Что необходимо учитывать при организации активного отдыха

Обновлено: 19.09.2024

Лето – сезон активного отдыха и туризма. Разве есть лучше занятие в знойный летний день, чем покорение заснеженных вершин или путешествие по горным склонам?

Смена обстановки и комфортная температура воздуха позволяют нам хорошо отдохнуть и насладиться величием природы. Для этого необходима палатка, соответствующая одежда, обувь и, конечно же, рюкзак.

Польза активного отдыха

Все больше пассивный вид отдыха заменяет активный. Плавание, езда на велосипеде, бег, лыжный спорт, походы в горы позволяют укрепить наш организм. Активный отдых способствует улучшению настроения, благоприятно влияет на функционирование дыхательной и сердечно-сосудистой систем, тренирует мышцы тела. Благодаря ему существенно улучшается работа нервной системы, снимаются напряжения и стрессы. Оздоровительный эффект такого отдыха очевиден и поэтому он становится все более и более популярным. Активно отдыхая, вы не только улучшите состояние своего здоровья, но и продлите свою жизнь. Ведь пребывание на свежем воздухе способствует укреплению иммунной системы, координации движений и поддержанию физической формы.

Туризм и активный отдых совершенствуют нас не только в физическом, но и в духовном плане. Оказавшись высоко в горах или на необъятных полях, мы осознаем все величие и мощь природы, получая при этом от нее тонкую (духовную) энергию. Эта внутренняя радость выражается в воодушевлении и внутреннем тепле, вере в свои силы и способности. Она привносит в нашу душу умиление и умиротворение, способствует творческому развитию личности.

Каким должен быть рюкзак?

Ничего удобнее, чем обычный рюкзак на данный момент человечество не изобрело. Преимущества его состоят в том, что он позволяет не только переносить вещи на довольно длительные расстояния, но и оставляет при этом свободными руки. Благодаря этому просто на ходу можно пользоваться картой, видеокамерой или навигатором. Многочасовые походы становятся не такими уж и сложными, если вес поклажи гармонично распределен между бедрами и плечами туриста. Для путешествий используют рюкзаки с множеством как внутренних, так и наружных карманов, где размещают те вещи, которые должны быть всегда под рукой.

Одежда для похода

Наблюдая за туристами в популярных местах отдыха, можно заметить, что их одежда не подходит для длительного похода в горы или даже кратковременной вылазки на природу. Чаще всего ее заменяет обычная спортивная форма, хотя поход в горы очень существенно отличается от урока физкультуры. Если время похода составляет один-два дня, то это не чревато серьезными последствиями. Хотя даже за такой короткий промежуток времени можно простудиться или травмироваться, и тогда общение с природой не принесет никакого удовольствия.

Важно правильно подобрать снаряжение для похода, чтобы чувствовать себя комфортно даже в совсем некомфортной обстановке. Оправдывает себя трехступенчатая защита организма. Сначала надеваем белье или термобелье, после этого утепленную мягкую одежду, а потом соответственно погоде водо- или ветронепроницаемую одежду.

В горах мы много двигаемся и в связи с этим активно потеем, а если наша одежда будет влажной, то мы быстрее замерзнем. Новые технологии позволяют изготавливать одежду комфортную для горных походов. В горах температура воздуха может значительно меняться и поэтому мы должны быть готовыми к тому, чтобы быстро утеплиться или раздеться. Сильный ветер способен значительно снизить температуру нашего тела даже при немалых плюсовых показателях температуры воздуха. Ультрафиолетовое солнечное излучение способно причинить ожоги нашей коже, поэтому в жаркую погоду лучше надеть легкую одежду с длинными рукавами. Снег и дождь тоже могут досадить туристу и сделать его путешествие невыносимым. Для этого необходимо заранее все предусмотреть и быть правильно одетым.

Обувь туриста

Для совершения длительных переходов в походах необходима специальная обувь, которая является, пожалуй, основным элементом снаряжения туриста. Ведь наибольшая нагрузка приходится на ноги, и если Вы правильно подберете обувь для активного отдыха, то убережете свои ноги от мозолей, не собьете и не промочите их во время путешествия. Таким образом, вы меньше устанете и сможете сполна насладиться пребыванием в горах.

Не следует брать в горы новые ботинки – потертостей и мозолей не миновать. Сандалии, кеды и пляжные тапочки не для гор. Обувь должна быть удобной, легкой и прочной, чтобы на пятый день не пришлось идти босиком. Специальная туристическая обувь, изготовленная из качественных материалов, поэтому она так комфортна и долговечна. Если кожаные туристические ботинки имеют синтетические вставки, то они отличаются только своей долговечностью.

Важно, чтобы в обуви для походов глубина протектора была максимальной и очень желательно наличие каблука. Кроме этого необходимо особое внимание обратить на подошву. Мягкая подошва превратит ваше путешествие в наслаждение, ноги меньше устают из-за хорошей амортизации и легкости подошвы. Но недостатком является то, что нога может соскользнуть с камня и подвернуться. В специальной обуви с жесткой подошвой идти не так комфортно, но зато более безопасно.

В горы надо взять сменную пару обуви. Для этого хорошо подойдут невысокие кроссовки с дышащей тканью, которые легки по весу (что важно в горах). Если Вы запасетесь запасной парой обуви, то сможете на привале дать своим ногам немного отдохнуть и будете уверены в том, что если что-то произойдет с вашими ботинками, то Вы не останетесь босыми.

Центр организации и проведения
Международных и Всероссийских
конкурсов г. Москва
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 64913 от 16.02.2016

Для того, чтобы разместить доклад необходимо:

Условия публикации докладов участников конференций:

1. Материал должен соответствовать заявленной тематике для размещения в соответствующем разделе выбранной темы:

  • Актуальные вопросы современного дошкольного, начального и общего среднего образования
  • Развитие детей дошкольного возраста
  • Педагогическая инициатива
  • Информационные технологии в современном образовательном процессе в условиях реализации ФГОС
  • Роль современных педагогических технологий в повышении качества образования
  • Панорама педагогических технологий — 2017
  • Способы организации активного обучения в рамках ФГОС
  • Современный урок: эффективная организация образовательного процесса

2. К публикации не принимается материал, который был ранее опубликован в Интернете другим автором.

3. Допускается публикация материала, опубликованного Вами ранее на других педагогических сайтах.

Сертификат

Организация активного отдыха как одна из форм работы по оздоровлению и физическому развитию детей в ДОУ

Дата публикации: 16.11.16

Автор:
Табунщик Людмила Николаевна Старший воспитатель, инструктор физвоспитания, МКДОУ Ольховатский детский сад "Сказка", Воронежская область, р.п. Ольховатка

(из опыта работы)

Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости

детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.

В.А. Сухомлинский

Введение

Детство - уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье, осуществляется развитие личности. Все, что приобретено ребенком в детстве, сохраняется потом на всю жизнь.

Одной из наиболее важных проблем современного дошкольного образования является переход на проектирование образовательного пространства ДОУ, внутри которого при соблюдении психофизических нагрузок организуется жизнедеятельность детей, обеспечивающая сохранение и укрепление его здоровья.

Основными задачами охраны и укрепления здоровья детей дошкольного возраста являются:

укрепление здоровья детей;

воспитание потребности в здоровом образе жизни;

создание условий для реализации потребности в двигательной активности в повседневной жизни;

приобщение детей к традициям большого спорта.

В дошкольном учреждении планируется проведение всех видов занятий физическими упражнениями с детьми:

физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня;

физкультурно-массовые мероприятия (досуги, праздники и т.п.);

самостоятельная двигательная деятельность детей.

В системе физкультурно-оздоровительной работы дошкольного учреждения прочное место занимают физкультурные праздники, спортивные досуги и развлечения, дни здоровья.

ФИЗКУЛЬТУРНЫЕ ПРАЗДНИКИ И РАЗВЛЕЧЕНИЯ

Накопление у детей двигательного опыта происходит при проведении праздников: зимних на воздухе, легкоатлетических со спортивными играми; "Веселых стартов" с элементами эстафет и соревнованиями на ловкость, скорость и выносливость; "Папа, мама, я - дружная семья", "Зов джунглей", которые обеспечивают возможность каждому ребенку раскрыть свои способности, при этом давая ему право на творчество.

Интересное содержание, юмор, музыкальное оформление, игры, соревнования, радостная атмосфера способствуют активизации двигательной деятельности. При организации активного отдыха важно учитывать климатические условия, особенности сезона и природные факторы. Положительные результаты могут быть достигнуты при условии тесного сотрудничества коллектива дошкольного учреждения и семьи. О программе и времени проведения предстоящего мероприятия дети и родители извещаются заранее, с тем, чтобы они тоже могли активно включиться в их подготовку.

Физкультурные праздники и развлечения являются эффективной формой активного отдыха детей. Практика нашего дошкольного учреждения показала значимость праздников в активном приобщении каждого ребенка к занятиям физической культурой. Наш педагогический коллектив творчески подходит к их организации и проведению.

На физкультурные праздники приглашаются школьники – бывшие воспитанники дошкольного учреждения, родители, бабушки и дедушки сестры и братья.

От администратора сайта: если Вы желаете ознакомиться с полным текстом представленной публикации, Вы можете скачать её с сайта в полном объёме.


Объект: отдых подростков.

Предмет: виды активного отдыха подростков.

Цель: раскрытие видов активного отдыха подростков на примере своих летних путешествий.

Задачи, которые я поставила перед собой, это:

  1. Выяснить, какие виды активного отдыха существуют.
  2. Проанализировать виды отдыха подростков на примере учащихся 6–8 классов.
  3. Рассказать о видах активного отдыха подростков на примере своих летних каникул.

Гипотеза: если я расскажу о своих летних путешествиях, то многие подростки будут иметь представление об активном отдыхе.

Отдых — любая человеческая деятельность, которая не направленная на удовлетворение физиологических потребностей (путешествия, хобби, собирательство, рыбная ловля, охота и т. д.)

Человек весьма изобретателен в характере своей деятельности в свободное время и в зависимости от собственных интересов и существующих возможностей выбирает тот или иной вид отдыха по его содержанию.

Виды отдыха могут быть различными. Специалисты определяют два вида отдыха: активный и пассивный. Отдых может быть очень активным, в любимых занятиях — в рыбалке, походе, спорте, игре и пассивным — возле телевизора или компьютера.

Активный отдых подразумевает собой увлечение различными видами физической активности, будь то игровые виды спорта, плавание или просто бег трусцой в ближайшем парке или сквере. Сущность активного отдыха заключается в увеличении двигательной активности человека, что позволяет обеспечивать нормальные физиологические процессы в организме и поддерживать тонус мускулатуры. В результате двигательной активности все системы органов человека поддерживают свою работоспособность, что является залогом хорошего самочувствия и бодрого настроения.

Виды отдыха подростков могут быть различными: прогулки, походы, экскурсии, в виде физической подготовки и познавательной игры. [5]

Пассивный отдых, напротив, предполагает относительный покой, расслабление, отсутствие активной двигательной деятельности, позволяет попросту не совершать никаких лишних движений. Этот вид отдыха предполагает спокойное, размеренное времяпровождение, относительно не обремененное напряжением, потоком мыслей и какими-то сложными задачами. Некоторые люди любят пассивный отдых проводить в одиночестве, чтобы никто им не мешал полностью расслабиться.

К пассивному виду отдыха можно отнести просмотр фильма лежа на диване перед телевизором, игры в компьютере или просто бесцельное времяпрепровождение.

Несмотря на однозначно большую пользу активного отдыха для здоровья, в некоторых случаях эти два вида отдыха можно совмещать, чтобы выходные или каникулы проходили максимально эффективно. [6]

Не все мои одноклассники имеют четкое представление о том, что такое отдых и как сделать его полезным.

Для того, чтобы выяснить, что подростки 6–8 классов считают отдыхом, как они его проводят и как они предпочли бы его провести, ребятам было предложено ответить на ряд вопросов.

Сначала мы узнали у ребят, как они представляют себе отдых. В опросе приняли участие подростки 6–8 классов в количестве 45 человек.

По результатам опроса большинство подростков считают отдыхом свободное от учебы время, во время которого можно заняться своими любимыми делами или прогулкой с друзьями. Отсюда можно сделать вывод, что респонденты представляют себе отдых в виде активного времяпрепровождения.

Однако, большинство подростков проводят своё свободное время во время прогулок с друзьями. При этом лишь небольшая часть опрошенных (25 %) указала тот факт, что практически всё время проводят сидя у компьютера или телевизора, хотя в неформальной беседе большинство ссылается на частое времяпрепровождение за играми или в сети Интернет. Отсюда можно сделать вывод, что, несмотря на знания об активном отдыхе, большинство проводят его пассивно, указывая для этого ряд причин: необходимость довести начатую игру до конца, найти что-то интересное, не с кем гулять, интересные фильмы, плохая погода, нечем заняться.

В идеальном варианте нужно обязательно куда-нибудь выезжать за пределы родного города. Смена обстановки — самый лучший отдых, который подарит новые впечатления. Даже короткая, недельная поездка на море, в горы или экскурсионная программа оставляет след в памяти на всю жизнь или, как минимум, на целый год до следующих каникул. А еще есть турбазы, пансионаты, санатории.

Если такая поездка совершается с семьёй, то это помогает упрочить отношения между всеми её членами, наладить понимание между родителями и детьми, и в будущем избежать многих конфликтов, вызванных непониманием.Если подросток едет на экскурсию в составе группы со сверстниками, то это тоже очень хорошо. Во-первых, такие поездки запоминаются подростками даже больше, чем семейные, ведь помимо впечатлений от поездки, подросток на определенное время получает желанную свободу от родительского контроля.

Еще один вариант отдыха — загородный лагерь. Обычно смена длится три недели, в течение этого времени подросток остается без родительской заботы, под присмотром посторонних людей. Такой опыт в дальнейшем пригодится в жизни подростку, ведь ему придется подчиняться определенному режиму, распорядку дня и соотносить свои личные желания с установленными правилами.

Если подросток не занимается спортом, то во время каникул можно приобщиться хотя бы к физкультуре. Можно гонять на велосипеде, а не сидеть дома за компьютером. Также подойдут бадминтон, танцы, настольный теннис, футбол, волейбол, баскетбол — любая физическая активность пойдет на пользу. Экстремалы вполне могут начать осваивать паркур — главное, соблюдать технику безопасности. Подросток, увлеченный рисованием, может в компании единомышленников выходить на пленэры. Юные фотографы могут сутками оттачивать свое мастерство на фотосессиях. [10]

Если лето было чудесным, то хочется делиться с друзьями, рассказывать. Это лето я провела просто прекрасно, получила много неизгладимых впечатлений, посетила очень много новых для себя, потрясающих и удивительных мест, завела хороших и верных друзей. Я хотела отдохнуть летом активно. У меня это получилось.

Из всего вышесказанного хочется сделать вывод: если есть желание отдохнуть и набраться сил не только во время летних каникул, но и в другие, свободные от учёбы дни, то можно найти возможности для активного отдыха. Всё в наших руках, всё зависит от нас самих.

Основные термины (генерируются автоматически): активный отдых, вид отдыха, подросток, активный отдых подростков, отдых, загородный лагерь, летний отдых, пассивный отдых, свободное время, физическая активность.

Форма отдыха может быть пассивной (отдых сидя или с минимальной активностью) и активной (различные формы производственной гимнастики).

Для работников умственного труда предпочтительна активная форма отдыха. Как утверждают специалисты, проведение производственной гимнастики помогает не только снять развивающееся в процессе труда утомление, но и заставляет включить в активную деятельность опорно-двигательный аппарат, мышечную и вегетативные системы, т. е. органы и системы, которые в процессе умственной деятельности оказываются наименее нагруженными.

В режиме труда и отдыха работников умственного труда рекомендуется использовать систему физкультурно-оздоровительных мероприятий, включающую, в зависимости от особенностей деятельности, вводную гим настику, физкультурные минутки, микропаузы активного отдыха. Большое значение имеет подбор упражнений. Схемы подбора комплексов для вводной гимнастики, физкультпауз есть в специальной литературе.

Включение производственной гимнастики в режим труда и отдыха помогает сохранить работоспособность, здоровье, а кроме того, является неотъемлемой частью культуры труда.

К активному отдыху относится и смена форм деятельности. Ее использование зависит or характера и организации трудового процесса. Чтобы смена форм деятельности выполняла роль активного отдыха, необходимо учитывать ряд физиологических требований:

  • - наилучший результат достигается при смене интенсивной работы на менее интенсивную, работы высокого темпа - на работу менее высокого, сложной - на простую, монотонной - на более разнообразную;
  • - чередуемые работы должны отличаться по рабочей позе и, главное, по содержанию нагрузки;
  • -смена форм деятельности в качестве активного отдыха дает лучшие результаты у работников молодого возраста; с возрастом эффект положительного влияния снижается;
  • - работы, требующие длительного врабатывания, целесообразно заменять другими, приурочивая их смену к началу определенного периода в работе (после обеденного перерыва, после выходного дня, в начале нового рабочего дня), тогда переход к новой работе совпадает с периодом врабатывания и не нарушается создавшийся ритм жизненных функций.

Разработка психофизиологических условий труда для работающих на ПЭВМ и видеотерминалах (ВДТ) должна учитывать их специфику: высокую монотонность труда при вводе информации, высокое нервно-эмоциональное напряжение, возникающее в результате жестких лимитов машинного времени, зависимости человека от ЭВМ и особенностей партнерства с ней, при работе в системе редактирования и др. Для профилактики отрицательных последствий монотонности рекомендуется ограничивать темп ввода информации. Допустимым уровнем темпа считается не более 40000 мелких движений кистей рук в смену.

Режим труда этой категории работников должен предусматривать ограничение работы за ВДТ - не более 50% рабочего времени.

Нельзя не отметить здесь и социально-психологические проблемы, связанные с применением в труде новых технических средств: формирование психологической готовности человека к работе с новой техникой, снятие так называемых психологических барьеров (тревога из-за облучения и ухудшения зрения при работе за ВДТ, невосприятие новой техники из-за неуверенности в своих возможностях и способностях работать на ней, необходимость получения новых знаний и др.), необходимость преодоления устойчивой удовлетворенности прежней организацией трудового процесса и опасения потерять с введением новой техники достигнутый работником статус, занимаемую должность, социальное положение.

В преодолении указанных барьеров специалисты в области психологии труда отводят особую роль руководителям, которые должны параллельно с внедрением новой техники позаботиться о подготовке сотрудников к работе в новых условиях, убедить в ее преимуществах, показать, что ЭВМ и ВДТ расширяют способности и возможности человека. Так, применение дисплеев развивает и увеличивает объем памяти, ускоряет мыслительные процессы. Более подробно с мерами по снижению психологической и социальной напряженности в связи с введением новой техники можно ознакомиться в методических рекомендациях НИИ труда.

При анализе состояния условий труда на предприятии оценивается степень реализации санитарно-гигиенических норм, системы стандартов и техники безопасности, психофизиологических, эстетических, эргономических и социально-психологических требований к условиям труда.

Вопросы для самоконтроля

Библиографический список

1. Бухалков М. И. Организация и нормирование труда: учеб, для вузов / М. И. Бухалков. - 4-е изд., испр. и доп. -М.: ИНФРА-М, 2013. - 380 с. (ЭБС ИНФРА-М).

Читайте также: