Можно ли женщине посетить мужской монастырь

Обновлено: 15.09.2024

Как пожить в монастыре

Приехать в обитель паломником, чтобы пожить пару дней, отобедать в трапезной, помолиться вместе с братией — это прекрасно, но для многих недостаточно. Вот бы поселиться здесь на две-три недели, поучаствовать в монашеской жизни!

Что ж, задача вполне выполнимая.

Трудники и волонтёры

Есть две формы временного пребывания в монастыре. Можно стать трудником — так называют людей, которые приезжают молиться и работать во славу Божию. Трудник не берёт на себя обетов, но в монастыре живёт согласно распорядку и уставу, выполняет послушание, бесплатно работает там, где его благословит монастырское начальство. Ему бесплатно предоставляют место для отдыха и питание.

Вторая возможность для новичков, желающих познакомиться с монастырской жизнью: они могут стать волонтёрами. Это менее ответственно, но тоже позволяет увидеть монашескую жизнь изнутри. Волонтёр живёт и трудится отдельно от братии, по своему распорядку, в свободное время посещает монастырские богослужения, может подойти к исповеди, к опытному духовнику, получить совет. Некоторые волонтёры в дальнейшем становятся трудниками.

В каком качестве ехать в монастырь, каждый решает сам. Если вы не слишком знакомы с церковной жизнью и вас ведёт прежде всего туристическое любопытство, то лучше записаться в волонтёры. А если есть желание помолиться и побыть в одиночестве, то лучше ехать трудником.

Необходимо приглашение

Куда ехать? Очень привлекателен остров Валаам. Туристам повезло: Валаамский монастырь уже более 10 лет принимает волонтёров по специальной программе трёхнедельных летне-осенних лагерей. Вот что рассказывает побывавшая там прошлым летом детский психолог Марина Зиновьева:

— Самое главное — не пропустить момент записи в группу. Набор начинается в апреле на сайте монастыря. Обязательно нужно получить приглашение. И тогда вас встретят, отвезут в обитель, предоставят место для отдыха, хорошее питание… Я вернулась оттуда другим человеком! Работала где скажут: на кухне, в саду. Каждое воскресенье — замечательная экскурсия по острову. Мне как психологу опыт монастырской жизни очень пригодился. Постараюсь передать его детям.

Все работы хороши

Но не только Валаам принимает гостей. Из Успенского женского монастыря в Старой Ладоге сообщают, что ждут летом волонтёров, чтобы выкосить траву на заросшей территории, прополоть свёклу, морковку, подвязать помидоры, напилить и наколоть дров, ухаживать за большим цветником.

Начните с храма и благословения

Получается, при желании можно попасть в любой из 23 монастырей одной только Новгородской епархии. Всего же в России почти тысяча действующих обителей! А ведь есть ещё русские монастыри за рубежом… Поле деятельности огромное. Важно только заранее спланировать свою поездку.

Начинать надо, наверное, с молитвы и благословения. Если вы не сведущи в церковной жизни, приходите в храм, бывайте на службах, познакомьтесь со священником. Его благословение может сыграть важную роль при отборе вашей кандидатуры в волонтёры или трудники.

Турист обычно предвкушает различные удовольствия от поездки, но, когда собираешься в монастырь, важнее подумать, какой внутренний опыт хочешь получить и чем будешь там полезен. Из вещей с собой надо взять паспорт и… зубную щётку плюс рабочая и выходная одежда для посещения храма. Не лишним будет и комплект постельного белья.

Тому, кто курит или любит пропустить стаканчик, лучше оставить дома такие привычки. Мы же едем не в турпоход, а чтобы прикоснуться к святыням, измениться к лучшему. И тогда Бог в помощь!

В древности во всех монастырях при входе стоял монах, который нес послушание вратаря. Он стоял в монастырских воротах, давал всем входящим и выходящим из монастыря целовать крест и окроплял святой водой.

А паломничество или даже ознакомительная, туристическая поездка в монастырь – дело доброе и спасительное для души. Благочестивое поведение в обители – это победа над своим невежеством или легкомыслием.

А паломничество или даже ознакомительная, туристическая поездка в монастырь – дело доброе и спасительное для души. Благочестивое поведение в обители – это победа над своим невежеством или легкомыслием. Ладога освободилась ото льда, и совсем скоро по ее тихим водам на Валаам устремились тысячи людей. Гости обители – это не только паломники, но и те, для кого древний Спасо-Преображенский монастырь представляет культурно-исторический интерес.

Среди ступающих на валаамскую пристань и воцерковленный люд, и те, кто был в детстве крещен, но, ощущая себя православным, остается далеким от приходской жизни, и верующих людей разных конфессий, и атеисты…Пустынный, продуваемый осенью и зимой жестокими ладожскими ветрами, летом остров наполняется движением, красками, гомоном многолюдья.

По законам христианского странноприимства и простого человеческого гостеприимства, в обители привечают каждого входящего. Но гостям, следует помнить о том, что любой монастырь – это обитель сосредоточения и молчания, о стены которой разбивается мирская суета, место трудов и молитвенных подвигов. А еще это и родной дом большой семьи – монастырской братии. Перед нами, приплывающими на остров, входящими в Святые ворота, стремящимися припасть к святыням и осматривающими храмы и скиты, – перед всеми нами добросердечно и радушно открывают двери в свой дом.

В помощь благочестивому паломнику: о минимальном наборе правил в монастыре

И как в каждом доме есть традиции, устои и правила, которые вежливый человек, приходящий в гости, старается соблюдать, так и в монастыре есть внутренний устав и определенные правила, исполнение которых ожидается от тех, кто на час или на день, а то и на больший срок попадает сюда. Монастырь – это место, где славится имя Божие, а монашеская жизнь имеет целью молитвенную сосредоточенность, и потому здесь вести себя подобает соответствующим образом, имея уважение и не позволяя себе небрежного, непочтительного отношения к братии и труженикам обители.

Но даже искреннее почтение к монастырю и монашествующим не всегда может уберечь нас от ошибок. Те, кто общался с иностранцами, иногда замечают за ними странные, а иногда и просто вопиющие, кажущиеся нам совершенно недопустимыми вещи. Встречаешь отзывы и о наших туристах как о людях, не умеющих себя вести в дальних странах, и понимаешь справедливость некоторых упреков. Неужели все мы такие злостно-невоспитанные? Скорее, дело в другом – просто в незнании этикета, соответствующего именно этому месту, именно этой ситуации. Следуя правилам, простым и очевидным, человек, даже не осознавая того, чувствует облегчение: никого не задел, ничего не нарушил – и на сердце тепло и радостно. Святые отцы учат нас, что ни одно доброе дело не обходится без искушений. А паломничество или даже ознакомительная, туристическая поездка в монастырь – дело доброе и спасительное для души. Благочестивое поведение в обители – это победа над своим невежеством или легкомыслием. Не до́лжно намеренно искать скорбей и искушений, и в наших силах предупредить большинство проблем, которые могут возникнуть во время пребывания в обители.

Сегодня хотелось бы рассказать о том необходимом минимальном наборе правил благочестивого поведения, которые помогут гостям Валаамского Спасо-Преображенского ставропигиального мужского монастыря при его посещении. Просим вас, братья и сестры, внимательно прочитать их и со всем вниманием придерживаться, и это поможет избежать неловких ситуаций и сохранить во время поездки мир душевный.

В помощь благочестивому паломнику: о минимальном наборе правил в монастыре

Монастырская пристань – уже территория монастыря. Островное положение предопределило географию обители: центральная усадьба с главным собором и ближние и дальние скиты, разбросанные по всему Валаамскому архипелагу. Спустившись по трапу, мы уже делаем первый шаг на монастырскую землю.

Но еще собираясь в путь, должны помнить о том, что при посещении монастыря следует соблюдать определенные правила в одежде. Монахи в монастыре обычно ходят в черном подряснике и рясе, иногда еще в клобуке и мантии, свидетельствуя тем самым о своем отречении от мира и всех его соблазнов.

Мирскому, светскому человеку также нужно стараться одеваться прилично и скромно

В помощь благочестивому паломнику: о минимальном наборе правил в монастыре

Женщинам следует быть не в брюках, а в длинной юбке, чтобы не обнажать ноги. Также желательно не оголять руки и шею. На голову женщины надевают платок. Не позволительно употребление косметики, которая оставляет следы на священных предметах при лобзании их, а также сильно пахнущих ароматических средств. Мужчинам неприлично посещать монастырь в спортивной одежде и одежде с короткими рукавами, а также в шортах.

Крестное знамение должно совершаться благоговейно. Крестясь, человек изображает на себе символ Христовых страданий за грехи человеческие, поэтому делать это следует с величайшим благоговением и вниманием. Заходя в храм, мужчины снимают головной убор. Все чаще глаза отмечают темные одежды насельников обители.

Как правильно здороваться в монастыре?

Важно помнить, что монастырь – место молитвенного сосредоточениях, и, как бы радушно нас ни принимали, мы, гости не должны требовать к себе бо́льшего внимания, чем это требуется, и потому достаточно будет вежливого поклона при близкой встрече с монахами, проходящими мимо нас.

В помощь благочестивому паломнику: о минимальном наборе правил в монастыре

Если священник торопится, а ваш вопрос безотлагательный, постарайтесь сформулировать его кратко, без лишних подробностей. Если хотите поговорить со священником или исповедаться, то спросите, когда он сможет это сделать. Узнайте, когда Вам или вашей группе паломников возможно исповедоваться.

В свечной лавке храма можно купить свечи: каждая поставленная нами свеча – это наша маленькая жертва Богу. Важно ее делать от всей души, с молитвой и сердечным покаянием в своих грехах, иначе никакой пользы это не принесет, ибо лучшая жертва Творцу, как читаем в 50-м псалме, – дух сокрушен.

Не меньшей проблемой стало и повсеместно и безоглядное фотографирование. Запрета на это вне стен монастыря нет, но фотографировать монашествующих без из согласия, а также во время богослужения не благословляется, и об этом забывать нельзя. По традиции, в валаамских храмах службы идут при свечах, в полумраке, и использование фототехники неизбежно потребует вспышки. Хуже того, вспышка может сработать автоматически. Представьте, что такое неконтролируемое действие станет подобно взрыву вражеского фугаса посреди мирного селения, и виной тому – невинное, на первый взгляд, желание сохранить тронувший сердце момент в холодном и бездушном аппарате.

Находясь в центральной усадьбе и скитах Валаамского монастыря, как, впрочем, и любого другого, следует также помнить, что вход в жилые и хозяйственные помещения, а также в братские трапезные не благословляется.

В монастыре имеются специальные трапезные для паломников и миникафе, где можно пообедать. В монастырских трапезных стараются меньше разговаривать, чтобы избежать празднословия и чревоугодия.

Валаамский архипелаг – место дивной красоты. Теплым летом Ладога манит своими тихими водами, но важно не забывать о том, что остров – это не курорт, а монастырь — не место для прогулок, купаний, загораний. Вблизи монастырских стен и скитов нельзя обнажать тело, устраивать шумные игры, играть на музыкальных инструментах и включать музыкальную аппаратуру с высоким уровнем громкости. Не благословляется также сбор цветов, ягод или грибов. С особым вниманием на острове относятся к запрету на разведение костров: Валаамский архипелаг является природным заповедником, и здесь действую строгие природоохранные правила и нормы.

Покидая Валаамскую обитель, многие стараются увезти с собой на память монастырскую продукцию. Средства, вырученные от ее продажи, идут на ремонт и реставрацию храмов и скитов, оплату коммунальных услуг, зарплату рабочим, одежду и питание монастырской братии, просветительские и социальные проекты. Так что даже покупка сувениров или вкуснейшего сыра в монастырских лавках – своего рода пожертвование на обитель, а это дело богоугодное и душеспасительное.

В помощь благочестивому паломнику: о минимальном наборе правил в монастыре

Чтобы монастырь повлиял на нас, а не мы на него, до́лжно вести себя как можно скромнее, тише, внимательнее. Если вы невоцерковленный человек и для вас непривычна обстановка в монастыре, держитесь просто, вежливо и предупредительно – в случае необходимости вас мягко поправят и порекомендуют правильный образ поведения.

Дорогие братья и сестры, братия Валаамского Спасо-Преображенского монастыря рада видеть вас в обители и желает, чтобы это посещение всем принесло душевную пользу.

Дивеевский монастырь. Святая Канавка.

Кому молиться. Ксения Петербургская избрала тяжёлый путь юродства после кончины мужа. Когда её супруг умер, Ксения отказалась от всех земных благ, отдала свой дом Параскеве Антоновой, своей знакомой, облачилась в одежды покойного мужа и, назвавшись его именем, отправилась странствовать. Ксения говорила, что сама она умерла, а муж её жив и воплотился в ней. Зимой и летом юродивая ходила в одних и тех же лохмотьях (с годами одежда умершего супруга пришла в негодность), не по­крывала головы и спала прямо на улице.

Как-то раз Ксения зашла в дом к Параскеве, той самой знакомой, что отдала свой дом, и сказала, что Бог послал той сына и нужно срочно отправляться на Смоленское кладбище. Параскева не поверила, но послушалась, а когда пришла на кладбище, увидела, что какой-то извозчик сбил с ног беременную женщину, которая тут же родила, а сама скончалась. Параскева усыновила младенца и вырастила его.

Сын содержал и почитал мать всю её жизнь, а сама Параскева благодарила Ксению за её повеление взять мальчика себе.

Как вести себя в храме. Чтобы Ксения услышала просьбу, необходимо оставить в часовне записку, зажечь свечу и трижды обойти здание.

Часовня Ксении Блаженной на Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге, построенная на месте её погребения.

Покровский монастырь

Где находится. В Москве.

Кому молиться. В Покровском монастыре находится рака с мощами святой Матроны Московской. Матрона появилась на свет незрячей. Родители Матроны хотели отказаться от младенца, отправив дочь в приют, однако матери девочки приснился сон, будто на грудь ей села белая птица необыкновенной красоты, но слепая. Женщина решила, что сон вещий, и оставила ребёнка.

В 17 лет у Матроны отнялись ноги, и тогда же она обрела способность исцелять людей и предсказывать будущее. Слухи о необычных способностях девочки быстро распространились – и к Матроне потянулись страждущие.

Сейчас Матрона Московская – одна из самых почитаемых православных святых.

Как вести себя в храме. Матроне принято приносить живые цветы, поэтому рака с мощами всегда утопает в букетах. Приношение одних становится подарком для других – служители храма отдают цветы верующим на прощание.

Покровский женский монастырь в Москве.

Свято-Троицкий монастырь

Где находится. В Муроме.

Кому молиться. Святым Петру и Февронии, которые считаются покровителями семейного счастья. По легенде, муромский князь Пётр убил огненного змея, донимавшего горожан, но испачкался в слюне гадины и заболел проказой. Во сне ему было открыто, будто вылечить его сможет только дочь простого крестьянина Феврония. Та в качестве платы за лечение потребовала, чтобы князь на ней женился. Пётр пообещал выполнить просьбу крестьянки, но, когда проказа исчезла, решил отступиться от своих слов и отказался жениться.

Памятник святым Петру и Февронии в Великом Новгороде.

Тогда-то и выяснилось, что Феврония не залечила один струп на теле обманщика, и болезнь вернулась снова. Князь раскаялся, умолил крестьянку о пощаде, и Феврония вылечила его вновь. На этот раз князь выполнил обещание. На старости лет супруги приняли монашество, они молились о том, чтобы умереть в один день, что и произошло. Пётр и Феврония просили, чтобы их похоронили в одном гробу, но другим монахам такая просьба показалась кощунственной, и они не выполнили её, положив тела супругов в разных обителях. Но на следующий день Пётр и Феврония оказались вместе, в одной могиле.

Как себя вести в храме. Лучший день, чтобы поклониться Петру и Февронии, – 8 июля, когда супруги были причислены к лику святых. В этот день в монастыре совершается торжественная служба и водосвятный молебен. Приходить в монастырь лучше вместе с супругом. Принято также благодарить святых за выполненную просьбу, поэтому в монастыре можно встретить множество пар с маленькими детьми.

Свято-Троицкий монастырь в Муроме.

Анно-Зачатьевская церковь

Где находится. В подмосковном Чехове.

Кому молиться. В церкви хранится икона Казанской Божией Матери, образ Серафима Саровского и икона святителя Николая. Церковь была построена местным помещиком Саввой Васильчиковым.

Жена Саввы Анна никак не могла забеременеть. Как-то раз женщине приснился чудесный сон. К ней явилась Богородица и сказала, что молитвы о ребёнке услышаны, нужно лишь построить в усадьбе храм. Савва сначала отказался выполнить просьбу жены, но тут случился пожар, и деревянная церковь в селе сгорела. Тогда Васильчиков решил, что это знак Божий, и принялся за возведение каменного храма. Вскоре после начала строительства Анна забеременела и родила дочь Марию, а после и других детей.

Как себя вести в храме. Обязательно посетите святой источник вблизи церкви. Молиться о зачатии принято не только перед иконой Богородицы, но и перед поклонным крестом возле источника.

Анно-Зачатьевская церковь в Чехове.

Дивеевский монастырь

Где находится. В селе Дивеево Нижегородской области.

Как себя вести в храме. Чтобы заручиться поддержкой Богородицы, нужно пройти по Святой Канавке – небольшому рву, вырытому вокруг монастыря во времена Серафима Саровского. На валу устроена тропинка, по ней и нужно идти, прочитав молитву Богородице 150 раз.

ПОПУЛЯРНОЕ

Наши друзья

Правила поведения в монастыре - 15 монастырских правил
Правила поведения в монастыре — 15 монастырских правил

Следуя 43 правилу VI Вселенского Собора, поступить в монастырь может любой христианин для спасения своей души и угождения Богу вне зависимости от своего прежнего морального образа жизни. Как правило, новоначальными не могут быть несовершеннолетние, а также родители, имеющие малолетних детей, требующие их опеки, муж при живой жене и жена при живом муже (супруги, скрепленные церковным браком, могут поступить в монастырь при условии, что на новый образ жизни возьмут благословение у архиерея и одновременно поступят каждый в свой монастырь, разумеется, в разных обителях: мужской и женской, согласно 18 правилу Василия Великого).

Новопоступивший в монастырь проходит испытание в течение определенного срока и, если окажется достойным, постригается в монашеский чин. В период испытания ему определяется опытный наставник в духовной жизни, обычно именуемый старцем. Духовному наставнику новоначальный должен открывать свое духовное состояние и получать от него наставления и духовную поддержку. После пострижения он становится монахом , пред которым открывается возможность стать схимником. Поведение новоначальных часто оговаривается уставом монастыря.

1. Новоначальный, прежде всего, должен внимательно прочитать и усвоить монастырский Устав, чтобы при первых же шагах своего пребывания в обители не нарушить заведенного в ней порядка и дисциплины.

2. Новоначальный дает подписку в том, что он обязуется свято выполнять все, изложенное в Уставе; в случае же нарушения упомянутого Устава, он подлежит соответствующему взысканию со стороны администрации монастыря в целях вразумления и покаяния, а при упорном непослушании может быть удален из обители.

4. По отношению к настоятелю и насельнику монастыря новоначальный должен оказывать смиренную почтительность, при встрече с настоятелем ему следует брать благословение, а насельников при встрече приветствовать почтительным поклоном.

6. После вечернего правила всякие праздные разговоры и прогулки воспрещаются.

8. Усердное и прилежное послушание для новоначальных – залог их будущего духовного возрастания и спасения. Следует избегать своеволия, ничего не делать без благословения вышестоящих, даже похвального, чтобы не впасть в соблазн, гордость и прелесть.

9. Новоначальный должен находиться в постоянном мире и любви со всеми братьями обители, стараясь быть со всеми приветливым и услужливым.

10. Никто не должен без благословения старших брать себе в келью какую-либо вещь, даже самую необходимую, помня, что всякое такое приобретение без благословения – есть кража.

11. Монашествующим не должно заводить в келье лишних вещей, впадать в грех мшелоимства. Лучшим украшением иноческой кельи служат святые иконы и книги Священного Писания, а также творения Святых Отцов. Келья монаха содержит крайний минимум всего, без чего нельзя обойтись в нем. Келья должен быть красной не вещами, а духом веры и молитвы живущего в ней инока. Светские и чисто мирские вещи и принадлежности не должны иметь места в келье.

12. Одежда должна быть чистой и простой. Цвет монашеской одежды всегда только черный и никакой другой. Для послушников он может быть серый, коричневый или какой-нибудь еще, но не яркий.

13. Курение, употребление спиртных напитков и сквернословие категорически воспрещаются, нарушение сего древнего правила влечет за собой серьезное наказание, вплоть до исключения из обители.

14. Целомудрие или чистота души состоит не только в хранении себя от порочных дел и поступков, но и от нечистых помыслов, как первых поводов к греху.

Читайте также: