идет один из армянских архиереев, который несет незажженные свечи для последующей передачи огня народу.

Когда патриарх и архиерей оказывается внутри часовни, двери ее закрывают, патриарх около гроба Христа начинает молиться Всевышнему о послании Благодатного огня.

Христиане верят, что после этого происходит чудо схождения огня, а свечи и лампады в кувуклии загораются сами. Это видят только патриарх Иерусалима и армянский архиерей. После этого они выносят огонь ожидающему народу.

Верующие считают, что Благодатный огонь символизирует присутствие и воскрешение Иисуса Христа. Есть убеждение, что если огонь не сойдет на Гроб Господень, это будет означать наступление скорого конца света.

Церемония схождения Благодатного огня транслируется в прямом эфире во многих странах мира, в том числе и в России. А сам Благодатный огонь в страну доставляют на самолете, и затем священнослужители распространяют его по всем храмам страны.

Не только верующие, но и атеисты иногда ищут подтверждения существования высших сил. В православной религии одно среди чудес, указанных в Библии – Благодатный огонь. Считается, что каждый желающий увидит феномен, если придет на площадь перед храмом Воскресения. Традиция сохраняется с давних времен, а разных гипотез меньше не становится. Божественное происхождение подвергают сомнению.

  1. Кратко о явлении
  2. Сведения о сошествии
  3. Католики не признают благодатный огонь
  4. Скептические мнения
  5. Научное объяснение
  6. Видео в тему

Кратко о явлении

С греческого языка переводится, как Святой свет. Сходит благодатный огонь в субботу в канун Пасхи. Божье Сияние, выносящееся из Кувуклии – символ воскресшего Иисуса Христа. Первым такое увидел апостол Петр, прибежав к пустой гробнице. Стояла ночь, но Петр удивился яркому сиянию, исходящему от гроба Господнего.

Иисус выходит из гробницы

Схождение происходит следующим образом:

  • Перед Пасхой по Юлианскому календарю Кувуклию осматривают и опечатывают. Представители церквей следят, чтобы перестали жечь свечи;
  • В 13:00 начинаются молебные взывания, во время которых священство крестным ходом три раза обходит Кувуклию, останавливаясь перед святыней;
  • У патриарха снимают богослужебные облачения, кроме подризника. Происходит обыск, чтобы исключить средства для розжига пламени;
  • Двери часовни закрываются, дальнейших действий прихожанам не показывают;
  • Священнослужитель подходит к гробу и читает молитву прошения, от которой зависит, помилует ли бог народ;
  • Публика снаружи видит на стенах красные и голубые всполохи, ощущается тревожность;
  • Когда волнение достигло пика, воздух пронизывают учащенные отблески небесного цвета. Огонь вырывается из гроба от зажженных, как считается, самим богом 33-х свечек;
  • Люди радуются, танцуют и поют. Безбоязненно умываются огнем, прикладывая свечки к щекам или касаясь пальцами;
  • Температура сразу после схождения не больше 40 градусов, поэтому благодатный огонь не обжигает руки. Такое свойство появляется спустя 5 – 10 минут.

Сведения о сошествии

Католики не признают благодатный огонь

Некоторые полагают, что Божье сияние признается только православными, но так было не всегда. До 11 века католические и христианские представители вместе вели пасхальную службу, наблюдая за сошествием пламени. Разделения на Восточную и Западную церковь тогда не было, все считали благодатный огонь чудом.

Батюшка с благодатным огнем

В 1099 г. храм Гроба Господня завоевали крестоносцы, и сооружение перешло под контроль католиков. В 1187 г. тех изгнали из Иерусалима, наложив запрет на посещение Кувуклии и других святых мест. С того момента и по сегодняшний день, католичество не участвует в схождении Святого света. Спустя 50 лет Папа римский Григорий IX выступил против того, чтобы считать явление чудом.

Скептические мнения

Научное объяснение

В 2008 г. церковь одобрила проведение эксперимента российским физиком А.Волковым. Итоги неоднозначные:

  • За пару минут до появления огня у Кувуклии, зафиксировался длинноволновой импульс тока, возникший неожиданно;
  • Куски ваты, размещенные на поверхности, горели, импульсные колебания возросли;
  • Измерение мощности показывает, что вспышка схожа с работой слабых приборов для сварки;
  • Проверка расщелины у колонн доказала – аналогичный эффект возникает под действием тока.

По легенде священнослужитель из Армении в 1578 г. захотел узнать загадку благодатного огня. В помещение попал раньше других благодаря
подкупу, плотно закрыв двери. Святитель Софроний IV разрешения не получил и стоял у входа. Ожидание затянулось и вдруг донесся удар молнии, одна колонна потрескалась, изнутри появился огонь.

Электричество

Следовательно, научные опыты Волкова обосновали предание. Впоследствии турецкое руководство разозлилось на армян. Выпустили указ о том, что армянский патриарх станет замыкать шествие иерархов, не участвуя в ритуале.

Религиозные люди рассказывают о вспышках, невероятных исцелениях от божественного Сияния. На фото и видео официально засняты молнии, но наука пока не нашла объяснений, выздоровления тоже не подтверждаются.

Схождение благодатного огня до сих пор вызывает противоречия. У верующих другое восприятие, чем у атеистов или агностиков. Для православия – это символ распространения доброй вести о воскресении Христа и пасхального торжества. Люди неподдельно верят в чудо и переживают, что при отсутствии Святого света наступит глобальный катаклизм или страшный суд.

В Иерусалим за благодатным огнем отправилась российская делегация

16 апреля православные христиане будут отмечать праздник Воскресения Христова — главный христианский праздник. Накануне православной Пасхи в Иерусалиме в храме Воскресения Христова сходит благодатный огонь, который символизирует выход из Гроба Света Истинного, то есть воскресшего Иисуса Христа. В Россию уже 15-й год подряд Фонд Андрея Первозванного доставляет огонь из Израиля спецрейсом в аэропорт Внуково, а оттуда его развозят по регионам РФ. О том, как происходит транспортировка огня в РФ, с кем приходится договариваться в Израиле, чтобы российской делегации разрешили присутствовать при схождении огня, а затем вывезти его за пределы страны корреспонденту “Ъ” ПАВЛУ КОРОБОВУ рассказал председатель попечительского совета Центра национальной славы и Фонда Андрея Первозванного ВЛАДИМИР ЯКУНИН, который сегодня вылетел в Иерусалим.


Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл (слева) и председатель попечительского совета Фонда апостола Андрея Первозванного Владимир Якунин

Фото: Анатолий Жданов, Коммерсантъ / купить фото

— Почему именно Фонд Андрея Первозванного привозит благодатный огонь в Россию?

В начале 2000-х мы ездили в Иерусалим, посещали святые места, слушали рассказы местных гидов. Один из наших коллег услышал пересказ народного предания о том, что, когда все иудеи в мире одновременно помолятся, произойдет что-то очень важное. Сейчас уже сложно вспомнить, как сформулировал это наш гид. Главное, что осталось в памяти,— это идея совместной молитвы. Мы наблюдали, как в те годы обострялись отношения между еврейскими и арабскими гражданами Израиля. Мы видели, что страдают христианские святыни, что значительно сокращается поток паломников.

Как в Иерусалиме сошел Благодатный огонь в 2016 году

Как в Иерусалиме сошел Благодатный огонь в 2016 году

Мы серьезно взялись за дело и обратились к предстоятелям всех православных поместных церквей, а их, если не ошибаюсь, более 15 во всем мире. Мы описали нашу идею и попросили поучаствовать во всеправославной молитве о мире на Святой земле. И вот здесь возникает тема благодатного огня. Мы стали думать, когда же, в какой день правильно проводить эту молитву, и поняли, что это Великая суббота — и не только потому, что в этот день все вспоминают события двухтысячелетней давности, но и потому, что в Великую субботу в храме Гроба Господня появляется благодатный огонь. Тогда об этом событии в России знали значительно меньше, чем в других странах.

Надо сказать, традиция прижилась в разных уголках мира. С уверенностью мы можем сказать, что эта молитва читается патриархом Иерусалимским и представителем нашей Церкви, также она читается по благословению патриарха в храмах Русской православной церкви. Одним словом, небольшую традицию в церковную жизнь мы внесли. Но так получилось, что более известной стала другая традиция — уже народная. Я имею в виду зажжение свечей от благодатного огня из Иерусалима. Это поистине общенациональная традиция, которая объединяет людей и является крайне важной для общества и для нашего государства.

— До решения фонда доставлять огонь в Россию его кто-нибудь привозил в нашу страну?

— Да, конечно. За исключением советского периода благодатный огонь доставлялся в Россию на протяжении почти целого тысячелетия. В 1990-е годы были случаи, когда правдами и неправдами провозили огонь в Россию. Но это были частные инициативы.

— А существуют ли структуры помимо Фонда Андрея Первозванного, которые хотели бы доставлять огонь в Россию?

— Такая честь была бы всем приятна, что уж тут лукавить. Мы очень признательны патриарху Алексию и патриарху Кириллу, что они посчитали возможным доверить эту высокую миссию Фонду Андрея Первозванного.

Традиция стала не только всероссийской, но и международной. В прошлые годы при нашем участии благодатный огонь доставлялся в Италию, Эстонию, Азербайджан. В этом году мы планируем, с помощью наших партнеров и просто хороших людей, доставить благодатный огонь в Чехию, Германию. Есть даже возможно несколько необычный запрос на доставку благодатного огня в Великобританию. Никакой политики в этом нет, просто мы фиксируем рост интереса к этой миссии от самых разных людей в последние годы.

— Были ли попытки со стороны кого-либо забрать право у Фонда привозить огонь?

— Мне о таких попытках не известно. Но мы знаем о том, что в некоторые регионы России благодатный огонь доставляется напрямую из Иерусалима. Мы это приветствуем и, по возможности, помогаем. Всем хочется доставить в свой храм благодатный огонь как можно скорее.

— С кем приходится договариваться в Израиле, чтобы вам разрешили вывезти огонь из Иерусалима?

— Прежде чем вывезти огонь, нужно в Иерусалим попасть, в храм Гроба Господня. Те, кто бывал там в эти дни, поймет, почему это крайне затруднительно. Десятки тысяч людей со всего мира приезжают в Иерусалим. Особенно большой поток в те годы, когда совпадают Пасхи у православных и католиков, как в этом году. Поэтому подготовку программы на следующий год мы начинаем сразу же после того, как передаем благодатный огонь патриарху в храме Христа Спасителя.

Мы должны провести десятки встреч, написать огромное количество официальных писем. Мы благодарны патриарху Иерусалимскому Феофилу, иерархам Армянской апостольской церкви в Иерусалиме, представителям Ордена францисканцев, властям Израиля и Иерусалима за оказываемую поддержку. Очень благодарны жителям Иерусалима, которые всегда встречали нас доброжелательно и с готовностью помочь. Это относится и к евреям, и к арабам, и ко всем, кто живет или приезжает в этот город.

— Кто финансирует доставку огня, ведь приходится фрахтовать самолет, транспорт, это все дорого стоит?

— Программа требует привлечения серьезных финансовых ресурсов. Но мы благодарны нашим друзьям и партнерам, которые считают возможным внести благотворительные пожертвования для того, чтобы она состоялась. В состав нашей делегации входит около 100 человек. Требуется соответствующий этому количеству пассажиров самолет. Мы живем в гостиницах в центре Иерусалима в пасхальные дни, когда цены достигают практически космических высот. Но все эти затраты оправдывают себя. Мы видим сотни счастливых людей в аэропорту в Москве, которые приезжают зажечь свои лампады. Мы видим репортажи о том, как доставляют частицы благодатного огня практически во все регионы нашей страны. Это не может не радовать.

— Насколько известно, запрещено перевозить огонь на воздушных суднах, как вам удалось добиться разрешения?

— Это одна из ключевых проблем и для нас и тех, кто везет огонь на самолетах в свои регионы. Но за эти годы уже отработаны все механизмы получения согласований. Все официально и на нашем рейсе, и на регулярных рейсах никто не встречает противодействия. Конечно, мы используем специальные лампады по типу тех, в которых перевозится олимпийский огонь. Поэтому такой огонь уже не является открытым. И проблем с безопасностью не возникает.

— Как вы относитесь к утверждению, что если не сойдет огонь, то наступит конец света?

— Есть такое предание. Таких предсказаний много. Волнение чувствуется и в храме, когда патриарх заходит в Кувуклию. Очень бы хотелось, чтобы в этом году все прошло без неожиданностей. Я осторожно отношусь к различного рода предсказаниям.

— Кто входит в состав делегации, которая привозит огонь, это одни и те же люди, которые из года в год сопровождают вас, или каждый раз это разные люди?

— Вы в пятнадцатый раз будете осуществлять привоз благодатного огня в Россию. Каждая поездка для вас — это рядовое событие, или вы испытываете особенные эмоции?

— Как ни странно, каждый раз впечатления разные. Я уже сказал, что выразить их словами невозможно. В моем случае ситуация усложняется, потому что я отвечаю за безопасность и проход в храм ста человек из нашей группы. Я в ручном режиме, на постоянной связи с местными ответственными лицами организую движение нашей группы по улицам Старого города. Зачастую приходится в буквальном смысле слова бежать, так как если не успеть пройти вместе с основной группой, то ты рискуешь остаться за ограждением и не попасть в храм. Это очень экстремальное путешествие.

— Как вы относитесь к подозрениям скептиков, которые сомневаются в божественной сущности благодатного огня, называя все это фокусом?

— Для верующего человека такой вопрос не существует, и мы не проводим каких-либо научных экспериментов для подтверждения достоверности этого явления. Хотя было много попыток опровергнуть достоверность схождения благодатного огня, из этого ничего не получилось на протяжении более 11 веков. Известны также научные свидетельства из России и других стран о благодатном огне. У нас нет оснований им не доверять. Например, в нашей делегации паломники иногда замеряют температуру благодатного огня сразу после схождения, когда он передается от Кувуклии присутствующим в Храме. Средняя температура пламени в обычной свече — около 1000 °С, пламени благодатного огня в первые секунды после схождения — едва ли достигает 50 °С, люди умывают им лицо. Повторю, строгих научных экспериментов не проводили, но вот есть, например, такие свидетельства.

— То есть вы верите в чудо благодатного огня и не разделяете подозрения скептиков?

Читайте также: