В какой храм сходить в рязани

Обновлено: 15.09.2024

Рязань — город, описанный в летописях, воспетый в былинах и песнях, отмеченный в житиях святых, трудах историков, в романах и поэмах, вырос в древнем земледельческом районе и первоначально именовался Переяславлем. Рязань основана черниговским князем Святославом Ярославичем в 1095 году. Столица Рязанского княжества Киевской Руси. В 1237 году город уничтожен монголо-татарским войском. В 1380 году рязанские ратники сражаются с войском Мамая на Куликовом поле. В 1521 году город входит состав Московского государства. Стал центром Рязанской губернии в 1796 году. В 1778 году была образована Рязанская губерния, и Переяславль Рязанский получает первоначальное имя великокняжеского столичного города — Рязань. После образования Рязанской области в 1937 году город становится ее административным центром.

I4-nQhHlXQc Рязань - город воспетый в былинах.

Рязанский кремль.

SK-HdAfcUJ4 Рязань - город воспетый в былинах.

Кремль в настоящее время.

В настоящее время в Кремле существует комплекс различных памятников древнерусской архитектуры и архитектуры классицизма. Он создает неповторимую панораму города, придает ему особую индивидуальность и колорит. Красивый вид на кремль открывается с набережной реки Трубеж. Его величественные сооружения: успенский собор (конец XVII в ) и колокольня (XVIII-XIX вв.) имеют большое значение не только для истории русской архитектуры, но и для искусства градостроительства.

ZCkwAtpZLic Рязань - город воспетый в былинах.

Колокольня Успенского собора.

Колокольня Успенского собора – это самое высокое сооружение на территории Кремля. Четырехъярусная Колокольня высотой 83 метра с позолоченным почти 25-метровым шпилем выстроена в классическом стиле, и, несмотря на то, что создавалась она в течение более чем 50 лет (1789 – 1840 гг.) по проектам трех разных архитекторов: И. Ф. Русско, К. А. Тона и Н. И. Воронихина, общая композиция Колокольни с прекрасно найденными пропорциями шпиля сохранила единство и цельность выражения. Ее градостроительное значение для Рязани сравнимо со значением колокольни Ивана Великого для Москвы или построек А. Захарова для Санкт-Петербурга.

JpFNeT5IOvE Рязань - город воспетый в былинах.

Успенский собор.

mzy_Z_D72_k Рязань - город воспетый в былинах.

Христорождественский собор.

Христорождественский собор (до XVIII века – Успенский) – наиболее раннее каменное сооружение Кремля – памятник древнерусской архитектуры начала XV века. О древности собора свидетельствует белокаменная кладка цоколя, характерная для храмов XV века. Первоначально собор выполнял функции общегородского храма и являлся усыпальницей рязанских князей и княгинь, в числе которых рязанская княгиня Анна – сестра Ивана III, и дочь Дмитрия Донского Софья. В начале XVII века в собор были перенесены мощи епископа святителя Василия Рязанского.

0V25SSg9Ugg Рязань - город воспетый в былинах.

Архангельский собор.

Архангельский собор — памятник древнерусской архитектуры XV — XVII вв., одно из древнейших сооружений Рязанского кремля. Это бывшая княжеская домовая церковь и одновременно — усыпальница рязанских архиереев (22 захоронения), в числе которых известный религиозный и общественный деятель, сподвижник Петра Великого Стефан Яворский. Несмотря на значительную перестройку после разрушительного пожара 1647 года, собор сохранил типичные признаки архитектуры XV в. В XIX в. к собору пристроили пониженного объема трапезную с пышным порталом в псевдорусском стиле.

1Jlw1eSOfSs Рязань - город воспетый в былинах.

Дворец Олега.

_hffw1krpbk Рязань - город воспетый в былинах.

Рязань Церковь Святого Духа

Церковь Святого Духа — памятник архитектуры первой половины XVII в. Построена в 1642 г. известным мастером из Солигалича В. Х. Зубовым и представляет собой редкий образец двухшатрового храма. Особенностью церкви является наличие двух апсид — пример, характерный для Рязанского края. Небольшой, вытянутый в поперечном направлении четверик храма увенчан горкой живописных кокошников и двумя шатрами. В конце XVIII в. к церкви была пристроена трапезная, а в 1864 г. архитектором И. С. Стопычевым возведена трехъярусная шатровая колокольня вместо разобранной первоначально.

H4T2zclif_4 Рязань - город воспетый в былинах.

Певческий корпус.

JzcCSUEUoKw Рязань - город воспетый в былинах.

Консисторский корпус.

Консисторский корпус — памятник гражданской архитектуры середины XVII в. По своей архитектуре близок к Дворцу Олега и Певческому корпусу, так как построен предположительно одним и тем же архитектором Ю. К. Ершовым и составляет с ними единый ансамбль. В одном из помещений 2-го этажа здания сохранились фрагменты росписи с очень редкими сюжетами — судебными сценами.

krDs0DEmkMg Рязань - город воспетый в былинах.

Церковь Богоявления.

Церковь Богоявления — памятник архитектуры середины XVII в., построена предположительно архитектором В. Зубовым на месте более древней белокаменной церкви XVI в., разрушенной пожаром 1647 г. Небольшой четверик храма с полукруглой апсидой завершается изящным позолоченным пятиглавием (сами главы —первая половина XVIII в.). Трапезная и особенно шатровая колокольня, расположенные ассиметрично по отношению к основному объему церкви, создают приятный живописный силуэт. В XX веке здесь размещался архив ЗАГСа администрации Рязанской области.

h4d1e4HG4PM Рязань - город воспетый в былинах.

Спасо-Преображенский собор.

qREdoCNnPQ0 Рязань - город воспетый в былинах.

Территория бывшего Спасского монастыря располагалась к югу от Успенского собора. Это древнейший в городе монастырь, известный с XV в. Окружающие его стены с башнями были сооружены в середине XVIII в. В настоящее время восстановлены утраченный фрагмент стены с восточной стороны и две башни. К ограде монастыря примыкают сторожки и службы, построенные в XVII-XIX вв. С юго-западной стороны кремлевского холма находится древний земляной вал —оборонительное сооружение XIII-XVII вв. Протяженность вала 290 метров. До конца XVII — начала XVIII в. на валу располагались деревянные стены и башни кремля. За валом находился ров, заполненный водой. Время сделало вал пологим и менее высоким (сейчас его высота 9 метров со стороны Кремля и 18 метров снаружи, от дна рва), но до сих пор кремлевский вал внушительно возвышается над прилегающей территорией, восхищая своей грандиозностью.

bX5JUhNOMqo Рязань - город воспетый в былинах.

Рязань. Музеи.

jzmsDvqrP14 Рязань - город воспетый в былинах.

Соборный парк.

Соборный парк — самое романтическое место в Рязани, замечательное место для прогулок, где можно спрятаться от зноя в тени высоких деревьев, прогуляться вдоль Трубежной набережной, находящейся на краю Острожского холма, полюбоваться роскошной панорамой кремля, покататься на лошадях (предоставляют тут такое развлечение), а также полюбоваться архитектурными и мемориальными памятниками, которых здесь немало.

NE-hUlPC31A Рязань - город воспетый в былинах.

Церковь Спаса на Яру.

Она расположена на территории древнего Острога в западной части соборного парка. Существующая ныне каменная церковь с пятью главками и шатровой колокольней возведена в 1695 году стольником Иваном Ивановичем Вердеревенским. Колокольня храма построена в виде столпа, покрытый восьмигранным шатром. Изящная пятиглавая церковь заслуженно считается одной из лучших в Рязани. Также является самым древним действующим храмом города, где регулярно проводятся церковные службы.

_zB9t4uroX0 Рязань - город воспетый в былинах.

Для любителей гражданской архитектуры, рекомендуется прогуляться по улице Ленина (в прошлом Астраханская), Новослободской, Семинарской, Соборной, Павлова. Здесь можно увидеть множество прекрасных образцов классицизма, конструктивизма, модерна и даже деревянного зодчества. Среди них стоит отметить: Корпус Рязанского Государственного Университета им. С.А. Есенина, здание бывших Дворянского земельного банка и Крестьянского поземельного банка (ул. Ленина, 22), деревянный дом коннозаводчика и бывшего городского головы Николая Игнатьевича Родзевича. На самом деле дом каменный, только обшит деревом, Мальшинская богадельня — памятник архитектуры начала XIX века, находящийся по адресу: улица Маяковского, дом 41.

cbP4VEdEHlE Рязань - город воспетый в былинах.

Музей истории ВДВ.

Как вы знаете, Рязань — родина ВДВ. Здесь находится воздушно-десантное командное училище имени генерала В.Ф. Маргелова. Музей истории ВДВ располагается в здании военного десантного училища. Это уникальный музей, аналогичных ему нет нигде в мире. И это, та самобытная достопримечательность, какую вы не найдете нигде, кроме Рязани. Музею уже больше 40 лет, его открыли в июле 1972 года.

qL9COj-8DvA Рязань - город воспетый в былинах.

Посетить Рязань будет интересно не только любителям истории и художественного искусства, но и тем, кто любит неброскую красоту ландшафтов средней полосы России, интересуется историей отечественной науки и вооружённых сил. Вокруг Рязани тоже есть, куда съездить — это и красивые усадьбы и прекрасные монастыри. Прежде всего музей-усадьба С. Есенина в с. Константиново, Рыбновского района. Усадьба фон Дервиза в с. Кирицы Спасского района. Свято-Иоанно-Богословский монастырь в селе Пощупово Рыбновского района.


Когда мне в 1989 году доверили строительство простой деревянной часовни над чудотворным источником Иоанно-Богословского монастыря, я думал, что не зря жил и не зря учился в Москве. Тогда и представить нельзя было, что через много лет придется разрабатывать Схему строительства новых церквей в городе Рязани и докладывать по ней на Горсовете и публичных слушаниях.

14 июня 2014 года, в день отдания праздника Пятидесятницы и день памяти святого Иоанна Кронштадтского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил в Рязани чин великого освящения храма в честь святого праведного Иоанна Кронштадтского и Божественную литургию в новоосвященном храме.

Протоиерей Константин Камышанов

Протоиерей Константин Камышанов

Одиннадцать храмов построено в Рязани за последние десять лет. Четыре храма строится. Два готовых проекта ждут своего часа. Мне посчастливилось быть автором двенадцати из них.

Сегодня патриарх освятил самый большой и самый сложный из новых храмов. На праздничной литургии привычно собрался народ и все руководство города. В вопросе строительства новых церквей у нас нет противостояния власти и народа. С этим у нас, слава Богу, порядок.

Когда мне в 1989 году доверили строительство простой деревянной часовни над чудотворным источником Иоанно-Богословского монастыря, я думал, что не зря жил и не зря учился в Москве. Тогда и представить нельзя было, что через много лет придется разрабатывать Схему строительства новых церквей в городе Рязани и докладывать по ней на Горсовете и публичных слушаниях. Было невероятно благосклонное внимание загадочной тогда личности губернатора.

Но когда возможность большого строительства стала реальностью, естественно возник вопрос, а какова концепция и теория этого нового храмоздательства. Кроме мест размещения новых храмов в разных микрорайонах города, возникла идея сделать план тематическим. На эту мысль навели старинные храмы города, не закрывавшиеся при Советах.

Фото: patriarchia.ru

За основу был взят тот храм, проект которого благословил сам святой. На месте идея этого храма была основательно переработана. Храм получился четырехэтажным.

Цокольный этаж – крестильный храм. В городе до этого не было такого места, где бы обряд Крещения был так торжественно обставлен, и предназначеного собственно только для этого величайшего события в жизни христианина. В этом пространстве человек должен почувствовать, что он находится в центре Церкви, и Господь Бог видит его любимым чадом и другом, ради которого все это и устроено.

Два следующих этажа отданы миссии. Четвертый – собственно храм.


Все эти объемы создавались для одного начала активной миссионерской работы. Хотелось бы, чтобы храм как пункт первой неотложной духовной помощи всегда был открыт и доступен народу. Чтобы в нем всегда находились добрые и внимательные священники. Планировалось кормление бедного народа, занятия с детьми и взрослыми. Для нас это новый опыт. Многого и сами не знаем, но дорогу осилит идущий. Было желание и вера.

А понимание пришло после того, как было уже настроено много новых храмов, и возникло ощущение, что дело не может кончаться на кирпичах, штукатурке и новых иконостасах. Слава Богу, мирное время дало нам возможность успокоиться, прийти в себя после коммунистических кровопусканий и обратить внимание на душу каждого человека.

Храм разместился в сквере. Но мы не уничтожили ни одного дерева. А сквер, прежде запущенное место выпивки, места для гаждения собак и мусора, превратился в образцовое место отдыха горожан.

Фото: patriarchia.ru

С архитектурной точки зрения, Рязань проигрывает другим древним столицам Киевской Руси, потому что в ней совершенно не осталось старинных храмов. Войны, пожары и татары все уничтожили.

Поэтому первыми из программы были построены храмы в напоминание древности Рязани. Архитектура этих храмов отсылает зрителя в домонгольскую эстетику. Один из таких храмов был возведен по чертежам планировки разрушенного в тринадцатом веке Спасского Собора. Он посвящен первому святителю Рязани Василию Рязанскому. Он может служить как бы рамой в духовном портрете святого. Храм Святого Александра Невского выполнен со шлемовидными главками.


Последний из построенных храмов выполнен в стиле византийской архитектуры. Он отсылает наше воображение к истокам становления нашей церкви и культуры. Его образ усиливает историческую глубину восприятия Рязани и церкви в целом. Он напоминает, что вера наша – вселенская и кафолическая

Остается сказать, что власти разрешили поставить его в самой высокой точке города.

Дело в том, что культурное наследие определяется не только материальными предметами, такими, как, например, картины, иконы, храмы. К этому наследию в полной мере относится визуальное пространство города.

Во всех цивилизованных странах в узловых точках зрительного пространства городов расположены социально значимые объекты: ратуша, городская дума, театр, суд, дворец, церковь. В России в дореволюционные годы визуальное пространство организовывалось по такому же принципу: на узловых местах создавались доминанты, определяющие лицо города. В постперестроечные годы нашими доминантами стали торговые центры. Это говорит о приоритетах сегодняшнего времени. Там, где одной из доминант является, например, здание суда, как во многих западных городах, главенствует закон.

Храм Святого Праведного Иоанна Кронштадтского – чуть ли не единственная церковь, расположенная там, где она должна быть. Ее местоположение уникально. Это одна из самых высоких точек города, доступ к храму удобен для всех жителей микрорайона Горрощи. Кроме того, он восстанавливает логику архитектурного развития города, его появление здесь говорит о том, что люди поняли ценность визуального пространства, отказались от возможности отдать эту территорию под какой-либо коммерческий объект, а выбрали церковь.

Фото: patriarchia.ru

Особенно дорого нашей христианской общине внимание патриарха, приехавшего специально для освящения нового храма. Народ совершенно воодушевлен и рад.

Люди не перестают благодарить строителей храма за ту радость, которую они принесли.

Как рассказала одна рязанская христианка врач-фронтовичка, прошедшая войну:

Я трудоголик. И мне некогда было ходить в церковь. Я знала, что и на работе я делаю нужное дело, и моя профессия угодна Богу. Но была не крещена. Но вот открылся у нас рядом с больницей храм, и я пришла в него и как бы родилась заново. В моей душе словно взошло солнце. И я на операции чувствую помощь Божию. Это чудо помогли мне обрести священники. Открытие храма – это не простое событие. Когда я была на фронте, то происходило так, что чем ближе раненый солдат к госпиталю, тем больше у него шансов выжить. Так и с храмом. Чем ближе храм, тем здоровее души народа. Храм стал близок. И это залог того, что наши внуки и дети будут чаще причащаться, чаще слышать слово Божие и поэтому они уже вырастут другими людьми. Храм, я уверена, – это начало новой жизни для всех нас, собравшихся тут. Спасибо вам всем за храм!

Обнаружила, что в Рязанской области мы были как раз на прошлогодние июньские праздники. Так что фотографии выкладываю как бы "вовремя", по крайней мере в соответствии с сезоном :))
Вообще, на заброшенные церкви сейчас я уже обычно не обращаю особого внимания. В основном они все похожи друг на друга, и то ощущение таинственности, которое было, когда в первый раз заходила внутрь и фотографировала такие храмы, уже меня не посещает. Но Рязанская область в этом плане стала исключением - здесь мы увидели сразу несколько необычных или чем-нибудь примечательных заброшенных церквей. Вот три из них, которые произвели самое сильное впечатление: в поселках Перевлес, Нестерово и Пёт.

Photobucket
Photobucket
Photobucket

То, как эта высокая и величественная церковь возвышается над окрестными полями, - уже захватывающее зрелище.

Photobucket


1.

А вот она вблизи. Не хватает только какого-нибудь ориентира, чтобы заценить размер.

Photobucket


2.

Photobucket


3.

В церковь зайти нельзя, закрыто, можно только поднять руку и сфотографировать вид изнутри через дырку. В общем-то, ничего особенного.

Photobucket


4.

Но самое примечательное - это возможность подняться на колокольню. Полезли?

Photobucket


5.

Идем по лестнице. Страшно, конечно, но любопытство берет свое.

Photobucket


6.

Вот и все, мы наверху.

Photobucket


7.

Photobucket


8.

Главное, не смотреть вниз. Аааааааа.

Photobucket


9.

Героически спускаемся, осматриваем старинный надгробный камень у стен церкви и уезжаем.

Photobucket


10.

2. Нестерово

Эта церковь тоже очень высокая. Колокольня у нее стоит практически отдельно, и создается впечатление, что нижний ярус всей конструкции погружен под землю (а может, так оно и есть?).

Photobucket


11.

Photobucket


12.

Но самое интересное здесь - это сохранившиеся фрески на стенах и потолке.

Photobucket


13.

Photobucket


14.

Photobucket


15.

Photobucket


16.

А рядом вот такая плита с надписью. Об истории ее появления, к сожалению, ничего найти не удалось.

Photobucket


17.

И еще одна церковь. На этот раз похожая на готический замок.

Photobucket


18.

Мы долго бегали вокруг в поисках новых ракурсов.

Photobucket


19.

А потом еще долго мучила фотошоп.

Photobucket


20.

Не знаю, получилось ли показать всю ее готичность и таинственность, но я честно старалась!

Photobucket


21.

И даже не верится, что вокруг течет самая обыкновенная деревенская жизнь.

Photobucket


22.

Вот так.
Еще о Рязанской области на тему церквей и таинственных историй можно посмотреть пост о Гусе-Железном (как-то его немножко несправедливо обошли вниманием в прошлом году).

Рязанская православная церковь Преображения находится в густонаселенном районе Канищево. Датой ее постройки считаются 1814—1824 годы, однако, согласно летописям, на этом месте в XVII веке стояла старинная деревянная церквушка во имя чудотворца Николая Мирликийского.

Жители села Канищево решили построить новую церковь. В 1792 году на деньги майорши Натальи Михайловны Хрущевой был возведен деревянный приход, однако и он просуществовал недолго — сгорел 24 августа 1814 года.

Преображенская церковь в Канищево

История храма

Новое здание было решено возводить из камня, чтобы оно был просторным и являло собой памятник победы Русских солдат в Отечественной войне 1812 года. Средства на новую церковь собирались всем миром, следить за постройкой нового здания церкви было поручено местному помещику Константину Сергеевичу Огареву, приделы Казанский и Никольский строились под руководством Петра Николаевича Колычева.

В настоящее время справа от входа в ворота церковного двора расположен мемориал, посвященный Отечественной войне 1812 года. Вверху выложен мозаичный портрет М.И. Кутузова, снизу гипсовые барельефы с изображением военных сцен 1812 года и победы над Наполеоном.

екатерининский храм в рязани

Возведение и основание

По поводу проекта, по которому возводилась новая церковь, существуют разные мнения. Некоторые исследователи приписывают авторство известному русскому архитектору Василию Петровичу Стасову, однако последние изыскания позволяют предположить, что автором проекта храма Преображения Господня в Канищево является швейцарский архитектор Дементий Иванович Жилярди (Джилярди).

Строительство велось десять лет, с 1814 по 1824 год. По первоначальному проекту здание церкви и колокольни должны были быть построены отдельно, затем решено было соединить их трапезной в единый ансамбль. В новопостроенной церкви было освящено два придела: в честь Святого чудотворца Николая Мирликийского и в честь иконы Казанской Божией Матери.

Историческая судьба

Революционные события 1917 года не обошли стороной и Преображенскую церковь. В 1922 году в ней были конфискованы все ценные вещи, с икон сняты серебряные и позолоченные ризы. Затем были сняты и отправлены на переплавку колокола с колокольни, а в 1938 году церковь Преображения Господня в Канищево окончательно закрыли.

В годы Великой отечественной войны в Рязанской области шли тяжелые бои. В честь воинов, погибших у ворот Преображенского храма в Канищево, на левой части мемориала перед входом в церковь, в настоящее время стоит саркофаг, над которым выложен мозаичный портрет маршала Жукова и гипсовые барельефы с изображением событий 1941 — 1945 г.г.

преображенский храм в канищево

Современное положение

Вновь возвращена верующим церковь Преображения была только в 1989 году благодаря настойчивым просьбам прихожан и простых граждан города. Началась ее реконструкция, которая продолжается до настоящего времени.

1 марта 1991 года настоятелем прихода был назначен архимандрит Иоанн (Сипратов), за время настоятельства которого были проведены крупные реставрационные работы. Могила отца Иоанна, скончавшегося в 2003 году, находится рядом со стеной Преображенского храма.

На деньги прихожан закупались доски, стекла, кирпич. Первая служба состоялась 4 ноября, на Казанскую. 31 декабря приход освятили. Сразу после передачи храма Русской Православной Церкви были составлены проекты по благоустройству прилегающей к нему территории, преображать которую помогали все жители Канищево.

Так, с правой стороны церкви был разбит фруктовый сад, в посадке деревьев принимали участие духовенство и прихожане. Восстановление прихода решено было начать с колокольни. На деньги, собранные прихожанами, были закуплены строительные леса.

Преображенский храм в Канищево является объектом архитектурного наследия федерального значения, поэтому все работы в нем производятся только высококвалифицированными специалистами в области реставрации архитектурных памятников.

Внутри прихода реставрируется роспись стен, особенно западной, где сохранились фрески, написанные до закрытия церкви в 1938 году. Проводятся работы по украшению правого и левого иконостасов: облицовка их плитками, сделанными под малахит с золотыми инкрустациями.

екатерининская церковь в рязани

Архитектура и убранство сооружения

Архитектурный стиль, в котором выстроена церковь, — классицизм. Основное здание имеет кубовидную форму, над ним глухая ротонда под низким куполом (куб — символизирует землю, купол — это гора Фавор, на которой произошло преображение Господа), увенчанным крестом (крест — слава Христа). Сама конструкция очень проста и величественна одновременно.

Внутри церкви расположены три престола:

Особо почитаемая святыня Преображенской церкви — это икона святителя Николая чудотворца с частичкой его мощей.

Отличительной особенностью храма Преображения в Канищево является наличие мемориала перед входом в ворота, посвященного русскому воинству. В постаментах мемориала находится земля с мест важнейших сражений двух Отечественных войн (1812—1815 и 1941—1945 г.г.).

преображенская церковь в канищево

Как проходят богослужения

Настоятелем преображенского прихода служит протоиерей Александр Данилов. Храм открыт для прихожан с 8.00 до 19.00.

Богослужения проходят ежедневно:

  • 8.00 — исповедь. Часы. Божественная Литургия;
  • 17.00 — вечернее богослужение.

Каждую субботу в 15.00 при церковной воскресной школе проводятся занятия для взрослых.

Как добраться до церкви

Читайте также: