Почему тянет сходить в церковь

Обновлено: 15.09.2024

У Вас возникло желание зайти в храм, но Вас пугает собственное незнание правил поведения в церкви? Меня тоже. Давайте вместе попросим совета у посетителей конференции "Общество и мы" на сайте 7я.ру.

"Расскажите мне правила поведения в церкви с самого начала"

Я прочитала топик ниже и наткнулась на такие слова Инанны: "Другое дело, если человек пришел в храм ради искренней молитвы и Таинств. Тогда он со смирением примет замечание и впредь будет знать, как нужно себя вести и что делать".
Я совсем недавно стала приходить в храм, именно уверовав. Мне очень хочется узнать правила и законы, но. Я всегда была далека от церкви. Честно признаться, мне неловко подойти в церкви к бабушке и спросить, что и как надо делать - как входить, когда креститься, каким иконам, сколько раз, в какой последовательности, какой рукой ставят свечи, ну. Одно дело, когда возникает конкретный вопрос, например, где та или иная икона находится, и совсем другое: "расскажите мне правила поведения в церкви с самого начала". А то мне так неудобно в церковь ходить и, признаться, страшновато, старушки смотрят так, словно я от безделья заглянула, ничего не знаю, все делаю не правильно.
Инанна, я была бы очень признательна Вам, да думаю и не я одна, ведь не так много людей действительно знакомы хорошо с обычаями и традициями, если бы Вы рассказали хотя бы вкратце. Не могли бы Вы устроить маленький ликбез для таких же безграмотных, но истинно тянущихся к свету, как я?
2.8.2003 Неграмотная

Как вести себя в православном Храме?

Вчера в очередной раз предложила мужу зайти в церковь и в очередной раз получила тот же отказ: "Я не знаю: где останавливаться, креститься, спиной не поворачиваться". Я тоже не знаю.
В детстве я регулярно ходила в единственную тогда действующую в Сочи церковь, когда приезжала подруга родителей из Западной Германии (именно из верующей Западной, т.к. тогда в Восточной вынуждали письменно отказываться от веры), просто сопровождать ее кроме меня не находилось в нашей семье желающих. Причем Helga - не православной веры - даже не знаю: католичка или лютеранка, но в той церкви, куда мы ходили, на стене было большое изображение Святой Ольги, которой Хельга ставила свечку. Никаких требований к моей одежде она не предъявляла (ну т.е я в брюках могла пойти), косынок ни мне, ни себе не надевала, и в церкви на нас, конечно, не шикали - как же иностранка.
Но это было давно: конец 70х - начало 80х. Сейчас я часто имею желание зайти в Храм, произнести Отче наш, помолиться, поблагодарить, попросить прощения и милости, сыночка маленького к Богу привести. Долго не решалась - условности пугали. Потом решилась. Пару раз ходила с сыночком на руках, не во время службы, когда людей совсем мало. А в очередной раз мне косынку протянули, я от неожиданности отпрянула, а со стороны "Прости Господи" таким тоном прозвучало, как пощечина. С тех пор и заходить боюсь.
Ну не знаю я как себя вести в православном Храме! Креститься обязательно? А если я не крещеная? Подскажите, пожалуйста, что минимально мне НЕОБХОДИМО соблюсти, чтоб просто зайти помолиться и уйти??
17.10.2003 Наташа

    А сейчас в Сочи много церквей? По моим наблюдениям, в маленьких церквах, где общины плотные, и прихожане друг друга хорошо знают, к разговорчикам в строю и неподшитым воротничкам относятся спокойнее. Крайние варианты я видела на Кипре, где перед службой и дети скачут, и взрослые шумят в полный голос ("Э-э-э, здравствуй, дарагой!"), а русские богомольцы только зубами скрежещут от неуставного вида прихожан. Это, разумеется, в рядовых церквах, в монастырских и в главных церквях городов построже.
    JaneZ

Перед входом в храм,предварительно перекрестившись,надо трижды поклониться.Затем проделать тоже самое ,войдя в двери храма,поклониться по обе стороны,встать на одно место,никого не толкая.Если человек пришел в храм впервые,ему надо осмотреться,заметить что делают ьолее опытные верующие,как они крестятся,куда направляют поклоны.Неуместно во время Богослужения вести себя шумно,во время молитвы надо стоять слегка опустив голову и плечи,Если вы не понимаете слов молитвы то произносите про себя"Господи,Иисусе Христе,Сыне Божий,помилуй мя,грешную(имя)"Крестное знамение и поклоны старайтесь совершать со всеми одновременно.Службу желательно отстоять от начала до конца.Это не повинность,а маленькая жертва Богу.Разве будет приятно хозяину дома,если вы придя в гости уйдете раньше окончания праздника?Целуя иконы надо помнить икону Спасителя целуют ноги,Божьей Матери и святых-руку,Нерукотворный образ спасителя и главу св.Иоанна Крестителя-волосы.Ставя свечку надо помнить,первая свеча ставится к празднику или к чтимой храмовой иконе,затем к мощам святого,если такой есть в храме,а потом уже за здравие и за упокой.За умерших ставят на канун у Распятия со словами"Помяни,Господи раба Твоего(имя),и прости ему согрешения,вольные и невольные,и даруй ему Царствие Небесное.

Ну вдоволь поиздевались?Вы бы хоть тему выбрали не касающуюся религии.Не вам мне указывать в какую конфу ходить,ясно?И еще,даже если вы не верите в Бога и позволяете себе то,что позволили сегодня здесь по отношению к Нему,это не значит что вам это не зачтется на Страшном Суде.Бог вам судья,но я если честно не понимаю неужели вам и правда не стыдно за то,что вы ТАК относитесь к тому,что для другого очень свято и дорого?
"Страх и ужас обьял бы тебя,брат,если бы ты увидел,как душа твоя изьязвлена грехами.Воистину,неосталось в ней целого места.Вся она покрыта гнойными струпьями,зияющими язвами,и,слились в сплошную воспаленную рану.Где искать лекарство от этой душевной болезни,где найти целебный источник,заживляющий эти раны?Кто откроет его,чтобы,почерпая от него с верой,мы прохладили души наши,грехами сокрушенные. "Знаете,на все то что вы тут написали я смотрю не как на оскорбление,а как на орудие,приготовленное мне Богом,которым если я захочу,могу истребить всякую нечистоту.Я по натуре своей слишком спокойно отношусь к бестолковости и невежеству.Всего вам хорошего

Могла бы.Во всяком случае попробую.Церковь,по традиционному определению это от Бога установленное общество человеков(это не ошибка),соединенныхправославной верой,законом Божиим,священноначалием и Таинствами.Но церковь включает в себя не только живущих ныне людей-есть церковь земная-ныне существующее сообщество верующих,и церковь Небесная-вневременное единство Божьей Матери,ангелов и святых.Глава церкви-Господь Иисус Христос.Сама церковь-тело Христово.Можно с Господом общаться где угодно,но именно в церкви совершаются Таинства,есть праздники,обряды,правила без которых жизнь истинно верующего будет не совсем полной.Но я пишу,у каждого свой Бог и каждый верит во что хочет и никто здесь никому ничего не навязывает.Есть истинно верующие,которые не ходят в церковь.

Конечно ,Бог вас послушает,если вы это делаете искренне,от души.
А если неискренне - то зачем?? :-)
А если неискренне - но с посредником? Услышат или нет?

А зачем вам бежать в церковь пообщаться с Богом,если вам не нужны посредники?
Вот я об этом и говорю. Только без вопросительного знака.
Получается что искренне верящий человек в услугах РПЦ вроде как и не нуждается. Что до обрядов как до способа служения богам - так можно и по другому служить, например работая нянечкой в больнице.

А "неискренне верящий" - это бессмыслица, ИМХО. То есть что с РПЦ что без неё, с обрядами или без - богам вашим от него ни холодно ни жарко -

Вот и получается что знание обрядов необходимо только лишь Организации(РПЦ).

Постойте. О каком спасении идет речь при разговоре с человеком далеким от веры и интересующися (пока?), чем живут православные (и пр. ) люди?! Причем, как я посмотрю по серии топиков, весьма деликатно и грамотно (ссылки, автором приводимые, достойны прочтения верующим человеком). Эта тема человека трогает, он как-то ищет для себя ответ. Пройдет время и все уляжется в голове или в душе (у всех по разному - кто-то одним рассудком живет и только на него полагается). (Заранее прошу простить за высказывание своего мнения о человеке в третьем лице)
Вспомните себя лет этак пятнадцать-десять назад (а может и меньше). Как вы пришли к православию? Неужели через разговоры "любопытство ради любопытства - грех" и "спасение - единственная цель жизни"?

Приношу извинения, не увидела Ваш топик ниже, там ответила.
1. никакое, естественно :))) - либо ведешь себя прилично, либо нет - но в данном случае, вы же знакомитесь с людьми где-то, правильно. Так и на форуме можно познакомитсья, и потом мне просто объяснили что людей смешить моя тчока зрения и привели пример.
2. Вас лично и господина male на тот момент в форуме не было, по крайней мере по моим прикидкам
3. Вы же анонимно выступаете и male тоже, причем видно что старается уколоть - вот опять неприлично
4. Это не предписание, есть закон любви, но также есть "не мечите бисер перед. "
Это не против вас лично, просто цитата

давно не был в церкви как заставить себя заново туда придти?

А зачем заставлять? Это не работа и не обязанность. В церковь нужно идти по велению души. Я лично тоже давно не была. По праздникам вообще не хожу - бабки прут, прям затаптывают, а замечание сделаешь, так еще и обругают, и это несмотря на нахождение в храме. Максимум в крещение за водой схожу, и то стараюсь время подгадать, чтоб очередищу не стоять. В этом вопросе вообще классно кооперироваться с кем-нибудь.

У меня вообще возникает ощущение, что церковь все больше превращается в коммерческое предприятие. И от этого неприятный осадок появляется. Мне кажется, что нахождение в церкви не делает человека ближе к Богу.

Найдите такой храм, куда вас будет тянуть, свой храм. Просто каждое воскресенье приезжайте в новый храм, в какой-нибудь захочется вернуться.

Найдите для себя там какое-нибудь дело, помогайте бескорыстно. Найдите единомышленников. Хорошо, если при храме есть какое-то движение, клуб, библиотека, совместные чаепития, место, где можно общаться.

Читайте каждый день Евангелие, молитесь понемногу.

Если есть возможность, попробуйте заходить в храм каждый день, ненадолго, на 15-20 минут, до работы или после.

Лучшее время, чтобы приучить себя ходить в храм, Пасха. Службы короткие и красивые, дома читайте пасхальные часы вместо обычного правила. Возникает ассоциация - пасхальная радость - храм, и потом в храм тянет, вспоминаешь, как там радостно, просто не упустите это время.

Важно еще приступать к таинствам, чтобы хотелось ходить в храм, ведь это главное в христианстве, подготовьтесь к Причастию.

Вы на самом деле правы, что беспокоитесь, мне запомнилось высказывание одного старца, который говорил, что главный признак омертвения души - равнодушие к церковным службам.

Не понятна суть вопроса, я мусульманин, но проходя мимо красивого храма обязательно захожу туда, полюбоваться внутренним убранством, старинными иконами. На данный момент меня больше всего впечатлил Успенский собор во Владимире.

Что касается того что бы заставить, то этого я вам делать не советую. Все потому, что если вы будете себя что то заставлять делать, то тогда уверяю я вас, вы точно не получите от этого кайфа. Ну а церковь, она ведь как раз таки и хороша тем, что там есть положительное для человека, психологическое воздействие, Сводится это воздействие к тому, что в церкви, вы можете реально испытать трансперсональные состояния, которые основаны именно на психологическом эффекте.

Ну а если вам этого не нужно, значит вы и так вполне стрессоустойчивы и у вас если не все, то по большей части хорошо и вы можете обойтись тем, что просто помолитесь в душе.

Походы в церковь как и прибывание там, не должны быть испытанием, наказанием или рутиной для вас.

Если вы верите и ходите в церковь, это должно быть для вас одновременно важным и одновременно ничем, вера это выбор каждого из нас, как и не вера.

Вы не должны заставлять себя идти в церковь, если вы хотите, то вы идете. Это как пить воду, воду нужно пить в достаточном для организма количестве, а не заставлять себя вливать в свой организм десятками литров.

Я всегда неуютно чувствовала себя в церкви. В детстве водила бабушка, на экскурсию, сама не верила, но была крещеной. Я пробовала потом. Всегда хотелось уйти. Интересно , что в Черногории и Греции чувствовала себя спокойно. Вроде все православные. Спросила у мужа-тоже не хочет даже близко подходить к церкви здесь, а там даже свечи ставили вместе. Может не стоит себя заставлять?

Без труда не вынешь рыбку из пруда. А вы хотите, чтобы ноги сами побежали в храм. Для этого нужны большие скорби. Не ждите пока припечет.


Порча в церкви - вещь гораздо более распространенная, чем об этом можно подумать. У меня на приёме побывало немало людей, которым сделали колдовскую порчу именно в церкви.

Тематику этой статьи подсказал мне недавний вопрос одной из моих пациенток, который, в принципе, я слышу регулярно: "На праздник Крещения я была в церкви, стояла службу. Женщина, которая стояла перед самым алтарем, вдруг подошла ко мне, обхватила меня руками и тут же ушла, не оборачиваясь. Что это могло означать?"

У женщины забрали изрядную порцию здоровья. Здесь описан классический и очень распространённый ритуал, при помощи которого чёрные ведьмы занимаются энергетическим вампиризмом в храмах на большие церковные праздники. Порча, сделанная в церкви - частый случай в моей практике. Если вас подобным образом пытаются обнять в церкви, положить руки на вашу спину, дотронуться до вашей одежды, немедленно сделайте то же самое по отношению к ведьме. Главное, не робейте! Смело кладите руки на этого человека в том же месте, где трогали вас, либо выше. Вас тут же оставят в покое и отправятся искать менее осведомлённую жертву.

Ведьмы в церкви выполняют многие колдовские ритуалы. У меня на приёме побывало немало людей, которые заполучили колдовскую порчу именно в церкви. Вот ещё одна классическая история, взятая из адресованного мне письма: "Однажды, когда я выходила из церкви, одна женщина сорвалась со своего места и коснулась моего плеча. Что это могло означать, какие последствия возможны, и как от этого защититься? Дело в том, что в последнее время меня одолевают страхи и непонятные мысли. Я боюсь темноты, не сплю без света, мне снятся кошмары. Мне уже надоело всего бояться, и я прошу помощи".

Как правильно вести себя в церкви? Чтобы не стать жертвой колдовской агрессии, будьте бдительны, находясь в храме. Изначально становитесь таким образом, чтобы сзади к вам никто не мог подойти. Никому не позволяйте брать в руки поставленную вами свечу, будьте решительны и активны в таких случаях. Не допускайте, чтобы вас обходили кругом. Ни в коем случае не слушайте советов "знающих тётушек", которые регулярно околачиваются при той или иной церкви. Иначе вам могут дать такой "замечательный" совет, воспользовавшись которым вы запросто уйдёте из церкви с порчей, которую сделали сами себе. Чёрные ведьмы, да и просто злые люди, знающие кое-какие особые правила, часто пользуются неопытностью людей в церкви, и стараются подойти к человеку "с советом".

Приведу пару примеров. Вам могут посоветовать выйти из церкви спиной к дверям, лицом к алтарю. Сделаете таким образом - и порча вам обеспечена. Ещё один "добрый совет" звучит так: сломать свечу пополам и зажечь посередине, после чего поставить половинки свечи к такой-то иконе. Могут сказать, мол, это для того, "чтобы удача была двойной". На самом деле, таким образом делается порча тому человеку, для которого и ставилась данная свеча. Эта порча называется: "на перелом жизни".

Почему чёрные ведьмы столь активно занимаются своими грязными делами в церкви? Нет ли здесь какого-то парадокса или противоречия? Ведь церковные обряды, молитвы, иконы, ладан, кресты и подобная атрибутика, казалось бы, должна отпугивать чёрных ведьм!

На самом деле, никакого "отпугивания" не происходит. Пара простейших приёмов позволяет "насквозь чёрным" ведьмам без каких-либо проблем посещать Храм, и даже принимать участие в христианских обрядах. Ведьмы используют для своих целей сильную энергетику, производимую большим скоплением людей, объединённых единой верой и одним ритуалом. Кроме того, многие старые церкви установлены на местах бывших ритуальных языческих поклонений. В таких Храмах ведьм бывает особенно много, ведь эти места обладают особой обрядовой силой. На таких местах служители языческих культов практиковали свои обряды с незапамятных времён, задолго до возникновения христианства. Так что ведьмы приходят "работать" на свои "традиционные места", где раньше стояли каменные идолы, а теперь построены христианские церкви.

Церковь для ведьмы - это мощный источник энергии, а особые обряды позволяют манипулировать этой энергией с какой угодно целью: в церкви можно лечиться, можно делать несколько видов колдовской порчи, можно производить привороты и отвороты, и прочее. Конечно, принято считать, что церковь - это место, где вы, якобы, общаетесь с Всевышним. Однако реальность такова, что шанс обнаружить Господа в современном храме весьма сомнителен, зато вы запросто там наткнётесь на чёрных ведьм, прихожан с ненормальной психикой и, что тоже не исключено, на нетрезвых священников с блудливым взором.


Кстати, можно ли как-то определить, кто именно из присутствующих в церкви людей занимается черным колдовством? Иными словами, как распознать ведьму в церкви? Если вы попытаетесь найти информацию по этому поводу (например, в интернете), вы непременно обнаружите выдержки из книг А.Аксенова, в которых полезная информация соседствует с шизофреническими выдумками автора. В частности, утверждается, что "лучи от икон жгут особые точки на хребте черных ведьм, поэтому они никогда не поворачиваются спиною к иконам и алтарю". Это, конечно же, абсолютный бред. Пятясь задом, из церкви выходят не черные ведьмы, а их жертвы (которым дали такой совет). Ещё утверждается, что колдуны и колдуньи как-то "неправильно" (то есть, не в нужном порядке и не тремя пальцами) крестятся. По этой логике все католики - черные ведьмы и колдуны, ведь они крестятся иначе, чем православные. Кроме того, вам советуют обратить внимание на то, что черные ведьмы в церкви обязательно перекрещивают ноги, руки или пальцы рук (как дети, которые клянутся в чем-то лживом, и при этом скрещивают пальцы). Не обращайте внимания на такие "верные признаки" причастности к черному колдовству, поскольку вряд ли вы их обнаружите. Черные ведьмы выглядят и ведут себя так же, как и все прочие прихожане. Они обнаружат себя лишь в тот момент, когда попытаются применить свои навыки.

Далее приведу ещё несколько рекомендаций, соблюдая которые, вы убережете себя от порчи, находясь в церкви.

Чтобы не заполучить порчу на смерть, прихожанам следует входить в храм только через маленькую калитку (а не через ворота и двери, используемые для заноса гроба при ритуале отпевания покойника).

Если поставленная вами свеча внезапно закоптила, тут же посмотрите, нет ли у вас под ногами какого-то постороннего предмета (например, иглы).

Не зажигайте свою свечу от других свечей, возьмите пламя от лампадки в центре.

Прежде, чем принять причастие, следует перекрестить себе рот.

Милостыню можно подавать при входе в церковь, но не следует этого делать при выходе.

Избегайте разговоров и всяких контактов с посторонними людьми. Ничего им не давайте, ничего у них не берите. Игнорируйте странные просьбы (например, посчитать церковные купола).

Если уж вы по каким-то соображениям испытываете потребность в посещении церкви, будьте осторожны и осмотрительны! А для того, чтобы уберечь себя от какой-либо напасти в церкви, нужно, выходя из Храма, сказать тихонько: "Со здоровьем пришёл (пришла), со здоровьем и ухожу".

А что делать, если вы уже стали жертвой порчи, наведенной в церкви? Жмите на кнопку ниже и немедленно пишите письмо.

Если у Вас имеется необходимость личного обращения ко мне для каких-либо разъяснений, консультаций или в связи с необходимостью решения тех или иных проблем, нажмите на кнопку и напишите мне письмо:

Если Вы считаете эту статью интересной и полезной, поделитесь, пожалуйста, ссылкой на неё в Вашей соцсети:

Made in Etechs. © 2000—2021 ВЛАДИМИР ХАЗАН. Использование материалов этого сайта возможно только с ссылкой на источник.



[ Дальше. ]

И если подвести итог под наставлениями святых и духоносных отцов, то становится очевидно, что в храмы можно и нужно ходить до тех пор, пока в Церкви не будут введены следующие обновленческие нововведения:


Попытки были, и не единожды. И грозные знамения были явлены во образумление:
В 1923 году не сошел Благодатный огонь в Иерусалиме, в 1925 году наблюдали явление Креста Господня в небе над Афинами.

- женатые епископы ( пока епископат составляет только черное духовенство, суть монашество, которые дали обеты безбрачия, нестяжания, отречения от своей воли); (преп.Кукша)

- упразднены или изменены посты; (преп.Кукша, блж.Алипия)

- пока не станут убирать с алтарных престолов дарохранительницы; (прот.Николай)



Дарохранительница в алтаре Казанского кафедрального собора
На фотографии мы видим небольшую дарохранительницу, стоящую на престоле главного алтаря собора. Позади же престола стоит большая дарохранительница, сооруженная специально для Казанского собора еще в первой половине 19-го века. Сегодня, однако, она является лишь реликвией и Дары в ней не хранят.

- Пока не изменят печать на просфорах ( крест уберут, будут шестиконечные звёзды); (прот.Николай)

Сейчас это крест:


а будут шестиконечные звёзды:




- Пока в храмах не появятся портреты антихриста; (прот.Николай)

- "Женщины будут стоять у престола" - введение женского священства в православной церкви. "Но не во всех церквях" (прот.Николай)

Начало положено:

Благовещенский греческий храм Московского патриархата РПЦ, г.Ростов на Дону украшен портретами иерархов православных церквей:




- пока не изменят чинопоследование Божественной литургии до такой степени, что на службах станут открыто искажать (изменять) слова Символа Веры, и вместе с этим совсем перестанут петь такие молитвы как "Тебе поем" и "Отче наш". ( блж.Алипия, прот.Николай)



Сербская православная церковь. Совместная молитва с католиками и мусульманами

Христофор Тульский и Гурий Чезлов
писали, что главным отличительным признаком станут две вещи: это экуменизм ( совместные богослужения с католиками и даже лютеранами), которые мы уже видим и в первую очередь - подмена или даже замена Символа Веры.

Вот как уже переиначил Символ Веры митрополит Илларион ( Алфеев)



митрополит Иларион (Алфеев) и Папа Римский

..
- Будет католическая служба; перестанут читать "Тебе поем", "Отче наш", "Верую". "Тогда больше в храм не ходи!" (схиархм.Христофор)

-перестанут выносить животворящую Чашу и перестанут петь "Верую". "Будут в церковь силком пихать, но уже будет нельзя ходить" (иг.Гурий)


"Подойдёт время и на земле будут одни католические храмы.Именно тогда ходить в храмы нельзя будет" ( слова преподобного Кукши по свидетельству схиархимандрита Христофора ( Тульского), который лично знал преп.Кукшу.

Иеросхимонах Стефан ( Игнатенко) о грядущем отступлении от чистоты веры говорил, что в те храмы, которые станут служить по новому стилю, ходить будет нельзя. И что после введения нового стиля Церковь уйдёт в катакомбы. При этом он немного успокаивал, говоря: "Не все священники примут это новшество, не все даже архийереи перейдут на новый стиль, вот и держитесь тех, кто сохранит верность Православию. Пока есть возможность, ходите в храмы"


Христофор (Тульский) - "Придёт время, когда крестов в храмах не будет. Сначала пропадут крестики монашеские - параманы (прим:параман- принадлежность облачения монаха малой схимы, небольшой четырёхугольный плат из материи с изображением восьмиконечного православного креста на подножии, орудий страстей Христовых и Адамовой головы), а потом будут и остальные кресты пропадать. И когда задумают родители окрестить ребёночка, а крестов не будет. И Причастия в храме не будет."

На вопрос как спасаться, отвечал: "Пока церкви открыты, нет смешения вер, ходите причащайтесь, соборуйтесь. а когда произойдёт смешение вер, тогда в церкви ходить нельзя будет."
(со слов монахини Анастасии ( Ушаковой)

Игумен Гурий(Вологодский) : "Пока читают "Верую" и выносят Чашу, ходить в церковь нужно. А какой священник Чашу выносит, ты на это не смотри. Потому что если священник грешник, если он неблагодатный, то ангел -Хранитель невидимо через него вынесет Чашу и причастит."

Ходить в храмы не только можно, но и нужно пока не будет изменена служба, не будут поминать папу римского или антихриста, не объединяться с католиками.

Священник Вячеслав Данилов, настоятель храма в честь Рождества Христова в селе Рыбушка Саратовского района:

Еще одна причина — привычка к потребительскому отношению, распространяемая и на Церковь также. В отношении Церкви такой подход можно назвать магическим. Заболел ребенок — надо прийти и поставить свечку. Что-то не ладится в семье — надо освятить квартиру. Человек не думает, что ему надо освящать себя. Надежда на какое-то механическое действие заменяет людям живую веру, общение с Богом через молитву и участие в Таинствах. Поэтому люди если и заходят в церковь с этими своими нуждами, то по-настоящему в Церковь не приходят. И самое, может быть, страшное — отсутствие желания заполнить духовную пустоту, не заполняемую ни достатком, ни внешним благополучием, ни успехом. Если у человека есть желание эту пустоту в себе заполнить, он начнет это делать хотя бы теоретически, станет книги читать, ведь при любом, даже сельском, храме есть библиотека. И от этих книг перейдет к практическим действиям, к участию в жизни Церкви. Но у людей этого стремления нет, или они пытаются иначе эту пустоту заполнить. Кто-то просто водкой ее заливает. Очень трудно сказать, отчего это. Но вероятней всего — от бездуховности воспитания. От отсутствия духовной составляющей в воспитании человека с детства. Отсюда — духовная неразвитость и духовная глухота, которую потом, в зрелом возрасте, очень трудно преодолеть.

— На мой взгляд, главная причина того, что люди не спешат в храм, лежит в непонимании реального значения Церкви для построения отношений человека с Богом. Если человек осознает и поверит всем сердцем, что самый удобоприемлемый, самый надежный, самый верный способ богообщения — это тот, который предложен Церковью через Ее богослужения и Таинства, то он попытается примириться со всеми своими обидами, вызванными недружелюбием, сухостью, порой грубостью тех, кто встретил его на пороге храма. Он попытается преодолеть в себе неловкость и стыд перед своими неверующими или невоцерковленными близкими. Он будет терпеливо бороться с собственной неграмотностью и неопытностью в духовной жизни. Он будет стараться не замечать многочисленных внутрицерковных проблем, лишь бы только не потерять главное — возможность живого богообщения. А уж когда человек и возможность эту перенесет из плоскости земной жизни в область вечности (то есть увидит смысл богообщения не в интересном препровождении земного бытия, а в обретении вечной жизни, жизни с Богом), то тогда он еще больше и еще скорее укоренится в желании прийти в Церковь и остаться там.

Ведь, оказавшись на необитаемом острове, где каждую минуту поджидает опасность, болезнь, даже смерть, и увидев причаливший к берегу корабль, я не погнушаюсь ни внешним видом, ни нравами его матросов — только бы меня вывезли из этого ужасного места. Вот и Церковь является для нас таким кораблем. И все, что мне непонятно и неприятно на этом корабле, не имеет значения, потому что он везет меня к спасительному пристанищу — ко Христу.

Руслан Измайлов, кандидат филологических наук, доцент Педагогического института Саратовского госуниверситета им. Н.Г. Чернышевского:

— Почему не идут люди в Церковь? Чтобы найти ответ на этот вопрос, наверное, необходимо сначала задаться другим. Почему люди в нее идут? То есть зачем человеку нужна Церковь? Ответ здесь до банальности прост. Чтобы жить вечно.

Человек не может жить без воздуха, воды, еды. Но все эти необходимые вещи не дают главного — вечной жизни. И только Церковь обладает дарами вечности и преподает их человеку. Жажда вечности влечет к Источнику вечности. Из этого следует, что в Церковь не идет человек, у которого нет этой жажды. Он вполне доволен своим временным благополучием и совсем не желает возвращаться к Отцу. Он не думает о смерти — ему так комфортней. Он не берет на себя никакой ответственности — перед кем ему отвечать?

Но вот главный вопрос: как оторвать ближнего от этой, образно говоря, тарелки с едой, как вывести его из состояния ложного довольства? Как привести человека к Богу, ко Христу, в Церковь? Каждый христианин призван к апостольскому служению. Ежедневно, ежечасно, ежесекундно он должен свидетельствовать об Истине, свидетельствовать о Христе. Словом, делом, а главное — любовью! Человек встретит и примет Христа, если он встретит и увидит подлинного Христа в православном человеке.

Михаил Сычев, студент Института филологии и журналистики Саратовского госуниверситета им. Н.Г. Чернышевского:

В современном нам обществе царит дух безразличия, самооправдания и самоутверждения. Мы не хотим слушать тот голос, который звучит у каждого из нас внутри и говорит нам, что так — нельзя, а надо как-то по-другому. Мы отвыкли слушать собственную душу и доверять ей. Современный мир отучил нас от этого. А когда мы перестанем дышать, когда нас понесут вперед ногами? Что будет после этого? Не знаем. И, что интересно, не стремимся узнать это.

Иван Дорошин, кандидат философских наук, преподаватель кафедры религиоведения факультета философии и психологии Саратовского госуниверситета им. Н.Г. Чернышевского:

— Отвечая на вопрос, я буду говорить о молодежи: молодым людям я читаю лекции, они делятся со мной своими размышлениями об окружающем мире.

Во-первых, большая часть молодых людей не идет в Церковь потому, что сейчас люди очень мало читают или не читают вовсе. А христианство — это религия, которая плохо воспринимается без книг и вдумчивого чтения.

Протоиерей Александр Писларь, благочинный Южного округа Саратовской епархии:

— Почему человек не ходит в Церковь? Одно из двух: или он еще не начал борьбу с грехом, поэтому еще не испытывает потребности в благодатной силе Святого Духа, которая подается в Святой Церкви; или же он, уже поняв смысл христианской жизни, осознав, как нужно жить, не решается совершить в своей жизни коренной перелом и вступить в эту тяжелую борьбу со грехом, в борьбу, из которой он без помощи Церкви никогда не выйдет победителем.

Жизнь современного человека отличается крайне опасной духовной расслабленностью, а жизнь христианина требует мужества, самоотречения, борьбы с грехом, борьбы со страстями. Как только эта борьба прекращается, прекращается и богообщение, и человек становится бесплодной высохшей ветвью, которая, по словам Святого Евангелия, годится только в огонь. Церковь предъявляет к человеку самые серьезные требования! Но современный человек не хочет их принять и находит для себя такого рода оправдания: Церковь устарела, закоснела, обряды бессмысленны, посты и молитвы не нужны, все это надо реформировать… Хотя реформировать человеку надо прежде всего себя.

Протодиакон Михаил Беликов, клирик Духосошественского кафедрального собора г. Саратова:

— Причин того, почему люди не хотят идти в Церковь, я вижу несколько. Причем все они взаимосвязаны друг с другом.

Индивидуализм порождает неприятие главного принципа жизни в христианской общине, где люди общаются друг с другом в духе братской любви. Собственно, только через это общение людей и становится ясна их любовь к Небесному Отцу. А образ жизни современного человека прямо противоречит тому, чему Христос учит в Евангелии.

Комфорт — это тот кит, на котором зиждется общество потребления. Желание получить результат без усилий распространяется, к сожалению, и на сферу духовной жизни. Отсюда — всплеск интереса к оккультизму, суевериям. Даже церковные люди заражены подобным отношением.

Еще одна причина заключается и в нас самих, в христианах. Порой мы не подаем того примера христианского отношения к жизни, к людям, к Богу, который должны, тем самым отталкивая людей от храма. А мы должны показывать этот образ, быть истинными христианами. И сделать так, чтобы в Церкви людям было лучше, чем где бы то ни было.

Юрий Кудинов, актер Саратовского государственного академического театра драмы им. И.А. Слонова:

— Наше поколение слишком долго находилось за бортом Церкви; осознание того, что себя и этот мир надлежит воспринимать несколько иначе, не так, как нас учили, пришло поздно. Немалая часть жизни была посвящена другим целям, другим идеалам. Этих лет уже не вернешь. Признать, что шел по ложному пути, круто развернуться — для этого нужно определенное мужество. Оно есть не у всех. Но то, что я сейчас говорю,— относится все же к людям, умеющим в какой-то степени думать. А многие думать не привыкли вовсе. Они живут тем, чем их в какой-то момент загрузили,— и не задумываются. Беда в том, что вся современная жизнь, сегодняшняя цивилизация убивает в человеке эту способность мыслить, искать смысл существования. Люди ведь не только в церковь не ходят, они и книг серьезных не читают, и музыки настоящей не слушают. Жизнь в Церкви — это нелегкий труд, труд духовный, интеллектуальный, нравственный, а современный человек отучен от этого, он хочет расслабиться и получить удовольствие. И еще одна причина — то, что человек не умеет полагаться на Бога. Если он все же еще не старик, если у него есть еще нормальные человеческие амбиции, он надеется чего-то в жизни достигнуть — он умеет, как правило, полагаться только на себя. Жизнь учила его именно этому. Фильмы учили быть героем, суперменом. В результате он не умеет просить у Бога помощи. А преодолеть себя и научиться этому совсем не просто.

Читайте также: