Музеи иерусалима что посетить

Обновлено: 18.09.2024

Экскурсионный Израиль

тур "Тайны Иерусалима: по следам библейских событий"

Тайны Иерусалима: по следам библейских событий

Проживание в Иерусалиме 7 ночей
Экскурсионный Израиль , вылеты по пон., четв., субб., воск., регулярный рейс (не чартер!)


Программа тура с вылетом по ПОНЕДЕЛЬНИКАМ
Экскурсии - Галилея, Иерусалим, Вифлеем, Иерихон, Мертвое море
1 день

Прибытие в аэропорт Бен-Гурион. Переезд в Иерусалим. Размещение в отеле.

Ночлег в Иерусалиме.

Галилея – место первых чудотворений Иисуса Христа

Назарет - город, тесно связанный с земной жизнью Иисуса Христа, священный для христиан город Благой Вести. Храм Благовещения. над домом, где проживало святое Семейство. Церковь Архангела Гавриила при Источнике Девы Марии. Галилейское море (озеро Кинерет). Капернаум, где Иисус излечил "одержимого", воскресил дочь раввина и исцелил тёщу Петра . Монастырь Двенадцати Апостолов. Гора Блаженств (обзорно) - место провозглашения Нагорной проповеди. Табха - место чудесного преумножения хлебов и рыб. Здесь же Иисус Христос совершил чудо хождения по водам моря Галилейского. Ярденит - место традиционного омовения паломников в священных водах реки Иордан. Тверия – один их четырех священных еврейских городов.

Ночлег в Иерусалиме.

От Рождества до Вознесения: Вифлеем и Старый город Иерусалим

Через Иудейскую пустыню – отдохнуть на Мертвом море

Иудейская пустыня – место зарождения христианства, от древних монастырей до современных городов. Уникальная природная лечебница – Мертвое море, расположенное на 420 м ниже уровня моря. Знакомство с особенностями косметики Мертвого моря. Продавцы-консультанты помогут приобрести косметические препараты.Отдых и купание на Мертвом морe

Ночлег в Иерусалиме.

Библейские истории Иерихона и монастыри Иудейской пустыни

Иудейская пустыня – место зарождения христианства, первые монастыри на Святой Земле.

Знакомство с еврейскими традициями – празднование Шаббата (Субботы).

Ночлег в Иерусалиме.

Свободный день в Иерусалиме.

Дополнительные экскурсии за жоплату

За доплату: участие в Ночной Литургии в Храме Гроба Господня c 23:30 до 02:00, $ 60 с чел.

Ночлег в Иерусалиме.

Свободный день в Иерусалиме.

или дополнительные групповые экскурсии в соответствии с расписанием .

Ночлег в Иерусалиме

Отъезд. Трансфер в аэропорт в Бен-Гурион.


Программа тура с вылетом по ЧЕТВЕРГАМ
Экскурсии - Иерихон, Иерусалим, Вифлеем, древние монастыри, Галилея, Мертвое море

Прибытие в аэропорт Бен-Гурион. Переезд в Иерусалим. Размещение в отеле.

Ночлег в Иерусалиме.

Библейские истории Иерихона и монастыри Иудейской пустыни

Иудейская пустыня – место зарождения христианства, первые монастыри на Святой Земле.

Знакомство с еврейскими традициями – празднование Шаббата (Субботы).

Ночлег в Иерусалиме

Иерусалим. Старый город – переплетение времен и религий

Панорама Иерусалима с вершины Елеонской (Масличной) горы – места Вознесения Иисуса Христа . Монастыри и церкви на Елеоне (обзорно) : русский Спасо-Вознесенский монастырь. Русский монастырь Марии Магдалины. Гефсиманский сад . Храм Страстей Господних. Пещерная церковь с гробницей Пресвятой Богородицы. Кедронская долина – место Страшного Суда.

Ночлег в Иерусалиме

Через Иудейскую пустыню – на Мертвое море

Иудейская пустыня – место зарождения христианства, от древних монастырей до современных городов. Уникальная природная лечебница – Мертвое море, расположенное на 420 м ниже уровня моря. Знакомство с особенностями косметики Мертвого моря. Продавцы-консультанты помогут приобрести косметические препараты.
Отдых и купание на Мертвом морe, целебные воды которого исцеляют дух и тело.

Ночлег в Иерусалиме.

В глубь веков: весь Вифлеем и монастыри Пустыни Святого Града и Эйн-Карема

Ночлег в Иерусалиме.

Галилея – место первых чудотворений Иисуса Христа

Назарет - город, тесно связанный с земной жизнью Иисуса Христа, священный для христиан город Благой Вести. Храм Благовещения. над домом, где проживало святое Семейство. Церковь Архангела Гавриила при Источнике Девы Марии. Галилейское море (озеро Кинерет). Капернаум, где Иисус излечил "одержимого", воскресил дочь раввина и исцелил тёщу Петра . Монастырь Двенадцати Апостолов. Гора Блаженств (обзорно) - место провозглашения Нагорной проповеди. Табха - место чудесного преумножения хлебов и рыб. Здесь же Иисус Христос совершил чудо хождения по водам моря Галилейского. Ярденит - место традиционного омовения паломников в священных водах реки Иордан. Тверия – один их четырех священных еврейских городов.

Ночлег в Иерусалиме

Свободный день в Иерусалиме.

или дополнительные групповые экскурсии в соответствии с расписанием.

Ночлег в Иерусалиме.

1 день
8 день Отъезд. Трансфер в аэропорт в Бен-Гурион.

Программа тура с вылетом по СУББОТАМ
Экскурсии - Иерусалим, Вифлеем, древние монастыри, Галилея, Хайфа или Незнакомый Иерусалим, Мертвое море

Прибытие в аэропорт Бен-Гурион. Переезд в Иерусалим. Размещение в отеле.

За доплату: участие в Ночной Литургии в Храме Гроба Господня c 23:30 до 02:00 – $60 с чел .

Ночлег в Иерусалиме.

Иерусалим - колыбель цивилизации (с посещением Храмовой горы по возможности)

Ночлег в Иерусалиме.

В глубь веков: весь Вифлеем и монастыри Пустыни Святого Града и Эйн-Карема

Ночлег в Иерусалиме.

Галилея – место первых чудотворений Иисуса Христа

Назарет - город, тесно связанный с земной жизнью Иисуса Христа, священный для христиан город Благой Вести. Храм Благовещения. над домом, где проживало святое Семейство. Церковь Архангела Гавриила при Источнике Девы Марии. Галилейское море (озеро Кинерет). Капернаум, где Иисус излечил "одержимого", воскресил дочь раввина и исцелил тёщу Петра . Монастырь Двенадцати Апостолов. Гора Блаженств - место провозглашения Нагорной проповеди. Табха - место чудесного преумножения хлебов и рыб. Здесь же Иисус Христос совершил чудо хождения по водам моря Галилейского. Ярденит - место традиционного омовения паломников в священных водах реки Иордан. Тверия – один их четырех священных еврейских городов.

Ночлег в Иерусалиме

Города побережья Средиземного моря: Кейсария, Хайфа, Акко

Незнакомый Иерусалим и ароматы восточного рынка (пешеходная экскурсия)

*Примечание: Доставка к месту начала экскурсии не включена в стоимость .

Ээкскурсия проводится при наличии минимум 4-х участников.

Ночлег в Иерусалиме.

Через Иудейскую пустыню – на Мертвое море

Иудейская пустыня – место зарождения христианства, от древних монастырей до современных городов. Уникальная природная лечебница – Мертвое море, расположенное на 420 м ниже уровня моря. Знакомство с особенностями косметики Мертвого моря. Продавцы-консультанты помогут приобрести косметические препараты.
Отдых и купание на Мертвом морe, целебные воды которого исцеляют дух и тело.

Ночлег в Иерусалиме.

Свободный день в Иерусалиме.

Ночлег в Иерусалиме.

Ночлег в Иерусалиме.

В глубь веков: весь Вифлеем и монастыри Пустыни Святого Града и Эйн-Карема

Ночлег в Иерусалиме

Галилея – место первых чудотворений Иисуса Христа

Назарет - город, тесно связанный с земной жизнью Иисуса Христа, священный для христиан город Благой Вести. Храм Благовещения. над домом, где проживало святое Семейство. Церковь Архангела Гавриила при Источнике Девы Марии. Галилейское море (озеро Кинерет). Капернаум, где Иисус излечил "одержимого", воскресил дочь раввина и исцелил тёщу Петра . Монастырь Двенадцати Апостолов. Гора Блаженств (обзорно) - место провозглашения Нагорной проповеди. Табха - место чудесного преумножения хлебов и рыб. Здесь же Иисус Христос совершил чудо хождения по водам моря Галилейского. Ярденит - место традиционного омовения паломников в священных водах реки Иордан. Тверия – один их четырех священных еврейских городов.

Ночлег в Иерусалиме.

Старый город Иерусалим – переплетение времен и религий

Панорама Иерусалима с вершины Елеонской (Масличной) горы – места Вознесения Иисуса Христа . Монастыри и церкви на Елеоне (обзорно) : русский Спасо-Вознесенский монастырь. Русский монастырь Марии Магдалины. Гефсиманский сад . Храм Страстей Господних. Пещерная церковь с гробницей Пресвятой Богородицы. Кедронская долина – место Страшного Суда.

Ночлег в Иерусалиме.

Через Иудейскую пустыню – отдохнуть на Мертвом море

Ночлег в Иерусалиме.

Библейские истории Иерихона и монастыри Иудейской пустыни

Иудейская пустыня – место зарождения христианства, первые монастыри на Святой Земле.

Знакомство с еврейскими традициями – празднование Шаббата (Субботы).

Ночлег в Иерусалиме.

Свободный день в Иерусалиме.

или дополнительные групповые экскурсии в соответствии с расписанием.

За доплату: участие в Ночной Литургии в Храме Гроба Господня c 23:30 до 02:00 – $60 с чел .

Ночлег в Иерусалиме.

  • Все наши туры в Израиль выполняются на регулярных рейсах. Мы НЕ используем чартерную перевозку!
  • Даты начала тура указаны в он-лайн. Подробности запрашивайте у менеджера.
  • Порядок проведения экскурсий может быть изменен, в зависимости от даты начала тура
  • Подарочные экскурсии и услуги в Израиле (обозначены в программах как подарочные) не входят в стоимость тура и предоставляются на усмотрение принимающих сторон.
  • В дни религиозных, национальных и других праздников некоторые экскурсии в Израиле могут быть исключены или заменены. Актуальную экскурсионную программу на конкретную дату запрашивайте у менеджера.
  • Категория отелей указана по оценке Израильских партнеров.
  • Цены на экскурсионные туры в Израиль действительны при бронировании минимум на 2-х человек.
  • Цены на экскурсионный Израиль с авиаперелетом рассчитаны с учетом минимальной стоимости авиабилетов. Просим уточнять при бронировании наличие минимального тарифа.
  • Время вылета в программе ориентировочное, точное время будет указано в проездных документах.
  • Для граждан РФ въезд в Израиль безвизовый.

Примечание: возможны изменения в графике проведения и маршрута экскурсий в дни государственных, религиозных еврейских и христианских праздников, а также по причинам независящим от компании (погодные условия и прочее). * Рекомендуем заказать шаббатный ужин (вечером в пятницу) в отеле в Иерусалиме.

В стоимость включено:

  • Авиаперелет Москва - Тель-Авив - Москва, регулярный рейс, минимальный тариф
  • Проживание в отеле выбранной категории
  • Трансфер аэропорт - гостиница – аэропорт
  • Питание - завтраки
  • Групповые экскурсии на русском языке
  • Медицинская страховка

Дополнительные услуги, опции, расходы:

1 день
По запросу возможно бронирование туров в Израиль из регионов России и СНГ с транзитным перелетом через Москву единым полетным купоном. Возможно бронирование прямых перелетов в Израиль из вашего региона. Возможно присоединение к туру в Израиле. Подробности запрашивайте у менеджеров.

Тайны Иерусалима: по следам библейских событий: тур путевки, цены

Посмотреть цены он-лайн

Тайны Иерусалима: по следам библейских событий, поездка

сезон 2021: в январе, феврале, марте, апреле, мае, июне, июле, августе, сентябре, октябре, ноябре, декабре

Иерусалим – древний город и столица Израиля с 1949 года он же Ерушалаим, Джерусалим и Святая земля трех религий.

Иерусалим – уникальный, удивительный город, противоречивый и гармоничный одновременно. Это одно из самых загадочных мест планеты, где теряется ощущение реальности, где переплетаются современность и вечность.


На старинных картах Иерусалим было принято изображать в центре мира. И это не случайно. На протяжении многих веков этот город является общей святыней для иудеев, христиан и мусульман.

Пожалуй, таким смешением различных культур, традиций и такой концентрацией культурно-исторических памятников и религиозных святынь не может похвастаться ни один другой город мира.


Величественный звон колоколов христианских храмов, пронзительный голос муэдзина, призывающий правоверных к молитве, мужчины с пейсами, спешащие в синагогу, назойливые торговцы-арабы, пестрые толпы паломников и туристов – все это соединяется в причудливую мозаику, создавая неповторимую атмосферу этого потрясающего города.

Иерусалим разделен на две части: Старый город (где собственно и сосредоточены все основные достопримечательности) и Новый город – район современных высоток, зеркальных офисных зданий, торговых центров и баров.


Считается, что наиболее впечатляющая панорама города открывается со смотровой площадки, расположенной на Маслиничной горе.

Склоны этой самой высокой из окружающих город гор покрыты зарослями оливковых деревьев, благодаря чему и возникло ее название.


Визитной карточкой Иерусалима по праву считается Мечеть Купол Скалы, расположенная на вершине Мориа – Храмовой горы. Эта уникальная скала еще в доисламские времена считалась центром сотворения мира. Мусульмане считают эту гору тем самым местом, откуда вознесся на небо пророк Мухаммед.

В мечети, оберегающей священную скалу, хранятся три волоска из бороды пророка и отпечаток его стопы.

Купол Скалы является одной из главных святынь у мусульман и считается одним из древнейших исламских архитектурных памятников. На территории Храмовой горы располагается еще культовое мусульманское сооружение – мечеть Аль-Акса.


Храмовая гора – особое место и для иудеев. Когда-то на горе располагались Первый и Второй Иерусалимские храмы, впоследствии разрушенные в наказание за грехи иудейского народа.

Говорят, пророк Иеремия предсказал разрушение Иерусалиского храма, от которого останется лишь западная стена.

Считается, что знаменитая Стена Плача и есть та самая стена из предсказания.

Ученые опровергают эту версию, утверждая, что Стена Плача – это остатки укрепительных сооружений, располагавшихся вблизи храма. Тем не менее, все иудеи мира почитают это место как святое.

Ежедневно тысячи людей собираются вблизи этой древней каменной стены, чтобы оплакивать разрушенные Храмы и молить Бога о возрождении былого могущества Израиля.


В Иерусалиме находится и одна из важнейших христианских святынь – Храм Гроба Господня, возведенный на месте распятия, погребения и последующего воскресения Иисуса Христа. В древности на этом месте был расположен храм Венеры.

По преданию, мать императора Константина Великого – Елена, во время паломнической поездки в Иерусалим обнаружила в храмовом подземелье вход в пещеру, где хранился Гроб Господень и три креста.

Чтобы определить, на каком из этих крестов был распят Иисус, каждый крест прикладывали к гробу проходящей мимо похоронной процессии. Прикосновение истинного креста совершило настоящее чудо: покойник воскрес.

По приказу Елены на месте языческого храма была построена первая Церковь Гроба Господня. Впоследствии эта святыня неоднократно разрушалась и отстраивалась заново. Свой нынешний облик храм приобрел в 1810 году, будучи восстановлен после большого пожара.


Еще одним почитаемым христианами местом является Виа Долороса – Дорога Скорби, более известная как Крестный путь.

Считается, что именно этот путь преодолел Иисус, двигаясь от места вынесения приговора к месту казни.


В Иерусалиме находится множество монастырей, как католических, так и православных. К числу самых знаменитых относятся монастыри: Марии Магдалины, Отче Наш, Святой Анны, Онуфрия Великого, Успения Пресвятой Богоматери.


Одним из самых известных исторических, а не религиозных памятников Иерусалима является Башня Давида. На протяжении веков башня служила своеобразной военной базой, крепостью, неоднократно переходившей из рук в руки многочисленных завоевателей города: римлян, крестоносцев, турков, англичан. В наши дни в ее стенах расположен Музей истории Иерусалима. Особой достопримечательностью, посещение которой позволяет в полной мере ощутить своеобразную атмосферу Старого города, является местный рынок, который протянулся на много кварталов.


Израильская история — это тысячи лет, мест, событий и легенд: изучать можно годами. Мы составили список важнейших мест и достопримечательностей, которые легко можно успеть посетить за один стандартный отпуск. Узнайте, чем обязательно надо заняться в стране, где ездят с автоматами в автобусе, собирают в пустыне по два урожая фруктов в год и умеют развлекаться, как нигде на Ближнем Востоке.

Иерусалим, Старый город

Еще на камнях Котеля (так Стена Плача называется на иврите) раньше выбивали имена больных в надежде на помощь свыше. Вера в чудо и сегодня приводит сюда людей из всех уголков мира.

Чтобы проникнуть в самую суть, спуститесь с гидом в подземные туннели Западной стены, где чувствуется дух Святая Святых Иерусалимского Храма. Храмовая Гора — священное место и для мусульман. Здесь сверкает золотой Купол Скалы и высится первая кибла в исламе — Аль-Акса, сопоставимая по значимости со святынями Мекки и Медины. Наконец, Иерусалим почитается как колыбель христианской веры. Тут стоит Храм Гроба Господня, и две тысячи лет паломники со всего света приходят поклониться месту распятия и воскресения Христа.

Гефсиманский сад

В небольшом саду в Кедронской долине пробирает до мурашек даже в знойную погоду. Только представьте: стоятьу Церкви Всех Наций на том самом месте, где Иисус молился в ночь ареста, возле олив, которым больше 2000 лет!

На Масличной горе немало других памятников, посвященных евангельским событиям. У ее подножия расположились Гробница Богородицы с пещерной церковью и Гефсиманский грот, где капли кровавого пота Христа растопили камень. Поднимитесь чуть выше в гору, чтобы полюбоваться русской православной церковью Марии Магдалины с иконами и росписями кисти Василия Верещагина и Сергея Иванова.

Расстояния в Израиле смешные — от Эйлата до Цфата меньше 500 км. Дороги отличные, руль — на правильной стороне. Все располагает к тому, чтобы взять машину и за неделю-другую исследовать все легендарные уголки страны, увидеть намного больше нашей программы-минимум.

Музей Израиля

Более 500 000 экспонатов! Музей Израиля в Иерусалиме славится огромной коллекцией археологических находок, объектов иудаики и этнографии, а также шедевров еврейского и мирового искусства. Тут есть все — от Сада искусств Билли Роуза со скульптурами Родена и Пикассо до свитков Мертвого моря (они же Кумранские рукописи с самыми древними из дошедших до нас библейскими текстами) и Макета Второго Храма, в котором Иерусалим предстает таким, каким был в 66 году до нашей эры.

Мемориал Холокоста Яд ва-Шем

Тель-Авив-Яффа

Национальный парк Кесария

Weekend is here! Great shot by @carmitipeleg

A post shared by Israel (@stateofisrael) on Feb 9, 2017 at 12:05pm PST

На средиземноморском побережье в 45 км к северу от Тель-Авива раскинулся Национальный парк-заповедник Кесария. Красивый город с величественной крепостью построили при царе Ироде в IV веке до нашей эры, позже здесь находилась резиденция Понтия Пилата. И сейчас нетрудно вообразить, как выглядела древняя Кесария: вы увидите римский амфитеатр, на котором проходят концерты, развалины Дворца на рифе, ипподром и акведук II века, бани и статуи византийского периода и остатки города крестоносцев XII-XIII веков.

Раскопки ведутся до сих пор, так что, вполне вероятно, Кесарии еще есть что рассказать.Тут же один из лучших пляжей Израиля — Caesarea Aqueduct Beach: снять парочку захватывающих дух фото на закате сам бог велел.

Бахайские сады в Хайфе

Haifa from above🌎 @eyalasaf

A post shared by Israel (@stateofisrael) on Dec 3, 2017 at 10:28am PST

Друзские деревни

Священные тексты и ритуалы общины друзов — тайна за семью печатями. Известно только, что они говорят на арабском, верят в переселение душ, носят необычные штаны и, несмотря на секретную идеологию, приветливы с гостями. Сейчас в Израиле живет около 120 тысяч друзов, многие — на Голанских высотах. А самая большая друзская деревня — Далият эль-Кармель — расположена в сердце Национального парка горы Кармель на юго-востоке Хайфы. Что тут нужно сделать обязательно, так это заглянуть на пестрый восточный базар в центре и попробовать знаменитую друзскую питу с козьим сыром и пряностью заатар.

Галилея

Such an amazing view! 📷@dudu_shahar

A post shared by Israel (@stateofisrael) on Dec 2, 2017 at 9:50am PST

Мертвое море

Где можно читать книжку, лежа на волнах, как на диване? А от души изваляться в грязи, чтоб вас при этом еще и похвалили за здоровый образ жизни? Мертвое море — тот случай, когда приятное так легко совместить с полезным. Главный здешний курорт — Эйн-Бокек. Неподалеку расположены заповедник Эйн-Геди, крепость Масада, гора Содом и национальный парк Кумран, где можно интересно провести время, если наскучат солнечные и грязевые ванны. И торопитесь: с каждым годом Мертвое море мелеет на метр.

Крепость Масада

С древней крепостьюна вершине 500-метровой скалы в безжизненной Иудейской пустыне связана история мужества и свободолюбия еврейского народа. В I веке нашей эры Масада, к которой вела сохранившаяся до сих пор узенькая тропка, была последним оплотом восставших против римлян иудеев. Повстанцы выдержали трехлетнюю осаду, но когда противник начал брать верх и плена уже было не избежать, защитники крепости предпочли смерть рабству. Заколов соратников, чтобы спасти их от унижений, последний выживший поджег Масаду и покончил с собой.

Махтеш Рамон

Каково это — стоять на краю самого большого эрозийного кратера в мире? Махтеш Рамон — геологический феномен: метеориты и вулканы тут ни при чем, эта инопланетная котловина возникла около 200 миллионов лет назад из-за ветров и дождей. Голые цифры: длина махтеша в пустыне Негев — 40 км, ширина — 2–10 км, а глубина — 500 метров. Рамон недаром напоминает вытянутое в длину сердце: оно тут забьется быстрее! За мощными впечатлениями отправляйтесь в городок Мицпе-Рамон, тут есть Центр посещений, смотровая площадка и обсерватория. Можно заскочить и на ферму альпак — она почти у кратера.

Эйлат

Курортный рай для тех, кому хочется отдохнуть от религиозных и исторических израильских впечатлений. Солнце в Эйлате получило постоянную прописку: пляжный сезон на Красном море длится круглый год, даже зимой вода держит температуру +25 °C. Загорайте, плавайте с дельфинами, осваивайте серфинг и дайвинг, непременно загляните в потрясающую подводную обсерваторию — Эйлат отлично подходит для перезагрузки!

Мини-Израиль

Парк миниатюр в живописной местности Латрун, что в получасе езды от Тель-Авива и Иерусалима, — это почти 400 точных макетов израильских достопримечательностей в масштабе 1:25. Тропки мини-государства образуют звезду Давида, а каждый из шести треугольников символизирует город или область — Иерусалим, Тель-Авив, Хайфу, Галилею, Негев и центральную часть Израиля.

В экспозиции 25 000 крошечных жителей, 15 000 живых деревьев бонсай и 4700 автомобилей. Все здесь живет и дышит: на стадионе Тедди болельщики делают волну, по кварталу Мишкенот Шеананим разносятся звуки скрипки Айзека Стерна, а когда над долиной реки Аялон заходит солнце, в маленьких оконцах загорается свет.


В Иерусалиме находится множество музеев по разным направлениям науки и искусства.

Содержание

Музей Израиля
ивр. מוזיאון ישראל ‎
Дата основания 1965
Местонахождение Руппин 11, Иерусалим, Израиль
Проезд автобус 9, 17, 14
Телефон 02-6708811
Открыт вскр, пон, ср, чт, сб - 10:00-17:00, вт - 16:00-21:00, пт - 10:00-14:00.
Билет 50 шек, студенты 37 шек, дети, инвалиды - 25 шек, солдаты - бесплатно



Вид на Храм Книги. Израильский музей, Иерусалим. 1980 г. Фото Г. Ханании. Государственное бюро печати. Израиль.

Музей Израиля (מוּזֵיאוֹן יִשְׂרָאֵל) в Иерусалиме — музей искусств и археологии.

Начало

Идея создания центрального музея страны, которую высказали в середине 1950-х гг. разные общественные деятели, развилась из мысли объединить два музея Иерусалима: Национальный музей Бецалель (основан в 1906 г. Б. Шацем в рамках созданной им Школы искусств и ремесел Бецалель; с 1925 г. — самостоятельный музей, подведомственный Еврейскому агентству) и Центральный музей древностей Израиля (основан в 1948 г. отделом древностей и музеев Министерства образования и культуры).

Центральный характер музея был подчеркнут выбором места для него близ здания Кнесета и нового в то время университетского комплекса в Гиват-Раме. На средства, поступившие от правительств Израиля и США, а также от многих частных лиц, в 1959-65 гг. были осуществлены основные работы по строительству и оборудованию Израильского музея.

Музей был открыт 11 мая 1965 г.; он наделен статусом публичной корпорации во главе с общественным советом директоров. Согласованием планов работы во многом автономных отделов Израильского музея, а также определением общей направленности его деятельности ведают дирекция и научное руководство музея. По уникальности обширных коллекций и разностороннему характеру экспозиционной научной и просветительской деятельности является ведущим музеем Государства Израиль и всего еврейского мира.

В нем находится около 500,000 экспонатов по археологии и антропологии, экспозиции по иудаике и этнографии, произведений израильского и мирового искусства.

Здание музея

Проект музея архитекторов А. Мансфельда и Доры Гад (1912—2003; архитектура интерьера) занял первое место на конкурсе иерусалимских архитекторов; авторы проекта в 1966 г. были удостоены Государственной премии Израиля. Подчиненная холмистому рельефу плотная расстановка кубических зданий, возведенных из иерусалимского серого песчаника, придает ансамблю органическое единство и живописность.

Переходы между зданиями обеспечивают непрерывность осмотра экспозиции, а единая система модулей и унифицированное оформление интерьеров — свободу и гибкость в использовании залов для разных экспозиционных задач. Композиция ансамбля допускает значительное развитие и увеличение всего комплекса.

Новые павильоны музея

В 1966-67 гг. по проекту Ф. Дж. Кислера (1896—1965) и А. П. Бартоса был построен Храм Книги (Ѓейхал hа-сефер) для хранения свитков Мёртвого моря и писем периода восстания Бар-Кохбы, названный именем Д. Готтесмана (1884—1956), основателя фонда, от которого в музей поступили четыре свитка и часть средств на строительство хранилища.

На протяжении 20 лет к комплексу зданий Израильского музея почти ежегодно добавлялись новые постройки, что позволяло постоянно расширять тематику экспозиций и увеличивать их масштабы. Так, только в 1985 г. были открыты обширная экспозиция по этнографии еврейских общин, в том числе Марокко, Курдистана и Афганистана, залы дальневосточного искусства, дополнительные залы израильской живописи и скульптуры.

Экспозиция Музея Израиля

Экспонаты археологического отдела, названного именем С. Бронфмана, последовательно представляют развитие и смену культур на территории Эрец-Исраэль и смежных стран от доханаанейского периода до крестовых походов. Коллекции Центрального музея древностей, которые с 1948 г. составлялись из различных находок и материалов раскопок (большинство экспонатов и ныне являются собственностью отдела древностей и музеев Министерства образования и культуры), пополнили новые археологические находки из Арада, Иерусалима и других мест, а также приобретения (например, коллекция М. Даяна). В целом этот раздел музея представляет собой крупнейшую в мире коллекцию археологических находок Святой Земли.

В отделе Бецалель основные собрания бывшего музея значительно пополнились новыми произведениями израильских художников, поступлениями художественных произведений из еврейского имущества, оставшегося в годы Второй мировой войны без владельцев и переданного Израилю в порядке реституций, приобретениями (коллекция старинных печатей и другие коллекции Г. Фейхтвангера; собрание предметов быта евреев Северной Африки З. Шульмана; материалы, приобретенные после экспедиций по исследованию еврейства Курдистана, Афганистана и т. п.).

Представлены, помимо произведений израильского искусства, произведения еврейских и нееврейских художников Европы и США, прикладного искусства разных еврейских общин, художественной культуры ислама и стран Дальнего Востока, первобытного искусства, культуры доколумбовой Америки, народов Африки и т. д. В экспозицию Израильского музея включены сукка 19 в. из Германии и интерьеры синагог начала 18 в. из Италии и Южной Германии, интерьеры французских и английских особняков 18 в. Имеется также раздел дизайна.

Состав коллекций Израильского музея определяет его характер как еврейского, израильского и универсального музея, что позволяет показать своеобразие еврейской художественной культуры в Израиле и в странах диаспоры, а также многообразие ее связей и взаимодействий с искусством многих народов мира и аналогий с ним. Всего собрание музея включает более 500 тысяч предметов искусства, археологии, этнографии и иудаики.

В Израильском музее хранится богатое собрание гравюр (кабинет гравюр), есть научная библиотека, а также центральные в Израиле исследовательские лаборатории и мастерские по консервации и реставрации археологических материалов и произведений искусства. Ежегодно музей посещают около 950 тысяч человек.

Научная и учебная работа

В Израильском музее ведется интенсивная и динамичная исследовательская работа, результатом которой становятся многочисленные публикации и выставки, представляющие значительный научный и просветительский интерес. Так, впервые были экспонированы материалы по культуре и искусству филистимлян. Выставлялись работы художников круга Школы искусств и ремесел Бецалель, был прослежен процесс зарождения в начале 20 в. израильского искусства, были сопоставлены произведения маститых и молодых израильских художников с творчеством П. Клее, П. Пикассо, Х. Миро и других мастеров 20 в.

Большую просветительскую и воспитательную работу проводит юношеский сектор, возникший еще в рамках Национального музея Бецалель и организующий для школьников и молодежи творческие занятия разными видами искусства, беседы об искусстве, выставки их произведений, летние лагеря. Разнообразными видами деятельности охвачены около 100 тысяч детей ежегодно. В лектории музея проводятся концерты израильской и европейской музыки, показ художественных кинофильмов и фильмов об искусстве, циклы лекций и т. д.

Холиленд — макет древнего Иерусалима



Макет Иерусалима периода II Храма выполнен в масштабе 1:50 (то есть в 1 см макета 2 метра) подлинного города, существовавшего 2 тысячи лет назад — как будто бы за минуту до того, как безумный легионер зажег свой факел. Находится сегодня на территории Музея Израиля, хотя раньше представлял собой самостоятельную достопримечательность.

Современный Старый город в несколько раз меньше древней столицы Иудеи — Иерусалима периода правления римских прокураторов и потомков царя Ирода Великого.

К 66 году по новому летосчислению, к началу восстания против всесильного Рима город достиг высшей точки своего расцвета и величия. Население его достигло 100 тысяч человек. Это был четвертый город мира по величине — после Александрии, Антиохии и Рима. Иерусалим окружали мощные стены. Башни возвышались на 30-40 метров. Жемчужиной города, бесспорно, был Храм на горе Мориа. Его крыша и фасад были покрыты золотом.

Макет Иерусалима выполнялся группой ученых-археологов Еврейского университета, руководил работами профессор Михаэль Ави-Йона. Основываясь на свидетельствах древних историков — в том числе Иосифа Флавия, Тацита и других, а также на данных археологических раскопок, — профессор Ави-Йона составил план города. Затем из материалов, которыми пользовались при строительстве подлинных сооружений — известняка, мрамора, дерева, меди, железа — был построен этот миниатюрный город.

Работы велись в начале 1960-х годов, и уже по ходу дела приходилось вносить изменения в макет. Ведь каждая новая археологическая находка могла подтвердить, или опровергнуть предположение о местонахождении какого-либо здания. А кроме того, все это было до Шестидневной войны 1967 года, после которой израильские археологи наконец-то получили доступ в Старый город, в Восточный Иерусалим, на Масличную гору.

Но даже имея возможность попасть, они не всегда имели возможность копать. Например, даже в западной части Иерусалима, принадлежавшей Израилю с 1948 года — там расположены различные учреждения, ходил городской транспорт. А Восточный Иерусалим был застроен старыми домами — собственностью частных владельцев, частью враждебно настроенных, целые участки были заняты монастырями, на территории которых работали их собственные археологи, которые, чаще всего, отказывались делиться своими данными с израильтянами.

В Старом городе некоторые здания построены в 12-13 веке. Чтобы посмотреть, что находилось под этими зданиями, их требовалось снести или поставить на мощные бетонные сваи. Работа тяжелая и дорогостоящая. Информации было недостаточно. В некоторых случаях при изготовлении макета приходилось домысливать, основываться на предположениях, которые потом вызывали споры, даже насмешку.

Ипподром, например, показан почти рядом с Храмовой горой. Если бы его действительно начали строить так, евреи города подняли бы восстание против царя, осмелившегося на такой поступок! Ведь ипподром — греческое, чуждое, языческое сооружение.

Но даже раскопки и работы по реконструкции в Еврейском квартале Старого города и возле Храмовой горы, проведенные в 1970-е годы, изменили представление о планировке древнего Иерусалима. Вносить коррективы и перестраивать существующий макет не имеет смысла. Ведь он уже стал достопримечательностью сам по себе.

Обход макета начинаем с того места, где сейчас находятся современные Яффские ворота. В те времена здесь стоял огромный, главный дворец царя Ирода Великого с тремя выдающимися башнями Фацаэль, Иппика и Мирьям. Дворец — он же крепость — был поставлен именно здесь, поскольку именно с западной стороны город не имеет естественной, природной защиты — ни крутого склона, ни глубокого вади. Крепость, охраняющая Яффские ворота потом перестраивалась многократно — и крестоносцами, и турками…

Однако, при раскопках было найдено достаточно археологических свидетельств, повествующих о временах двухтысячелетней давности — основания башен, стены комнат, остатки бани и прочее, то, что сейчас можно увидеть в музее Мигдаль Давид, стоящей на месте бывшей крепости. Дворец царя Ирода Великого был эклектическим сооружением — здесь в равной мере смешалось и хасмонейское строительство с еврейским оттенком, и греческая и римская классические архитектуры. Основной, довлеющий стиль — все-таки эллинистический, а какой же еще мог быть в те времена.

Именно царь Ирод впервые использовал в строительстве купола, считающиеся римским изобретением, правда самый первый купол был не здесь, а на Иродионе. Римский стиль довлел даже в храмовых постройках на горе Мориа — только по величественности и размаху не было равных Храму в мире.

Тот же автор утверждал, что в городе находились театр и ипподром, но, как указывалось выше, явно не на тех местах, которые указаны на макете. Со стороны Кидронской долины вел водовод из источника Гихон в бассейны Силоама. На восточном холме, там где город Давида, виден дворец, в котором жила Елена из Адиабены и ее сподвижники, принявшие иудаизм. Об этом нам также известно исключительно по Флавию.

Поднимаясь взглядом вверх по ручью Терапеон, упираешься в Западную стену Храма, ныне известную, как Стена Плача. Напротив — тот самый Хасмонейский дворец, который впоследствии облюбовал себе Каиафа. В южной стене Храма видны двойные и тройные ворота, которые носят название Крысиные ворота, или ворота Хульда — по имени пророчицы, похороненной неподалеку. На макете обе пары ворот двойные, в отличие от действительности — в реальной стене правые ворота тройные. Авнер Горен считает, что тройные ворота аутентичны, а на макете наличествует ошибка.

Вся эта стена вокруг Храмовой горы была построена царем Иродом Великим в процессе перестройки Храма как техническое сооружение. Дело в том, что под тяжестью храмовых зданий, отстраиваемых царем Иродом заново гора начала оползать. Кроме того, нужно было принять какие-то меры для очистки поверхности горы — в земле тут и там находили человеческие кости, что вызывало запрет для первосвященников — коhенов здесь находиться. Поэтому и была возведена стена вокруг горы в качестве поддержки, а от стены к горе шла целая система арок таким образом, что поверхность горы была отделена от пола Храма пустым пространством. Такая пустота, по еврейской традиции, дает возможность коhену находиться над захоронениями, не оскверняясь.

Стена строилась из огромных блоков безо всякого цемента, причем камни были очень точно пригнаны друг к другу. Точность достигалась тем, что на верхний, уже установленный камень, насыпалось что-то вроде свинцовой дроби — круглых шариков, по которым катали подвешенный на талях следующий камень. Когда верхний камень находился точно над нижним, тали отпускались, камень садился вниз, расплющивая свинцовые шарики.

С южной стороны храмовой площади находился подробно описанный Иосифом Флавием двухэтажный портик с колоннадами — именно оттуда по христианской традиции Иисус разгонял торговцев. Крытый портик представлял собой базилику, открытую по длинной стороне. В хасмонейские времена на Храмовой горе была еще одна внутренняя стена вдоль западного края. Длина этой стены была 250 метров в отличие от внешней иродовской длиной 570 метров.

Территория Храма была разделена на три двора. Самый большой внешний был устроен по типу римской Агоры — это был двор для всех. Во времена трех основных праздников: Сукот, Шавуот и Песах, здесь собиралось все население Иерусалима и пришедшие со всей страны для принесения жертв. Флавий пишет, что там помещалось до миллиона человек и еще оставалось свободное место, однако, Авнер утверждает, что их было всего 100 тысяч. Для сравнения, сейчас во времена мусульманских праздников, например, в Рамадан, здесь умещается 270 тысяч человек с молитвенными ковриками.

Второй дворик был женским еврейским, а третий, самый маленький предназначался для мужчин евреев. Двери в Святая Святых были глубоко утоплены в стену, так что оставалось пространство под портиком там, где молились коhены. По описанию Флавия двери Храма выходили на восток, однако, на макете они отмечены на юг.

С северной стороны Храмовой горы стоит Антониева башня, названная так в честь Марка Антония Иродом Великим — точно на том месте, где она стояла в реальности. Возможно, там останавливался Понтий Пилат. На храмовую гору можно было войти с любой стороны, однако, вход с севера и с запада использовался реже, чем с востока и с юга. К восточным воротам, ныне заложенным воротам Милосердия, вела дорога с Масличной горы, где жил специальный коhен, который заботился о красной корове.

С севера от Храма находятся башенные бассейны, склеп Александра Янная — напротив нынешнего музея Рокфеллера, и могила Гуркана недалеко от отмеченной на макете Голгофы. По утверждению Авнера Горена, с точки зрения археологии, к Голгофе претензий нет, хотя существуют прямо противоположные мнения на этот счет. По его утверждению, самая внешняя стена города, из-за которой Голгофа попадает на городскую территорию, построена только в 40-70 годах.

Читайте также: