Как сходить в сваты

Обновлено: 18.09.2024

Сваты привозят с собой подарки, чаще всего это: сладости, корзины с фруктами, алкоголь. Помимо этого жених (или его мать) может подарить невесте какой-то дорогой подарок, например, ювелирное украшение или значимую для его семьи вещь. Какие-то особые подарки можно преподнести и родителям невесты.

Что нужно для сватовства со стороны жениха?

  1. Нанять сваху. .
  2. Провести знакомство самостоятельно в форме шутливой игры. .
  3. Устроить обычное застолье. .
  4. Провести сватовство в форме торга – покупки невесты. .
  5. Традиционно для сватовства выпекается круглый хлеб или каравай.

Как проходит сватовство у русских?

Как проводится сватовство? - Сперва мужчина ставит в известность о желании жениться своих родителей. Без их согласия свататься к девушке не считается корректным. - Жених и/или его родители ищут сватов и/или отправляются в дом невесты одни или со сватами, чтобы просить руки невесты.

Что делает сваха на сватовстве?

Если сваты решили максимально следовать старинным традициям, то речь свахи должна быть наполнена прибаутками и пословицами. Задача сватов и свахи – веселить и развлекать всех собравшихся шутками и интересными рассказами, при этом – максимально много узнать о невесте, о ее хозяйственности, характере и нраве.

Чем отличается сватовство от помолвки?

В отличии от сватовства помолвка проводится именно с участием молодых и с их согласия. Жених делает предложение с кольцом невесте, если девушка согласна то она примет кольцо и скажет "Да". В Европе и Америке помолвке посвящают целый праздник. . Таким образом, получается два кольца одно свадебное, а одно помолвочное.

Что считается помолвкой?

Что дарят на Кудалык со стороны невесты?

Чаще всего подношение состоит из хороших ювелирных украшений – кольцо, серьги, колье или отдают подарок деньгами. Следующим подарок в виде “калыма”(выкуп) получает отец невесты. Размер калыма варьируется в зависимости от кошелька жениха…

Что должно быть на столе на сватовство?

  • Мясная, сырная, рыбная и овощная нарезки.
  • Бутерброды с икрой.
  • Канапе из солений.
  • Фруктовая тарелка.
  • Горшочки с мясом, грибами и картофелем под сырной корочкой.
  • Мясные гнездышки с кукурузой, болгарским перцем и зеленым горошком.
  • Сочные рулетики из свиного фарша и бекона, под горчичным соусом.

Что дарят сватам со стороны невесты Казахстан?

Что дарят на сватовство у армян?

Сколько человек должно идти на сватовство?

Сватов должно быть нечетное число: 3, 5 или 7. Например, жених, его отец, крестный отец, брат жениха или ближайшие родственники. Сваты должны быть семейными людьми.

Как правильно ходить в сваты?

Сваты старались прийти в дом после заката, по дороге ни с кем не встречаясь и не разговаривая, чтобы избежать сглаза – так гласили приметы. Также считалось, что сват должен прислониться к дверному косяку прежде чем войти в дом. По русским обычаям ходят сваты только в строго определенные дни.

Что нужно говорить жениху на свадьбе?


Испокон века на Руси и в Беларуси дни с 7-го по 19-е января (по новому стилю, разумеется) исполнены великими церковными праздниками и событиями, а для очень многих людей - судьбоносными переменами в личной жизни.

МИР В СЕМЬЕ ВСЕГО ДОРОЖЕ

НЕ ЗАБУДЬ ПРО УБОГИХ

Но народ наш – и русичи, и белорусы – во все времена ухитрялись все успевать и с успехом соединяли благочестие и веселье. В храме стояли чинно, не икали – даже после обильных колядований.

Главные персонажи колядной процессии, они же – неизменные герои песен - Коляда и Овсень, мифологические существа, которые должны были принести в новом году обильный урожай и семейное счастье.

Особо осаждали со своими колядками те дома, где в этот момент шло сватовство (а уж про то вся деревня знала заранее). Как тут ударишь лицом в грязь перед будущей родней, перед свахой? Вот и пускали пыль в глаза, припасая заранее обильные кушанья для стоящих под окном колядовщиков. А иной раз даже исключение для них делали – в дом пускали погреться да песни попеть, чтобы сватовство гладко прошло, без сучка и задоринки, без лишних расспросов и придирок к невесте. Рады были колядовщикам и представители жениха, пришедшие в дом родителей невесты. Ведь под песенку подблюдную оченно сподручно было подпоить будущего тестюшку и свата, чтоб посговорчивей стал насчет приданого. Такие вот маленькие простонародные хитрости бытовали в крестьянских домах Руси и Беларуси.

Но – шутки шутками, а святочные дня были все-таки главным образом предназначены для совершения добрых, серьезных дел. И если в течение года человек по каким-то причинам их сделать не мог или не хотел, ту тут уж ему деваться было некуда и оправданий никаких найти было нельзя.

Что же это за дела такие, без совершения которых кусок в горло не лез добропорядочному христианину – что русскому, что – белорусу?

В первые дни рождественских празднований по непреложному обычаю принято посещать знакомых, близких, друзей, дарить подарки – как бы в воспоминание о дарах, принесенных новорожденному Богомладенцу волхвами. И особенно в Российской Империи следили за тем, чтобы никто не был обойден заботой в эти святые дни.

Итак, по порядку. В первый день, отоспавшись после ночного и очень протяженного рождественского богослужения, попив чайку да подъев остатки яств с ночного разговления, шли навещать родителей или самых близких сородичей. Там усаживались за обильный стол.

Но перед трапезой следовало, помимо общих молитв, помянуть усопших. Особенно – тех кто умер недавно. Даже на праздничный стол кое-где было принято ставить лишние приборы – для тех родственников, что отошли в мир иной в ушедшем году.

До сих пор существует общее для восточнославянских народов поверье, что в ночь на 8 января все покойники сходятся в храм, а богослужение совершают умершие священники.

Второй день Святок должен быть посвящен посещению больных, третий - сирот, четвертый - заключенных. Ведь радость народившегося Христа должна коснуться каждого, даже осужденного преступника и лютого душегуба. В Беларуси обычно несли с собой особые святочные угощения: сбитень, ореховое печенье, маковник, шарики из сладких крошек, кутью на молоке и сливочном масле. По сей день рассказывают, что в древние времена в Святки даже русские цари, переодетые в знатных бояр, посещали тюрьмы и давали заключенным милостыню. Особенно любил это делать Алексей Михайлович.

Ну, а в городах Руси и Беларуси? Что ж, к чести тогдашних городов, они старались как только можно, во всем подражать деревне. В первый святочный день нужно стоять службу в церквях и вести себя пристойно. Зато уже вечером 8 января на улицы Москвы и Минска, Смоленска и Гомеля (список бесконечен) высыпали ряженые, в вывернутых наизнанку шубах и с лицами, измазанными в саже. Это что же, нечисть? Да нет, скорее – насмешки над силой бесовской, вызов прислужникам Сатаны.

Поясним. По преданию, в течение восьми дней после праздника Рождества бродит по земле нечистая сила, рыщет повсюду, пугает прохожих. Именно эту нечистую силу изображали в неприглядном, смешном виде ряженые, которые надевали рогатые и бородатые маски, пугали и веселили людей. По городам водили они хороводы, втягивая в круг прохожих, а если кто-то отказывался, того вовлекали силой. Доходило и до мордобоя, однако…

В ПРОРУБЬ – С ГОЛОВОЮ. ТРЕЗВОЮ

Главный из священнослужителей после прочтения необходимых молитв погружает напрестольный крест в иордань и освящает воду. Она так и называется – крещенская вода, и люди верят, что защитит глоточек воды этой от всяких болезней, тревог и напастей.

После окончания водосвятного молебна к иордани, толпясь и гремя бидонами, устремляется народ: бери, сколько хочешь! По сей день не понимают люди, что на Крещение Господне вся вода на планете становится чудодейственной, крещенской – даже та, что течет из вашего крана или душа. Нынешние священники прямо благословляют верующих, придя из храма, принять душ или ванну. Очень полезно для здоровья.

Так что, друзья, не бахвальтесь своим богатырским здоровьем, а соблюдайте основные правила погружения в крещенскую купель. Трижды, с головой, окунувшись в воду, следует быстренько выбираться на берег и обтираться сухим махровым полотенцем. Затем (если рядом нет специального, прогретого помещения) надо скоро, по-солдатски, напялить на себя шерстяные носки, льняное или байковое белье, а затем, в несколько слоев – свитера и кофты. Голову плотно укутать, на ноги надеть валенки. И – вперед, в тепло (в автобус, в палатку), к термосу с горячим чаем! Тогда и крещенское купание пойдет впрок. Ведь, как говорят и в России, и в Беларуси – береженого Бог бережет!

Кадр со съемок сериала

Стало известно, что премьера седьмого сезона сериала "Сваты" состоится уже скоро. Радости создателей и поклонников проекта, с нетерпением ожидавших его выхода несколько лет, нет предела! В соцсетях звезды и их фолловеры поздравляют друг друга и делятся эмоциями.

После того как телеканал "Россия 1" представил трейлер нового, седьмого сезона любимого комедийного сериала "Сваты", звезд фильма и его поклонников в буквальном смысле слова охватили радость и ликование. Дело в том, что с момента премьеры шестого сезона прошло несколько лет, и вот наконец не за горами показ новых серий! Трейлер начинается словами "Новый год приходит не один", а это значит, что ждать осталось совсем недолго.

В новом сезоне полюбившиеся зрителям персонажи Иван и Валентина Будько (Федор Добронравов и Татьяна Кравченко), Ольга и Александр Беркович (Людмила Артемьева и Александр Феклистов), повзрослевшая Женя Ковалева (Анна Кошмал) едут вместе отдыхать и попадают в невероятные приключения.

На своих страницах в соцсетях актеры не скрывают радостных эмоций.

"Все приходит в свое время для тех, кто умеет ждать. – пишет Татьяна Кравченко. – Начинается обратный отсчет! По-моему отличный подарок к Новому году!"

Ей вторит Александр Феклистов: "Как же мы долго ждали! Премьера "Сваты-7" на @tvrussia! Вот подарок на новый год! Ура. "

"Ну что, друзья, я вас поздравляю, вы дождались! Мне очень жаль, что это последний сезон. Мне было интересно работать в таком проекте в такой команде!" – признается в свою очередь исполнитель роли Митяя Николай Добрынин.

А Анна Кошмал, сыгравшая внучку сватов, поделилась подробностями съемок: "4 года понадобилось, чтобы снять долгожданный седьмой сезон. Вы себе даже не представляете, какое количество препятствий было на нашем пути. И все-таки прекрасные, трогательные, смешные и щемящие в сердце серии с вашими любимыми героями уже готовы увидеть мир!"

Зрители отреагировали на новость о скорой премьере не менее эмоционально. В комментариях к постам в соцсетях – настоящий праздник!

"Да скорее бы уже. Не дождусь мой любимый "антистресс"; "Ура! Антидепрессант возвращается!"; "Самая долгожданная премьера!"; "Когда очень хреново, включаю "Сватов", и на душе сразу так хорошо. Спасибо вам за такую хорошую историю жизни!"; "Самый лучший сериал, пример многим семьям!; Спасибо вам от всей души за такой веселый, добрый и, самое главное, душевный сериал"; Это без преувеличения лучший сериал! Хороший подарок всем зрителям на Новый год!!"

Сериал "Сваты" выходил с 2008 года, шестой сезон завершился в 2013-м. В течение нескольких лет о продолжении одной из самых любимых комедий было ничего не известно. Только в конце января прошлого года СМИ узнали, что съемки седьмого эпизода стартовали в Белоруссии. Однако вскоре из-за пандемии коронавируса они были приостановлены. В результате работу над новыми сериями удалось завершить только в июле этого года.

Коршун пока милую птицу
Не побьет – не улетит.
Дайте слово вы согласья –
Раз к вам повернул мой конь.

На это отец невесты отвечает:

Гайнинские башкиры еще говорят:

Если мать и отец невесты радушно встречают яусы, соглашаются на брак, тот поет:

Пришел сватать девушку я,
Удалась моя дорога.
Теперь вот мой Булат
(имя жениха)
Стал женатым, дорогой.



И, наоборот, при несостоявшемся сговоре яусы поет:

Сватать деву я ходил,
Опозорился, брат.
Булат, дорогой, иди сам.
Не получилось у меня.

Как уже говорилось, яусы может прийти в невестин дом несколько раз. Однако, независимо от результатов сватовства, отец девушки всегда с почестями провожает свата.

Между тем молодежь в это же время устраивает веселые игры и в адрес яусы исполняет такмаки-обругивания.

Обряд обругивания сватов, гостей и жениха присутствует на всем протяжении башкирской свадьбы.

Традиционно такмаки охаивания адресуются конкретным свадебным персонажам (жениху, свату, свекрови или свекру). Обычно описывается внешность, физические качества в нарочито уродливых формах.

Портреты сватов изобилуют отрицательными сравнениями:

Подушки у сватов –
Запретный пух от воробья.
У себя не найдя невесту,
К нам приехали сватья.

Сват Кутуй своим телятам
Взялся мастерить загон.
На него посмотришь – будто
На оглоблях ходит он.

У башкир считалось, что сквернословие отгоняет злых духов.

Свадебные обряды башкир, как и многих других народов, охватывают значительные хронологические рамки, иногда – разумеется, в прошлом – от рождения будущих супругов до начала семейной жизни.

Однако, несмотря на это, традиционная система свадебных обрядов у башкир в целом сохранилась. Она по-прежнему включает в себя предсвадебный период, когда проходят переговоры родственников по поводу предстоящего брака (сватовство, сговор). Собственно свадьба представляет собой мусульманский обряд бракосочетания – никах и народное гулянье туй.



Сговор и сватовство в наши дни могут проводиться, а могут и исключаться из свадебных ритуалов. Сейчас, даже если они проводятся, то формально, как дань традиции, для того, чтобы подчеркнуть значимость события.

В свою очередь, заранее предупрежденные о визите родители невесты готовят праздничный стол. Собравшиеся за ним констатируют: если молодые сделали свой выбор, то следует подумать о свадьбе. Раньше при сватовстве считалось неприличным сразу соглашаться на брак.

В деревнях башкирского Зауралья, где дольше всех сохраняются многие традиции, по-прежнему вначале отправляют свата. Об удачном исходе сватовства, как и раньше, свидетельствует подаренное родней невесты полотенце.

В Баймакском районе республики и сейчас невеста готовит собственноручно вышитое полотенце. В тот же день или в следующий приезд сватов обговариваются организационные вопросы.


Среди них – место (традиционно никах и начало туя – на стороне невесты), порядок проведения ритуалов, состав участников на никах и туй, сумма, которую родители дают на проведение свадьбы и подарят молодым, а также перечень гостинцев, которые сваты привезут с собой, даже если свадьба планируется в ресторане, кафе или столовой.

Если сговор и сватовство не проводятся, девушка знакомит родителей с женихом, а парень – с невестой. Этот обычай используется уже больше 40 лет. В таком случае родственники молодых встречаются лишь на никахе и свадьбе, обсудив все вопросы по телефону или через детей.

Таким образом, сегодня у башкир, как, впрочем, и у многих других народов, утрачен длительный предсвадебный период, который ранее мог длиться месяцами, и в большинстве случаев институт сватовства.

Причем происходило это поэтапно. Сначала стали отказываться от услуг сватов (димсе, яусы). Роль свата взяли на себя отец жениха с одним из родственников, либо его брат с женой, на северо-востоке Башкирии (Белокатайский, Мечетлинский районы) – мать с сыном. Число сватов, чтобы способствовать созданию новой пары, было четное.

По воспоминанию Мустая Карима, когда женился его брат Муртаза, отец сам отправился к отцу невесты, не посылая сватов.

По рассказам старшей жены отца писателя, свататься к ней также приходили будущий муж и свекр, а вовсе не сваты.

Не было необходимости отправлять сватов и тогда, когда девушка добровольно сбегала к своему жениху. Это бывало нередко еще 60–70 лет назад.

Утрата обычая сватовства у башкир означала отказ от ярких театрализованных действий, длительных гостеваний, обильных трапез. На следующем этапе и вовсе перестали проводить сватовство и сговор.

Читайте также: