Достопримечательности нурсултана казахстан презентация

Обновлено: 18.09.2024

Город Астана — современная столица Республики Казахстан. За время своего существования город пережил четыре переименования: Акмолинск, Целиноград, Акмола, Астана. Сегодня – это город с миллионным населением, крупный культурный и промышленный центр страны. Несмотря на свою двадцатилетнюю историю столицы государства, город имеет богатое историческое прошлое и характерные отличительные особенности.

Географическое положение и физико-географическая характеристика

Город Астана расположен на реке Ишим в северной части Казахстана. Сейчас площадь города составляет 71 тыс. га. Он удобно раскинулся на надпойменных речных террасах, которые были выбраны основателями города в качестве площадок для городских построек.Столица расположена в зоне резко континентального умеренного климата, поэтому лето отличается засухой и высокими температурами, а зима – продолжительностью и сильными морозами. В отдельные годы летом столбик термометра может достигать отметок выше, чем 40 0 С, а зимой опускаться ниже, чем -50 0 С. Осадков в течение года выпадает немного – всего 300 мм.

Демографическая характеристика

В истории города отмечено два важных события, которые повлияли на рост численности населения.Первое событие – это период освоения целины, когда население Целинограда стремительно выросло за счёт приезда сюда огромного количества добровольцев.Второе событие – это перенос столицы, когда за непродолжительный период времени население города увеличилось вдвое. А 4 июля 2016 года в Астане появился миллионный житель.Столица страны – это центр миграционных потоков и человеческого капитала. Сюда приезжают на постоянное место жительства из других регионов Казахстана, что позволяет показателю сальдо миграции удерживаться на высоком уровне.

Астана – это многонациональный город. Здесь наряду с казахами и русскими в качестве добрых соседей проживают немцы, татары, украинцы, евреи, армяне, белорусы, грузины, молдаване, азербайджанцы, узбеки и другие. Официальные языки – казахский и русский. Основные религии – ислам и православное христианство.

Исторические особенности

Город Астана смог воплотить в себе народную мощь и силу, стать гордостью и символом суверенитета Республики Казахстан. Официальное решение по переносу столицы из Алматы в Астану (тогда Акмолу) было принято по инициативе Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева в декабре 1997 года. Основные причины связаны с экономикой и геополитикой.

Астана — географический центр страны, расположенный на пути из Азии в Европу, равноудалённый от крупных экономических районов республики. На выбор местоположения столицы также повлияли следующие условия:

  • крупный транспортный узел;
  • развитые промышленность и аграрный комплекс;
  • благоприятные экологические условия;
  • сбалансированность природных условий;
  • малонаселённость.

Астана быстрыми темпами превратилась в современный мегаполис с десятками высоких небоскрёбов. Наряду с промышленностью в новой столице развивается социальная инфраструктура, включающая в себя многочисленные развлекательные и торговые центры, кафе, рестораны.

Архитектурный облик столицы — это переплетение лучших черт восточного и европейского зодчества. За короткое время городской пейзаж стремительно преобразился, превратив Астану в привлекательный для жителей и гостей город с евразийским стилем. В этом заслуга зарубежных строительных компаний, которые применяют в строительстве новейшие европейские технологии.

Особенности экономики

По экономическим показателям Астана занимает вторые позиции после Алматы. Основными отраслями экономики столицы являются транспорт и связь, строительство, а также торговля.

Астана развивается в соответствии с утверждённым стратегическим планом, рассчитанным на период до 2030 года и определяющим направления устойчивого развития города в качестве столицы государства.

Культурные особенности

Астана – город с культурными традициями, которые успешно сохраняются и развиваются. Многочисленные достопримечательности являются популярными туристическими объектами и посещаются гостями из других стран. Из крупных культурных объектов в столице имеются:

  • музеи — историко-краеведческий и изобразительных искусств;
  • театры — музыкально-драматический, русский драматический, театр оперы и балета;
  • филармония;
  • библиотеки с читальными залами.

Важнейшей достопримечательностью Астаны является Ак-Орда – резиденция Президента Республики Казахстан. Также популярностью у туристов пользуется Дворец Независимости, где можно познакомиться с макетным планом застройки столицы. Во Дворце проводятся различные дипломатические мероприятия и встречи на уровне первых лиц республики.

Во Дворце мира и согласия проводятся мероприятия, связанные с деятельностью религиозных концессий, принадлежащих как к мировым, так и к традиционным религиям.

Что нужно знать гостям города

Город Астана отличается тем, что наземный транспорт столицы представлен лишь автобусами и троллейбусами. Расписание работы маршрутов общественного транспорта составлено таким образом, что у пассажиров не возникает проблем с перемещением по городу.

Казахстан – это страна с многовековыми культурными традициями. Посещая страну, нужно знать о тех обычаях, которые существуют у местных жителей, чтобы следовать им и не вызывать негатив у окружающих. Например, знание правил казахского застолья и следование им поможет гостям уважительно отнестись к гостеприимству хозяев.

В Астане много нарушений правил дорожного движения со стороны водителей, поэтому к переходу улиц нужно относиться внимательно.

Казахи не отличаются пунктуальностью, поэтому часто опаздывают на встречи, даже если сами их назначили. Но зато они очень требовательно относятся к гардеробу и предпочитают деловой стиль одежды. Поэтому даже туристам советуют не одеваться по-спортивному, если они планируют посещать какие-либо культурные места столицы.

IMG_3176.jpg

Прогулку начнем у старого вокзала Астана-1, до 2017 года это была единственная пассажирская станция в казахстанской столице. С открытием нового вокзала Нурлы Жол на Астане-1 остались только транзитные пассажирские поезда, все маршруты с начальной или конечной точкой в Астане переведены на Нурлы Жол.

IMG_3183.jpg

2. Думаю, логика в строительстве вокзала в новой части города была: во-первых, от Астаны-1 до центра добираться почти час, во-вторых, виды в окрестностях старого вокзала не вяжутся с насаждаемым имиджем суперсовременного мегаполиса:

IMG_3189.jpg

3. На первом фото - пристройка 90х, основное здание возвели в конце 50-х по типовому проекту: "близнецов" можно увидеть в Барнауле, Кемерово, Нижнем Тагиле.

IMG_3187.jpg

4. Советские мозаики. Строительство вокзала совпало с "золотым веком" Целинограда - расположенный на пересечении транспортных путей Акмолинск стал центром освоения казахстанской и южносибирской целины.

IMG_3193.jpg

5. Недолгое время (с 1960 по 1965 год) Целиноград был главным городом Целинного края - административного образования из пяти северных областей Казахской ССР с преобладающей долей русского сельского населения.

IMG_3198.jpg

6. Железная дорога пришла в Акмолинск в 1929 году, когда достраивалась линия Петропавловск - Караганда.
Паровоз серии Э ш , выпущенный в Швеции в 1922-м, на самом деле не имеет никакого отношения к Астане - "ветеран" прифронтовой полосы в годы ВОВ, в "предпенсионную пору" он оказался на вспомогательных работах в депо Джамбул. В столицу попал как старейший сохранившийся магистральный локомотив в стране

IMG_3200.jpg

7. Приехали из Омска мы как-раз таки на старый вокзал, так что снимки наглядно иллюстрируют первые впечатления от Казахстана, пусть и сделаны два дня спустя.
В желтой сталинке находится банк, в котором я поменял рубли на тенге :)

IMG_3205.jpg

8. Вид на вокзал в перспективе улицы

IMG_3209.jpg

9. В сталинском здании бывшего ДК Железнодорожников (1954) недолгое время размещался столичный театр оперы и балета, а с 2007 года оно отдано труппе театра юного зрителя "Жастар"

10. Целью исследовать старый город "от и до" я себе не ставил. Да и честно говоря, скучновато он выглядит, не стоит того :)
Главным впечатлением дня был запланирован парк "Астана" (или по-другому - "Столичный") с комплексом миниатюр "Атамекен" - туда хотелось успеть до послеобеденного поезда в Алма-Ату; по этой причине знакомство с правобережной частью столицы вышло сжатым.

IMG_3211.jpg

Как таковой главной улицы в старом городе нет, в разное время ее роль выполняли Бейбитшилик (бывшая Мира) и проспект Республики (до 1997 - проспект Целинников). Мне удобнее было построить свой маршрут по проспекту Женис (бывший проспект Победы). Вероятно, я пропустил более интересные виды - но так будет повод вернуться в Астану снова, а это есть в планах :)

IMG_3216.jpg

11. Местный медколледж

IMG_3218.jpg

12. Конец июня - как раз разгар приёмной кампании

IMG_3213.jpg

13. Целиноградские сталинки

IMG_3220.jpg

14. Стимпанковский пёсик

IMG_3230.jpg

15. Астана удобна для велосипедистов: огромные расстояния и плоский рельеф стимулируют пересаживаться на двухколесного друга. Вот только сезон очень короткий, а зимы здесь суровые

IMG_3233.jpg

16. На пересечении с улицей Алии Молдагуловой - памятник казахской девушке-снайперу, уничтожившей 78 солдат и офицеров противника

IMG_3235.jpg

17. Целиноград массово застраивался хрущёвками 335-й серии, знакомой мне по Иркутску и Ангарску.

Как видите, старая часть Астаны еще во многом сохранила советский флёр. Контраст с новым центром ошеломительный - ощущение, что это два разных города.

IMG_3238.jpg

18. По-видимому, как-то так выглядит среднестатистический областной центр Северного Казахстана - за вычетом новодельной 16-этажки

IMG_3256.jpg

19. До 2008 года по этой улице проходила троллейбусная линия. Маршруты "рогатого" связывали район ж/д вокзала с жилмассивами в районе "Алматы". Понятное дело, что сеть, полностью построенная в советское время, не учитывала потребности шагнувшего за Ишим города и изменившиеся в связи с этим пассажиропотоки.
Троллейбус в Казахстане чувствует себя неважно - из десяти систем выжила лишь одна, алма-атинская.

IMG_3241.jpg

20. Внезапно наш путь преградило вот это чудо

IMG_3244.jpg

21. Уличные тренажёры

IMG_3258.jpg

22. "Сырахана" - пивная


23. Очень азиатский, я бы даже сказал, северокорейский вид :)
Памятник павшим в боях воинам 310-й, 387-й и 72-й гвардейской стрелковых дивизий, сформированных в Акмолинске. Открыт к 50-летию Победы, уже в независимом Казахстане.

IMG_3271.jpg

24. Все новые объекты оборудуются стелами с надписями на казахской латинице. Ну чтобы через два года не пришлось переделывать :)
Все-таки решение очень спорное, транслитерация как по мне нечитаемая - получается не осмысленное, пусть и иностранное, слово, а настоящая абракадабра:

IMG_3277.jpg

25. Многоэтажки по китайскому проекту - напомнило Благовещенск

IMG_3282.jpg

26. Более привычная картина

IMG_3284.jpg

27. В Казахстане правда есть!

IMG_3288.jpg

28. Концентрация трэшовой архитектуры увеличивается - подходим к бывшему центру

IMG_3290.jpg

29. Никто всерьёз не предполагал, что отметив с помпой своё 20-летие в качестве столицы, через год город в очередной (уже четвёртый) раз переживет смену названия.

IMG_3300.jpg

30. Новая площадь до формирования административного квартала вокруг монумента Байтерек служила центром столичной Астаны.
В то время под нужды переезжавших из Алма-Аты госучреждений приспосабливали имеющиеся здания; Министерство финансов РК - первое построенное с нуля. По замыслу архитектора, оно должно символизировать развевающийся флаг - в народе искривленный фасад нарекли "долларом"

IMG_3303.jpg

31. А в этом непритязательном своим обликом доме - прокуратура трёх районов старой части города

IMG_3307.jpg

32. Цветочный сад готовили к предстоящим празднованиям 20-летия Астаны

IMG_3315.jpg

33. Посвящение Керей и Жанибек ханам (1997), открытое в год рождения новой столицы Казахстана.
За памятником - первая резиденция Президента РК, в котором сегодня работает музей с выставкой подарков Нурсултану Назарбаеву от глав других государств. Первоначально был в планах, но этой темой пресытились после посещения Национального музея, решили пропустить.

Можно было пройти за здание резиденции и осмотреть бывшую главную площадь Целинограда - Старую а.к.а. Ленина, но мы не сориентировались.

IMG_3319.jpg

34. Угловая сталинка, которую я не смог опознать

IMG_3322.jpg

35. Гимназия конца XIX века, еще в 1899 году выкупленная под театр. Сценическая коробка (возвышение над левым крылом) появилась в советское время.

Хорошо, что контровой свет не соблазнил снять здание напротив - иначе могли быть проблемы. Кто же знал, что там заседает местный КГБ! Бдительный сотрудник заметил мою камеру и настоятельно рекомендовал не задерживаться в точке съемки предыдущего кадра.

IMG_3327.jpg

36. Осколки дореволюционного Акмолинска

IMG_3335.jpg

37. Граффити на национальную тему

IMG_3352.jpg

38. Выходим к набережной Ишима. Застроена она домами странной архитектуры "а-ля Диснейленд"


39.

IMG_3356.jpg

40. А вот ЖК "Гранд Алатау" мне нравится. Четыре разновысотных башни (20, 28, 38 и 43 этажа) имеют узнаваемый дизайн - броский, но в то же время стильный. Решение с золотой "волной" во всю высоту, на мой взгляд, очень удачное.

IMG_3377.jpg

41. Пляж. Интересно, купаются ли здесь.

IMG_3371.jpg

42. На другой берег ведет пешеходный мост "Серуен". На велосипеде проехать не получится - могут оштрафовать.

IMG_3373.jpg

43. Стела "Флюгер" с символами знаков Зодиака по кругу

IMG_3382.jpg

44. Столичный парк Астаны на 15-м смотре-конкурсе парков стран СНГ "Хрустальное колесо", прошедшем в 2017 году в Сочи, занял первое место в номинации "Лучший открытый парк развлечений с количеством посетителей от 500 тысяч до 1 миллиона человек".
Заложен еще в советское время, деревья успели вырасти выше роста человека, в отличие от остальных мест :) Он действительно единственный живой и по-настоящему зелёный парк города из тех, где я был.

IMG_3385.jpg

45. Амфитеатр

IMG_3388.jpg

46. Национальный теннисный центр Республики Казахстан. Любимый вид спорта Бориса Ельцина процветает и у соседей :)

IMG_3391.jpg

47. Интересный фонтан в виде полой чаши с вытекающим из него арыком

IMG_3396.jpg

48. Мальчик увидел камеру и попросил его сфотографировать. А мне что, жалко что ли? :)

(Кстати, а я ничего не нарушил этой публикацией?)

IMG_3401.jpg

49. Ну а мы подходим к пару миниатюр Атамекен, о котором расскажу в следующей части.


Сакральные места – это почитаемые среди населения страны памятники культурного наследия, светской и религиозной архитектуры мавзолей и природные ландшафты, кроме того, места с устойчивыми историческими ценностями связанные со значимыми политическими событиями. Объекты, занимающие важное место в общественно—политической жизни Казахстана, как символы историко-культурного наследия и национального единства.

В 2017 г. в Петропавловске была создана интерактивная карта сакральных мест Северо-Казахстанской области, в которую вошли 19 объектов. В финальном варианте региональной карты будут значиться около 40 сакральных мест.


В списке сакральных мест Северо-Казахстанской области в настоящем определено 25. Ежегодно список пополняется новыми памятниками истории. Из 25 сакральных объектов области – 6 имеют общенациональное значение. В их число входят резиденция Абылай хана в Петропавловске, Мемориал Карасай и Агынтай батырам в Айыртауском районе, в этом же районе находится уникальный памятник – поселение Ботай, где 5,5 тысяч лет назад впервые в мире была одомашнена лошадь. Данный факт доказан учёными и исследователями.

Остановимся подробнее на культовых сакральных объектах.

Археологический памятник Ботай (Айыртауский район)


Археологический памятник Ботай открыт в 1980 году. Он находится на юге Северо-Казахстанской области в Айыртауском районе. Площадь поселения 15 гектар. Археологов сразу заинтересовало большое количество впадин, оставшихся после разрушенных жилищ. Раскопки на поселении превзошли самые смелые ожидания археологов.

На поселении за период его существования было построено не менее 250 жилищ. Ученым удалось реконструировать весь процесс строительства жилищ древними строителями. Вначале выкапывали котлован многоугольной или округлой формы. Глубина котлованов 60-80 см, площадь от 30 до 70 кв. м. Затем мочили глину и комками укладывали в стены, которые изнутри и снаружи укрепляли костями животных.

Ширина стен древних жилищ составляла 80-120 см, высота – от 60 до 100 см. Рядом с жилищами рыли специальные ямы, из которых брали глину для обмазки стен и пола. По периметру стен возводили из бревен шатровое перекрытие с отверстием в центре для дыма. Щели между бревнами замазывали глиной, а сверху покрывали дерном и шкурами животных. Таким образом, высота внутри помещения составляла 250-320 см.

Исследования поселка Ботай велись Кокшетауской археологической экспедицией в 2006 году. Основной объем работы был связан с охранными раскопками в южной и восточной частях памятника. Кроме охранных раскопок проводилась частичная засыпка мелких оврагов в северовосточной части поселения у истока крупного оврага, где ежегодно в весеннее время провоцируются новые мелкие овраги. Таким образом, вся береговая линия поселения подверглась охранным раскопкам.

Общая площадь раскопа составила 592 кв. м. Всего за три последних года исследований выполнен значительный объем археологических и охранных работ. Всего было вскрыто 1756 кв.м. культурного слоя, сделано более 20 тысяч находок.

Мечеть Дин-Мухаммад (г. Петропавловск)



В 2005 году состоялось торжественное открытие мечети. Здание является украшением центральной части города. В основании оно напоминает восьмиконечную звезду. Культовое сооружение венчают один большой и четыре малых полусферических купола ярко-синего цвета. Мечеть имеет два минарета, высота каждого – 42 метра. Одновременно мечеть может принять около 1 тысячи прихожан.


Эта мечеть пока не входит в сакральные объекты Казахстана, но североказахстанцы очень надеются, что скоро войдет, поскольку мечеть является одной из старейших.

Каменная мечеть построена в 1882 году на средства татарского купца Халита Янгуразова. Татарские купцы предпочитали строить мечети на территории своих дворов, вследствие чего они составляли единую архитектурную композицию с домом и надворными постройками. Один из таких дворовых комплексов, воздвигнутый купцом Янгуразовым, сохранился и по сей день.

Здание построено из кирпича, одноэтажное, в плане имеет прямоугольную форму (10х30 м, без минарета). Историческая часть мечети – монолитный параллелепипед, объединённый под единым архитектурным фризом и общим фронтоном боковых фасадов. Оконные проёмы лучковой формы, которые в свою очередь обрамлены полукруглыми пилястрами.

Прямоугольная мечеть, имеющая в южной части полукруглый выступ с купольным сводом – михрабом, богато декорированным аттиком, и прилегающий к ней двухэтажный особняк, сохранивший изразцы и удивительно красивые своды, – яркая достопримечательность города. Мечеть обслуживала жителей большого района нашего города.

После 1917 года здание занимали различные учреждения образования. В 1930-е годы мечеть была закрыта и использовалась не по назначению (пионерский клуб). В 60-80 годах ХХ века здесь находилась спортивная школа. В 1936 году был разобран минарет.

В 1991 году возвращена верующим. При реконструкции в 1995 году прежний иглообразный минарет не был восстановлен. В настоящее время мечеть передана мусульманской общине города Петропавловска.

Председателем правления мусульманской общины при мечети был К.К. Кангужин. 20 октября 1992 г. главным имамом мечети назначен Серик Абилханович Сулейменов, являющийся в 1990-1995 гг. гл. имамом Северо-Казахстанской области. Официальное открытие мечети состоялось в 1993 г.

Собор святых апостолов Петра и Павла (г.Петропавловск)


Собор святых апостолов Петра и Павла – одно из старейших сохранившихся зданий города. Изначально на его месте в 1813-1815 годах на средства прихожан была построена Покровская казачья церковь.

Первоначально церковь была заложена в 1803 году, в 1812 году её разобрали, а 22 октября 1813 года на том же месте, но с некоторым уменьшением, заложили новую каменную трёхапостольную церковь.

Главный престол в честь св. апостолов Петра и Павла, северный – в честь святого Николая Чудотворца, южный – в честь покрова Пресвятой Богородицы. В 1838 году от пожара сильно пострадала каменная колокольня. Её разобрали и вместо неё в 1844 году заложили новую, стоящую отдельно от церкви, соединённую с ней коридором.

Строительство колокольни было завершено только в 1848 году. В 1920-30 годах началась эпоха безбожья. В это время шло массовое разрушение храмов и гонение священнослужителей. В 1938 году Президиум Петропавловского горсовета принял решение о закрытии и использовании её здания для общественных нужд.

С 1938 по 1946 годы Покровская церковь находилась в ведении облместпрома. Здесь выпекали хлеб, пироги, хранили семена масляничных культур. Позднее в здании церкви стали делать махорку. И только в 1946 году здание было передано общине верующих.

Уже через год силами верующих церковь была частично отремонтирована, там начали проводить богослужения. Только в 1952 году храм был восстановлен полностью.

Известно, что до 1950 года собор именовался Покровским. Затем он был переименован в собор св. апостолов Петра и Павла.

Храм Всех Святых или Всехсвятская (кладбищенская) церковь

(г. Петропавловск)


Ещё одна сохранившаяся православная реликвия, входящая в список сакральных мест Петропавловска – Храм Всех Святых или Всехсвятская (кладбищенская) церковь была построена на средства петропавловского купца Саввы Хлебникова и его жены в 1890-1894 годах.

Церковь каменная, однопрестольная. Храм уникален тем, что, несмотря на атеистические времена, из-за которых пострадали многие культовые сооружения города, эта церковь не прекращала работу ни на один день.

Храм Вознесения Господня (г. Петропавловск)


В 1998 г. в Петропавловске был создан общественный фонд по воссозданию Храма Вознесения Господня. В 1999 г. в 19 микрорайоне на ул. Юбилейной (ныне – ул. Ж. Кизатова) было начато строительство храма в память о разрушенном ка-федральном Вознесенском соборе. Шесть колоколов отлиты по специальному заказу в городе Каменске-Уральском Свердлов-ской области. Самый большой из них весит 640 кг.

Существенную помощь в организации завершающего этапа работ оказали областные государственные органы. Освящение храма архиепископом Чимкентским и Акмолинским Елевферием (ныне – архиепископ Чимкентский и Таразский) состоялось 26 ноября 2005 г.

Этот объект не вошел в сакральную карту.

Храм в честь пророка Илии (с. Лебяжье, район М. Жумабаева)


Лебяжинский храм в честь пророка Илии – один из старейших в Петропавловской и Булаевской епархии. В настоящее время нельзя окончательно утверждать, когда церковь была построена. В то же время, в Историческом архиве Омской области хранятся метрические книги Пророка-Ильинской церкви крепости Лебяжьей, начиная с 1774 г.

С 23 августа 2017 г. настоятелем храма является иеромонах Далмат (Прохоров), ранее служивший клириком Кафедрального собора Вознесения Господня г. Петропавловска.

Музея-усадьбы Айганым, бабушки Шокана Уалиханова

(Айыртауский район)


Также в список республиканских сакральных мест входит усадьба бабушки Чокана Валиханова – Айганым, которая располагается в селе Сырымбет Айыртауского района СКО.

В Сырымбете находится музей Шокана Уалиханова – прямого потомка хана Среднего жуза Абылая и дом-усадьба его бабушки Айганым. Усадьба для Айганым была построена в 1824 году по указу императора Александра и генерал-губернатора Западной Сибири Петра Капцевича.

Усадьба была центром культуры и просветительских идей в казахской степи. Усадьба в оригинальном виде не сохранилась, после революции он начала разрушаться и её разобрали, но к 150-летию Уалиханова 1985 года усадьбу восстановили: теперь в её составе есть дом с гостиной, школа, мечеть, мельница, жилой дом для прислуги, баня и хозяйственные постройки.

Мемориальный комплекс Қарасай и Ағынтай батыров

(Айыртауский район)


Рядом с селом Мадениет покоится прах великих казахских батыров Қарасая и Ағынтая. 15 октября 1999 г. здесь был воздвигнут величественный мемориальный комплекс. Мавзолей, посвященный батырам, стал символом единства, дружбы и сплочённости всех народов Казахстана. На высоком холме установлены сооружения в виде двух боевых шлемов, между ними – мечеть. Рядом – скрещенные копья древних воинов.

Мемориальный комплекс Қарасай и Ағынтай батыров является местом паломничества и экскурсий. Ежегодно его посещают тысячи людей со всех уголков Казахстана, а также многочисленные иностранные гости.

Дважды здесь побывал Н.А. Назарбаев. Для паломников и туристов рядом с мавзолеем возведена гостиница. В 2017 г. данный комплекс был внесён в список сакральных объектов Северо-Казахстанской области республиканского значения.

Архистратиго-Михайловский женский монастырь

(с. Пресноредуть, Жамбылский район)


Это был крупный женский монастырь с хорошо организованным и налаженным хозяйством. На его территории располагалось множество строений. Среди них дома с кельями, ткацкая и иконописная мастерские, гостиница для паломников.

Монастырь располагался близ озера, снабжающего местных жителей рыбой. Насельницами монастыря было организовано небольшое подсобное хозяйство в виде ветряной мельницы, кузницы, каретной и кирпичной мастерских.

Монастырь напоминал небольшое отдельное государство. Для безопасности он был огорожен рвом и высокой оградой. Внутри находились дом священника, два храма – деревянный и каменный (последний – в честь Архангела Михаила). Храмы были богаты иконами, которым приходили поклониться тысячи верующих. При монастыре также была обустроена школа для детей-сирот. Там проживало 60 девочек.

Детдом просуществовал до 60-х годов. В настоящее время от всего огромного комплекса монастырских зданий остался острог, стены двухэтажной школы, первый этаж дома священника, фундаменты зданий и сооружений.

Тем не менее, на эту святую землю до сих пор приезжают паломники из разных уголков Казахстана и России. В 2017 г. Архистратиго-Михайловский женский монастырь внесён в список сакральных объектов Северо-Казахстанской области.

Храм Пресвятого Сердца Иисуса (г. Петропавловск)


Храм Пресвятого Сердца Иисуса. Памятник истории и архитектуры начала XX в. – Храм Пресвятого Сердца Иисуса – является старейшей католической святыней, сохранившейся в Казахстане. Это единственный католический храм в нашей стране, сохранившийся с дореволюционных времен.

7 июля 2002 г. отреставрированный храм повторно освятил Апостольский Администратор Казахстана Епископ Ян Павел Ленга.

С точки зрения архитектуры храм представляет собой типичный польский костел конца 19 в.: добротное каменное строение, имеющее строгие и сдержанные формы, без элементов декора.

В 2017 г. храм стал сакральным местом Северо-Казахстанской области.



Еще один археологический объект, отмеченный на сакральной карте, находится в районе Шал акына. Храмовый комплекс Байкара был обнаружен в 1956 году экспедицией известного казахского археолога Камиля Акишева.

По ее данным, это было сложное архитектурное сооружение, возведенное в V веке до нашей эры из различных материалов: камня, кусков дерна, дерева и глины.

Не вошли в сакральную карту, но являются украшением Петропавловска.

Храм Новоапостольской церкви в г. Петропавловск


В областном центре Новоапостольская церковь появилась в 1992 г. благодаря деятельности апостола региональной церкви Берлин-Бранденбург Зигхарда Бера, в обязанности которого входила духовная опека церквей в России и Азии. Название города ему понравилось, ведь наш город назван в честь апостолов Петра и Павла. Активную помощь ему оказывали священнослужители общины Мариенфельде и Мариендорфа г. Берлина: Хайнц Мельбаум, Курт Зерно, Уве Ланге, Хорст Динтингер, Хартмут Брувеляйт, Бернхард Лефхерц и Ральф Раудцус.

С тех пор здание Новоапостольской церкви является одной из достопримечательностей и украшением г. Петропавловска. В том же году пастырем и настоятелем общины стал Виктор Майер.

Дом молитвы Церкви Евангельских Христиан Баптистов СКО

(г. Петропавловск)


Основателем общины ЕХБ в Петропавловске в 1908 г. стал Гавриила Иванович Мазаев. Сначала немногочисленная группа верующих собиралась по частным домам и квартирам. Когда она выросла численно, Мазаев в построенном жилом доме выделил зал под проведение богослужений.

При Советской власти здание национализировали, и до 1978 г. здесь располагалось мукомольное производство. В 80-е гг. строение было заброшено и полуразрушено, его неоднократно пытались снести. В 1991-1993 гг. бывшая мельница Мазаева была отреставрирована и приспособлена под церковные нужды.

христиан веры евангельской (г. Петропавловск)


История первого в Петропавловске пятидесятнического объединения берет начало в 1960-е гг., когда приехавший из Украины проповедник Владимир Александрович Доманский, выходец из баптистов, начал свою миссионерскую деятельность.

О. СИНЯКОВ,


НУР-СУЛТАН, 23 марта. /ТАСС/. Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев в субботу подписал указ о переименовании Астаны в город Нур-Султан. Об этом сообщила пресс-служба лидера республики.

"Переименовать город Астану - столицу Республики Казахстан в город Нур-Султан - столицу Республики Казахстан", - говорится в опубликованном 23 марта указе президента страны. Настоящий указ вступает в действие со дня его первого официального опубликования.

Процедурные вопросы

Достижения Назарбаева:

Все процедуры, связанные с переименованием столицы Казахстана в город Нур-Султан, проведены в соответствии с действующим законодательством.

Об этом в субботу сообщила пресс-служба министерства юстиции Казахстана со ссылкой на главу этого ведомства Марата Бекетаева.

Юридические тонкости

Поскольку статус Астаны оговорен в основном законе государства, то действующий президент страны Токаев не имел права быть инициатором переименования города. "Конституцией установлено, что лицо, принявшее на себя полномочия президента в результате досрочного прекращения полномочий избранного президента, не вправе инициировать изменения в конституцию", - пояснило министерство.

Однако такое решение имели право принять обе палаты национального парламента на совместном заседании или же вопрос должен был быть вынесен на общереспубликанский референдум. Действующий президент в подобных ситуациях наделен полномочиями определять - проводить плебисцит или же пойти парламентским путем. В вопросе переименования Астаны Токаев выбрал второй вариант.

Мнение Конституционного совета

В процедуре переименования столицы Казахстана не увидел юридических противоречий и нарушений законодательных норм и Конституционный совет (КС) республики.

"Мы дали положительное заключение по данному вопросу, юристы посчитали, что никаких нарушений нет", - заявил член совета Иоган Меркель. Он напомнил, что при внесении изменений в конституцию необходимо, чтобы члены совета дали положительное заключение по данному вопросу - можно ли с юридической точки зрения вносить поправки или нет. "Касым-Жомарт Токаев не вносил никакого законопроекта в парламент, он только предложил на совместном заседании палат, а реальный законопроект внесло правительство", - уточнил Меркель.

Идея о переименовании

Предложения переименовать столицу в честь Назарбаева в последние годы звучали неоднократно. С ними выступали депутаты Мажилиса и Сената (нижней и верхней палат парламента), общественные и политические деятели республики. С целью отдать должное заслугам перед народом первого президента Казахстана предлагались разные варианты, в том числе с включением имени или фамилии Елбасы. В качестве вариантов рассматривались "Нурсултан" и "Назарбаев", а также Нуркала (соединение части имени и слова "город" на казахском - прим. корр. ТАСС). Астану предлагали переименовать, в частности, к 16 декабря 2016 года в связи с 25-летием независимости республики. Прежде Назарбаев высказывался против этой идеи.

Первоначально граждане считали, что город назовут Нурсултаном. Однако позже решение городского маслихата (представительный орган) Астаны внесло ясность, что речь идет немного о другом написании - Нур-Султан. Спикер маслихата Зауре Жусупова подчеркнула, что депутаты одобрили написание названия города через дефис. "Это очень красиво звучит, имеет большое смысловое значение (слово "нур" в переводе с казахского означает "светлый", а "султан" - "правитель" - прим. корр. ТАСС). Мы единогласно поддержали такое предложение", - сказала спикер.

Первая реакция

Первая реакция после указа 65-летнего Токаева, который сменил Назарбаева на посту президента 20 марта, у горожан была смешанной. Как убедился корр. ТАСС в ходе коротких бесед на улицах жители пока придерживаются различных мнений. Некоторые считают, что "ребрендинг столицы" решает сразу два вопроса - и засвидетельствует таким образом уважение страны к своему первому президенту и придаст новый импульс ее развитию. Другие, и их немало, считают, что Астана - прочно закрепившееся название в умах и сердцах казахстанцев. В центре столицы не проходит каких-либо мероприятий или других собраний групп граждан в связи с переименованием.

У многих возникает вопрос, как теперь называть жителей столицы. Предположения разные: нурсултане, нурсултаны, нурсултанчане. Однако руководитель администрации Астаны Бахыт Султанов ранее уже пояснил, что после переименования жителей по-прежнему будут называть астанчанами. Поскольку по-казахски "астана" - это и есть "столица", соответственно ее население - астанчане. Кстати, и документы в связи с переименованием экстренно никому не придется менять. Министр юстиции Казахстана Марат Бекетаев заверил, что различные удостоверения личности, в том числе свидетельство о рождении, диплом, водительское удостоверение, будут заменяться по мере истечения срока их действия.

Известие о переименовании столицы казахстанцев застало в разгар Наурыза (Навруз) - праздника весны, с которым традиционно связывают надежды на лучшее будущее, счастье и процветание. Многие казахстанцы признались корреспонденту ТАСС, что хотят, чтобы наступление Нового года по солнечному календарю и обновленное имя столицы не только были символическим совпадением, но и привнесли в жизнь каждого благополучие и позитивные изменения.

Читайте также: