Активный отдых как средство укрепления здоровья и сохранения работоспособности

Обновлено: 18.09.2024

Здоровый образ жизни в значительной степени содействует разумному удовлетворению физических и духовных потребностей человека, формированию социально активной личности, несущей ответственность за состояние своего здоровья.

Среди составляющих здорового образа жизни можно выделить основные (схема 1).

Схема 1. Составляющие здорового образа жизни

Первым шагом к созданию индивидуальной системы здорового образа жизни является выработка твердой мотивации. К здоровому образу жизни нельзя прийти без глубокого осмысления его необходимости. Человек должен быть твердо убежден в том, что иного пути к здоровью просто не существует.

Перечисляя составляющие здорового образа жизни, на первое место можно поставить режим жизнедеятельности.

Жизнь каждого человека проходит в режиме распределения времени. Часть времени уделяется общественно необходимой деятельности, другая его часть отводится личным потребностям. Так, например, режим жизнедеятельности студента определен расписанием занятий; режим военнослужащего – распорядком дня; режим работающего человека – началом и концом рабочего времени.

Режим– это установленный распорядок жизни человека, который включает в себя труд, питание, отдых и сон.

Работающий человек живет в заданном ритме: он должен в определенное время вставать, выполнять свои служебные и иные обязанности, питаться, отдыхать и спать. И это неудивительно, все процессы в природе в той или иной мере подчинены строгому ритму: чередуются времена года, ночь сменяет день, день приходит на смену ночи. Ритмичная деятельность является одним из основных законов жизни и основой любого труда.

Важнейшим условием здорового образа жизни являетсяоптимальный двигательный режим.

Движения, потребность в которых обусловлена закономер­ностями роста организма, – непременное условие нормального развития, общего укрепления здоровья, формирования правильной осанки и овладения основными двигательными навыками. Для того чтобы стать сильным и ловким, выносливым и работоспособным, необходимо регулярно заниматься физическим трудом, физкультурой и спортом.

Способность выполнять физическую работу зависит от степени тренированности мышц. Занятия физкультурой и спортом в первую очередь повышают мышечную силу. У тренированного человека утолщаются мышечные волокна и укрепляются все мышцы в целом. Регулярные тренировки способствуют улучшению координации и автоматизации мышечных движений, повышению работоспособности. Тренированный человек, утомленный работой, способен быстро восстанавливать свои силы.

Недостаток, равно как и снижение физических нагрузок, неблагоприятно отражается на здоровье. У человека развивается слабость скелетных мышц, затем возникает слабость сердечной мышцы, наблюдаются нарушения в работе сердечнососудистой системы. Одновременно происходит накопление в организме жира, развивается атеросклероз (хроническое заболевание, проявляющееся в повреждении внутренней стенки артерий и нарушении кровообращения), падает работоспособность, снижается устойчивость к инфекциям, ускоряется процесс старения.

Важный элемент здорового образа жизни – общая гигиена организма. Она включает в себя уход за телом, соблюдение гигиены одежды и обуви, точное следование режиму дня.

Уход за телом связан прежде всего с поддержанием чисто­ты кожного покрова. В человеческом организме содержится большое количество потовых и сальных желез, которые выделяют около 0,5 литра пота и около 20 граммов сала в сутки. Кроме того, в поверхностных слоях кожи идет непрерывное обновление клеток. Но на грязной коже могут скапливаться вредные для здоровья человека микроорганизмы, способные привести к различным заболеваниям, в том числе грибковым. При загрязнении кожи засоряются также выводные протоки потовых желез и нарушается способность организма к терморегуляции.

Не меньшее значение имеет и ношение чистой одежды.

Человек, стремящийся соблюдать здоровый образ жизни, хорошо понимает, как важно следовать режиму дня. У тех, кто придерживается режима, вырабатывается четкий ритм функционирования организма, а это повышает работоспособность и создает наилучшие условия для восстановления сил.

Уровень работоспособности человека во многом определяется биологическими ритмами.

Биологические ритмы– это периодически повторяющиеся изменения характера и интенсивности биологических процессов и явлений в организме человека. Они развиваются в тесном взаимодействии с окружающей средой и являются результатом приспособления к тем ее факторам, которые возобновляются с четкой периодичностью в рамках определенного времени (вращение Земли вокруг Солнца и своей оси, колебания освещенности, температуры, влажности, напряженности электромагнитного поля Земли).

Следующим элементом здорового образа жизни являетсязакаливание.

Закаливание– это комплекс приемов, которые систематически используют для тренировки устойчивости организма к температурным колебаниям окружающей среды.

Закаливание – мощное оздоровительное средство. С его помощью можно избежать многих болезней и на долгие годы сохранить трудоспособность, умение радоваться жизни. Особенно велика роль закаливания в профилактике простудных заболеваний. Закаливающие процедуры снижают их число в 2 – 4 раза, а в отдельных случаях помогают и вовсе избавиться от недомоганий. Закаливание оказывает на организм общеукрепляющее действие, повышает тонус центральной нервной системы, улучшает кровообращение, нормализует обмен веществ.

Начиная закаливание, надо помнить, что это не одномоментное, а систематическое действие. Через 2 – 3 месяца после прекращения закаливающих процедур достигнутый ранее уровень устойчивости организма начинает снижаться.

Наиболее распространенной формой закаливания является использование прохладного воздуха. В любое время года хороши длительные прогулки, туристические походы, сон в помещении с открытой форточкой или окном.

В холодное время года рекомендуются лыжные прогулки, коньки, медленный закаливающий бег на улице в облегченной одежде.

Повышению устойчивости к низким температурам способствуют также занятия утренней гимнастикой на открытом воздухе или в тщательно проветриваемом помещении.

Наиболее сильный закаливающий фактор – вода. Кроме температурного вода оказывает на кожу и механическое воздействие, что является своеобразным массажем, улучшаю­щим кровоснабжение. Закаливание можно проводить в виде обтираний или обливания водой.

Одним из закаливающих факторов являются солнечные ванны. Они вызывают расширение сосудов, усиливают деятельность кроветворных органов, способствуют образованию в организме витамина D. Но солнцем надо пользоваться с большой осторожностью. Загорать можно только до 11 – 12 часов дня или после 16 часов, когда солнце не такое активное.

Важнейшей составляющей здорового образа жизни являетсярациональное питание.

Рациональное питание невозможно без соблюдения двух основных законов, нарушение которых опасно для здоровья.

Первый закон – равновесие получаемой и расходуемой энергии. Если организм получает энергии больше, чем расходует, т.е. мы съедаем пищи больше, чем это необходимо, мы полнеем. Избыточный вес приводит к развитию атеросклероза, ишемической болезни сердца, сахарного диабета и многим другим недугам.

Второй закон – соответствие химического состава пищевого рациона физиологическим потребностям организма. Питание должно быть разнообразным и обеспечивать потребности организма в белках, жирах, углеводах, витаминах, минеральных веществах, пищевых волокнах.

Рациональное питание рассматривается как один из важнейших критериев здорового образа жизни. Оно обеспечивает человека энергией и веществами, из которых строится организм, и которые регулируют обменные процессы. Если человек питается неправильно, нерационально, его организм начинает давать сбои.

Неотъемлемыми компонентами здорового образа жизни являются осознанное неприятие вредных привычек и борьба с различными факторами риска, оказывающими неблагоприятное воздействие на организм человека.

В идеале здоровый образ жизни предполагает не отказ от вредных привычек, но изначальное их отсутствие. К вредным привычкам в первую очередь относят курение, пристрастие к алкоголю и наркотикам.

Говоря о факторах, воздействующих на здоровье, нельзя не отметить наследственность.

Наследственность – это присущее всем организмам свойство повторять в ряду поколений одинаковые признаки и особенности развития; способность передавать от одного поколения к другому материальные структуры клетки, содержащие программы развития из них новых особей.

Здоровый образ жизни позволяет в значительной мере раскрыть те неоспоримо ценные качества личности, которые столь необходимы в условиях современного динамичного развития. Речь идет о высокой умственной и физической работоспособности, социальной активности, творческом долголетии. Сознательное и ответственное отношение к здоровью как к общественному достоянию должно стать нормой жизни и поведения всех людей.

Самостоятельная работа обучающихся

Факторы, влияющие на здоровье; факторы, разрушающие здоровье. Режим дня, режим труда и отдыха.

Подготовить реферат (доклад) по теме:

Как стать долгожителем?

1. Здоровье – это состояние какого полного благополучия?

все ответы верны

2. ЗОЖ не допускает:

3. Личная гигиена – это …

Совокупность гигиенических правил, выполнение которых способствует сохранению и укреплению здоровья

Перечень правил для предотвращения инфекционных заболеваний

ухода за телом, кожей, зубами

Выполнение медицинских мероприятий по профилактике заболеваний Правила

4. Рациональное питание – это …

питание, распределенное по времени принятия пищи

организма питание набором определенных продуктов

питание с учетом потребностей

питание с определенным соотношением питательных веществ

5. Режим дня – это …

дел установленный распорядок жизни человека, включающий в себя труд, сон, питание и отдых

порядок выполнения повседневных

строгое соблюдение определенных правил

перечень повседневных дел, распределенных по времени выполнения

6. ЗОЖ – это …

Индивидуальная система поведения, направленная на сохранение и укрепление здоровья

Занятия физической культурой

Перечень мероприятий, направленных на укрепление и сохранение здоровья

Лечебно-оздоровительный комплекс мероприятий

7. Обязательным компонентом ЗОЖ является:

употребление в пищу овощей

8. Двигательная активность – это …

Количество движений, необходимых для работы организма

Выполнение каких-либо движений в повседневной деятельности

Занятие физической культурой и спортом

Любая мышечная активность, обеспечивающая оптимальную работу организма и хорошее самочувствие

9. Закаливание – это …

Повышение устойчивости организма к факторам среды, путем систематического их воздействия на организм

Длительное пребывание на холоде, с целью привыкания к низким температурам

Перечень процедур для воздействия на организм холода

Купание в зимнее время

10. Наибольшее влияние на индивидуальное здоровье человека влияют …

Необходимо написать реферат по физической культуре. Обращаюсь к авторам, у которых много работ по этой дисциплина. Прикрепляю пример и оформление доклада. Срок - 3 дня. 12 страниц печатного текста шрифт 14


Спасибо за работу. Все выполнено качественно и в срок. Преподаватель работу принял и зачел)))) еще раз спасибо)

тысяч лет назад. В Индию учение пришло из цивилизаций Лемурии и Атлантиды, имевших свои колонии в стране. Люди переходили в Гималаи и приносили свои знания.
Лемурийцы подарили будущим поколениям систему обучения Хатха-йоге и Тантра-йоге. В свою очередь Антаранга-йога пришла из Атлантиды. Лайа-йога, Мантра-йога, а также Кундалини-йога пришли в Индию с переселен.

Даже медицина самого высокого уровня не может избавить от всех болезней. Человек - творец своего здоровья. Для сохранения здоровья необходимо придерживаться активного и здорового образа жизни, закаливаться, заниматься физической культурой, спортом, не забывать о правилах личной, а также общественной гигиены. Делать это следует, начиная с раннего возраста.
Здоровый образ жизни имеет несколько состав.

В основе оздоровительной физической культуры находится двигательная активность, имеющая приоритетное значение для формирования и поддержания нормальной жизнедеятельности человеческого организма, позволяющая предотвратить осложнения после заболеваний и укрепить стойкость к микроорганизмам различной природы.
В зависимости от влияния на организм, оздоровительная культура включает упражнения цикличес.

Игры выросли настолько, что почти каждая страна представлена в настоящее время. Этот рост создал многочисленные проблемы и противоречия, в том числе бойкоты, допинги, взяточничество и теракт в 1972

году.
Древние Олимпийские игры
Древние Олимпийские игры проводились в честь Зевса в городе Олимпии.
Первая запись о проведении игр в Олимпии датируется 776

г. до н.э., хотя точно, что это были первые .

тысяч лет назад. В Индию учение пришло из цивилизаций Лемурии и Атлантиды, имевших свои колонии в стране. Люди переходили в Гималаи и приносили свои знания.
Лемурийцы подарили будущим поколениям систему обучения Хатха-йоге и Тантра-йоге. В свою очередь Антаранга-йога пришла из Атлантиды. Лайа-йога, Мантра-йога, а также Кундалини-йога пришли в Индию с переселен.

Даже медицина самого высокого уровня не может избавить от всех болезней. Человек - творец своего здоровья. Для сохранения здоровья необходимо придерживаться активного и здорового образа жизни, закаливаться, заниматься физической культурой, спортом, не забывать о правилах личной, а также общественной гигиены. Делать это следует, начиная с раннего возраста.
Здоровый образ жизни имеет несколько состав.

В основе оздоровительной физической культуры находится двигательная активность, имеющая приоритетное значение для формирования и поддержания нормальной жизнедеятельности человеческого организма, позволяющая предотвратить осложнения после заболеваний и укрепить стойкость к микроорганизмам различной природы.
В зависимости от влияния на организм, оздоровительная культура включает упражнения цикличес.

Игры выросли настолько, что почти каждая страна представлена в настоящее время. Этот рост создал многочисленные проблемы и противоречия, в том числе бойкоты, допинги, взяточничество и теракт в 1972

году.
Древние Олимпийские игры
Древние Олимпийские игры проводились в честь Зевса в городе Олимпии.
Первая запись о проведении игр в Олимпии датируется 776

г. до н.э., хотя точно, что это были первые .

Главная Лента заказов Рефераты Физическая культура Активный отдых как средство укрепления здоровья и сохранения работоспособности

Физическая культура(в широком смысле слова) - часть общей культуры общества. Она отражает способы физкультурной деятельности, результаты, условия, необходимые для культивирования, направленные на освоение, развитие и управление физическими и психическими способностями человека, укрепление его здоровья, повышение работоспособности.

Под культурой (от лат. - cultura - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) понимают совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством в процессе общественно-исторической практики и характеризующих исторически достигнутую ступень в развитии общества. Физическая культура, таким образом, является органической частью всей человеческой культуры, воспитания и образования.

Содержание

Введение.
Основные понятия и определения в области физической культуры.
1.1 Физическая культура.
1.2 Физическое совершенство.
1.3 Физическое воспитание.
1.4 Функциональная подготовленность.
1.5 Физическое развитие.
Средства физической культуры.
Совершенствование организма,обеспечение его устойчивости к физической и умственной деятельности.
Заключение.
Список литературы.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Реферат.doc

Курганский государственный колледж.

Реферат по дисциплине физическая культура.

Студент Яковлева Екатерина Сергеевна

Преподаватель Сазонов Алексей Иванович

  1. Основные понятия и определения в области физической культуры.

1.1 Физическая культура.

1.2 Физическое совершенство.

1.3 Физическое воспитание.

1.4 Функциональная подготовленность.

1.5 Физическое развитие.

  1. Средства физической культуры.
  2. Совершенствование организма,обеспечение его устойчивости к физической и умственной деятельности.

Основные понятия и определения в области физической культуры.

Предмет изучения и преподавания любой дисциплины раскрывается в ее понятиях. Поэтому остановимся на некоторых (основных) понятиях, касающихся физической культуры. В области физической культуры к таковым можно отнести следующие:

Физическая культура(в широком смысле слова) - часть общей культуры общества. Она отражает способы физкультурной деятельности, результаты, условия, необходимые для культивирования, направленные на освоение, развитие и управление физическими и психическими способностями человека, укрепление его здоровья, повышение работоспособности.


Под культурой (от лат. - cultura - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) понимают совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством в процессе общественно-исторической практики и характеризующих исторически достигнутую ступень в развитии общества. Физическая культура, таким образом, является органической частью всей человеческой культуры, воспитания и образования.


В процессе человеческой деятельности в области физической культуры создаются и совершенствуются материальные ценности такие, например, как спортивные сооружения (стадионы, бассейны, дворцы спорта, спортивные залы), спортивные снаряды, инвентарь и тренажеры (например, гимнастические снаряды, инвентарь для лыжного, конькобежного спорта и легкой атлетики и т.п.), спортивная одежда и т. д.


Деятельность человека в области физической культуры находит свое отражение в литературе, живописи, скульптуре, музыке, кино- и видеофильмах. Результатом деятельности человека в области физической культуры являются также новые научные данные, касающиеся строения, развития и функционирования организма человека, его взаимоотношений с природой. С учетом научных данных специалисты разрабатывают адекватные методы применения физических упражнений для спортивной подготовки, развития физических качеств, улучшения физического состояния и укрепления здоровья. Все это - проявления духовной жизни людей (общества), и как результат -духовные ценности. Физическая культура выступает как одно из важных средств решения наиболее общих задач человечества - сохранение себя, как природы, сбережение и поддержание жизни людей. Общество не располагает другими адекватными средствами для физической подготовки людей к труду и жизни в целом.

2. Физическое совершенство.

Физическое совершенство - процесс физического образования и воспитания, выражающий высокую степень развития индивидуальных физических способностей. Каждой исторической эпохе свойственно свое понимание идеала физически совершенного человека, так как в этом идеале отражаются условия экономической и социальной жизни людей, их мировоззрения. К показателям физического совершенства относятся:

Физическое совершенство, взятое само по себе, не может стать самоцелью. Смысл и социальную значимость оно приобретет лишь в органической связи с другими сторонами гармонически развитой личности. Нарушение таких связей в педагогическом процессе может привести к однобокому развитию личности, к преобладанию физических начал в ущерб духовным и моральным качествам.

Физическое воспитание - педагогический процесс, направленный на формирование физической культуры личности в результате педагогических воздействий и самовоспитания. В процессе физического воспитания педагогические воздействия, а также усилия занимающихся самостоятельно, должны предусматривать развитие физических качеств, обучение двигательным действиям и формирование специальных знаний.


В процессе физического воспитания решаются следующие задачи:

· оздоровительные (укрепление здоровья, совершенствование телосложения, достижение и сохранение высокой работоспособности);

· образовательные (формирование и доведение до необходимого совершенства прикладных и спортивных умений и навыков, приобретение специальных знаний);

· воспитательные (формирование моральных и волевых качеств, содействие трудовому и эстетическому воспитанию).

Общими принципами, на которых основывается отечественная система физического воспитания, являются:

· принцип всестороннего гармоничного развития личности;

· принцип связи физического воспитания с трудовой и оборонной практикой;

· принцип оздоровительной направленности.

Функциональная подготовленность отражает состояние тренированности органов, которые обеспечивают транспорт кислорода и кровообращение (т.е. легких, сердца, дыхательной и сердечно-сосудистой систем).

Некоторые общие рекомендации для занятий физическими упражнениями с целью улучшения функциональной подготовленности:

1. Необходимо, чтобы при выполнении физических упражнений в работе участвовали большие группы мышц. Только тогда нагрузка на легкие, сердце и кровообращение дает тренировочный эффект. Наибольшего эффекта в улучшении функциональной подготовленности можно добиться с помощью бега, длительной ходьбы, ходьбы на лыжах, велосипедных прогулок и плавания.

3. Для улучшения функциональной подготовленности темп выполнения упражнений должен быть примерно на 20 % ниже, чем максимальный.


Физическое развитие - закономерный биологический процесс становления и изменения морфологических и функциональных свойств организма в продолжение индивидуальной жизни, совершенствующийся под влиянием физического воспитания.

Средства физической культуры.

Средствами в физической культуре называют совокупность предметов, форм и видов деятельности, используемых людьми с целью
физического совершенства. В настоящее время выделяют следующие группы средств физической культуры:
физические упражнения;
естественные силы природы;
гигиенические факторы;
специально изготовленный инвентарь, технические средства и тренажерные устройства;
идеомоторные, психогенные и аутогенные средства.

Основным средством в физической культуре принято считать физические упражнения.

Еще в глубокой древности врачи и философы считали, что здоровым быть невозможно без занятий физической культурой. Древнегреческий философ Платон называл движение “целительной частью медицины”, а писатель и историк Плутарх – “кладовой жизни”. Всегда ли мы ценим то чтобы эта “кладовая” не опустошалась? К сожалению, нет.

На различных этапах развития человек все дальше отходит от физического труда. Так раньше доля ручного труда в процессе производства составляла 95%, остальное приходилось на использование немногочисленных паровых машин и вьючных животных. Сегодня, в век научно технического прогресса человечество практически отошло от масштабного использования ручного труда тем самым “развязав руки” так называемым болезням века.

Многие люди пытаются полностью оградить себя от физических нагрузок, думая, что чем меньше они подвергаются физическим нагрузкам, тем здоровее они становятся. Многие работники умственного труда, студенты пытаются уменьшить физические нагрузки, тем самым, подрывая свое здоровье. Они всеми путями пытаются добыть справки об освобождении и при этом находят поддержку у родителей и, что самое ужасное у врачей.

Известно, что постоянное нервно-психическое перенапряжение и хроническое умственное переутомление без физической разрядки вызывают тяжелые функциональные расстройства в организме, снижение работоспособности и наступление преждевременной старости.

Совершенствование организма,обеспечение его устойчивости к физической и умственной деятельности.

Предполагается и целым рядом научных работ доказывается, что труд создал человека. Понятие "труд" включает различные его виды. Между тем существуют два основных вида трудовой деятельности человека - физический и умственный труд и их промежуточные сочетания.

Учебный день у большинства людей насыщен значительными умственными и эмоциональными нагрузками. Вынужденная рабочая поза, когда мышцы, удерживающие туловище в определенном состоянии, долгое время напряжены, частые нарушения режима труда и отдыха, неадекватные физические нагрузки - все это может служить причиной утомления, которое накапливается и переходит в переутомление. Чтобы этого не случилось, необходимо один вид деятельности сменять другим. Наиболее эффективная форма отдыха при умственном труде - активный отдых в виде умеренного физического труда или занятий физическими упражнениями.

В теории и методике физического воспитания разрабатываются методы направленного воздействия на отдельные мышечные группы и на целые системы организма. Проблему представляют средства физической культуры, которые непосредственно влияли бы на сохранение активной деятельности головного мозга человека при напряженной умственной работе.

Занятия физическими упражнениями заметно влияют на изменение умственной работоспособности и сенсомоторики у студентов первого курса, в меньшей степени у студентов второго и третьего курсов. Первокурсники больше утомляются в процессе учебных занятий в условиях адаптации к вузовскому обучению. Поэтому для них занятия по физическому воспитанию - одно из важнейших средств адаптироваться к условиям жизни и обучения в вузе. Занятия физической культурой больше повышают умственную работоспособность студентов тех факультетов, где преобладают теоретические занятия, и меньше - тех, в учебном плане которых практические и теоретические занятия чередуются.

Большое профилактическое значение имеют и самостоятельные занятия студентов физическими упражнениями в режиме дня. Ежедневная утренняя зарядка, прогулка или пробежка на свежем воздухе благоприятно влияют на организм, повышают тонус мышц, улучшают кровообращение и газообмен, а это положительно влияет на повышение умственной работоспособности студентов. Важен активный отдых в каникулы: студенты после отдыха в спортивно-оздоровительном лагере начинают учебный год, имея более высокую работоспособность.

Организация, содержание и методика использования средств физической культуры для сохранения и укрепления здоровья

Систематические занятия целенаправленно спрограммированной физической культурой вызывают адаптацию организма к физическим нагрузкам. Длительные малоинтенсивные упражнения способствуют появлению многих благоприятных эффектов. Так, в крови возрастает количество эритроцитов, что ведет к нарастанию кислородной емкости крови, то есть каждая единица объема крови может перенести больший объем кислорода и углекислого газа. При этом важно, что старые эритроциты быстрее разрушаются, а вместо них появляются молодые, активность гемоглобина в которых выше. Другим результатом длительных аэробных упражнений является снижение концентрации холестерина в крови, что является важным фактором профилактики атеросклероза. Вместе с тем, уже появившиеся на стенках сосудов атеросклеротические бляшки постепенно разрушаются и вымываются, благодаря чему сосуды оказываются эластичными и обеспечивают хорошее кровоснабжение тканей и органов - это является важным фактором стабилизации артериального давления. Уже доказано, что полноценная двигательная активность активирует антисвертывающую систему крови, что препятствует формированию внутрисосудистых тромбов, в том числе и инфаркта миокарда.

Использование циклических упражнений преимущественно аэробного характера благоприятно сказывается и на состоянии дыхательного аппарата. Прежде всего, следует отметить тренировку дыхательных мышц, особенно мышц вдоха, сила которых заметно возрастает. Растет и эластичность легких, и просвет дыхательных путей. Тренировка обеспечивает рост жизненной емкости легких (ЖЕЛ) и эффективности газообмена (кислорода и углекислого газа) между альвеолами и кровью капилляров. В покое потребление кислорода, частота дыхания и объем вентилируемого через легкие воздуха у тренированного ниже, чем у нетренированного, а при напряженной работе - заметно выше. Важным эффектом физической тренировки является то, что умеренная динамическая нагрузка дает лучшее расправление легочной ткани, более равномерный кровоток в ней, а активный газообмен предупреждает развитие застойных явлений, провоцирующих возникновение пневмоний.

Таким образом, "запас прочности" между покоем и максимальной производительностью для сердечнососудистой и дыхательной систем у занимающихся физической культурой заметно выше, чем у не занимающихся.

Центральная нервная система. Для поддержания хорошего состояния ЦНС требуется использование широкого арсенала средств.

Сила нервных процессов воспитывается через упражнения силового и скоростно-силового характера (работа с тяжестями, гимнастические упражнения, метания, прыжки), требующие максимальной концентрации возбудительного процесса в короткие периоды времени. При этом возрастают частота и амплитуда импульсации мотонейронов спинного мозга, что обеспечивает внутримышечную координацию и включение в работу наибольшего количества двигательных единиц. Адекватный же выбор "нужных" для осуществления данного движения мышц и выключения "ненужных" осуществляется за счет сложного реципрокного (взаимного) согласования возбуждения и торможения, что обеспечивает так называемую межмышечную координацию. Таким образом, благодаря силовым и скоростно-силовым упражнениям происходит совершенствование основных показателей функционирования ЦНС уравновешенности, силы и подвижности нервных процессов.

Аналогичным действием обладают подвижные и спортивные игры, закаливание и другие интенсивные средства. Для поддержания оптимального состояния ЦНС эффективными оказываются упражнения на выносливость - циклические малоинтенсивные. Их влияние многозначно. Так, под влиянием физической тренировки открываются закрытые и увеличивается просвет функционирующих капилляров в ЦНС (что особенно важно - в наибольшей степени это происходит в лобных долях коры головного мозга; возможно, именно этим можно объяснить появляющееся при физических нагрузках чувство удовольствия). Кроме того, продолжение работы в условиях нарастающего утомления требует проявления соответствующей силы нервных процессов. Следует отметить то обстоятельство, что при выполнении такой нагрузки происходит разрушение в ЦНС и в мышцах гормонов стресса - это особенно важно в условиях исключительно высокой плотности информации, которую должен воспринять и переработать современный человек.

Опорно-двигательный аппарат. В зависимости от поставленных конкретных задач достижения высокого уровня состояния этой системы и выбор средств оказывается специфичным. Так, для получения силового эффекта следует преимущественно использовать упражнения силового характера с отягощениями, достигающими 70-90% от предельно возможных. Эти же упражнения вместе со скоростно-силовыми, когда отягощение достигает 30-50%, способствуют не только накапливанию в мышцах энергетического потенциала, но и укреплению костей. В то же время в обеспечении хорошего состояния суставов необходимо решение двух задач:

  • поддержания адекватной трофики (тканевого питания) внутрисуставных структур, для чего наилучшими средствами являются упражнения в условиях разгрузки самого сустава (или, по крайней мере, без отягощений) с многократными повторениями - велосипед для коленных суставов, в положении лежа или в воде для суставов позвоночника и т.д.;
  • достижение прочности мягких тканей, укрепляющих сустав (связки, мышцы, сухожилия) - упражнения силового и скоростно-силового характера, но, по возможности, в исходном положении, исключающем вертикальные нагрузки (например, лежа, в висе, коленно-кистевое положение и т.д.).

Помимо указанных функциональных систем, где эффекты физической тренировки очевидны, следует упомянуть еще некоторые. Так, правильно организованные физические упражнения нормализуют деятельность желудочно-кишечного тракта: желудочное и кишечное сокоотделение, активность пищеварительных ферментов, моторную активность и т.д. Регулярные занятия физической культурой, сопровождаемые потоотделением, не только совершенствуют терморегуляцию, но и обеспечивают систематический вывод из организма образовавшихся в процессе жизнедеятельности шлаковых веществ. Наконец, доказана прямая зависимость между состоянием физической работоспособности и другими ее формами, в частности, умственной, и устойчивостью психических функций.

Таким образом, правильно подобранные и оптимально спланированные физические нагрузки способствуют поддержанию на высоком функциональном уровне всех физиологических систем, обеспечивают достаточную общую и специальную работоспособность, делают жизнедеятельность человека более экономичной и, наконец, предупреждают развитие в организме многих патологических процессов.

Читайте также: