Посетить лекции приглашенного преподавателя как

Обновлено: 05.10.2024

Знание предмета, учебного материала. Увлеченность наукой (конкретной областью знаний). Педагогический такт. Стиль общения. Юмор. Гуманистическая направленность личности преподавателя. Учет состава аудитории и умение устанавливать с ней контакт.

Речевое мастерство: голос (сила, диапазон, тембр), эмоциональность, образность, дикция, темп. Культура речи: использование изобразительно-выразительных средств (эпитеты, сравнения, метафоры, градации, риторические вопросы и обращения); соблюдение норм языка: лексических (знание значения употребляемых слов, умение избегать тавтологии, слов-паразитов, штампов и т. д), синтаксических (умение правильно строить предложения, не нарушая норм сочетаемости несогласования и т. д.).

Результативность лекции

Реализованы ли образовательная, развивающая и воспитательная цели лекции?

Информационно-познавательная ценность лекции. Воспитательная значимость лекции. Мотивационно-стимулирующая ценность лекции. Будет ли способствовать лекция дальнейшей самостоятельной работе студентов по изучаемой теме?

Общие выводы и рекомендации. Пожелания лектору-преподавателю.

Основные требования к лекции:

- реализация воспитательного потенциала лекции;

-научность и информативность ее содержания (современный научный уровень);

- доказательность и аргументированность (наличие достаточного количества ярких, убедительных примеров, фактов, обоснований, документов и научных доказательств); - связь лекционного материала с жизненной практикой и будущей профессиональной деятельностью студентов;

- эмоциональность формы изложения;

- активизация внимания, памяти и мышления слушателей (организация обратной связи, образность и выразительность речи, повторения, установки на длительность запоминания, выделение опорных пунктов для запоминания, использование мнемонических приемов, дается ли логически верное определение вновь вводимых понятий, создаются ли проблемные ситуации, учитываются ли индивидуальные способности студентов, используются ли приемы эвристической беседы);

- постановка вопросов для размышления и вовлечения студентов в проблемную ситуацию;

- четкая структура и логика раскрытия последовательно излагаемых вопросов;

- методическая обработка текста лекции (выделение главных мыслей и положений, подчеркивание выводов, повторение их в различных формулировках);

- изложение материала доступным и ясным языком, разъяснение вновь вводимым терминов и названий;

- стиль общения преподавателя на лекции (моменты агрессивности, высокомерия; наличие педагогического такта; возникновение конфликтных ситуаций в общении со студентами; академический, эмоциональный стиль общения; дружелюбное поведение; наличие вопросов со стороны студентов и т.п.);

- доминирующее психологическое состояние студентов на лекции (вялость, апатия, безразличие, пассивность, эмоциональный подъем, заинтересованность проблемой);

- использование аудиовизуальных дидактических, в том числе компьютерных, материалов и средств.

Перечисленные требования лежат в основе оценки качества лекции.

ПРИМЕРНАЯ СХЕМА АНАЛИЗА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ (ПЗ)

Исходные данные

Учебное заведение. Факультет, отделение, курс (номер группы); специальность. Название дисциплины. Фамилия, имя, отчество преподавателя, ученая степень, должность.

Общая характеристика занятия

Тип практического занятия (семинар, лабораторное занятие, деловая игра и т. д.). Тема практического занятия. Цели практического занятия. Место ПЗ в общей системе учебных занятий по предмету. Отвечает ли ПЗ общим идеям и направленности лекционного курса и соотнесена ли проблематика ПЗ с последовательностью изложения тем на лекциях.

Структура практического занятия

Выдержана ли общая структура практического занятия: вступление преподавателя; ответы на вопросы студентов по неясному материалу; практическая часть как плановая; подведение итогов преподавателем; задание для дальнейшей самостоятельной работы по теме.

Какие структурные компоненты были дополнительно введены в практическое занятие? В связи с чем?

Содержание и методика проведения занятия

Готовились ли заранее студенты к практическому занятию (распределение вопросов, рефератов, докладов и т. д.)? Наличие у них плана ПЗ, заданий для самостоятельной работы.

Как формировались навыки оперирования формулировками, понятиями, определениями? Как осуществлялся процесс овладения умениями и навыками постановки и решения учебных проблем и задач, опровержения или отстаивания своей точки зрения? Ощущали ли студенты рост сложности выполняемых заданий?

Как решались педагогом более частные дидактические задачи обучения: повторение и закрепление знаний; контроль; стимулирование учебно-познавательной деятельности и развитие познавательного интереса?

Применение преподавателем активных форм и методов обучения.

Использование дидактического материала и компьютерных средств обучения на ПЗ. Оценка работы каждого студента и группы в целом.

5. Руководство работой студентов

Реализация индивидуального подхода. Учет при разработке плана занятий и заданий уровня подготовки и научных интересов студентов группы. Как учитывались личностные качества студентов при организации учебной деятельности, распределении заданий?

Каким образом вовлекал преподаватель студентов в учебную дискуссию, поощрял и стимулировал критичность суждений, самостоятельность в решении проблем, ситуаций, задачи т. д.?

Активность студентов. Были ли заняты студенты напряженной творческой работой, поиском решений?

Активность преподавателя; его профессионализм, организаторские и коммуникативные умения. Позиция преподавателя на занятии (организатор-ведущий, консультант, пассивный слушатель и т.д.).

Как реализовывался на занятии принцип совместной деятельности, сотрудничества?

Результативность практического занятия

Реализованы ли образовательная, развивающая и воспитательная цели занятия? Степень содействия занятия выработке навыков профессиональной деятельности, расширению и детализации знаний, полученных на лекции.

Диагностика достигнутых студентами учебных результатов. Мотивационно-стимулирующая ценность ПЗ. В какой мере будет способствовать данное практическое занятие дальнейшей самостоятельной работе студентов по изучаемой теме?

Общие выводы, рекомендации и пожелания преподавателю.

Примерная схема отчета практиканта.

ОТЧЕТ

(фамилия, имя, отчество)

по педагогической практике студента _________ курса _______________

_____________________ факультета в ________________ (учебное заведение)

в период с ___________________ 200__ г. по ____________________ 200__ г.

1. Выполнение плана педагогической практики. Какие отклонения от плана имели место, почему, что сделано сверх плана, особенности практики.

2. В какой учебной группе (классе) проходил (а) практику.

3. Количество проведенных лекций, практических занятий (уроков). Какие лекции, практические занятия (уроки) проходили наиболее удачно, какие вызывали затруднения, почему?

4. Какие основные дидактические задачи решались в период практики? Какие получены результаты?

5. Как учитывались и использовались активные методы обучения, новые образовательные технологии (элементы проблемного обучения, личностно-ориентированная модель обучения, развивающее обучение, исследовательские методы работы, ТСО и др.) и передовой педагогический опыт? Приведите конкретные примеры. Получили ли вы удовлетворение от этой работы, какие при этом встретили затруднения?

6. Какую внеклассную работу по психологии смогли провести: занятия кружка, факультативов и др. (для школ и ССУЗов).

7. Какие основные воспитательные задачи решались в период практики? Какие формы были включены в систему воспитательной работы с данным учебным коллективом для их решения? Какие встретились затруднения в подготовке и проведении внеклассных воспитательных мероприятий? (для школ и ССУЗов)

8. Как реализовался на практике индивидуальный подход к обучаемым?

9. Содержание и форма помощи в ходе практики, которую оказала: факультетский руководитель практики, групповой методист, завуч по учебной (внеклассной) работе, директор учебного заведения, преподаватель психологии, классный руководитель (куратор). Чья помощь была особенно полезна, в каком отношении.

10. Общие выводы о практике. Ее значение в вашем становлении как педагога. Ваши предложения по совершенствованию содержания и организации практики.

Хорошо провести занятие — проблема не только для начинающих, но и для опытных преподавателей.

Наиболее типичные ошибки молодых преподавателей при проведении занятий:

  • • скучное занятие, что обусловлено недостаточным кругозором преподавателя;
  • • отсутствие связи материала с предыдущими занятиями;
  • • слабая обратная связь со студентами;
  • • пассивность студентов в связи с отсутствием интереса к теме лекции или самому преподавателю;
  • • игнорирование активных методов обучения;
  • • неиспользование презентационных средств при проведении занятия — рисунков, плакатов, диаграмм, макетов и пр.
  • • отсутствие наглядных примеров, подтверждающих полезность теоретического материала;
  • • студентам не предоставляется возможность практически участвовать в лекции;
  • • неверный расчет учебного материала по времени;
  • • отсутствие воспитательного воздействия, ориентация лишь на теоретический материал;
  • • стремление ассистента на своих практических занятиях опередить по содержанию лекционное занятие ведущего доцента или профессора;
  • • несоблюдение плана учебного занятия, ориентация на то, что проще или, на взгляд ассистента, интереснее;
  • • плохое заключение по лекционному материалу;
  • • неумение сделать критический самоанализ качества проведения своего учебного занятия и др.

Учебное занятие для преподавателя начинается с его подготовки, что предполагает постановку целей, решение организационных вопросов, разработку плана проведения занятия, выбор форм и методов обучения на занятии, выбор учебно-вспомогательного инструментария.

Учебные цели затрагивают следующие области совершенствования личности человека:

  • • область мыслительных процессов, знания и понимания, интеллектуальные способности (когнитивная область);
  • • область ценностей, чувств и установок (эмоциональная сфера);
  • • область действий и поведения (психомоторная сфера).

Содержание занятия должно соответствовать цели обучения. Немаловажной задачей любого преподавателя является выбор такого материала, который необходимо использовать при обучении студентов.

Преподаватель может достичь успеха при соблюдении следующих основных условий:

  • • знание уровня подготовленности обучаемых к началу планирования;
  • • четкое представление об уровне, на который должна быть поднята работа к концу планируемого периода;
  • • выбор эффективных путей и средств планируемой деятельности. Последовательность выбора и подготовки содержания занятия может

быть следующей: определение темы, упорядочение содержания, разделение темы на разделы по 15—20 мин каждый, выбор метода изложения, выбор или определение учебных средств, продумывание обстановки и условий проведения.

Важным шагом при подготовке занятия является выбор форм обучения.

Сделать учебный материал более наглядным возможно при умелом использовании учебно-вспомогательного инструментария, который также может облегчить самостоятельную работу студентов.

Учебное занятие состоит из нескольких этапов, которые можно представить следующей базовой моделью: знакомство с новым — закрепление полученных знаний. Наполнение каждого этапа варьируется в зависимости от вида занятия, его содержания.

Важные задачи преподавателя — стимулирование процесса обучения студентов, создание соответствующей атмосферы, интеллектуальной и эмоциональной обстановки на учебном занятии. Залогом успешности занятия являются поддержание интереса группы к предмету изучения, мотивация студентов.

Даже опытный преподаватель не может полностью предотвратить возникновение разного рода конфликтов на занятии как между обучаемыми, так и между преподавателем и обучаемыми, причинами которых являются личностные черты, завышенные или заниженные требования, утрата интереса к предмету изучения, некоторые групподинамические процессы.

Каждое учебное занятие требует оценки качества его проведения. Сделать это преподаватель может, определив, насколько достигнуты цели занятия в целом и его отдельных этапов; как воспринимался студентами учебный материал; хорошо ли был он структурирован; правильно ли использовались средства наглядности; как устанавливался контакт с аудиторией; как были подведены итоги занятия и каковы эти итоги.

В отличие от лекции-беседы здесь преподаватель при изложении лекционного материала не только использует ответы слушателей на свои вопросы, но и организует свободный обмен мнениями в интервалах между логическими разделами.

Дискуссия – это взаимодействие преподавателя и учащегося, свободный обмен мнениями, идеями и взглядами по исследуемому вопросу. Это оживляет учебный процесс, активизирует познавательную деятельность аудитории и, что очень важно, позволяет преподавателю управлять коллективным мнением группы, использовать его в целях убеждения, преодоления негативных установок и ошибочных мнений некоторых обучаемых. Эффект достигается только при правильном подборе вопросов для дискуссии и умелом, целенаправленном управлении ею. Так же можно предложить слушателям проанализировать и обсудить конкретные ситуации, материал.

По ходу лекции-дискуссии преподаватель приводит отдельные примеры в виде ситуаций или кратко сформулированных проблем и предлагает студентам коротко обсудить, затем краткий анализ, выводы и лекция продолжается.

Положительным в дискуссии является, то, что обучаемые согласятся с точкой зрения преподавателя с большой охотой, скорее в ходе дискуссии, нежели во время беседы, когда преподаватель лишь указывает на необходимость принять его позицию по обсуждаемому вопросу.
Данный метод позволяет преподавателю видеть, насколько эффективно слушатели используют полученные знания в ходе дискуссии. Отрицательное же то, что обучаемые могут неправильно определять для себя область изучения или не уметь успешно обсуждать возникающие проблемы. Поэтому в целом занятие может оказаться запутанным. Слушатели в этом случае могут укрепиться в собственном мнении, а не изменить его. Выбор вопросов для активизации учащихся и темы для обсуждения, составляется самим преподавателем в зависимости от конкретных дидактических задач, которые преподаватель ставит перед собой для данной аудитории.

Лекция с разбором конкретных ситуаций. Данная лекция по форме похожа на лекцию-дискуссию, однако, на обсуждение преподаватель ставит не вопросы, а конкретную ситуацию. Обычно, такая ситуация представляется устно или в очень короткой видеозаписи, диафильме. Поэтому изложение ее должно быть очень кратким, но содержать достаточную информацию для оценки характерного явления и обсуждения. Слушатели анализируют и обсуждают эти микроситуации и обсуждают их сообща, всей аудиторией.

Для того чтобы заинтересовать аудиторию, заострить внимание на отдельных проблемах, подготовить к творческому восприятию изучаемого материала. Чтобы сосредоточить внимание, ситуация подбирается достаточно характерная и острая. Однако это может потребовать слишком много учебного времени на ее обсуждение. Так, например, приведя ситуацию, слушатели повышения квалификации могут начать приводить примеры подобных ситуаций из собственного опыта, и дискуссия постепенно уходит в сторону других проблем. Хотя это весьма полезно, но основным содержанием занятия является лекционный материал, и преподаватель вынужден останавливать дискуссию. Вот почему подбор и изложение таких ситуаций должны осуществляться с учетом конкретных рассматриваемых вопросов. Кроме того, у преподавателя должна остаться возможность перенести дискуссию на специально планируемое занятие, считая свою задачу – заинтересовать слушателей – выполненной.

Дистанционное обучение практически ничем не отличается от традиционного. В нем применяются все стандартные формы организации занятий:

  • лекции;
  • семинары;
  • домашние задания;
  • контрольные срезы знаний;
  • консультации и т.д.

Разница лишь в том, что освоение человечеством современных информационных технологий сделало эти формы обучения более удобными и эффективными. В случае с дистанционным обучением детям не нужно ходить в школу, колледж или университет. Они могут получать все необходимые теоретические знания дома в любое удобное для себя время. Непосредственное присутствие учащегося в учебном заведении потребуется только на итоговой аттестации, экзаменах и защите курсовых или дипломных работ.

Данная форма общеобразовательной и профессиональной подготовки удобна иногородним и иностранным учащимся. Теперь нет необходимости в аренде жилья, серьезных тратах на транспортные услуги, питании в столовых и т.д. Ученику достаточно подключиться по Интернету к Skype или другой онлайн-программе, чтобы посетить лекцию, семинар, консультацию. Также эта форма обучения очень выручает людей с ограниченными возможностями, которые не могут регулярно посещать уроки в учебном заведении.

Принципы проведения лекций

Дистанционные теоретические занятия проводятся посредством видеосвязи с учащимися в режиме онлайн. Преподаватель объясняет новый материал, повторяет пройденный по просьбе желающих, подробнее останавливается на сложных моментах. Без лекционных занятий трудно себе представить любую форму обучения, потому что каждый ученик рано или поздно нуждается в квалифицированной помощи.

Дистанционные уроки намного интереснее, чем стандартные школьные или вузовские. Для разнообразия учебного процесса преподаватели используют всевозможные средства мультимедиа:

  • интерактивные доски;
  • видеоролики;
  • анимированные изображения;
  • презентации;
  • динамические графики;
  • аудиозаписи и т.п.

Стандартная лекция в удаленном режиме длится около одного часа. Этого времени хватает для тезисного прохождения нескольких легких тем или углубленного изучения одного сложного параграфа. Консультации на таких занятиях не даются, если только не идет речь об индивидуальных дистанционных уроках. Зачастую учащиеся получают односторонний видеопоток от педагога.

На удаленном вузовском отделении востребованы групповые онлайн-лекции, когда несколько учащихся одновременно подключаются к одному занятию. Стоит отметить, что дистанционное посещение лекций не является обязательным в учебном процессе, но без них сложно будет быстро двигаться по программе. График занятий согласовывается со студентами и учителями, как и их продолжительность. Нередко лекции специально переносят на выходные дни.

Авторитетные ВУЗы организуют целые онлайн-конференции, на которые приглашают известных бизнесменов, юристов, политиков, лингвистов и прочих отечественных и иностранных экспертов. Такие лекционные занятия помогают учащимся быстрее вникнуть в суть выбранной специальности и получить неоценимый опыт в профессиональном плане. Многих подобная дистанционная встреча с авторитетными деятелями современности мотивирует на более интенсивное обучение.

Если ученик пропустил лекцию, то он всегда может просмотреть ее в записи в специальной электронной базе данных.

Особенности веб-семинаров

Семинары на дистанционном вузовском отделении сегодня редкость. Суть традиционного занятия в том, чтобы опрашивать учащихся ради оценки их текущих знаний. В режиме онлайн это делать затруднительно, потому что современные подростки ухитряются молниеносно искать ответы на вопросы учителя в Интернете, а затем просто их читать, периодически поглядывая в веб-камеру.

В случае с удаленной формой обучения семинары представляют собой платформу для дискуссии на заданную тему. Педагог спрашивает мнение у группы по конкретной проблематике, а учащиеся высказывают свои мысли, соглашаются или опровергают их, но делать это должны только аргументировано. Такая форма проведения занятий ускоряет восприятие сложного теоретического материала.

На Западе подобные семинары проходят с начальных классов во всех школах. Детей учат не только читать и понимать суть написанного, но и правильно выражать свои мысли, быть увереннее в себе, работать в коллективе.

Дистанционные семинары пропускать не рекомендуется, потому что они традиционно важны для учителей. Если регулярно их игнорировать, то преподаватель будет неохотно консультировать ученика по интересующим вопросам, которые как раз обсуждались на последних занятиях.

Выполнение домашних заданий

При дистанционной форме обучения большую часть теоретического материала учащиеся должны усваивать самостоятельно. Всю необходимую литературу им предоставляют педагоги. Это касается и учебных пособий, и различных атласов, энциклопедий, карт, конспектов, таблиц и пр. Ученику остается только серьезно подойти к процессу анализа материала. Это довольно сложная задача, которая требует немало времени, терпения и мотивации.

За школьниками, которые получают удаленного образование, нужен тщательный родительский контроль. Подростки отличаются от детей пониманием необходимости серьезного отношения к учебе, но у них все равно не хватает самодисциплины. Именно поэтому взрослые должны постоянно следить за успеваемостью своих детей.

Домашняя работа учащихся дистанционного отделения сводится не только к изучению материала, но и к выполнению заданий преподавателя. Иногда требуется решить уравнения или написать упражнения по иностранному языку, а иногда речь будет идти о составлении демонстрационной презентации или реферата.

Дистанционные срезы знаний

Контрольные работы в удаленном обучении отличаются от традиционных. Они могут быть двух видов:

Если речь идет об изучении русского или иностранного языка, то самостоятельные контрольные работы будут представлять собой набор сложных упражнений или сочинение на заданную тему.

К дистанционной форме проведения среза знаний относят онлайн-тестирование. Традиционно ученикам дается ограниченный промежуток времени на выполнение тестовых заданий. В итоге преподаватель получает развернутую картину успеваемости своих подопечных. Кроме того, результаты тестирования упрощают работу над ошибками.

На экзамены, зачеты и защиту дипломной работы ученики должны приходить в учебное заведение.

Удаленное консультирование

Чаще всего учащиеся получают консультации в режиме оффлайн. Для этого им нужно задать вопрос преподавателю в чате, по электронной почте или другим способом. Ответ традиционно приходит на электронную почту ученика, но могут быть и более удобные варианты (по соглашению).

Онлайн-консультации проводятся строго по расписанию. Некоторые учебные заведения от них вообще отказались, так что рекомендуется не затягивать с интересующими вопросами, поскольку ответ в режиме оффлайн может прийти нескоро.

Читайте также: