Что было раньше на месте израиля

Обновлено: 05.07.2024

Израиль — государство на Ближнем Востоке, на восточном побережье Средиземного моря. На севере граничит с Ливаном, на северо-востоке — с Сирией, на востоке — с Иорданией, на юго-западе — с Египтом. Территория Израиля не определена официально. Площадь территории 27 800 км², включая Палестинскую автономию и Голанские высоты.

Столица государства — город Иерусалим, в котором размещены правительственные учреждения. ООН и большинство стран признаёт столицей Израиля Тель-Авив, где размещаются посольства.

Обилие археологических и архитектурных памятников, святые места иудаизма, христианства и ислама, пляжные зоны трех морей, лечебные курорты и теплый климат привлекают в Израиль более 4,5 миллионов туристов в год (по данным за 2019 год).

Другие популярные языки: английский, русский

Население Израиля составляет 8.5 млн. человек. Из них примерно 12% - выходцы из СССР.

Израиль с 1949 находится в состоянии войны с Сирией и Ливаном. Кроме общего арабо-израильского конфликта на обстановку влияет специфический палестино-израильский конфликт. Службы безопасности Израиля постоянно и очень успешно занимаются борьбой с потенциальным терроризмом и туристам полезно знать некоторые особенности поведения в стране.

На входе почти любой публичный объект (от автостанции до аптеки) обычно находится вооруженная охрана с правом осуществлять тщательный досмотр входящих и их вещей. Относиться к этому нужно как к необходимости, возмущаться и протестовать бессмысленно. Ни в коем случае не следует шутить с охранниками по вопросам безопасности.

Солдаты Армии Обороны Израиля носят личное оружие с собой, в том числе в общественных местах. Поэтому толпа солдат с автоматами на улицах, остановках, в транспорте и т.п. - вполне нормальное явление.

Не рекомендуется без сопровождения посещать арабские населенные пункты на "контролируемых/оккупированных" территориях. Перед самостоятельным посещением арабских районов и населенных пунктов в самом Израиле, а также районов, где компактно проживают ультраортодоксальные евреи, рекомендуется проконсультироватся с местными специалистами.

Israel map wts.jpg

Поскольку большинство окружающих Израиль стран находятся с ним в состоянии войны и не впустят путешественника, имеющего израильские штампы в паспорте, добраться на машине по суше из Израиля в бывший СССР невозможно. Из бывшего СССР в Израиль технически можно добраться, но при этом придётся ехать либо через Ирак, либо через Сирию, где идёт гражданская война.

1 Международный аэропорт им. Бен-Гуриона ( נמל התעופה הבינלאומי בן גוריון ) ( в 12 км восточнее Тель-Авива ). Основной аэропорт страны. Формально аэропорт имеет 3 терминала, однако основной терминал для международных полётов — 3-й. До аэропорта можно добраться поездом (станция находится около 3-го терминала) из напрямую из Тель-Авива и Хайфы, а также из других городов страны с пересадкой в Тель-Авиве (станция Тель-Авив-Хахагана). На первом этаже, у входа, три довольно простых кафе с кофе и сэндвичами, а дальше надо идти на контроль безопасности. Аэропорт знаменит своими длинными очередями и тщательными проверками багажа и ручной клади, сопровождающимися длительными допросами вылетающих пассажиров. К этому надо отнестить спокойно, ни в коем случае не раздражаться, и отвечать на все вопросы, какими бы глупыми они не казались. Однако, если вы попали в аэропорт в неудачное время, когда вылетает много рейсов, очередь на контроль может занять два-три часа, учитывайте это при планировании. Если вы не пройдёте контроль безопасности, вы не улетите на вашем рейсе. Если же вы прихали сильно заранее, а контроль прошли быстро, в чистой зоне за погранконтролем к вашим услугам большой фудкорт и множество магазинов. Во всём аэропорту бесплатный вайфай. окт 2017

Израильские железные дороги постоянно развиваются. Линия Нагария — Тель-Авив была доведена до Беэр-Шевы, Ашкелона, Бейт-Шемеша, Модиина и аэропорта им. Бен-Гуриона. Были реконструированы линии до Иерусалима и Бейт-Шеана, а также построены новые линии из Хайфы в Кармиэль и из Ашкелона в Беэр-Шиву. Примерно с 15—16 часов в пятницу до 18—19 в субботу железная дорога не работает.

Среди скоростных трасс следует отметить прибрежное шоссе (№2), соединяющее Хайфу и Тель-Авив, старую трассу №4, ведущую из Хайфы в Тель-Авив и далее, до Ашдода, трассу № 1, соединяющую Иерусалим и Тель-Авив. Трасса №90 ведёт из самого северного посёлка Метула на ливанской границе до курортного Эйлата на берегу Красного моря. Действует и постоянно продлевается платная трасса №6 (от района Йокнеама до района города Кирьят-Гат). На большинстве трасс наибольшая скорость ограничена 90 км/час. На трассе №6 - 120 км/час, на некоторых участках трасс №4 и №5, и на большей частии трассы №1 максимальная разрешённая скорость — 100 км/час.

Трассы, пересекающие страну с севера на юг, имеют чётные номера, нумерация начинается с самого западного шоссе №2. Трассы, идущие с запада на восток, имеют нечётные номера.

За исключением некоторых внутренних рейсов в Хайфе и Эйлате, автобусы в Израиле не ходят с вечера пятницы до вечера субботы (шаббат).

В последнее время стал действовать единый проездной Рав-Кав, который действует на всех внутригородских линиях, а также для поездок на железнодорожном транспорте.

Государственными языками являются иврит и арабский. Большинство названий улиц дублируются на английском языке. Основной язык общения — современный иврит, схожий с древнееврейским языком. После разрушения Иудейского государства в I веке н.э. иврит был языком богослужения и не использовался в повседневной жизни. С конца XIX века началось возрождение языка. Основной вклад внёс просветитель, уроженец Российской империи (Литва) Элиэзер Бен-Йегуда. В XX веке развился современный литературный язык. В стране, кроме иврита и арабского языка, широко распространены русский, английский, амхарский, французский и некоторые другие языки.

В Израиле — более 1 млн. русскоговорящего населения. Практически, во всех местах — в банке, супермаркете, на почте можно найти сотрудников, говорящих по-русски. Издаются центральные и местные газеты на русском языке, работают государственный и частные радиоканалы. Вещает местный телеканал на русском языке (9-й), а также по кабельному или спутниковому телевидению принимаются передачи российских каналов — 1-го, РТР и НТВ (в версиях для зарубежного вещания сетка передач значительно отличается от российской), международного канала RTVi, переводятся на русский язык многие израильские и международные каналы.

Валютой страны является новый шекель (ILS - ש"ח).

Хотя Израиль – довольно маленькая страна, в ней находится огромное количество природных и культурных памятников.

Во-первых, всю человеческую историю тут обитали развитые цивилизации, и все они оставили след. В Израиле даже существует закон, что при любом крупном строительстве на месте стройки сначала должны быть проведены археологические раскопки – в любой точке страны может найтись археологический памятник, скажем, первого века до нашей эры. Многие из этих памятников до сих пор не раскопаны.

Во-вторых, для такой маленькой территории Израиль отличается достаточным разнообразием пейзажей — два морских побережья, Средиземного и Красного моря, пустыня и горы, а также Мёртвое море, самая глубокая впадина на земле. В стране созданы несколько десятков национальных парков.

Главная историческая достопримечательность Израиля — Иерусалим, священный город трёх религий, в центре которого расположен обнесённый крепостной стеной XVI века старый город. Вне стены, среди прочего, находится Музей Израиля, достаточно полно рассказывающий об истории и культуре страны. Тель-Авив и Хайфа — относительно молодые города, где также находятся музеи и сосредоточена светская культурная жизнь страны. Южный пригород Тель-Авива, Яффа, мало изменилась со времён Османской империи, и сейчас больше похожа на музей под открытым небом. На Генисаретском озере сосредоточены большинство мест, связанных с библейскими событиями, хотя Иисус Христос родился в Вифлееме (город находится на палестинских территориях, но доступен для посещения туристами). Назарет — крупнейший христианский арабский город, а Тверия и Цфат связаны с иудейскими святынями. Акко, как и Иерусалим — бывшая крепость крестоносцев, а сейчас арабский город с крепостной стеной и узкими улицами, куда въезд машин закрыт. На территориях, кроме Вифлеема, находятся также древнейшие христианские монастыри - святого Саввы (Мар-Саба) и святого Георгия. Наконец, Эйлат, расположенный на берегу Красного моря и отделённый от остальной населённой части Израиля пустыней Негев и тремя часами езды, представляет собой особый мир, заполненный пляжным отдыхом. Крупнейшая достопримечательность Эйлата — аквариум, расположенный в нескольких километрах от города.

Самые известные археологические памятники Израиля - Кесария, Бет-Шеан и Масада — относятся к периоду римской оккупации Палестины. Тимна, недалеко от Эйлата, представляет цивилизацию набатеев (ту же, что была в иорданской Петре). Там, в пустыне, сохранились медеплавильные шахты, иногда неверно называемые "Копями царя Соломона".

Самые интересные природные достопримечательности Израиля находятся в пустыне на юге (кратер Мицпе-Рамон южнее Беер-Шевы и Розовый Каньон севернее Эйлата, а также Мёртвое Море) и в горах на формально принадлежащих Сирии и аннексированных Израилем Голанских высотах на северо-востоке страны. Национальные парки Израиля включают как природные, так и культурные памятники, и часто разделить их невозможно: например, для Масады, Кесарии, Авдата или Тимны расположение в горах, в пустыне или на берегу моря очень существенно.

Кухня Израиля очень разнообразна — помимо традиционной еврейской кухни, иммигранты со всего мира привнесли кулинарные традиции тех стран, откуда они приехали в Израиль.

Вот некоторые наиболее популярные дешевые местные блюда:

  • Шаурма – здесь ее делают из баранины или мяса индейки.
  • Хумус – паста из бобов с кунжутном, лимонным соком и оливковым маслом, подаваемое с лавашом (иногда – с рубленой бараниной, куриными грудками или грибами). Лучший в Израиле свежий хумус предлагается в Яффо.
  • Сабих – лаваш, заполненный жареными баклажанами, вареными яйцами, кунжутной пастой и соленьями.
  • Фала́фель - арабское блюдо, представляющее собой жареные во фритюре шарики из измельченного нута (или бобов), иногда с добавлением фасоли, приправленные пряностями.
  • Шакшука - интересное блюдо из яиц с овощами, популярное в Израиле и соседних странах. Очень яркое, ароматное, легкое и в то же время сытное.
  • Кускус — блюдо, изготавливаемое из крупы; также кускусом называют саму крупу. Кускус традиционно готовится на пару и подаётся вместе с тушёным мясом и/или тушёными овощами.

Очень много пекарен и кондитерских с замечательной выпечкой, в том числе и для диабетиков (без сахара). Большой выбор молочных продуктов, почти в каждом супермаркете можно найти продукты из козьего молока (помимо традиционного коровьего).

В Израиле можно найти все виды алкоголя, но особо хочется отметить израильское вино. Израиль обладает долгой и славной историей изготовления вина. В древней Иудее виноделие было одним из главных сельскохозяйственных производств. Вина поставляли ко двору египетских фараонов, в период римского протектората их пили по всей империи, включая Британию. Согласно еврейской традиции церемонии невозможны без вина. Историю виноделия Израиля прервал ислам, пришедший в 636 году с арабскими племенами и запрещающий употребление алкоголя. С приходом в Палестину англичан в XIX в. виноделие в регионе начинает возрождаться. Естественно, утраченные традиции восстанавливались не сразу. До середины прошлого века у вин Израиля была репутация низкосортных, слишком сладких, не заслуживающих внимания подлинных ценителей. В настоящее время положение в корне изменилось, и теперь израильское вино пользуется популярностью во всем мире из-за его вкусовых качеств.

См. списки гостиниц в описании регионов и городов

12 Сеть отелей Гранд ( Grand Hotels ). ☎ 03-5433337/0. Лучшие отели Тель-Авива и Иерусалима для путешествия, отдыха и бизнеса.

12 ILH - Израель Хостел . ILH - Израель Хостел - сеть из 40 независимых хостелей, гостевых домов и сельских гостиниц

Заезжать на территорию Палестинской автономии на машине с израильскими (жёлтыми) номерами может быть опасно для жизни. Ездить на любом моторизованном средстве передвижения по субботам в местах, густо населённых религиозными евреями (к примеру район Иерусалима Меа-Шеарим), может быть опасно для вашего здоровья.

В стране строго соблюдается библейский запрет на работу по субботам. В субботу подавляющее большинство магазинов и все гос. учреждения закрыты, а государственный транспорт (железная дорога и практически все автобусы) не работает. Воскресенье же является обычным рабочим днём.

При доступе в большинство мест массового скопления людей (автобусные и ж/д станции, аэропорт, супермаркеты, крупные музеи, туристические объекты и т. п.) осуществляется досмотр личных вещей посетителей на отсутствие оружия и взрывчатки. Это связано с проблемой терроризма. По той же причине в Израиле не существует камер хранения багажа.

Международный телефонный код Израиля +972. Интернет-домен государства - .il

Здравствуйте друзья! Маршрутом нашего веб-лайнера сегодня станет Палестина и Израиль. История конфликта и гонений на Святой земле раскроется вам из фактов и событий, происходивших на протяжении всего прошлого века. Итак, в путь дерзкие и непокорённые!

Регион трёх религий

Этот регион, который называют Святой Землёй, играет особую роль в жизни трёх религиозных конфессий:

Из-за этого он издавна служил ареной кровопролитных войн и конфликтов. В 1000 г до н э здесь было основано государство иудеев. Но в 63 г до н э оно было захвачено римлянами и переименовано в Палестину.


В 636 г н э территория Палестины перешла к мусульманам-арабам, а в 1517 г ею завладели турки-османы.

В период господства мусульман многие евреи покинули Палестину и расселились по всему Ближнему Востоку, Северной Африке и Европе. На своей новой родине они часто подвергались гонениям как чужеземцы и иноверцы.

Сионизм

В 1896 г некоторые еврейские лидеры создали в Европе движение, названное сионизмом. Сионисты провозгласили своей целью воссоздание еврейского государства в Палестине.

После этого сразу началась массовая эмиграция евреев на Святую Землю

К 1914 г в Палестине насчитывалось уже 90 тыс евреев, живших бок о бок с полумиллионным арабским населением.

Вмешательство Великобритании

Во время первой мировой войны большая часть Ближнего Востока была оккупирована англичанами. После окончания войны Лига Наций предоставила Англии мандат на управление Палестиной, Трансиорданией и Ираком.

В 1917 г английское правительство издало так называемую декларацию Бальфура , в которой выражалась поддержка сионизма. В итоге протесты палестинцев против еврейской иммиграции в 1929 и 1936 гг вылились в массовые беспорядки.


Уже через год (1937) Англия выдвинула план раздела Палестины. Теперь она должна была состоять из:

Однако арабы отвергли этот план. Пытаясь сбить волну арабских выступлений, правительство Великобритании приняло закон, приостанавливающий еврейскую иммиграцию в Палестину.

Антисемитская политика нацистов ещё более усилила стремление евреев переселиться на историческую родину. Они были крайне недовольны тем, что им запретили въезд в Палестину в то самое время, когда им это было жизненно необходимо. Естественно многим пришлось бежать туда нелегально.

Образование Израиля

После второй мировой войны , когда мир узнал всю правду о зверствах нацистов, движение за возвращение евреев на родину набрало новую силу.

В 1947 г Англия обратилась за помощью к ООН, разработавшей новый план раздела Палестины на интернациональные зоны — арабскую и еврейскую. Но и этот проект был отвергнут палестинцами и другими арабскими странами.

Срок британского мандата на управление Палестиной истёк 14 мая 1948 г. Сионистские лидеры немедленно провозгласили образование еврейского государства под названием Израиль.


На следующий же день арабские войска из Египта, Ирака, Сирии, Иордании и Ливана вторглись на территорию Израиля, стремясь уничтожить его

Однако израильской армии удалось остановить продвижение арабов. В 1949 г было заключено соглашение о перемирии. Согласно ему Израиль сохранял большую часть территории Палестины за собой.

Иерусалим был разделён на две части, причём его восточная половина перешла под контроль Иордании. Кроме того к Иордании отошёл и западный берег реки Иордан. В то же время Израиль удерживал западную часть Иерусалима.

Таким образом, само название Палестина в одночасье исчезло с политической карты Ближнего Востока.

Беженцы


Около 160 тыс арабов остались в Израиле, где они находились на положении граждан второго сорта. В то же время положение евреев, проживавших в арабских государствах, также серьёзно осложнилось. Результатом противостояния стало их переселение в Израиль, что увеличило численность населения в два раза.

Суэцкий кризис

В 1956 г президентом Египта стал Абдель Насер. Он всячески подстрекал палестинцев к нападениям на израильтян. В том же году Насер спровоцировал серьёзный международный кризис, объявив о национализации Суэцкого канала.


Канал находился в совместном владении Англии и Франции. Через него пролегали многие торговые пути, жизненно важные для европейских стран и Израиля

В ответ израильские войска вторглись в Египет, а англичане и французы послали своих солдат в зону суэцкого канала с целью восстановить свой контроль над ним. Этот шаг вызвал многочисленные протесты во всём мире. И в 1957 г войска были отозваны.

Шестидневная война

Следующие 10 лет напряжённость в отношениях между арабскими государствами и Израилем постоянно нарастала.

В 1967 г Насер сосредоточил свою армию на израильской границе. Не дожидаясь нападения со стороны арабов, Израиль нанёс удар первым

Война на Йом — Кипур

6 октября 1973 г египетские и сирийские войска неожиданно напали на на Израиль. Это случилось в Йом-Кипур, священный иудейский праздник, и большинство израильтян в этот день находилось в синагогах.


Поначалу арабские армии быстро продвигались в глубь вражеской территории. Однако затем израильтяне оправились и перешли в контрнаступление

В то же время США и СССР, стремясь упрочить своё влияние на Ближнем Востоке, помогали враждующим сторонам. Американцы снабжали оружием Израиль, а Советы поддерживали арабов. После трёхнедельных ожесточённых боёв стороны согласились на перемирие.

Переговоры в Кэмп — Дэвиде

В 1979 г президент Сша Джимми Картер помог организовать в Кэмп-Дэвиде мирную конференцию с участием президента Египта Анвара Садата и главы Израиля Менахема Бегина.

Оба лидера договорились установить дипломатические отношения между своими странами. Израиль согласился вывести свои войска с Синайского полуострова. Египет взял на себя обязательство не нападать на Израиль.


Другие арабские страны были крайне раздосадованы тем, что Египет пошёл на мирное соглашение с врагом, и в 1981 г Садат пал от руки мусульманских экстремистов.

Организация освобождения Палестины

В 1964 г группа палестинских арабов под предводителем Ясира Арафата объявила о создании ООП (Организации освобождения Палестины).


Та сразу же приступила к проведению террористических актов с целью привлечь внимание мировой общественности к проблемам палестинцев

Начиная с 1970 г ООП стала базироваться в Ливане. Стремясь выдворить её оттуда, израильские войска в 1982 г вторглись в Ливан и при этом оказались участниками гражданской войны между христианской и мусульманской группировками ливанцев.

Вмешательство Израиля вызвало широкомасштабные протесты. И в 1983 г израильская армия покинула Ливан.

Дорога к миру

В конце 1987 г на западном берегу и в секторе Газа разразилось ожесточённое восстание палестинцев против израильской администрации.

Тем не менее. невзирая на сохранявшуюся напряжённость между палестинцами и израильтянами и новые удары последних по Ливану, сторонам всё же удалось сделать ряд важных шагов к примирению.

В 1993 г правительство Израиля и руководство ООП объявили о взаимном признании и приступили к переговорам, приблизив тем самым долгожданный мир в этом регионе.


Ну а вы отважные путешественники побывали только что на арене прошлых событий и узнали почему в том регионе постоянно вспыхивают те или иные волнения. Восток — дело тонкое всё таки)

Несколько фактов об Израиле с библейской точки зрения:

1) Израиль был непосредственно сформирован как народ не естественным путем, а по инициативе Бога на основании завета с патриархом – Авраамом по линии его сыновей Исаака и Якова:

«и поставлю завет Мой между Мною и тобою и между потомками твоими после тебя в роды их, завет вечный в том, что Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя; и дам тебе и потомкам твоим после тебя землю, по которой ты странствуешь, всю землю Ханаанскую, во владение вечное; и буду им Богом. И сказал Бог Аврааму: ты же соблюди завет Мой, ты и потомки твои после тебя в роды их. (Быт.17:7-9)

2) Завет Бога с Авраамом содержит два аспекты:

а) территориальный — Бог пообещал землю с конкретными границами,


Божья земля — границы Израиля согласно завету (Быт. 15:18), авт. Уильям Шлегель

б) духовный аспект – завет был связан с фактом уверования Авраама обещаниям Господа, в первую очередь, в то, что через его потомство придет Мессия – Спаситель Иисус Христос. Бог избрал Авраама не из-за особенностей, заслуг или статуса последнего, а по Своей воле и по вере Авраама в Его обетования.

«и рассеет вас Господь по [всем] народам, и останетесь в малом числе между народами, к которым отведет вас Господь;

4) Основными ветхозаветными пророками детально описывающими будущую судьбу Израиля были Исая, Изекииль, Иеремия, жившие во время первого пленения Израиля Вавилоном (597 — 539 гг. до н. э.).

5) Восстановление в 20 веке Израиля после почти 2000-летнего периода рассеяния с 70-го года н.э. при разрушении Иерусалима – ключевой элемент, на котором делали акцент ветхозаветные пророки более 2500 лет назад. Этот процесс включает в себя взятие Израиля из среды других народов, собирание в земле и формирование целостной нации, и самое главное:

14 мая 1948 года в момент провозглашения Декларации независимости Израиля – пророчества о восстановлении начали сбываться буквально! Символически, согласно библейской хронологии, также в 1948 году от Адама был рожден сам родоначальник народа — Авраам.

«… так говорит Господь Бог: вот, Я возьму сынов Израилевых из среды народов, между которыми они находятся, и соберу их отовсюдуи приведу их в землю их. На этой земле, на горах Израиля Я сделаю их одним народом, и один Царь будет царем у всех их, и не будут более двумя народами, и уже не будут вперед разделяться на два царства. (Иез.37:21-22)

«И ты, раб Мой Иаков, не бойся, говорит Господь, и не страшись, Израиль; ибо вот, Я спасу тебя из далекой страны и племя твое из земли пленения их; и возвратится Иаков и будет жить спокойно и мирно, и никто не будет устрашать его, ибо Я с тобою, говорит Господь, чтобы спасать тебя: Я совершенно истреблю все народы, среди которых рассеял тебя, а тебя не истреблю; (Иер.30:10-11)

6) Вместе с территориальным восстановлением Израиля в пророчествах были предсказаны восстановление языка – иврита (не существовал 18 веков) и денежной единицы – шекеля (восстановлен в 1980 году):

7) Восстановление Израиля после рассеяния состоит из двух последовательных этапов: а) физическое и б) духовное:

8) Процесс восстановления Израиля имеет определенные особенности, как и предсказано:

а) возвращение в землю в статусе неверующих (процесс идет уже более 100 лет), а только после этого – духовное восстановление:

б) возвращение в землю поэтапно через преследования и гонения, что и происходит особенно активно в последние 150 лет в разных странах (погромы, холокост и др.):


Хронология Израиля в последние дни

Благословений в изучении!

Видео с исследованием библейской географии Уильяма Шлегеля:

Связанные посты из этой серии — обзора библейских пророчеств:

Сгонять с насиженных мест большие земледельческие народы, производившие сельскохозяйственную продукцию и платившие налоги, было чрезвычайно невыгодно.

Но даже эффективная политика частичного выселения, применявшаяся Ассирийской, а затем и Вавилонской империями, когда вырывались с места целые государственные и культурные элиты, насколько нам известно, не практиковалась Римской империей.

Известны несколько примеров, относящихся исключительно к Западному Средиземноморью, когда земледельческое население вытеснялось, с тем чтобы освободить место для немедленного расселения римских солдат, однако такая экстраординарная политика не применялась на Ближнем Востоке.

Римские властители жестоко подавляли восстания местного населения: они безжалостно казнили воинов, продавали пленников в рабство, иногда изгоняли царей и князей, но, несомненно, никогда не депортировали все население завоеванных ими восточных земель.

Кроме того, они не располагали необходимыми для этого техническими средствами: у них не было ни грузовиков, ни поездов, ни даже вместительных пассажирских судов, столь естественных в современном мире [210].

По его оценке, в ходе осады Иерусалима, в сражениях и в устроенной римлянами после падения города резне погибли миллион сто тысяч человек и девяносто семь тысяч попали в плен. Число убитых в других городах составило еще несколько десятков тысяч [211].

Как водится у древних летописцев, данные Флавия сильно завышены. Подавляющее большинство современных исследователей полагают, что практически все демографические оценки, дошедшие до нас с древних времен, раздуты, причем многие из них являются, по существу, типологическими. Правда, Флавий сообщает, что как раз перед началом восстания в Иерусалиме собрались многочисленные иногородние паломники; тем не менее утверждение, что в городе погибли миллион сто тысяч человек, явно недостоверно.

Сравнения ради, великий Рим II века н. э., эпохи расцвета империи, по размерам соответствовал современному столичному городу средней руки [212]. В небольшом Иудейском царстве не могло быть и речи о городе такого масштаба. По аккуратным оценкам, Иерусалим той поры насчитывал от шестидесяти до семидесяти тысяч жителей.

Необходимо отметить, что в обширной римской документации нет ни единого указания на какое-либо изгнание жителей из Иудеи. Кроме того, нет никаких данных о сосредоточении значительного числа беженцев в приграничных районах Иудеи после подавления восстания, что было бы неизбежно в случае массового бегства местного населения.

Нам неизвестна точная численность населения Иудеи накануне восстания против римлян и войны между зелотами. Цифры, приводимые Флавием, снова сильно преувеличены и противоречивы (к примеру, он сообщает, что в Галилее проживало свыше трех миллионов человек). Согласно археологическим исследованиям последних десятилетий, во всем Ханаане, то есть в мощном Израиле, небольшой Иудее и прочих государствах, взятых вместе, в VIII веке до н. э. проживало около четырехсот шестидесяти тысяч человек [213].

Израильский исследователь Маген Броши вычислил, проанализировав местный потенциал производства продуктов питания, что на территории от Иордана до Средиземного моря в период максимального экономического расцвета страны (в VI веке н. э., в эпоху византийского владычества) могло прокормиться не более миллиона жителей [214].

Таким образом, можно предположить, что накануне восстания зелотов общее число жителей в расширенной (до масштабов Ханаана) Иудее превышало пятьсот тысяч, но не доходило до миллиона. Войны, эпидемии, засухи или тяжелое налоговое бремя могли сократить численность населения страны, однако до внедрения ботанических и агротехнических изобретений Нового времени оно не могло существенно возрасти.

В ходе междоусобных войн между зелотами и их восстания против римлян Иудея перенесла страшное потрясение; кроме того, следует предположить, что разрушение Храма поначалу деморализовало местную культурную элиту. Вне всякого сомнения население Иерусалима и его окрестностей временно сократилось.

Однако, как уже было сказано, изгнано оно не было, да и экономическое возрождение произошло довольно быстро. Археологические раскопки показывают, что описания разрушений, приводимые Флавием, преувеличены, и уже к концу I века н. э. многие пострадавшие города переживали впечатляющий подъем. Мало того, вскоре начался один из самых ярких и продуктивных периодов в истории еврейской религиозной культуры [215]. К сожалению, мы мало что знаем о политической жизни этого периода.

Смутные отголоски этого восстания дошли до нас благодаря мидрашу [216] и археологическим раскопкам. К великому сожалению, эта эпоха не имела историка масштаба Иосифа Флавия, поэтому реконструкция данного восстания является чрезвычайно фрагментарной. В любом случае напрашивается следующий вопрос: быть может, традиционный рассказ об изгнании возник из-за тяжелых последствий этого восстания?

Можно предположить, что какое-то число воинов попало в плен и было продано в рабство, а также что часть местных жителей бежала из района военных действий. Однако широкие массы иудейского населения не были насильственно изгнаны со своей земли и в 135 году [218].

Хотя римская провинция Иудея с этого момента (и впредь) стала называться Палестиной, в II веке н. э. большинство ее жителей продолжали составлять иудеи и самаритяне, причем спустя всего несколько десятилетий после подавления восстания экономика страны достигла процветания, и ее население начало быстро расти.

Действительно, источник антиеврейского дискурса о рассеянии можно найти уже у Юстина Мученика (Justinus), в середине III века объявившего выдворение всех обрезанных из Иерусалима после восстания Бар-Кохбы божественной коллективной карой [223]. По его стопам пошли и другие христианские авторы, считавшие пребывание верующих иудеев вне пределов священной для них страны неизбежным следствием и неоспоримым доказательством их греховности.

Начиная с IV века н. э. миф об изгнании начинает постепенно проникать в еврейскую традицию.

После победы христианства в начале IV века и его превращения в официальную религию империи даже верующие евреи, проживавшие вне нее, примирились с логикой, рассматривающей рассеяние как ниспосланное свыше наказание. Связь между насильственным выселением и грехом, между разрушением Храма и рассеянием стала имманентной частью всевозможных объяснений всемирного распространения иудаизма.

Христианская концепция эпохи божественного милосердия, наступившей с временным воскрешением Иисуса, не была принята теми, кто упорно продолжал считать себя иудеями. По их мнению, мир все еще погружен в страдание, и его экзистенциальные муки будут продолжаться до прихода настоящего мессии. Следовательно, рассеяние — это своего рода религиозный катарсис, в определенной степени очищающий от грехов. Долгожданное избавление, антитеза жизни в диаспоре, наступит лишь в конце времен.

Однако еврейская коллективная эмиграция с целью наладить в Иерусалиме полноценную общинную жизнь не являлась частью иудейской религиозной фантазии; люди, изредка выдвигавшие такую идею, были нестандартными или не вполне нормальными [225].

Поэтому позднее, когда распались древние центры еврейской культуры в Вавилонии, евреи эмигрировали в Багдад, а не в Иерусалим, хотя оба этих города находились под властью халифата. Когда изгнанные из Испании евреи рассеялись по всему Средиземноморью, лишь считаные единицы устремились в Сион.

В Новое время, в период страшных погромов и подъема агрессивного национализма в Восточной Европе, евреи, говорившие на идиш, массово эмигрировали на Запад, преимущественно в США. Только после закрытия границ США в годах прошлого века и чудовищной бойни, устроенной нацистами, началась значительная эмиграция в подмандатную Палестину, часть которой превратилась затем в государство Израиль.

210
Кроме того, локальные изгнания, которые иногда имели место, производились из центра на периферию, то есть из Рима в провинции. См. об этом: Kelly G. P. A History of Exile in the Roman Republic. — Cambridge: Cambridge University Press, 2006.
(обратно)

211
Флавий И. Иудейская война. Кн. 6, IX. — М.; Иерусалим: Гешарим, 1996. — С. 381. По утверждению Тацита, осажденных в Иерусалиме было шестьсот тысяч. См. Корнелий Тацит. История. Соч. в 2 т. — СПб.: Наука, 1993. — Т. 2. — С. 553.
(обратно)

212
Об оценках численности населения Рима и полемике вокруг этой темы см. Carcopino J. Rome à l"apogée de l"Empire. La vie quotidienne. -Paris: Hachette, 1939. -P.
(обратно)

213
См. Броши М. и Финкельштейн И. Численность населения Эрец-Исраэль в 734 году до н. э. // Катедра. 1991. −58. -С. (на иврите).
(обратно)

214
См. Броши М. Население Эрец-Исраэль в римско-византийский период // Цви Барас и др. (ред.). Эрец-Исраэль от разрушения Второго храма до мусульманских завоеваний. -Иерусалим: Бен-Цви, 1982. -С. (на иврите). А также: Вместимость территории Эрец-Исраэль в византийский период и ее демографическое значение //Оппенхаймер А., Кашер А. и Раппопорт У. (ред.). Человек и земля в древней Эрец-Исраэль. -Иерусалим: Бен-Цви, 1986. -С. (на иврите). Интересно, что Артур Рупин, первый демограф в Еврейском университете, уже в конце годов оценивал численность населения в Иудее примерно в миллион человек. См. его книгу: Война евреев за существование. -Тель-Авив: Двир, 1940. -С. 27 (на иврите).
(обратно)

215
См. Сафрай Ш. Возрождение еврейской общинной жизни во времена Явнее // Эрец-Исраэль от разрушения Второго храма до мусульманских завоеваний. -С.
(обратно)

216
Мидраш -неюридическая по форме часть талмудической традиции (начиная с периода Мишны или даже чуть более раннего). Соблазнительно назвать мидраши поздними (раввинистическими) иудейскими сказками или мифами, но такое определение было бы неточным. Мидрашем является почти любой талмудический нарратив, любой рассказ о свершениях мудрецов, ангелов и библейских героев. Важно отметить, что существуют и внеталмудические мидраши и даже сборники мидрашей, однако они являются частью той же традиции и просто иначе скомпилированы. -Прим. ред. русского издания.
(обратно)

217
Цит. по Stern M. (ed.). Greek and Latin Authors on Jews and Judaism, II. - Jerusalem: The Israel Academy of Sciences and Humanities, 1980. - P. 393.
(обратно)

218
У Евсевия Кесарийского мы также не находим ни единого упоминания об изгнании. См. Евсевий Памфил. Церковная история. - М.: Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1993. См. также: Сафрай З. Положение еврейской общины в Эрец-Исраэль после восстания Бар-Кохбы; Шварц И. Иудея после подавления восстания Бар-Кохбы // А. Оппенхаймер и У. Раппопорт (ред.). Восстание Бар-Кохбы - новейшие исследования. - Иерусалим: Бен-Цви, 1984. - С. 182-223 (на иврите).
(обратно)

220
Попросту, мишнаические. — Прим. ред. русского издания.
(обратно)

221
См. Milikowsky C. Notions of Exile, Subjugation and Return in Rabbinic Literature // James M. Scott (ed.). Exile Old Testament, Jewish and Christian Conceptions. — Leiden: Brill, 1997. — P.
(обратно)

222
См. Юваль И. Я. Миф об изгнании с земли — еврейское время и христианское время // Альпаим. — 2005. — 29. — С. (на иврите).
(обратно)

223
См. об этом: Рокеах Д. Юстин Мученик и евреи. — Иерусалим: Динур, 1998. — С. 51 и (на иврите); Иустин (Юстин) Мученик. Диалог с Трифоном-иудеем // Сочинения св. Иустина, философа и мученика. — М., 1891.
(обратно)

224
Анализ теологического понятия диаспора можно найти в следующей книге: Raz-Krakotzkin A. Exil et souveraineté. Judaïsme, sionisme et pensée binationale. — Paris: La Fabrique, 2007.
(обратно)

225
Разумеется, известны отдельные случаи эмиграции, такие как прибытие в Иерусалим рабби Моше бен Нахмана (Рамбана) в XIII веке или рабби Иехуды Хасида в 1700 году. Однако такие исключения лишь подтверждают общее правило. Желающие узнать, например, как жили евреи на Святой земле незадолго до начала строительства еврейской нации, могут прочесть сборник статей под редакцией Исраэля Барталя: Диаспора в пределах Святой земли -еврейская община в Эрец-Исраэль до возникновения сионизма. -Иерусалим: Сионистская библиотека, 1994 (на иврите).
(обратно)

226
О роли и значении этих трех клятв см.: Равицкий А. Мессианизм, сионизм и религиозный радикализм в Израиле. -Тель-Авив: Ам Овед, 1993. -С. (на иврите).
(обратно)

Читайте также: