Какую выставку посетить в третьяковке

Обновлено: 15.09.2024

Индивидуальная экскурсия в Третьяковскую галерею – это:

  • качественное проведение экскурсии,
  • предоставление самых лучших специалистов (экскурсоводов и гидов-переводчиков),
  • оперативная организация экскурсии в сжатые сроки (даже в день обращения),
  • возможность выбора любой даты и времени начала экскурсии,
  • закрепление за вашей заявкой на экскурсию персонального менеджера,
  • оптимальная и адекватная стоимость услуг.

Возможна организация экскурсии в Третьяковскую галерею даже в те дни, которые не подтверждает сама Третьяковская галерея с учетом специфики ее работы.

В некоторых случаях возможен заказ экскурсии в Третьяковскую галерею в срочном порядке за 1 день до начала экскурсии или в день проведения экскурсии.

Мы организуем экскурсии в Третьяковскую галерею как для индивидуальных туристов, так и для групп туристов.

Важно! К заранее самостоятельно сформированным группам туристов индивидуальные туристы не присоединяются. Набор туристов в группы не осуществляется.

Менеджеры нашей компании организуют экскурсию в Третьяковскую галерею для заранее самостоятельно сформированных групп.

Экскурсия в Третьяковскую галерею проводится на русском и любом иностранном языке. Экскурсии проводятся для взрослых туристов и для детей.

Экскурсионное обслуживание в музее проводится высококвалифицированными гидами-переводчиками и экскурсоводами с большим опытом работы, которые являются специалистами, научными сотрудниками Третьяковской галереи.

Стоимость экскурсии в Третьяковскую галерею

Стоимость экскурсии в Третьяковскую галерею, граждане РФ.

Внимание! При срочном заказе экскурсии стоимость экскурсионного обслуживания будет изменена, и рассчитываться индивидуально.

Группа до 5 человек: 7000 рублей - экскурсионное обслуживание, экскурсионная путевка и услуги профессионального экскурсовода. 600 рублей входной билет для 1 человека.

Группа от 6 до 20 человек: 7000 рублей – экскурсионная путевка и экскурсионное обслуживание, 7000 рублей – работа экскурсовода, 600 рублей – входной билет.

На группу до 20 человек: 7000 рублей – экскурсионная путевка, экскурсионное обслуживание, 7000 рублей – экскурсовод, 350 рублей входной билет на 1 ребенка.

В стоимость экскурсии в Третьяковскую галерею включено:

  • входные билеты;
  • экскурсионное обслуживание;
  • экскурсионная путевка;
  • услуги экскурсовода или гида-переводчика.

Стоимость экскурсий в Третьяковскую галерею для иностранцев.

Группа туристов от 1 до 5 человек: от 6000 рублей на группу (экскурсионное обслуживание, экскурсионная путевка и услуги профессионального гида-переводчика).

Группа от 6 до 20 человек: 7000 рублей на группу (услуги гида, экскурсионное сопровождение и экскурсионная путевка на группу).

Дополнительно оплачиваются входные билеты:

900 рублей на 1 человека.

В случае, когда на экскурсии планируется количество туристов более 10 человек, мы рекомендуем дополнительно заказывать специальное экскурсионное оборудование: комплект для туриста – наушник и приемник, для гида – передатчик и микрофон.

Порядок бронирования и заказа экскурсии в Третьяковскую галерею. Продолжительность экскурсии

Специалисты нашей компании доступны для Вас в любое время.

Рекомендуем бронировать и заказывать экскурсии в Третьяковскую галерею заранее, 3-4 недели до планируемой даты экскурсии.

Продолжительность экскурсии в Третьяковскую галерею – 1,5 часа. По Вашему желанию продолжительность экскурсии может быть сокращена или увеличена.

Экскурсии на временные выставки в Третьяковской галерее

В Третьяковской галерее постоянно проводятся временные выставки и экспозиции. Обращаем ваше внимание на время и график работы выставок.

Временные выставки в галерее восхищают и поражают своим многообразием охваченных тем.

Прогрессивная работа Третьяковской галереи дает возможность всем желающим приобщиться к великому изобразительному искусству различных направлений и жанров.

Режим работы Третьяковской галереи

Вторник, среда, воскресенье: 10.00-18.00. Кассы работают до 17.00.

Четверг, пятница, суббота: 10.00-21.00. Кассы работают до 20.00.

Выходной день – понедельник

Третьяковская галерея и ее экспозиции. История создания

Третьяковская галерея (Государственная Третьяковская галерея) была основана в конце 19 века. Основой для ее создания являлась коллекция известного купца Третьякова.

На сегодняшний день Третьяковская галерея является музеем изобразительных искусств мирового значения.

Третьяковская галерея расположена по адресу: город Москва, Лаврушинский переулок, дом 10.

Первые посетители смогли посетить Третьяковскую галерею в 1867 году. К этому времени коллекция галереи уже насчитывала около 1300 картин, рисунков и скульптур русских художников.

Летом 1892 года всю свою коллекцию Третьяков передал городским властям Москвы.

Большой вклад в развитие музея Государственная Третьяковская галерея внес ее попечитель, а затем и директором Грабарь Игорь.

В первые 30 лет двадцатого века Третьяковская галерея претерпела большое количество изменений и обогащений.

К основному зданию галереи было добавлено несколько дополнительных зданий, что позволило организовывать и проводить множество всевозможных выставок и дополнительных экспозиций.

К 1930 году Третьяковская галерея насчитывала порядка 4 200 всевозможных экспонатов.

В настоящее время музей является одним из лучших в мире, и очень ценится среди настоящих знатоков искусства.

Коллекция Государственной Третьяковской галереи поистине поражает. Это и живопись, и графика, скульптура, произведения декоративного искусства, иконы.

Из самых известных это произведения иконописцев Андрея Рублева, Дионисия, Симона Ушакова и многих других.

Наиболее многогранно и широко в галерее представлены работы мастеров русской живописи 2-й половины 19 в.: Васнецов, Маковский, Шишкин, Саврасов, Перов, Верещагин, Репин, Суриков.

Очень богата Третьяковская галерея произведениями творцов конца 19-начала 20 веков. Это: Сомов, Нестеров, Серов, Врубель, Рерих, Левитан и многие другие.

Дорогие друзья! Приглашаем Вас на индивидуальные экскурсии в Третьяковскую галерею.

Наши профессиональные гиды-переводчики и экскурсоводы оставят у Вас только положительные эмоции. И, поверьте, Вам захочется вернуться!

Кирилл Светляков: Я порой сталкиваюсь с совершенно пещерными представлениями: дескать, у нас невозможная бюрократия и все такое. На самом деле представление о какой-то системе, которая противостоит художникам, совершенно неверное. Решение принимается буквально двумя-тремя людьми. Скажу больше. У нас уже не функционирует даже выставочный совет. Это раньше была такая архаичная форма, когда начальники всех отделов собирались и обсуждали, скажем, выставку Рокотова. Было, с одной стороны, интересно, с другой — бессмысленно. Что знаток XVIII века может сказать про современное искусство? Не нравится ему, и все. Так что теперь решение принимается практически без выставочного совета, нет бесконечных согласований.

AI: Как молодому художнику попасть в поле зрения кураторов Третьяковской галереи?

Кирилл Алексеев: У нас есть в отделе такая опция, когда художник с работами, а чаще с фотографиями приходит ко входу. И администратор чаще всего вызывает нас посмотреть. Обязанности такой у нас нет, но мы это делаем.

К. С.: Да, абсолютно. Некоторые при этом зачем-то ссылаются на Лидию Ивановну Иовлеву. Дескать, я на выставке встретил Лидию Ивановну, и она сказала прийти к вам. Дальше это имя произносится еще раз для пущей убедительности. А на самом деле все гораздо проще делается.

AI: Что лучше: если вам предлагают просто идею или готовый кураторский проект?

AI: Как Третьяковская галерея работает с частными спонсорами? Там ведь тоже существуют законодательные препятствия.

К. А.: Если спонсор перечисляет, например, два миллиона рублей на выставку конкретного художника, то тут возникает ряд проблем. На все, что больше 99 тысяч рублей, мы должны объявлять тендер. Скажем, производство стоит 220 тысяч рублей. Что нам теперь делать? Объявлять тендер, чтобы художнику кто-то сделал его произведение? Маразм. Как мы выходим из этой ситуации? Подписывается партнерское соглашение, безденежный договор, согласно которому спонсор обеспечивает создание какой-то вещи. Другими словами, к нам приходит художник. Мы ставим руководство в известность, что нам его проект интересен. Потом генеральный директор и главный хранитель все смотрят, мы им проект презентуем. И дальше мы сами начинаем искать на него деньги.

AI: В смысле ищете не вы, а спонсорский отдел?

К. А.: Малообразованностью.

К. С.: Нет, скорее тут влияет система организации отчетности. Спонсору по итогам выставки нужен портфель публикаций. Конечно, можно сделать скандал, тогда портфолио будет вот такой толщины, пусть даже все публикации будут в нем одинаковы. Но, по большому счету, спонсоры смотрят рейтинги: какая посещаемость у Левитана и какая у всех остальных. Поэтому, естественно, деньги выделяют Левитану, а не какому-то неизвестному имени. То есть спонсоры очень часто руководствуются не личными вкусами, а только рейтингами и суммой, которую потребуется заплатить. Думаю, что они даже не читают кураторские тексты, — им это не нужно для того, чтобы принять решение.

К. А.: Любопытно, что на Западе ситуация обратная. Там мало знают старых художников, зато любят современных и молодых.

К. С.: Словом, там предпочитают жить в настоящем, а у нас живут прошлым. В этом есть какой-то момент засасывающей ностальгии. Чем больше мы живем прошлым, тем меньше у нас современности. Художники современные это знают и чувствуют. Не случайно мысли многих обращены уже на Запад. Нужно эту ситуацию осознавать и делать что-то совместными усилиями.

AI: Насколько сегодня современное может конкурировать с классикой по посещаемости?

К. С.: Еще можно порекомендовать участие в крупных групповых выставках, которые мы планируем делать раз в два года. Групповая выставка — это хорошая возможность, потому что идут не на имя (имя мало кто знает), а на тему.

AI: Вести самостоятельный поиск спонсорской поддержки авторам будущих проектов было бы гораздо проще при официальном содействии Третьяковки. В этом вопросе можно как-то на вас рассчитывать?

К. А.: Это реально. Но критерии отбора при этом будут более чем жесткие. Мы должны влиять на весь проект. Ведь в этом случае мы делимся своей репутацией, а значит, будем контролировать процесс даже более жестко, чем свои собственные.

AI: Правильно ли я понимаю, что в случае такого участия Третьяковка сможет через свою пресс-службу приглашать журналистов и критиков? То есть вы обеспечите мощную pr-поддержку?

К. А.: Да, абсолютно. И это укладывается в новую стратегию Третьяковской галереи, которая вскоре увидит свет. Одно из ее положений — это работа Третьяковской галереи за пределами Третьяковской галереи. Есть несколько частных галерей, которые к нам уже обращались по поводу сотрудничества, но по тем или иным причинам им было отказано.

AI: В молодежной среде сетевой обмен впечатлениями и публикация фотографий — важная часть культуры общения. На площадках ММСИ, в галереях Винзавода, даже в Пушкинском музее разрешено фотографировать (пусть и без вспышки). У вас же по-прежнему не разрешают?

По окончании общей пресс-конференции разговор был продолжен с Кириллом Алексеевым. Интересны были главным образом прикладные моменты работы Третьяковки с художниками: закупки, выставки, процедуры, деньги, сроки.

К. А.: И хорошо, если будут толпы. В действительности по конкурсу мы и так получаем много заявок. И на самом деле мы со всеми этими людьми общаемся. Если совсем неприемлемо, то мы говорим об этом и аргументируем, почему мы не берем. У нас есть несколько сотрудников, которые этим занимаются. Вещи смотрим не только мы с Кириллом. Отдел состоит из восьми человек. И еще открою секрет. На самом деле не так уж много художников работает на площадке актуального искусства. Думаю, не больше 700 человек. В действительности во всей сфере современного искусства работает менее 5000 человек, включая всех художников, кураторов, журналистов и монтажников. Это довольно закрытая область, вплоть до того, что я знаю только три бригады монтажников, которые могут инсталлировать какие-то вещи в масштабе музея профессионально, реализовать их согласно идее художника. Большинство же монтажников просто не могут этого делать.

AI: Наличие работ художника в собрании Третьяковки — это фактор, повышающий капитализацию творчества. Многие заинтересованы продать и подарить работы. Как эти инициативы регулирует Третьяковка? Что нужно, чтобы работу взяли?

К. А.: Этот вопрос рассматривает комиссия по делам даров и закупок, куда входят представители нескольких отделов. Это далеко не самая консервативная структура. Год от года закупок становится все больше и больше. В этом году мы закупили почти на 6 миллионов рублей, в прошлом году — на 4,5 миллиона. Эта информация открыта — в pr-отделе можно запросить, какие работы закупала Третьяковская галерея.

AI: То есть молодому художнику без серьезной почвы под ногами попасть в план закупки невозможно?

К. А.: Мы, конечно, открываем новые имена, занимаемся этим, но не выносим вопрос на уровень закупки. У молодых шанс попасть в закупку минимальный. Потому что в очереди стоит еще огромное количество вещей с конца 1990-х годов. И мы должны выполнить обязательства еще перед теми авторами. Кризис очень подпортил нам эту ситуацию. Кроме того, какие-то вещи нам покупают и дарят.

AI: Подарить тоже сложно? Какие критерии дарения?

AI: На дарение у вас, поди, тоже очередь желающих стоит?

К. А.: Вы удивитесь, но таких людей не много. Может быть, потому, что о такой возможности не очень известно. Решение о приеме в дар принимается после внимательного рассмотрения. Часто нам предлагают одно, а нужно совсем другое. Бывает, что художнику какая-то вещь кажется важнее, а мы считаем иначе.

AI: Как часто проводятся заседания комиссии, на которых принимается решение о включении в план той или иной выставки?

К. А.: Стратегические решения, нужна ли нам выставка или нет, принимает ученый совет ГТГ. Директорат собирается раз в неделю, летом реже — раз в месяц.

AI: В году 52 недели. По коммерческим галерейным стандартам хватит на 15–20 выставок. А сколько реально спецпроектов успевает проводить Третьяковка в зале № 38?

AI: На пресс-конференции вы сообщили бюджет выставки Ольшванга — мне он показался необычно экономным. Какую реальную цифру нужно держать в голове, чтобы хватило на подготовку выставки в комфортном режиме?

К. А.: Около 40 тысяч долларов.

AI: Как распределяются эти деньги?

К. А.: Спонсорские деньги заходят в бюджет Третьяковской галереи, а дальше ими распоряжается выставочный отдел. Изготовление произведений делается по партнерским договорам. Первый договор заключается между галереей и художником, а второй — между спонсором и художником. То есть напрямую, мимо галереи, деньги выделяются художнику на работу. Галерея выведена из этой цепочки. Мы лишь подтверждаем свою заинтересованность в конкретном проекте: что он будет открыт в такое-то время при условии изготовления таких-то вещей. Два договора — это технический прием, который позволяет избежать тендера, обязательного для госорганизаций. Третьяковка таким образом работает с художником, а не с коммерческой структурой.

AI: С производством разобрались. А кто готовит каталог?

К. А.: Конечно мы. Обеспечиваем съемку, тексты, фирменный стиль. Львиная доля выставочного бюджета — это каталог. Там должен быть научный аппарат, набор публикаций. Мы научились делать все в относительно короткие сроки, но это большая работа всего отдела. И она не отдается на откуп посторонним людям.

AI: То есть художник не может прийти со своим готовым каталогом — типа ничего больше не нужно, у меня уже все есть?

К. А.: Художник предоставляет свой материал. Если он безукоризненный (чего никогда не бывает), то мы можем согласиться. Но чаще он требует серьезных корректировок, потому что есть определенные академические стандарты каталога, которые важно соблюсти. Мы обеспечиваем выходной контроль.

AI: Сколько по времени готовится выставка?

К. А.: Монтаж в зале, если не нужно строительство, займет около недели. А всю выставку нужно готовить за полгода, чтобы гарантированно, спокойно успеть все сделать.

AI: Каких нужно наделать глупостей, чтобы выставка не состоялась?

К. А.: Например, художнику поссориться со спонсором. А в отношениях с нами — не соблюдать сроки, не предоставлять список вещей для экспозиции, в последний момент пытаться менять проект. Главная глупость — несоблюдение обязательств по вопросам организации выставочного процесса: например, мы заказываем рабочих, а человек не приезжает на монтаж. Вообще несоблюдение условий нашего договора. Часто это вопросы дисциплины, а деньги-то, как правило, всегда приходят.

AI: То есть вам нужны скорее ресурсные гарантии, а не финансовые?

К. А.: Тут нет конвейера и стереотипов, в каждом случае подойдут свои конкретные варианты. В случае с Ольшвангом гарантией стало сотрудничество со сторонней галереей, в случае будущей выставки Звездочетова беседуем о спонсорстве каталога с одной полиграфической фирмой, — тут нужен скорее комплект подтверждающих бумаг о том, что все будет в порядке.

AI: Какие у Третьяковки есть планы и инициативы по популяризации русского искусства XXI века за рубежом?

К. А.: В новой стратегии Третьяковской галереи будет оговорена концепция репрезентации современного русского искусства за рубежом. Были идеи делать в Китае, в Люксембурге, Италии. Но это произойдет не раньше, чем мы получим вменяемых спонсоров, то есть, вероятно, во второй половине 2012 года.

К. А.: Презентация русского искусства в шанхайском Гималайском музее — это дорогое удовольствие, около 1,5 миллиона долларов. И деньги найти крайне тяжело. Мы ее, скорее всего, проведем. Пусть и с задержкой сроков на полгода от ранее намеченных. Замышляли ее еще в 2008 году. Там есть концепт, есть люди, которые готовы заняться изготовлением, есть архитектор, есть дизайнер. Нет только денег.

AI: Под занавес — вопрос о творческих планах. С чем Третьяковка выйдет на предстоящую 4-ю Биеннале?

АI: В какую сторону будет меняться экспозиция Отдела новейших течений?

Третьяковская галерея

Пожалуй, ни один экскурсионный маршрут по Москве не обходится без знакомства с Государственной Третьяковской галереей. Посещение этой достопримечательности, расположенной в одном из наиболее интересных исторических районов столицы, не только дает возможность увидеть великолепную коллекцию произведений искусства, но и позволяет погрузиться в разные исторические эпохи, взглянуть на знакомые факты с нового ракурса.

История Третьяковской галереи: с чего все начиналось

Годом основания Государственной Третьяковской галереи принято считать 1856 год. Спустя 11 лет — в 1867 она была открыта для свободного посещения, а еще через четверть века — в 1892 году галерея была передана в дар Москве. На это момент Третьяковка уже была одним из символов города, в ее коллекции насчитывалось 1276 картин русских мастеров живописи и 84 картины зарубежных художников, 471 рисунок и 10 скульптур.

Основатель уникального музея

Своим появлением одна из главных достопримечательностей Москвы обязана крупному промышленнику и меценату Павлу Михайловичу Третьякову.

Родился Третьяков в 1832 году в семье небогатых купцов, которые не имели никакого отношения к культуре и искусству. Но получив отличное образование, Павел с ранних лет стал проявлять тягу к прекрасному. Одновременно с этим он активно помогал отцу в его коммерческой деятельности.

После смерти родителей, Павел взял отцовское дело в свои руки и стал активно его развивать. Вместе со своим братом Сергеем он основал Костромскую льняную мануфактуру, которая стала приносить стабильный и хороший доход.

При этом, несмотря на постоянную занятость, Павел Михайлович не переставал интересоваться искусством. Впоследствии оба брата увлеклись коллекционированием и благотворительностью. Первыми полотнами, которые купил Павлом Третьяковым, стали 9 работ голландских художников (1854 год). Но потом он предпочел собирать работы русских живописцев, которые и стали основой коллекции знаменитой галереи. А вот его брат, Сергей, отдавал предпочтение западноевропейским мастерам.

На момент покупки первых экспонатов будущей галереи Третьякову было 24 года. С этого момента и до последних дней он продолжал пополнять коллекцию. После его смерти управление музеем перешло к Совету попечителей, который избирался городской думой. В разное время в этот совет входили В. Серов, И. Остроухов, И. Цветков, С. Щербатов, И. Грабарь, и дочь Павла Третьякова Александра Боткина.

Формирование коллекции Третьяковки

В последующие годы собрание картин пополнилось работами художников-передвижников Николая Ге, Ивана Шишкина, Алексея Боголюбова, Михаила Клодта, Константина Савицкого, Архипа Куинджи, Карла Гуна.

Большинство картин Третьяков покупал, но бывало и так, что художники или их родственники сами приносили в дар галерее свои лучшие работы.

После смерти коллекционера и мецената пополнять коллекция продолжили московские власти. За счет средств городского бюджета для галереи было приобретено немало шедевров мирового изобразительного искусства, в результате чего к 1917 году фонд Третьяковки составлял уже 4 тысячи единиц хранения.

В первые годы советской власти коллекция галереи значительно увеличивалась за счет экспонатов из других музеев и конфискованных частных коллекций.

Здание Третьяковки

Здание Третьяковки

Первоначально коллекцию картин Павел Третьяков разместил в нескольких залах своего особняка. Однако после покупки в 1859 году этюдов и 140 работ Туркестанской серии В. Верещагина в особняке перестало хватать места. Остро встал вопрос о постройке отдельного здания.

В результате в 1874 году под руководством архитектора А. Каминского было закончено строительство двухэтажного здания, которое примыкало к особняку Третьяковых. Для большего удобства в здании был сделан отдельный вход для посетителей, а художественная коллекция была размещена в двух просторных залах. Впоследствии здание галереи несколько раз достраивалось.

После смерти основателя галереи весь особняк был реконструирован и оборудован под экспозиции, а в 1902-04 годах весь комплекс построек объединили, создав единый фасад, напоминающий древнерусский терем. Проектировал фасад В. Васнецов, а строительство возглавлял В. Башкиров.

Третьяковка в начале XX века

Еще в 1890-е годы, незадолго до своей смерти Третьяков приобрел у антикваров несколько икон, однако в галерее они впервые были выставлены только в 1903 году. Спустя два года, согласно решению Совета попечителей один из залов Третьяковки был полностью отведен для портретов художников-демократов, среди которых были В. Перов, И. Крамской, И. Прянишников, И. Репин и другие.

В 1913 году, после назначения на пост попечителя Третьяковской галереи И. Грабаря, изменилась концепция формирования экспозиции, теперь все картины были развешены в историко-хронологическом порядке. В это де время в городской управе Москвы активно обсуждался вопрос о том, стоит ли оставить галерею на прежнем месте, или лучше перенести картины в новое здание. В результате было принято решение исполнить волю основателя и оставить коллекцию там, где ее разместили изначально.

Третьяковка в советские годы

В 1933 году, согласно новой политике была проведена коренная перестройка экспозиции, при этом все работы художников-авангардистов были перенесены в хранилища. Во время Великой Отечественной войны основные фонды Третьяковки были эвакуированы в Молотов и Новосибирск. Для этого понадобилось целых 17 эшелонов! При этом научная деятельность в галерее не прекращалась.

В период битвы за Москву, здание Третьяковской галереи получило заметные повреждения, но сразу, как только враг отступил от столицы, началась его реконструкция, которая завершилась в 1944 году. Первая послевоенная экспозиция здесь заработала уже 17 мая победного 1945 года.

С 1986 по 1995 год здание Третьяковки было закрыто на капитальную реконструкцию. В этот период основная коллекция выставлялась в здании на Крымском валу. После завершения ремонтных работ обновленная галерея вновь распахнула свои двери для любителей русского художественного искусства.

Третьяковская галерея сегодня

В настоящее время коллекция Государственной Третьяковской галереи включает в себя свыше 170 тысяч экспонатов, которые позволяют проследить развитие русского художественного искусства практически от его зарождения до нынешних дней.

Древнерусское искусство (залы №№ 56-62)

зал древнерусского искусства Третьяковская галерея

В течение нескольких столетий на Руси все изобразительное искусство было посвящено и подчинено религии. Самой популярной формой искусства были иконы, которые, так же как и само христианство пришли из Византии. Поэтому в залах, посвященных этому периоду можно увидеть собрание икон всех основных школ иконописи. Интересно, что здесь представлены как работы известных иконописцев, например, Андрея Рублева и Феофана Грека, так и иконы неизвестных авторов.

Портретная живопись и академические произведения (залы №№ 1-15)

зал портретная живопись и академические произведения Третьяковская галерея

К XVIII светская живопись и скульптура заменила иконопись. Особое распространение получили портреты и скульптурные изображения. В этих залах размещены несколько десятков скульптур и портретов, с которых на современных посетителей бесстрастно взирают царские и императорские особы, вельможи, герои античности,

Среди представленных здесь работ есть картины не только русских художников, но и иностранцев, работавших в России.

Художники-реалисты и передвижники (залы №№ 16-31 и 35-37)

зал художники-реалисты и передвижники Третьяковская галерея

Параллельно развивается пейзажная живопись, причем изображают мастера не только деревенские, но и городские пейзажи. При этом многие художники показывают в своих работах сельскую жизнь и закат дворянства, продолжают совершенствовать искусство портретной живописи.

Среди других направлений, которые получают широкое распространение в этот период, можно отметить изображение природы (И. Шишкин), исторические и былинные сюжеты (В. Васнецов), сцены баталий (В. Верещагин) и ряд других.

Михаил Врубель и Николай Рерих (залы №№ 32 -34)

зал Михаил Врубель и Николай Рерих - Третьяковская галерея

Два смежных зала посвящены творчеству Николая Рериха, основной темой творчества которого были Киевская Русь и восточные цивилизации.

В этой части экспозиции представлены яркие образцы русского искусства Серебряного века. В работах художников эпохи уже заметно влияние модернизма и декаданса, появляются новые способы выражения. В частности, в работах многих художников цвет перестает передавать реальность, а служит лишь определенным символом. Образы этого периода более противоречивы, чем у передвижников, усложнены и лишь косвенно отображают современность.

Графика и сокровищница (залы № 49-55)

зал Графика и сокровищница - Третьяковская галерея

Зал № 55 представляет собой настоящую галерею сокровищ. Здесь за стеклами витрин выставлены иконы в серебряных окладах, покровы дня икон Божьей Матери, расшитые жемчугом, различные ювелирные изделия.

Зачастую посетители Третьяковки пропускают эти разделы и совершенно напрасно, так как представленным здесь экспонатам тоже есть о чем поведать любителям русского искусства и истории.

Режим работы Третьяковки и стоимость билетов

Постоянную экспозицию Третьяковской галереи, которая располагается в историческом здании, можно посетить по вторникам, средам и воскресеньям с 10.00 до 18.00, по четвергам, пятницам и субботам – с 10.00 до 21.00. В понедельник музей закрыт.

Стоимость билетов: 500 рублей – полный, 250 – льготный. Дети в возрасте до 18 лет проходят бесплатно.

График работы инженерного корпуса Третьяковки, где проходят выставки классического и современного искусства, не отличается от времени работы главного здания. При этом билеты приобретаются отдельно: 400 рублей – полный, 200 – льготный. Для детей до 18 лет вход бесплатный.

Гости Государственной Третьяковской галереи после осмотра экспозиции могут отдохнуть в кафе или ресторане. Кафе работает ежедневно кроме понедельника с 11.00 до 18.00. Ресторан же, можно посетить ежедневно с 10.00 до 23.00.

Кроме того, в холлах галереи есть несколько сувенирных магазинов, где можно купить небольшие подарки, книги и репродукции картин.

Где находится Третьяковская галерея и как добраться

Третьяковская галерея в Москве

Знаменитый музей изобразительного искусства, о котором знает весь мир. От икон XI столетия до скульптур и картин XXI столетия. Шедевры лучших умельцев кисти некоторых манят с самого детства, а кто-то узнает о музее во взрослом возрасте. Однако восторг испытывают все. Третьяковская галерея — крупнейшее культурный центр в столице Российской Федерации. Главное здание расположились в Лаврушинском переулке, а кроме него есть еще три музея.

Где находится и как до нее добраться

Первый музейный комплекс хорошо известен здешним жителям. Ближайшая станция метрополитена Калужско-Рижской линии называется в честь галереи — “Третьяковская”. Историческое здание расположилось по адресу Лаврушинский переулок, 10, Москва, Россия. Если выйти из метро возле переулка Климентовский или Большой Толмачевский, то до галереи идти пешком от силы 5-7 минут.

Соседняя станция “Новокузнецкая” Замоскворецкой линии метро от Третьяковской галереи дальше минут на 10. Сначала надо пройти по улице Пятницкая до переулка Климентовский, а дальше — тот же маршрут. До галереи ходит и наземный транспорт — автобус №25, трамваи А, №3 или 39 и троллейбус №8. На метро будет быстрее — в центре Москвы легко оказаться в пробке.

Третьяковская галерея на Крымском Валу

На улице Крымский Вал расположилось второе здание комплекса. До музея удобно добраться на метро. Необходимо выйти на станции “Парк культуры” или “Октябрьская”. Сооружение построили в парке искусств Музеон. Напротив раскинулся Парк культуры и отдыха имени Горького. Пешком от метро до Третьяковской галереи на Крымском Валу идти 10 минут. Прямо у входа в парк останавливаются автобус Б и троллейбус №10. Одинаково добираться до обеих галерей от станции “Полянка” по Тимирязевско-Серпуховской линии.

История создания


Художник П. Федотов — зачинатель русской жанровой живописи. П. Третьякова впечатлили работы мастера — полотна были многогранными и простыми одновременно. Тогда меценат и задумался о музее. Согласно Википедии, в 1856 году предприниматель сделал первый шаг к мечте — Павел Михайлович приобрел картину “Искушение” академика живописи Н. Шильдера. Спустя пару месяцев коллекцию пополнило изображение “Стычка с финляндскими контрабандистами” В. Худякова. Теперь Третьяков начал искать новые картины, а в этом деле ему помогали выставки Общества любителей художеств. Постепенно коллекция пополнялась шедеврами изобразительного искусства.

Строительство музея

П. Третьяков подружился с художниками. Собиратель мог приобрести полотно, когда живописец только приступал к работе над картиной. Предприниматель так увлекся покупкой новых картин, что через несколько лет в особняке уже не осталось места для всех произведений. Тогда П. Третьяков решил построить большое здание, которое будет выходить на Лаврушинский переулок (сейчас это главное здание). Строительство Третьяковской галереи завершили в 1874 году. Коллекционер развесил картины в залах и открыл галерею для посетителей. Наконец-то сбылась давняя мечта!

Как галерея превратилась в крупнейший музей

В 1892 году Павел Михайлович сделал подарок Москве — передал коллекцию картин и собрание, завещанное братом Сергеем (рисунки мастеров из Европы, которые сейчас можно увидеть в экспозиции Государственного музея им. А.С. Пушкина).


Основа известной на весь мир галереи — более 3000 работ. Третьяковская галерея — крупнейший музей национального искусства, в котором собраны лучшие произведения графики, живописи и скульптуры. Коллекцию постепенно дополняли работники галереи. Теперь здесь находятся полотна знаменитых художников Дионисия, Андрея Рублева, Феофана Грека. Более 400 картин XVIII столетия музей получил от частных собирателей. Удивительно, но отдел советского искусства пополняется новинками до сих пор. Сегодня в бесценной коллекции Третьяковки — более 57 000 шедевров изобразительного искусства.

Архитектурный стиль

Главный фасад исторического здания выглядит, как терем: стены из красного кирпича с белым декором, три парадных крыльца с треугольными крышами, фигурные планки из камня на дверях и окнах, а на верхушке — герб Москвы с Георгием Победоносцем, который пронзает змея. Сказочное сооружение словно сошло с иллюстраций Билибина или Васнецова. Внешний облик сразу настраивает посетителя на нужный лад.

С виду музей небольшой, но на двух этажах расположились 62(!) зала, в которых висят картины Третьяковской галереи. Работы от XI столетия до начала XXI столетия. Если некуда спешить, то можно изучать зал за залом. Здесь целый день пролетает незаметно. Любителям осматривать только шедевры будет сложнее — почти в любом зале хранятся знаменитые произведения.

Выставки в Третьяковской галереи


Сегодня собрание расположились в двух постройках: главная экспозиция с работами древних живописцев находится в галереи в Лаврушинском переулке, а картины XX-XXI столетия представлены в музее на Крымском Валу. Побывать в столице и не увидеть хотя бы одну экспозицию Третьяковской галереи — преступление против искусства. К тому же, это одна из основных достопримечательностей Москвы.

В обоих зданиях постоянно устраивают выставки. Некоторые экспозиции доступны всегда, а другими можно наслаждаться около полугода. Самые известные выставки — “Творчество Айвазовского”, “Карл Брюллов. Портреты из частного собрания Санкт-Петербурга”.

Это интересно. Историческое здание в Лаврушинском переулке работает, как современный образовательный центр. Здесь выступают с лекциями и проводят курсы об искусстве разных периодов. Существуют программы для разных возрастных категорий, поэтому каждый найдет себе лекции по вкусу. Обычно, в курс входит от 4 до 8 лекций. Могут быть прогулки по городу и экскурсии. Подробнее можно прочитать на сайте галереи.

В 2018 году в Третьяковской галереи в Лаврушинском проходит выставка “Пора перемен. Графика 60-х годов XIX столетия из коллекции Третьяковской галереи”. Выставка входит в цикл “Художник и время”, который рассказывает историю русской картины XVIII — начала XIX столетия. Другие экспозиции цикла — “Рисунок XVIII столетия”, “Конец прекрасной эпохи”, “Рисунок эпохи романтизма”. Выставки Третьяковской галереи поведали, как формировалась и развивалась рисовальная школа в России, а также познакомила посетителей с известными именами в русской живописи, разнообразием техник в графике и основными тенденциями в изображении XVIII — начала XIX столетия.

Третьяковская галерея в Лаврушинском переулке

В главном музейном комплексе 62 зала. Каждой комнате отведена отдельная тематика. В зале №1 и №2 висят портреты художников XIX столетия. В первом зале изображения русских правителей и их супруг, наследников и представителей знати. В зале №3 — выставка парадных портретов. Ряд образов продолжается до шестого зала, в котором висят несколько пейзажей. Рассматривать такое количество портретов может быть утомительно, зато четко прослеживается смена техник.


В зале №14 раскрывается тема крестьянства и русской деревни. О жизни на Руси в XIX веке хорошо рассказывают портреты крестьянских ребят, деревенских жителей, изображения быта, интерьеры загородных усадеб дворян. Если бы школьные уроки истории проводили в таком музее, то дети могли бы узнать намного больше. В зале №15 представлены картины художника П. Федотова. Его полотна рассказывают о реальной жизни, но выглядят, как рисунки к сатирическим произведениям М. Салтыкова-Щедрина или Н. Гоголя.

Знаете ли Вы? В сувенирном магазинчике продаются открытки и репродукции картин, всего по 10 рублей за одну маленькую копию какого-нибудь шедевра. Есть в музее и более серьезные памятные вещи — коллекционные альбомы и книги о русской живописи. Стоимость — 300-500 рублей. Можно заказать и репродукции картин в натуральную величину — это обойдется минимум в 750 рублей.

В зале №27 представлены картины В. Верещагина, которые переносят из мира сказок и былин в экзотическую Индию. Самая известная и впечатляющая работа называется “Апофеоз войны”, на которой художник нарисовал десятки черепов в пустыне, а вокруг них летает стая ворон.

Изобразительное искусство рубежа XIX-XX столетий можно осмотреть в залах №32-34. Первыми идут полотна М. Врубеля. В его работах четко прослеживается новая техника, словно мастер провел реальную границу между реалистичным искусством и новыми направлениями. Залы №40-41 отведены под картины В. Серова. Здесь висит и знаменитая работа живописца — “Девочка с персиками”, фото которой непременно будет в каждой книжке по искусству.

В последнем десятке комнат полное разнообразие. В залах №49-54 находится экспозиция графики XVIII-XIX столетий, которую обновляют раз в полгода. В 55-ом зале расположилась сокровищница галереи — старинные книги, иконы, ювелирные украшения и миниатюры. Искусство Древней Руси и иконопись заняли залы №56-62. Комнаты заполнены типичными работами различных местных школ, фресками, иконами Феофана Грека и Андрея Рублева. Если вы увлекаетесь искусством XX-XXI века, то можете продолжить знакомство с современными русскими скульпторами и художниками в Новой Третьяковке.

Третьяковская галерея на Крымском Валу

В этом здании экспонатов меньше, чем в галереи в Лаврушинском переулке. Однако произведения также расположены по хронологии — от мастеров авангарда начала XX столетия до работ современных художников XXI века. В первых залах представлены образцы экспериментального искусства — полотна, кинетические машины, диковинные скульптуры. Здесь показывают документальные фильмы об авангардистах в России. Киноленты помогают шире понять идеи и сами работы.

Новые направления искусства: примитивизм, символизм, абстракционизм

Посетители постепенно двигаются по комнатам с картинами первой половины XIX века. Полотна в Новой Третьяковке совершенно отличаются от работ классических мастеров, представленных в здании в Лаврушинском переулке. Изображения ещё не назовешь абстракциями, но и к реалистическому искусству они уже не принадлежат. В начале XIX столетия художники один за другим отказывались от привычной и реалистичной техники.

Лайфхак для туриста. В галерее работает программа лояльности “Друг Третьяковской галереи”. Посетитель оформляет персональную карточку и может бесплатно посещать выставки музея, мероприятия, мастер-классы, кинопоказы, лекции. Еще карточка дает скидки в кафе и магазинах внутри галереи. Абонемент можно оформить на 1 год. Карточка распространяется на постоянные и временные выставки во всех зданиях Третьяковской галереи.


Манера письма, перспективы, цветовая гамма — все изменялось постепенно. Удобно по порядку следить за эволюцией искусства, переходя из одного зала в другой. Самые знаменитые авангардисты, которые прославили новое течение — П. Филонов, В. Кандинский, К. Малевич, М. Шагал. Без сомнений, самый яркий представитель авангарда Казимир Малевич. Если в Лувре все спешат увидеть “Мону Лизу” Леонардо да Винчи, то в Третьяковской галереи на Крымском Валу все хотят посмотреть на “Черный квадрат” Малевича. Противоречивое полотно, о котором уже больше 100 лет спорят профессиональные художники и любители искусства.

Кроме картин в стиле кубизм и авангард, в залах есть реконструкции павильона “Рабочий клуб” Родченко и мастерской Общества молодых художников. Экспонаты воссозданы в стилях конструктивизма и авангарда, которые в свое время сделали переворот в декоративном-прикладном искусстве и дизайне. В последних залах находятся полотна второй половины XX — начала XXI столетия. Художники создавали эти работы в самых разных направлениях.

Интересные факты


  • Во время Великой Отечественной войны произведения Третьяковской галереи перевезли в Новосибирск. Коллекцию разместили в 17 вагонах. Сегодня в музее расположены крупнейшая искусствоведческая библиотека России, культурный и научный центры.
  • В Третьяковской галереи все экспонаты принадлежат русским живописцам, скульпторам, мастерам, которые развивали искусство в стране во всех направлениях. Так задумал основатель музея, и идею поддерживают до сих пор.
  • П. Третьяков считал, что некоторым произведениям искусства необходимо время, чтобы люди могли их понять. Коллекционер часто покупал картины, которые запрещала цензура. Такими действиями он говорил художникам, что они свободны в выборе тем для произведения. Авторы не боялись стать невостребованными.
  • Здание Третьяковской галереи на Крымском Валу построили на земле семьи Третьяковых: в Голутвине находился участок, который растянулся до Москвы-реки. Постройка появилась в 70-х годах прошлого столетия, а сегодня музей делит здание с Центральной усадьбой художника. Для строительства использовали проект Ю. Шевердяева и Н. Сукояна. Конструкция похожа на строение Дворца дожей в Венеции. Немудрено, что архитекторы запланировали основной вход со стороны реки.

Часы работы

Если сильно спешить, то на галерею уйдет 1,5-2 часа, но мы рекомендуем насладиться шедеврами искусства подольше. Третьяковская галерея работает в следующем режиме:

  • с 10 утра до 6 вечера — вторник, среда и воскресенье;
  • с 10 утра до 9 вечера — четверг, пятница, суббота.

Обратите внимание, что войти в музей можно минимум за час до закрытия. Если поедете вечером, то хотя бы за 2 часа до конца рабочего дня. Понедельник — выходной. Здание закрывают и на некоторые праздники.

Цены на билет

За вход в разные корпуса предстоит заплатить отдельно. Билет в главное здание Третьяковской галереи стоит:

  • 450 рублей для взрослых посетителей;
  • 350 рублей гражданам России и стран СНГ;
  • 250 рублей для студентов;
  • 150 рублей — льготная цена для пенсионеров, Героев РФ, студентов российских вузов).

Можно купить комплексный билет для посещения главного корпуса и Новой Третьяковки на Крымском Валу. Тогда вход обойдется в:

  • 800 рублей для взрослых;
  • 600 рублей для граждан России и стран СНГ;
  • 400 рублей для школьников и студентов;
  • 250 рублей для льготной категории (Герои РФ, пенсионеры, Герои СССР, студенты институтов России.

Продаются и комплексные билеты в основное здание и в Инженерный корпус галереи в Лаврушинском переулке:

  • 800 рублей для взрослых;
  • 600 рублей для российских граждан и жителей стран СНГ;
  • 400 рублей для учеников и студентов;
  • 250 рублей — льготный тариф (Герои РФ, пенсионеры, Герои СССР, студенты институтов России.

Официальный сайт Третьяковской галереи предоставляет точную информацию, если вдруг изменится режим работы или цены на билеты.

Полезности для туристов

В любой стране и даже городе есть интересные достопримечательности. Не все гости знают об особых нюансах, которые сделают их путешествие еще приятнее и комфортнее. Вот подборка полезной информации для туристов, которые решили проникнуться искусством в Третьяковской галерее.

Где перекусить?

Осмотр художественных шедевров — это прекрасно, но приемы пищи еще никто не отменял. Историческое здание в Лаврушинском переулке найдет, чем порадовать голодного посетителя. В ресторане “Братья Третьяковы” вы можете отведать русские блюда: супы, салаты, десерты. Хотя цены немного завышенные: горячее обойдется около 400 рублей, а салат в районе 300 рублей. Кофе стоит от 110 рублей, а чай — 320 рублей на двоих.

Если музейный ресторан вам не по душе, то на соседних улицах и возле метро ютятся десятки кафешек. Здесь есть Макдональдс, Шоколадница, Вареничная и Кофе Хаус. Возле галереи на Крымском Валу тоже найдется, где подкрепиться. На набережной расположились несколько уютных кафе, в которых можно купить десерты и попить кофе или чая. К сетевым заведениям Шоколадница и Бургер Кинг пройти 10 минут от музея к станции метрополитена “Октябрьская”.

Туристический маршрут

Расстояние между двумя галереями небольшое — почти 2 км можно пройти за 20-30 минут. Можно спуститься к набережной и преодолеть путь по живописной дороге. Отсюда открывается отличная городская панорама. По дороге будет парк Музеон с его забавными скульптурами. Если интересуют исторические здания и культурные сооружения, то лучше идти по улице Якиманка с бесплатным гидом. Приложение разработали сотрудники галереи.

Когда лучше всего приходить в Третьяковку?


Наиболее подходящее время для визита в будние дни — до обеда, вечером в четверг или пятницу (в эти дни музей работает до 9 вечера). Если собираетесь посетить галерею на праздник или выходной, то лучше приходить с утра пораньше. Так вы не окажетесь в длинной очереди в кассу или в гардеробной. Приходите в галерею к открытию на 10 утра.

В Третьяковке есть и дни, когда можно пройти бесплатно. Правда, это правило работает только для двух категорий. Студенты российских вузов могут бесплатно посетить галерею в первое и второе воскресенье каждого месяца. Бесплатный вход для многодетных семей по пятницам (только жителям стран СНГ и российским гражданам).

Что посмотреть рядом

Возле одной из самых знаковых достопримечательностей в Белокаменной расположены и другие интересные сооружения. Третьяковская галерея находится рядом с не менее популярными местами.

    Парк Сокольники. Несколько столетий здесь отдыхали цари, а теперь это достояние всего народа. Древнейший парк Москвы с огромными масштабами. Побывать в парке можно совершенно бесплатно и в любое время суток. Когда члены царских семей охотились в этом парке на соколов, поэтому место получило такое название.


Залы Третьяковской галереи каждый год принимают более 1,5 млн гостей. Из здания в Лаврушинском переулке ежегодно около сотни передвижных экспозиций путешествуют по городам России. Именно так выполняют декрет Ленина, который завещал Третьяковской галерее “приобщать народные массы к великому искусству”. Столичные жители гордятся знаменитым музеем. А М. Горький когда-то назвал галерею одним из “лучшего, что есть в Москве”. А как считаете Вы, какую еще достопримечательность можно отнести к этому списку?

Читайте также: