В какую церковь сходить в пскове

Обновлено: 18.09.2024


19 декабря 2021 года, занятие в Воскресной школе. Подготовка к Рождеству

19 декабря 2021 года, в Воскресной школе храма святого Александра Невского ребята репетировали песенки к Рождеству.

Адмистратор

16 декабря 2021 г.


16 декабря 2021 года, Александро-Невские беседы. "История Свято-Троицкого кафедрального собора в Пскове"

Адмистратор

15 декабря 2021 г.


15 декабря 2021 года, очередное занятие проекта "Библейская история". "Мужи апостольские. Святой Игнатий Богоносец"

15 декабря 2021 года, в среду, при воинском храме святого благоверного великого князя Александра Невского города Пскова прошла очередная лекция проекта "Библейская история". Перед слушателями выступил преподаватель Санкт-Петербургской Духовной Академии, кандидат богословия, протодиакон Игорь Ивонин с лекцией на тему: "Мужи апостольские. Святой Игнатий Богоносец". Ждем вас каждую среду в 18:00 на новых лекциях "Библейских историй" по адресу: г. Псков, ул. М. Горького, д.67

Адмистратор

13 декабря 2021 г.


12 декабря 2021 года, занятие в Воскресной школе. "Веселые снеговики"

12 декабря 2021 года, в Воскресной школе храма святого Александра Невского прошел урок творчества "Веселые снеговики".

Адмистратор

11 декабря 2021 г.


11 декабря 2021 года, Всенощное бдение накануне Недели 25-й по Пятидесятнице

Вечером 11 декабря 2021 года, накануне Недели 25-й по Пятидесятнице, в воинском храме святого благоверного великого князя Александра Невского города Пскова было совершено Всенощное бдение. Богослужение совершил иерей Антоний Лунгу. Чин исповеди возглавил настоятель храма митрофорный протоиерей Олег Тэор. За Всенощным бдением молились прихожане.

Адмистратор

10 декабря 2021 г.


9 декабря 2021 года, Александро-Невские беседы. "Загадки происхождения народа Сето"

Адмистратор

9 декабря 2021 г.


8 декабря 2021, очередное занятие проекта "Библейская история". "Святые отцы ранней Церкви. Святитель Киприан Карфагенский и вера современного человека"

8 декабря 2021 года, в среду, при воинском храме святого благоверного великого князя Александра Невского города Пскова прошла очередная лекция проекта "Библейская история". Перед слушателями выступил клирик Свято-Троицкого кафедрального собора города Пскова иерей Артемий Лутченко с лекцией на тему: "Святые отцы ранней Церкви. Святитель Киприан Карфагенский и вера современного человека". Ждем вас каждую среду в 18:00 на новых лекциях "Библейских историй" по адресу: г. Псков, ул. М. Горького, д.


Псков. Древний и прекрасный. Пожалуй, ни один из других городов не может сравниться по количеству достопримечательностей, которые непременно нужно посмотреть туристу, коль уж он попал в эти благословенные места. Некогда поселение было столицей свободной Псковской республики, а в 16 веке стало частью Московского княжества.

На карте – бумажной или гугловской, – виден Псков, достопримечательности которого расположены весьма плотно друг к другу в старинном центре, но и маршрут по окрестностям не оставит вас равнодушным.


Древний Псков: достопримечательности на карте города

Итак, готовимся к поездке в Псков: достопримечательности, что посмотреть, куда сходить, какие отзывы почитать и названия местных культурных и исторических памятников нужно выучить – вот перечень вопросов, подлежащих проработке. Чтобы карта Пскова с достопримечательностями вам стала понятней, предлагаем отметить на ней самые главные места:

Опишем кратко основные достопримечательности Пскова, взглянем на фото знаменитых мест, пройдемся мысленно, а потом и пешком по городу, первое упоминание о котором относится к 903 году.

Псковский Кремль

Псковский Кром является центром старинного архитектурного ансамбля и историческим центром города. Он расположен в месте слияния рек Псковы и Великой. Был основан в 10 веке; в свое время был:

  • Местом сбора народных вече.
  • Форпостом города.
  • Надежной защитой от вторжений врагов.

Довмонтов город


Гремячая башня

Достопримечательности Пскова и области включают десятки объектов, но Гремячая башня среди них занимает особое место. Ее история овеяна героическими легендами и мифами, о которых до сих пор говорят местные жители. В любом путеводителе вы найдете информацию о:

  • Знаменитой башне, ее архитектурных особенностях.
  • Роли и значении достопремечательности в жизни древнего Пскова.
  • Современной истории и судьбе памятника.


Спасо-Мирожский монастырь

Куда сходить в Пскове еще, если хотите увидеть идеально сохранившуюся архитектуру 12 века? Конечно же, в Мирожский монастырь. Его главный собор практически не перестраивался с момента своего основания, и сейчас можно увидеть уникальные решения древних зодчих. Только представьте, что до наших дней сохранилось более 80% фресок, росписи куполов и стен, выполненных мастерами из Греции. Это невероятно круто, и понимание того, что старинное искусство пережило века, и сегодня мы может видеть его без новомодных доработок и правок, повергает в трепет.

Если вас интересует старинная архитектура, загляните в Печоры: Псково-Печорский Свято-Успенский мужской монастырь не оставит вас равнодушным


Снетогорский монастырь

Что посмотреть в Пскове и окрестностях из самых древнейших построек? Снетогорский женский монастырь, основанный в 13 веке, переживший бури столетий и разрушений, выстоявший в войнах и набегах, достоин вашего внимания. Монастырь стал последним пристанищем для многих князей; здесь жили знаменитые историки и выдающиеся религиозные деятели; останавливалась по дороге в Италию Софья Палеолог, а также гостил А.С.Пушкин. Снетогорский монастырь более 700 лет встречает гостей и недругов, гордо стоя на высоком берегу реки Великой. Загляните и вы в этот уникальный мир.

На родине писателя, в Пскове, на базе библиотеки работает уникальный музей, посвященный жизни и творчеству автора и его знаменитой книге. Там же находится памятник главным героям романа

Церкви и храмы Пскова

Они являются частью архитектурного наследия города и представлены целым списком соборов и церквей. Троицкий и Благовещенский соборы находятся на территории Крома. А церкви расположены в черте Довмонтова города, Среднего и Окольного города, окрестностях Окольного города, в Запсковье, в Завеличьи и в окрестностях Пскова:

  • Николы с. Усохи.
  • Василия на Горке.
  • Михаила Архангела с. Городца.
  • Петра и Павла с. Буя.
  • Святого Тимофея Гаазкого.
  • Федора Стратилата.
  • Дмитрия Солунского.
  • Алексея Митрополита.
  • Кирилла с. Гребли.
  • Рождества Христова.
  • Сошествия Святого Духа.
  • Одигитрии.
  • Святой Великомученицы Анастасии Узорешительницы.
  • Николы от Торга.
  • Преполовения Пятидесятницы.
  • Георгия со Взвоза.
  • Старое Вознесение.
  • Веры, Надежды, Любови и матери их Софии в Крестах.
  • Ильи Пророка в Выбутах.
  • Матвея апостола.
  • Мины, Виктора и Викентия.

Кроме вышеперечисленных, ныне существующих, Псков насчитывает 18 утраченных храмов и 9 упраздненных монастырей. Они не пережили периода войн, разрушений, сознательного уничтожения.


СКАЧАТЬ ТУР В PDFВеликий Новгород – один из древнейших городов России с более чем тысячелетней историей. Это место правления великого Рюрика, крупный ремесленный и торговый центр средневековья. Это настоящий город-музей, который располагается всего в 190 км от Санкт-Петербурга и входит в топ мест, которые обязательно нужно посетить. Если вы еще не побывали в Новгороде, то.

СКАЧАТЬ ТУР В PDFДвухдневные экскурсии пользуются спросом по одной простой причине – максимально загрузиться положительными эмоциями за освободившиеся выходные. Собственно говоря, по этой причине такой формат поездок изначально и создавался. Предлагаем вам подборку туров из СПб в Карелию, во время которых вы сможете увидеть множество достопримечательностей этой земли и набраться впечатлений на долгое время. Карелия.

СКАЧАТЬ ТУР В PDFКарелия – удивительный край, который привлекает туристов со всего мира не только живописной природой, но и мистическими местами силы. Если вы хотите попытаться услышать голос земли, загадать заветное желание или почувствовать необычайную энергетику места – читайте нашу статью и отправляйтесь в путешествие! Все путешествия меняют людей – поездки в Карелию не исключение.

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Каждый храм по своему неповторим. Посещая различные города, можно любоваться не только красотой архитектуры музеев, домов и прочих сооружений, но и православных храмов. Особенно впечатляет взор архитектура храмов Пскова. К наиболее впечатляющему относят Свято-Троицкий собор Пскова. Многие считают, что храмы данного города – это не просто культовые сооружения, но что-то большее. Они не только помогали поддержать воинский дух в необходимые моменты, но и выполняли административные функции. Именно Троицкий собор и нес такие задачи. До 16 века этот город был торговой республикой. Именно в те времена перед храмами происходили самые важные события. Тут и принимали важные для горожан решения и даже избирали князей.


История собора

История Троицкого собора Пскова по преданию началась еще в 10 веке при княгине Ольге. Она приказала заложить первую церковь в данных местах. В то время христианство еще не было официально принято на Руси и поэтому можно смело говорить о том, что это была первая православная церковь.

Изначально это был деревянный храм. Затем были аж три каменных, которые меняли друг друга. Первый появился в 12 веке после распоряжения Всеволода-Гавриила. После он стал псковским святым, чьи мощи хранятся в стенах собора. В 1363 году храм разрушился и возвели новый храм на этом месте. Он простоял уже около трех столетий, но в 1609 году пострадал от пожара. В 1682 году было принято решение о возведении нового храма в том виде, который он имеет сейчас.

Строительство закончилось в 1699 году. В 18 веке, для того чтобы укрепить конструкцию, достроили боковые галереи.

Святыни храма

Чудотворные иконы Троицкого собора в Пскове относятся к святыням данного храма. к ним постоянно тянутся толпы паломников, которые желают приложится и помолится святому. Некоторые из них были подарены храму, а некоторые привезены из прочих храмов. Кроме того, к списку святынь относят и мощи Троицкого собора Пскова. Многие считают, что они имеют некую чудодейственную силу.

Среди святынь храма выделяют:

Расписание богослужений

Неподалеку от центрального входа размещено экскурсионное агентство, которое может организовать Вам посещение святыни с прекрасным рассказом о всех достопримечательностях. График работы собора: ежедневно с 8.00 утра до 20.00 вечера.

Как уже было сказано, желательно также ознакомится с проведением богослужений. Вот график:

  • понедельник-суббота – 9.00 литургия;
  • воскресенье – 7.30 — ранняя литургия, 9.30 – поздняя литургия;
  • ежедневно – 17.00 – вечернее богослужение.

Всю необходимую информацию о службах, храме, задать вопросы священнику и получить на них ответ, можно на официальном сайте собора.

Где находится

Троицкий собор Пскова находится в г. Псков, улица Кремль 2/1.

От железнодорожного вокзала до собора можно доехать автобусом. Выходить необходимо на остановке Площадь Ленина. В этом случае вам подойдут такие номера маршруток: 5, 8, 1, 11, 15, 14, 17. При этом важно помнить, что сама территория Кремля является пешеходной зоной, и въезд какого-либо транспорта туда не допускается.

Часто, когда начинают говорить про Псков, то воедино сливается в одну картину и защитные сооружения, и храм, и стены города, и Кремль. Все это было не только военной защитой, но и духовной. Это церковь по праву считается символом края и ни один альбом достопримечательностей не обходится без его фото. Город Псков постоянно характеризовался тем, что религия для горожан никогда не была системой запрета. Скорое это было был дух свободы и воли псковичей.


11:47 / 21 июля 2020

Псков. Кремль. Фото: Т. В. Шулакова

Представляем вашему вниманию статью секретаря Псковского отделения ИППО, к.п.н. Анны Богдановой и кандидата искусствоведения Тамары Шулаковой.

Псковским шедеврам посвящается

(К годовщине включения десяти псковских храмов в Список Объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО)

Год назад, 7 июля 2019 года, в ходе 43 сессии Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО десять псковских храмов были внесены в Список Объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Все эти памятники транслируют классику псковского средневекового зодчества и вместе с тем каждый из них неповторимо оригинален. Обратимся к этим великолепным творениям древнерусского искусства, славе Пскова, славе России.

Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря и собор Рождества Иоанна Предтечи Ивановского монастыря – седые великаны домонгольских времён


Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря (1130–1140 гг.). Фото: Е. Ю. Иванушкина

Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря (1130–1140 гг.) и собор Рождества Иоанна Предтечи Ивановского монастыря (пер. пол. XII в.) – храмы, от которых брала отсчёт вся псковская школа архитектуры. И хотя первый храм отсылает нас к византийским, второй – к новгородским прототипам, оба они, благодаря своим масштабу и пропорциям, художественной и эмоциональной атмосфере, стали родными Пскову, органически вписались в архитектурное пространство средневекового города.


Собор Рождества Иоанна Предтечи (пер. пол. XII в.). Фото: Л. П. Молокова

Своды и стены Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря сплошным ковром покрывают фрески, созданные в XII в. приглашёнными в Псков столичными константинопольскими мастерами. Великое чудо, что с тех далёких времён византийская живопись сохранилась во всей своей полноте – на 80 процентов!


Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря (1130–1140 гг.). Общий вид подкупольного пространства. Фото: Ю. А. Мартынова


Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря (1130–1140 гг.). Восточная часть северной ветви подкупольного креста. Общий вид. Фото: А. Д. Богданова

Уникальность этого фрескового цикла – и в высочайшем художественном качестве, и в продуманной цельной иконографической программе, и в глубочайшей богословской концепции, и в блистательном мастерстве художников – создателей гармоничного ансамбля. Приводит в восхищение богатство красочной палитры, безупречность рисунка, напоминающего о великолепном античном прошлом христианской Византии, отточенность живописных приёмов, гармония и уравновешенность композиций, многообразие сюжетов, кристальная ясность изложения церковных догматов.


Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря (1130–1140 гг.). Фрески западной стены северной ветви подкупольного креста (фрагмент). Фото: А. Д. Богданова

Собор Рождества Богородицы Снетогорского монастыря и его фрески – становление местной традиции


Собор Рождества Богородицы Снетогорского монастыря (1309–1313). Восточный фасад собора. Фото: Г. Е. Ковальчук

Здесь впервые активно используется местный строительный материал – известняк! Именно с особенностями известняковой плиты связаны знаменитые для всей последующей псковской традиции зодчества смягчённые очертания всех архитектурных форм, скульптурная рукотворность псковского храмоздания, его неповторимая пластика, эскизность и живописность.

Ещё более замечательное открытие нас ждёт в интерьере храма. Здесь создан и сохранился первый ансамбль псковской школы фресковой живописи, абсолютно новаторский по сути, созданный местными мастерами-самородками в 1313 году.

Здесь впервые отчётливо проявляется своеобразие художественного языка псковской школы живописи, который, освоив многие особенности византийского искусства рубежа XIII–XIV веков, трансформирует их сообразно своему темпераменту и вкусу. Этот язык удивительным образом сочетает в себе новаторство и глубокий традиционализм, как будто возрождающий образы из древней исторической памяти раннего христианства. Однажды сформулированный, он сохранится без принципиальных изменений вплоть до конца XVI века, отражая тем самым устойчивость и здоровый консерватизм местной художественной традиции.


Св. Никон Метаноит. Фрагмент фрески собора Рождества Богородицы Снетогорского монастыря (1309–1313). Нижний ярус восточной предалтарной стены. Фото: Р. Д. Зотоглова

В Снетогорских фресках с захватывающей силой и искренностью воплотилось самосознание Пскова как последнего рубежа Русской Земли, хранящего Веру, отвечающего за всю русскую православную культуру, за домонгольские традиции. Идея эта, глубоко-эмоционально и интеллектуально-мистически переживаемая, и является стержнем, спаявшим воедино весь ансамбль фресок Рождественского собора.


Богоматерь с младенцем Иисусом Христом. Фрагмент росписи алтарной апсиды собора Рождества Богородицы Снетогорского монастыря (1309–1313). Фото: Ю. А. Мартынова

В искусстве всего византийского круга такой ансамбль только один, и он – в Пскове!

Церкви Михаила Архангела с Городца и Косьмы и Дамиана с Примостья – вечевые кончанские храмы XIV–XV вв.

Церковь стоит в древнем районе города – Городце. Она была кончанским (главным) храмом городского района и занимала важное место в градостроении – все старинные дороги, улицы Пскова стекались к ней (как к знаменитой позднее парижской площади Звезды). Рядом шумел знаменитый псковский Торг. Церковь демонстрирует обращение псковичей к традициям, идущим от Византии к Новгороду, к опыту, преподанному зарождающейся школе грандиозными учителями: Мирожским и Иоанно-Предтеченским храмами.


Церковь Михаила Архангела (1339 г. – XVII в.). Фото: М. Е. Щербакова

Итак, в первой половине XIV века, выделив новгородскую традицию как ближайшую, псковичи начинают её трансформацию и «…быстро формируют свой композиционный вариант здания, в котором, несмотря на известную ремесленность и примитивность форм, уже чувствуется особая художественная и духовная атмосфера жизни Пскова (4, С. 99).

Можно считать, что в этом храме определился особенный художественный вкус, ещё раз интерпретирована новгородская традиция. Храм при всей своей высоте (парадоксально!) не выглядит новгородским, здесь происходит пропорциональное приближение к будущему идеалу негорделивого, сомасштабного городу храма, транслируется попытка создать свою школу с опорой на учителей – Византию и Новгород.

К тому же обрастание со временем главного храма приделами, галереями, папертями постепенно привело к формированию чисто псковской пирамидальной композиции церкви.

В результате многовековых изменений ансамбль храма удивительным образом включил в себя целую историю зодчества! Так, надвратная шатровая колокольня с боковыми корпусами тяготела к московским вкусам, а древнейшие формы храма – к новгородско-псковским, за которыми угадывается и византийский образец.

Церковь Косьмы и Дамиана с Примостья с палаткой под звонницу, оградой и воротами


Церковь Косьмы и Дамиана с Примостья (1463 – XIX в.) с палаткой под звонницу, оградой и воротами. Фото: М. Е. Щербакова

Некогда храм (1463 г. – XIX в.) был главным храмом Космодемьянского конца (района) на Запсковье и был центром его религиозной, общественной и политической жизни: вокруг шумело кончанское вече, на котором принимались важные решения.

Образ храма вполне соответствует его назначению: он значительный и монолитный, строго собирающий вокруг себя пристройки. Но с его простотой и даже суровостью уживается праздничность и широта. Рядом взметнулась палатка, которая раньше венчалась звонницей, создавая необыкновенный художественный эффект.

Сначала, в 1494 году, ими был построен в Пскове храм Георгия со Взвоза (1494 г. – XVI вв.)


Церковь Георгия со Взвоза (1494 г. – XVI вв.). Фото: А. Д. Богданова

Вскоре, в 1496 году, возводится храм Богоявления с Запсковья – едва ли не лучшее произведение псковского гения, центральный памятник эпохи.


Церковь Богоявления с Запсковья (1496 г.). Южный фасад. Фото: А. Д. Богданова

Этот крупный масштабный храм замечателен разнообразием составляющих его объёмов (ими являются главный храм, два придела, притвор, галереи, крыльцо, пристройки хозяйственного назначения), непредсказуемостью отдельных ракурсов и вместе с тем поражает гармоничной уравновешенностью частей и целого.


Церковь Богоявления с Запсковья (1496 г.). Вид с северо-востока. Фото: Т. В. Шулакова

Мощная, асимметрично поставленная 4-пролётная звонница придаёт необыкновенную живость и выразительность всей композиции.


Палатка со звонницей ц. Богоявления с Запсковья. Фото: М. Е. Щербакова

Известно, что знаменитый французский архитектор XX века Ле Корбюзье в поисках новой эстетики приезжал за вдохновением из Парижа именно к этому храму, после чего создал знаменитую капеллу Нотр-Дам-дю-О в Роншане, которая своими остро-авангардными формами говорит о XX веке, но невыразимая гибкость и плавность её бетонных форм явно отсылается к поразившей Ле Корбюзье Богоявленской церкви, созданию средневекового псковского гения.

Храм Николы со Усохи (1536 г.) своим необычным названием обязан, как и многие псковские храмы, местоположению – рядом с руслом усохшей речки. Храм этот, во внешней архитектуре освобождённый реставраторами от поздних напластований, являет собой пример подчёркнуто-псковского стиля. Он был кончанским, то есть главным храмом района, парадно украшая древнейшую и главнейшую улицу города – улицу Великую, по которой въезжали в Псков прибывавшие из Москвы именитые гости.


Церковь Николы со Усохи (1536 г.). Восточный фасад храма. Фото: Е. Ю. Иванушкина

В интерьере Никольской церкви поражают монументальность пропорций, грандиозность архитектурного образа – это столичный язык XVI века. Креативно-удачно адаптируя московское понимание архитектурных форм, псковичи создают единое, открытое, высокое пространство. Самое удивительное, что этот творческий подход позволил храму при всех нововведениях сохранить подчёркнуто традиционный псковский характер в целом. Произошёл синтез двух архитектурных школ при главенстве псковского понимания формы.

Церковь Николы стала этапным храмом, в котором псковичи сумели заговорить на языке нового XVI столетия, усвоив, переварив и адаптировав московские вызовы и утверждая при этом истинно псковские образцы зодчества. Мощный храм-богатырь живописно перекликается с другим шедевром архитектуры XVI века – храмом Василия на горке. В древности эти два храма объединяла пролегавшая здесь, перпендикулярно улице Великой, богатая поворотами и ракурсами улица Враговка.

Церковь Василия на горке (XVI в.) убедительно датирована исследователями (Ю. П. Спегальский, Вл. В. Седов) XVI веком. Архитектура церкви св. Василия является ещё одним прорывом в зодчестве. Этот храм говорит на новым языке и – парадоксальным образом – великолепно транслирует псковскую корневую традицию.


Церковь Василия на горке (XVI в.). Фото: Ю. Н. Мартынов

Новый храм должен был стать и символом единства огромной новой России, посему и ставился не в Кремле, – цитадели царской власти, а на Красной площади, открытой и имевшей всенародное значение, и таким образом он становился носителем духовных ценностей русского народа перед лицом иных народов и государств.


Церковь Покрова и Рождества Богородицы от Пролома (к. XVI в.). Фото: А. Д. Богданова


Псково-Покровская икона Божией Матери к. XVI века (с изображением явления Богородицы и уникальным планом города Пскова и Псково-Печерского монастыря. Икона написана по следам памятных событий 1581–1582 гг.)

Изначально здесь стоял один монастырский храм в честь Покрова Богородицы. Второй храм (своеобразная церковь-близнец), посвящённый Рождеству Богородицы, был возведён в конце XVI века, сразу после победы, и в память о явлении Богородицы защитникам города прямо над стенами Покровского монастыря 8 (21) сентября 1581 г.

Так, ещё в древности псковичи придали храму статус мемориала, посвящённого покровительству Богородицы и памяти великих исторических событий на псковской земле.

Псков немыслим без своих прекрасных белоснежных храмов, они – настоящая память города и выражение лучших ментальных качеств его создателей, народа псковского, народа русского.

Напомним, что Псков – город пограничный, власть которого имеет вечевой народный характер, строителем здесь был каждый, материал для строительства лежит буквально под ногами. Мы может с уверенностью сказать, что каждый псковский храм отражает идеалы народа. В основе созидания этих храмов будет чистая простосердечная Вера, детская в своей искренности и глубинная в своём знании основ.

Архитектура будет предельно лаконичной, абсолютно функциональной. Это тот лаконизм и минимализм, которому бы позавидовал авангардный стиль Малевича. При этом Псковский храм не выглядит застывшей чеканной формулой, раз и навсегда найденной истины, а остаётся абсолютно живым и разнообразным каждую секунду своего восприятия. Псковская архитектура исповедует высший принцип Простоты как результат преодолённой сложности. Она сочетает все свойства великого языка изобразительного искусства:



Церковь Василия на Горке (XVI в.). Верхняя часть храма. Фото: А. Д. Богданова


Церковь Богоявления с Запсковья (1496 г.). Фото: А. Д. Богданова

Все они вписываются и в знаменитую триаду ценностей мировой архитектуры, сформулированную ещё великим архитектором древнего Рима Витрувием, согласно которой искусство архитектуры есть гармоническое единство Пользы, Прочности, Красоты.

Читайте также: