Кунсткамера санкт петербург стоит ли сходить

Обновлено: 07.09.2024

Слово Кунсткамера происходит от немцкого Kunstkammer, что переводится как кабинет редкостей или музей.

И слово, и идея были привезены царем Петром из своего большого европейского путешествия, который он совершил незадолго до начала войны Северной войны.

Молодой царь не собирался отставать от моды. Разобравшись на Неве со шведами, он начал строить новую столицу, а из старой приказал привести все, что могло стать основой коллекции.

Причем Петр пошел дальше европейцев, сделав Кунсткамеру не просто балаганом развлечений, но заложив основу первого в России естественно-научного музея. Но московских диковин для было слишком мало.

В 1714 году коллекция получила особый статус.

Спустя 300 лет она стала одной из крупнейших в Росии.

Изначально всё помещалось в царском Летнем дворце. В первые годы при музее даже жили некоторые живые экспонаты – карлики, уроды, монстры.

С приездом кабинета Себа началась постройка отдельного здания, а разросшийся музей временно перевезли в дом боярина Кикина, который сильно огорчил своего царя тем, что помог царевичу Алексею сбежать за границу.

Боярина казнили, хоромы конфисковали.

Но и этого Петру показалось мало, и коллекция уродцев заняла боярский дом. Более того, когда расширившуюся коллекцию перевезли в Кикины палаты, ее сделали доступной для всеобщего обозрения.


Лишь спустя 10 лет, когда здание было построено, коллекция переехала на постоянное место.

Это был весьма продвинутый по тем временам научный центр, где экспонаты занимали лишь малую часть помещений.

Здесь был открыт первый планетарий и астрономическая обсерватория, собрана самая большая коллекция научных приборов 18 и 19 веков, самый большой Академический глобус, Готторпский, внутри которого помещается скамейка на 12 человек и стол.

Основатель Российской Академии наук, Ломоносов работал здесь на протяжении 24 лет, с 1741 года.

Во времена правления Анны Иоанновны Кунсткамеру разделили на четыре части – Ботанический, Минералогический, Этнографический и Зоологический.

Сейчас там расположились также Мемориальный музей имени Ломоносова, а также музей Антропологии и этнографии.

Нельзя не сказать несколько слов о самом здании. Построено оно в стиле петровского барокко, башня его символизирует модель Солнечной системы.

Проект и место для его постройки были выбраны самим Петром, работы начались под его личным руководством, но закончились только перед смертью его жены – Екатерины Первой.

Всего построек две – сама Кунсткамера и пристроенный к нему в 1887 году музейный флигель.

В 1747 году случился пожар, полностью уничтоживший деревянную башню и верхнюю часть здания.

Ремонт длился целых 20 лет и музей вновь заработал только в 1760 году. Но верх Кунсткамеры так и остался без башни.

Ее возвели по старым чертежам уже после Великой Отечественной войны.

Восстанавливая Кунсткамеру после пожара, выполнили также декоративную отделку некоторых залов, украсили интерьеры барельефами, горельефами, скульптурами и бюстами знаменитых ученых.

Сейчас здесь представлены предметы, позволяющие изучать историю народов, населявших Северную и Южную Америку, Африку, Китай, Монголию, Индию, Австралию, Японию и ряд других стран.

Кроме того, большой интерес вызывает Анатомический раздел, в котором представлены различные аномалии, отклонения и природные редкости.

Для школьников 5-9 классов проводят тематические уроки истории, посвященные истории стран и их взаимоотношений с Россией.

Её полное современное название звучит занудно: Собрание Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого — Кунсткамера Российской академии наук.

Ну, академики всегда любили пафос. А нормальным людям не надо повторять дважды: Кунсткамера, — она и есть. :)

Стоимость входного билета:

  • взрослые (иностранцы) — 250 рублей
  • дети и студенты (иностранцы) — 150 рублей
  • взрослые (граждане России) — 150 рублей
  • студенты, школьники, пенсионеры — 50 рублей
  • вторник-воскресение с 11 до 18 часов
  • вторник-воскресение с 11 до 19 часов (летом)
  • санитарный день – последний вторник месяца
  • касса закрывается на 1 час раньше
  • Санкт-Петербург, Университетская набережная, дом 3

Место равноудалено от трех станций метро: Василеостровская, Спортивная и Гостиный двор.

  • От Гостиного двора нужно идти в сторону Адмиралтейства по Невскому проспекту, перейди Дворцовый мост. Музей окажется чуть левее моста.
  • От Василеостровской лучше всего пройти по пешеходной 6 линии до Университетской набережной, повернуть налево.
  • От метро Спортивная по проспекту Добролюбова выйти к Биржевому мосту, по нему перейти на стрелку Васильевского острова, обогнуть ее, миновать Военно-Морской музей и выйти на Университетскую набережную.

Музеи
Дворцы
Соборы, церкви
Сады, парки
Мосты
Памятники

Турфирма Арина, туроператор, Санкт-Петербург.

Кунсткамера в Санкт-Петербурге

Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого — Кунсткамера РАН

Кунсткамера или Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого в Санкт-Петербурге — это первый музей в России, был учреждён императором Петром Первым.

История Кунсткамеры

Считается, что на создание музея Петра Первого натолкнула берёза, ствол которой врос в основание другого дерева. В 1714 году коллекция редкостей Петра — Куншткамера, была перевезена из Москвы в Петербург, в Летний дворец. По указу царя в музей собирали все выявленные явные и неявные уродства людей, животных, растений. В 1718 году разросшуюся коллекцию музея перенесли в Кикины палаты, в этом же году под музей стали строить новое здание.

Ныне существующее здание было построено в стиле петровского барокко и открыто в 1734 году.

Экспозиции Кунсткамеры

Экспозиции музея антропологии и этнографии занимают несколько этажей.

Этаж 0

Этаж 1

Этаж 2

Этаж 3

Этаж 4

Этаж 5

Где находится и как доехать, телефон, время работы, сайт

Адрес: Россия, Санкт-Петербург, Университетская набережная, 3

Как доехать: Ближайшие станции метро: Адмиралтейская, Спортивная, Невский проспект

Время работы: вт-вс, 11:00—18:00

Кунсткамера в Санкт-Петербурге на карте

GPS координаты: 59.941507, 30.304511

Кунсткамера в Санкт-Петербурге — отзывы

В этой статье ещё нет комментариев посетителей. Будьте первым, напишите свой отзыв об объекте или задайте вопрос.

Кунсткамера


Координаты: 59.941499, 30.304535

Ближайшие станции: Адмиралтейская, Василеостровская, Горьковская

Время работы: смотрите здесь

Как добраться

На общественном транспорте

От ст. метро Адмиралтейская. Автобусы: 7, 24, 191.

От ст. метро Невский проспект. Автобусы: 7, 24, 191.

От ст. метро Василеостровская. Автобус №24.

От ст. метро Спортивная. Автобусы: 191, 10.

Пешком

От ст. метро Адмиралтейская. При выходе из метро налево до ул. Малая Морская. Потом направо до Невского пр. Далее налево до Дворцовой пл. и далее до Дворцового моста. Через мост на Университетскую наб. Пешком примерно 15 мин.

От ст. метро Василеостровская. При выходе из метро направо по 7-ой линии до Университетской наб. И налево по набережной до дома №3. Пешком примерно 25 мин.

От ст. метро Горьковская. При выходе из метро налево через Александровский парк до Кронверкской наб. Далее направо по набережной до моста. Через мост на Биржевую площадь и далее на Университетскую наб. Пешком примерно 30 мин.

Описание

Кунсткамера (полное название — Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого РАН) — уникальный музей в Санкт-Петербурге, в коллекции которого собраны редкие анатомические аномалии и предметы старины, связанные с историей быта разных народов мира.

Является самым первым музеем в России. Основал музей сам Петр I, впечатленный музеями европейских стран после нескольких зарубежных поездок.

Кунсткамера — музей антропологии и этнографии имени Петра Великого РАН cхема проезда на карте

Откуда

Похожие организации рядом с метро Адмиралтейская

Музеи рядом

Петровская акватория

Санкт-Петербург, Центральный, Малая Морская улица, 4/1

Гороховая 2

Санкт-Петербург, Центральный, Адмиралтейский проспект, 6

Музей восстания машин

Москва, Печатники, Волгоградский проспект, 42, к. 2

Русский музей. Строгановский дворец

Санкт-Петербург, Центральный, Невский проспект, 17

Музей Старовойтовой Г. В.

Санкт-Петербург, Адмиралтейский, Большая Морская улица, 35

Зоологический музей Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена

Санкт-Петербург, Центральный, Реки Мойки набережная, 48, к. 2

Музей печати

Санкт-Петербург, Центральный, Реки Мойки набережная, 32

Дворцовая площадь

Санкт-Петербург, Центральный, Дворцовая площадь, 2

Айседоры Дункан музей

Санкт-Петербург, Центральный, Невский проспект, 22-24

Интерактивный музей современного искусства Алексея Сергиенко

Санкт-Петербург, Центральный, Невский проспект, 22-24

Титикака

Санкт-Петербург, Центральный, Казанская улица, 7

Музей русского географического общества

Санкт-Петербург, Адмиралтейский, Гривцова переулок, 10

Музей социалистического быта

Санкт-Петербург, Центральный, Грибоедова канала набережная, 15

Государственный эрмитаж

Санкт-Петербург, Центральный, Дворцовая набережная, 34

Государственный литературно-мемориальный музей Зощенко М. М.

Санкт-Петербург, Центральный, Малая Конюшенная улица, 4

Музей Теней

Санкт-Петербург, Центральный, Большая Конюшенная улица, 5

Всероссийский музей А. с. Пушкина

Санкт-Петербург, Центральный, Реки Мойки набережная, 12

Всероссийский музей А.С. Пушкина

Санкт-Петербург, Центральный, Реки Мойки набережная, 12

Музей В.В. Набокова

Санкт-Петербург, Адмиралтейский, Большая Морская улица, 47

Музей В. В. Набокова

Санкт-Петербург, Адмиралтейский, Большая Морская улица, 47

Музей советских игровых автоматов

Санкт-Петербург, Центральный, Конюшенная площадь, 2-В

Тропический рай

Санкт-Петербург, Центральный, Мучной переулок, 3

Музей четырех соборов

Санкт-Петербург, Центральный, Невский проспект, 29-31

Зимний дворец Петра 1

Санкт-Петербург, Центральный, Дворцовая набережная, 32

Музей связи имени А.С.ПОПОВА

Санкт-Петербург, Адмиралтейский, Почтамтская улица, 7

Музей русской водки

Санкт-Петербург, Адмиралтейский, Конногвардейский бульвар, 5

Исаакиевский собор

Санкт-Петербург, Центральный, Невский проспект, 29-31

Мемориальный музей-квартира Бродского И. И.

Санкт-Петербург, Центральный, Искусств площадь, 3

Музей М.В. Ломоносова

Санкт-Петербург, Василеостровский, Университетская набережная, 3

Кунсткамера — музей антропологии и этнографии имени Петра Великого РАН

Санкт-Петербург, Василеостровский, Университетская набережная, 3

Конюшенный музей

Санкт-Петербург, Центральный, Конюшенная площадь, 2

Route 66

Санкт-Петербург, Центральный, Конюшенная площадь, 2

Зоологический музей Российской академии наук

Санкт-Петербург, Василеостровский, Университетская набережная, 1-3

Государственный музей истории религии

Санкт-Петербург, Адмиралтейский, Почтамтская улица, 14

Стрелка Васильевского острова

Санкт-Петербург, Василеостровский, Биржевая площадь, 4

Музей неПравды

Санкт-Петербург, Центральный, Садовая улица, 34

Музей истории СПбГУ

Санкт-Петербург, Василеостровский, Университетская набережная, 7

Зоологический музей кафедры зоологии позвоночных Санкт-Петербургского государственного университета

Санкт-Петербург, Василеостровский, Университетская набережная, 7

Музей минералогии

Санкт-Петербург, Василеостровский, Университетская набережная, 7

Военно-морской центральный музей

Санкт-Петербург, Василеостровский, Биржевая площадь, 4

Музей императорского фарфорового завода

Санкт-Петербург, Невский, Невский проспект, 35

Русский музей. Михайловский дворец

Санкт-Петербург, Центральный, Инженерная улица, 2-4

Михайловский дворец главное здание

Санкт-Петербург, Центральный, Искусств площадь, 4

Музей истории кадетских корпусов России

Санкт-Петербург, Центральный, Садовая улица, 26

Русский Музей. Михайловский сад

Санкт-Петербург, Центральный, Инженерная улица, 2-4

Русский МУЗЕЙ. корпус Бенуа

Санкт-Петербург, Центральный, Грибоедова канала набережная, 2

Российский этнографический музей

Санкт-Петербург, Центральный, Инженерная улица, 4/1

Центральный музей почвоведения им. В.В. Докучаева

Санкт-Петербург, Василеостровский, Биржевой проезд, 6

Русский музей. Мраморный дворец

Санкт-Петербург, Центральный, Миллионная улица, 5/1

Пушкинский дом

Санкт-Петербург, Василеостровский, Макарова набережная, 4

Музей гигиены городского центра медицинской профилактики

Санкт-Петербург, Центральный, Итальянская улица, 25

Тута абсолюта

Санкт-Петербург, Центральный, Итальянская улица, 12

Музей академического большого драматического театра им. Г.А. Товстоногова

Санкт-Петербург, Центральный, Реки Фонтанки набережная, 65

Музей театрального и музыкального искусства СПб

Санкт-Петербург, Центральный, Островского площадь, 6

Центральный музей железнодорожного транспорта России

Санкт-Петербург, Адмиралтейский, Садовая улица, 50

Русский МУЗЕЙ. Михайловский замок

Санкт-Петербург, Центральный, Садовая улица, 2

Русский МУЗЕЙ. западный павильон

Санкт-Петербург, Центральный, Инженерная улица, 8

Музей александринского театра

Санкт-Петербург, Центральный, Островского площадь, 2

Русский МУЗЕЙ. Восточный павильон

Санкт-Петербург, Центральный, Инженерная улица, 10

Музей истории анничкова дворца

Санкт-Петербург, Центральный, Невский проспект, 39

Дом-Кольцо Купцов устиновых

Санкт-Петербург, Адмиралтейский, Реки Фонтанки набережная, 92

Пушкинская школа

Санкт-Петербург, Центральный, Реки Фонтанки набережная, 41

Невская Куртина музей

Санкт-Петербург, Петроградский, Петропавловская Крепость территория, 3, к. 4-Д


Первый в России музей – Кунсткамера – был учрежден по приказу Петра I, если верить ряду источников, 31 января 1714 года.


История о дереве-монстре

Центром города на берегах Невы, согласно замыслу архитекторов, должен был стать Васильевский остров. На его стрелке хотели поместить культурный центр, в который бы вошли Академия наук, библиотека, Кунсткамера и прочие институты.

Согласно версии, которой придерживаются и в Музее антропологии и этнографии, именно на Васильевском острове Петр I увидел необычную сосну. Дерево было редким и представляло аномалию, которых впоследствии будет немало выставлено в Кунсткамере. Ветка сосны умудрилась вырасти из ствола и вернуться в него назад. Получалось, что отросток образовал петлю, напоминающую ручку от кружки.


Ствол дерева с особенностью, на которую обратил внимание царь. Фото: Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого РАН

Удивительно, но эта ветка, вместе с куском ствола сосны, не исчезла. Её по-прежнему бережно хранят в Кунсткамере. Посмотреть на редкость, повлиявшую на решение царя, можно и по сей день.

В конце XVII века во время визита в Амстердам Петр I встретился с известным бальзамировщиком Фредериком Рюйшем. У него царь впоследствии выкупил большую коллекцию примеров заспиртованных анатомических отклонений: Петр понимал, что вскрытие человека может дать большой простор для медицины в плане дальнейшего изучения болезней.


Голова великана

Петр I путешествует по миру и привозит в Петербург из Коле француза-гиганта Николя Буржуа. Его рост был 226,7 см. Царь назначил его на должность гайдука.

Буржуа ушел из жизни в 1724 году – причиной стал апоплексический удар. Царь решает, что Кунсткамере послужит скелет и сердце великана.

Карлик с клешнями

Голова Марии Гамильтон

Камер-фрейлина Екатерины I и любовница Петра I Мария Гамильтон была детоубийцей и воровкой. При дворе она имела отношения не только с царем, но и с денщиком императора Иваном Орловым. От последнего она была трижды беременна, и два раза ей удавалось избавиться от плода при помощи лекарств, третьего родившегося малыша она убила, а тело отдала своему привратнику. Кроме того, когда открылась страшная тайна, выяснилось, что Гамильтон воровала у Екатерины ценности. В ходе обыска они были найдены у нее в покоях.


Петр I не потерпел детоубийства и приказал отрубить голову Марии Гамильтон. Приговор привели в исполнение 14 марта 1719 года на Троицкой площади в Петербурге.

Уже в конце XVIII столетия княгиня Екатерина Дашкова, когда начала проверять счета Российской Академии наук, заметила необыкновенно большой расход спирта. Смотритель, вызванный к начальству, рассказал, что спирт ушел на научные цели – для смены раствора в больших стеклянных сосудах с двумя человеческими головами – мужской и женской, которые хранились в подвалe около полувека.

Дашкову эта история заинтересовала. Свершившись с документами, она выяснила, что заспиртованные головы принадлежат Виллиму Монсу и той самой Марии Гамильтон.

По одной из версии, головы осмотрела Екатерина II и приказала захоронить их в том же подвале.

Согласно другим сведения, голова Монса до сих пор находится в Кунсткамере. А вот голова Марии могла пропасть при довольно странных обстоятельствах. Якобы спирт из колбы был выпит, а голова исчезла. Тогда к морякам стоящего напротив здания на Университетской набережной корабля обратились с просьбой найти экспонат хранители музея. Матросы пообещали, но пропали на долгое время. Почти через год они появились в Кунсткамере и предложили вместо одной головы Гамильтон три, но подстреленных ими басмачей.

Также существует версия, что эта голова принадлежала не английской леди, а 15-летнему мальчику.

Не доживший создатель

Отдельное здание для петровской коллекции достроили только в 1734 году. Строительство постоянно прерывалось и шло с осложнениями.


Петр I в 1698 году, когда еще только задумывал реализацию комнаты редкостей. Фото: репродукция/ Г. Кнеллер

Смерть человека стала причиной переезда редкостей в 1718 году. Тогда был казнен за причастность к делу церасевича Алексея опальный вельможа Александр Кикин, а его дом - конфискован. В Кикиных палатах и разместилась коллекция царя, а также библиотека. В этом же году, спустя четыре года после учреждения, началось строительство здания на Васильевском острове. Кунсткамера же пробыла в Кикиных палатах до 1728 года.

Петру I, скончавшемуся после тяжелой болезни в 1725 году, увидеть экспонаты в историческом здании так и не удалось.

Уничтожающее пламя

Разрушительное происшествие, будто расплата за ореол мистики, случилось 5 декабря 1747 года. В ту пору в Кунсткамере уже работал Михаил Ломоносов. Он также стал свидетелем страшного пожара.

Огонь разгорелся в башне у западного крыла галереи. Полностью выгорела деревянная башня, в которой была обсерватория с инструментами. Там был и знаменитый Готторпский глобус. В итоге от него осталась только дверца и металлический остов.

Огонь, произошедший из-за неисправности оборудования отопления, уничтожил и шкафы с этнографическими коллекциями.

Но больший ущерб произошел от того, что служащие Кунсткамеры, опасаясь, что огонь перекинется на всё здание, начали выбрасывать на снег документы, книги и вещи. Ночью существенную часть экспонатов похитили.


Сохранившиеся редкости перевези в дома Демидова и Строганова, Которые были недалеко от Кунсткамеры.

Экспонаты вернулись в отремонтированное здание лишь в конце 1766 года. Однако башня Кунсткамеры в ее историческом виде была восстановлена лишь через 200 лет.


Если вы бывали или постоянно проживаете в Санкт-Петербурге, то наверняка хоть раз, но прогуливались по Университетской набережной, что расположилась на Васильевском острове. Возможно, многие из вас посещали Музей антропологии и этнографии Петра Великого, или проще Кунсткамеру. Но знаете ли вы, что в тайном дворике этой самой Кунсткамеры есть частичка Южной Колумбии? Не знали? Тогда пойдёмте со мной.


Идём в питерский двор…


На заглавном фото не Кунсткамера, а скульптурная группа Нептун на колеснице, украшающая здание Биржи. Кунсткамеру я почему-то не сфоткала, только табличку:


В тот день мы в Кунсткамеру не попали, так как по понедельникам музей не работает. Но на самом деле я и не планировала посещать его в ту поездку: на дворе было лето, дождливое, местами ветреное, как потом выяснилось, самое холодное за последние 20 лет в Питере, но всё же лето. Которое жалко тратить на походы по музеям, оставим их лучше на зимнее время. А пока хотелось просто гулять по паркам, вдоль водных каналов, по питерским улицам, иногда заглядывая во дворики.
На Васильевском острове меня интересовал один конкретный дворик, о котором я узнала совершенно случайно. Попасть в него можно, если обойти Кунсткамеру с любой стороны, хоть справа, хоть слева. Дворик совершенно неприметный и случайно туда не зайдёшь:


Так что же такого интересного находится в этом месте? А вот что: там расположились статуи идолов из Южной Колумбии, которые ну никак не ожидаешь встретить в Питере:


Как же попали индейские боги в этот укромный уголок?


По одной из легенд каменные статуи привезли из экспедиции по Центральной Америке в конце 19 века. Тогда во время шторма большая часть трофеев была утеряна, но несколько идолов удалось спасти и привезти в Санкт-Петербург. Но дирекция музея отказалась установить их в залах и поэтому их поставили на улице. Из-за своего мистического могущества статуи остались целыми и невредимыми во время революционных потрясений и блокады.
Но это только легенда, причём одна из многих:


Опровергли все эти мифы сотрудники Музея антропологии и этнографии. Оказывается, во время своего путешествия по Южной Америке путешественник Степпель снял гипсовые слепки с древних скульптур в долине Сан-Августин. Там, по всей ее территории разбросано несколько сотен каменных изваяний и некоторые имеют высоту до пяти метров. Эти индейские боги охраняли гробницы вождей, находящиеся под землей:


По снятым слепкам в 1913 году в Германии были изготовлены скульптуры богов и затем их привезли в Петербург. Настоящие же каменные идолы все еще стоят в долине Сан-Августин в Южной Колумбии и созданы они были действительно в древности – в первом тысячелетии нашей эры.
Сотрудники музея поместили привезенные скульптуры в сарай, поскольку это были не оригиналы, а только копии древних идолов. Там они и пролежали до середины 60-х годов прошлого века, когда их выставили во двор на всеобщее обозрение. И переносить в другое место тяжеленые скульптуры пока не собираются:

Всё-таки расскажу вам пару-тройку легенд об этих идолах, уж больно они (легенды) забавные)))


№1. Во дворе Кунсткамеры нельзя говорить неправду, иначе последует кара. Именно поэтому многие девушки сюда приводят возлюбленных, чтобы узнать правду об их чувствах. Место это немноголюдное и поэтому здесь удобно выяснять отношения.
А если выяснения отношения окажутся настолько бурными, что нужно будет спрятать сами понимаете что, то это явно не составит труда)))
Подтвержаю: за всё время, что мы там находились, не встретили ни одного человека.


№2. Когда каменных идолов решили переместить в другое место, все деревья вокруг завяли и чтобы не гневить богов, скульптуры вернули на их прежнее место.


№3. Если посмотреть внимательно, то можно увидеть, что листья стоящих рядом деревьев тянутся к центру фигуры, образованной статуями. Видимо, мистический центр расположен в центре этой фигуры. Мистическим центром, судя по всему, служит вот эта милая круглая клумба:


Недалеко от неё находится бог созидания по имени Тлоке Науаке, а рядом - бог сева и весеннего цветения Шипе-Тотек, в жертву которому ацтеки приносили ободранную человеческую кожу. Ну, тут я уже совсем не могу разобраться, кто есть кто, потому как ни с одним идолом я не увидела рядом ни весенних цветов, ни человеческой кожи)))
Решила поместить эту фотку. А вдруг угадала?


Чтобы был понятен масштаб скульптур, помещаю фото одного идола в обнимку с моим мужем. Они подружились. На всякий случай уточню, что мой муж – тот идол, что справа в тёмных очках)))

Как вы уже догадались, к нам в Россию из Южной Колумбии привезли слепки с карликовых идолов, потому как мой муж мужчина, конечно, не маленького роста, но явно не дотягивает до пяти метров.


Вот такой неприметный, но забавный дворик с южноколумбийским акцентом вы можете обнаружить, если не поленитесь заглянуть за парадный фасад Кунсткамеры:


В общем, как окажетесь в Питере приблизительно вот в этом месте, то ищите рядом древних колумбийских богов:

И ещё, тоже на всякий случай: парни хоть и из Колумбии, но наркотиков у них нет. Мы не спрашивали, но на наркодилеров они не похожи)))

Кунсткамера в Санкт-Петербурге изначально представляла собрание диковинок, прежде всего, в области физиологии и анатомии человека. Постепенно коллекция дополнялась новыми артефактами, связанными с культурно-бытовым укладом разных этнических сообществ. Таким образом, кабинетная экспозиция трансформировалась в академическое научное учреждение – Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской АН.

История

Кунсткамера в Санкт-Петербурге

Строительные работы продолжались в 1718 – 1734 гг. Ими поочередно руководили архитекторы:

Корпус выполнен в барочном стиле. Он объединяет 2 трехэтажных здания с купольной башней. Широкая публика была допущена для осмотра экспозиции в 1719 г. С момента своего появления Кунсткамера исполняла просветительскую функцию, знакомила посетителей с разнообразными материалами в области естественных наук. После создания Российской академии наук в 1724 г. она вошла ее в состав. Для пополнения экспозиции были организованы специальные этнографические экспедиции, которые собирали раритеты в отдаленных регионах России и за рубежом.

После размежевания существующих коллекций образовалось 7 музейных учреждений:

  • Минералогический
  • Ботанический
  • Зоологический
  • Анатомический
  • Этнографический
  • Египетский
  • Азиатский
  • Кабинет Петра I

В конце 70-х гг. 19 в. этнологическое собрание преобразовано в Музей антропологии и этнографии. С 1903 г. он носит имя Петра Первого (Великого). В 90-е гг.20 в. Кунсткамера была внесена в перечень объектов культурного наследия Российской Федерации. Она, по праву, носит звание старейшего публичного музея страны.

Экспозиция

Кунсткамера в Санкт-Петербурге

Общий состав фондов музея включает свыше 1,880 млн. экспонатов. Представленные на всеобщее обозрение вещи имеют историческую, культурную и научную ценность.

Тематический подбор предметов осуществлялся по 2 главным направлениям:

Отдельную категорию представляют научные приборы и модели. В их число входит знаменитый гигантский глобус.

Большой Готторопский глобус

Кунсткамера в Санкт-Петербурге

Уникальный 2-х сферный глобус был изготовлен в середине 17 в. по инициативе Шлезвиг-Гольштейнского герцога Фридриха III. Его главная особенность в моделировании поверхности земного шара (снаружи) и звездного неба (изнутри). Необычный проект предложил и разработал Адам Олеарий. Конструкция глобуса-планетария представляла собой огромный шар (диаметром 3,1 м) с пустым пространством во внутренней части. Поверхность состояла из металлических пластин, скрепленных между собой и оклеенных холстом. Сверху была нанесена географическая карта, изображающая материки и океаны.

Внутренняя плоскость напоминала небо, на котором различались созвездия. Специальный механизм создавал иллюзию движения небесных тел. Зрители попадали в планетарную камеру через люк. Помещение было рассчитано на одновременное пребывание 12 человек. Для удобства посетителей внутри шара оборудовали скамью и стол. Общая масса глобуса составляла 3,5 т.

Он считался самым крупным в мире. В честь замка Готторп, где проживал изобретатель, модель получила прозвание – Готторпский. Глобус был преподнесен в дар русскому царю Петру в 1713 г. В 1716 г. он прибыл в российскую столицу и был помещен в башне Кунсткамеры.

Во время крупного пожара 1747 г. гигантский шар полностью сгорел. От первоначальной модели уцелела лишь дверца люка. Воспроизведением аналогичного образца в 1748—1752 гг. занимались:

  • Б. Скотт и Ф. Н. Тирютин – механики
  • И. Ф. Трускот – картограф
  • И. Э. Гриммель – живописец

Новый глобус-планетарий установили в отдельном здании, а в начале 20 в. перенесли в Адмиралтейство. В начале 40-х годов модель попала на территорию Германии и была возвращена Советскому Союзу в 1948 г. В настоящее время Большой Академический (Готторпский) глобус выставлен на всеобщее обозрение на 4-5 этажах музейного корпуса Кунсткамеры. Для его осмотра требуется приобрести отдельный билет.

Разделы

Структура современного музея состоит из 8 разделов, 6 из них посвящены культуре и быту населения разных частей света. Основу коллекции представляют аутентичные предметы, привезенные из дальних экспедиций российскими путешественниками И.Ф. Крузенштерном, Ю.Ф. Лисянским, Ф.Ф. Беллинсгаузеном, М.П. Лазаревым, Н.Н. Миклухо-Маклаем. Собранные в Кунсткамере вещи, наглядно демонстрируют особенности жизненного уклада этносов, их религиозные верования, традиционную культуру.

Коренное население Северной Америки

Кунсткамера в Санкт-Петербурге

Североамериканский континент представляют исконные жители – индейские племена и народы Севера (алеуты, эскимосы). В фондах раздела хранятся экспонаты из экспедиций И.Вознесенского. Среди наиболее ценных раритетов:

  • индейские трубки мира
  • снаряжение шамана
  • промысловые орудия эскимосов
  • одежда из рыбьей кожи, оленьих шкур, внутренностей морских животных

Япония

Кунсткамера в Санкт-Петербурге

Японские острова издревле населяют две этнические общности, отличающиеся своим цивилизационным укладом:

В Кунсткамере собрана обширная коллекция традиционных рыболовецких принадлежностей (крючков, сетей, ловушек), которые использовали местные жители. Богатая культура Страны Восходящего Солнца представлена старинными изделиями, выполненными с большим мастерством. Миниатюрные резные фигурки – нэцкэ, в прошлом исполняли роль брелков.

С их помощью на поясе закрепляли нужные предметы, поскольку наличие карманов в кимоно не предусмотрено. Часть Японского раздела посвящена воинскому сословию – самураям. Снаряжение и оружие средневековых воинов удивляют своей искусной отделкой и красотой.

Африка

Кунсткамера в Санкт-Петербурге

Первые экспонаты для Африканского раздела были собраны во время путешествий В.В.Юнкера в 1875-1878 гг. В числе редких артефактов:

  • фигурки предков племени барии
  • костюмы участников тайных союзов
  • маски-наголовники
  • литье из Бенина
  • оружие племени акка

Африканская коллекция (св. 11 тыс.предметов) отображает разные стороны жизни народов Черного континента.

Ближний и Средний Восток

Исламская культура широко представлена в залах, посвященных странам Ближневосточного региона. Ведущую роль в экспозиции играет священная книга мусульман – Коран. В музее хранятся ее рукописные и печатные образцы. Кроме того, посетители могут увидеть письменные принадлежности, ткани, оружие, утварь.

Китай

Кунсткамера в Санкт-Петербурге

Древняя культура Поднебесной империи нашла отображение в китайском разделе. В нем собраны изделия из лака, фарфора, эмали, дерева, кости, камня. В залах размещены образцы этнической одежды. Цивилизационную значимость региона подчеркивают изобретения, сделанные древними китайцами – компас, сейсмограф, кипятильник на солнечной энергии и другие.

Монголия

Центральное место в монгольском зале занимает традиционное жилище кочевников – юрта. Ее внутреннее пространство имеет четкую организацию, делится на мужскую и женскую части. К повседневным атрибутам кочевой жизни относится конская упряжь, седла, попоны, богато украшенные орнаментом. Неподдельный интерес посетителей вызывает шаманская флейта, сделанная из кости человека.

Индия. Индонезия

Кунсткамера в Санкт-Петербурге

Колоритные экспонаты рассказывают о жизни народов Южной Азии. В фондах музея хранятся деревянные статуэтки, ритуальные маски, национальные костюмы. Отдельную категорию составляют предметы театрального искусства – марионетки и плоские куклы театра теней. Ценителей оружия заинтересуют оригинальные кинжалы-крисы из Индонезии. Самый необычный экспонат раздела – огромная статуя демона-хранителя (ракшас).

Индокитай

С традиционной культурой и искусством стран Юго-Восточной Азии можно познакомиться в специальном разделе. На стендах выставлены образцы буддистской скульптуры, театральные маски, музыкальные инструменты, а также бытовые предметы (посуда, утварь), национальная одежда, оружие.

Корея

Жителям Корейского полуострова посвящен отдельный раздел. В нем собраны древние артефакты и предметы, представляющие самобытную культуру корейцев. Особого внимания заслуживает подборка фарфоровых и керамических изделий, выполненных в технике прозрачной глазури (селадон).

Первые естественнонаучные коллекции Кунсткамеры

Кунсткамера в Санкт-Петербурге

Петр Первый задумывал Кунсткамеру, как собрание раритетных материалов, связанных с естественными отраслями научных знаний. Во время своего европейского вояжа он приобрел две крупные коллекции:

Кроме того, был издан царский указ, предписывающий доставлять в столицу редкостные артефакты, обнаруженные на территории России. Биологическое собрание сбереглось и демонстрируется посетителям. Особое впечатление производят заспиртованные препараты, показывающие аномалии развития человеческого организма.

Академия Наук XVIII века и М.В. Ломоносов

Академический раздел также содержит информацию о деятельности других выдающихся российских ученых:

  • Д. Бернулли
  • Ж. Делиля
  • Г. Ф. Миллера
  • Л. Эйлера

Первая астрономическая обсерватория Академии наук

Кунсткамера в Санкт-Петербурге

В 1725 г. по приглашению Российской Академии наук в Петербург приезжает известный французский астроном Ж. Делиль. По его требованию 3,4 и 5 этажи башни Кунсткамеры переоборудуются под обсерваторию. Она начала полноценно функционировать с 1735 года. В 1747 г. в башне произошел сильный пожар и все оборудование сгорело.

Музейная коллекция, посвященная Петербургской обсерватории, включает старинные научные приборы и инструменты:

  • подзорные трубы с разным фокусом
  • астрономические часы
  • оптический квадрант

Время работы и стоимость билетов

Для посещения музей открыт со вторника по воскресенье. Выходной по понедельникам. Санитарный день в последний вторник каждого месяца. Экспозиция закрыта в праздничные дни (31.12,1.01,1.05).Рабочее время 11-19 ч.

  • 300 рублей для взрослых
  • 100 рублей для школьников,студентов,пенсионеров

Ежемесячно (апрель-сентябрь) в 3-й четверг музейную экспозицию можно осмотреть бесплатно. Льготные билеты выдаются в кассе.

Где находится и как добраться

Читайте также: