Сходить за хлебом что значит

Обновлено: 07.09.2024

Часто слышу, что люди так говорят. Мне кажется, что это неправильно: хлеб — это хлеб, а булка — это булка. Но, может, я ошибаюсь?

Здравствуйте. В Питере никто не говорит "булка хлеба". Мало того, это словосочетание "режет слух" и вызывает раздражение у жителя СПб. У нас говорят про белый хлеб продолговатой формы - батон, булка (напр.: "У нас закончилась булка", про чёрный - хлеб, чёрный хлеб (напр.: "Купи хлеба"). Раньше, в советские годы, когда часто продавался пшеничный хлеб круглой формы, его называли "белый хлеб". Сейчас, наверно, так же.

А как в таком случае, когда не "Булка хлеба", спросить 2 шт или 5шт хлеба. С булкой хлеба все просто: купи пять булок хлеба.

3 ответа 3

Тут вот какая штука. И "булка", и даже "хлеб" могут означать далеко не одно и то же у разных носителей.

В Питере, например, булка - самостоятельной тип изделия, хлебом не является.
В Москве - один из типов (сортов) белого хлеба.
При этом ни москвич, ни питерец не сможет сказать "булка хлеба", это противоречит их пониманию значения слова.
"Булка хлеба" говорят носители средне-южнорусских говоров, где черный (ржаной) хлеб уже не пекут и не потребляют в количествах, подобных Москве или Питеру, там "булка" - не тип или сорт, а форма, в отличие, скажем, от каравая, калача или батона. "Булка хлеба" в их понимании - штука хлеба.
Кстати, несколько раз убеждался, что многие (не скажу за всех) выходцы из тех краёв плохо понимают привычное для москвича выражение "батон белого (хлеба)" или "буханка черного". Батон, как и буханка, для них понятие самодостаточное, это именно батон, "батон хлеба" - масло масляное. Так что тут, как говорится, один-один.

Fuchoin Kazuki, где у вас? И главное - какой он формы? Я и в Голландии нечто подобное едал, только все равно это не ржаной хлеб был, в лучшем случае - смесь.

Настоящего ржаного хлеба, того самого, который издревле противопоставлялся пшеничному, сейчас и в Москве нет. Кое-что могло, конечно, измениться, но ржаным часто называют хлеб из смеси ржаной и пшеничной муки в разных пропорциях, в Нечерноземье и севернее пропорции примерно 50 на 50, южнее - ржаной муки может быть процентов 20, если не меньше.
Так вот, настоящий ржаной хлеб всегда был формовым, "кирпичиком", иначе он просто не пропекался. В Москве и севернее он таковым и остался, хотя, как сказал, состав муки там изменился. Противопоставлять его булке по каким-то дополнительным признаком не было необходимости. Тем более что формового пшеничного хлеба почти и не было.
Иное дело - северные чернозёмы, Урал, Сибирь. Вот там эта "булка хлеба" вполне могло развиться в значении "штука хлеба", поскольку исходное сырье было примерно одинаковым и для формового и для "батонного" хлеба, причин для "московского" или "питерского" понимания "булки" не было, как не было и причин для самого противопоставления ржаного и пшеничного хлеба по составу (как в Питере) или пшеничного - по качеству и форме (как в Москве).

Во всяком случае так было в 80-90 годы, в те года мне довелось поездить по стране.

Издавна в каждой культуре и у каждого народа существовали свои обряды и приметы связанные с хлебом, которые несли в себе смысл продолжение жизни. Если их уважать и соблюдать, то можно обеспечить себе счастливую сытую жизнь в достатке, среди любви и уважения своей дружной семьи.

- Всегда нужно делиться хлебом, даже последним куском, — в таком случае хлеба в доме всегда будет много, а это означает, что жизнь семьи будет богатой.
- Если во время праздничной еды кусок хлеба выпадет из рук, то это значит, что вскоре прибудет почетный гость.
- Уронить бутерброд маслом вверх – к гостю.
- Последний кусок хлеба берет девушка – по примете у нее будет красивый муж.
- Те, кто любят есть корки и горбушки считаются удачливыми и счастливыми людьми.
- Те, кто любит белый хлеб - ранимые и тонкие натуры, а люди, предпочитающие черный хлеб, сильные духом, более решительные и волевые.

Народные традиции.
Традиции связанные с хлебом сформировались в глубокой древности. Те, кто хлеб почитал, относился к нему с уважением - имел достаток, крепкое здоровье, и удача такому человеку всегда сопутствовала. Поэтому традициям старались неуклонно следовать. Этому учили с детства.
Перед трапезой нужно было сначала съесть кусочек хлеба с солью. Этим же нужно и закончить трапезу. Считалось, что если человек следует этой традиции, то будет счастливым. С помощью кусочка хлеба с солью человек может проверить степень своего насыщения. Если перед трапезой он сможет его съесть — это означает голод, а если хлеб с солью можно съесть и после еды — переедания не произошло.
Если вы хотите порадовать хозяев, отправляясь в гости, покупайте и дарите хлеб или выпечку только в четком количестве. Считается, что четное количество хлеба принесет в дом удачу и из дома в ближайшее время никто не уйдет.

Хлеб - символ единства семьи.
- Если при выпечке хлеба часть отслоилась от остального каравая, кому-то из членов семьи предстоит поездка.
-Члену семьи, собирающемуся в дорогу, обязательно давали с собой хлеб. Не только для утоления голода в пути, но и в качестве оберега. Считается, что буханка хлеба из дома хранит тепло и энергетику всей семьи и способна защитить от неприятностей в дороге.
-Так же хлеб как оберег клали в колыбель к новорожденному.
-Во многих семьях вошло в привычку собираться за общим столом по вечерам за чаем и вкусным пирогом или выпечкой, обсуждать события уходящего дня, строить планы на будущее. Члены семьи рассказывают о том, как провели день, проявляют внимание к проблемам друг друга. Хлеб способствует укреплению семьи и воспитанию детей.
-По старинному обычаю хлеб и соль преподносят новоселам при въезде в новый дом или в квартиру вместе с ключами от дома. Этим выражается пожелание счастья в новом доме, а хлеб это богатство и изобилие.

Приметы связанные с хлебом на Руси.
К хлебу на Руси всегда было отношение особое — уважительное, бережливое. Неудивительно, что оно нашло свое отражение в многочисленных приметах.
- Двое тянутся к одному куску хлеба - будет компания.
- Хлеб, испеченный в канун Рождества, долго будет оставаться свежим.
- Найти в духовке четыре соединенных буханки - примета к свадьбе.
- Вынутая из печи буханка сломалась - примета к незнакомцу.
- Если вам предложат взять последний кусок, берите - это принесет счастье в любви или материальную прибыль.

Хлебные поверья в древней Руси.
Хлеб с древних времен был неизменным спутником человека, поэтому с ним связаны всевозможные приметы, истории, ритуалы. У древних славян хлеб считался плодом Матери Земли. Поэтому зерно для посева в поле выносили только мужчины. Они проходили по полю, разбрасывая его, как будто заключая союз с Матерью Землей. Женщины при этом присутствовать не могли – считалось, что они могут помешать зачатию, а значит и урожая не будет.
Священной выпечкой считались блины. По форме блин напоминал солнце – а светило для славян было в древние времена высшим божеством. Квашня ( жидкое тесто) всегда стояло в избе на почетном месте. Брожение олицетворяла Жизнь. На кадку с квашней перед свадьбой усаживали и новобрачную. Это делалось для того, чтобы в семье был достаток и благополучие.

Свадебные приметы.
Свадебное торжество имеет свои приметы, связанные с хлебом. Так, на сватанье брали с собой хлеб. В древности на каравай клали руки молодых в знак объединения и договорённости о свадьбе (это называлось рукобитье). На свадьбе родители благословляли жениха с невестой не только иконой, но и хлебом, а после венчания молодожёнов встречали хлебом и солью. Свадебный каравай считался символом счастья, достатка и изобилия. Его выносили на рушнике - расшитом полотенце. Чем пышнее выпечен каравай, тем счастливее и богаче станут молодожёны. Существует примета: жених и невеста должны откусить кусок каравая, у кого он больше, тот и будет истинным главой семьи. Соль при этом нельзя просыпать. Свадебный каравай после того, как его отведают молодожёны, для гостей делил крёстный отец жениха или невесты. Каравай был многослойным. Верхушку отдавали молодым, среднюю часть - гостям, а низ, в который часто запекали монеты, - музыкантам. Вместе с кусочком каравая молодые делились с гостями своим счастьем. Гости в ответ благодарили подарками. Уйти со свадьбы без кусочка каравая равносильно отсутствию на ней. Кусочек каравая приносили домой и делили между теми, кто не был на свадьбе, а небольшую часть засушивали в качестве амулета-оберега.
При изготовлении свадебного каравая учитывалась каждая деталь. В древние времена тесто для каравая должна была замесить замужняя женщина, которая имеет детей и счастлива в браке — так она и невесте передаст удачу. Во время приготовления теста в обязательном порядке читали молитвы. А вот готовый каравай в печь ставил супруг этой женщины. Каравай украшали веточками калины, символизирующей любовь. Приготовление каравая обычно происходило в субботу, фактически это и было началом свадебного обряда. С момента приготовления каравая до торжества его берегли как зеницу ока- накрывали рушником и хранили подальше от людских глаз. Помимо большого каравая пекли маленькие пироги, которые во время торжественного застолья раздавали детям.
Есть и такая романтическая примета о хлебе: если парень и девушка откусят от одного ломтя хлеба — их объединит влюбленность, а после, возможно и вечная любовь.

Примета - ломать хлеб над головой невесты.
У каждого народа есть обычай ломать хлеб над головой невесты. Такая традиция существовала в России. Если разламить пшеничный хлеб над головой невесты - скорое и счастливое прибавление в семействе. А на севере Англии нарезают на мелкие квадратики свадебные лепешки и осыпали ими невесту и свадебный зал. Кое-где над головой невесты ломали специально приготовленный свадебный корж, после чего кидали его гостям. Девушка, съевшая такую лепешку, так полагали англичане, во сне увидит своего суженого. В Шотландии, например, мать невесты после венчания дочери (прямо у дверей храма) ломала над головой новобрачной смородиновый пирог. Шотландцы были уверены, что этот обычай сделает невесту счастливой в семейной жизни.
А в Болгарии свадебный хлеб пекли в форме кольца. Молодожены должны были смотреть на гостей через отверстие в калаче или каравае. Такой хлеб считался оберегом - он приносил молодым богатство и здоровье.

Хлеб как священная пища.
В культурных традициях многих народов хлеб - больше, чем просто пища. Это священная пища, которая использовалась при определенных религиозных действиях. У восточных народов давая клятву, в руках держали священную книгу и съедали кусочек хлеба — лепёшки. Круглая форма хлеба символизировала солнечный диск, а его свет — источник жизни.
В Египте хлеб несли в качестве подношения богам. В те времена верили, что хлеб, а также воду бессмертной жизни хранит бог Ану на Небесах.
В славянской традиции хлеб выступал символом взаимного обмена между божеством и людьми. Это — своего рода связь поколений. Считалось, что сами предки незримо принимают участие в выпечке хлеба, а после получают свою долю в виде паров или же специально выделенной части буханки хлеба или каравая.
У славян было принято хранить хлеб на столе в красном углу. Также было принято хранить хлеб перед иконами в знак верности Богу. Считается, что Бог в ответ заботиться о благосостоянии семьи, чтобы на столе всегда был свежий хлеб.

Значение хлеба в жизни человека невозможно переоценить. С древнейших времен хлеб, хлебные злаки считались основой питания и не случайно - ибо в пшеничных, ячменных, ржаных зернах содержатся все необходимые для жизнедеятельности человека компоненты.

Поэтому воспевает Царь и Пророк Давид в Псалтыри: ”Прозябаяй траву скотом и злак на службу человеком, извести хлеб от земли; . и хлеб сердце человека укрепит” (Пс. 103; 14, 15).

В Библии это самый упоминаемый продукт. В книге Бытия хлеб упоминается 56 раз, в Псалтири 23 раза, в Евангелиях 88 раз.

Интересные факты о хлебе

Интересные факты о хлебе

А вы знали, что существует "Хлеб Иезекииля". В США в специализированных магазинах здорового питания можно найти такой хлеб.

Диетологи заинтересовались этим рецептом от Господа Бога. Они говорят, что он уникален тем, что смесь злаков,которые в него входят имеют уникальный сбалансированный состав. В них есть все, что нужно для того, чтоб человек мог функционировать правильно (витамины, жиры, клетчатка, углеводы).

Известному Библейскому пророку Иезекиилю, Господь повелел перенести очень тяжелое испытание, 390 дней он должен был лежать на левом боку не вставая. Этим самым, он нес вину всего Израильского народа.

Господь снабдил своего пророка удивительным рецептом хлеба,который Иезекииль ел каждый день, и этот хлеб давал силы пророку -

"Возьми себе пшеницы и ячменя, и бобов, и чечевицы, и пшена, и полбы, и всыпь их в один сосуд, и сделай себе из них хлебы, по числу дней, в которые ты будешь лежать на боку твоем; триста девяносто дней ты будешь есть их." Иез 4,9

В Писании упоминается хлеб из пшеничной муки тонкого помола, так называемый солет (Исх. 29:2), и ячменный хлеб, который считался преимущественно хлебом бедноты .

Интересные факты о хлебе

Интересные факты о хлебе

Даже в наше время на Востоке хлеб пекут в виде лепешек толщиной обычно 1—2,5 см и около 18 см в диаметре.

За хлеб с чечевицей Исав отдал Иакову первородство (Быт 15-34). С хлебом связана история семи изобильных и семи голодных лет в Египте (Быт 41).

Сам Иисус Христос метафорически называет Себя Хлебом Божьим или “хлебом жизни, Который сходит с небес” (Ин 6:33,35,41,50 и след.,58).

Хлеб не только служил пищей для человека, но и использовался в религиозных обрядах. Хлеб становится основой для совершения таинства Евхаристии в Новом Завете. Таким образом, хлеб является не только постоянным продуктом на столе, он присутствует во многих ключевых моментах священной истории. Поэтому можно говорить о сакраментальном, священном значении хлеба, которое в Новом Завете, в Церкви приобрело даже гораздо большее значение, чем ранее.

Иисус дважды чудесным образом накормил очень большую толпу людей всего несколькими хлебами и рыбами, которых хватило всем (Мк. 6:30–44; 8:1–10) – эти действия служат примером Божественной заботы и проявления гостеприимства в широких масштабах.

Интересные факты о хлебе

Интересные факты о хлебе


Хлеб как дар. Предложение хлеба часто служило проявлением гостеприимства (Быт. 14:18). Это было столь распространенным обычаем, что Иисус, отправляя миссионеров, сказал им не брать с собой хлеба.

"И заповедал им ничего не брать в дорогу, кроме одного посоха: ни сумы, ни хлеба, ни меди в поясе," (Мк. 6:8).

Предполагалось, что хлеб им будут давать те, кто примет их послание.

В богатых домах имелись глиняные духовки, внешне очень похожие на пчелиный улей. В нижней части духовки разводили огонь, а в верхнюю помещали хлеб.

Другие бедные люди, хлеб выпекали выкладывая тесто прямо на уголья.

Слуги мелющие при жерновах в Египте находились в самой низкой социальной нише. Часто этим занимались женщины.

Хлеб с давних времен был основным продуктом питания израильтян (Быт 3:19; 14:18; 21:14 и др.).

Город Вифлеем. Древнее еврейское название городу - Бейт Лехем (дом хлеба).

Маца - единственный вид хлеба, разрешённый к употреблению в течение еврейского праздника Песах.

На Востоке существует традиция преломления, а не нарезки хлеба. Резать хлеб там означает разрушать. Так как Христос преломлял хлеб во время Вечери Господней, то выражение "преломление хлеба" стало использоваться в отношении причастия.

Самый распространенный вид домашних работ в библейские времена — это помол зерна. Каждая семья печет хлеб из своего зерна.

"Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем; лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым. "

Гумно — огороженный участок земли в крестьянском хозяйстве, предназначенный для хранения, молотьбы и другой обработки зёрен хлеба

Интересные факты о хлебе

Здесь хлеб молотили деревянными орудиями или гоняли по нему волов, которые копытами выбивали зерно из колосьев. Иногда применяли молотилку. Это была деревянная доска, на нижней стороне которой имелись каменные или железные шипы. Волы таскали ее взад и вперед по расстеленному хлебу и вымолачивали зерно из колосьев.

Веяние. После молотьбы нужно было отделить зерно от мякины — шелухи и мелких частиц соломы. Зерно подбрасывали вверх особой деревянной лопатой, веялом. Легкую мякину ветер относил в сторону, а более тяжелое зерно падало тут же на землю.Окончательно зерно очищали от всяких примесей, встряхивая его в большом решете.

Безответная любовь или в спортивный магазин за хлебом

Иногда я сталкиваюсь с историями, когда человек вязнет в деструктивных, односторонне направленных отношениях. В них нарушен баланс, потребности клиента, как правило, не удовлетворяются в достаточном объеме – но отношения поддерживаются, доставляя боль и душевный дискомфорт.

Чем более холоден и дистантен партнер – тем выше будет желание взять, добиться, доказать, получить такую любовь именно от него. Хотя партнер бессознательно изначально выбран на эту роль – роль отвергающей равнодушной матери – и дать любовь попросту не может. Нет ее у него в наличии! По крайней мере, для конкретного человека, в желаемом формате и объеме.

Как и в вышеприведенном примере, такую любовь – признание, восхищение, похвалу – партнер не даст, ведь он так же, бессознательно выбран на роль критикующего отца, у которого нет в наличии желаемого ресурса.



Конечно, задача психологии в таких случаях – подвигнуть человека на то, чтобы самостоятельно возмещать свои детские дефициты, самому начать удовлетворять свои фрустрированные потребности. Но не будем углубляться в терапевтические мистерии, до них еще необходимо признать, что стучать в закрытые двери – не только бесполезно, но и вредно, а главное – травматично.

И визуально вы в этом уже убедились, что хлеба действительно нет, он не выставлен на продажу на прилавках и в витринах, и вообще это помещение, очевидно, спортивный, а не продуктовый магазин…

Каковы будут ваши дальнейшие действия? Как вы думаете, будете ли вы:

И, главное…

Будете ли вы ходить в этот магазин регулярно, день за днем – в надежде, что хлеб когда-нибудь завезут? Или, быть может, вы останетесь жить в этом магазине?

Останетесь ждать – а вдруг хлеб все же завезут? Или устроитесь туда работать – чтоб не проворонить внезапный завоз хлеба? А.


Ну а визуальная демонстрация моей метафоры могла бы наверное, выглядеть как в нашем старом, знакомом Ералаше.

Если материал оказался вам интересным, буду рада увидеть ваш лайк путем нажатия кнопки "сказать спасибо" справа по статьей :)


К автору уже обратились 244 человека с сайта


Провела 17 онлайн консультаций на сайте

Комментарии


Прекрасная статья с очень наглядными иллюстрациями (в т.ч. метафорой и фильмом).
Иногда очень трудно донести до клиента, что он хочет от своего партнера того, на что тот в принципе не способен.
Хороший ход. Недаром Христос притчами изъяснялся.
Спасибо!


№1 | Шмелева Светлана Евгеньевна писал(а):
Прекрасная статья с очень наглядными иллюстрациями (в т.ч. метафорой и фильмом).
Иногда очень трудно донести до клиента, что он хочет от своего партнера того, на что тот в принципе не способен.
Хороший ход. Недаром Христос притчами изъяснялся.
Спасибо!

Верно заметили, Светлана Евгеньевна!
Согласна с вами - упорство "взять взять от того кто дать не может" наблюдаю и в работе, и просто в жизни. Сама когда-то упорствовала. Только потом понимаешь - насколько легче становится жить и дышать, сознательно не идя против течения.
Благодарю за отклик!))

Читайте также: