Когда можно посетить кусково бесплатно

Обновлено: 18.09.2024

Теперь, когда мы разобрались, почему многие талантливые люди, чьи имена связаны с усадьбой Кусково, были абсолютно бесправными, можно поговорить о них самих и об усадьбе.
Думаете, я начну с Параши Жемчуговой? Ан нет!

Первая гостиная

Как писал репрессированный искусствовед Николай Греч, усадьба в Кусково – яркий образец перехода елизаветинского рококо (вариант барокко) в ранний классицизм. Такие усадьбы не были инновацией в России, подобные уже строили в Петербурге. Как остроумно замечал Греч, архитектурная традиция и мода, распространявшаяся от центра к периферии империи, претерпевала трансформации, повторяясь в бесчисленных копиях копий. Причем, чем далее от эпицентра моды – Петербурга, тем нелепее и поверхностнее было копирование. Кусковскую усадьбу Греч считал удачной копией первого круга, почти зеркальным отражением некоторых петербургских построек.

Парадная столовая

Блистательный двор находился в 18 веке в Петербурге, Москва считалась городом старозаветным и архаичным. Блеск, мода, новшества, богатство – все было сосредоточенно в Северной Столице, в Москве жили, в основном, вельможи опальные. Петр Борисович к ним вроде бы не относился, да и был у него огромный дом в Петербурге. Он взялся за строительство именно в подмосковном Кусково, так как совсем неподалеку находилось родовое имение его жены Варвары Черкасской - Вишняки. Рядом же в селении Перово императрица Елизавета решила устроить себе летнюю московскую резиденцию. Здесь, вдали от Петербурга, граф захотел построить летнюю усадьбу, ничем не уступавшую столичным дворцам, здесь он воплотил все новшества, бывшие в моде в Петербурге.

Плафон "Слава рода Шреметьевых" работы Луи Лагрене

Комнаты расположены амфиладой

200 тысяч крепостных - строить усадьбу-дворец, как вы понимаете, было кому!
Конечно, пригласили для работ и иностранных умельцев – основные работы по разработке проекта дворцовой постройки принадлежат Карлу Бланку. Некоторые исследователи называют другое имя – Шарль де Вайи, учитель самого Баженова. Возможно, к постройке дворца причастны оба архитектора. Еще один иностранец принимал участие в создании лепной отделки фасадов и интерьеров – Иоганн Юст. Французский художник Луи Лагрене занимался живописным оформлением – его кисти принадлежит часть росписей стен. Несколько плафонов расписал другой француз - Шарль Легрен.

Прихожая-гостиная (Шпалерная)

Малиновая гостиная

Если интерьеры Грота создал Фохт (на это ушло около 10 лет), то сам проект здания уже бесспорно принадлежал Федору Аргунову. Наружный декор разработал другой крепостной – Михаил Иванович Зимин, он вырезал скульптуры в нишах. Рокайльные решетки Грота изготовили крепостные кузнецы из шереметьевского села Павлово на Оке.

Малиновая гостиная

Парадная опочивальня

Парадная опочивальня

Убранство Кабинета-Конторки

Бисерный столик в опочивальне графини

Все эти затеи были рассчитаны не столько на хозяев, сколько на гостей. Кусково был дворцом увеселительным, представления и приемы здесь иногда давали в среднем два раза в неделю, а по праздникам до 5 дней в неделю. Принимали разом несколько тысяч гостей. По сохранившимся воспоминаниям очевидца во время одного приема сюда прибыло одних только карет 2800 штук, не считая других разного рода повозок! Екатерина Вторая здесь бывала как минимум 6 раз (напомню, что жила она в Петербурге), один раз она даже приволокла с собой австрийского императора Иосифа. Во время одного из пребываний императрицы был дан грандиозный прием. По озеру плавала целая гребная флотилия, включая небольшую галеру с шестью пушками, салютовавшими монархине. Во время фейерверков было сделано несколько тысяч залпов. Присутствующие иностранцы поражались, как это можно - истратить несколько пудов пороху ради минутной забавы.

Знаменитый портрет кламычки-воспитанницы Аннушки (работа И.Аргунова)

Одна из самых красивых комнат - вседневная опочивальня

В одном из уголков парка был расположен Воздушный театр – часть его и сейчас можно видеть – это система ширм, шпалер и пергол, некогда окружавшая сцену и зрительские места. Здесь в хорошую погоду давал представления знаменитый шереметьевский театр. О театре мы поговорим позже, а я хотела бы подвести вас к дворцу.
Кусковский дворец воспринимается как основная постройка, в которой хозяева проводили большую часть времени. Утверждают нас в этой мысли и спальни с роскошными кроватями под балдахинами, однако, все это – всего лишь иллюзия. Хозяева никогда не спали во дворце, для этого предназначались другие постройки и помещения, дворец же был предназначен исключительно для приемов и балов. По своим размером он не очень велик, пропорции его спокойны и гармоничны. Устройство комнат анфиладное, то есть, в очередную комнату можно пройти, минуя предыдущую.

Кабинет-конторка

Обещала вернуться к рассказу о театре. Сценических площадок здесь было три – уже упомянутый Воздушный театр, Малый театр в Турецком павильоне и роскошное здание Большого театра – оно, к сожалению, не сохранилось. Первое здание возвели при Петре Борисовиче, а перестроил его уже Николай Петрович – ему старый театр казался тесным и убогим для приема сановитых гостей. Интерьер нового театра был отделан с царским размахом, пышные декорации менялись, сопровождая каждое новое действие. А вот поначалу картонные декорации Шереметьевы не очень любили, при Петре Борисовиче они использовались ещё в минимальном количестве.

Здание театра, не сохранившееся до наших дней

Парадная опочивальня

Малиновая гостинная. Бюсты четы хозяев работы Ф.И.Шубина

Похоже, Прасковья обладала удивительной грацией и пластикой, а также даром перевоплощения. Она довольно быстро стала примой, хотя любовницей в то время еще не была. Ей рукоплескали венценосные особы – на одном из представлений присутствовала Екатерина Вторая с Августом Понятовским. Известная история – после спектакля она одарила артистов, а Прасковье преподнесла перстень с бриллиантом. Ей, наверное, понравилась игра Жемчуговой, а не ее пение – императрица была на редкость не музыкальна. В своих дневниках она жаловалась, что совсем не понимает музыки, ее слух воспринимает ее, как ненужный шум.

Интерьер Итальянского домика

Шкафчик в Итальянском домике

Хочу напомнить имена еще нескольких крепостных мастеров, связанных с усадьбой.
Так, при театре работал композитор Степан Аникиевич Дегтярёв, создатель 60 концертов и ораторий, некоторые из которых исполняются до сих пор. Дегтярёв учился в Италии, а вернувшись, тяжело переживал свое рабское положение. От горя он запил. Вольную ему все-таки дали через долгие годы, но к тому моменту талантливый композитор уже практически спился.
Руководил театром, а также библиотекой и архивом Василий Григорьевич Вороблевский. В юности он тоже учился за границей, знал несколько языков. Вороблевский переводил иностранные пьесы для театра на русский язык. Он так и умер крепостным.
Над созданием декораций трудился Кондратий Фунтусов – художник-декоратор, родственник Михаила Фунтусова – костромского иконописца, тоже крепостного Шереметьевых. В оформлении сцены и костюмов принимали участие также крепостные художники Иван Волохов, Григорий Мухин и Семен Калинин. Механические приспособления, приводящие в движение части сцены, разработал и построил талантливый крепостной механик Михаил Иванович Пряхин. Надо сказать, что на оформление сцены Николай Петрович не скупился. Кроме крепостных привлекались и профессиональные художники-иностранцы, которым платили гонорары на два-три порядка большие, чем крепостным.
Еще одно имя сохранила для нас история - некоторые плафоны в постройках нарисовал крепостной живописец Петр Красовский.
Двое крепостных зодчих трудились над созданием колокольни церкви Спаса Нерукотворного на территории усадьбы – Алексей Федорович Миронов и Григорий Ефимович Дикушкин. Миронов также участвовал в постройке некоторых павильонов.

Интерьер Грота

Нельзя не упомянуть и о династии живописцев Аргуновых. Об одном из представителей этого талантливого рода я уже писала – об архитекторе Федоре Аргунове. Почти в это же время работал его двоюродный брат - каменщик Алексей Аргунов,
Наиболее знаменитым стал Иван Петрович Аргунов, талантливейший портретист, создавший целую галерею портретов своих знатных современников. Одну только Прасковью Жемчугову он писал раз десять. Один из ее портретов – беременная графиня в красном полосатом халате, он написал уже после смерти несчастной. Иван так и умер в неволе, вольную получила уже его дочь перед своей свадьбой в 1807 году. Прославился так же и сын его Николай Иванович – тоже художник. Знаменит был и второй сын Ивана - Яков Иванович Аргунов, гравер и рисовальщик. Николай и Яков тоже получили вольную от Николая Петровича Шереметьева. Павел Иванович Аргунов, третий сын знаменитого живописца, стал архитектором. Он произвел основные работы при постройке Останкинского дворца Шереметьевых, прожил 38 лет и умер крепостным. Еще один Федор Аргунов (Федор Левонтьевич) – тоже был художником и умер в страшной нищете. Был и еще один портретист – Никита Аргунов.
Предполагаю, что существовала определенная иерархия крепостных. Так, на самой низшей ступени находились пахотные крестьяне и чернорабочие. Те, кто обслуживал господ в доме, находились на более высоком уровне иерархии. Крепостные, обладающие определенными талантами, а особенно артисты и художники и вовсе были счастливчиками. Возможно, некоторые вполне довольны были своей судьбой, ведь барин нередко оплачивал их обучение и всячески выделял из толпы слуг. Возможно. Спросить теперь не у кого.

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

5 причин посетить Кусково зимой

Недавно получила интересный опыт посещения усадьбы Кусково в зимнее время года и спешу поделиться с вами впечатлениями.


Бывшее имение графов Шереметевых было задумано для пышных приёмов гостей и увеселений преимущественно в теплое время года. Прекрасный французский парк с павильонами и беседками, оранжереей и кунсткамерой, зверинецем и охотничим домиком, пруды с небольшой флотилией - все это привлекало множество гостей.


В 1918 году Кусково получило статус музея-усадьбы, а в 1938 туда переведен музей керамики.

И первая причина для посещения усадьбы зимой - прекрасные выставки фарфора и керамики, проходящие в бывших оранжереях.


К сожалению, фотосъемка коллекций фарфора запрещена, а экспонаты были прелюбопытные, особенно на выставке к 250-ю завода в Вербилках (бывшая мануфактура Гарднера).


Вторая причина - архитектура и интерьеры усадьбы. Зимой все линии четче и есть какое-то своеобразие в заснеженных аллеях.



Следы былой роскоши.


Уникальный грот, с отделкой из ракушек похож на морское царство.





Павильон Эрмитаж когда-то был оснащен передовой машинерией.


Тертья причина - интерьеры дворца (они восстановлены согласно описям 18 века). Стоит неспешно пройтись и полюбоваться этим великолепием.





Вот такие опочивальни мне кажутся очень уютными.



Четвертая причина - катание в санях, дети в восторге от таких зимних забав.


И пятая - очень здорово согреться после прогулки в кафешке с русской кухней. Кот тоже не остался в стороне - ему вынесли спецменю.

Усадьба Кусково в Москве — уникальный памятник садово-парковой архитектуры XVIII века, который являлся летней увеселительной резиденцией графа Петра Шереметева. Это одна из немногих дворянских усадеб, сохранившихся в первозданном виде, даже интерьеры здесь подлинные.

Усадьба Кусково в Москве

Музей-усадьба Кусково на карте

Усадьба Кусково в Москве: история создания


В XVIII веке владения усадьбы протянулись на более, чем 300 гектаров, к ним относились обширные охотничьи угодья, рощи, поля и луга. В ближней части парка находился 300-метровый канал, который заканчивался каскадным фонтаном. В небольшом отдалении от Главного дворца поместья также располагался небольшой зверинец, в котором содержались зайцы, волки, лисы и олени.

История любви

Кусково связано с одной из самых романтичных историй любви между крепостной актрисой Прасковьей Ковалевой (Жемчуговой) и графом Николаем Шереметевым — сыном и наследником Петра Шереметева, создателя великолепной усадьбы и одного из самых богатых людей в стране. Это настоящая история Золушки, удивительная для России.

Прасковья Жемчугова

Портрет Прасковьи Жемчуговой в роли Элианы

Прасковья (Параша) Ковалева была дочерью крепостного кузнеца из Ярославской губернии. С 7 лет воспитывалась и жила в усадьбе Кусково, где обучались крепостные актеры театра Шереметева иностранными педагогами. Еще в детстве она начала петь в крепостном театре Кусково, получила образование, знала иностранные языки, играла на музыкальных инструментах, получила творческий псевдоним Жемчугова. Встреча с молодым графом произошла в театре, когда он вернулся из-за границы и активно занялся перестройкой театральных зданий.

Дворец Кусково

Малиновая гостинная дворца

Прасковья была талантливой певицей, ей доверялись главные роли в опере, ее выступление произвело благоприятное впечатление на Екатерину II, посетившую новый театр в Кусково. Жемчуговой был подарен императрицей алмазный перстень.

Портрет Прасковьи Жемчуговой

Портрет Прасковьи Жемчуговой. Художник Н. И. Аргунов

Графу Николаю Шереметеву удалось получить разрешение на брак с Прасковьей не сразу. К тому времени она получила вольную, ей были сделаны поддельные документы, что она из рода польских шляхтичей Ковалевских. Графиня скончалась через три недели после рождения сына Дмитрия, в возрасте 34 лет. Ее здоровье давно было подорвано туберкулезом, из-за чего пришлось уйти со сцены.

Граф пережил смерть любимой супруги на 6 лет. Выполняя волю покойной, он активно занимался благотворительностью и основал Странноприимный дом, в котором сейчас находится НИИ скорой помощи имени Склифосовского. Сын Дмитрий унаследовал все состояние отца, он был признан законнорожденным, и продолжил заниматься благотворительностью.

Современное состояние усадьбы

Кусково

После революционных событий 1917 года последний хозяин усадьбы Кусково, граф Сергей Дмитриевич Шереметев (внук Прасковьи Жемчуговой и Николая Петровича Шереметева), передал все свое имущество в полное распоряжение большевиков — усадьбы в Кусково, Останкино, Остафьево, Вороново, Странноприимный дом и Фонтанный дворец в Санкт-Петербурге. До своей смерти в декабре 1918 года Сергей Дмитриевич вместе с художниками С.Ю. Жуковским и В.Н. Мешковым занимался составлением описи музейных ценностей усадьбы Кусково.


В 1932 году в музей был перевезен музей фарфора, созданный на основе национализированного в 1918 г. собрания русского фарфора Александра Морозова. В 1938 году два музейных комплекса были объединены в один, который на протяжении несколько десятилетий усиленно пополнялся новыми экспонатами. На сегодняшний день он включает в себя уже около 50 тысяч артефактов, регулярно организует собственные выставки, а также участвует в международных и межрегиональных выставочных проектах.

Кроме того, усадьба Кусково в Москве регулярно проводит театрально-зрелищные программы, приемы, народные гуляния, фестивали и концерты классической музыки с участием российских и зарубежных исполнителей. Здесь можно заказать торжественную регистрацию брака, покататься на лодке или конном экипаже, посетить музейные мастер-классы и экскурсии.

Достопримечательности усадьбы Кусково

Усадьба Кусково

Основной архитектурный облик поместья сложился примерно ко второй половине XVIII века, после чего имение практически не менялось, однако некоторые части комплекса не уцелели. Так, например, безвозвратно утеряны Китайская и Столбовая беседки, Дом уединения, где жила графская семья, Портретная галерея, Театр и другие постройки.

Сегодня на территории усадьбы Кусково находятся следующие здания: Главный дворец, церковь Всемилостивого Спаса с колокольней и Кухонный флигель образовывают ансамбль Почетного двора на берегу Большого пруда. Кроме них Большая каменная оранжерея, павильоны Грот и Эрмитаж, Итальянский, Швейцарский и Голландский домики.

Дворец


Деревянный дворец, окрашенный в нежно-розовый цвет (цвета утренней зари) — это композиционный центр усадьбы Кусково, который использовался для торжественных мероприятий. Он был построен в стиле раннего классицизма в 1769 — 1775 годах под руководством известного московского архитектора Карла Бланка. В XVIII веке его называли Большой дом. Южный главный фасад украшен тремя портиками с колоннами.


Парадный вход обращен к Большому пруду, его украшает центральный портик с шестью колоннами и парадной лестницей с двумя белокаменными пандусами — пологими спусками для въезда карет, на которых восседают гипсовые фигуры сфинксов. Несмотря на то, что дворец выполнен в традициях каменной архитектуры он построен из бревен и обшит тесом. Дворец одноэтажный, с антресолями и на высоком цоколе, в подвалах которого размещались винные погреба.

Танцевальный зал дворца Кусково

Танцевальный зал

Интерьеры дворца расположены анфиладой, когда двери всех комнат расположены на одной оси. Большой дом предназначался не для жилья, а для праздничных обедов, музыкальных концертов, балов и развлечений самых высокопоставленных гостей. Предназначение дворца — вызывать удивление и восхищение великолепием и роскошью убранства.

Столовая Кусково

Столовая

Церковь Спаса Всемилостивого

Церковь Спаса Всемилостивого Кусково

Спустя полвека к храму была пристроена деревянная колокольня, ставшая последней значительной постройкой в Кускове.

Кухонный флигель

Кухонный флигель Кусково

Грот в Кусково

В 1756-1761 годах в Кусково появилось одна из самых причудливых архитектурных построек — Грот. Павильон в стиле рококо возводился под руководством одаренного Федора Аргунова, который хотел, чтобы здание олицетворяло собой одновременно две стихии: камень и воду.

Павильон Грот Кусково

Строение представляет собой домик из камня, декорированный скульптурами и львиными масками, а стены интерьеров украшены ракушками, вулканическими породами и цветным стеклом. Центральная комната расписана розовой и зеленой красками, северный кабинет разрисован в холодной гамме, а южный — в теплой.


Итальянский домик


Итальянский домик был сооружен в 1754-1755 годах при участии архитектора Ю.И. Кологривова, получившего итальянское образование и крепостного Аргунова.


Домик был нужен для проведения небольших приемов, а также для хранения произведений искусства и раритетов, что сделало его похожим на маленький музей. Часть коллекции сохранилась в павильоне и сегодня.

Швейцарский домик

Швейцарский домик Кусково

В начале XX века именно тут проживал последний хозяин поместья Сергей Шереметев. А в наши дни здесь располагается Дирекция музея-усадьбы Кусково.

Голландский домик


Небольшой садовый домик появился в Кусково в 1749 году. Это маленькое здание в аскетичном стиле, больше похожее на голландскую хижину XVII века.

Голландский домик в Кусково

Рядом с домиком разбиты садик и огород, создающие иллюзию улицы, расположенной на берегу реки. Посетители усадьбы могут посмотреть на строение лишь снаружи, вход внутрь запрещен.

Павильон Эрмитаж

Эрмитаж Кусково

Эрмитаж в Кусково

Воздушный театр

Воздушный театр

Еще совсем недавно уникальным образцом единства архитектурно-паркового и театрального искусства являлся Воздушный театр имения, который сложился в 1760-х годах из сценической площадки и амфитеатра. При этом сцена театра находилась на холме, высота которого составляла около 1,5 метров и была окружена боскетами и стриженным барбарисом. Верхнюю часть сцены укрывали травяным ковром, а на время постановок ее закрывали настилом из дерева. Кулисами являлась еловая конструкция, которая не дошла до нашего времени.

Театр давал представления не только для почетных гостей, которые с комфортом располагались на трех скамейках амфитеатра. Посмотреть выступления можно было и простолюдинам, наблюдавших за актерами с парковых дорожек.

Большая каменная оранжерея

Большая каменная оранжерея Кусково

В парковом ансамбле Кусково самым значительным по величине павильоном является Большая каменная оранжерея, построенная в 1763 году архитектором Федором Аргуновым.

В то время она использовалась не только по своему прямому назначению: еще здесь проводились приемы гостей, музыкальные и танцевальные вечера. В выступающих боковых частях здания размещались игровые комнаты, а также комната садовника. Сейчас в оранжерее расположены экспозиции Государственного музея керамики.

Взгляд через крепежное кольцо

— Сергей Владимирович, расскажите о себе…

— Родился в Москве 21 ноября 1969 года. Окончил медучилище № 37 — я по первому образованию фельдшер. У меня приличный больничный стаж. А потом — девяностые. Надо было думать, как кормить семью. Тогда как раз начиналась подготовка к празднованию 50-летия Победы и 850-летия Москвы, было много работы в сфере реставрации памятников, музеев. И я перешел в одну структуру, подведомственную Комитету по культуре.

— Почему в сферу культуры?

— Вы до этого здесь бывали?

Директор за партой

— И когда вы стали видеть в произведениях искусства нечто большее?

— Однокурсники знали, кто с ними учится?

— Часто жалуются, что высшее образование оторвано от практики…

— Проблемы были связаны с чисто внешними обстоятельствами. Пришлось поучаствовать и в проверке, и в судах. В результате 99 процентов претензий к нам были сняты. Существовал мораторий на оформление имущественных прав на спорные памятники (принадлежавшие то ли федеральному правительству, то ли субъектам РФ). Если они не оформлены, значит, их как бы нет, и трата денег на их содержание — нецелевое использование бюджетных средств. Эти проблемы разрешились только к 2011– 2012 годам. Некоторый порядок надо было навести в управлении музеем и контроле за денежными потоками. В 2007 году музей получил 22 млн внебюджетных доходов за год, а в 2008 году — уже 34 млн. А затем начала расти посещаемость. Тут много факторов — и усиление внутреннего туризма в связи с финансовым кризисом, а затем — с санкциями, и внимание московского правительства к сфере культуры вообще и к нашему музею — в частности.

Век нынешний и век минувший

— Фигуры львов, мимо которых мы только что прошли, сияют свежей белизной. Это все благодаря бережной реставрации?

— Нет, мы заменили 16 скульптур точными копиями. Мрамор в наших условиях разрушается, а некоторые посетители, к сожалению, этому помогают. Наши львы низенькие, поэтому им на головы иногда сажают детей, целуют накрашенными губами в мордочки. Подлинники отреставрированы, и мы планируем их выставить в Американской оранжерее — она сама на реставрации и откроется, по нашим планам, к декабрю 2020 года.

— Из-за переезда львов в помещение другим экспонатам пришлось потесниться, а такое, наверное, случается редко?

— И там покажут то, что никогда не выставлялось здесь?

— Там можно будет впервые показать публике две кареты (одна из основного собрания Шереметевых, другая поступила к нам из Музеев Кремля в 1950-е годы) и походный шатер графа Бориса Шереметева — он высотой 5,5 метра и 10 метров в диаметре. А в Кухонном флигеле, в котором они сейчас хранятся, восстановить собственно кухню, как сделали в Петергофе. Конечно, готовить там не будут, но посетителям будет интересно посмотреть на все эти медные сковородки. Сейчас всевозможные бытовые помещения в старинных усадьбах пользуются большим интересом.

С миру по квадратику

— У вас, собственно, и сейчас идет открытая реставрация — дворец укутан сеткой, но работает.

— Но теперь-то почему не провести туда отопление и электричество?

— Эта проблема обсуждается уже почти полвека. До сих пор нет однозначного ответа на вопрос, не рассохнутся ли при повышении температуры деревянные стены, не заведутся ли в них жучки. А быть Геростратом совсем не хочется…

— А каково служителям в таких архаичных условиях? Им же и чаю себе вскипятить негде?

— Реставрации проводятся на бюджетные средства?

— Кто первым купил себе квадратик?

Кино — да, каруселям — нет

— Нашествие съемочной группы, наверное, большое испытание для вас?

— А если режиссеру надо, чтобы галантный кавалер или дама были видны вплоть до туфелек? Да и паркет показать хочется?

— В таких случаях мы заставляем подклеивать к подошвам специальный войлок. Однажды эта подметка отклеилась, актер нечаянно чиркнул каблуком по паркету и оставил черную полосу. Наши хранители тут же остановили съемку и вызвали реставраторов.

— Вам не предлагали смягчить правила, превратиться в обычный парк культуры и отдыха?

Читайте также: