Стоит ли посетить казанский собор

Обновлено: 18.09.2024

Казанский собор Санкт-Петербурга фото

Приехав в Санкт-Петербург, можно долго бродить по его старинным улочкам, насквозь пропитанными вековой историей, можно безумно долго разглядывать достопримечательности, переносясь и переживая то одни, то другие события. Одним из крупнейших сооружений Петербурга есть легендарный Казанский кафедральный собор, при виде которого люди испытывают благоговейный трепет.

По обе стороны собора расходятся крылья здания, выполненные в виде колоннад. Такой архитектурный прием придает сооружению особой торжественности и величия. Стены самого собора щедро украшены барельефами, изготовленными из известняка. Все богатое убранство говорит о большом значении данного культового сооружения для российской империи той эпохи, а в совокупности с гениальным архитектурным планом выделяет собор в особое, святое место.

Создание проекта собора

Принятое решение о возведении нового Казанского собора послужило толчком для объявления конкурса на лучший проект здания, который растянулся на целых 3 года. Павел I выдвинул условие для конкурсантов, божье место непременно должно было напоминать другой шедевр архитектуры, собор Святого Петра в Риме. Задача была поистине непростой, ведь необходимо было создать колоннаду и вписать все элементы проекта в одну гармоничную линию со всеми уже существующими постройками тогдашнего Санкт-Петербурга.

Проект храма необходимо было создавать по всем канонам православной церкви и расположить алтарь так, чтоб он обязательно был обращен на восток, в то время как главный вход необходимобыло разместить с противоположной стороны, а именно с выходом на современную Казанскую улицу. В конкурсе пробовали свои силы многие талантливые архитекторы той эпохи в надежде увековечить свое имя с истории.

Сперва Павел I одобрил план здания Ч. Камерона, но граф А. С. Строганов, назначенный куратором возведения собора, в конце 1800 года убедил императора в необходимости одобрить иной проект. Так утвердили конкурсную работу А. Н. Воронихина, что стало темой для долгих будущих споров и жарких обсуждений в обществе и это неудивительно. Элита того времени сплошь и рядом состояла из снобов с громкими, можно сказать даже, могущественными фамилиями, а победитель такого важного и масштабного конкурса был простым смертным, крепостным Строгановых, которому дали вольную в 1786 году.

За огромный труд и вклад в историю великой российской империи Андрей Никифорович Воронихин был удостоен, в последствии, высокой чести и стал кавалером ордена Святого Владимира IVстепени, орденом Анны II степени, а также пожизненной пенсией.

Описание храма

По задумке Воронихина, главный вход разместили около Казанской улицы. Город увидел и принял в распоряжение еще одну жемчужину архитектуры, которой восторгаются и гордятся горожане и многочисленные гости тогдашней столицы. Общий план кафедрального собора сильно напоминает латинский крест, центральную часть которого венчает огромный купол. Величественные колонны, а их было 95, огибают небольшую площадь. Такой архитектурный прием был применен не просто так, он прикрывал и, можно сказать, защищал центральное здание собора.

Во время строительства, Воронихин руководствовался образом собора Святого Петра, но использовал лишь фрагмент римского проекта. Таким образом, на свет появилось самостоятельное, ни с чем не сравнимое, сооружение, гармонично вписанное в общую архитектуру Невского проспекта. Наружные колонны, многие элементы украшений, а также барельефы на фасаде собора, были выполнены из пудожского камня, разновидности известняка желтого оттенка. Это было выгодно и удобно, так как добывали материал неподалеку от Петербурга.

Множество великолепных статуй и скульптур, которых множество в городе, украшали храм. Вообще, в СПБ скульптуре отводится важное место, когда дело касается оформления фасадов сооружений. Верхушки боковых проездов щедро украсили красивыми барельефами, с западной стороны разместилось творение рук И.П. Прокофьева, а с противоположной использовали шедевры И. П. Мартоса. Внутри собора, над алтарем есть известный барельеф, вышедший из-под руки Д. Рашетта.

Святыни Казанского собора

Только подумайте как выглядят 56 гранитных колон из розового гранита, которые умело украсили золочеными капителями. Впечатляет такой грандиозный вид и создается чувство бесконечногопространства.

Икона Казанской Божьей Матери многие годы была святыней императорской династии Романовых, которую привез Петр Великий. В XVII столетии для этой иконы в городе была возведена церковь Пресвятой Богородицы в аккурат на том самом участке, где сегодня высится кафедральный собор. Простояв несколько десятков лет, ее убрали вместе со всеми ближайшими сооружениями и получили огромную площадь для строительства собора, которое было закончено в 1811 году.

Так или иначе, но почти все события, имеющие значение для империи, были связаны с собором. Именно отсюда, по окончании церковной службы, присоединился к войскам М.И. Кутузов, прах которого привезли в собор летом 1813 года. Останки гениального воителя похоронили в специальном склепе внутри собора, а около него установили трофеи и знамена, добытые в сражениях.

Вообще, если брать общее внутреннее убранство, то можно сказать, что Казанский собор в Санкт-Петербурге выгодно отличался от остальных мест божьих особым богатством и подчеркнутой торжественностью. В каждом элементе просматривалось величие российской империи той эпохи. Первый главный иконостас создал талантливый автор всего проекта.

В 1836 году был преподнесен роскошный подарок всему Петербургу и храм обрел новый, изготовленный из французского серебра великолепный иконостас. Большинство образов святых писали самые гениальные художники того времени.

В интерьере святого места было множество изделий из серебра, которые исчислялись десятками. Ризы на старинных образах, балюстрада перед алтарем, кадило 1644 года со 180-ю свечами, дарохранительница преподнесенная в дар Анной Иоанновной, венцы тончайшей работы, которые были использованы при венчании самого князя Павла Петровича. Граф Строганов также не обошел вниманием храм и сделал свой вклад в виде роскошной дарохранительницы, изготовленной из уральских и сибирских драгоценных камней, а императрица Мария Федоровна преподнесла в дар святому месту золотой потир, инкрустированный алмазами и рубинами.

Казанский кафедральный собор оберегает ценную святыню династии Романовых - легендарную икону Божьей Матери. 21 июля, а также 4 ноября, в дни престольного праздника, именуемого днем Казанской Божией Матери, храм посещало множество горожан и службу перед чудотворной иконой проводили на площади перед входом в храм божий, так как внутри все прихожане уместиться просто не могли.

Кроме главной святыни, миряне преклонялись перед иными старинными ликами, иконе Спасителя, находившейся в иконостасе, святого Николая, а также известной на весь мир иконе ЧенстоховскойБожией Матери. Подобно другим храмам, Казанский собор имел Голгофу с частичкой Живоносного Гроба. Еще одна такая же частица была закреплена в великолепной иконе Воскресения, присланной патриархом Дамианом в 1906.

Глядя на все богатство и великолепие Казанского кафедрального собора, можно еще раз убедиться в величии и могуществе российской империи той эпохи. Этот шедевр зодчества, хотя бы раз вжизни, стоит увидеть каждому из нас и прикоснуться к истории.

Величественный памятник Санкт-Петербурга расположился на Невском проспекте, и вряд ли его можно не заметить. Здесь постоянно ходят туристы, петербуржцы выбирают его как место для встречи, а русские верующие совершают паломничество.

Величественный памятник

Собор Казанский в Санкт-Петербурге за свою историю претерпел немало изменений. Изначально на его месте была построена небольшая деревянная часовня для хранения иконы Казанской Божьей Матери, когда Петр I потребовал перевезти ее из Москвы в Петербург, случилось это в 1710 году.

Собор Казанский в Санкт-Петербурге

Позднее при правлении Анны Иоанновны была построена каменная церковь в 1737 году. В то время Невский проспект не был главной улицей, и в основном на нем стояли простые двухэтажные дома. К концу восемнадцатого века значение магистрали поменялось, и маленькая церквушка уже не соответствовала новому значению проспекта. Павел I, который в это время был императором, решил построить собор, похожий на расположенный в Риме.

Первая трудность, которая предстала перед строителями, заключалась в том, что улица начиналась с запада на восток, а традиции православной церкви требуют, чтобы вход был на востоке, а выход на западе. Архитектору удалось решить эту проблему с помощью колоннады, придав боковой части парадный вид.

Собор был с одной стороны похож на римский, но с другой стороны сильно отличался тем, что римские колоннады описывают полный овал и замыкаются, образуя площадь, а Казанский кафедральный собор в Санкт-Петербурге раскрывался Невскому проспекту, образуя полуовал.

Проект, задуманный изначально, не был доведен до конца. Так, около южного фасада не была построена еще одна колоннада, не было закончено и внешнее оформление храма, где по бокам на пьедесталах должны были сидеть два архангела, которые должны были быть выполнены из бронзы. Планировалось, что до 1824 года там будут установлены гипсовые скульптуры, но они так и не были заменены.

В 1811 году строительство было закончено, и для государства оно обошлось в несколько миллионов, что по тем меркам было очень большой суммой.

Когда шла Отечественная война, собор стали использовать как хранилище знамен французской армии, которые были "добыты" русскими войсками.

В 30-х годах 20 века храм закрыли и сделали из него музей религии и атеизма. Лишь в 1991 году в соборе возобновили богослужения, и в 1998 году храм был полностью возрожден.

Здание, вытянутое с запада на восток, увенчано куполом высотой 71 метр, где на самом верху установлен золоченый крест.

Икона Казанской Божьей Матери

Строительство часовни, церкви и собора когда-то было задумано лишь для того, чтобы установить икону, в честь которой и назван Казанский кафедральный собор в Санкт-Петербурге, и упомянуть об этом стоит обязательно, ведь появление иконы загадочно.

Это произошло в 16 веке, когда Ивану Грозному удалось покорить татарскую Казань. Тогда в городе началась стройка самых разных церквей и соборов, в том числе и Казанского кремля. Но в 1579 году произошел страшный пожар и часть города сгорела дотла.

Казанский кафедральный собор в Санкт-Петербурге

Во сне маленькой девочке Матроне Пресвятая Дева указала, где спрятана икона, где ее и нашли. Икона была перенесена в Благовещенский православный собор, а во время шествия двое, прикоснувшиеся к ней, смогли исцелиться от слепоты. Этот день чудесного исцеления стали отмечать как большой православный праздник. Многие прознали о чудодейственной силе иконы, и позднее она была перевезена в Москву, где хранилась в царском доме. В 1710 году ее перенесли в Санкт-Петербург.

Казанский собор в Санкт-Петербурге: архитектор

Казанский собор в Санкт-Петербурге: архитектор

Андрей Воронихин родился в крепостной семье, которая принадлежала Александру Строганову. Именно он смог заметить талант юного Андрея и отправил его учиться в Москву. После окончания учебы Воронихин вернулся в Петербург и продолжил работать архитектором, проживая в Строгановском дворце. В 1785 году он получил свободу и отправился на обучение во Францию и Швейцарию. С начала 1800-х годов он стал преподавать в Академии художеств, и именно тогда предложил строить Собор Казанский в Санкт-Петербурге по своему проекту, который понравился императору. После окончания строительства Воронихину был пожалован орден св. Анны. Воронихина считают основоположником русского ампира.

Помимо главного архитектора Воронихина, участие в строительстве принимал и сам Александр Строганов, являясь президентом Академии художеств. Он гордился тем, что собор был построен силами россиян из собственных строительных материалов. Ежедневно он поднимался на леса, чтобы осмотреть постройку, и следил за тем, как движется дело, хотя было Строганову далеко за 70.

Казанский собор в Санкт-Петербурге: описание

Храм был построен в стиле ампир, и внутри сам по себе он небольшой. Каждый вход имеет шестиколонные портики, широкие ступени, а по всему фасаду, который украшен крупными скульптурами, идет мощный аттик, скрывающий кровлю.

Собор Казанский в Санкт-Петербурге внутри разделен колоннадами, которых насчитывается 56 штук. Они выполнены из красного гранита, на три нефа. Огромные окна создают ощущение, что находишься во дворце, куда проникает много дневного света, делая пространство еще шире за счет гранита и мраморного мозаичного пола.

Казанский собор в Санкт-Петербурге: описание

При строительстве были установлены бронзовые скульптуры князя Владимира, Александра Невского, Андрея Первозванного. Но все они не сохранились до настоящего времени и были заменены росписями.

Отдельно стоит отметить и иконостас, когда в 1834 году он был облицован серебром, которое отняли у французов во время войны. Спустя тридцать лет облицевать серебром решили иконостасы северного и южного приделов.

Богослужение в Казанском соборе

Собор является не только историческим памятником, но и действующим храмом, поэтому богослужение в Казанском соборе Санкт-Петербурга проходит ежедневно в утренние и вечерние часы.

Богослужение в Казанском соборе Санкт-Петербурга

Помимо службы здесь совершаются таинства крещения и венчания, а также проходят молебны и панихиды. В соборе всегда есть дежурный священник, который может ответить на все вопросы, связанные с религией.

Всю информацию о богослужебной жизни можно узнать как в самом соборе, так и на сайте, где есть расписание на месяц вперед.

Экскурсии в соборе

Казанский собор в Санкт-Петербурге: время работы

Также о соборе можно услышать на любых обзорных экскурсиях по Петербургу, так как он имеет большое историческое значение и расположен в самом центре города.

Памятник

Прежде чем войти внутрь, можно рассмотреть памятник, который был установлен перед Казанским собором в 1837 году, посвященный героям войны 1812 года - Кутузову и Барклаю-де-Толли.

Эксрурсии в Казанский собор в Санкт-Петербурге

Михаил Кутузов, прежде чем идти на бой с французами, молился перед чудотворной иконой в соборе. После того как были разгромлены войска Наполеона, к зданию стали свозить знамена войск и ключи от французских крепостей. Позднее часть трофеев переместили в Исторический музей в Москве, а собор Казанский в Санкт-Петербурге хранит лишь шесть знамен и около двадцати ключей. Здесь же в северном приделе в 1813 году похоронили и главнокомандующего русской армией Михаила Кутузова.

Во время Великой Отечественной войны существовало поверье: пока памятники Кутузову, Суворову и Барклаю стоят и их не заденет снаряд, враги не войдут в город.

Адрес и время работы

На одной из самых оживленных улиц, Невском проспекте, Казанская площадь, 2, расположился Казанский собор в Санкт-Петербурге. Время работы собора – ежедневно, в будние дни начинает работать с 8.30 и до вечерней службы, в 18.00. В выходные и праздничные дни собор начинает работать с 6.30 и также до вечерней службы в 18.00.

Казанский собор заложен в конце августа 1801 года.

Факт 1. Построен на месте другой церкви

Скромная церковь терялась на фоне блистательного Невского проспекта.

Казанский собор, заложенный в конце августа 1801 года для хранения самой чтимой в столице иконы – Казанской Божией Матери (см. факт 4.), на самом деле имеет более давнюю историю. Дело в том, что храм был построен на месте каменной придворной церкви Рождества Богородицы. Сооружение обладало деревянным куполом и стройной колокольней над входом. Ее строительство началось в 1733 году, а уже через 4 года церковь освятили и поместили здесь икону. Поэтому церковь часто называли Казанским собором.

С этой церковью связаны знаковые для города и страны события. К примеру, здесь венчались великая княгиня Анна Леопольдовна с принцем Антоном Ульрихом и цесаревич Павел Петрович с принцессой Гессен-Дармштадтской. Кроме того, в храме отмечались многие победы русской армии.

Однако российская столица не стояла на месте, и вскоре скромная барочная церковь на главной артерии города – Невском проспекте - стала казаться чересчур невзрачной для блистательного Санкт-Петербурга. В 1799 году императором Павлом I был объявлен конкурс на проект нового храма. Однако здание церкви простояло вплоть до освящения Казанского кафедрального собора, только тогда сооружение было разобрано.

Факт 2. Собор Святого Петра: найди 10 отличий

Однако все-таки два собора совершенно разные.

У двух храмов очень много принципиальных отличий.

Настоятель Казанского кафедрального собора, протоиерей Павел Красноцветов много раз подчеркивал, что сравнивать их совершенно неправомерно. Например, взять ту же колоннаду. Римская, описывая полный овал, как бы обнимает находящуюся перед храмом площадь. И она стоит отдельно от собора, не примыкая к нему. В Санкт-Петербурге колоннада примыкает к собору, который открыт к Невскому проспекту. То есть как бы раскрывая объятия. Кроме того, собор святого Петра - это четырехстолпный, однокупольный храм, имеющий в своем основании квадрат. А у Казанского собора в основании крест.

Факт 3. Проект не завершен

С мая 2013 года Морской собор считается главным храмом Военно-морского флота России

Проект Казанского собора, который разработал молодой архитектор Андрей Воронихин, так и не был доведен до конца. Так, у сооружения должны были быть… две колоннады! Предполагалось, что вторая будет украшать храм с южной стороны.
Также пустующие постаменты рядом с колоннадой – вовсе не художественная задумка. На них должны были возвышаться скульптуры архангелов. Более того, до 1824 года на пьедесталах стояли их гипсовые копии, которые со временем предполагалось заменить бронзовыми скульптурами. Однако этого так и не сделали.

Факт 4. Икона Казанской Божией Матери

В Казанском соборе находится одна из величайших религиозных святынь страны. Поклониться ей и попросить избавления от болезней приезжают верующие со всех уголков России.

Существуют разные версии происхождения иконы. Одна из самых распространенных заключается в том, что после того, как летом 1579 года страшный пожар уничтожил большую часть Казани, девочке по имени Матрона Онучина явилась во сне Богородица. Она поведала, что под остовом сгоревшего дома находится чудодейственная икона и велела откопать ее. В указанном месте действительно обнаружили чудом уцелевший в огне образ.


Во времена Ивана Грозного икона была помещена в монастырь Пресвятой Богородицы в Казани. С нее сделали несколько копий, некоторые из которых позже также были признаны чудотворными.

Эту икону принято считать покровительницей Земли русской. В 1612 году ополчение под руководством Минина и Пожарского с образом Казанской Божией Матери разгромило польские войска. Перед Полтавской битвой в 1709 году Петр I с войском молился перед ней. Просил ее о победе над наполеоновской армией и Михаил Кутузов.

Факт 5. Сердце Кутузова

Казанский собор был построен накануне Отечественной войны 1812 года и воспринимается многими петербуржцами как памятник воинской славы. Недаром перед храмом стоят памятники прославленным русским полководцам Михаилу Барклаю-де-Толли и Михаилу Кутузову.

Кроме того, в соборе покоится и тело главнокомандующего русской армией во время Отечественной войны 1812 года. Его привезли в столицу России в 1813 году, после смерти Кутузова на территории Пруссии.


Вот именно с этим фактом и связана легенда, согласно которой сердце полководца захоронено отдельно. Якобы это было последней волей Михаила Илларионовича, пожелавшего, чтобы оно осталось с его солдатами, на военной дороге в Пруссии.

Загадки Казанского собора в Санкт-Петербурге.

Одной из таких достопримечательностей является Казанский собор — один из самых узнаваемых храмов города на Неве, построенный по официальной версии в начале 19-го века архитектором Андреем Воронихиным. Одной из главных особенностей храма является то, что здесь после войны с Наполеоном был похоронен легендарный полководец Михаил Кутузов, а также в храме находятся ключи от поверженных русской армией городов и ряд других военных трофеев войны 1812-го года.

Какие же тайны и загадки хранит древний собор, ставший одной из визитных карточек города Санкт-Петербурга? Всё ли так гладко в официальной исторической версии? Кем на самом деле был построен собор и для чего? Действительно ли шедевр русской архитектуры был построен Андреем Воронихиным — крепостным крестьянином, который даже не имел на момент проектирования здания профильного образования?

Что было на месте Казанского собора до начала строительства?

Почему храм украшен типичной масонской символикой? Какое отношение Казанский собор имеет к крещению Руси? Почему собору удалось пережить блокаду Ленинграда с её беспощадными бомбардировками? Мистика или качество строительства? Одним словом, вопросов много.

Попробуем найти ответы.

На месте Казанского собора была церковь Рождества Богородицы.

Казанский собор — языческий храм?

Андрей Воронихин строил храм под руководством графа Строганова.

Технология строительства купола Казанского собора опережает время.

Постараемся разобраться в этих вопросах и найти противоречия в официальной исторической версии, опираясь исключительно на факты, сопоставление которых часто раскрывает ложь официальной истории.

История строительства Казанского собора

Согласно официальной исторической версии, собор был построен за десять лет. Изначально на месте строительства собора находилась церковь Рождества Богородицы. Собственно, вот она:

Загадки Казанского собора в Санкт-Петербурге.

А вот так церковь выглядела изнутри:

Загадки Казанского собора в Санкт-Петербурге.

После строительства церкви в неё была перенесена Казанская икона Божьей Матери, и поэтому эту церковь часто называли Казанским собором. И уже на её месте был построен тот Казанский собор, который известен нам с вами. Примечательно, что аналогичная ситуация отмечается и с Исаакиевским собором. Мало кто знает, но нынешнее здание — четвёртое по счёту, которое носит название Исаакиевского собора.

Стоит отметить, что церковь Рождества Богородицы по своему внешнему виду очень сильно напоминает вторую версию Исаакиевского собора, а также Петропавловский собор. Таким образом, получается, что в Санкт-Петербурге было как минимум три собора, которые похожи друг на друга как братья-близнецы.

История самой церкви Рождества Богородицы также интересна важными фактами. К примеру, в 1739-м году совершается бракосочетание принцессы Анны с принцем Антоном Ульрихом Брауншвейгским. В этой же церкви происходило венчание императора Павла Петровича с принцессой Натальей Алексеевной.

Из всего этого мы можем сделать вывод, что церковь Рождества Богородицы имела большое архитектурное, культурное, историческое и социальное значение.

И возникает вопрос: почему же столь величественный храм был снесён для строительства другого сооружения, пусть и не менее величественного? Неужели в огромном городе не нашлось другого места для строительства?

Согласно официальной исторической версии, причина такого решения была в том, что церковь Рождества Богородицы изрядно обветшала, да причём настолько, реставрировать её не было смысла, а проще было снести.

Тут снова можно предложить ознакомиться с изображениями внешнего и внутреннего вида церкви. Неужели такой роскошный храм не достоин того, чтобы попытаться его отреставрировать, а гораздо проще его просто снести? Также стоит отметить, что решение о сносе храма было принято в 1781-м году, то есть спустя 44 года после строительства. Неужели строители того времени были настолько неумелыми мастерами, что храм обветшал, не простояв и полвека?

Достаточно посмотреть на старые дома, которые построены ещё в позапрошлом веке: даже те из них, которые сделаны из дерева, спустя более, чем 200 лет после постройки, имеют вполне себе достойный вид. Что же такое случилось с первым Казанским собором, что решено было его срочно снести и заменить на второй?

А чего стоят белокаменные храмы, которые пережили татаро-монгольское иго и стоят уже более восьмисот лет? А здесь речь идёт о церкви, в которой ни много ни мало венчались императоры. Неужели она была настолько низкого качества, что не смогла простоять и полвека?

Проектирование Казанского собора

Однако вернёмся к официальной исторической версии, согласно которой Павел Первый во время путешествия по Европе вдохновился римской архитектурой и решил нечто подобное построить и у себя на родине. И наконец, в ноябре 1800-го года Павел Первый повелевает воздвигнуть на месте церкви Рождества Богородицы тот самый Казанский собор. Император объявляет конкурс на лучший проект православного храма.(. )

Но если посмотреть на чертежи, которые предлагались в качестве проекта, то возникает сомнение, что собирались строить именно православный храм. Вот, к примеру, один из чертежей, который более напоминает некую языческую постройку и, самое главное, противоречит базовым канонам, по которым строятся православные храмы.

Загадки Казанского собора в Санкт-Петербурге.

Такая постройка больше напоминает языческий античный храм, нежели православную церковь. Также обратите внимание, что по предписаниям православной религии главный вход в храм должен быть на западе, а алтарь — на востоке. На чертеже главный вход выходит на Невский проспект, то есть с северной стороны. Более того, даже с современной версии Казанского собора, которая была воплощена в жизнь, главный вход выходит всё так же — на север, то есть прямое противоречие канонам построения православной церкви.

Стоит отметить, что вход с западной стороны всё же есть и, по мнению историков, он главный. Но по какой-то причине все основные изваяния и колоннада находятся возле входа с севера, а вход с запада больше напоминает чёрный ход. Что интересно, возле западного входа также есть ниши для скульптур, но вот сами скульптуры почему-то отсутствуют. Официальная историческая версия это никак не комментирует.

Таким образом, вполне возможно, что храм изначально был языческим и именно языческие скульптуры стояли возле входа. А затем часть из них заменили, а какие-то и вовсе убрали, оставив пустые ниши. Но с входом получилось дело скверное — как был северный вход основным, так и остался, — уже ничего не поделаешь.

Однако вернёмся к началу строительства храма. Император Павел Первый отвергает все конкурсные чертежи храма. Но затем, после беседы с неким графом Строгановым, вдруг выбирает чертёж никому не известного архитектора Андрея Воронихина.

Самое интересное, что Андрей Воронихин даже не имел звания архитектора, а лишь получил его позже, благодаря настойчивому содействию со стороны… всё того же графа Строганова. Звание архитектора было присвоено Андрею Воронихину от Академии художеств, которой на тот момент заправлял — как вы думаете кто? — никто иной, как снова всё тот же граф Строганов. А произошло это в 1800-м году, то есть уже после того, как проект строительства храма был утверждён императором и непосредственно перед самим началом строительства.

Загадки Казанского собора в Санкт-Петербурге.

Сам же Андрей Воронихин был простым крепостным крестьянином, который, как вы уже можете догадаться, принадлежал графу Строганову.

Труд крепостных крестьян в то время был настолько изнуряющим, что у них едва ли хватало времени на еду и сон. И говорить о том, что простому мальчику была бы предоставлена возможность рисовать, да ещё и профессионально обучаться этому, просто не приходится.

Дальше — больше. Официальная историческая версия утверждает, что граф Строганов отправил мальчика учиться в Москву у самых известных архитекторов того времени — Баженова и Казакова. То есть граф не только позволил мальчику обучаться, но ещё и оплатил обучение. А в 1779-м году, когда Андрей закончил обучение и приехал в Петербург, граф Строганов поселил его в своём собственном доме.

Да и сам Казанский собор выглядит весьма странно. К примеру, с высоты птичьего полёта он имеет форму католического креста, что тоже весьма странно для храма, который по официальной версии задуман был как православный. И надо отметить, что такая особенность — визитная карточка католических соборов Европы.

Загадки Казанского собора в Санкт-Петербурге.

Загадки Казанского собора в Санкт-Петербурге.

Собор Св. Петра Ватикан

Почему так произошло? Возможно дело в том, что сам Андрей Воронихин к Казанскому собору имеет отношение чуть меньшее, чем никакое, а проект собора, который так настойчиво был предложен императору графом Строгановым, им самим и был создан. Стоит отметить, что граф Строганов с 1761-го года являлся графом Римской Империи и большую часть жизни он прожил за границей. Самое интересное, граф Строганов был членом масонской ложи. Возможно, этим и объясняется наличие масонской символики, которой украшен Казанский собор.

Загадки Казанского собора в Санкт-Петербурге.

Ещё одна интересная подробность — согласно официальной исторической версии Павел Первый хотел построить Казанский собор по образу и подобию собора Святого Петра в Риме. Но тут снова загвоздка — сам Андрей Воронихин в Риме никогда не был. Неужели по картинкам создавал проект?

Купол Казанского собора — ещё одна загадка

Купол Казанского собора создан из кованого железа. Стоит отметить, что метод переделки чугуна в сталь способом продувки через него воздуха был придуман только в 1856-м году, то есть спустя почти полвека после завершения строительства. Да и сталепроката тогда не было, по крайней мере, согласно официальной исторической версии.

И каким-то чудом вот такой шедевр архитектуры производят под руководством Андрея Воронихина — крепостного, едва получившего архитектурное образование.

Загадки Казанского собора в Санкт-Петербурге.

И вот эта сложная конструкция из двух рядов железных рёбер, на которых держится весь купол и завершающий его крест на крыше, была построена ещё до разработки метода статического расчёта стержневых конструкций.

И, согласно версии официальной истории, такое чудо стало возможно благодаря удачному интуитивному проектированию.

Таким образом, мы можем видеть, что при строительстве купола были применены технологии, которые опережают время. И более того, применены они были не гениальным опытным архитектором, а никому не известным крепостным крестьянином, который и архитектором-то стал благодаря графу Строганову.

Таким образом, в истории Казанского собора немало загадок. Остаётся достоверно неизвестным — кем и когда был построен этот собор, и как мы могли убедиться, в официальной исторической версии много временных и фактических нестыковок.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Читайте также: