Можно ли посетить космодром плесецк

Обновлено: 18.09.2024

Из Каргопольского края в Архангельск я добирался через Плесецк — посёлок городского типа, стоящий на Архангельской железной дороге. Плесецк для посёлка довольно крупный, — население его составляет 10 тысяч жителей (при распаде СССР было 14 тысяч). Плесецк, в отличие от старинного Каргополя, не очень примечателен: это почти полностью советский рабочий посёлок и одно из олицетворений другой стороны Русского Севера — промышленной. В Плесецке я провёл несколько часов вечером после очень жаркого дня (днём по ощущениям было не меньше 30 градусов), дожидаясь поезда на Архангельск.

На Русском Севере в эту поездку меня часто сопровождала жаркая погода. В то же время, Север есть Север, — чем дальше, тем ярче солнце (и поэтому восприятие жары усиливается), и тем светлее летом ночи. При въезде в Плесецкий район природный пейзаж как-то "суровеет": лугов почти не остаётся, вокруг уже настоящая тайга, среди деревьев всё чаще встречается лиственница, которой в Каргопольском районе почти нет. Автодорога из Каргополя в Плесецк, кстати, отличного качества, — её не так давно реконструировали. Добрался я в Плесецк автостопом, продолжив путь на север уже по железной дороге.

Название Плесецк у многих на слуху, благодаря космодрому. Но на самом деле, сам Плесецк к Плесецкому космодрому никакого отношения не имеет. Дело лишь в названии: космодром действительно расположен в 45 километрах от Плесецка, но обслуживается он городом Мирный (32 тысячи жителей), до которого отсюда всего 6 километров. Но Мирный — закрытый город, и без пропуска туда не попадёшь. В советские времена этот город даже не обозначали на картах.

А Плесецк породила железная дорога. Магистраль Вологда - Архангельск была открыта в 1897 году и до 1914 года была узкоколейной. Здесь, тогда ещё в Онежском уезде Архангельской губернии, появилась станция Плесецкая, которая называется так и поныне.

2. Железнодорожный вокзал, к сожалению, испортили сайдингом, поэтому теперь он откровенно невзрачен.

3. Вид со стороны путей (снимок сделан уже перед отправлением в Архангельск). Таким видят Плесецк люди, регулярно ездящие дальше в северном направлении.

Несмотря на то, что направление на железной дороге здесь почти одно, расписание на вокзале Плесецка довольно немаленькое. Поезда в Архангельск ходят и из Москвы (два поезда), и из Питера, и из Котласа. Только приехав в Плесецк, я видел на вокзале странно в этих краях смотрящийся белорусский поезд Минск - Архангельск (просто забавно в Архангельской области видеть вагоны с надписями "Беларуская чыгунка"). Есть ещё поезд Москва - Северодвинск, есть Вологда - Мурманск, который, не доходя до Архангельска, сворачивает на станции Обозерская в сторону Карелии. А летом назначают и несколько дополнительных поездов на южные курорты.

4. Хоть и, как уже сказано, к космодрому сам Плесецк не имеет отношения, напоминание о нём в виде ракеты на станции всё-таки есть.

5. Осмотрев вокзал, я пошёл гулять по этому маленькому городку. В центр от вокзала ведёт улица Партизанская.

6. Плесецк — это типичный лесопильный Русский Север. Деревянные мостки вдоль улиц, деревянные сталинские двухэтажки, среди которых встречаются довольно интересные. И над всем этим — зелёная листва. На поселковых улицах слышны гудки электровозов и стук колёс, а за железной дорогой видны штабеля брёвен и лесозавод.

7. Много здесь уютных зелёных дворов:

8. Памятник у одной из привокзальных улиц. Николай Синкевич (1936-1963) — местный герой-милиционер, погибший при задержании преступников в 1963 году.

Я, конечно, не мог не обратить внимание на его польскую фамилию (тем более, что рядом есть ещё и улица Уборевича, названная в честь участника Гражданской войны в Архангельской губернии).

9. Идём дальше. Городок маленький, — несколько минут от вокзала, и уже центр.

10. Ещё один образец советского деревянного зодчества:

11. В городском парке летним вечером гуляли местные жители. Здесь же — мемориал воинам-землякам, погибшим на Великой Отечественной войне.

За мемориалом — стадион, где в тот момент ребята играли в футбол.

12. Этот заметно обветшавший дом уже расселили. Но плакаты повесили именно на него. "7 чудес Плесецкого района" на плакате — это явно почти всё про Кенозерский национальный парк, расположенный неподалёку отсюда.

13. А вот и районная администрация — видимо, самая капитальная сталинка в Плесецке. Между прочим, территория отсюда управляется немаленькая. Территории России, как известно, измеряются европейскими странами: так вот Плесецкий район больше Словении и почти равен Бельгии, но живёт в нём чуть больше сорока тысяч человек. Таковы российские просторы, и тем более, на Севере.

Как уже говорилось, население Плесецка — 10 тысяч жителей, поэтому кажется он скорее маленьким городом, и даже странно, что в своё время статус города ему так и не дали. Кроме него, в районе есть ещё три посёлка городского типа — Североонежск, где добывают бокситы (5 тысяч жителей), лесопильный Савинский (7 тыс.) и железнодорожный Обозерский (3.5 тыс.), где я побывал уже после Архангельска.

14. Почти напротив администрации — школа. Это уже более поздняя постройка.

15. За администрацией — памятник Ленину, рождающемуся из каменной глыбы. Кстати, как оказалось, его в постсоветские годы убрали, а теперь воссоздали буквально несколько лет назад.

Рядом с Лениным есть ещё скульптура лося, которую я почему-то забыл запечатлеть.

16. Некоторые улицы в Плесецке выложены бетонными плитами вместо асфальта. Так на Севере бывает нередко.

17. Ещё советское деревянное зодчество:

19. По-северному неторопливо солнце клонилось к закату. Но ночь будет совсем светлой и недолгой. На этих широтах ещё в середине июля продолжаются белые ночи.

20. Более поздняя застройка — панельные двухэтажки:

21. А это церковь Иоанна Богослова, построенная в 2000 году. Разумеется, в стиле храмов Русского Севера, как в окрестностях Каргополя. Хотя всё же, если бы крышу и главку сделали под лемех, было бы красивее.

22. Боковые улочки порой довольно неприглядны:

23. Есть в Плесецке и пятиэтажки. Причём довольно немало, — а в аналогичном по населению Каргополе их нет от слова "совсем".

24. Эти дома уже вполне в ухоженном состоянии.

25. А здесь какое-то новое здание за деревьями:

27. Копейка и поленница:

28. И типично северные дощатые мостки, характерные для богатых лесом краёв, где, к тому же, в межсезонья и во время дождей земля особенно сильно раскисает из-за болотистой почвы.

Так, погуляв по вечернему Плесецку, я вернулся на вокзал. Солнце почти зашло, был тёплый летний вечер на оживлённой станции и атмосфера железнодорожной романтики. Когда было почти десять часов, вдали засветил прожектор электровоза ЧС4Т, тянувшего собой дополнительный летний поезд Новороссийск - Архангельск, на котором мне до областного центра предстояло ехать четыре часа.

Сидячих вагонов нет, поэтому взял самый дешёвый билет в плацкарт (верхнее боковое у туалета без белья). Правда, нижняя полка подо мной была не занята, и поэтому я занял обе, положив на верхнюю рюкзак. В вагоне ехали домой с Чёрного моря загорелые архангелогородцы, поезд мчался среди лесов, а на небе закат плавно переходил в белую ночь. Расписание у поезда было довольно неудобным, — в Архангельск он приходил в два часа ночи. Я даже успел поспать, — заснул во время стоянки в Обозерской, а проснулся уже когда поезд гремел по мосту через Северную Двину. До своего хостела в Архангельске я шёл пешком по пустынному ночному городу, когда солнце уже начинало вставать.

30. Вот так выглядел вокзал в Архангельске в два часа ночи. Об этом городе — столице Поморья в дельте Северной Двины, я вскоре и расскажу в нескольких частях.


Стремительно развивалась космонавтика в 1960-е гг. Создавались новые мощные ракеты-носители, совершенствовались космические аппараты, пилотируемые корабли и межпланетные станции. Резко возросла интенсивность пусков, обеспечивающих программы науки, техники и обороны.

Если в первые пять лет начиная с 1957 г. у нас в стране было запущено 11 космических аппаратов, то во второе пятилетие их было уже 147, а в третье — 360! К 1975 г. эти показатели стабилизировались на уровне 98. 100 пусков в год.

Чтобы обеспечить такой темп пусков, одного Байконура стало уже недостаточно, а Капустин Яр по своему географическому положению не давал возможности его расширения или реконструкции под новые ракеты-носители. Таким образом, назрела необходимость создания нового космодрома для реализации научных и практических задач в основном с помощью космических аппаратов серии "Космос", "Интеркосмос" и "Молния".

В 1963 г. было принято решение о создании третьего космодрома страны на севере европейской части в районе поселка Плесецк Архангельской области. Плесецк представлял в ту пору небольшой поселок с железнодорожной станцией, ремонтно-механическим заводом и лесопилкой.


Космодром "Плесецк" (1-й Государственный испытательный космодром) расположен в 180 километрах к югу от Архангельска неподалеку от железнодорожной станции "Плесецкая" Северной железной дороги.

Располагаясь на платообразной и слегка холмистой равнине, он занимает площадь 1762 квадратных километра, простираясь с севера на юг на 46 километров и с востока на запад на 82 километра с центром, имеющим географические координаты 63 градуса северной широты и 41 градус восточной долготы. Численность персонала и населения города Мирный — 40 - 50 тыс. человек (в зависимости от объемов выполняемых задач).




Климат - резко континентальный, неустойчивый, холодный.

Основан в 1960 году как первая отечественная ракетная база МБР Р-7 и Р-7А (объект "Ангара"). При выборе местоположения в первую очередь учитывались:

- досягаемость территорий вероятных противников;
- возможность проведения и контроля испытательных пусков в район Камчатки;
- необходимость в особой скрытности и секретности.

Нужно было найти такое место для размещения ракетных частей, чтобы будущие стартовые комплексы размещались как можно дальше от южных границ, вдоль которых разворачивалось строительство американских военно-воздушных баз. Если разместить ракеты в европейской части страны или в Западной Сибири, то они будут стартовать против вращения Земли. Это уменьшает дальность полета головной части, которая была и так значительно меньше расчетно-теоретической. Кроме того, в то время крупногабаритные ракетные блоки могли быть доставлены только по железной дороге и, следовательно, стартовые комплексы не должны были размещаться далеко от железнодорожной ветки.

И такое место было найдено. Это был Плесецкий район Архангельской области. Работы, конечно, были несколько затруднены из-за тайги и болот, но та же самая тайга давала надежное укрытие стратегическому объекту: до 1966 года американская разведка практически ничего толком не знала о существовании в этих местах соединения стратегических ракет. Об этом можно сделать вывод по ряду косвенных фактов. В частности, на графике интенсивности запусков американских разведывательных спутников есть два ярко выраженных максимума: 1962 год - "Карибский кризис" и 1966 год - начало запусков спутников с архангельской земли.

11 января 1957 года было принято Правительственное постановление № 61-39 о создании военного объекта с условным наименованием "Ангара" - первого соединения межконтинентальных баллистических ракет (МБР). К тому времени в КБ С.П. Королёва уже была завершена разработка и полным ходом шла подготовка к летным испытаниям межконтинентальной ракеты Р-7.

В марте 1957 года к месту строительства прибыли первые 4500 военных строителей и в апреле началась расчистка строительного участка и земляные работы на будущей стартовой позиции. Начинать работы военным строителям пришлось в тяжелейших, но привычных условиях. По сложившейся традиции (хотели как лучше, получилось - как всегда) основные сооружения начали строить еще до того, как проложили автомобильные дороги. Весна, тает снег, грунтовые дороги в это время на Севере малопроходимы, техника доставлялась практически на руках, а не на колесах.


А космодром Плесецк (вернее, тогда еще - просто еще просто ракетный полигон) имеет совершенно четкую дату рождения. 15 мая 1957 года на Южном полигоне (ныне космодром "Байконур") начались летные испытания ракеты Р-7. Начались они неудачно - первые два пуска были аварийные. Наверное этим и объясняется некоторая задержка в назначении будущего ракетного соединения. Только 10 июля был подписан приказ МО СССР № 01635 о назначении командиром соединения офицера-фронтовика гвардии полковника Михаила Григорьевича Григорьева (в последствии он стал первым заместителем Главкома Ракетных войск стратегического назначения). И через пять дней началось официальное формирование ракетного соединения, после того, как 15 июля 1957 года гвардии полковник М. Григорьев подпиcал приказ № 1 о вступлении в должность. День подписания приказа и стал днем рождения ракетного соединения - ракетного полигона - северного космодрома "Плесецк" и отмечается как его ежегодный праздник.


4 ноября 1966 года 53-й НИИП проявил себя в новом качестве - как испытательный полигон стратегических ракетных комплексов: начались лётные испытания первой отечественной твердотопливной ракеты РТ-2 межконтинентальной дальности.

Начиная с 1968 года космодром включился в выполнение международных космических программ. 4 апреля 1972 года впервые в СССР с космодрома был запущен малый французский космический аппарат МАС-1.В 1970-80 годах здесь производилось до 40% мировых космических запусков. Всего с космодрома Плесецк осуществлено более 1600 запусков РН и выведено на орбиту свыше 1950 КА, в том числе военного назначения. Испытано и принято в эксплуатацию 10 видов РН,11 ракетных комплексов, более 30 типов КА. За большие заслуги в деле освоения специальной техники и укрепления обороны страны космодром Плесецк награжден орденами Красного Знамени (22 марта 1968 года) и Трудового Красного Знамени (18 января 1977 года).


В июле 1992 года Указом Президента РФ были созданы Военно-космические силы. В июле 1993 года Центр испытаний и применения космических средств был преобразован в Главный центр испытаний и применения космических средств, в состав которого вошли два испытательных управления.

11 ноября 1994 года Указом Президента РФ № 2077 на базе Главного центра испытаний и применения космических средств создан 1-й Государственный испытательный космодром МО РФ в составе Военно-космических сил. 15 декабря 1997 года на базе 1-го ГИК и 53-го ГИП сформирован 1-й Государственный испытательный космодром Минобороны РФ в составе Ракетных войск стратегического назначения.

В 1994 г. из шахтного пускового устройства был произведен первый пуск РС-12М2 (Тополь-М).




Один из пусков МБР 15Ж58 / РС-12М "Тополь" с полигона Плесецк, предположительно 2007-2012 г.г.

24 марта 2001 года Указом Президента РФ созданы Космические войска. С 1 июля 2001 года космодром выведен из состава РВСН и включён в состав Космических войск РФ.

В 2008 году были опубликованы параметры контракта на поиск и вывоз отработанных частей ракет-носителей, стартующих с космодрома Плесецк, из районов падения на территории Архангельской области и Республики Коми. Стоимость контракта на 2008 год составила 15 миллионов рублей (рост в 1,5 раза по сравнению с 2007 годом). В 2007 году было вывезено из районов падения более 148 тонн металлических фрагментов ракет.


В Архангельской области находится 11 районов, куда падают отработанные ступени ракет. Между правительством региона и космодромом заключен договор на утилизацию космического мусора. Но местные жители находят упавшим ступеням применение в хозяйстве. Главная ценность конверсионного металла - стойкость к коррозии и легкость. В труднодоступных с большой земли, но лежащих близ районов падения деревнях ступень может продолжить жизнь как кровельное железо, сани-волокуши. Но есть и более технологичный вариант перевоплощения.
Легкий, прочный и даровой металл по достоинству оценили охотники и рыбаки. Местные умельцы раскраивают ступень и "шьют" из нее лодки.

В настоящее время космодром имеет стационарные технические и стартовые комплексы всех типов отечественных ракет-носителей легкого и среднего класса.

О сновные виды транспорта внутри территории космодрома - железнодорожный и автомобильный.


Железнодорожная сеть космодрома Плесецк - одна из крупнейших в России ведомственных железных дорог. От железнодорожной станции Городская, расположенной в городе Мирный, ежедневно отправляются пассажирские поезда по нескольким маршрутам. Протяжённость самого дальнего из них составляет около 80 километров. На космодроме имеется военный аэродром.


Размещение космодрома в районе северной тайги и болот обеспечивало надежную безопасность и экономию средств при отводе непригодных для хозяйственной деятельности земель как под сам космодром, так и под районы падения отделяющихся частей.


В то же время он располагался не так далеко от крупных научных и промышленных центров страны. Кроме того, многие задачи, решаемые с помощью космических систем, требуют выведения космических аппаратов (например, метеоспутников) на полярные и приполярные орбиты, что целесообразно делать из районов высоких широт.

В труднейших условиях работали строители и монтажники. Зимой покров снега достигал нескольких метров, летом не меньшую трудность представляли многометровые торфяники и болота, весной небольшая речушка Емца превращалась в мощный бурный поток. И тем не менее к 1967 г. были созданы основные сооружения первых стартового и технического космических комплексов и жилой поселок.


Уже в конце 1967 г. Плесецк начал работать на космос.

Вся тяжесть первоначальных работ по созданию нового космодрома легла на плечи одного из командиров боевого ракетного соединения, дислоцированного в этом районе, опытного организатора отработки ракетной техники М.Г. Григорьева.


На космодроме Плесецк построены и действуют несколько стартовых и технических комплексов для ракет-носителей типа "Союз", "Молния", "Космос" и "Циклон", аналогичные по составу и технологии работ комплексам на Байконуре и в Капустином Яру.



Общая площадь космодрома более 1700 кв. км.

С вводом в эксплуатацию космодрома на севере страны значительно оживилась жизнь в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. С помощью регулярно запускаемых с космодрома спутников "Молния" обеспечены телевизионное вещание в восточном регионе, надежная телефонно-телеграфная связь.


Запуски спутников "Метеор" значительно облегчили прогнозирование погоды.


И, наконец, новый космодром стал еще одним местом международного сотрудничества в изучении и освоении космоса. Отсюда стартовали ракетно-космические системы с научными программами Швеции, Канады, США, Индии и Франции. За время существования Плесецка с его стартовых комплексов запущено около 500 искусственных спутников Земли серии "Космос".


С 11 ноября 1994 г. он заслуженно носит официальное название — 1-й Государственный испытательный космодром Плесецк.


Одновременно с созданием технологических объектов космодрома и осуществлением конкретных космических программ создавался и рос среди вековых сосен город испытателей с много-этажными домами, дворцами культуры, бассейном, спорткомплексом, техникумами и школами. Длительное время космодром возглавлял талантливый организатор и испытатель Г.Е. Алпаидзе.


В период 1979—1984 гг. космодром Плесецк возглавлял В.Л. Иванов, который в 1992 г. стал первым командующим Военно-космическими силами России.

Воинская часть 08324 УЦ РВСН

Место дислокации воинской части 08324 или учебного центра ракетных войск стратегического назначения находится в городе Мирный Архангельской области. В городе находится космодром Плесецк, поэтому он носит статус закрытого административно-территориального образования (ЗАТО). Учебный центр располагается недалеко от космодрома. Солдаты в/ч 08324 принимают присягу на верность Российской Федерации, а после окончания учебы по распределению попадают в другие части РВСН.

Рассмотрим более подробно воинскую часть 08324, ее историю создания, впечатление солдат, проходивших там службу, как добраться и где остановиться родственникам военнослужащих.

Впечатления очевидцев

Дедовщина или другие неуставные отношения в подразделении не возникают, поскольку новобранцы и старослужащие живут в разных казармах. Мобильные телефоны выдают курсантам только в воскресенье, а во время учебного процесса они находятся на хранении у командира подразделения. Каждый вечер солдаты проходят медицинский осмотр. Самые распространенные заболевания — это пневмония и гайморит. Их причиной является климат Архангельской области. Здесь холодно, сыро и ветрено.

Плац в части

Новобранцы принимают присягу спустя 10-15 дней после прибытия в расположение части. Поскольку в гарнизоне г. Мирный есть несколько военных частей, то родственникам сообщают лишь номер части и дату мероприятия. Визитерам выдают пропуски, а также составляют специальные списки, в которых указывают паспортные данные всех посетителей. Вся информация передается на КПП г. Мирный. Если родственники собираются приехать личным транспортом, то необходимо указать марку машины и номер. Если этого не сделать, то машина остается на стоянке возле КПП.

Если солдат прослужил более полугода, то ему предоставляются суточные увольнительные. До этого отпускают только в пределах территории части. Выходной курсантам дают всего раз в месяц, а в увольнение можно уйти только под залог паспорта или обратного билета. Если солдата забирают родственники, то им нужно будет расписаться во время ухода и возвращения.

На присяге

Денежное довольствие солдатам в/ч 08324 начисляют на банковскую карту. Поскольку банкоматы размещены в центре города, то снять наличные довольно проблематично. Возле части есть магазин, но посещать его разрешают редко и только в сопровождении офицера. Денежные переводы и посылки можно отправлять на адрес самой части. Бойцы некоторых подразделений получают на руки не все деньги. Остальная сумма им полагается по окончанию срока службы.

Солдаты могут писать письма своим родным и знакомым, для этого им выдаются специальные конверты, а по вторникам и четвергам выделяют время для письма.

Информация для мамы

Посылки и письма

  • Адрес части: 164182 Архангельская обл., г.Мирный-12, войсковая часть 08324, ФИО солдата, наименование подразделения.
  • Адрес почтового отделения: 164170 Архангельская обл., г.Мирный-12, ул. Неделина, 29.

В казарме

Контактные телефоны

Звонить лучше после 15.00 по московскому времени.

Как добраться

  1. Из Москвы на поезде. Билет покупайте до станции Плесецк. Оттуда на автобусе № 401 до Мирного.
  2. Из Москвы на самолете. Сначала нужно добраться до Архангельска (авиалинии Аэрофлот, UTair и Победа), затем на поезде до Плесецка и на автобусе до Мирного.
  3. На мотовозе. Вагоны отцепляются возле частей, а вечером прицепляются обратно. Сесть на мотовоз до дальних частей можно на станции Городская.
  4. На такси из центра города до космодрома. Телефоны служб в Мирном: 8 (915) 560-33-71 и 8 (911) 564-99-99.

КПП части

Где остановиться

Бронь жилья, а также железнодорожных и авиабилетов лучше совершать заранее.

15 июля 1957 года первый командир космодрома, полковник Михаил Григорьев подписал приказ № 1 о своём вступлении в должность. Эта дата до сих пор отмечается на космодроме как праздник.

Дострелить до Америки.

Дострелить до Америки. город Мирный, день в истории, космодром Плесецк

Космодром на диком севере. Для чего создавали легендарный Плесецк? город Мирный, день в истории, космодром Плесецк

Космодром "Плесецк" (1-й Государственный испытательный космодром) расположен в 180 километрах к югу от Архангельска неподалеку от железнодорожной станции "Плесецкая" Северной железной дороги.

Космодром на диком севере. Для чего создавали легендарный Плесецк? город Мирный, день в истории, космодром Плесецк

Космодром на диком севере. Для чего создавали легендарный Плесецк? город Мирный, день в истории, космодром Плесецк

Болотистый грунт и обрывистые речные берега сильно затрудняли строительство, но сроки сдачи объекта ЦК КПСС переносить не разрешал.

Нет худа без добра?

Космодром на диком севере. Для чего создавали легендарный Плесецк? город Мирный, день в истории, космодром Плесецк

Космодром на диком севере. Для чего создавали легендарный Плесецк? город Мирный, день в истории, космодром Плесецк

Космодром на диком севере. Для чего создавали легендарный Плесецк? город Мирный, день в истории, космодром Плесецк

Космодром на диком севере. Для чего создавали легендарный Плесецк? город Мирный, день в истории, космодром Плесецк

Звёзды над городом.

Звёзды над городом. город Мирный, день в истории, космодром Плесецк

Космодром Плесецк входит в состав космических войск. В ходе реформы десятилетней давности к нему были приписаны станции слежения за космосом в Норильске и Нарьян-Маре, полигон на Камчатке, куда на испытаниях должны попасть головные части баллистических ракет (до него 6713 км), а также сам Байконур.

Космодром на диком севере. Для чего создавали легендарный Плесецк? город Мирный, день в истории, космодром Плесецк


Неподалеку от космодрома Плесецк доживают свои дни бывшие поселки лесозаготовителей: Липаково, Лужам и Сеза. Три раза в неделю между ними курсирует узкоколейный поезд. Для многих жителей – это единственная связь с внешним миром.

Когда-то в Липаково была центральная база Красновского леспромхоза. В основном люди жили за счет заготовки и переработка леса. О том, кто и как здесь живет сейчас – в фильме Станислава Феофанова.

"После войны разруха была, лес требовался, вот и открывали такие поселки на севере у нас. Тут еще до 90-х работали люди, еще заготовки были леса, а потом уже все рухнуло. Школа была хорошая, восьмилетка, в 1972 году ее построили. Медпункт был. Все работало. Магазины, почта – а теперь ничего этого нет здесь", – рассказывают местные жители.

Для вывоза леса была построена узкоколейная железная дорога. Сегодня она используется только для пассажирских перевозок. Курсирует один тепловоз и вагон.

"Все эти тепловозы остались от советских времен. Сейчас запчастей не найдешь уже. Осталось несколько десятков лет – и все остановится", – убеждены люди.

Кадр из фильма

"До 1991 года, пока была социалистическая система, зарплата была приличная. В леспромхозе средняя зарплата была от 220 до 300 рублей. Буханка хлеба 18 копеек стоила. А в 1991 году курс сменили и стали предприятия банкротить", – вспоминает местный житель. Леспромхозы один за одним перестали существовать. Людей разогнали на биржу, кто-то на пенсию ушел. Ну а здесь остались в основном старики".

"Нынешнее состояние не назовешь нормальным. Практически никто железную дорогу не обслуживает. Так, где-то что-то отвалится – прикрутил и дальше поехал. Держится то, что осталось от советских времен. Сколько она еще продержится? Может год, может пять…", – убеждены местные мужчины.

"Говорили, что самая выгодная дорога – железная. А сейчас она вообще забыта, эта узкоколейка. Рельсы все на земле лежат. Не на шпалах, а уже на земле. Шпалы все сгнили, одна труха осталась. С рельсов сколько раз сходил поезд. Как-то мужики аккуратно поставят вагон на место – и поехали дальше. Раньше каждый день ходил пассажирский наш. А теперь что? В тот раз поломался и не пошел, и все – люди сидят", – рассказывает жительница поселка Липаково.

В какой-то момент, по мнению местных жителей, содержать узкоколейку стало нерентабельно. Постепенно "дорогу стали снимать, а рельсы продавать".

Сегодня в этих рабочих поселках остались одни пенсионеры, которые живут на пенсию от 10 до 17 тысяч рублей.

Кадр из фильма

"Вообще вся провинция брошена. Плесецкий район был самый промышленный. Раньше было несколько заводов в Савинске. Птицефабрика была, животноводческих комплексов сколько было, ферм было сколько, совхозов. А сейчас ничего в районе нет", – жалуются жители.

За запуском ракет в Плесецке они следят по телевизору. "Туда миллиарды вбухивают, в ракеты, а рядом мы, но как будто нас и нет тут никого. Туда президенты летают, правительство, чиновники, вояки, оборонщики. ", – говорят люди. Может, в Плесецк надо почаще туристов возить, чтобы нашему правительству стало стыдно, как мы живем".

Некоторые признаются, что испытывают некоторую гордость от того, что живут рядом с космодромом. Другие горько шутят про "космические корабли, которые бороздят просторы вселенной".

"Раньше хоть приезжали на выборы поагитировать сюда, а сейчас даже этих нет. Если бы вымерли эти три поселка, никто бы не хватился. Такая политика государства, наверное", – сетуют местные. – "Конечно, не думали, что так придется доживать. Мы просто родились, выросли и живем здесь. Теперь жалко не жалко, тяжело не тяжело – кому-то надо же жить."

Читайте также: