Афон святое место где находится

Обновлено: 19.09.2024

Внезапно появившийся монах

Как-то раз я неожиданно увидел монаха, выходящего из моря, внезапно показавшегося из воды! Он появился из ниоткуда и, показавшись на поверхности моря, шел по воде к берегу. Он поднялся на стенку, пересек прибрежную дорогу и пошел по крутой тропинке, которая ведет от берега к монастырю.

Он шел к церковному двору, где я находился. Когда я увидел его выходящим из воды, то подумал, что мне это почудилось. Но тут же я предположил, что там всегда есть много монахов, которые работают на древесной фабрике, которые работают в поле, которые ловят рыбу и т. д. И подумал, что, может быть, он вышел из лодки, которую я не успел заметить, и которая тащилась позади стеночки так, что была вне моего поля зрения.

Монах выходит из моря и идет по крутой дорожке, которая ведет к монастырю и проходит мимо того места во дворе, где я нахожусь. Он мне говорит:

Он вошел в воду и скрылся с моих глаз. Сейчас я нахожусь в растерянности, потому что для меня было шоком, что кто-то пришел и сказал мне, где находится то, что я искал. Этот человек был похож на монаха, которого я до этого встретил в монастыре святого Дионисия на Олимпе! Он был на него похож, и я до сих пор уверен, что это был именно он.

Святой Паисий

Старец и молодой монах

Священная десница

Особое место среди святых мощей, которые находятся в Святом монастыре Симона Петра, занимает десница святой мироносицы и равноапостольной Марии Магдалины. Эта рука святой сохранилась нетленной, с кожей и сухожилиями, и благоухает небесным ароматом. Более того, все, кто прикладываются к ней с благочестием и верой, подтверждают, что рука теплая. В монастыре Симона Петра на Афоне святая Мария до сих пор творит много чудес, поэтому среди монахов считается второй настоятельницей.

Чудо с тушением огня

В 1945 г. внезапно вспыхнул пожар в лесу около монастыря Иверон. Дул сильный ветер и огонь через несколько часов добрался до хребта, где монастыри Иверон, Филофей и Ксиропотам соприкасаются с лесом. Все были уверенны, что лес погибнет. Братья нашего монастыря были вовремя предупреждены и побежали на место пожара. Тогда братья иеромонахи Неофит и Пантелеймон, движимые великим благочестием, взяли с собой мощи святой Марии. Никто не мог приблизиться к пожару, потому что каждый боялся быть окруженным яростным огнем. Но, о чудеса Твои, Господи! Едва приблизились братья со святыми мощами к месту пожара, тут же огонь отрезал им дорогу назад. Так продолжалось до тех пор, пока священники не отслужили водосвятный молебен с каноном святой Марии Магдалине. К великому удивлению всех собравшихся отцов, после окончания молебна огонь неожиданно погас.

Кости, которые благоухают

Однажды некий человек решил посетить святую гору Афон. Именно посетить, а не совершить паломничество! Он намеревался провести на Афоне шесть дней, но соприкоснувшись с монашеской жизнью святогорских монахов, он изменил свое мнение и уже не видел возможности возвращения в тот суетный мир, который так до этого так восхвалял.

Он прибыл в святой монастырь Ставроникита, который должен был стать последним местом его посещения. При этом если первоначально он думал провести на Афоне шесть дней, то теперь он думал о трех днях. Конечно, он надсмехался над своей группой паломников, потому что, как он говорил, эти люди смотрели на вещи по-другому, не так как он. Поэтому он уже считал часы до выхода в мир, чтобы, наконец, высвободиться.

На входе в монастырь их встретил добрый старец с лукумом и ракией[1]. Он показал посетителям-паломникам их комнаты и объявил расписание служб. Было 12 часов дня, а в 4 часа вечера начиналась вечерняя служба. Наш друг в предыдущий день простоял на всенощной, которая длилась 12 часов. Он тут же завалился спать и проснулся, только услышав звук била, который означал ровно 4 часа вечера и призывал всех присутствующих на вечернюю службу. Он проснулся и, в буквальном смысле, спотыкаясь, пошел в кафедральный храм монастыря, в котором присутствовал на вечерней службе только телесно. Я говорю именно телесно, так как духовно он думал лишь о том, чтобы поскорее он смог вернуться к занятию, от которого его оторвало проклятое било. Так он говорил про себя.

Наконец, закончилась вечерняя служба, однако народ не расходился, ожидая поклониться святым мощам, которые находились в монастыре. Среди народа пошел и он. В это время он говорил только об отдыхе, поскольку в других монастырях, которые он посетил, он ничем другим не занимался, кроме того, что целовал мертвые кости, которые не имели ни пульса, ни тепла и не источали миро, о чем столько рассказывали святогорские отцы.

Это событие случилось в афонском монастыре Ставроникита 5 сентября 1997 г. Знакомый этот мой дядя, двоюродный брат по матери и эту историю он рассказывает сегодня за постным столом. Изменение в его религиозной жизни и религиозной жизни его жены произошло быстро. А тем священником был пожилой отец Нектарий, который доживал последние дни, согласно врачам. Последний раз мой дядя посетил его на Афоне несколько месяцев назад, застав старца простуженным в своей кровати. Отец Нектарий узнал, что у него рак, который ударил по всему телу. Отец Нектарий стоматолог и на Афоне содержит медкабинет, предлагая всем свои услуги, насколько позволяет его здоровье.

Эта история похожа как две капли воды на ту, которую я читал недавно в интернете от свидетеля-очевидца. Находясь под сильным впечатлением от этой истории, услышанной мной от моего родственника, я решил поделиться ей с вами.

Греция. Святая гора Афон. Как добраться. Разрешение на паломничество - 3 варианта получения диамонитирион (так называется виза на Афон). Архондарик - монашеский отель

Русский благочестивый паломник на Святой Горе Афон

Диамонитирион (ударение: диамонити́рион, по гречески: διαμονητήριον) - разрешение, виза на посещение паломниками Святой Горы Афон. Диамонитирион могут получить мужчины (и мальчики) любого вероисповедания. На Святой Горе Афон действует "аватон", запрещающий вход на полуостров женщинам. Выдают в маленьком офисе ГРАФИОН ПРОСКИНИТОН в Урануполи, это близ пристани, 3 минуты, работает с 6 утра. В 2021 году прямо рядом с этой конторой ( "метрио" расположена слева от графион в полуподвале) все обязаны предварительно пройти безплатный экспресс-тест на COVID-19. Делают его в метрио за 5-7 минут. Вакцинацию от коронавируса не спрашивают. Даже если вы проходили тест "на корону" в теченние 3-х дней, вас попросят сделать новый тест на КОВИД в метрио.

Диамонитирион клирикам безплатны стоят 10 € (и не дорожают) и отличаются от диамонитирион мирян. Но православные клирики обязательно должны получать письменное разрешение от Константинопольской Патриархии.


Вариант 1: Когда человек едет один, или группа мала (2-3 человека), то можно поступить так:
- приезжаете в Салоники;

Такая реплика была: "В Салониках уже давно нет представительства Афона, информация устарела". Это не так. В 2010 году бюро было и будет "всегда" (в силу непреодолимых причин). Другое дело, что оно иногда переезжает с места на место. Сначала вместо бюро была "страшная мадам Плиса" в Министерстве Македонии и Фракии. Потом образовалось "Бюро Афон" недалеко от старого КТЕЛ на ул.Каракасси, потом "Бюро Афон" переехало чуть дальше на ул.Караманлис,14. А сейчас "Бюро Афон" в 2-х этажном особняке (одос (ул.) Игнати́а, 109), и думаю надолго.

- сразу идете в "бюро Афон" (Паломнический офис Святой Горы в Салониках), расположенный по адресу: улица (одос) Игнатия, 109 (он работает: 8:30-14:00 по будням, по субботам: 10-12, так что следует поторопиться). Это в центре. Доходите (или доезжаете) до "Камары" (это древняя арка, рядом современный храм, кажется Рождества Пресвятой Богородицы) и через вход справа проникаете в двухэтажное красивое здание (вокруг все дома многоэтажные). Выходите (насквозь!) во двор, и налево. Там есть дверь в Pilgrims' Bureau (паломническое бюро);
- Говорят там по-гречески и по-английски, но много слов не требуется:
"Харитэ" (приветствие, значит "радуйтесь"), или, хуже, "Яссас" ("здоровья вам"), или "Кали мэра" ("добрый день").
"Фэло сто Агион Орос аврио" (хочу на Святую Гору Афон завтра) или "Фэлуме сто Агион Орос аврио" (хотим на Святую Гору Афон завтра).
- На завтра - это самое быстрое, (в тот же день вы никак не попадете). Но можете заказать на послезавтра ("мета-аврио") или на другой более поздний день;
- Если это не Пасха или иной день большого наплыва паломников (лимит 110-120 паломников в день), то все в порядке, и можно будет получить диамонитирион на следующий день в Урану́поли (сокращ.от Урано́полис);
- Видимо "бюро Афон" имеет небольшой дополнительный "горячий" лимит на день (м.б. это 10 паломников). И если вы православный, не вызываете каких-либо подозрений или неприязни, то вам дадут разрешение и при исчерпании основного лимита (110 паломников);
- Вы заказываете таким образом "общий" ("дженерал", "генико") диамонитирион. Конкретный монастырь не указывается. Дает право на ночлег (при наличии свободных мест) везде на Святой Горе - в любом монастыре, (а скиты и келии не обязаны принимать паломников). Это самый лучший вид диамонитирион;
- Но НЕТ ГАРАНТИИ получения диамонитирион таким образом. (Я всегда брал диамонитирион именно так, и лишь однажды получил отказ, (тогда шла уже Страстная седмица), - пришлось пробираться в тот раз на Афон пешком).

Agion Oros Pilgrims' Bureau, 109 EGNATIA STR., 54622, Thessaloniki, Greece
Телефон: +30.2310.25-2578 , факс: +30.2310.22-2424, e-mail: alex (АТ-собачка) c-lab.gr

-Для паломников всех других религий (инославных) адрес иной:

Directorate of Political Affairs, Plateia Diikitiriou, Thessaloniki, Greece
Телефон: +30.2310.27-0092

- Ранее "бюро Афон" находилось в другом месте Салоник, (а теперь тут можно узнать (для православных или инославных) - на какие даты еще есть места):

Pilgrims' Bureau, Leoforos Karamanli 14, 54638 Thessaloniki, Greece
Телефон: +30.2310.86-1611, Факс:+30.2310.86-1811

- Максимальный срок для заказа диамонитирион – 6 месяцев до поездки;
- Для заказа диамонитирион надо будет выслать факсом, (но лучше почтой), ксероксы паспортов (копии основных страниц);
- Или можно послать отсканированные странички загранпаспорта на e-mail: alex (АТ-собачка) c-lab.gr , (вложения не должны быть более 200 Кб);
- и нужно будет сообщить (по-английски или по-гречески):
1) ФИО
2) Номер и серию паспорта
3) Дату рождения
4) Запланированную дату въезда на Афон
5) Номер мобильного телефона

- Если бронирование принято, то бюро паломников вышлет в течении 2-3 недель письмо с дальнейшими инструкциями (послать копию загранпаспорта; потом подтвердить за пару недель свой визит; оповестить бюро, если ваше паломничество на Афон не состоится). В конце концов вы получите разрешение на паломничество на Святую Гору Афон (еще не виза, диамонитирион получите в Урануполи);
- приезжаете прямо в Урануполи (в Салониках никуда заходить не нужно);
- заказывается таким образом "общий" ("дженерал", "генико") диамонитирион (самый лучший вид диамонитирион). Конкретный монастырь не указывается. Дает право на ночлег (при наличии свободных мест) везде на Святой Горе - в любом монастыре, (а скиты и келии не обязаны принимать паломников);
- Недостаток этого способа в том, что количество общих диамонитирион весьма ограничено (лимит 120 православных и 14 инославных паломников в день), а если паломников больше 4-х человек в одной заявке, то могут вообще не дать бронь. И звонить надо заранее, планировать поездку на Афон задолго (готовить "телегу зимой"), а если едет большая группа (более 4-х паломников), то разбивать заявку на части и звонить несколько раз в разное время.


Вариант 3 - "идикон диамонитирион": Если разговариваете по-английски, (а с точки зрения успеха цели звонка, - несравненно много лучше, если по-гречески, - ведь у греков "в крови" считать все другие народы - "варварами", и только достигшие Святости, умаляют в себе эту национальную черту), то звоните в какой-либо афонский монастырь и просите у них Вас принять. Телефоны монастырей Афона обильно представлены в интернете и ниже этого поста. Также можно договориться с каким-либо русскоязычным насельником афонского монастыря, (если он, конечно, сам знает греческий и там не на "последнем счету", а русские есть почти в каждом монастыре), чтобы он обратился к соответсвующим людям своей обители, и оттуда послали бы по факсу в Салоники (в "бюро Афон") ваши паспортные данные;
- От монастырей делают другой, индивидуальный вид диамонитирион (греч. ειδικον διαμονητήριον - "идикон", а HE - "общий", "дженерал", "генико"), - на любой срок (пока действует ваша шенгенская виза, разумеется), и количество заявок не ограничено, ибо размещение и питание паломников берет на себя конкретный монастырь.
- Но в другом монастыре могут не принять на ночлег с таким "конкретным" разрешением (диамонитирион), скажут (и часто это случается), - "идите в тот монастырь, который вас пригласил!". Могут, конечно, если захотят, сделать и исключение, - особенно, если вы пришли под вечер.


Далее для всех вариантов:

• В любом случае данные вашей заявки передаются в Урануполи (Уранополис) без вашего участия (когда-то давно было не так). Получать же диамонитирион (и платить за это) нужно в Урануполи - в день заезда. Паломнический офис-бюро ("Графио Проскинитон") находится около бензозаправки ("вензинарико"). Открыт только утром с 8:00. Телефон: +30.23770.71423. Там по паспорту и получаете диамонитирион.

• Будет дешевле примерно на 4 € (а в 1 конец уже 14 € - и каждый год дорожает), если из Салоник в Урануполи (Уранополис) возьмете билеты на автобус "туда-обратно". Обратный билет без даты, действителен в течение месяца. Рейсы из Салоник с 5:30 до 18.30 (от КТЭЛ ХАЛКИДИКИ). Если не приехать в Урануполи накануне, то годятся только первые 2 автобуса, которые отходят в 5:30 и 6:15. КТЭЛов в Салониках несколько (типа автовокзала, но эта аббревиатура буквально скрывает за собой что-то типа АО, ООО). КТЕЛ "Халкидики" когда-то давно был в самом городе, потом его перенесли на окраину, а не так давно - за окраину, в сторону аэропорта и Афона.
До "ΚΤΕΛ ΧΑΛΚΙΔΙΚΗΣ" ходит из центра Салоник прямой городской автобус № 45. Цена билета на городские автобусы: 0.7 € (или 0.6 €, если купить заранее - в любом газетном киоске). Также можно купить суточный билет - и ездить на городских автобусах, - сколько влезет.

• Также у этого КТЕЛ-а ("Халкидики") остановка и 36 городского автобуса, имеющего 3 варианта следования. Если выбрать тот, который до "ИКЕА", то мы попадем на микро-автобусную станцию, откуда городской автобус № 87 довезет вас прямо до исихиастерия Иоанна Феологоса (Богослова) в Суроти - место, окормляемое Старцем Паисием Святогорцем. Здесь и могилка его, преставился он 12.07.1994 (по ст.стилю). Исихастерий Фэологоса с храмом Арсения Кападокийского (Фарасского) открыт с 10 до 13 и с 16 до 17, (кроме пятниц!), а по воскресениям: с 4 до 12 (а не с 10 до 13), но во время Литургии (с 7:30 до 9) - не войдете!. Правда, меня, милостию Божией, пустили и в неурочное время (в пятницу), но пришлось подождать у закрытых ворот, (а еще греки там ждали - их не пустили). Расписание агрипний - по старому стилю, не перепутайте! Например, бдение святому Паисию Великому - 19 июня, прибавляем 13 дней и получаем - 2 июля по современному календарю.
Автобусы на Урануполи также проходят невдалеке от Суроти (но надо 1-2 км пешком пройти). Невдалеке от Суроти (в 15 км) - мужской монастырь Анастасии Узорешительницы (ставропигиальный патриарха Варфоломея). Он на полугоре, хороший вид. Если едете в Урануполи, то видите его слева.

• Проезд внутри Афона стоит от 3 до 10-15 евро за маршрутку-такси, в зависимости от её наполняемости (но я предпочитаю ходить пешком). Можно даже по телефону заказывать "радиотакси".


• Афонские монастыри делятся на несколько групп по строгости требованиям к диамонитирион:
- в русском монастыре святого Пантелеимона по "общей" диамонтирион оставляют лишь на один день, (точнее сутки);
- в Ксиропотам пускают только по диамонитирион, выданному самим монастырем. Русским туда в большинстве случаев вовсе не попасть;
- в Ставро-Никите (Ставроникита) русских обычно не оставляют, ссылаясь на "малость" монастыря;
- в Симоно-Петре (Симонопетра) русских обычно не оставляют, отсылая в близлежащую русскую келию, (но меня иногда брали, если приходил под вечер);
- Каракал, Филофей - вряд-ли примут, если "общая" диамонтирион просрочена (такими "строгими" они стали недавно);
- Ватопед, Агиу Павлу (святого Павла), Агиу Андреу (скит Андрея Первозванного) - (как, впрочем, и другие обители) просят предварительно звонить и предупреждать о дне вашего визита. Но при этом в Ватопеде часто дают отказ по телефону, а если заявиться (не утром) прямо в обитель - то легко принимают, (но у них еще есть "отсеющевый" сторожевой пункт (КПП) на пол-дороге к монастырю из Кариеса (Кареи));
- Дионисиу (Дионисиат), Григориат, Ивирон (Иверский), Ксенофонт, Пантократор, Дохиар, Кутлумуш, а теперь и Хиландар - лучше не рисковать и приходить сюда, пока "общая" диамонтирион не просрочена;
- остальные монастыри мало внимания обращают на просроченность диамонтирион, и даже могут взять и вовсе без диамонитирион ("нестрогие" обители: Есфигмен, Великая Лавра, румынский скит Продрому (Иоанна Крестителя-Предтечи), Костамониту (Кастамонит, Констамонит), Зограф);
- Надо всегда быть готовым, что под истинным или надуманным предлогом вам откажут в ночлеге. Но, с другой стороны, если будет Богу угодно, то сделают исключение, и примут в самом "тяжелом" случае (например, вообще без диамонтирион) - не смотря ни на что!


Кинот, Священный Кино́тис, ῾Ιερὰ Κοινώτης, центр управления афонской монашеской республикой в столице Горы Афон Кариесе (Карее)

Срок действия диамонитирион можно продлить на несколько дней (редко разрешат дополнительный срок более недели), зайдя утром в Кинот (Священный Кино́тис или по-гречески: ῾Ιερὰ Κοινώτης, центр управления монашеской республикой в Кариесе (Карее) - с колоннами и широкой "римской" лестницей). Рядом с Кинотом (его также иногда называют Протатом) - расположен соборный храм Протат - главный собор афонской столицы Кариеса, очень древний, где находится чудотворная икона Божией Матери "Достойно есть" ("Аксион Эстин").

Срок действия шенгенской визы также может быть продлен - попечениями монастыря, в котором вы "осели", если Вас, как гостя, захотят принять на 3 - 6 месяцев. Но начинать подобные разговоры надо не позднее, чем за 2-3 недели до конца срока действия той шенгенской визы, по которой Вы въехали в Грецию. Часто так принимают иеромонахов (священников-монахов, и даже на год и более), если в данном монастыре ощущается нехватка литургисующих священников. Напомним, что на Святой Горе Афон рукополагают в священники только благочестивых девственников, а право принимать исповедь вообще дается очень немногим из них, (кроме игумена-духовника, еще, (изредка!) может быть один-два помощников - духовников, и вряд ли где-либо можно встретить больше).

Обычно паломники остаются в архондариках афонских обителей всего по одному дню (это по "общей" диамонитирион). Обратившись за благословением к архондаричному (гостиннику), а лучше прямо к игумену (наместнику) монастыря, часто можно еще задержаться на 1-2 дня (или, иногда, на неделю-две). С этого также начинают, когда хотят остаться в монастыре (типа: "на всю жизнь", "до самой смерти"), и тогда просят (не в открытую. ) "испытательного срока" (2 - 4 недели). Ирония - из практики, ибо подавляющее число русских людей, остающихся насельниками в неславянских "киновиях" - общежительных обителях Афона (или вне Святой Горы), не могут прожить в греческих монастырях (да и в болгарском Зографе) - более 4-х лет - "менталитет не тот", "ностальгия заела", и прочие "обоснования"). Это вызвано тем, что в следствии мировой апостасии и угасания духовной жизни, резко "поднимает голову" национализм многих нерусских народов. Пока действует "первая, призывающая благодать", русский насельник иноземного монастыря всех видит святыми. Но потом благодать отступает, и русский человек с удивлением замечает, что окружающие - мелковаты, приземлены, и при этом превозносятся, презирают и мелко укалывают его при всяком удобном случае, и, кажется, не видя в этом никакого греха. А монахов-подвижников Святой жизни - очень мало на Афоне в наши дни, живут они тихо-незаметно ("как все"), - но вот они-то всё и держат - незаметной окружающим молитвою.
Возвращаясь к началу пункта, - есть и редкие исключения долгого проживания русских в греческих монастырях Афона, так что пробовать остаться можно, - и польза будет, скорее-всего, - при любом исходе.

• Греческий "вид на жительство" не так трудно оформить (и не легко), но его по греческому закону могут иметь на Святой Горе Афон - только рабочие (ну и трудники, то есть не ставшие еще послушниками). Насельники - святогорцы (монахи, послушники, священники) - не имеют право его иметь, а должны стать гражданами Греции (что, как правило, никто не допустит для русских). К тому-же дается вид на жительство всего на год, а при его последующем продлении уже требуется получение (присвоение вам) личного кода, индивидуального номера, без которого "не купить, не продать". Так что или махнуть на бумаги рукой (если живете в монастыре, то никто вас пальцем не тронет, монастырская "аура" - надежно защищает, живите сколько угодно без документов), или без конца продлевайте визу.
Иначе - тоже не тронут, - если хорошо молитесь, ведь Афон - это не простое место, а Удел Всесвятой Богородицы, и живут там верующие люди. (И "астиномы", полицейские, тоже верующие, покровительствующие христианам).

• Если вы просрочили шенгенскую визу, то вас легко выпустят из Греции, но при следующем заезде в одну из стран Шенгена, надо будет заплатить штраф 1290 €. Если сразу заплатите штраф при выезде, то в ваш паспорт не поставят черную отметку, то есть как будто все было ОК, и вы ничего не нарушали! Иначе въезд в Шенген закрыт, кажется на 5 лет. Но тут еще другое: по заграничному паспорту с черной меткой вам скорее всего не дадут новую шенгенскую визу, даже если вы и собираетесь заплатить на границе штраф. Так что придется получать новый загранпаспорт и утаивать факты.
Да еще, - если вы покажетесь подозрительным полицейскому (или попадете под антитеррористическую спец-акцию), и он попросит на проверку ваши документы (что бывает очень редко), то вас посадят на 2-3 месяца в тюрьму, а потом депортируют на любимую родину. Желательно при этом самому оплатить обратный билет, тогда срок заключения будет меньше. В греческой тюрьме платят 5 € в день - на питание (все надо покупать, безплатно ничего из еды не дают). Публика (сокамерники) будет приличная - такие же нелегалы.

• Но это все верно лишь для "континентальной" Греции. Со Святой же Горы Афон (за просрочку шенгенской визы), - никого не сажают в тюрьму и не депортируют, (а, максимум, "увещевают" и "нагоняют страху")! А вот если появитесь пьяным в "общественном месте", или что иное, серьезное, совершите (например, движение на пароме в сторону Урануполи с книгами или облачениями древнее 1924 года) - то тюрьма и департация вполне возможны и прогнозируемы.

При вывозе древностей с Афона - срок заключения может быть несколько лет!
Был такой случай: благочестивый иеромонах взял временно в афонском монастыре старинную епитрахиль и поехал на "караваки" из Дафни в Хиландар, - и получил большой срок тюремного заключения, ведь после Яваницы ("арсаны", пристани Хиландара), - следующая остановка - Уранополис!

Или вот другая трагедия: один русский монах вывез на груди, поройдя все кордоны, (на Афон из России ехал он поездом), старую икону, благословение своей матери. И вот он так же поехал в Хиландар на корабле-пароме, аналогично ни о чем не думая, ведь он НЕ уезжает со Святой Горы! Икону обнаружили на его груди (под подрясником) и отобрали (конфисковали). Благо, что не посадили (пожалели, по милости Божией, а бывает и такое). Да и икона была, кажется, XIX века и, конечно, русская (всё русское греки не больно ценят, - за исключением русской святости и благочестия).


Святая Гора Афон расположена на полуострове Халкидики, примыкающем к северной части континентальной Греции и омывается водами Эгейского моря.

Афонские монастыри – двадцать правящих монастырей и множество скитов – занимают площадь общей протяженностью в шестьдесят километров, они расположены вдоль узкого полуострова, ширина которого в разных местах составляет от восьми до двенадцати километров. Гора, которая дала полуострову название, расположена на его южной конечности и имеет высоту 2033 метра. Вершина её увенчана храмом в честь Преображения Господня.

По свидетельству Плутарха и Гомера, в античные времена Афонская гора была известна как Аполониада -здесь в третьем веке до н.э. стояли древние поселения, но о них помимо названий мало, что известно.

Существует предание, что Кареа с её окрестностями в языческом мире была известна под именем Пентаполя, где будто бы Александр Македонский отдыхал в промежутке своих побед и ратных подвигов, и, что некоторые из греческих мудрецов прибывали сюда с целью уединения, необходимого для их глубоких размышлений. Всё это доказывает, что Святая гора и в древную эпоху язычества пользовалась особым уважением и славою.

Считается, что монахи жили на Афоне с самых первых веков Христианства, и некоторые монастыри до сих пор хранят традиции и предания, уходящие корнями в четвертый век. Письменные свидетельства едва сохранились до наших дней, но предание гласит, что история Христианства на Святой Горе уходит корнями в апостольские времена и начинается ещё в эпоху земной жизни Пресвятой Богородицы.

Император Константин Великий на Святом Афоне выстроил три церкви – Протат в Карее и ещё два храма в тех местах, где Матерь Божия сошла на берег и откуда потом отправилась обратно в Иерусалим. Все три храма были разрушены в середине четвёртого века императором Юлианом Отступником.

До нас дошли имена первых насельников святой Горы – это преподобный Петр Афонский (734), преподобный Евфимий Солунский (824) и неизвестный монах Иосиф. Сохранилась также хартия, подписанная Императором Василием I в 885 году, согласно которой Гора Афон принадлежит исключительно монахам. Пастухам и другим мирянам закрыли доступ на территорию полуострова. В конце X века Император Алексий Комнин I распространил запрет на посещение Афона на всех женщин, а также запретил ввоз на Святую Гору животных женского пола.

В XIII веке Афон страдал под гнётом латинской оккупации (1204-1261), как вследствие политического давления с целью воссоединения с Римом, так и в результате грабительских набегов франков. С 1305 по 1307 год афонские монастыри находились под осадой, после этого варварского разгула из трехсот монастырей и скитов сохранились только двадцать пять. Многие монахи подвергались пыткам и были убиты.



В XIV веке монастыри Афона были восстановлены при участии Императоров Андроника II и Андроника III Палеологов и сербского царя Стефана Душана.

XV век был одним из самых спокойных в истории святой Горы Афон. Трагедия турецкого ига почти не коснулась Афона, но греческий народ в целом страдал от непомерного бремени налогов и социальных ограничений. Бедная материально, Святая Гора стала известна как хранительница православной истории и культуры. В монастыре Ватопед была открыта Афонская академия, которую возглавил богослов Евгениос Вулгарис. Академия функционировала в качестве альтернативы учебе за рубежом.

Сильно пострадал Афон и во время войны за независимость 1821 года. Из шести тысяч афонских монахов большинство ушли в другие места, на Горе осталось менее тысячи монахов. После Второй Балканской войны полуостров Афон был возвращен Греции. К 1903 году население Святой горы увеличилось до 7432 человека, в основном за счёт притока монашества из России.

Декретом от 1921 года Афон был официально присоединен к Греции, но сохранил автономное управление. Сейчас на Святой Горе более тысячи семисот насельников. Законодательным органом Горы Афон является Кинот (Синод). Он собирается дважды в год для рассмотрения вопросов, касающихся жизни святогорцев.

Не смотря на все политические перевороты, Афон остался непоколебимым хранилищем православной веры, и по преданию, останется таковым до скончания мира и пребудет во веки неотъемлемым достоянием монахов. Целое собрание почивших на Святой горе святителей очевидно свидетельствуют о том значении Афона, которое оно имело и имеет для Святой Православной Церкви.

Стоит отметить, что на Афоне находятся только православные монахи. Древние афонские отцы законоположили, чтобы женский пол не имел входа на Святую гору, что было подтверждено царскими указами. На Афон нередко приходили и царственные лица искать там сердечного мира и тишины под скромным монашеским образом. Случалось и случается ныне, что патриархи и епископы, слагая с себя иерархическое достоинство и бремя власти, иногда явно, а иногда тайно, предавались на Святой горе всей строгости крестных монашеских подвигов, так, что один только Бог ведал труды их.


Продолжаем наши знакомства с восхитительной Грецией. В предыдущем рассказе я писала о красивых видах Каллифеи, на части полуострова Халкидики, которая называется Кассандра.

Начнем с острова Амульяни. Я на нем чувствую особое единение с природой, и как будто дышу другим воздухом с примесью каких-то волшебных флюидов. До острова можно добраться только по морю через поселок Трипити, ходят кораблики и паром. Особенностью является то, что он единственный из заселенных островов на всех Халкидиках, а вокруг него расположились шесть небольших живописных необитаемых островков со скалами под названием Дренья, которые заслуживают отдельной прогулки (до них можно добраться на арендованной лодке).

Остров издревле славится своими оливковыми рощами (до 1933 входили в территорию Ватопедского монастыря), умелыми рыбаками, уединенными чистейшими пляжами и морем. Очень приятно побродить по улочкам с домами в традиционном греческом стиле, по небольшому местному порту, заглянуть в церковь святого Николая на центральной площади, и старинное здание школы, где сейчас расположился этнографический музей. Остров небольшой, поэтому его легко можно обойти пешком, но каждый раз вы найдете новые живописные детали.

Останавливались с друзьями в отеле Agionissi Resort Hotel, понравился стиль и сервис, он, кстати, награжден за соответствие экологическим стандартам, что было немаловажным плюсом. Любителям кемпинга понравится в Camping Alikes Ammouliani (открыт с мая по сентябрь) - супер расположение на награжденном пляже Аликес, как бы в бухте, окруженном соснами. Отдых в кемпинге - особая традиция, сюда приезжают семьями, с большими и маленькими компаниями друзей, на выходные или даже на месяц. На территории кемпинга есть все необходимые условия: электричество, кухня, душ, туалеты, бары и кафе. Так что такой отдых - точно что-то большее, чем просто пожить в палатке.

Продолжим наши приключения в поселке Неа Рода, где вечером можно отдохнуть в таких бич барах: Legends, Costa – Costa, XERXIS. И совершить чудесную прогулку на холм с церковью, по дороге обнаружив археологические памятники на каждом углу, сады, цветы и зелень. Поселок расположен на самом узком месте Афона - в 5 веке до н.э. флот Ксеркса вырыл здесь канал для своего военного маневра, и до сих пор это своего рода природно-историческая достопримечательность региона.

Для занятий водными видами спорта, советую посетить местную школу, где сдают в аренду снаряжение и оборудование, и вы можете заказать уроки. А пообедать можно в кафе-ресторане “Плотон” на набережной.

Двигаемся дальше к поселку Иерисос. Тут нас ждут бело-золотые пляжи, особенные рецепты приготовления свежих мидий, археологические и архитектурные памятники, связанные с драматической историей этого места. В древние времена Иериссос славился оригинальным аканфийским вином, а в византийскую эру имел свою епископальной кафедрой, но в 15 веке был захвачен турками, уничтожен в 19-м, а новый поселок разрушило землетрясение 1932 года. Поэтому интересно будет посетить остатки византийской крепости и храма, и башню Круна, которая была возведена для защиты Хиландрийского монастыря в 15 столетии.

Еще тут есть замечательное место - ферма Платанорема. Это пространство более 3-х гектаров, окруженное морем и платанами, с многочисленными обитателями фермы - лошади, ослики, козы, павлин, утки, фазаны. Гостям предлагаются также занятия активными видами спорта - верховая езда, горные велосипеды, стрельба из лука, скалолазание и другое. Есть тут рестораны и отели для тех, кто хочет погостить дольше.

Также в поселке есть клубы ALOU, CING SAIZE, LOCAL, аттракционы, картинг и небольшое колесо обозрения.

На мой взгляд, обязательным для посещения в этих краях будет древний город Акантос, основанный, как полагают историки, в середине 7 столетия до н.е. Археологические исследования показали, что город был довольно успешным, имел собственную монету; а среди раскопок были найдены более 9 тысяч захоронений эллинистической и классической эпохи. Большинство экспонатов находятся в местных музеях, но территория открыта и свободна для посещения, так что можно погулять среди колонн, которые помнят десятки столетий.

Будет здорово, если у вас получиться насыщенное, веселое и познавательное путешествие по этому региону, и советы будут вам полезны. До новых приключений, ясас!


Maroona

Не будем перечислять и хвалить все природные заслуги, поговорим лучше о местных достопримечательностях.

Древний город Уранополис (Ouranopolis)


Это древний городок в северной части полуострова, который издавна считался одним из лучших курортов Греции. Находится городок недалеко от священной горы Афон, в 132 километрах от Салоников. Здесь расположен порт, куда приезжают паломники, чтобы отплыть на катере к горе Афон (около 30 тысяч ежегодно, из которых 10% являются иностранцами). Кстати, на священную гору нельзя подниматься женщинам. Уранополис- это красивейший город с довольно развитой развлекательной сферой. Восхитительный дневной отдых на жарких песчаных пляжах( может быть, не самых лучших в Греции, но тем не менее) удачно завершается посиделками в местных барах вечером. В городе целый ряд магазинчиков, где можно приобрести иконы и церковную утварь. Недалеко от порта можно посетить красивую византийскую башню. Византийская башня- главная достопримечательность Уранополиса. Находится это сооружение в юго-западной части посёлка и выглядит почти так же, как изначально, даже после нескольких реконструкций. В одном крыле башни располагается выставка икон и византийских артефактов.

Иверский Монастырь (Μονή Ιβήρων, Iviron Monastery)


Русский монастырь св. Пантелеймона (Μονή Αγίου Παντελεήμονος, Moni Agiou Panteleimonos)


Как найти: Moni Agiou Panteleimonos, западное побережье

Монастырь Симонопетра (Μονή Σιμωνόπετρα, Simonopetra Monastery)


Этот монастырь находится на высоте 350 метров над уровнем моря. Чтобы достичь этого здания, придется сначала плыть на пароме до монастырского причала ( или арсаны). Этот причал очень старый, построили его почти сразу после строительства монастыря, ведь причалить к скалам было просто невозможно. Причал был сооружен руками монахов, а еще позже, в 18 веке, причал облагородили, у берега выстроили пару домиков и смотровую башню, в оборонительных целях.

Как найти: Agio Oros, западное побережье ( 3 часа на пароме из Уранополиса)

Монастырь Филофей (Φιλοθέου, Monastery Philotheos)




Это православный монастырь на северо-востоке полуострова и одним из самых старых монастырей на Святой Горе. Храм был построен в 982 году Филофеем, учеником Афанасия Афонского, который открыл первый монастырь на Афоне. Сегодня в этом храме живут 60 монахов, которые являются представителями разных национальностей. Главная ценность храма- две чудотворные иконы Божией Матери, "Сладкое лобзание" и "Милостивая". Также здесь находятся ряд святых реликвий, например, часть Животворящего дерева, которая была подарена храму византийским императором 11 века Никифором III Ватаниатом. Этот храм известен и посещаем, а монастырь признан одним из самых красивых и ухоженных монастырей.

Адрес: Agio Oros, восточный берег полуострова Афон

Замок Франков (Храм Зигу, Francs Castle)



Отличительная особенность собора в том, что это -единственный из монастырей региона, который доступен для посещений женщинам. Вообще, находится он за официальной границей Афона, в 40 метрах от нее, но храм часто ассоциируют именно с Афоном. О византийском храме в честь Пророка Ильи впервые упоминается в хрониках 942 года. Храм мирно существовал до конца 12 века. пока его не захватил франский рыцарь со своими воинами. Базируясь в этом соборе, они выезжали для того, чтобы совершить набеги с целью наживы на Святую Землю. Впрочем, храм спас Папа Римский, который помог выселить негодяев из замка. Сегодня на месте некогда мощного замка можно видеть лишь часть стен и несколько башен. Храм является местом постоянных археологических раскопок. Замок расположен на юго-восток от Уранополиса.

Читайте также: