Что свойственно и человеку и животному необходимость отдыха

Обновлено: 19.04.2024

3. Законы, принципы, понятия, концепции можно включит в следующий вид знаний:
А) повседневный опыт
Б) теоретические знания+
В) народная мудрость
Г) художественный образ

4. В обществе Р. распространена автоматизация производства, успешно осуществляется компьютеризация. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод, что общество Р.— постиндустриальное?
А) основной продукт производства — промышленные изделия
Б) основной фактор производства — знания+
В) широкое применение механизмов, технологий
Г) классовое деление общества

5. Что из перечисленного характеризует традиционное общество?
А) интенсивная урбанизация
Б) преобладание приписанного социального статуса+
В) высокая социальная мобильность
Г) рост уровня потребления

6. Пример: Учение страны А создали концепцию развития системы здравоохранения. За основу они взяли концепцию реально имеющейся системы.
Что является объектом их деятельности?
А) учёные
Б) концепция развития
В) система здравоохранения +
Г) комплексное исследование

7. Что относится осмысленным побудителям деятельности человека?
А) привычки
Б) влечения
В) мотивы +
Г) эмоции

9. Отличительной чертой познавательной деятельности является:
А) получение практически-полезного результата
Б) Затрата физических и интеллектуальных усилий человека+
В)необходимость совместных действий с другими людьми
Г) направленность на получение новой информации

10. Что такое основа человеческого существования ?
А) дружба
Б) любовь
В) потребительство
Г) деятельность+

11. Что не подходит для традиционного общества?
А) низкий уровень социальной мобильности
Б) господство религии, обычаев и традиций
В) аграрный характер экономики
Г) глобализация жизни+

12. Что такое нужда человека в чем- либо?
А) способности
Б) деятельность
В) потребности +
Г) интерес
Д) ценности

13. На что направлено научное познание?
А)формирование практических навыков
Б) Выявление закономерностей существования и развития мира+
В) раскрытие смысла жизни
Г) создание новых материальных ценностей

14.Что является характерной чертой постиндустриального общества?
А) расширение промышленного производства
Б) замедление темпов развития
В) создание массовой культуры
Г) использование компьютерных технологий+

15. Возникновение транснациональных корпораций в современном обществе, развитие международной торговли служат проявлением тенденции:
А) модернизации
Б) глобализации+
В) демократизации
Г) информатизации

16. Что характерно для ра­ци­о­наль­но-ло­ги­че­ское по­зна­ние, которое вы­сту­па­ет в ка­че­стве выс­ше­го этапа про­цес­са по­зна­ния че­ло­ве­ком окру­жа­ю­ще­го мира?
А) по­сти­же­ние на ос­но­ве ощу­ще­ний не­ко­то­рых внеш­них при­зна­ков и свойств пред­ме­тов и яв­ле­ний
Б) фор­ми­ро­ва­ние пред­став­ле­ний о сход­ных и раз­лич­ных внеш­них при­зна­ках пред­ме­тов и яв­ле­ний
В) про­ник­но­ве­ние в суть по­зна­ва­е­мых пред­ме­тов и яв­ле­ний, уста­нов­ле­ние общих за­ко­но­мер­но­стей их раз­ви­тия+
Г) вос­при­я­тие це­лост­но­го внеш­не­го об­ли­ка пред­ме­та объ­ек­тив­но­го мира и его удер­жа­ние в па­мя­ти

17. Чем характеризуется переход к постиндустриальному обществу ?
А) формированием рыночной экономики
Б) ограничением социальной мобильности
В) развитием средств массовой коммуникации+
Г) организацией фабричного производства

18. Прочитайте высказывания. Выберите верный вариант ответа.
А. развитие массовых коммуникаций делает современный мир более целостным
Б.. все глобальные проблемы являются следствием экономической интеграции
А) верно только А +
Б) верно только Б
В) оба суждения верны
Г) оба суждения неверны

19. Что отличает от­но­си­тель­ную ис­ти­ну ?
А) имеет опре­делённые огра­ни­че­ния+
Б) не под­твер­жде­на эм­пи­ри­че­ски
В) не была тео­ре­ти­че­ски обос­но­ва­на
Г) по­лу­че­на не­на­уч­ным путем

20. В чем вырежется общественный прогресс?
А) поступательном развитии общества +
Б) связях общества и природы
В) устойчивости форм общественной жизни
Г) системном устройстве общества

21. Что произошло при переходе от традиционного общества к индустриальному?
А) упрочилось преобладание сельского хозяйства над промышленностью
Б) возросло значение науки и образования+
В) усилились сословные различия
Г) возросло значение коллективистских ценностей в противовес ценностям индивидуальной свободы

22. Что может произойти с от­но­си­тель­ная ис­ти­ной, в от­ли­чие от аб­со­лют­ной?
А) со­дер­жит объ­ек­тив­ное зна­ние о пред­ме­те
Б) все­гда опи­ра­ет­ся на здра­вый смысл
В) может быть со вре­ме­нем опро­верг­ну­та+
Г) яв­ля­ет­ся ре­зуль­та­том чув­ствен­но­го и ра­ци­о­наль­но­го по­зна­ния

23. Что свойственно современному западному обществу?
А) аграрный тип общества
Б) неразвитость институтов частной собственности
В) особая ценность человеческой индивидуальности+
Г) преобладание коллективных форм сознания

24. Что лежит в основе цивилизационного подхода к изучению общества?
А) выделение общего
Б) выделение особенного+
В) развитие разума
Г) развитие нравственности.

25. Чем отличается ис­тин­ное зна­ние от ложного?
А) опи­ра­ет­ся на здра­вый смысл
Б) ис­поль­зу­ет по­ня­тия и суж­де­ния
В) со­зда­ет­ся в ре­зуль­та­те по­зна­ва­тель­ной де­я­тель­но­сти
Г) со­от­вет­ству­ет пред­ме­ту по­зна­ния+

26. Что из этого не относится к индустриальному обществу?
А) Массовая культура
Б) Технология
В) Община+
Г) Частная собственность
Д) Касты+
Е) Закон
Ж) Классы
З) Экологический кризис
И) Права и свободы человека.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Экзаменационная работа состоит из 21 задания: 15 заданий с выбором одного правильного ответа, 4-х заданий с кратким ответом (КО) и 2-х заданий по работе с текстом.

Экзаменационная работа состоит из 21 задания: 15 заданий с выбором одного

4-х заданий с кратким ответом (КО) и 2-х заданий по работе с текстом.

Время выполнения работы -45 минут.

Вопросы и задания по обществознанию 8 класс

Что свойственно и человеку, и животному?

1) преобразование мира; 3) необходимость отдыха;

2) накопление знаний; 4) стремление к прекрасному.

1) искусство ведения домашнего хозяйства;

2) организация хозяйства по территориальному признаку;

3) рациональное распределение материальных благ.

Задание 3. Верны ли следующие суждения о характеристиках денег?

А. Деньги существовали на всех этапах развития общества.

Б. В современном обществе деньги перестали быть средством обращения.

1) верно только А;

2) верно только Б;

3) верны оба суждения;

4) оба суждения неверны.

Задание 4. Экономическая наука изучает:

1) природные явления;

2) поведение человека в быту;

3) методы рационального хозяйствования.

4) поведение животных

Задание 5. Навязывание отдельному человеку правил поведения, с которыми он

не согласен, называется:

1) конформизм; 2) групповое давление; 3) превышение власти.

Задание 6. Какой признак характеризует общение:

1) обмен предметами обихода;

2) обмен веществ;

3) обмен информацией;

4) обмен учащимися между странами.

Задание 7. Верны ли следующие суждения о социальной стратификации?

А. Важным признаком принадлежности к страте является уровень престижа.

Б. В современном обществе уровень образования не влияет на принадлежность к той

или иной страте.

1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.

Задание 8. Отношения, возникающие в большой группе между людьми, называются:

1) дружескими; 2) межличностными; 3) приятельскими.

Задание 9. Личность в отличие от индивида:

1) является биосоциальным существом;

2) характеризуется неповторимыми чертами внешности;

3) обладает определенными желаниями и стремлениями;

4) способна оказывать влияние на общество.

Задание 10. Какова главная сила, регулирующая отношения в обществе?

1) дружба; 2) любовь; 3) власть, 4) деньги

Задание 11. В каком возрасте подросток получает паспорт:

1) с 14 лет; 2) с 16 лет; 3) с 18 лет, 4) с 12 лет

Задание 12. К какому виду прав относится право избирать и быть избранным:

1) гражданское; 2) политическое; 3) культурные; 4) экономические.

Задание 13. Что такое «добровольный пожизненный союз мужчины и женщины,

1) пакт; 2) кондиции 3) брак, 4)договор

Задание 14. К преступлениям против личности относятся:

1) угон автомобиля; 2) хулиганство; 3) причинение вреда здоровью; 4)кража в магазине

Задание 15. Толерантность – это:

1) терпимость к чужому образу жизни; 2) нетерпимость к другим;

3) равнодушие 4) вседозволенность

Какому термину соответствует следующее определение: целенаправленный

процесс и достигнутый результат воспитания и обучения человека, усвоение им

определённой суммы знаний, умений и навыков?

Запишите ответ:_____________

Задание 17. Согласны ли вы с утверждением, что школа сглаживает социальное

неравенство в обществе?

Выберите один из 2 вариантов ответа:

Согласны ли вы со следующим высказыванием?

Учебный класс можно отнести как к первичным, так и к вторичным группам.

Выберите один из 2 вариантов ответа: 1) Да 2) Нет

Вставьте пропущенное слово, соблюдая грамматические нормы.

Ситуация, переход из 8а класса в 8б иллюстрирует ___________ мобильность.

Запишите ответ:_________

20. Французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери однажды написал: «Глина,

из которой ты слеплен, высохла и затвердела, и уже ничто и никто на свете

не сумеет пробудить в тебе уснувшего музыканта, или поэта, или астронома,

писателя и тем, что ты изучил в курсе обществознания о развитии способностей

человека. Что необходимо человеку, чтобы стать музыкантом, поэтом, художником,

21. В одной семье возник спор о том, как относиться к работе. «Всех дел не

Представьте подобный разговор в вашей семье. Что бы сказали о своем

отношении к труду вы сами? Как бы вы обосновали свою позицию?

Ответы на вопросы тестирования

1. Верный ответ: 3

2. Верный ответ 1

3. Верный ответ 4

4. Верный ответ 3

5. Верный ответ 1

6. Верный ответ 3

7. Верный ответ 1

8. Верный ответ 3

9. Верный ответ 3

10. Верный ответ 3

11. Верный ответ 1

12. Верный ответ 2

13. Верный ответ 3

14. Верный ответ 2

15. Верный ответ 1

17. Верный ответ: 2

18. Верный ответ: 1

19 . Верный ответ: "горизонтальную"

20. Способности - это, прежде всего, особенности личности, которые позволяют достичь успеха в делах и общении. Развивая способности личности, нужно воспитывать требовательность к себе, настойчивость в преодолении трудностей, умение критически отнестись к себе. Человеку нужно огромное желание прежде всего, терпение и постоянная работа над собой.

21. Отношение к труду характеризует стремление (или отсутствие его) человека максимально проявлять свои физические и духовные силы, использовать свои знания и опыт, способности для достижения определенных количественных и качественных результатов.

1 Человек и общество Вопросы кодификатора Подготовка к ЕГЭ

2 1. Природное и общественное в человеке. (Человек как результат биологической и социокультурной эволюции.) 2. Мировоззрение, его виды и формы 3. Виды знаний 4. Понятие истины, ее критерии 5. Мышление и деятельность 6. Потребности и интересы 7. Свобода и необходимость в человеческой деятельности

3 Природа человека Ч Биологическое начало инстинкты биологическая программа развития анатомия, физиология к высшим млекопитающим Социальное начало деятельность общение мышление речь Психическое начало внутренний мир человека характер эмоциональная сфера Человек – это субъект общественно-исторической деятельности и культуры, биосоциальное существо, обладающее сознанием, членораздельной речью, нравственными качествами и способностью изготавливать орудия труда

5 B 2 Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, являются социальными качествами человека. 1) порядочность; 2) сообразительность; 3) законопослушность; 4) трудолюбие; 5) начитанность; 6) быстрота реакций.

6 Отличие человека от животных Животные Человек Изготавливает орудия труда и использует их как средство производства материальных благ Осуществляет сознательную целенаправленную творческую деятельность Обладает высокоразвитым мозгом, мышлением и речью Используют только естественные орудия Поведение подчинено инстинктам Не обладают высокоразвитым мозгом и не умеют говорить

7 Задатки и способности Задатки – врожденные анатомо- физиологические особенности нервной системы. Способности – сформировавшиеся на основе задатков индивидуальные качества, которые позволяют успешно заниматься определенного рода деятельностью.

8 Уровни развития способностей Гениальность (высший уровень развития способностей и талантов) Талант (выдающиеся способности) Одаренность (сочетание различных развитых способностей)

9 ПРОЯВЛЕНИЯ КАЧЕСТВ ЧЕЛОВЕКА ПРИРОДА КАЧЕСТВ A) способность к продолжению рода Б) способность приспосабливаться к условиям природной среды B) способность накапливать знания и трудовые навыки Г) способность видеть цель своих действий Д) способность оценивать себя и других 1)социальная 2)биологическая B 3 Установите соответствие между проявлениями способностей человека и природой этих способностей: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

10 СПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА ПРИРОДА СПОСОБНОСТЕЙ A)расти и физически развиваться B)оценивать себя и свои поступки B) видеть цель своих действий Г) к воспроизводству своего рода Д) формировать свои взгляды на мир 1) социальная 2) биологическая B 3 Установите соответствие между проявлениями способностей человека и природой этих способностей: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

11 B 4 Найдите в приведенном списке свойства человека, имеющие социальную природу. Запишите цифры, под которыми они указаны. 1) способность к совместной преобразовательной деятельности 2) стремление к самореализации 3) умение приспосабливаться к природным условиям 4) устойчивые взгляды на мир и свое место в нем 5) потребность в воде, пище, отдыхе

12 B 4 Найдите в приведенном списке свойства человека, имеющие социальную природу. Запишите цифры, под которыми они указаны. 1) возрастные и половые различия 2) темперамент 3) особенности нервной системы 4) самооценка 5) опыт 6) особенности мировоззрения

13 B 4 Найдите в приведенном списке свойства человека, имеющие социальную природу. Запишите цифры, под которыми они указаны. 1) преобразовывать окружающую среду 2) видеть цель своих действий 3) адаптироваться к природным условиям 4) мыслить 5) производить потомство 6) чередовать периоды активности и отдыха

14 B 8 Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано. 1) Биологическая природа человека; 2) инстинктивное поведение; 3) физиологические потребности; 4) физическое развитие; 5) возрастные особенности развития психики.

18 Деятельность как способ существования людей Субъект - тот, кто осуществляет деятельность (может быть человек, группа людей, организация, государственный орган.) Объект - то, на что направлена деятельность (могут быть природные материалы, различные предметы, сферы или области жизни людей.)

19 Структура деятельности МД=Ц+С+д=Р Мотив То, что представляется в сознании и ожидается в результате Д это предметы труда, орудия труда, технологии Действия это итог, продукт деятельности

22 Элемент структуры деятельности Характеристика Субъект Кто осуществляет деятельность Объект На что деятельность направлена. Идеальный образ желаемого результата В1 Запишите слово, пропущенное в таблице:

24 B 3 Установите соответствие между примерами и элементами структуры деятельности: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. ПРИМЕРЫ А) театральные декорации Б) оркестр В) театральная труппа Г) музыкальные инструменты Д) осветительные приборы ЭЛЕМЕНТЫ СТРУКТУРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1) субъекты деятельности 2) средства деятельности

25 B 8 Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано. 1) объекты деятельности, 2) результаты деятельности, 3) мотивы деятельности, 4) субъекты деятельности, 5) структура деятельности.

26 B 7 Иван поставил перед собой цель поступить в институт на архитектурный факультет. Он занимается в художественной студии, создаёт собственные небольшие работы, участвует в различных выставках. Много внимания Иван уделяет изучению математики, увлекается черчением. Найдите в приведённом списке примеры средств, используемых для достижения поставленной Иваном цели, и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) поступление в институт 2) занятия в художественной студии 3) изучение математики 4) получение профессии архитектора 5) опыт создания собственных работ 6) выбор профессии

28 I классификация потребностей Идеальные (духовные)потребности- познание мира, осознание своего места в нем, потребность в духовных благах Социальные потребности, порожденные обществом. Потребность в общении, в самореализации, в общественном признании. Биологические потребности- переживание нужды в дыхании, питании, воде, одежде, движении и др. Взаимосвязь

29 II классификация потребностей Пирамида потребностей человека (по А. Маслоу) духовные Престижные уважение, признание социальные экзистенциальные безопасность существования физиологические Первичные, врожденные Вторичные, приобретенные

30 B 7 Выберите среди предложенного социальные факты, содержащие проявление важнейших социальных потребностей личности. 1) В трудовом коллективе, куда пришла выпускница экономического вуза, сначала ей было непросто, многие вопросы существенно различались с вузовскими знаниями, но более опытные старшие коллеги своими советами помогли ей войти в курс дела. 2) Для юноши чрезвычайно важен его круг общения, друзья и подруги, с ними можно обсудить порой то, что не обсудишь ни с родителями, ни с учителями. 3) Молодой человек преуспел в туристическом бизнесе, создав крупную компанию, специализирующуюся в области экстремального туризма, но теперь его больше волнует слава мецената, покровителя молодых дарований; недавно им была учреждена стипендия для молодых учёных. 4) Каждую последнюю субботу месяца профессор посвящает походу в консерваторию на концерты камерной музыки. 5) Каждый человек нуждается в поддержании теплового баланса тела, поэтому зимой мы надеваем варежки, тёплые сапоги и куртки.

34 B 8 Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано. 1. потребность 2. установка 3. убеждение 4. мотив 5. интерес 6. эмоция 7. идеал

35 Критерии для классификации Виды деятельности Отношение человека к окружающему миру - Практическая - Духовная Исторический процесс Прогрессивная – Регрессивная Созидательная - Разрушительная Социальные нормы Законная – Незаконная Моральная - Аморальная Социальные формы объединения людей Коллективная Массовая Индивидуальная Способы существования Однообразная, монотонная, шаблонная Инновационная, изобретательская, творческая Сферы общественной жизни Экономическая, политическая, социальная, духовная Этапы становления и развития личности человека Игра – учение – труд - общение

36 В1 Запишите слово, пропущенное в схеме.

37 ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕЛЬ Учение Приобретение знаний. Достижение практически полезного результата, созда­ ние продуктов потребления В1 Запишите слово, пропущенное в схеме.

39 В1 Запишите слово, пропущенное в схеме.

40 B 8 Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано. 1) Труд; 2) игра; 3) учение; 4) вид деятельности; 5) познание.

41 С П О С О Б Ы П О З Н А Н И Я Чувственное познание (с помощью пяти основных чувств) Ощущения ВосприятиеПредставление Понятие СуждениеУмозаключение Сенсуализм (эмпирики) Рационализм (рационалисты) Рациональное познание (с помощью мышления, разума) Познавательная деятельность Познание – это отражение и воспроизведение действительности в мышлении субъекта, результатом которого является знание о мире; процесс поиска истины. Знание – результат познания, верное отражение действительности в мышлении человека; научные сведения. мышление совокупность умственных процессов, лежащих в основе познания

43 B 2 Ниже приведён перечень характеристик. Все они, за исключением двух, относятся к формам познания. 1) Умозаключение; 2) ощущение; 3) представление; 4) суждение; 5) планирование; 6) описание. Найдите и запишите цифры, под которыми указаны термины, выпадающие из этого ряда.

44 B 3 Установите соответствие между этапами познания и иллюстрирующими их конкретными операциями: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. ОПЕРАЦИИ A) отражение в сознании человека внешних свойств предмета Б) отражение предметов и их свойств в виде целостного образа B) фиксация существенных свойств предмета Г) сохранение в памяти обобщенного образа предмета Д) утверждение или отрицание наличия у предмета каких- либо свойств Е) логический вывод новых суждений о предмете на основе имеющихся ЭТАПЫ ПОЗНАНИЯ 1) чувственное 2) логическое

45 B 8 Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано. 1) Чувственное познание; 2) познавательная деятельность; 3) субъект познания; 4) объект познания; 5) рациональное познание.

46 Объективность истины – это свойство истины, независимость от сознания человека, его пристрастий и интересов Относительная истина – неполное, ограниченное, незавершенное знание об окружающем мире Абсолютная истина – это несомненное, неизменное, полное и исчерпывающее знание о мире Истина-это соответствие наших знаний о предмете самому предмету

47 Критерий (мерило) истины ПРАКТИКА Деятельность человека, направленная на преобразование им окружающего мира Материальное производство Накопленный опыт Научный эксперимент Научная теория и логическое доказательство Не все идеи можно проверить на практике

48 Мировоззрение, его виды и формы Мировоззрение- система взглядов человека на мир(природа, общество, человек) в целом; отношение человека к миру три основные формы Мифология- форма общественного сознания, мировоззрение древнего общества, которое совмещает в себе как фантастическое, так и реалистическое восприятие окружающей действительности. Религия- форма мировоззрения, основанная на вере в наличие фантастических, сверхъестественных сил, которые влияют на жизнь человека и окружающий мир. Философия- особый, научно- теоретический тип мировоззрения, основано на знании (а не на вере)

49 Типы(виды) мировоззрения обыденноерелигиозноенаучное 1. Основывается на жизненном опыте. 2. Взгляды формируются стихийно. 3. Мало использует научный опыт 1. Основывается на религиозных учениях. 2. Недостаточное внимание к научным достижениям. 3. Тесно связано с духовными потребностями человека 1. Опирается на достижения науки. 2. Включает в себя научную картину мира


Любая деятельность — это процесс, в ходе которого человек удовлетворяет свой интерес или потребность, меняет действительность и познает мир. Сейчас расскажем, какие бывают виды деятельности с точки зрения обществознания.

О чем эта статья:

9 класс, 11 класс, ЕГЭ/ОГЭ

Деятельность — это способ взаимодействия с окружающим миром, который присущ только человеку. Только человек может ставить цели и задачи, планировать свою деятельность, подбирать средства для ее осуществления и корректировать деятельность по мере необходимости.

Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат (в правом нижнем углу экрана).

Структура деятельности

Схематично можно представить структуру деятельности таким образом:

Структура деятельности человека

Разберем компоненты этой схемы по порядку.

Субъект деятельности — это человек. Также в роли субъекта может выступать социальная группа или общество в целом.

Объект деятельности — предметы, процессы и явления, а также другие люди и социальные группы, общество.

Мотив деятельности — потребности человека, то, что побуждает его к действиям.

Цель деятельности — образ желаемого результата.

Средства (инструменты) — то, с помощью чего субъект осуществляет деятельность.

Действие (процесс) — конкретные шаги, которые предпринимает субъект для достижения результата.

Результат деятельности — итог, продукт, то, что получилось в результате действий субъекта.

Чтобы лучше понять структуру деятельности, давайте рассмотрим ее на конкретном примере — поиск работы.

Субъект деятельности

Объект деятельности

Статус на рынке труда

Цель

Трудоустройство в хорошую компанию на высокую зарплату

Мотивы

Мотивы могут быть разными у каждого субъекта деятельности. Для примера пусть мотивами нашего соискателя будут желание купить квартиру в центре города и необходимость помогать старенькой маме

Средства

Сайты поиска вакансий

Действия

Поиск вакансий на соответствующих сайтах, рассылка резюме, участие в собеседованиях

Результат деятельности

Смена статуса с безработного на имеющего полную занятость

Деятельность человека и активность животного

Может показаться, что не только люди могут быть субъектами деятельности. Ведь животные тоже могут вполне увлеченно и осознанно — на первый взгляд — выполнять какие-то действия: умываться, будить хозяина, охотиться, заботиться о потомстве.

Действительно, между деятельностью человека и активностью животного есть сходства, но человека отличает творческо-преобразующее отношение к миру.

Деятельность человека

Активность животного

Человек приспосабливается к окружающему миру через его масштабную переработку, вплоть до создания искусственной среды вокруг себя

Животное приспосабливается к миру через перестройку своего организма (мутационные изменения)

Человек осознанно ставит цели и задачи на основании анализа ситуации

Животное, каким бы осознанным оно ни выглядело, подчиняется инстинкту

Человек создает орудия труда, которые усиливают его физические возможности

Животное воздействует на окружающую среду непосредственно через свое тело

Деятельность человека носит созидательный характер

Активность животного носит потребительский характер

Отличительные признаки деятельности

Для деятельности характерны такие отличительные черты:

Сознательность, то есть сознательная постановка целей.

Продуктивность, то есть направленность на получение результата.

Преобразующий характер, то есть в процессе деятельности человек преобразует окружающий мир и самого себя.

Общественный характер — необходимость вступать в коммуникацию с другими людьми для достижения результата.

Виды (формы) деятельности

В рамках курса обществознания обычно выделяют четыре основных формы деятельности — игру, учение, труд и общение.

Игра — это свободная развивающая деятельность, которую субъект выполняет по желанию и ради удовольствия от процесса. Обычно у игры есть четкий набор правил. Во время игры дети зачастую готовятся к взрослой деятельности — учебе, работе, семейным отношениям.

Учение (познание) — это осознанный и целенаправленный процесс получения новых знаний и навыков.

Труд — это процесс взаимодействия субъекта с окружающим миром, в ходе которого первый создает продукты, необходимые для удовлетворения индивидуальных и общественных потребностей.

Общение — процесс установления и развития контактов между людьми, который включает в себя обмен информацией, переживаниями, эмоциями.

Цель игры — не производство материального продукта, а сам процесс, в ходе которого ребенок отдыхает и развлекается. Этим игра отличается от других видов деятельности, у которых есть четкая цель.

Мотивы деятельности

Как мы уже упомянули выше, мотивы деятельности могут существенно различаться от субъекта к субъекту. В таблице собрали основные виды мотивов, которые могут вдохновлять человека на деятельность.

Потребности — нужда человека в необходимом для жизни и развития.

Социальные установки — ориентация человека на что-либо.

Убеждения — эмоционально-ценностные отношения к действительности

Интересы — реальная причина действий, которая стоит за мотивами.

Влечения — психические состояния, которые выражают неосознанную необходимость.

Классификация деятельности

В обществознании существует не одна классификация деятельности, но мы рассмотрим наиболее популярную — по объектам и результатам деятельности.

В зависимости от того, что является результатом — материальные блага или культурные ценности — деятельность бывает материальной (практической) и духовной.

Материальная деятельность предполагает создание вещей и материальных ценностей, которые нужны для удовлетворения потребностей человека. Подразделяется на материально-производственную, связанную с преобразованием окружающей природы, и социально-преобразовательную — направленную на преобразование общества.

Продукты духовной деятельности — идеи, образы, научные, художественные и нравственные ценности. Духовная деятельность бывает:

познавательной — связанной с отражением окружающего мира в мифологической, религиозной, научной или художественной форме;

ценностно-ориентировочной — выражающей отношение человека к явлениям окружающего мира;

прогностической — участвующей в прогнозировании возможных изменений действительности.

Творческая деятельность

Особым видом деятельности является творчество — процесс создания чего-то качественно нового, никогда ранее не существовавшего. Творческой деятельностью занимаются художники, писатели, ученые.

Также творчество можно рассматривать как компонент другой деятельности. Так, наш соискатель из примера выше может проявить творчество в процессе подготовки резюме и придумать совершенно новый подход, который покорит работодателя.

Ключевыми для творческой деятельности являются такие способности:

комбинировать уже существующие знаний;

создавать новые образы в сознании (воображение);

создавать яркие, сильные представления (фантазия);

получать знания неосознанно (интуиция).

Поможем закрепить новый материал на уроках обществознания в онлайн-школе Skysmart.

Вопросы для самопроверки

Вспомните четыре основных вида деятельности и раскройте значение каждого из них.

Кто может быть субъектом деятельности?

Ученики 5А класса средней школы №151.

В чем особенность игры как вида деятельности? Как связана детская игра с другими видами деятельности?

В чем уникальность творчества как вида деятельности? Какими двумя способами можно понимать творчество в контексте деятельности?

Какие два основных типа деятельности вы знаете и в чем их принципиальное различие?

Приведите пример активности животного, которая похожа на деятельность человека. Объясните, почему при внешнем сходстве активность животного все же нельзя назвать деятельностью.

Читайте также: