Казанский собор в санкт петербурге как посетить

Обновлено: 18.09.2024

Казанский собор был построен по проекту А.Воронихина для иконы Казанской Божьей Матери. Эта икона являлась святыней дома Романовых, ее привез на берега Невы еще Петр I. В 1730-е годы была построена церковь Рождества Пресвятой Богородицы, по проекту М.Г.Земцова, которая находилась примерно на месте нынешнего Казанского собора.

В конце XVIII века церковь вместе с соседними зданиями была снесена, в результате чего образовалась свободная площадь. В центре ее 27 августа 1801 года состоялась торжественная закладка нового собора. Постройка длилась 10 лет, храм был освещен 15 сентября 1811 года.

Главная святыня храма-чудотворная икона Казанской Божьей Матери, явившаяся в Казани в конце XVI века. В 1612-1613 годах, в период борьбы с польскими и шведскими интервентами, икона сопровождала Народное Ополчение князя Д.Пожарского. Затем она находилась в Москве, в Теремном Казанском соборе. В 1710 году, по повелению Петра I, в Петербург было доставлено старинное повторение (список) с чудотворного образа.

По воле императора Павла I А.Воронихин при строительстве Казанского собора в качестве архитектурного прототипа использовал собор Св. Петра в Риме, но о знаменитом прообразе напоминает лишь мотив полукруглой колоннады перед зданием собора, в остальном Воронихин создал самостоятельное архитектурное сооружение, гармонично вошедшее в застройку Невского проспекта.

Полукруглая колоннада, украсившая северный фасад храма, обращенный в сторону проспекта, очерчивает небольшую площадь. Колоннаду образуют 95 колонн, а справа и слева она завершается монументальными порталами. У колоннады есть и особое назначение, она закрывает основное тело храма.

По православным канонам собор ориентирован с Запада на Восток, но такое, же направление имеет Невский проспект, таким образом, главный вход в Казанский собор находится не со стороны проспекта, а со стороны Казанской улицы.

Полукружие колоннады отмечено в центре парадным портиком, у зрителя создается впечатление, что главный вход в храм именно здесь. Проект А.Воронихина предусматривал создание подобной колоннады и со стороны южного фасада, но эта идея не была реализована.

В плане собор имеет форму латинского креста, над средокрестием возносится грандиозный купол на высоком барабане.

В нишах по сторонам дверей стоят бронзовые фигуры Святых Иоанна Крестителя (скульптор И.П. Мартос), Андрея Первозванного (скульптор И.П.Прокофьев), Владимир Равноапостольный и Александр Невский (скульптор С.С.Пименов).

Особой торжественностью и богатством отличался интерьер храма. Иконостас первоначально сооружался по рисунку А.Воронихина.

В 1836 году его заменил новый, вычеканенный по проекту архитектора К.А.Тона из серебра, отбитого донскими казаками у французов в 1812 году. Большая часть икон иконостаса была написана лучшими художниками первой половины XIX века: В.Л.Боровиковским, О.А.Кипренским, Г.И.Угрюмовым, В.К.Шебуевым,К.П.Брюлловым, П.В.Басина, Ф.А.Бруни.

Казанский собор был освещен в 1811 году, а спустя год из стен храма, отслужив торжественный молебен, войска отправлялись на Отечественную войну.

Из этих стен отправился командовать войсками М.И. Кутузов, в 1813 году тело великого полководца было погребено под сводами Казанского собора в склепе, устроенном в северном пределе храма.

Собор стал местом хранения многочисленных трофеев Отечественной войны-знамен штандартов, ключей от захваченных крепостей и городов.

Мемориальный характер храма был подчеркнут в 1837 году, когда перед боковыми порталами на площади установили памятники М.И.Кутузову и М.Б.Барклаю де Толли, отлитых по моделям скульптора Б.И.Орловского.

В 1929 году Казанский собор был закрыт, а спустя три года в здании разместился Музей истории религии и атеизма. Находившиеся прежде в храме иконы, частично были переданы Государственному Русскому музею.

Икона Казанской Божьей Матери, главная святыня храма была перенесена в Князь-Владимирский собор на Петроградской стороне. Интерьер был разграблен и серьезно пострадал в результате переделок.

В конце XX века Казанский собор вернули Епархии, а так же храму вернули статус, сегодня это главный Кафедральный собор Санкт–Петербурга. В начале XXI века на свое место вернулась икона Казанской Божьей Матери.

Особую художественную ценность представляет чугунная ограда Казанского собора, со стороны Казанской улицы. Она была создана так же по проекту А.Воронихина.

Составитель статьи:Паршина Елена Александровна.Использованная литература:Лисовский В.Г.Архитектура Петербурга,Три века истории.Славия.,СПб.,2004 Пилявский В.И.,Тиц А.А.,Ушаков Ю.С.История русской архитектуры-Архитектура_С.,М.,2004, Павлов А.П.Храмы Санкт-Петербурга.Лениздат.,СПб.,2007

А знаете ли вы, как раньше назывался Невский проспект, главная улица Санкт-Петербурга? Оказывается — Большая перспективная дорога. Это потому, что глянешь вдоль проспекта, и всё видно на несколько километров вдаль — какая перспектива открывается!

Крестьянин-архитектор

Однажды российский император Павел поехал в Рим, столицу Италии, и увидел там большущий и торжественный собор святого Петра! Император так восхитился, что захотел построить такой же собор у себя в Петербурге, тогдашней столице России. Ему давно хотелось, чтобы в городе был по-настоящему величественный и огромный храм. Так появился в Петербурге Казанский собор, который действительно очень напоминает собор святого Петра. И что удивительно, построил его… крестьянин. Да-да, обыкновенный крепостной крестьянин, которых в то время было в России очень много. Эти люди были земледельцами, то есть пахали землю, выращивали пшеницу, рожь и вообще кормили всю Россию.
Хотя не таким уж и обыкновенным крестьянином был наш архитектор.

Казанский собор: храм, который построил крестьянин

Крестьянский мальчик Андрей учился иконописи в родном селе Ильинском, потом в мастерской при монастыре. А потом граф Строганов заметил, что он хорошо рисует, и послал его учиться в Москву и Петербург. Представьте себе: крестьянский паренек сидел за одной партой с сыном своего барина Павлом, потомственным дворянином! Андрей и путешествовал вместе с Павлом по России и Европе. В конце концов, граф дал молодому талантливому крепостному вольную, и тот стал архитектором, как и мечтал!

Когда император объявил конкурс на лучший чертеж Казанского собора, кто только не вызвался в нем участвовать! Сплошь одни иностранцы, и притом очень важные да знаменитые. Как тут тягаться с ними молодому и никому не известному архитектору, да еще — бывшему крепостному! Он до этого только и успел спроектировать что интерьеры дворца и дачи своего барина… Но произошло неожиданное. Императору почему-то больше других понравился проект Андрея Воронихина.

Взгляд из вертолета

Казанский собор: храм, который построил крестьянин

Если сфотографировать собор из космоса, или, например, сесть на вертолет и подняться в небо, то, взглянув на собор, мы увидим крест. Так придумал архитектор — построить храм в форме креста.

Казанский собор: храм, который построил крестьянин

Строили собор столько лет, что можно было бы поступить в первый класс и окончить школу! Когда построили, оказалось, что этот храм теперь — самый большой в Петербурге. Ради строительства пришлось снести 11 домиков и переселить их жителей. А чтобы сделать огромный купол, архитектор Андрей Воронихин впервые в истории применил конструкцию из металла. Проект был по тем временам неслыханный!

Хоть Воронихин учился во Франции и Швейцарии и в каких только заграничных странах не бывал, он и его барин, Строганов, свою страну любили больше всего. Поэтому они старались приглашать русских мастеров и использовать русские богатства для строительства. Так, все материалы, из которых решили строить Казанский собор, были наши, российские: малиновый порфир, серо-черный шунгит, розовый и серый мрамор, рыжая яшма и разные другие камни.

И знаете, что еще интересно? Основные художественные работы по мрамору в соборе тоже делал не какой-нибудь именитый скульптор, а талантливый самоучка по имени Самсон Суханов. А возводили собор в основном крестьяне. Их очень торопили и поэтому работали они даже ночью, зимой, в лютый мороз! Казанский собор был готов осенью 1811 года. Успели: меньше чем через год началась страшная Отечественная война…

Кто похоронен в храме?

Всего-навсего полгода длилась эта война, но была очень тяжелая. Летом французский император Наполеон Бонапарт вторгся в Россию, а осенью уже нагло сидел в Московском Кремле. На одного русского солдата в момент нападения приходилось сразу трое французских! Недаром эту войну назвали Отечественной: мы могли и потерять свое Отечество…

Так что когда в декабре 1812 года мы одержали победу, главнокомандующего русской армии, Михаила Илларионовича Кутузова, просто носили на руках. Народ его очень любил. Вы, наверное, слышали о нем?

Михаил Илларионович Кутузов участвовал во многих войнах, и за свою жизнь два раза получил смертельные ранения. Однажды, когда ему было всего 29 лет, в битве с турками пуля угодила прямо в голову, между глазом и виском. А через 14 лет, в новой войне с турками, он снова был ранен в голову, причем пуля попала в то же место, что и в первый раз! Но Кутузов поправился, хотя доктора не могли поверить: как так у него получилось?… В этом увидели знак, что ему предстоит выполнить какую-то очень важную миссию, поэтому Бог его так бережет. И действительно, такой миссией для Кутузова стала оборона страны в войне против Наполеона.

Но при чем же тут Казанский храм, спросите вы?

А дело в том, что именно здесь и похоронен великий полководец, прямо в самом храме! Разве в храмах хоронят людей? А вот и да. Такая традиция существовала еще в Средние века. И в некоторых католических костелах, если посмотреть под ноги, можно увидеть каменные плиты, на которых выбиты имена похороненных там. Это считалось самой большой честью.

В России такое встретишь не часто: так у нас хоронили только царей и императоров, а еще — очень-очень важных особ, которые, как никто другой, послужили своей стране. Вот почему в Казанском соборе есть могила великого фельдмаршала Кутузова (фельдмаршал — высшее звание в армии в то время). Между прочим, когда Кутузова везли хоронить в погребальной карете, народ бросился к его гробу, лошадей распрягли, и сами люди буквально на своих плечах доставили гроб к самому Казанскому собору!

Так Казанский собор стал не просто храмом, а еще и памятником воинской славы. Перед ним стоят два монумента героям войны 1812 года. Слева — Кутузову. А справа — Барклаю де Толли. Странная фамилия, правда? А между прочим, это был русский полководец, князь, и имя у него самое обыкновенное, русское — Михаил. Просто происходил он из старинного шотландского рода Барклай, и даже, говорят, в его жилах текла кровь викингов, которые когда-то завоевали Англию! Его отца звали Вейнгольд Готтард, но когда он оказался в России, то взял себе славянское имя — Богдан.

В знаменитом Бородинском сражении Барклай командовал правым крылом и центром русских войск. Он воевал очень мужественно и бесстрашно. Говорят, что в тот день под ним было убито и ранено пять лошадей! А когда Наполеон бежал из России, Барклай возглавлял войска, освобождавшие от французских завоевателей Европу. И даже участвовал во взятии Парижа!

Казанский собор: храм, который построил крестьянин


Минута молчания у памятника М. И. Кутузову перед уходом на фронт в 1943 году

Между прочим, эти два памятника придумал и создал тоже бывший крепостной крестьянин — талантливый скульптор Борис Иванович Орловский. Орловским он стал потом, когда сделался свободным, а настоящая его фамилия — Смирнов, и родился он в семье крепостного крестьянина. Вот так.

Кстати, а вы заметили, что Кутузова и Барклая де Толли звали одинаково? А значит, Орловский создал памятники двум Михаилам! А ведь Михаил — это имя архангела, архистратига небесного воинства, то есть главнокомандующего. Вот такое совпадение!

Ключи не от квартиры

Удивительное дело: в Казанском соборе прямо на стенах висят ключи. И не от какой-нибудь там квартиры, а от целых городов! Как это?!

Когда-то этих ключей здесь было очень много. А еще больше было знамен вражеских войск. Когда солдаты идут в бой, они такое знамя несут перед собой — и нести знамя доверяли только самым храбрым! А когда выигрывалось сражение, знамена вражеской армии победители забирали себе. Если же битва шла за какой-нибудь город и город сдавался, то победителям отдавали ключи от главных городских ворот. Это был символ военной победы.

Казанский собор: храм, который построил крестьянин

В Казанском соборе осталось только 6 знамен и 6 связок ключей от ворот европейских городов. Все они висят над могилой Кутузова.

Так вот, было около ста штук таких знамен в Казанском соборе — они висели на длинных деревянных шестах и там и сям: в оконных проемах и на стенах. Но однажды большую часть этих трофеев — и знамена, и ключи — перевезли в Москву. Теперь на них можно полюбоваться в Историческом музее. А в Казанском соборе осталось только шесть знамен и шесть связок ключей от ворот европейских городов. Все они висят над могилой Кутузова.

Но зачем же русским понадобилось штурмовать чужие города?

Дело в том, что Наполеон заглядывался не только на Россию. Когда его войска вторглись к нам, он уже успел завоевать почти всю Европу! Выгнав жадного до чужих земель французского императора, русские решили и европейцам помочь освободиться от власти Наполеона. Поэтому наши войска не стали отдыхать, а пошли освобождать Европу.

Железнодорожная катастрофа

В Казанском соборе есть много необычных мест. Одно из них скрывается в дальнем уголке собора. Если пройти весь храм с севера на юг, вы увидите… Иерусалим. Честное слово! В южной стене есть углубление, а в нем нарисовано звездное небо и спящий Святой Город — Иерусалим. Перед этой нишей стоит деревянное распятие. Нишу приказано было сделать в благодарность Богу за спасение императорской семьи. Александр III с супругой и детьми, в том числе — с наследником престола, будущим императором Николаем II, чуть не погибли, когда возвращались домой из Крыма в самом обыкновенном поезде. Паровоз вдруг сошел с рельсов. Это случилось в 1888 году, 17 октября в 14 часов 14 минут.

Казанский собор: храм, который построил крестьянин

Крушение императорского поезда 17 октября 1888 года, ст. Борки Харьковской губернии, фото А. М. Иваницкого

Казанский собор: храм, который построил крестьянин

Портрет АлександраIII, художник Николай Шильдер

В 1914 году началась новая война — Первая мировая. Воевать ушли 11 певчих из Казанского собора и 10 сторожей и дворников, которые там работали. И еще на фронт, чтобы укреплять дух солдат, отправился священник собора, протоиерей Тимофей Налимов. А перед этим он взял да и отдал свою квартиру под лазарет, то есть под больницу для раненых. Сюда их привозили прямо с поля боя. А на фронт отправляли теплые вещи, которые собирали всем приходом. Отвозил эти вещи сам настоятель Казанского собора, человек с удивительным именем — Философ Орнатский. Так его назвали родители, в честь мученика Философа, который жил в III веке.

Философ Орнатский и в самом деле был мудрым. А еще — добрым. Он был учеником и другом святого праведного Иоанна Кронштадтского, а когда только-только стал священником, служил в церкви при детском приюте. После смерти его причислили к лику святых мучеников, потому что он пострадал за Христа.

Закопанное сокровище

Мы с вами узнали столько всего любопытного: вместе с Андреем Воронихиным прошли путь от крестьянской избы до дворцов Петербурга; увидели Казанский собор с вертолета; услышали про героев войны 1812 года. Но одну загадку все-таки осталось разгадать! Почему же все-таки Казанский собор — именно Казанский?! Ведь собор в Риме, который так понравился императору Павлу, назван во имя апостола Петра…

А дело тут вот в чем. Павел, повелев строить Казанский собор, будто предчувствовал, что скоро будет война и что нужно будет молиться о победе нашего Отечества. А в России была одна почитаемая икона, которая ровно за 200 лет до вторжения Наполеона уже прославилась как символ победы!

Казанский собор: храм, который построил крестьянин

Казанская икона — чудотворная. Рассказывают, что первое чудо случилось уже тогда, когда ее переносили с пепелища в церковь: двое слепых, которые шли вместе со всеми в этой процессии, вдруг стали видеть!

С нее делали списки, то есть копии. Некоторые из них тоже становились чудотворными. Одним из таких списков благословляли князя Дмитрия Пожарского и купца Кузьму Минина и их народное ополчение, когда они в 1612 году шли освобождать Москву от завоевателей-поляков. Перед таким списком 200 лет спустя молился Михаил Илларионович Кутузов, отправляясь защищать Россию от французов. А во время Великой Отечественной войны, когда на нашу страну напали фашисты, перед памятником великому Кутузову и перед его могилой в Казанском соборе собирались защитники Ленинграда (так в ХХ веке назывался Петербург). Для чего? Для того чтобы помолчать и вспомнить свою славную историю, стойкость и отвагу нашего народа в борьбе с Наполеоном и с этой памятью идти в бой…

О чем вы подумаете, когда сами впервые зайдете в Казанский собор Санкт-Петербурга? О русских солдатах разных времен, защищавших нашу страну? О чудесной иконе, которую сама Матерь Божья открыла девочке Матроне? Об обычном крестьянине, осуществившем свою мечту? Все это наша история. И теперь вы о ней знаете немножко больше.

Каза́нский кафедра́льный собо́р (Собор Казанской иконы Божией Матери) — один из крупнейших храмов Санкт-Петербурга. Построен на Невском проспекте в 1801—1811 годах архитектором Андреем Воронихиным для хранения чтимого списка чудотворной иконы Божией Матери Казанской. После Отечественной войны 1812 года приобрёл значение памятника русской воинской славы. В 1813 году здесь был похоронен полководец Михаил Илларионович Кутузов и помещены ключи от взятых городов и другие военные трофеи.

В 1932 году превращён в Музей истории религии и атеизма. С 1991 года — действующий храм, несколько лет сосуществовавший с экспозицией музея. С 2000 года — кафедральный собор Санкт-Петербургской епархии Русской православной церкви. С 9 марта 2019 года настоятелем является митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий (Судаков).

Содержание

В 1773 году в храме венчался цесаревич Павел Петрович. Церковь была местом, где отмечались многие победы русской армии.

В середине XVIII века планировалось придать храму более парадный вид. Так, архитектор Семён Волков разработал проект пятиглавого завершения и новой колокольни, но он не был осуществлён. В конце XVIII века ещё один проект разрабатывали Джакомо Кваренги и Николай Львов.



Император Павел I задумал превратить небольшую церковь Рождества Пресвятой Богородицы на Невском проспекте в огромный собор, который мог бы соперничать с главным храмом католического мира — собором Святого Петра в Ватикане. К этому вынуждала его политическая обстановка в Европе, захват в 1798 году Наполеоном острова Мальты, принятие Павлом титула Великого магистра Мальтийского ордена и отказ папы римского Пия VI признать российского императора в этом качестве. Ещё в 1783 году, будучи наследником престола, Павел Петрович восторженно писал из Рима митрополиту Платону о величии собора Святого Петра. Противостояние Ватикану только усилило стремление иметь новый кафедральный храм.

В 1799 году указом императора был объявлен конкурс на проект нового собора. В конкурсе приняли участие лучшие архитекторы того времени: Пьетро Гонзаго, Андреян Захаров, Чарлз Камерон, Джакомо Кваренги, братья Михайловы, Луиджи Руска, Василий Стасов, Джакомо Тромбара, Жан Тома де Томон и другие. Высочайшее одобрение получил проект Камерона, но через несколько недель император отозвал своё решение. В итоге ни один представленный проект не был утверждён.

1 января 1811 года автор проекта Казанского собора, архитектор Андрей Воронихин, был награждён орденом Святого Владимира 4-й степени. 15 (27) сентября 1811 года митрополит Амвросий совершил освящение собора. В том же году была разобрана старая церковь.


Казанский собор воспринимался современниками как памятник ратных побед русского народа в Отечественной войне 1812 года. В 1812 году сюда доставлены трофеи: военные французские знамёна, штандарты, ключи от покорённых городов и личный жезл наполеоновского маршала Даву. В 1813 году в левом приделе собора был захоронен фельдмаршал М. И. Кутузов. Над гробницей Кутузова поместили список иконы Богоматери Смоленской, бывший в сражении под Бородино в 1812 году.

До конца 1829 года продолжалась работа по отделке интерьеров, которой руководил архитектор Огюст Монферран. Наружные рельефы выполнены по моделям лучших скульпторов русского классицизма XIX века: И. П. Мартосом, И. П. Прокофьевым, Ф. Г. Гордеевым, С. С. Пименовым, В. И. Демут-Малиновским.

В нишах северного фасада установлены четыре бронзовые статуи: св. Владимира, св. благоверного князя Александра Невского (по моделям С. С. Пименова), св. Иоанна Крестителя (по модели И. П. Мартоса) и св. Андрея Первозванного (по модели В. И. Демут-Малиновского).


Св. Владимир (скульптор С.С. Пименов)


Св. Александр Невский (скульптор С.С. Пименов)


Св. Иоанн Креститель (скульптор И.П. Мартос)


Св. Андрей Первозванный (скульптор В.И. Демут-Малиновский)

Иконостас собора, спроектированный Воронихиным, не был создан (его проект сохранился). Другой был сооружён в 1834—1836 годах по проекту архитектора К. А. Тона, он был облицован листовым серебром из взятых казаками донского атамана М. И. Платова обратно у французов похищенных церковных ценностей. Через 30 лет серебром были облицованы иконостасы северного и южного приделов. Иконы писали академики живописи императорской Академии художеств: В. К. Шебуев, А. Е. Егоров, А. И. Иванов, Ф. П. Брюллов, С. С. Щукин, О. А. Кипренский и другие. Многие из них ныне хранятся в Русском музее в Санкт-Петербурге. Иконы Царских врат написал В. Л. Боровиковский. В отдельном киоте слева находилась главная святыня собора — икона Казанской Божьей Матери в окладе из чистого золота с драгоценными камнями и жемчугом. Иконостас по проекту К. А. Тона, мало согласующийся с архитектурой интерьера, был воссоздан в 2000-х годах.

Снаружи, на выступе апсиды имелся большой список иконы Богоматери Казанской, созданный в 1865 году И. А. Тюриным. Уничтоженный в 1930-х годах, образ был воссоздан в 2000-х годах.

В 1837 году на площади перед собором на высоких гранитных пьедесталах установили памятники фельдмаршалам Кутузову (с восточной стороны) и Барклаю-де-Толли (с западной) работы скульптора Б. И. Орловского.

Первый ремонт в соборе прошёл в 1844—1845 годах, второй, включавший в себя реставрацию иконописных образов и стенной росписи, — в 1862—1865 годах.

21 февраля (6 марта) 1913 года в соборе во время празднования 300-летия дома Романовых произошла давка, по официальной версии, унёсшая жизни 34 человек.


Гонения на церковь, происходившие при советской власти, коснулись и Казанского собора. Интерьер собора сильно пострадал при изъятии в 1922 году церковных ценностей. По приблизительным данным, из храма было изъято около 2 тонн только одного серебра. Погиб уникальный серебряный иконостас: серебро переплавили, и оно исчезло бесследно [9] . В 1923 году собор перешёл к обновленцам и с середины 1920-х годов служил кафедральным собором обновленческой Ленинградской митрополии. 25 января 1932 года был закрыт, а 15 ноября 1932 года в здании открыли Музей истории религии и атеизма. В 1950—1956 годах была проведена реставрация интерьера, а в 1963—1968 годах — фасадов.

Богослужения возобновились 25 мая 1991 года в левом приделе. В следующем году был освящён главный придел. 30 апреля 1994 года на купол был поднят крест. Полное освящение собора состоялось 29 марта 1998 года. Его совершил митрополит Владимир (Котляров). В 2000 году собор был окончательно возвращён РПЦ и получил статус кафедрального.


Цитируется по книге - Песков А. М. Боратынский: Истинная повесть - М.: Кника, 1990. – 384 с. – С. 211


С 1811 года икона находилась в Казанском соборе. После его закрытия в 1932 году икону удалось спасти и после пребывания в других храмах города в конце 1930-х годов её перенесли в Князь-Владимирский собор на Петроградской стороне. В 2001 году икону вернули в Казанский собор и установили слева от Царских врат [12] .

В 1861 году в собор пожертвована риза для иконы Антония и Феодосия в левом приделе, работы Верховцева [13] .

Другие почитаемые образы в настоящее время не находятся в соборе:

  • икона Спасителя в иконостасе;
  • иконы святителя Николая Чудотворца и Ченстоховской Божией Матери, подаренные Михаилом Кутузовым;
  • Голгофа с частицей Живоносного Гроба, устроенная по проекту Николая Никонова в 1891 году;
  • икона Воскресения Христова, также с частицей Гроба Господня, присланная в 1906 году Дамианом, патриархом Иерусалимским.


Казанский собор — храм русской воинской славы. Летом 1812 года, перед выездом в действующую армию, собор посетил назначенный командовать русской армией Михаил Илларионович Кутузов. Он припадал к иконе Казанской Божией Матери. В 1813 году Кутузов, умерший в прусском городе Бунцлау во время Заграничного похода русской армии, был захоронен в Казанском соборе. Решётку, ограждающую могилу Кутузова, выполнили по проекту Андрея Воронихина [14] .

В 1813—1814 годах в соборе были выставлены для осмотра 107 трофейных французских знамён и штандартов разгромленных французских полков, 97 ключей от крепостей и городов, взятых русской армией. В 1912 году большинство трофеев была передана в Государственный исторический музей в Москве [14] .

В 1837 году в честь двадцать пятой годовщины разгрома Наполеона на полуциркульной площади перед Казанским собором были торжественно открыты бронзовые памятники прославленным русским полководцам Михаилу Кутузову и Михаилу Барклаю-де-Толли. Автором проекта стал русский архитектор Василий Стасов, а фигуры полководцев были отлиты по моделям скульптора Бориса Орловского. Монументы подчёркивали мемориальное значение Казанского собора как своеобразного памятника подвигам, совершённым русскими воинами во имя Отечества.

В конце XIX века рядом с царским местом, сделанным из финского гранита, под стеклом висело послание Святейшего синода об убийстве Александра II, а на соседней колонне — манифест 1815 года о Священном союзе.

Приход Казанского собора участвовал в нескольких общегородских крестных ходах:

    ) (начиная с 1743 года), день памяти святого благоверного князя Александра Невского; из Казанского собора (с 1858 года — от кафедрального Исаакиевского собора) к Александро-Невской лавре. , в память о том, что Александр II после покушения Д. В. Каракозова прибыл помолиться в собор перед иконой Казанской Божией Матери; от собора к часовне у Летнего сада. , в память избавления города от холеры в 1849 году; от собора к Успенскому храму на Сенной площади.

В соборе проходило много празднеств, отмечаемым всем городом:

  • Престольный праздник 8 (21) июля с молебном перед чудотворным образом на площади, на особом помосте. , в день святых Кирилла и Мефодия, за литургией и молебном присутствовало множество учащихся церковно-приходских школ. , день святителя Саввы Сербского, отмечали столичные сербы. ), день памяти победы в Отечественной войне 1812 года, служился особый благодарственный молебен.
Настоятели собора за всю историю
Даты Настоятель
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
1763—1798 (?) протоиерей Иаков Навродский (1731—1798)
…—1800—1809 (?) протоиерей Феодор Васильевич Семивский (1731—1809)
Казанский собор
1811—1814 протоиерей Иоанн Сырохнов (…—1814)
1814—1831 протоиерей Иван Иванович Бедринский (1769—1831 [15] )
1831—1846 протоиерей Пётр Николаевич Мысловский (1776 или 1777—1846)
1846—1848 протоиерей Тимофей Ферапонтович Никольский (1788—1848)
1848—1860 протоиерей Андрей Иванович Райковский (1802—1860)
1860—14 (26) июня 1881 протоиерей Григорий Сергеевич Дебольский (1808—1881)
1881—28 декабря 1883 (9 января 1884) протоиерей Александр Петрович Булгаков (1823—1883)
1884—23 марта (4 апреля) 1898 протоиерей Александр Алексеевич Лебедев (1833—1898)
1898—26 ноября (9 декабря) 1904 протоиерей Евграф Иванович Мегорский (1838—1904)
1904—26 января (8 февраля) 1909 протоиерей Димитрий Тимофеевич Мегорский (1841—1909)
1909—1913 протоиерей Николай Адрианович Сосняков (1845—1913)
1913—6 (19) октября 1913 протоиерей Николай Николаевич Головин
10 (23) октября 1913— арестован 9 августа 1918 протоиерей Философ Николаевич Орнатский (1860—1918)
1919—1920 протоиерей Василий Маренин
декабрь 1920— арестован 30 мая 1922 протоиерей Николай Кириллович Чуков (1870—1955)
июнь 1922—12 марта 1923 протоиерей Василий Аникитич Прозоров
12 марта—17 сентября 1923 протоиерей Лев Михайлович Теодорович (1867—после 1930) [16]
сентябрь—25 ноября 1923 архиепископ Артемий (Ильинский) [16]
25 ноября 1923—17 января 1925 протопресвитер Владимир Дмитриевич Красницкий [17]
20 января 1925—июнь 1927 митрополит Вениамин (Муратовский) [16] (1855—1930)
июнь 1927—январь 1932 митрополит Серафим (Руженцов) [16] (1876—1935)
период закрытия
1991-1996 Игумен Сергий (А. И. Кузьмин)
1996—9 марта 2019 протоиерей Павел Григорьевич Красноцветов (1932—2019)
9 марта 2019 — по настоящее время митрополит Варсонофий (Судаков)

В масках и на расстоянии. Как храмы Петербурга распахнули двери прихожанам впервые за полтора месяца.


Большинство петербургских храмов известили прихожан о возобновлении возможности посетить богослужения новостями на сайтах, там же разместили инструкцию: маски и перчатки в обязательном порядке, записки приготовить заранее, место выбирать, исходя из разметки. Для тех, кто не пользуется Интернетом, правила дублировались на табличках при входе.

В Казанском соборе на Парастас (особое поминовение усопших) пришло примерно 200 человек. На полу в подкупольном пространстве — яркая разметка, поделившая пространство на квадраты стороной в 2 метра в соответствии с антивирусными требованиями. Верующие, за редкими исключениями, дисциплинированно соблюдали дистанцию и облачились в маски. Более того, носили их правильно — не стягивали защиту с носа. К петербуржцам с оголенными лицами с просьбой надеть защитные средства тихонько обращались волонтеры.











В Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры работали и лавка с хлебом, и церковные лавки. У входа в собор курсировал батюшка: отслеживал наличие на лицах защиты. Ему вторила строгая информационная табличка. Проникнуть без масок в собор удавалось единицам, их просили облачиться в СИЗ уже внутри. Очередь в лавку внутри храма растянулась через весь зал, хвост заворачивал за угол: прихожане почти поголовно строго блюли дистанцию. Корреспондент насчитал 50–60 верующих, которым пространство зала позволяло не толпиться.

Теснее всего горожанам пришлось в Спасо-Преображенском соборе, но сказался не размер подкупольного пространства: люди в основном предпочитали стоять ближе ко входу. Пожилой охранник мягко просил надевать маски и следил, чтобы прихожане не толпились. Здесь, по сравнению с другими соборами, дистанцию сохранять было сложнее.

Читайте также: