Банька стояла на красивом месте над соротью среди прибрежных нив и лип

Обновлено: 18.09.2024

Цель: проверить уровень усвоения стандарта на конец года, практические навыки учащихся в усвоении тем по русскому языку.

Содержание контрольного диктанта направлено на выявление качества усвоения учебного материала:

- правописание проверяемых безударных гласных;

- правописание непроверяемых безударных гласных;

- правописание окончаний прилагательных и причастий;

- правописание окончаний глаголов 1-го и 2-го спряжения;

- написание н-нн в прилагательных и причастиях;

- написание -тся - ться в глаголах;

- написание не с глаголом.

Знаки препинания:

- запятая при однородных членах предложения;

- запятые в сложных предложениях;

-запятые при вводных словах;

- знаки препинания при обособленных членах предложения.

Грамматические задания направлены на выявление уровня сформированности практических умений и навыков учащихся:

- синтаксического разбора предложения;

- фонетического разбора слова;

-разбора слова по составу;

-составлять предложения с прямой речью.

Критерии оценки знаний учащихся

Грамматическое задание

Жара заставила нас, наконец, войти в рощу. Я бросился под высокий куст орешника, под которым молодой, стройный клён красиво раскинул свои лёгкие ветки. Касьян присел на толстый конец срубленной берёзы. Я глядел на него. Листья слабо колебались в вышине, и их жидко-зеленоватые тени скользили взад и вперёд по его тщедушному телу, кое-как закутанному в армяк, по его маленькому лицу. Он не поднимает головы. Наскучив его безмолвием, я лёг на спину и начал любоваться мирной игрой перепутанных листьев на далёком светлом небе. Удивительно приятное занятие - лежать на спине и глядеть вверх! Вам кажется, что вы смотрите в бездонное море, что оно широко расстилается под вами, что деревья не поднимаются от земли, но, словно корни огромных растений, спускаются отвесно в те стеклянно ясные волны, листья на деревьях то сквозят изумрудами, то сгущаются в золотистую, почти чёрную зелень.

Волшебными облаками тихо наплывают и тихо проходят круглые облака - и вот вдруг всё море, этот лучезарный воздух, эти ветки и листья, облитые солнцем, - всё заструится, задрожит беглым блеском, и поднимется лепетание, похожее на мелкий песок внезапно набежавшей зыби. Вы глядите: та глубокая, чистая лазурь возбуждает на устах ваших улыбку, невинную, как она сама, как облака по небу, и как будто вместе с ними, медлительной вереницей, проходят по душе счастливые воспоминания, и всё вам кажется, что взор ваш уходит дальше и дальше, тянет вас самих за собой в ту спокойную сияющую бездну, и невозможно оторваться от этой вышины, от этой глубины.

(187 слов) (По И.С. Тургеневу)

Грамматические задания

1. Сделать фонетический анализ слова:

Приятное - 1-й вариант спускаются - 2-й вариант

2. Разобрать слова по составу:

Срубленной, бросился, набежавшей - 1-й вариант

Расстилается, срубленной, поднимаются - 2-й вариант

3. Составить предложение по схеме на тему текста диктанта:

4. Сделать синтаксический разбор предложения:

Я бросился под высокий куст орешника, под которым молодой, стройный клён красиво раскинул свои лёгкие ветки. - 1-й вариант

Листья слабо колебались в вышине, и их жидко-зеленоватые тени скользили взад и вперёд по его тщедушному телу, кое-как закутанному в армяк, по его маленькому лицу. - 2-й вариант

Тесты к заданию А21, Знаки препинания при обособленных членах предложения. ЕГЭ по русскому языку

Задания А21 ЕГЭ. Русский язык, Знаки препинания в предложениях

10 заданий ЕГЭ по русскому языку типа А21 с ответами:
Пунктуация в сложносочиненном предложении и предложении с однородными членами

Проверьте свою готовность к заданиям А21 ЕГЭ по русскому языку.
Выполните тесты и сверьтесь с ответами внизу статьи.

1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

К вечеру лисица залегла в густом и высоком островке сухостойного конского щавеля (1) и (2) свернувшись рыже-палевым комком подле темно-красных (3) густо обсеменившихся стеблей (4) терпеливо дожидалась ночи.

2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

В небе неподвижно стояли ястребы (1) распластав свои крылья (2) и (3) неподвижно устремив (4) глаза свои в траву.

3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Испуганный (1)шорохом (2) конь шарахнулся в сторону (3) звеня (4)колечками уздечки (5) тревожно всхрапывая.

4. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

А он меж тем (I) объятый пылом (2) и жаром битвы (3) жадный заслужить навязанный на руку подарок (4) понесся (5) как молодой борзой пес (6) красивейший (7) быстрейший (8) и молодший всех в стае.

5. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Но вот (1) выбрав момент (2) сержант рывком вскочил на ноги (3) и (4) что-то прокричав (5) головой вперед бросился через рельсы (6) сразу исчезнув на той стороне однопутки.

6. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Обрадованные такими приятными надеждами (1) мы весело пошли гулять (2) и (3) бегать сначала по двору (4) а потом и по саду.

7. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Паруса (1) уже наполненные ветром (2) и (3) готовые к полету (4) звенели (5) натянутой тетивой.

8. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Дом (1) стоявший на опушке леса (2) и (3) освещаемый солнцем (4) принадлежал леснику.

9. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

10. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Метель стихала (1) рассыпаясь снегом (2) по лесу (3) и (4) теряя силу (5) свистела все тише (6) и тише.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Упражнения с комментариями могут быть использованы для устного опроса учеников. Упражнения для закрепления могут быть даны в качестве домашнего задания отдельным ученикам или использованы в кассе для индивидуальной работы учеников. Тест может быть предложен всему классу как проверочная работа.

УПРАЖНЕНИЯ С КОММЕНТАРИЯМИ

Упражнение 1

Прочитайте выразительно предложения и ответьте на вопрос: почему в них постановка запятых между однородными членами обязательна?

1) Ему хотелось чего-то гигантского, необъятного, поражающего.

2) Мы запили прозрачный, теплый мед ключевой водой и заснули.

3) Что-то необыкновенно широкое, размашистое, богатырское тянулось по степи вместо дороги.

4) Мой брат умный, честный, смелый.

5) После грозовых дождей наступила холодная, ясная погода.

6) Короткие сумерки быстро сменились чудной, ласковой тропической ночью.

Комментарий

Если определения характеризуют предмет с одной стороны (цвет, форма, величина и др.), не зависят друг от друга грамматически, но в одинаковой степени подчинены определяемому слову, то они однородные.

Упражнение 2

Найдите однородные определения и подумайте,

как они характеризуют предмет.

1) Тут были яркая гвоздика и красные, оранжевые и желтые лилии.

2) Производство хлопчатобумажных, льняных, шерстяных тканей значительно возросло.

3) В поленнице были сложены березовые, сосновые, осиновые дрова.

4) Гневно взметнув свои тысячи жилистых, корявых, мозолистых рук, вышел на улицу новый хозяин.

5) Она полулежала в красивой, изящной позе.

Комментарий

Неоднородные определения характеризуют предмет с разных сторон (в разных отношениях), то есть выражают признаки, относящиеся к разным родовым понятиям. Неоднородные определения – это определения, которые характеризует последующее словосочетание, а не непосредственно существительное: мельхиоровые (чайные ложки) (материал и назначение), маленькие (золотые огоньки) (размер и цвет), маленькие (карие глазки) (размер и цвет).

Упражнение 3

Найдите в данных предложениях определения и докажите,

что они неоднородные.

1) На подоконнике колючий кактус цвел желтыми красивыми цветами (цвет и качество).

2) Большие страдальческие глаза его блестели нестерпимо (величина и качество).

3) Белые пуховые облака таяли в ярких лучах веселого солнца (цвет и материал).

4) В вечерних сумерках показался большой одноэтажный дом с ржавой железной крышей (величина и высота, качество и материал).

5) У порога дома Егорушка увидел новую роскошную коляску и пару черных лошадей (возраст и качество).

6) Судно шло в цветущих узких берегах (вид и размер).

7) Он выкуривал в день не менее фунта крепчайшего черного табаку (качество и цвет).

Комментарий

Разберем трудный случай.

Сравним: 1) Бледно-голубая стеклянная ваза украшала маленький столик.

2) Его бледно-голубые, стеклянные глаза разбегались.

Горькую, незаслуженную обиду простить трудно. (Незаслуженная обида всегда горька – слова горькая и незаслуженная показывают, почему трудно простить. – Связь причинная.)

Упражнение 4

Найдите однородные и неоднородные определения.

Объясните их значения и расстановку знаков препинания.

1) Ночь была нежная, теплая.

2) У него была добрая, широкая, мягкая улыбка.

3) На венчиках луговых цветов покачивались смуглые дикие пчелы.

4) В ясное ветреное утро Берестов выехал прогуляться верхом.

5) Она смотрела на него своим бархатным, черным взглядом.

6) Мне представили этого молодого темноволосого юношу.

7) Сухой, горячий ветер нес раскаленный воздух.

8) Все страницы тетради были исписаны резким, упрямым почерком. 9) В хорошую, ясную ночь выволакивали на берег сухой пень, накладывали на него хворост, поджигали и на самом стремени отпускали.

Комментарий

Обычно однородными являются одиночное определение, выраженное именем прилагательным, и следующее за ним распространенное определение или причастный оборот. Например: Веселый, сложившийся без нас вечер был в разгаре. Если распространенное определение предшествует одиночному, запятая между ними не ставится.

Сравним: Сложившийся без нас веселый вечер был в разгаре.

УПРАЖНЕНИЯ НА ЗАКРЕПЛЕНИЕ

Упражнение 1

Перестройте предложения так,

чтобы между определениями ставилась запятая.

1) В скромно обставленном маленьком кабинете сидел человек.

2) В это время они стали приближаться к почти повалившемуся на земле крохотному дому.

3) Кое-где разорванный кожаный диван помещался между шкафами. 4) В кухне стоял крытый клеенкой деревянный стол.

5) Плотно стоящие темные ели отражались в воде.

6) Густо заросшие лесом небольшие островки как-то особенно гармонируют со спокойной гладью реки.

7) На металлических частях машин лежала отливающая перламутром голубая изморозь.

8) У него был хорошо отработанный быстрый шаг.

Упражнение 2

Распространите предложения, используя данные в скобках определения. Подумайте, нужна ли запятая между определениями. Прокомментируйте свое решение.

1) Все реки запрудил ___________________ лед. (Мелкий, сплошной.)

2) ________________________ тучи лежали на вершинах окрестных гор. (Тяжелые, холодные.)

3) И все это говорилось с ____________________ улыбкой. (Умной, доброй.)

4) В шагах ста от холма зеленела __________________ осока. (Густая, пышная.)

5) Хороша была ________________________________ березка. (Развесистая, белоствольная.)

6) На станции зажглись ________________________ и ________________________ огоньки. (Белые, красные и зеленые.)

Упражнение 3

Распространите предложения, используя данные в скобках определения. Подумайте, нужна ли запятая между определениями. Прокомментируйте свое решение.

1) Под одним из кленов стояла ветхая скамья на заржавленных ____________________ лапах (чугунных).

2) Запущенный ____________________ парк с непролазной гущей орешника вызывал уныние (липовый).

3) Осенью часто налетают порывистые __________________ ветры (холодные).

4) Ксендз носил черное ____________________ пальто (длиннополое).

5) Сутулый человек был одет в серый _______________ костюм (тонкий).

6) Он поднялся по витой _____________________ лестнице (железной).

7) Мы напились холодной __________________________ воды (вкусной).

8) Книга обладает колоссальной ____________________________ силой (притягательной).

9) Большая _______________________ тень виднелась рядом с домом (черная).

10) Этот человек ходил все лето в желтоватом ______________________ кафтане немецкого покроя (полотняном).

Отметьте номера предложений, в которых ставится запятая.

1. У всех было бодрое радостное настроение.

2. Старинные каменные стены окружали крепость.

3. Сено издавало приторный слегка возбуждающий запах.

4. Он любил сильное решительное слово.

5. Снежные сугробы подернулись тонкой ледяной коркой.

6. Сахарный сладкий снежок прикрыл безобразие осени.

7. Случались веселые грустные смешные дела.

8. Получалось нечто жуткое путаное и резкое.

9. Пронзительный резкий ветер сбивает стаи птиц в темную сплошную массу.

10. Затяжные угрюмые дожди в этом году начались очень рано.

11. Прямые стройные кипарисы окружали дом.

12. Тут тропинка снова постепенно ползла на отлогую длинную гору.

13. С берега нависала над водой высокая пирамидальная лестница.

14. Крепость была погружена в привычный мирный сон.

15. Частые старые и свежие следы то и дело пересекали дорогу.

16. Отец мой изредка присылал мне пачки синих полинялых ассигнаций.

17. Это был человек с взъерошенными волосами и широкими насмешливыми губами.

18. Я видел женщину молодую прекрасную добрую обаятельную.

19. Туда вела единственная песчаная дорога.

20. Подсыхающие сиреневые листочки тополей шевелились от ветра.

21. Казалось, что мускулы растаяли от жары и остались только тонкие упругие нервы.

22. На хуторском глухом подворье стояла кузница.

23. Ветвистый лиловый зигзаг молнии перерезал небо наискосок.

24. Степь дышала глубокими ровными и могучими вздохами.

25. Перед ним расстилалась пенистая морская даль.

26. Блеснул из-под ресниц лукавый женский взгляд.

27. В утренней прохладе разлит горький здоровый запах полыни.

28. Весь безбрежный степной простор кажется осыпанным тонкой золотой пылью.

29. Это были слабые робкие попытки матери приобщить меня к музыке.

30. Он писал просто и легко, соединяя живой рисунок с чистыми сочными красками.

Среди предложений 9 - 11 найдите причастие, выпишите и проведите его морфемный и морфологический разбор.

Одна к одной жмутся молодые сосенки покрытые зеленой хвоею.

В тени этих деревьев весною и летом нужно искать грибы.

Ранней весною здесь растут сморчки - красивые желтые рыжики.

Среди предложений 4 - 7 найдите предложение с причастным оборотом.

Разберите по членам это предложение.

Седым мягким мохом поросли невысокие кочки.

Кое - где можно заметить зеленеющие листочки брусники.

Через невысокие унесшиеся в небо зеленые вершины пробиваются такие желанные лучи солнца.

Пахнет смолой и землею.


Покрытые - по - кры(корень) - т - ые

Покрытые - причастие, обозначает признак по действию.

Покрытый, образован от глагола - покрыть

Через невысокие, унесшиеся в небо зеленые вершины пробиваются такие желанные лучи солнца.

Оброт здесь не обособляется, потому что он стоит перед определяемым словом ( вершины).

Простое, двусоставное, распр.

, осложнено однородными определениями.

Основа : лучи(сущ) пробиваются (простое гл.

Прил) такие (мест.

Пробиваются через что?

Вершины (косвенное доп.

, унесшиеся в небо - распространенное опред.


Очень хорош и красив чистый сосновый бор?

Очень хорош и красив чистый сосновый бор.

Идешь по старому сосновому бору - точно высокие чистые огромные свечи, возвышаются над головою стволы старых деревьев.

Опавшей прошлогодней хвоею покрыта земля.

Через малонаезженную песчаную дорогу протянулись длинные узластые корни.

Седым мягким мохом поросли невысокие кочки.

Кое - где зеленеют листочки брусники.

Через высокие зеленые вершины пробиваются лучи солнца.

Светлые золотистые зайчики играют на стволах деревьев.

Пахнет смолой и землею.

Тихо в сосновом старом бору.

Изредка взлетит рябчик, пролетит над дорогою дятел.

В сосновых борах собирают ягоды - бруснику и чернику, крепконогие боровики и хрупкие шляпки сыроежек.

На высоких старых соснах селятся, строят гнезда хищные птицы - ястребы и орлы.

Хорош и подрастающий мелкий сосновый лес.

Одна к одной тесно жмутся покрытые зеленой хвоею молодые сосенки.

В тени этих деревцев весною и летом нужно искать грибы.

Озаглавить каждую часть текста вопросительным предложением.


Выделить главные члены предложения в сентябре в лесу рядом весна и осень желтые листья зеленые травинка?

Выделить главные члены предложения в сентябре в лесу рядом весна и осень желтые листья зеленые травинка.


На краю хлопкового поля росли тутовые деревья?

На краю хлопкового поля росли тутовые деревья.

Среди зелени возвышалась школьное здания.

Мы изучаем волшебный русский язык.

Разберите предложения по членам предложения.


Распространите одну часть из предложения причастным оборотом))?

Распространите одну часть из предложения причастным оборотом))!

Солнце высоко стояло в небе и его лучи освещали сопки.


Распространите одну часть из предложения причастным оборотом солнце высоко стояло в небе и его лучи освещали сопки?

Распространите одну часть из предложения причастным оборотом солнце высоко стояло в небе и его лучи освещали сопки.


Найти здесь причастный оборот это предложений когда мы говорим Шишкин перед глазами возникает чарующий образ русского леса вековые сосны Великаны опирающееся на Березовой роще лучах заходящего солнца ?

Найти здесь причастный оборот это предложений когда мы говорим Шишкин перед глазами возникает чарующий образ русского леса вековые сосны Великаны опирающееся на Березовой роще лучах заходящего солнца Могучие дубы отправь свои причудливые тени молодая поросль упрямо пробивающаяся к свету.


Найти притяжательное прилагательное ?

Найти притяжательное прилагательное .

Седым мягким мхом поросли невысокие кочки.

Через высокие, унесшиеся в небо зелёные вершины пробивается неяркий свет.

Пахнет смолой и землёю.

Изредка взлетит птичья стая.


Прочитай текст Расставь где нужно запятые разбери предложение по членам предложения Начертите схемы красиво тихо было в лесу в этот ранний час по обе стороны дорог бушуют зеленый желтый красный багрян?

Прочитай текст Расставь где нужно запятые разбери предложение по членам предложения Начертите схемы красиво тихо было в лесу в этот ранний час по обе стороны дорог бушуют зеленый желтый красный багряный краски осени молодые осинки и стройные березки спускаются по косогору остро пахнет сырой землей прямыми листьями из вороха старых листьев травы валежника выглядывают грибы в лесу растут рыжики маслята подберезовики грузди опята и волнушки как красив Осенний лес.


Составьте пожалуйста 3 предложения с причастным оборотом и чтобы в каждом причастном обороте были одно из этих слов : увядающий, пожелтевший, зеленеющий?

Составьте пожалуйста 3 предложения с причастным оборотом и чтобы в каждом причастном обороте были одно из этих слов : увядающий, пожелтевший, зеленеющий.


Предложение " Кое - где темнеют одиночные молодые сосенки " разбор по членам предложения?

Предложение " Кое - где темнеют одиночные молодые сосенки " разбор по членам предложения.


Там, потом, рано, в открытую, без оглядки, вничью, потом, домой, на мировую , на боковую, поутру, рано.


Без оглядки. До упаду. Вничью. Подчас. Потом. Чтобы. Поутру. Рано. Снова. Хм.


1) прилагательным. 2) фразеологизмом. 3) ? .


Это художественный текст.


Б - [Б] согласный, твердый, звонкий Л - [Л`] согласный, мягкий, сонорный Ю - [У] гласный, ударный Д - [Д] согласный, твердый, звонкий О - [А] гласный, безударный. 2 слога, 5 букв, 5 звуков.


СИНКВЕЙН1. РОДНИК2. Прозрачный, прохладный3. Журчит, течёт, живи́т. 4. Он жажду твою утолит. 5. Ручей.


Карновал, веселый и концерт.


Много колпаков много де * * * * в в колпаках много людей три цвета : красный черный белый не могла взять фотографию по проще.


Каждый человек наделен воображением. Еще с раннего детства воображение начинает владеть нашими мыслями. Оно представляет перед нами картины будущего и прошлого, реально существующего и фантастического. Воображение - это будто кисть, благодаря кото..

Читайте также: