Абу симбел египет достопримечательности

Обновлено: 18.09.2024

Отель в Асуане у меня был забронирован в самом центре, на главной набережной Корниш. Поселили в бунгало, все чисто и красиво, но… Я приехал в час ночи, а экскурсия в Абу-Симбел начинается в 3:30! Классно я выспался, да… Ладно хоть отель недорогой. Вообще отели в Египте после Европы радуют ценами – где 8 евро, где 17 евро. Это с удобствами! Так что хоть полтора часа, но поспал. Ну не бомжевать же было, опять же и вещи кинуть надо было где-то.

Поездка в Абу-Симбел начинается с того, что из микроавтобусов формируется колонна, которая поедет под охраной армейских джипов. Однако потом машины так растягиваются по пустыне, что никакой охраны уже не видно. А ехать до Абу-Симбела около 3-х часов, там почти 300 км, находится это место на самом юге Египта, в 20 км от суданской границы.

Едем по пустыне в Абу-Симбел

Едем по пустыне в Абу-Симбел

Вообще говоря, собираясь в Египет, я считал, что такие вещи, как Абу-Симбел, Луксор и Карнак – это примерно одно и то же. На деле оказалось, что два последних это действительно почти одно и то же, а вот Абу-Симбел отделяет от Луксора весьма немалое расстояние. Именно из-за этого расстояния редко кто из пакетных туристов сюда добирается. Место же между тем весьма интересное и даже легендарное. Четыре огромные статуи фараона у склона горы – это один из самых известных видов Египта, но при этом очень мало кто знает, где это вообще. И когда я узнал это, то понял, что ехать надо обязательно.

Круизное судно на водохренилище Насера

Круизное судно на водохренилище Насера

Туристы идут к Абу-Симбелу

Чем еще известен Абу-Симбел, так это тем, что в 1950-х годов ему грозило уничтожение - на Ниле была построена Асуанская плотина, и многие памятники должны были оказаться под водой. Включая и Абу-Симбел. Но в результате ЮНЕСКО удалось собрать денег, и самые значимые памятники аккуратно разрезали на куски и пересобрали на новом месте, подальше от воды. Так что нынешний Абу-Симбел – это практически "новодел". А гора, у которой стоят фигуры, на самом деле сделана из бетона. Но тем не менее все равно интересно.

Мне еще перед поездкой говорили, что не стоит сюда ехать, лучше больше времени потратить на осмотр Луксора. Вот в Луксоре там храмы впечатляют, а здесь… Однако я вот побывал в обоих местах и скажу так – меня Абу-Симбел впечатлил побольше, чем все храмы Луксора. Все-таки здесь стоят те самые легендарные четыре статуи, а там самые обычные руины.

Туристы у Абу-Симбела

Туристы у Абу-Симбела

Фигуры фараона Рамзеса II

Туристы у входа в храм

Туристы у входа в храм

Прикольно – остатками завтрака покормил местных воробьев. Нравы у них тут зверские, прям закон джунглей. Кидаешь кусок булки, ее хватает один из воробьев и пытается улететь. Но на него тут же накидываются всей толпой остальные и пытаются заклевать. Самых юрких, что успели улететь, преследуют всей стаей. А вот собаки ведут себя более прилично, видимо не такие голодные.

И снова едем по пустыне

По возвращении из Абу-Симбела гид, что встречал меня в отеле, предложил устроить мне экскурсию по Асуану. Сколько дней ты проведешь в Асуане? Два? Три? Стыдно было отвечать ему, что мне через несколько часов уже уезжать. Но его это не остановило, он все равно сформировал для меня мини-пакет экскурсий и вызвал своего таксиста. Цена вроде была не очень высокой, так что я согласился. Но об этом в следующий раз.

Храмы Абу-Симбела — главная достопримечательность Египта после пирамид и сфинкса! Думаю все видели когда-нибудь огромные фигуры фараонов, сидящие у входа в какой-то храм – вот это и есть один из храмов Абу-Симбела

абу симбел

В глубине нубийской пустыни, на берегу озера Насер стоят, вырубленные в скале, величественные храмы Абу-Симбела — свидетельства победы фараона Рамзеса II над хеттами и его необыкновенной любви к своей единственной жене — красавице Нефертари.

abu simbel temple

Два раза в год, 21 марта (в день рождения фараона) и 21 сентября (в день его коронации), в 5 часов 58 минут луч восходящего солнца пересекает линию, находящуюся в 65 м от входа в храм, проникает сквозь все комнаты храма и освещает левое плечо Амон-Ра и Рамзеса II. На несколько минут луч света задерживается на лице Рамзеса II, и фараон, по признанию туристов, начинает “улыбаться”. Потом луч перемещается и освещает Хармакиса, а через 20 минут свет исчезает. Примечателен тот факт, что свет никогда не попадает на Птаха. Ведь Птах — владыка подземного мира и солнце ему ни к чему, он должен вечно пребывать во тьме.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

В эти дни у храма Абу-Симбела собирается до 5 тысяч человек, чтобы собственными глазами увидеть удивительный оптический эффект, полученный в результате точнейших расчётов древнеегипетских звездочётов и жрецов, спроектировавших 33 века тому назад храм таким образом, что луч солнца светит точно в глаз фараону. Остальное время года фараон “прячется” от мирской суеты в тёмном храме, вход в который охраняют четыре 20-метровые каменные фигуры — боги Амон, Ра, Птах и сам Рамзес.

abu simbel

Храмы Абу-Симбела уступают пирамидам по древности, но по интересу со стороны туристов — нисколько. Ансамбль Абу Симбела образуют два сооружения: Большой храм, посвященный самому фараону Рамзесу II и трем богам: Амону, Ра-Хорахте и Птаху, и Малый храм, воздвигнутый в честь богини Хатор, в образе которой представлена жена Рамзеса II Нефертари-Меренмут. Примечательно, что лица статуй богов копируют изображения лиц царственной семьи.

AbuSimbel4b

Несмотря на то, что Большой храм, помимо обожествленного фараона Рамзеса, был посвящен еще трем богам, вся идея сооружения — возвеличивание Рамзеса II. Это особенно подчеркивает фасад храма, вырубленный в скальном массиве в виде традиционного пилона — только невообразимых размеров, где вход в святилище обрамляют четыре исполинские, двадцатиметровой высоты фигуры Рамзеса II. Мастерам удалось при этих масштабах статуй сидящего фараона, высеченных из твердого песчаника, сохранить портретное сходство. Поражает и восхищает сама техника изготовления фигур таких масштабов. Ведь изготовить их можно было, только в совершенстве владея системой пропорций, устанавливающей точные соотношения между размерами фигуры и каждой из ее частей.

abu-simbel

Громадные статуи Рамзеса II были издалека видны всем плывущим по Нилу. А когда над горизонтом появлялись первые лучи солнца, колоссы окрашивались в темно-красный цвет, резко выделяясь на фоне иссиня-черных отбрасываемых ими теней.

Ramses II

Рамзес, постоянно заботясь о собственном прославлении, приказал построить рядом со своим шедевром храм, гораздо меньших размеров (длиной не более 10 м), посвященный его жене Нефертари: в Египте ни одна супруга фараона никогда не была изображена на фасаде храма, только жена Рамзеса II удостоилась этой чести.

Abu Simbel Nefertari Temple front

Малый храм Абу-Симбела находится в сотне метров к северу от большого и посвящен богине Неба Хатор, которая изображалась в виде женщины с головой коровы. Он намного проще и скромнее, чем Большой, и состоит из высеченных в скалах колонного зала и святилища с тремя нишами. Фасад Малого храма украшают шесть фигур, выполненных в полный рост. Между статуями фараона Рамзеса II здесь помещены статуи его супруги Нефертари-Меренмут. Скульптуры стоят в глубоких затененных нишах, благодаря чему в лучах солнца создается игра света и тени, усиливающая впечатление от этих монументальных фигур. На одной из колонн Малого храма высечена надпись: “Рамзес, сильный правдой, любимец Амона, создал этой божественное жилище для своей возлюбленной супруги Нефертари”. В святилище Малого храма, в центральной нише, стояла статуя священной коровы, в образе которой почиталась богиня Хатор. Перед ней был изображен фараон Рамзес II, находившийся как бы под защитой богини.

Abu Simbel Small Temple

Абу-Симбел, вероятно, самый исследованный памятник Древнего Египта. Дело в том, что в конце 1950-х годов, во время строительства Асуанской гидроэлектростанции, Абу-Симбел оказался на территории будущего водохранилища, и ему грозило полное затопление. Разрабатывались различные проекты спасения всемирно известного памятника, включая создание подводного стеклянного купола над храмом. Но в результате решили разобрать все сооружения комплекса и перенести их на более высокое место. Спасение Абу-Симбела — самый дорогой проект ЮНЕСКО. Эта беспримерная акция была осуществлена за четыре года, и в ней приняли участие специалисты из пятидесяти стран мира.

google

Храмы были распилены на 1036 блоков, каждый весом от 5 до 20 тонн, пронумерованы, перевезены и собраны на новом месте на 90 м выше прежнего уровня. Также сюда перевезли 1112 блоков, вырезанных из скал, окружавших храмы. В блоки, просверлив отверстия, закачали смолистый состав для укрепления структуры камня. Храмы накрыли полым железобетонным колпаком, а сверху насыпали холм. Сделано это так искусно, что кажется — храмы были здесь всегда. Операция по перемещению храмов длилась 3 года (с 1965 по 68 гг.) и обошлась в 42 млн. долларов.

Interior of Abu Simbel

Исследователи, изучая памятник во время этих работ, были поражены огромным объемом знаний, которые использовали древнеегипетские мастера для создания столь грандиозного сооружения. Эксперты ЮНЕСКО заключили, что линии фасадов Большого и Малого храмов шли параллельно трещинам в скальном грунте и тем самым твердые горные породы служили естественной опорой гигантских статуй. При сооружении пещерного храма зодчие учли природные свойства грунта — слои песчаника в нем скреплялись окисью железа, вследствие чего пласты почти не были подвержены разрушению. Вдобавок, окись железа обогащала палитру камня, придавая песчанику самые разнообразные оттенки.

Interior

Большой храм Абу-Симбела после передвижки на новое место был воспроизведен с точностью до малейших деталей. Отколовшаяся и упавшая когда-то голова одной из статуй лежит там же, где она лежала и раньше. При переносе храмов пещеры не вырубали заново. Их стены были перенесены на новое место, накрыты прочным железобетонным сводом и засыпаны сверху камнем, имитирующим скалы, в которых некогда были вырублены храмы

В результате таких масштабных землеройных работ, как строительство дамбы, исчезли сотни городов и деревень. Однако храмы в Абу-Симбел (Abu Simbel) в Египте имели слишком большую историческую и культурную ценность, чтобы позволить этому случиться и с ними. Поэтому, когда строящаяся Асуанская плотина и водохранилище угрожали затопить храмы 33-вековой давности, международное сообщество объединилось, чтобы провести чрезвычайную спасательную операцию.

Храмы Абу-Симбел, вырезанные из цельной горной породы, изначально располагались вдоль Нила. Они были построены по приказу Рамсеса II, третьего фараона XIX династии Египта, которого часто считают величайшим и самым могущественным фараоном Нового царства. За время своего правления Рамсес II построил много храмов по всему Египту и Нубии; особенно в Нубии — чтобы впечатлить нубийский народ величием египтян. Наиболее известными из них являются высеченные в скале храмы недалеко от нынешней деревни Абу-Симбел.



Великий храм Абу-Симбел
фото: LorettaLynn/Pixabay

Здесь Рамсес II построил два грандиозных храма: больший из них называется Великим храмом и просто невероятен. Четыре эпичные статуи, сидящие на тронах перед входом в храм, высечены в облике фараона и изображают трёх богов и самого Рамсеса II. Каждая статуя достигает 20 метров в высоту. Фасад за сидящими статуями в большинстве своём пустой, однако на верхнем краю находится фриз с изображением армии павианов, поклоняющихся восходящему солнцу. Между статуями пролегает вход, увенчанный барельефом царя, поклоняющегося богу Ра-Хорахти с головой сокола. Просторный интерьер от пола до потолка украшен гелиографическим прославлением военных кампаний Рамсеса II.

Другой храм, так называемый Малый храм, Рамсес II посвятил своей жене Нефертари и богине Хатор. Это был всего второй раз в древнеегипетской истории, когда храм был посвящён царице; первый раз это была Нефертити. Как и в Большом храме, вход в Малый храм окружён статуями фараона и его супруги, и что наиболее примечательно — они были построены с одинаковыми размерами (обычно цариц изображали не выше колена фараона). Интерьер Малого храма украшен сценами, изображающими царицу, играющую на систруме и делающую подношения богиням Хатхор и Мут.



Малый храм Абу-Симбел
фото: Ad Meskens / Wikimedia Commons

За тысячи лет храмы оказались засыпаны песком и были позабыты. Когда их заново открыли в начале XIX века, над песком виднелся только верхний фриз главного храма. Храмы были выкопаны, и некоторое время казалось, что бессмертие Рамсеса II было гарантировано, однако в конце 1950-х годов над ними нависла другая катастрофа.

Примерно в 230 км вверх по течению от того места, где стояли колоссальные статуи Рамсеса II, правительство планировало построить новую плотину через Нил. Новая Асуанская плотина длиной 4 км и высотой 110 метров должна была стать крупнейшей насыпной плотиной в мире. Египет нуждался в ней, потому что более ранняя плотина оказалась неспособной контролировать ежегодное наводнение из-за выхода Нила из берегов. Новая плотина должна была позволить Египту укротить реку, а созданное водохранилище должно было помочь поддержать сельхозугодья и жителей региона в засушливые периоды.

Однако был один существенный недостаток: создание водохранилища Насер площадью 5.250 кв. км требовало переселения порядка 90 тысяч человек, и, если возможно, переноса великолепных храмов Абу-Симбел.


Храмы во время раскопок, около 1853-1854 гг.
фото: John Beasly Greene

В 1959 году правительство Египта обратилось к ЮНЕСКО за помощью. К счастью, международное сообщество было знакомо с регионом древней Нубии и бесчисленными археологическими достопримечательностями, которые в нём находились. Осознавая всю серьёзность этой проблемы, ЮНЕСКО приступила к своей первой в истории организации совместной международной спасательной операции.

В 1960 году был запущен международный проект по сбору средств. Для поддержки кампании Египет организовал передвижную выставку, состоящую из нескольких предметов из гробницы Тутанхамона. Выставка "Сокровища Тутанхамона" была представлена в Северной Америке, Великобритании, Франции, Германии, России и Японии. Собранные деньги помогли профинансировать не только проект по спасению храмов Абу-Симбел, но и многие другие будущие кампании ЮНЕСКО.

Было предложено множество идей относительно того, как сохранить храмы. Одна из них заключалась в строительстве вокруг храмов гигантского аквариума с подводными смотровыми кабинами-лифтами для посетителей. Эту идею отклонили. Другая предлагала поднять храмы с помощью гидравлических домкратов, однако стоимость такой операции была бы безмерной. В конце концов, было решено разрезать скальные сооружения на поддающиеся транспортировке блоки весом 20-30 тонн, перевезти их на возвышенность и собрать, словно конструктор.

Работы начались в ноябре 1963 года. Для начала вокруг Абу-Симбела возвели кессон для подводных работ, чтобы иметь дополнительное время для работы над храмами, пока в водохранилище Асуанской плотины будет собираться вода. При резке камня требовалась максимальная осторожность. Мотопилы использовать было нельзя, потому что они делали слишком широкие надрезы — всё, что шире 8 мм, было бы видно при сборке блоков. Вместо этого для разрезания скальных структур на блоки использовали ручные пилы и стальную проволоку. В конечном счёте большой храм был разделён на 807 блоков, а малый — на 235. Каждый отрезанный блок сразу же оборачивали, чтобы защитить от раскалывания и разрушения во время транспортировки.

Новое место было расположено примерно в 200 метрах дальше в сторону суши и на 65 метров выше предыдущего. Прежде чем приступать к повторной сборке, с помощью 330.000 куб. м камня создали искусственную возвышенность, напоминающую каменистый холм, на котором храмы стояли на своём первоначальном месте. Затем блоки с исключительной точностью собирали вместе, скрепляли друг с другом с помощью арматурных стержней и швов, заполненных искусственным материалом. Были предприняты меры предосторожности для сохранения первоначального выравнивания храма по основным направлениям, чтобы солнечные лучи так же проникали в святилище и освещали скульптуры на задней стене в определённые часы весной и осенью, как и прежде.

Успешный перенос храмов Абу-Симбел послужил стимулом для дальнейших спасательных операций подобного рода. В самой Нубийской долине ЮНЕСКО спасло от затопления целых 22 различных памятника, включая храмы Рамсеса II. Один из монументов, храм Амады, пришлось переносить целиком, потому что его нельзя было разрезать из-за того, что это повредило бы сооружение. Другие исторические памятники, которые были успешно перенесены, включают Вади-эс-Себуа, ещё один храм, построенный Рамсесом II, храм Калабша римской эпохи и храм Филы. Воодушевлённая этими успехами, ЮНЕСКО отправилась в Венецию, чтобы защитить её лагуны, затем в Мохенджо-Даро в Пакистане, чтобы помочь раскопать руины, а затем в Индонезию, чтобы сохранить храм Боробудур.

"Реализация такого огромного и сложного проекта помогла ЮНЕСКО понять, что мы способны на три главные вещи, – объяснила Мехтильд Рёсслер (Mechtild Rössler), директор Центра всемирного наследия ЮНЕСКО и отдела Наследия. – Во-первых, объединение лучших в мире знаний, квалификаций и человеческого опыта. Во-вторых, укрепление международного сотрудничества всех своих членов. И в-третьих, гарантия ответственности международного сообщества в объединении средств и поддержке, которая поможет всемирному наследию в целом. Мы понимаем, что одна страна на такое просто не способна".

Успех Нубийской кампании был непосредственной причиной создания в 1965 году Фонда всемирного наследия (World Heritage Trust), а позже — Списка объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. Галапагосские острова в 1978 году стали первым объектом Всемирного наследия. Нубийские архитектурно-исторические памятники были включены в этот список в 1979 году.



Масштабная модель в Нубийском музее, Асуан, показывающая предыдущее месторасположение храмов Абу-Симбел (под стеклом, изображающим поверхность водохранилища) и новые, более высокорасположенные места перенесённых и спасённых храмов.
фото: Zureks/Wikimedia Commons

Храм Абу-Симбел - одна из знаменитых достопримечательностей Древнего Египта, входящих в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Особенности Абу-Симбела как пещерного храма, статуи фараона. Реконструкция Абу-Симбел после постройки Ассуанской ГЭС в Египте.

Рубрика История и исторические личности
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 01.03.2016
Размер файла 21,3 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Древний Египет поражает многих людей своими достопримечательностями. Чего только стоят египетские пирамиды и сфинкс. Широкое распространение во времена правления Рамсеса II получило строительство пещерных храмов. Наверное, лучшим из всех этих построек стал храм Абу-Симбел с его 20-метровыми статуями фараона.

Абу-Симбел - знаменитая достопримечательность древнего Египта и один из самых узнаваемых памятников. Два массивных скальных храма-близнеца на западном берегу озера Насер известны своими огромными статуями у входа. Помимо этого, историческим событием стало также перемещение этих сооружений на новое место в связи со строительством Асуанской плотины на реке Нил. Абу-Симбел входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Сегодня Абу-Симбел, вероятно, наиболее исследованный памятник Древнего Египта. Дело в том, что в конце 1950-х годов, во время строительства Асуанской гидроэлектростанции, Абу-Симбел оказался на территории будущего водохранилища. Разрабатывались различные проекты спасения всемирно известного памятника, включая создания подводного стеклянного купола над храмом. Но в результате решили разобрать все сооружения комплекса и перенести их на более высокое место. Эта беспримерная акция, проводившаяся под эгидой ЮНЕСКО, была осуществлена за четыре года, и в ней приняли участие специалисты из пятидесяти стран мира.

Цель данной работы - изучить особенности Абу-Симбела как пещерного храма.

симбел храм пещерный египет

1. История создания храмов Абу-Симбел

Пещерный храм в Абу-Симбеле относится к числу самых известных памятников древнеегипетской культуры. Громадные, 20-метровой высоты изваяния фараона Рамсеса II Великого, обрамляющие вход в храм, стали сегодня такими же символами Египта, как пирамиды и сфинкс. Строительство пещерных храмов получило во время правления Рамсеса II широкое развитие, но Абу-Симбел превосходит собой все другие подобные сооружения.

Абу Симбел -- небольшой городок в середине Нубии, расположенный почти на границе с Суданом, в 280 км южнее Асуана. Нубия -- историческая область в среднем течении Нила, от первого нильского порога у Асуана на севере и почти до суданской столицы Хартум на юге. Подлинная жемчужина Нубии -- храмы Абу Симбела.

Огромный храм на холме возвышается над окружающим ландшафтом на западной стороне озера Насер. Вырезанный на склоне горы примерно в 1244-1224 гг. до н.э. по приказу фараона Рамзеса II в честь победы над хеттами, храм Абу-Симбел был данью Рамзеса и его жены Нефертари богам, а также призван запугать и произвести впечатление на нубийский народ на юге Египта. Имя Рамзеса II, долго правящего фараона в древнем Египте, указано практически в каждом египетском путеводителе. Он правил 67 лет, мумия фараона в настоящее время находится в Египетском музее в Каире.

Ансамбль Абу Симбела образуют два сооружения: Большой храм, посвященный фараону Рамсесу II и трем богам: Амону, Ра-Хорахте и Птаху, и Малый храм, воздвигнутый в честь богини Хатор, в образе которой представлена жена Рамсеса II Нефертари-Меренмут.

Вплоть до начала XIX века храмы Абу-Симбел были затеряны в песках пустыни.

Свои впечатления от увиденного историк выразил в своих записях так: “Моему взору открылись статуи вытесанные в скале. Все они были наполовину занесены песком… Однако Рамзес увековечил не только себя, но и свою любимую жену Нефертари. Черты лица его супруги запечатлены на статуях у входа в её храм”.

Через несколько лет после находки Буркхарда в 1817 году храмы Абу-Симбела под руководством известного итальянского путешественника и археолога Бельцони Джованни Батиста были полностью расчищены от песка. Чуть позднее многие археологи-египтологи приезжали, чтобы самим исследовать величайшее архитектурное наследие. Среди них были такие как: Шампольон Франсуа, Иполитто Росселини, Генрих Шлиман и многие-многие другие.

Исследователи, во время этих работ тщательно изучившие памятник, были поражены тем огромным комплексом знаний, которыми обладали древнеегипетские зодчие. Эксперты ЮНЕСКО заключили, что линии фасадов Большого и Малого храмов шли параллельно трещинам в скальном грунте и тем самым твердые горные породы служили естественной опорой гигантских статуй. При сооружении пещерного храма зодчие учли природные свойства грунта - слои песчаника в нем скреплялись окисью железа, вследствие чего пласты почти не были подвержены разрушению. Вдобавок, окись железа обогащала палитру камня, придавая песчанику самые разнообразные оттенки: от красного до розового и лилового.
бу-Симбел построен во вторую половину эпохи Нового царства и в нем уже чувствуется начало упадка древнеегипетского искусства. Затевая в 1260-х годах до н. э. строительство храма, зодчие исходили из принятых традиций оформления гробниц, но гигантские размеры храма порождали свои трудности.

Поскольку войскам фараона покровительствовали три бога - Амон, Ра и Птах, Рамзес велел изобразить их, а заодно и себя, в фасадных статуях, причем придать богам собственный облик. Вся идея сооружения состояла в возвеличивании Рамсеса II всеми возможными средствами. Это особенно подчеркивает фасад храма, вырубленный в скальном массиве в виде традиционного пилона, только невообразимых размеров, где вход в святилище обрамляют четыре исполинские, двадцатиметровой высоты фигуры Рамсеса II. Эти изображения сидящего фараона портретны! Как мастерам удалось при таких масштабах статуй, высеченных из твердого песчаника, умудриться сохранить портретное сходство? Это же поразительно! И дело не столько в том, насколько похож или не похож изображенный ими фараон на себя - восхищает сама техника изготовления фигур таких масштабов. Ведь изготовить их можно было, только в совершенстве владея системой пропорций, устанавливающей точные соотношения между размерами фигуры и каждой из ее частей.

На широкой террасе у входа в храм появились четыре 20-метровые изваяния сидящего на троне фараона. Руки фараона лежат на коленях; голова увенчана двойной короной правителя Верхнего и Нижнего Египта. Вторая статуя разрушена, голова её лежит на земле. В центральной части фасада, между колоссами, в небольшой нише - большая статуя бог Ра-Хорахти с головой сокола. У ног Рамсеса - скульптуры членов его многочисленной семьи - жены Нефертари, матери и нескольких детей, которых у него было более 200. В нижней части фасада - рассказ о церемонии освящения храма. На фундаменте изображены связанные африканские и азиатские пленники.

Громадные статуи Рамсеса были издалека видны всем плывущим по Нилу. А когда над горизонтом появлялись первые лучи солнца, колоссы окрашивались в темно-красный цвет, резко выделяясь на фоне иссиня-черных отбрасываемых ими теней.

Образ великого фараона господствует в храме Абу-Симбел. Сразу же за дверями, в первом помещении храма, посетителя встречают восемь фигур фараона Рамсеса в облике бога Осириса. Они стоят по четыре с каждой стороны. Стены и потолки внутренних помещений храма покрывают росписи и раскрашенные рельефы, относящиеся к лучшим образцам искусства Древнего Египта позднего периода.

Рельефы храма Абу-Симбел выделяются своей динамикой, экспрессией движений и поз. Их авторами были фиванские скульпторы Пиаи, Панефер и Хеви. Сюжеты рельефов посвящены жизни и подвигам Рамсеса II: вот фараон повергает к стопам богов толпы пленников - белокожих ливийцев и темнокожих нубийцев, вот он безжалостно убивает их перед лицом богов… Грандиозные картины повествуют о войне Рамсеса II с хеттами. Замечателен рельеф, изображающий сцены битвы при Кадеше: мчащийся на колеснице фараон резким движением натягивает лук, целясь в перепуганных врагов; на стенах вражеской крепости кипит бой, со стен валятся поверженные воины; пастух поспешно угоняет скот, боясь, что он станет добычей египтян. Беспомощно поднятой рукой пастух как бы пытается загородиться от грозящей опасности…

Другая особенность статуй храмов -- их способность петь. Некогда, каждый день на заре, гиганты начинали издавать странные звуки, похожие на тихое рыдание. По легенде, через статуи богини оплакивали своих сыновей. Причина этого пения долгое время оставалась неясной. Но все-таки эту загадку ученым удалось решить. Оказывается, стонущие звуки были связаны с тем, что с восходом солнца резко повышалась температура. От чего трещины в камнях расширялись и издавали этот жалобный стон. После того, как во время реставрации трещины были заделаны, статуи навсегда замолчали.

Фасад храмов высечен в скале, высотой 31 метр и шириной в 38 метров. Колоннами фасаду служат четыре статуи фараона, изображённого сидячим на троне. Высота этих статуй около 20 метров, а голова каждой из этих скульптур достигает 4 метров! Над фасадом высечен орнамент в виде бабуинов.

Почти весь год помещения храма погружены в полумрак, но дважды в год (22 февраля и 22 октября - день рождения фараона и день его коронации), на рассвете, лучи солнца всё таки разрезают тьму храмов и освещают статую самого Рамзеса II. Солнечный луч всего на несколько минут задерживается на лице фараона, но по словам многочисленных туристов, наплыв которых Абу-Симбела переживает в эти дни, каменное лицо фараона озаряет улыбка…

Подобный оптический эффект возможен благодаря невероятно точным расчетам древнеегипетских звездочётов и жрецов, которые занимались проектированием и строительством храмов 33 века тому назад. Всего два дня в году, всего на несколько минут!

2. Реконструкция Абу-Симбел перед затоплением, после постройки Ассуанской ГЭС

Хотя храмы Абу-Симбел и простояли в песках больше 3000 лет, в 60-е годы прошлого века над ними нависла реальная угроза в виде затопления. После революции 1952 года начались работы по проектированию второй плотины на реке Нил, близ Асуана. Находившимся на берегу Нила храмам угрожало затопление. Это привело бы к разрушению постройки, сделанной из песчаника. В 1959 году началась кампания по спасению исторического наследия. Благодаря международной поддержке руины храмов удалось спасти путём перемещения на новое место.

Во избежание затопления культурного наследия было решено разобрать Абу-Симбел по частям и собрать заново в новом месте. Для этого храмы были распилены на 1036 блоков, вес которых достигал от 5 до 20 тонн. Все они были пронумерованы и перевезены на новое место.
Далее блоки были заново просверлены, а в отверстия был закачан смолистый состав, который призван был укрепить каменистую структуру блоков. Часть за частью, как мозаику, храмы снова были собраны и накрыты полым железобетонным колпаком, на который был насыпан холм. Получилось настолько гармонично, что казалось что Абу-Симбел на этом месте и находился всё это время. Вся операция по переносу храмов заняла три года в период с 1965 по 68 годы.

В 2002-ом году египетские власти, наконец, завершили реконструкцию, которая, в общей сложности, продлилась сорок лет.

В 96-ом был начат еще один проект по взаимодействию между ЮНЕСКО и египетскими государственными службами, связанный с повышением температур и влажности в районе храмового комплекса. Сегодня храм защищают новые вентиляционные шахты и система освещения. Нельзя, чтобы все эти прекрасные краски пострадали от влажности. Так сказал Фароук Хосни - египетский министр культуры. Внутри храма теперь есть освещение. Так что его можно осмотреть и днем, и ночью. Приоритетом сегодня является привлечение туристов, которые теперь смогут приходить сюда к вечеру и проводить тут всю ночь.

Абу-Симбел - настоящее чудо, дошедшее до нас из прошлого. Никогда не перестанет поражать воображение мастерство и самоотверженность его строителей. Есть надежда, что новые реставрационные работы помогут сохранить этот храмовый комплекс, по крайней мере, в следующем тысячелетии.

Подобные документы

Царица Хатшепсут - женщина-фараон Нового царства Древнего Египта из XVIII династии, супруга Тутмоса I и царицы Яхмес, жена Тутмоса III. Храм царицы как чудо инженерной мысли древних египтян, особенности его конструкции. Главные сюжеты рельефов храма.

презентация [591,0 K], добавлен 10.02.2014

Распространение типа храма с четким прямоугольным планом в период Нового царства. Архитектура заупокойных храмов и гробниц. Рельефы на стенах храмов как отражение мироощущения древних египтян. Заупокойный храм царицы Хатшепсут, выстроенный близ Фив.

контрольная работа [1,3 M], добавлен 22.10.2010

Египетский храм — священное пространство, которое представляет собой идеальную картину мира, где царит строго определенный порядок, космос. Ювелирные изделия древних египтян. Великие владыки Египта. Роль Древнего государства в истории мировой культуры.

презентация [2,9 M], добавлен 06.02.2015

Изучение зарождения армии в древнем Египте. Характеристика вооружения древнеегипетского воина и анализ тактики ведения боя. Влияние постоянной армии на социально-экономическое развитие Древнего Египта. Обзор завоевательных войн правителей Древнего Египта.

курсовая работа [68,6 K], добавлен 17.05.2010

Направления военных походов египтян. Государственный строй Древнего Вавилона. Система законов царя Хаммурапи, перечень преступлений и наказаний. Государственный строй древнего Египта. Укрепление авторитета Фараона. Основные черты права Древнего Египта.

Читайте также: