В каком городе можно посетить дворец шарлоттенбург

Обновлено: 18.09.2024

Одним из самых прекрасных и романтичных уголков в Берлине мне показался дворцово-парковый комплекс Шарлоттенбург, который находится в одноимённом районе Западного Берлина.

Замок Шарлоттенбург в Берлине, Германия

Доехать до дворца Шарлоттенбург можно на автобусе или метро — линия U7 и выйти на остановке Ричард Вагнер Платз, затем прогуляться минут 10 пешком. Посещение дворца обошлось нам примерно в 10 евро, а вот полюбоваться живописным парком можно совершенно бесплатно. Скажу сразу, что если вы посещаете дворец не в составе организованной экскурсии, то входить внутрь дворца можно только по предварительной записи за несколько дней в экскурсионном бюро. При входе во дворец выдают бесплатный аудиогид, который есть в том числе и на русском языке.

Вид на дворец Шарлоттенбург в Берлине

Дворец Шарлоттенбург считается одним из величайших архитектурных памятников столицы Германии в стиле барокко. Это шикарный дворец подарил прусский король Фридрих I своей жене Софие Шарлотте Ганноверской. Спустя некоторое время дворец стал излюбленной летней королевской резиденцией с роскошным парком. С трудом представляется, что такая красота могла не сохраниться до наших дней. Дело в том, что после окончания Второй мировой войны здание дворца превратилось в руины, а деньги на его восстановление выделять не собирались, поэтому правительство приняло решение окончательно сравнять Шарлоттенбург с землёй. Но спустя некоторое время, благодаря искусствоведу и бывшему тогда директору дворца, деньги на его восстановление всё таки нашлись. Сегодня дворец Шарлоттенбург является одним из наиболее популярных мест в Берлине не только у туристов, но и среди местных жителей, ведь во дворце действительно есть на что посмотреть.

Пристройка к замку Шарлоттенбург

Подходя к дворцу, мы сразу обратили внимание на богато украшенную ограду и скульптуры возле неё.

Ограда дворца

Скульптура возле ограды

Перед дворцом Шарлоттенбург в Берлине расположена конная статуя курфюрста Фридриха Вильгельма I, прозванного Великим. Особенностью этой скульптуры является то, что конь и сидящий на нём царственный наездник отливались вместе друг с другом, т. е. как монолит. Фигуры у постамента памятника олицетворяют 4 типа человеческого темперамента: меланхолик, сангвиник, холерик, флегматик.

Памятник перед дворцом

На крыше одной из пристроек ко дворцу установлены скульптуры, символизирующие различные науки. Одна из статуй держит в руке счёты, у другой — циркуль, у третьей — алфавит, а вот что символизирует четвёртая скульптура я, если честно, так и не поняла.

Скульптуры на фасаде дворца

Внутреннее убранство дворца поразило нас своим богатством и роскошью. Здесь находятся фарфоровая галерея, где можно увидеть коллекцию изделий из китайского и японского фарфора, апартаменты самого Фридриха Великого с роскошной мебелью, дубовую галерею и музей древней истории.

Одна из комнат во дворце

Внутреннее убранство одного из залов

Одна из спален дворца

Фарфоровая комната во дворце

Вид внутри одной из комнат дворца

Вид в библиотеке

Осмотрев роскошное внутреннее убранство дворца, мы решили прогуляться по дворцовому парку, который также многократно менял свой вид.

Клумба возле замка Шарлоттенбург

В парке находится мавзолей, который больше напоминает по своему виду какой-то древнегреческий храм. Его построили в начале XIX века для королевы Луизы. Впоследствии мавзолей стал усыпальницей всех членов династии Гогенцоллернов.

Мавзолей в парке

В парке очень чисто и ухожено. По нему мы гуляли с удовольствием и разглядывали всевозможные узоры на клумбах, деревья, вазы, скульптуры.

Вид в парке

В парке есть пруд, где можно отдохнуть в прохладе и покормить уток.

Утки в пруду

Кстати, по аллеям парка гуляет очень много местных жителей: многие из них бегали, катались на велосипедах или занимались спортивной ходьбой. Судя по всему этому, жители этой элитной части города ведут здоровый образ жизни и находятся в отличной физической форме.

Дорожка в парке

Дворец Шарлоттенбург в Берлине — это место, в которое хочется вернуться: красивый и величественный замок, великолепный сад, где можно отдохнуть и расслабиться.

Дворе́ц Шарло́ттенбург (нем. Schloss Charlottenburg , произношение (инф.) ) — дворец-музей, крупнейший и самый значительный дворцовый комплекс бранденбургских курфюрстов, прусских королей и германских императоров в Берлине [1] . Один из наиболее изысканных примеров архитектуры барокко в Германии [2] . Его купол считается одним из символов немецкой столицы [3] . Весь дворцово-парковый ансамбль является историко-культурным памятником, находящимся под защитой государства [4] .

Содержание

История


София Шарлотта (1695—1705)

В 1694 году будущая королева Пруссии София Шарлотта вернула своему мужу сделанный им четыре года до этого подарок — Капутский дворец [de] , находившийся для неё слишком далеко от Берлина [8] . В поисках места для нового имения уже спустя несколько недель она остановила свой выбор на участке земли у излучины Шпрее, лежащем всего в нескольких километрах западнее городской окраины и до которого можно было без труда добраться из Берлинского дворца по реке [9] [10] . Строительство дворца — названного поначалу Литценбург (нем. Lietzenburg ) по расположенной рядом деревне Литце (нем. Lietze ) — началось уже в следующем году по планам архитектора Неринга, а после его смерти было продолжено Мартином Грюнбергом [11] . 11 июля 1699 года дворец Литценбург был торжественно открыт и представлял собою предназначенное лишь для однодневных посещений двухэтажное здание, в котором располагалось всего несколько помещений: внизу — покои самой Софии Шарлотты, а наверху — комнаты её гостей [11] . И даже её супруг, бранденбургский курфюрст и будущий прусский король Фридрих I, мог посещать дворец Литценбург только по её приглашению [12] .

Поскольку выстроенный дворец оказался слишком мал, чтобы проводить в нём весь летний сезон (длившийся с апреля по октябрь), в 1702—1704 годах по проекту Эозандера было проведено его первое расширение [13] . Площадь и число комнат были увеличены в несколько раз, впервые супруг королевы получил в Литценбурге собственные покои, а к услугам монаршей четы теперь стояли два ряда помещений: обращённые к югу — для более холодных месяцев, а с видом на сад — в разгар лета [11] . 140-метровая анфилада, призванная подчеркнуть могущество правителя и великолепие его владения, объединила все 13 комнат с парковой стороны здания. Изначально во дворце не было предусмотрено место для кухни, подвалов и многочисленной прислуги, но уже к 1701 году был выстроен как самостоятельное здание так называемый Кухонный флигель (нем. Küchenflügel ), располагавшийся перпендикулярно и юго-восточнее от дворца, с которым он впоследствии был соединён [14] . Параллельно, с западной стороны, был сооружён Кавалерский флигель (нем. Kavalierflügel ), в котором отныне могли размещаться министры и придворные [14] .

Фридрих I (1705—1713)

После неожиданной смерти королевы в 1705 году в возрасте всего 37 лет дворец Литценбург и близлежащая деревня — из которой берет своё начало одноимённый город и округ Берлина — получили в её честь новое название: Шарлоттенбург [15] . Фридрих, до этого предпочитавший дворцы Ораниенбург и Шёнхаузен, решил сделать своей основной летней резиденцией Шарлоттенбург и использовать его для государственных мероприятий: аудиенций послов, посвящений в рыцари Чёрного орла, а также визитов иностранных монархов и высокой знати (так, в 1712 году здесь гостил русский царь Пётр I) [11] . Ко времени правления Фридриха I относится строительство Большой оранжереи, ставшей западным продолжением здания, а также дворцовой часовни, интерьер которой был завершен в 1708 году [11] . Свои комнаты во дворце получила и новая супруга короля София Луиза [8] . Купол дворца украсила бронзовая статуя богини Фортуны, изготовленная в 1711 году данцигским скульптором Андреасом Хайдтом (нем. Andreas Haidt ) и олицетворяющая собой уникальную возможность, которую мудрый правитель превращает в политический успех [11] .

Фридрих Вильгельм I (1713—1740)

Фридрих II (1740—1786)

Сразу после восшествия на престол в 1740 году Фридрих II распорядился обустроить во дворце комнаты для себя, своей супруги Елизаветы Кристины и других членов королевской семьи, а к 1747 году по планам немецкого архитектора Кнобельсдорфа был завершён пристроенный с востока Новый флигель, придавший зданию в целом больше симметрии [9] . Покои короля и королевы отныне были перенесены в восточное крыло, а отдельный вход в виде портала позволял пользоваться Новым флигелем как собственной, независимой от остального строения, резиденцией [9] . Между первыми королевскими апартаментами, отстроенными западнее парадной лестницы, и вторыми, возведёнными позднее в восточном конце флигеля, располагались залы для торжественных мероприятий. По окончании строительства дворца Сан-Суси Фридрих потерял былой интерес к Шарлоттенбургу, но по-прежнему пользовался часовней и Большой оранжереей для проведения бракосочетаний своих родственников [9] .

Во время непродолжительной оккупации Берлина в 1760 году, ставшей одним из эпизодов Семилетней войны, размещавшиеся в городе и его окрестностях русские, австрийские и саксонские войска полностью разграбили Шарлоттенбургский дворец, приведя в негодность его обои, картины и зеркала [17] . Однако Фридрих тут же распорядился восстановить всё разрушенное в его прежнем виде (за исключением некоторых картин, которые были безвозвратно утеряны) [18] .

Фридрих Вильгельм II (1786—1797)

Ещё принцем Фридрих Вильгельм II обнаружил свою любовь к Шарлоттенбургу; на время его правления приходится перепланировка парка, строительство Бельведера, Малой оранжереи и Театра, с которым здание дворца достигло своих нынешних монументальных размеров [9] . Он также распорядился переоборудовать под свою летнюю резиденцию в этрусско-китайском стиле пять комнат на первом этаже Нового флигеля, которые ранее занимал Фридрих Великий. За всей этой роскошью, однако, едва можно было скрыть недостатки гигиены: вода считалась опасной, а туалеты — сооружать которые было попросту не принято — портили бы элегантный вид дворца, так что отправление естественной нужды придворными и гостями безо всякого стеснения осуществлялось прямо на лестницах, в нишах и жилых комнатах [19] .

XIX век


С 1797 года престол наследовал Фридрих Вильгельм III, живший во дворце в летние месяцы со своей супругой Луизой [9] и предпочитавший в духе своего времени более скромные интерьеры, которые скрывали бы элементы вышедшего из моды рококо под слоем краски и бумажных обоев. Ненадолго поселился в Шарлоттенбурге и ещё один монарх — но уже без всякого приглашения: в 1806 году перед вступлением в Берлин в покоях королевы ночевал Наполеон Бонапарт, так что при возвращении королевской пары назад эти комнаты было решено заново перестроить [9] . На годы правления Фридриха Вильгельма III приходится строительство в парке названной Мавзолеем усыпальницы для рано умершей Луизы, а также здания Нового павильона.

Его сын и наследник, Фридрих Вильгельм IV, в свою очередь распорядился переоборудовать для себя и своей супруги Елизаветы часть помещений в Старом дворце, которыми королева, уже овдовев, пользовалась и после его смерти до 1873 года [9] .

Вильгельм I, ставший первым германским императором, не проявлял особого интереса к Шарлоттенбургу, ограничиваясь посещениями Мавзолея, где покоилась его мать (в том числе 19 июля 1870 года, в день начала Франко-прусской войны).

Последний из Гогенцоллернов, сделавший Шарлоттенбургский дворец своей резиденцией, стал Фридрих III, живший в нём в 1888 году со своей супругой Викторией во время своего 99-дневного правления, после чего он использовался лишь для приёма гостей императорской семьи [9] и был открыт для посещений широкой публике [20] .

XX век



В годы второй мировой войны дворец был закрыт, а весь передвижной инвентарь был вывезен в штольни или другие дворцы, чтобы в случае непосредственных боевых действий избежать его возможного уничтожения [9] [21] .


Для каждого помещения, учитывая степень его разрушения, уровень историко-культурной ценности, а также предпринятые ещё при Гогенцоллернах перепланировки, потребовалось найти своё собственное, индивидуальное, решение [25] . Поскольку дворец, по сути, лежал в руинах, а необходимые средства, исполнители и исторические документы зачастую отсутствовали, порою было невозможно ни законсервировать отдельные объекты (что, согласно Венецианской хартии, является приоритетом любой реставрации), ни восстановить их полностью в прежнем виде, но лишь реконструировать [25] [21] . Неоценимую помощь при восстановлении дворца оказали 400 цветных фотографий и коротких фильмов, снятых в его залах 9 ноября 1943 года во исполнение приказа фюрера о документировании ценной настенной и потолочной живописи, которая могла быть утеряна при бомбардировках [21] [26] (что, кстати, и произошло всего две недели спустя).

Параллельно с реставрационными работами, которые продолжаются и в наши дни, дворец раз за разом открывал для посетителей двери всё новых восстановленных залов и комнат, часть из которых временно использовалась и для экспозиций других берлинских музеев, пока те не переехали в их постоянные строения [27] . До 1956 года реставрация выполнялась на средства городского бюджета, затем финансирование было передано на федеральный уровень [27] (к примеру, затраты только на мероприятия по энергосбережению, повышению пожаро- и электробезопасности, проведённые в 2006—2017 годах, превысили 16 млн евро [28] ). С 1995 года дворец находится в ведении Фонда прусских дворцов и садов Берлина—Бранденбурга [9] .

Тут не слышно громкой музыки, всё дышит элегантностью и традициями — это Шарлоттенбург, где традиционно предпочитает жить берлинская буржуазия.

Я помогу не заблудиться и найти всё самое впечатляющее в этом аутентичном районе.

От современного делового центра мы пройдем к богатым историей площадям, торговым бульварам и тихим улочкам, чтобы в конце оказаться у великолепного дворцового комплекса.

Шарлоттенбург — королевский блеск и современный лоск

Шарлоттенбург — королевский блеск и современный лоск

Шарлоттенбург — королевский блеск и современный лоск

Шарлоттенбург — королевский блеск и современный лоск

Шарлоттенбург — королевский блеск и современный лоск

Шарлоттенбург — королевский блеск и современный лоск

Шарлоттенбург — королевский блеск и современный лоск

Шарлоттенбург — королевский блеск и современный лоск

Шарлоттенбург — королевский блеск и современный лоск

Шарлоттенбург — королевский блеск и современный лоск

Шарлоттенбург — королевский блеск и современный лоск

Шарлоттенбург — королевский блеск и современный лоск

Шарлоттенбург — королевский блеск и современный лоск

Шарлоттенбург — королевский блеск и современный лоск

Шарлоттенбург — королевский блеск и современный лоск

Бронируйте сейчас, отменяйте с полным возвратом. Если вы решите отменить бронь за 48 часов до начала мероприятия – вам вернётся 100% от уплаченной суммы

Что вас ожидает

Архитектурные особенности Шарлоттенбурга

Интересное за фасадами

Мы пройдем мимо пары типичных берлинских ресторанов, куда захаживают знаменитости, где бывали Горбачев и Рейган. В одной из самых дорогих частей города найдем музей первой женщины, принятой в Прусскую Академию Художеств, и центр искусства с крупнейшими частными коллекциями произведений импрессионистов, эпохи модерна, ар-деко и функционализма. А еще вас наверняка удивит особнячок Музея керамики.

Главные точки маршрута

Примерно на полпути мы заглянем в один из типичных шарлоттенбургских ресторанчиков.

Замок Шарлоттенбург ( дворец Шарлоттенбург ) - дворец в стиле барокко в Берлине , расположенный в Шарлоттенбурге , районе района Шарлоттенбург-Вильмерсдорф .

Дворец был построен в конце 17 века и был значительно расширен в течение 18 века. Он отличается богатым внутренним убранством в стилях барокко и рококо . За дворцом был добавлен большой формальный сад, окруженный лесом, в том числе бельведер , мавзолей , театр и павильон. Во время Второй мировой войны дворец сильно пострадал, но с тех пор его реконструировали. Дворец с садами является главной достопримечательностью.

СОДЕРЖАНИЕ



Первоначальный дворец был заказан Софи Шарлоттой , женой Фридриха I , курфюрста Бранденбургского в тогдашней деревне Литцов. Названный Литценбург , дворец был спроектирован Иоганном Арнольдом Нерингом в стиле барокко. Он состоял из одного крыла и был построен в 2 1 ⁄ 2 этажа с центральным куполом . Фасад был украшен коринфскими пилястрами . Наверху был карниз, на котором стояли статуи. В задней части в центре дворца находились два овальных зала, верхний был церемониальным залом, а нижний - выходом в сады. Неринг умер во время строительства дворца, и работы завершили Мартин Грюнберг и Андреас Шлютер . Открытие дворца отмечалось 11 июля 1699 года, в 42 года со дня рождения Фридриха. [2]

Фридрих короновался как король Фридрих I в Пруссии в 1701 году (Фридрих II, известный как Фридрих Великий, позже получил титул короля Пруссии). Двумя годами ранее он назначил Иоганна Фридриха фон Эозандера (также известного как Эозандер фон Гёте) королевским архитектором и отправил его изучать архитектурные разработки в Италии и Франции, в частности, Версальский дворец . По возвращении в 1702 году Эосандр начал расширять дворец, начав с двух боковых крыльев, чтобы окружить большой двор, а главный дворец был расширен с обеих сторон. Софи Шарлотта умерла в 1705 году, и Фридрих назвал дворец и его поместье Шарлоттенбург в ее память. В последующие годы оранжереябыл построен на западе дворца, а центральная часть была расширена за счет большой купольной башни и большого вестибюля. На вершине купола находится флюгер в виде позолоченной статуи Фортуны, созданной Андреасом Хайдтом . Первоначально оранжерея использовалась для перезимовки редких растений. В летние месяцы, когда более 500 апельсиновых, цитрусовых и кислых апельсиновых деревьев украшали сад в стиле барокко, оранжерея регулярно становилась великолепным местом для придворных праздников.

Для украшения интерьера дворца были приглашены разные художники. Будучи придворным художником Фридриха I, фламандскому художнику Яну Антони Кокси было поручено расписывать стены и потолки в различных комнатах дворца. Кокси нарисовал между 1701 и 1713 годами фрески и запрестольный образ в Дворцовой капелле, а также фрески в Гобеленовой галерее и Фарфоровой комнате. [3] Фрески в Фарфоровой комнате были откровенной пропагандой славного правления Фридриха I. Они изображают Аврору, Богиню Рассвета, в ее колеснице с семью конями, гоняющую Ночь и расчищающую путь богу Солнца Аполлону, который приближается в своем колесница в ярком свете. Парящий над головой Меркурий возвещает о прибытии животворящего бога, а Сатурн своей косой возвещает наступление Золотого века. Кокси также включила изображения четырех континентов и четырех сезонов, которые являются знакомыми намёками на политическую власть и, таким образом, подтверждают величие Фридриха I. [4]

Когда Фридрих I умер в 1713 году, ему наследовал его сын Фридрих Вильгельм I, чьи строительные планы были менее амбициозными, хотя он действительно следил за тем, чтобы здание содержалось в надлежащем состоянии. Строительство было возобновлено после того, как его сын Фридрих II (Фридрих Великий) вступил на престол в 1740 году. В течение этого года были построены конюшни для его личного гвардейского полка к югу от крыла оранжереи, а работы были начаты в восточном крыле. Строительством нового крыла руководил Георг Венцеслаус фон Кнобельсдорф., суперинтендант всех королевских дворцов, который во многом следовал замыслам Эосандра. Внешнее убранство было относительно простым, но внутреннее убранство было богато картинами и скульптурами, тканями и зеркалами. Первый этаж предназначался для жены Фредерика Элизабет Кристин , которая, однако, предпочла дворец Шёнхаузен лишь изредка. Особенно великолепное убранство верхнего этажа, включающего Белый зал, Банкетный зал, Тронный зал и Золотую галерею, было спроектировано главным образом Иоганном Августом Налом . В 1747 году в дальнем восточном крыле флигеля было приготовлено второе помещение для короля. В это время Сан-Суси строился в Потсдаме., и как только это было закончено, Фредерик был лишь случайным гостем в Шарлоттенбурге. [6]

В 1786 году Фридриху наследовал его племянник Фридрих Вильгельм II , который преобразовал пять комнат на первом этаже восточного крыла в свои летние помещения и часть верхнего этажа в Зимние палаты, хотя он и не прожил достаточно долго, чтобы ими пользоваться. Его сын Фридрих Вильгельм III вступил на престол в 1797 году и правил вместе со своей женой королевой Луизой 43 года. Большую часть этого времени они провели в восточном крыле Шарлоттенбурга. В 1804 году, после поражения Пруссии при Йене-Ауэрштедте , Наполеон вошел в Берлин и поселился во дворце, который стал его штаб-квартирой. [7] Их старший сын Фридрих Вильгельм IV.правивший с 1840 по 1861 год, жил на верхнем этаже центрального дворцового здания. После смерти Фридриха Вильгельма IV единственным королевским жителем дворца был Фридрих III , который правил 99 дней в 1888 году [8].

Дворец сильно пострадал в 1943 году во время Второй мировой войны . [9] В 1951 году разрушенный во время войны Штадтшлосс в Восточном Берлине был снесен, и, поскольку ущерб Шарлоттенбургу был не менее серьезным, опасались, что он также будет снесен. Однако, благодаря усилиям Маргарет Кюн, директора Государственных дворцов и садов, он был восстановлен до прежнего состояния [10] с использованием гигантских современных потолочных росписей Ханна Триера . С 2004 до начала 2006 года дворец Шарлоттенбург был резиденцией президента Германии, в то время как замок Бельвю находился на ремонте. [ необходима цитата ]

Сад был спроектирован в 1697 году в стиле барокко Симеоном Годо, на которого оказал влияние Андре Ленотр , дизайнер садов Версаля. Дизайн Годо состоял из геометрических узоров с аллеями и рвами, которые отделяли сад от окружающей его природы. За обычными садами находился Карповый пруд. К концу 18 века в моду вошел менее формальный, более естественный дизайн сада. В 1787 году королевский садовник Георг Штайнер переделал сад в стиле английского пейзажа для Фридриха Вильгельма II под руководством Питера Йозефа Ленне . После Второй мировой войны центр сада был восстановлен в прежнем стиле барокко. [11]

В 1788 году Фридрих Вильгельм II организовал строительство Бельведера по проекту Карла Готтхарда Лангханса на территории за Карповым прудом. Здание использовалось как чайхана и как смотровая башня. Лангханс также спроектировал Дворцовый театр, который был построен между 1788 и 1791 годами к западу от крыла Оранжереи. [12] Мавзолей был построен в качестве гробницы для королевы Луизы между 1810 и 1812 в неоклассическом стиле по проекту Генриха Gentz . После смерти Фридриха Вильгельма III его расширили; этот дизайн был разработан Карлом Фридрихом Шинкелем . Он был снова расширен в 1890–1891 гг. Альбертом Гейером для размещения могилВильгельм I и его жена Августа . [13] В 1825 году Фридрих Вильгельм III добавил к северу от дворца Нойер павильон , виллу в итальянском стиле, спроектированную Шинкелем. Он был поврежден во время войны в 1943 году и был реконструирован между 1957 и 1970 годами [14].

Читайте также: