Достопримечательности византии в стамбуле

Обновлено: 18.09.2024

Константинополь — так назывался этот город шесть сотен лет назад. Это была столица великой страны, древнейшей и великой цивилизации — Византийской империи. Эта цивилизация заложила правовую базу системы юридических отношений, которая сейчас составляет основу правового общества большей части государств современного мира.

29 мая 1453 года великий город Константинополь будет захвачен османским султаном Мехмедом II и Византия навсегда исчезнет с карты мира, а город станет столицей Османской империи и называть его будут теперь Стамбул (Истамбул).

Как всё начиналось и к чему привело

Само появление османского государства берет своё начало с завоевания окраин Византии в Малой Азии. Конфликт носил практически постоянный характер, укрепляющийся султанат неумолимо вел политику военной экспансии Византии. В тяжелые для Византийской империи времена она даже находилась в вассальной зависимости от османских правителей.

Шанс избавиться от покорения османами появился у правителей Византии и других народов, подвергшихся их нападениям, в 1402 году, когда Тамерлан разбил султана Баязида I, раздробив созданное им государство и спровоцировав гражданскую войну между наследниками османского престола.

Однако недальновидная политика византийских императоров и узость их мышления, направленная на укрепление собственной кратковременной власти, привели к скорейшему восстановлению сильной власти в распавшемся было османском султанате.

К роковому для Константинополя 1453 году Византия погрязла в глубочайшем кризисе, охватившем все стороны жизни её граждан, — национальный вопрос, давление католической церкви и принятие католической унии императорами, повлекшее зависимость от Запада, экономические проблемы, общий упадок нравов, безверие и внутренние разногласия в правящих кругах ослабили некогда могущественное государство.

Со слов летописи византийского историка Дуки:

Накануне великого противостояния

После поражения крестоносцев в крестовом походе против османов и усмирения Мурадом II всех потенциальных врагов султаната пришедшему ему на смену Мехмеду выпал шанс покончить с Византией.

Своих сил у императора почти не было, не считая личного воинства в городе, порядка 5000 человек, казна была пуста. Обращение к собственной знати и олигархам с просьбой помочь материально не возымело действия.

Константин и его Византия

Константин XI попытается решить проблему даже посредством того, чтобы воспользоваться уважительным отношением Мехмеда к жене своего умершего отца, его вдове Маре-хатун болгарского происхождения. Он сделает предложение женщине, но ей чисто по-женски уже надоели все эти придворные игры ещё в гареме, и она откажет, сказав, что дала обет более не выходить замуж и посвятить свою жизнь Богу.

Сама Византия в течение 50 лет, минувших с разгрома Тамерланом османов, утратила свое влияние и могущество и представляла собой сам Константинополь с его окрестностями, несколько прибрежных городов на Эгейском море, немногочисленные острова и формально вассальную Морею. И была в окружении османского государства и его вассалов, только морские пути пока находились под её контролем.

Решение султана Мехмеда II

Султан настроен не по-детски: подготовка к осаде Константинополя

Крепость позволит контролировать проход судов в самом узком участке Босфора и держать его под прицелом крепостной артиллерии. С этого момента проход судов станет платным. С учетом того, что Дарданеллы уже давно контролировались другой османской крепостью, построенной ещё Баязидом, свободный проход к заливу Золотого Рога, где находился Константинополь, будет блокирован османами.

В 1452 году послы Византии прибыли к Мехмеду для получения заверений в том, что действия османов не направлены на угрозу империи. Мехмед казнил послов, что, по сути, означало объявление войны. С этого времени Константинополь перешел на военное положение, гражданские ворота, оборудованные мостами, были закрыты, действовали только военные ворота.

В августе 1452 года османы блокировали морские пути, при попытке прорваться были уничтожены два корабля Венеции, уцелевшие из экипажа были обезглавлены, а их тела запретили погребать. Запад ограничился письменными угрозами с требованием снять блокаду Константинополя.

Османы тем временем занялись уничтожением и блокированием крепостей, городов и цитаделей на Мраморном и Черном морях, принадлежащих Византии.

Был ли шанс у Византии? Размер войск с обеих сторон

В конце Великого поста, на Страстную Седмицу, в Великий понедельник 2 апреля 1453 года передовые отряды османов выйдут для занятия позиций перед стенами Константинополя. Произойдут первые столкновения противоборствующих сторон. 6 апреля прибудет сам султан Фатих Мехмед II с основными силами и начнется знаменитая битва за Константинополь, которая будет идти как на суше, так и на море.

Армия султана

Османская регулярная армия была полностью мобилизована и практически вся прибыла для осады. По данным Бабингера и Рансимена, численность её составляла порядка 80 000 человек, в их число входило от 12 до 15 тысяч янычар — элиты османского войска тех времен. Кроме того, в войске было около 20 000 башибузуков — иррегулярных воинов, нанимаемых в основном в Албании и Малой Азии на территориях, принадлежащих султанату.

Хотя на перезаряд орудия уходило до 3 часов, урон от него был значительным, ещё более значительным был морально-психологический эффект от его применения. Урбан отлил несколько орудий, это было самым разрушительным. Пушка сейчас находится в Музее оружия форта Нельсон (Великобритания).

Надо сказать, что артиллерии в армии Мехмеда в этом штурме применялось много. В перерывах между штурмами огонь по стенам Константинополя велся практически непрерывно.

С моря действия османов поддерживал военный флот, созданный Мехмедом, состоящий в основном из парусно-гребных судов в количестве до 40 единиц, 250 мелких скоростных судов и семи барж. Флот уступал в своей комплектации и современности Венеции и Генуе — морским державам — фаворитам того времени, но был вполне боеспособен.

Защитники Константинополя

Численность защитников Константинополя была незначительна. В почти миллионном городе-мегаполисе, крупнейшем городе мира, превосходящем по численности Лондон, Париж и Рим того времени вместе взятые, набралось всего 8000–9000 человек для его обороны!

Основным преимуществом обороняющихся были древние стены Константинополя, расположенные в несколько рядов, защищённые широким рвом перед стенами, усиленные артиллерией — эта система укреплений считалась лучшей в мире. С сухопутной части города они простирались более чем на 5 км, с морской — более чем на 13, окружая город и создавая надежную защиту.

Со стороны моря стены были более слабые, чем со стороны суши. В город вело 5 гражданских ворот, оборудованных мостами, и 5 военных, не имевших мостов и использовавшихся только в военное время.

Война до победного конца. Победитель получает все

В течение нескольких дней шел массированный обстрел стен осажденного города. Базилика Орбана, как и предполагалось, наносила колоссальный ущерб стенам. Жители города ночью восстанавливали стены и заделывали бреши деревянным частоколом, так они действовали на протяжении всей осады.

11 апреля был проведен первый штурм Константинополя: засыпав ров и подпалив частокол, османы попытались пробиться сквозь пробитые артиллерией бреши в стене. Численное превосходство на узком пространстве не давало никакого результата, и османы потеряли 200 человек, христиане же под руководством Джустиниани — ни одного.

Неудачи султана

Эти победы подняли моральный дух оборонявшихся и вызвали новые разговоры в стане османов о бесперспективности затеянного султаном взятия Константинополя.

Для того чтобы обойти защитную цепь и ослабить позиции Константинополя на море, султан прибег к неординарному решению. Мехмед выстроил дорогу из промасленных бревен и по ним перетащил часть кораблей при помощи волов.

Появление кораблей османов за ограждением цепи вызвало растерянность в стане византийцев. Попытка уничтожить их не дала результата. Теперь морской части стены города постоянно угрожало присутствие кораблей неприятеля, а византийский флот был вынужден постоянно контролировать участок пролива, защищенный цепью, чтобы не допустить её уничтожения и соединения флота неприятеля. Был отправлен корабль за помощью в Венецию, но помощь так и не пришла, несмотря на обещание помочь.

Без того небольшой гарнизон города был вынужден часть сил держать в районе морской стены. В городе заканчивался запас продовольствия, а наличие кораблей османов в заливе не позволяло пополнять продовольствие с помощью ловли рыбы. Силы защитников таяли с каждым днем.

Знак неминуемого краха империи

Также начали вспоминаться пророчества о том, что последнего императора Византии, как и первого, будут звать Константин и он будет сыном Елены, о том, что город не погибнет, когда будет растущая луна, но уже как раз начиналась убыль луны. Тут ещё случилось лунное затмение.

Напуганные жители решили идти крестным ходом на следующий день, однако пошел сильный ливень, икона, которую несли, упала и не было возможности её поднять, ливень сменился плотным туманом, а над куполом Собора Св. Софии все явственно видели сияние. Всё это было расценено жителями как знак неминуемого краха империи.

Мехмед все это время вел активные боевые действия, и его люди тоже были близки к разочарованию талантами полководца своего султана. Были захвачены все окрестные крепости и цитадели, гарнизоны которых отчаянно сопротивлялись. Взятых в плен воинов сажали на кол перед стенами Константинополя.

Неприступный город

В стане османов распространялся ропот, поддерживаемый Халил-пашой. Высказывались опасения о прибытии подмоги к византийцам с Запада. Если бы это случилось, город устоял бы и в этот раз, но помощь не пришла. Стены города сильно пострадали от постоянных обстрелов и штурмов, и Мехмед чувствовал, что защита города держится из последних сил, нужен был ещё один удар.

Мехмед лично провел инспекцию войск и флота и решил провести последний, решающий штурм всеми силами одновременно, со всех сторон. Воинам было обещано отдать город на разграбление в течение трех дней после взятия. Константину было предложено сдать город последний раз — он отказался.

В ночь на 29 мая 1453 начался последний штурм Константинополя. Военная операция проводилась одновременно с моря и с суши, атакам подвергались все проломы и бреши в стенах, но основные усилия были сосредоточены в районе долины Ликос, где разрушения были самыми значительными. Там оборону возглавлял Джустиниан Лонго, он приказал закрыть за собой дверь, ведущую через внутреннюю стену в город, чтобы отрезать путь к отступлению и стоять насмерть.

Сам император Константин, попрощавшись с семьей, которая осталась во дворцовой внутренней крепости, и помолившись в храме Св. Софии, вышел на стены, чтобы руководить обороной. По замыслу Мехмеда, одновременный штурм должен был рассеять силы гарнизона города и не дать им возможности собраться для отражения намеченного главного удара.

Штурм Константинополя

В эту ночь множество добровольцев из числа горожан наконец-то одумались и с оружием в руках встали на защиту города, остальные, кто не мог держать оружие в руках, собрались на общее богослужение в храме Св. Софии.

Мехмед разделил на три этапа (волны) штурм городских стен. Первой волной стало наиболее слабое и ненадежное воинство, состоящее из иррегулярной пехоты, набранной как ополчение, сербов, а также наемников из венгров, немцев и итальянцев. За ними в качестве заградотряда были выставлены янычары: бегство в лагерь наказывалось смертной казнью. Янычары железными палками били пытавшихся отступить, направляя их на стены. Османы несли огромные потери, но продолжали штурм и попытки пробиться через наскоро построенные ограждения в стенах, пробитых артиллерией.

Наконец, султан приказал отступить, и был проведен ещё один артобстрел, после чего в бой пошли анатолийские войска, основной удар был направлен в район третьих военных ворот — Тритон, где пушка Урбана разнесла частокол, временно закрывавший брешь в стене, до 300 человек из османского войска смогло пробиться сквозь стену, но отряд императора Константина во главе с ним самим вытеснил врага. Атаки с моря также были безуспешны, поскольку сил было явно недостаточно для штурма стен с моря командами судов.

В бой идет элита

После второй волны последовал интенсивный артиллерийский обстрел, в бой пошла элита османского воинства — янычары. До крепостного рва их вел лично султан, направляя их на последний штурм. Как именно происходил бой, сейчас неизвестно. Известно, что Джустиниан был ранен, возможно дважды, и его люди просили запустить его за внутреннюю стену, но Константин отказал, т. к. был договор не открывать ворот. Из-за дезертирства его самого и его людей венецианцы с греками остались одни, не справившись с напором турок, отступили. Такую версию выдвинули венецианские источники, недолюбливающие подданных Генуи.

Греческий историк Дука пишет, что, несмотря на уход Джустиниана, Константин отразил эту атаку османов, а неприятель прорвался через ворота, используемые для ночных вылазок, которые забыли запереть. Стивен Рансимен, английский историк, много времени посвятивший изучению этого вопроса, также придерживается мнения о проникновении османов через ворота, которые по ошибке оказались незапертыми.

Смерть императора

Окруженный врагами, он был убит двумя ударами одновременно, в спину и лицо. Именно по сапогам его и опознают позже. Голова его будет повешена на колонну, а позже в дорогой шкатулке будет передаваться между мусульманскими правителями как знак победы над неверными. Тело его так и не будет погребено и позже будет утеряно.

Итог войны за Константинополь: что делали захватчики после взятия города

Осмотрев совершенно пустую сокровищницу и казну императора и увидев в городе весьма богатые и состоятельные жилища некоторых горожан, он призвал их и спросил, почему они не поддержали материально оборону города. Те раболепно отвечали, что:

Повелением султана Мехмеда II Константинополь был восстановлен, ему было дано имя Стамбул и он стал столицей Османской империи.

Мехмед II Константинополе

Мехмед II Константинополе

Есть древнее сказание, записанное со слов современного нам монаха Афонской горы, умершего в конце ХХ века и прославленного в лике святых — Паисия Святогорца. Говорят, когда турки ворвались в город, богослужение в храме Св. Софии ещё продолжалось.

Кода первые разъяренные османы ворвались в переполненный молящимся народом храм и стали рубить людей, священник, ведший богослужение, взял в руки священные сосуды со Святыми Дарами и прошел прямо сквозь алтарную стену, которая замкнулась вслед за ним.

Греки верят, что, когда Собор Св. Софии перестанет быть мечетью и вернется Церкви, он выйдет из стены и закончит службу. Но пока Св. София — это мечеть, и с недавнего времени там вновь возобновлено исламское служение.

17 важнейших памятников архитектуры, живописи и декоративного искусства, познакомившись с которыми можно составить представление о том, как развивалась художественная культура в Восточной Римской империи

1. София Константинопольская

532–537 годы. Стамбул


София Константинопольская. 1910–1915 годы © Library of Congress

Тонкая скорлупка стен, снаружи нейтральная (однообразная плинфа Плинфа — широкий и плоский обожженный кирпич. ), а внутри драгоценная (золото, натуральные камни, обилие естественного и искусственного света), оказалась важнейшей находкой византийской архитектурной эстетики и воплотилась в огромном разнообразии форм. А купол Софии стал идеей фикс византийской, а затем и османской архитектуры, так никогда никем не повторенной: слишком сложным и амбициозным оказался проект архитекторов Юстиниана.


Интерьер Софии Константинопольской. 2000-е годы © De Agostini Picture Library / Getty Images

Сразу после завершения постройки Святой Софии ее купол дал трещину и затем неоднократно переживал ремонты (первый из них случился после землетрясения в 557 году), в ходе которых его укрепили, построив контрфорсы и заложив часть окон барабана. Неудивительно, что со временем внешний облик Софии сильно мутировал: ее логичный конструктивный каркас оказался скрыт мощными каменными ризалитами Ризалит — часть фасада, во всю высоту выступающая за его основную линию. , мелкими башенками и всевозможными служебными помещениями.

2. Церковь Святых Апостолов (Апостолейон) в Константинополе

VI век. Стамбул


Вознесение. На заднем плане, вероятно, церковь Святых Апостолов в Константинополе. Миниатюра из гомилий Иакова Коккиновафского. 1125–1150 годы © Wikimedia Commons

Правителям Восточной Римской империи были свойственны смелые амбиции. О них красноречиво свидетельствует и первое христианское сооружение Константинополя — так называемый Апостолейон, воздвигнутый императором Константином I Великим (306–337) в самой высокой точке города, у Адрианопольских ворот (там, где сейчас стоит мечеть Фатих). Посвященная двенадцати апостолам, церковь стала местом хранения их мощей, а заодно и мощей императора-строителя, чей саркофаг был водружен в центре интерьера — буквально иллюстрируя идею равноапостольности Константина.

Вот что по этому поводу пишет историк Евсевий Кесарийский:

Два века спустя, при императоре Юстиниане, Константинову церковь перестроили, в общих чертах сохранив, однако, первоначальный план. Апостолейон образца VI века, грандиозный крестообразный храм с пятью куполами, явился для Византии почти таким же эмблематичным образом храма, что и Святая София: на протяжении столетий на всей территории империи, начиная с Калат-Семана в Сирии вплоть до Сан-Марко в Венеции, его архитектурная идея вдохновляла византийских строителей. Видимо, именно он изображен на листе со сценой Вознесения в рукописи гомилий Иакова Коккиновафского Около 1125–1150 годов, Ватикан. .

В середине XV века церковь Святых Апостолов снесли по приказу султана Мехмета II Фатиха. Нам она тем не менее известна по множеству описаний: Прокопия Кесарийского (середина VI века), Константина Багрянородного (середина X века), Константина Родосского (середина X века) и Николая Месарита (около 1200 года).

3. Церковь Симеона Столпника (Калат-Семан)

475 год. Алеппо


Базилика церкви Симеона Столпника. Сирия, первая половина XX века © Library of Congress

Вокруг того самого столпа, существующего и по сей день (византийские миниатюристы любили изображать Симеонов столп в виде колонны с капителью, завершенной изящной балюстрадой, внутри которой размещался сам святой; иногда к колонне приставлялась лесенка), в 80–90-е годы V века был воздвигнут монастырский комплекс, грандиозный замысел которого находил себе равных разве что среди императорских ансамблей позднего Рима.

Вслед за Калат-Семаном возникло целое архитектурное направление V–VI веков, представленное церквями Симеона Столпника Младшего на Дивной горе, Иоанна в Эфесе и Пророков, Апостолов и Мучеников в Герасе.

4. Диптих Барберини

VI век. Лувр, Париж


© Marie-Lan Nguyen / Wikimedia Commons

Позднеантичный императорский диптих изначально представлял собой две таблички из слоновой кости, с одной стороны отполированные и покрытые воском (на них стальной палочкой, стилем, наносились заметки), а с другой — украшенные рельефом из слоновой кости, инкрустированной жемчугами.

Сохранилась только одна створка диптиха Барберини (названного по имени владельца XVII века). На ней представлен триумф императора (какого именно — неизвестно: возможными претендентами выступают императоры Юстиниан, Анастасий I или Зенон), главу которого венчает пальмовой ветвью аллегорическая фигурка Ники, богини победы. Император восседает на коне и заносит копье, а у ног его возлежит щедрая, источающая плоды Земля (в фигуре которой историк искусства Андре Грабар Андре Грабар (1896–1990) — византинист, один из основоположников французской школы византийского искусствоведения. увидел намек на вселенскую роль византийских императоров).

По убеждению императорских иконографов и панегиристов, враги василевса подобны диким зверям. Поэтому на диптихе Барберини попираемые варвары, одетые в экзотические одежды, шествуют в одной колонне со слонами, львами и тиграми, чтобы поднести триумфатору свои дары. Совершенно античная иконография, усвоившая единственный знак новой эры — образ Христа, венчающий сцену императорского триумфа.

Диптих Барберини — одно из самых блистательных и технически совершенных творений искусства VI века. После императора Юстиниана такие диптихи перестали быть в ходу, но и среди сохранившихся предметов едва ли найдется такой же роскошный, затейливый и тонко исполненный экземпляр.

5. Венский Генезис

Первая половина VI века. Австрийская национальная библиотека, Вена


Ревекка и Елиезер у колодца. Миниатюра из Венского Генезиса. VI век © De Agostini Picture Library / Getty Images

К тому же, VI веку относится древнейший хорошо сохранившийся иллюстрированный манускрипт Библии. Содержащийся в нем фрагмент текста Книги Бытия написан на пурпуре серебряными чернилами — дорогостоящая редкость, явно указывающая на царское происхождение ее владельца.

Каждая страничка Генезиса украшена миниатюрами. Некоторые из них имеют форму фризов (сюжеты на них хронологически не связаны), другие же выстроены наподобие картины и заключены в рамку: если в свитке в композиционно самостоятельных миниатюрах не было необходимости, при переходе к книге-кодексу она возникла.

Как и диптих Барберини, живопись Венского Генезиса полна античных аллюзий и напоминает росписи Помпеев: этому служат изящные колонны, портики и воздушные велумы Велум (от лат. velum — парус) — занавес, покрывало, изображается обычно дуговидным. Изображения велумов распространены в иконописи, но восходят к Античности. , аллегорические фигуры источников и буколические мотивы. Раннехристианская живопись не торопилась расставаться со своим римским прошлым.

6. Икона Богоматери со святыми

VI–VII века. Монастырь Святой Екатерины, Синай


© Wikimedia Commons

Античные представления об образе доминируют и на ранних иконах, например на иконе с образами Богоматери с младенцем и святыми мучениками из собрания синайского монастыря. Образы Марии, восседающей на троне, Христа и двух ангелов еще по-античному чувственны и пространственно достоверны, а их лики (скорее, лица) эмоционально нейтральны и преисполнены спокойствия.

Напротив, мученики (возможно, святые воины Феодор и Георгий — по типическому сходству с их поздними кодифицированными портретами) с золотыми крестами в руках (в знак их мученической кончины и посмертной славы) написаны так, как совсем скоро, когда завершатся иконоборческие споры, постановят восточно-христианские иконописцы и богословы. Скрытые роскошными хламидами, их фигуры походят на аппликации; маленькие символичные ножки поставлены так, будто тела зависли в воздухе, а лики (уже лики, а не лица) суровы, неподвижны и оцепенело смотрят вперед: что для жизнелюбивой Античности — сущая скука, для Византии — основанный на самоотрешении духовный идеал.

7. Хлудовская псалтырь

Середина IX века. Государственный исторический музей, Москва

Хлудовская псалтырь, названная по имени Алексея Ивановича Хлудова, владевшего рукописью в XIX веке, — одна из трех сохранившихся псалтырей, созданных в константинопольском Студийском монастыре вскоре после восстановления иконопочитания (спустя два века буквального забвения изобразительного искусства, на протяжении 726–843 годов антропоморфные образы Христа и святых оставались вне закона). Эта рукопись (так называемая монастырская редакция псалтыри с иллюстрациями на полях) — самая полная из трех и обильнее всего иллюстрированная.

8. Минологий Василия II

Начало XI века. Ватиканская библиотека


20 тысяч мучеников никомидийских. Миниатюра из Минология Василия II. Начало XI века © Wikimedia Commons

X–XI века в Византии стали временем больших агиографических Агиография — совокупность житий святых и других жанров, посвященных жизни и деятельности святых, таких как чудеса, мученичества и проч. проектов вроде минология Минологий — сборник житий святых, расположенных в порядке их поминовения в течение литургического года (с сентября по август). Симеона Метафраста, стилистической унификации житийных текстов и составления сборников, свободных от доиконоборческих маргинальных сюжетов.

Рукопись, ныне хранящаяся в Ватикане, была задумана как роскошный иллюстрированный сборник житий святых, преподнесенный императору Василию II Болгаробойце (976–1025). Каждое житие занимает всего 16 строк на странице, тогда как остальная ее часть отведена под миниатюры. Это уникальный для византийского книгописания случай подчинения текста изображению: миниатюры были написаны первыми (на нескольких страницах область текста так и осталась пустой). Кодекс сохранил имена восьми художников, трудившихся над созданием 430 иллюстраций — беспрецедентный материал для анализа не только почерка мастеров, но и вопроса об их кооперации внутри артели.

Минологий Василия II — блистательный пример зрелого византийского искусства: на миниатюрах с портретами святых и сценами их мученичества найден тонкий баланс между имитацией реальности, характерной для Античности, и средневековой условностью и аскетичностью. Естественные, свойственные природе формы превращаются в геометрические; мягкие полутона — в золотой ассист Ассист — линии, нанесенные золотом по красочному слою. Символизирует божественный свет. ; лица с индивидуально-конкретными чертами — в застывшие симметричные лики.

9. Мозаики и фрески монастыря Осиос-Лукас в Фокиде

Около 1040 года. Греция


Крещение. Мозаика нефа в монастыре Осиос-Лукас. Фокид, XI век © Wikimedia Commons

Своего апогея это художественное направление достигло в ансамбле монастыря Осиос-Лукас (Преподобного Луки) в Фокиде. Его кафоликон (главный храм) и крипта (подземное помещение) сохранили удивительные мозаики и фрески 40-х годов XI века — времени так называемого аскетического стиля, востребованного не только в монастырях, но и среди провинциальных князей (мозаики и фрески Софии Киевской выполнены в той же манере). Можно предположить, что эта эстетика сформировалась в художественных кругах Константинополя: на это косвенно указывает исключительное качество исполнения греческого ансамбля.

На блистающем золотом фоне купола кафоликона Осиос-Лукас представлено cошествие Cвятого Духа на апостолов — довольно редкая в Византии иконография, прославленная в описаниях константинопольского Апостолейона.


Сошествие Святого Духа на апостолов. Мозаика в монастыре Осиос-Лукас. Фокид, XI век © Wikimedia Commons

Не следуя натуре, мозаичисты Осиос-Лукас редуцируют фигуры святых почти до символов, акцентируя лишь наиболее значимые детали — жесты персонажей и их огромные одинаковые застывшие глаза. Искусная мраморная облицовка стен демонстрирует византийское понимание иерархии архитектуры: евангельские сцены и образы святых на золотом фоне витают на уровне сводов, тогда как нижние плоскости стен занимает абстрактный рисунок натурального камня.

Среди редкостей Осиос-Лукас — крипта под кафоликоном, место погребения преподобного Луки, расписанная одновременно с самим кафоликоном фресками на сюжеты праздников и страстей Христовых. Значительное место в росписях всего ансамбля занимают образы святых, многие из которых — монахи, в том числе местночтимые (Лука Гурникиот, Никон Метаноит, Лука Стириот). Монашеский и местный характер программы декорации храма сочетается с высокородным столичным заказом: основателем монастыря был император Роман II (умер в 963 году).

Грандиозный для своего времени проект Осиос-Лукас являет образец средневизантийского синтеза архитектуры, живописи и скульптуры, создающего идеальную иконографическую схему крестово-купольного храма.

10. Потир императора Романа

X век. Сокровищница собора Сан-Марко, Венеция


© De Agostini Picture Library / Getty Images

В верхней части сосуда располагаются пятнадцать эмалевых пластин, обрамленных жемчужными нитями. На них представлены полуфигуры Христа, Иоанна Крестителя, Богоматери, евангелистов и Отцов Церкви — в сущности, роспись церкви в миниатюре, — сохраняющие и ее центральные образы, и их иерархическую структуру.

Считается, что первая церковь на месте Софийского собора была построена Константином I в 325 году на фундаменте языческого храма. Его сын Констанций II освятил культовое сооружение в 360 г.

Айя-София

Первый собор Святой Софии был накрыт деревянной крышей. Сооружение было сожжено дотла в 404 году н.э. во время беспорядков, которые произошли в Константинополе в результате политических конфликтов в семье тогдашнего императора Аркадия, который правил с 395 по 408 годы н.э. Отстроенная заново церковь была вновь уничтожена пожаром уже в 415 году.

Айя-София

В 1453 году храм захватили турки, которые превратили его в мечеть и со временем достроили четыре минарета. Алтарь, иконостас, драгоценная утварь и колокола были похищены, но, к счастью, большинство фресок и мозаик не пострадало.

Айя-София

Айя-София

Айя-София

Мрамор, использованный для отделки пола и потолка, был привезен из Анатолии (современная восточная Турция) и Сирии, в то время как кирпичи, используемые в стенах и частях пола, были поставлены из Северной Африки. Внутренняя часть собора Святой Софии облицована огромными мраморными плитами, которые, как говорят, были созданы для имитации движущейся воды. При строительстве также использовались колонны из храма Артемиды Эфесской, который является одним из Семи чудес античного мира.

Айя-София

Айя-София

Главная особенность собора Святой Софии – его огромный центральный купол, диаметр которого 31 метр. Больше – только купол Пантеона в Риме. Мощное землетрясение, которое произошло в 558 году н.э., разрушило купол собора, однако вскоре он был отстроен заново, а стены были укреплены. Вес купола поддерживается рядом небольших куполов, аркад и четырех больших арок.

Собор Святой Софии

Самая известная и масштабная реставрация собора Айя София была заказана султаном Абдул-Меджидом I. Восстановлением занимались восемь сотен рабочих между 1847 и 1849 годами. По поручению султана работами руководили братья-архитекторы Гаспаре и Джузеппе Фоссати, которые объединили купол и своды, выправили колонны, а также пересмотрели оформление интерьера и экстерьера здания.

Собор Святой Софии

Собор Святой Софии

Айя София оставалась самым большим храмом христианского мира до постройки собора Святого Петра в Риме.

Собор Святой Софии

Собор Святой Софии

Некоторые люди верят, что Айя София обладает особыми целебными свойствами. Например, если три субботы подряд выпивать по стакану воды из колодца, который находится в центральной части храма, то можно исцелиться от болезней.

Собор Святой Софии

Первый президент Турции Мустафа Кемаль Ататюрк в 1934 году секуляризовал бывший собор и мечеть и превратил его в музей, официальное современное название которого — музей Айя-София. В 1985 году памятник архитектуры был внесён в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Собор Святой Софии

Собор Святой Софии

  • Активность: 1402
  • Репутация: 0
  • Пол: Мужчина

А Вы знаете, что Айя-София не была переделана османами в Мечеть на правах победителей, а была лично выкуплена Султаном Мухаммадом Фатихом у Вселенской Патриархии после падения Византийской Империи! Провести аналогии с тем, что сделали христианские завоеватели того времени с мусульманскими памятниками и мечетями после взятия Казани или Гранады (та же эпоха) - просто безсмысленно! Очень важно, что Мухаммад Фатих купил этот Собор у патриархата за свои личные средства в рамках дозволенного мусульманским правом, чтобы не ущемлять права других верующих - а договариваться с ними. и есть документ на это владение!

  • Активность: 3688
  • Репутация: 46
  • Пол: Женщина

Надежда, если за столько веков они ничего не разрушили, а только сохранили, разрушат ли сейчас?
а Вы знаете, что самый большой урон Собору Мудрости Божией нанесли крестоносцы? а ведь они были христианами и несли, якобы, слово Божье мусульманам. так вот эти уроды мечами счищали золото с христианских фресок и вывезли все, что могли украсть! а когда пришли турки, они выбросили из Храма покоившегося там христианского крестоносца и забелили фрески, чем спасли их от уничтожения.

  • Активность: 1907
  • Репутация: 2
  • Пол: Мужчина

А во время крестовых походов, ваши братья христиане фрески ободрали. И все ваши святыни разворовали и не только в Софии. А злые мусульмане, к стати все сохранили, так как было и еще и отремонтировали. А два минареты держат всю конструкцию, что бы не развалилась после землетрясения. 600 лет мусульмане ничего христианского в храме не разрушили, почему сейчас должны ломать? За всю историю христиане больше в разы своих храмов разрушили и сожгли, чем все мусульмане вместе взятые. Вы за одну ночь убили друг друга больше людей ( христиан ) чем все мусульмане за годы войны на Святой земле. Так себе вы мирные))))

53 комментария

  • Активность: 645
  • Репутация: 4
  • Пол: Женщина
  • Активность: 1659
  • Репутация: 4
  • Пол: Женщина

Теперь мусульмане в этом храме всё христианское разрушат. Им не нужны ни лики святых, ни человеческие образы.

  • Активность: 3688
  • Репутация: 46
  • Пол: Женщина

Надежда, если за столько веков они ничего не разрушили, а только сохранили, разрушат ли сейчас?
а Вы знаете, что самый большой урон Собору Мудрости Божией нанесли крестоносцы? а ведь они были христианами и несли, якобы, слово Божье мусульманам. так вот эти уроды мечами счищали золото с христианских фресок и вывезли все, что могли украсть! а когда пришли турки, они выбросили из Храма покоившегося там христианского крестоносца и забелили фрески, чем спасли их от уничтожения.

  • Активность: 1659
  • Репутация: 4
  • Пол: Женщина

АК, конечно трудно воспринимать, что многовековые святыни могут быть разрушены. Пусть всё сохраниться. Не важно к какому вероисповеданию относится человек, важно что бы он видел красоту в жизни, кто бы её не сотворил.

  • Активность: 3688
  • Репутация: 46
  • Пол: Женщина

Надежда, вот и я о том же. мне, христианке, глубоко симпатична позиция турок в этом плане: своими глазами видела на Балканах христианские храмы, которые турки за пятьсот лет пальцем не тронули. или просто в храме делали мечеть, сохраняя все убранство, закрыв их мусульманскими медальонами, как в Айя-Софье или просто переносили храм на другое место, делая его мечетью.
мне все равно как будут молиться в этом храме. для меня важно, что сохраняется его красота и величие и недаром Айя-Софья - Храм Мудрости Божией. а мудрость в том, что Бог - един и мы только по разному его видим. ведь у мусульман пророк Иса - это Иисус, так почему я должна отрицать ислам, если они почитают нашего Иисуса.

  • Активность: 7914
  • Репутация: 100
  • Пол: Мужчина

Представленный красивый Собор Святой Софии -уникальное культовое сооружение

  • Активность: 1338
  • Репутация: 6
  • Пол: Мужчина

Минареты надо будет разбирать аккуратно, чтобы храм не повредить. Я не христианин, даже не крещёный (за иудея пошлю на йух), но с удовольствием увижу, как с купола Святой Софии полумесяц сбросят на камни. Пинком!

  • Активность: 4829
  • Репутация: 24
  • Пол: Мужчина

Поль, сам по себе полумесяц это исторический символ Второо Рима, а не османов , заимствован ими .

  • Активность: 1338
  • Репутация: 6
  • Пол: Мужчина

Александр, видимо, так, сам не в теме, спорить точно не стану. Напомню только, что свастика тоже к Гитлеру никакого отношения не имеет, он её просто украл, причём у славян, а ещё точнее, у русов. А попробуйте её, к примеру, на стене нарисовать, такого наслушаетесь.

  • Активность: 4829
  • Репутация: 24
  • Пол: Мужчина
  • Активность: 1907
  • Репутация: 2
  • Пол: Мужчина

Поль, Этого не будет НИКОГДА. Это всего лишь Ваши фантазии. Вы этого не увидите. Да, и Вы не иудей. Иудеи поумнее.

  • Активность: 1338
  • Репутация: 6
  • Пол: Мужчина

Василий, истиной в Ваших словах является то, что я этого не увижу. Наверное. И то, что я не иудей. Всё остальное - Ваши домыслы. Это будет, хоть и не скоро. И иудеи не умнее, они подлее.

  • Активность: 1907
  • Репутация: 2
  • Пол: Мужчина

Поль, Этого ни будет никогда. "Это лишь их мечты. "

  • Активность: 4829
  • Репутация: 24
  • Пол: Мужчина

Василий, иудеи разные, есть умные, есть дураки.

  • Активность: 1907
  • Репутация: 2
  • Пол: Мужчина

Александр, Я имел ввиду что они умнее Полей Меерсонов

  • Активность: 3007
  • Репутация: 12
  • Пол: Женщина
  • Активность: 1907
  • Репутация: 2
  • Пол: Мужчина

А во время крестовых походов, ваши братья христиане фрески ободрали. И все ваши святыни разворовали и не только в Софии. А злые мусульмане, к стати все сохранили, так как было и еще и отремонтировали. А два минареты держат всю конструкцию, что бы не развалилась после землетрясения. 600 лет мусульмане ничего христианского в храме не разрушили, почему сейчас должны ломать? За всю историю христиане больше в разы своих храмов разрушили и сожгли, чем все мусульмане вместе взятые. Вы за одну ночь убили друг друга больше людей ( христиан ) чем все мусульмане за годы войны на Святой земле. Так себе вы мирные))))

  • Активность: 3688
  • Репутация: 46
  • Пол: Женщина

Василий, не могу поставить вам сто плюсов, чтобы выразить свою поддержку. но, я с Вами полностью согласна! когда впервые мы с мужем посетили св.Софию, муж после посещения и экскурсии не мог ночь спать, настолько его поразило варварство своих же единоверцев - крестоносцев. а я уже привыкла за долгую жизнь путешественника получать пинки от крестоносцев. они все Средиземноморье ограбили! на Сицилии считают самый трудный период в истории как раз когда пришли европейцы на эту землю. СТЫДНО! как-будто это я грабила и разоряла.

  • Активность: 1907
  • Репутация: 2
  • Пол: Мужчина

АК, Вы еще не в курсе что они с людьми творили. В данном случае со своими единоверцами. С детьми и женщинами. Про мусульман я вообще не говорю.

  • Активность: 2392
  • Репутация: 25
  • Пол: Женщина

Василий, Ваши бы слоаа да Богу в уши. Сирию кто разрушил? Крестоносцы? А в храм Рождества Христова кто на конях въезжал?
А вообще сейчас это уже опять мечеть и что будет с христианскими символами-кто знает? Выглядит Ай-София не так ярко и красиво, как на фото -были там в 2018г.

  • Активность: 3688
  • Репутация: 46
  • Пол: Женщина

Людмила, да, за полторы тысячи лет храм несколько пообветшал, но не турки же виноваты в том, что все тленно! Храм реально выглядит не так как на фото, а реально, без ретуши! не знаю что вы там смотрели в 2018 году, но я своими глазами видела в этом же году реставрацию, которую турки ведут беспрерывно уже много лет и пытаются сохранить святыню для всех нас!

  • Активность: 2392
  • Репутация: 25
  • Пол: Женщина

АК, реставрацию ведут не турки, а амеры. Заплатят-расчищают фрески, не заплатят-собрали шмотки и уехали. Собор построили за 5 лет, а леса для реставрации стоят уже лет 40.

  • Активность: 3688
  • Репутация: 46
  • Пол: Женщина

Людмила, да ЮНЕСКО вела реставрационные работы! сейчас собрали шмотки и уехали! собор строили не 5 лет. вы как-то забыли о пожарах, которые практически полностью уничтожали храм. не помните, видимо, что именно минареты сдерживают собор от разрушения. не знаете, вероятно, что превращение музея в мечеть никакого отношения к религии не имеет - это самая банальная грязная политика, которую ведет президент Турции, растерявший свой электорат перед грядущими выборами. а потому он никогда не уничтожит фрески собора, потому что ему не простят не только чужие, но и свои. ему просто нужна поддержка радикальных исламистов.

  • Активность: 2392
  • Репутация: 25
  • Пол: Женщина

АК, ну это просто смешно-простите за мой французцкий, но просто ржу. 1.Чтобы пожар что-то уничтожил, надо это что-то построить. 2. С минаретов призывают к молитвам -они даже не касаются стен Ай. 3 . Стены собора усиливают контрфорсы. ВЫ откуда свалились с такими познаниниями-фантазиями.

  • Активность: 3688
  • Репутация: 46
  • Пол: Женщина

Людмила, а после пожара строить не нужно? или до сих пор собор стоит в первоначальном виде? и это ваши фантазии смешны! сразу чувствуется человек с поверхностными знаниями: минареты стоят с храмом в одном комплексе, ну это как жить в обществе и быть свободным от него невозможно! почитайте хотя бы интернет и историю собора и его реставраций! стены собора усиливают контрфорсы, а сам собор? откуда же вы, Людмила, свалились?

  • Активность: 2392
  • Репутация: 25
  • Пол: Женщина

АК, всего Вам наилучшего -у Вас броня 2 метра, у меня нет желания больше читать этот бред. "минареты стоят с храмом в одном комплексе,"- ЭТО ИЗНАЧАЛЬНО БЫЛ ХРИСТИАНСКИЙ ХРАМ. Всё.

  • Активность: 1907
  • Репутация: 2
  • Пол: Мужчина

АК, Юнеско вела реставрационные работы с начала 80, не особо спешила.))))

  • Активность: 3688
  • Репутация: 46
  • Пол: Женщина

Василий, а куда было торопиться? солдат спит, а служба идет!)))))

  • Активность: 1907
  • Репутация: 2
  • Пол: Мужчина

Людмила, Она была мечетью с 1455 года до прихода Кемаля. Там все осталось как есть. Не морочьте людям голову. Вы в своей стране храмы восстановите которые ваши прадеды строили а деды разрушили, а потом уже за рубеж смотрите. Что за Храм Рождества Христова, Вы про Вифлеем? Вы что же серьезно верите что Иисус родился в хлеву? Кто вам сказал, что мусульмане в храм на лошадях заезжали? Что за бредовые фантазии? Ему бы свои голову побрили бы ниже шеи. А В русские храмы французы ( христиане) на лошадях заезжали, это факт. и Константинополь крестоносцы разграбили и сожгли. Это исторический факт.

  • Активность: 3688
  • Репутация: 46
  • Пол: Женщина

Василий, подпишусь под каждое Ваше слово!)))

  • Активность: 1402
  • Репутация: 0
  • Пол: Мужчина

А Вы знаете, что Айя-София не была переделана османами в Мечеть на правах победителей, а была лично выкуплена Султаном Мухаммадом Фатихом у Вселенской Патриархии после падения Византийской Империи! Провести аналогии с тем, что сделали христианские завоеватели того времени с мусульманскими памятниками и мечетями после взятия Казани или Гранады (та же эпоха) - просто безсмысленно! Очень важно, что Мухаммад Фатих купил этот Собор у патриархата за свои личные средства в рамках дозволенного мусульманским правом, чтобы не ущемлять права других верующих - а договариваться с ними. и есть документ на это владение!

  • Активность: 3688
  • Репутация: 46
  • Пол: Женщина

Донченко, Олег, народу проще обвинить мусульман во всех смертных грехах, не вдаваясь в исторические подробности и как ослику за морковкою пойти на поводу тех, кто разжигает религиозные войны, зарабатывая деньги на этих войнах.

  • Активность: 2392
  • Репутация: 25
  • Пол: Женщина
  • Активность: 1402
  • Репутация: 0
  • Пол: Мужчина

Людмила, представляете,эту сказку из российской "Вики" я имел несчастие читать. Жаль,что подтверждений (документальных) этой "версии" нет.
Впрочем,если есть ссылки на реальные исторические исследования-буду рад прочесть.

  • Активность: 2392
  • Репутация: 25
  • Пол: Женщина
  • Активность: 1402
  • Репутация: 0
  • Пол: Мужчина

Людмила, и вновь повторю-эту сказку я уже и слышал и читал.
А вот теперь всего 2 вопроса:
1) Почему в соборе Святого Марка в Венеции бОльшая часть "золотого алтаря" украшена миниатюрами из Святой Софии?
(и колонны из нее вмонтированы в фасад здания?
2) Почему в Париже была построена церковь Сент-Шапель,и что в ней хранилось.
И кто все это "добро" вывез?

  • Активность: 247
  • Репутация: 0
  • Пол: Женщина

Донченко, в Сен Шапель хранился терновый венец, выкупленный Карлом 9. А какое отношение он имел к Софии ?

  • Активность: 1402
  • Репутация: 0
  • Пол: Мужчина

Вот беда,документы на приобретение данного здания еще целы.
(Я-о Софии)

  • Активность: 2392
  • Репутация: 25
  • Пол: Женщина

Донченко, ха. Документы. А то подделок не бывает.

  • Активность: 2392
  • Репутация: 25
  • Пол: Женщина

Что посмотреть в Стамбуле. Достопримечательности Стамбула. Отзывы о Стамбуле.

Сразу скажу, что обойти все достопримечательности огромного Юскюдара за один день нереально. Этот момент мы не учли. Но все равно успели достаточно много, да еще и захватили небольшой кусок соседнего Кадыкея. Перед поездкой я купил Афишевский путеводитель, но он показался слишком поверхностным и субъективным в плане достопримечательностей. Пришлось докупить нелюбимый "Вокруг света". И неожиданно он оказался очень аккуратным и тщательным, вполне годная книжка. По нему и ходили. Спасибо авторам! Дальше буду его цитировать.

Достопримечательности азиатской части Стамбула из рассказа на карте:

Итак, начнем. До района Юскюдар в азиатской части мы добирались на пароме от пристани Эминёню. Стоит удовольствие совсем недорого, как и обычный трамвай. Примерно за 30 руб. у вас есть возможность полюбоваться на Босфор и Стамбул с воды. Вот, например, вдалеке виднеется дворец Долмобахче, в него я попал через полгода после этой поездки.

Достопримечательности азиатской части Стамбула

Достопримечательности азиатской части Стамбула

А вот и мечеть Долмабахче.

Достопримечательности азиатской части Стамбула

На пристани Юскюдара сразу становится понятно, что вы в Азии. Даже на фоне остальной стамбульской суматохи, на площади царит настоящий ад: жара, толпы народа, безумные наглые автобусы и т.п.

Достопримечательности азиатской части Стамбула

Признаюсь, что на мой профанный взгляд все мечети Стамбула весьма похожи. Так очередной шедевр Синана у меня отложился только своими темными галереями (см. фото). Обычно дворики у мечетей, где турки моют ноги, читают газеты, просто расслабленно сидят, открытые, а здесь с низкой крышей. Да еще это одна из немногих мечетей Стамбула, где порядком посетителей. Из того, что я видел, больше молящихся было только в мечети Фатих, большинство остальных в дневное время абсолютно пусты.

Достопримечательности азиатской части Стамбула

В пяти минутах ходьбы от пристани следующая точка – мечеть Йени Валиде. В архитектурном плане она мне показалась более интересной, чем Искеле. Впрочем и построена Юскюдарская Йени Валиде (есть еще с таким же названием рядом с Египетским базаром) на полтора века позднее.

Достопримечательности азиатской части Стамбула

Достопримечательности азиатской части Стамбула

Что посмотреть в азиатской части Стамбула

Достопримечательности азиатской части Стамбула

Мы опять вернулись к набережной, чтобы посмотреть на последнюю мечеть знаменитого Синана. Мечеть, носящая имя правителя Анатолии и Румелии Шемси Ахмеда-паши, служившего при дворе султана Сулеймана I, находится прямо на берегу Босфора. Строительство, которым занимался архитектор Синан, завершили в 1580 г. …Этот комплекс стал одной из небольших и последних работ Мимара Синана. По легенде, ни одна птица не сядет на купол или минарет, и не испачкает мечеть в знак уважения к творчеству великого архитектора. Возможно поэтому другое название мечети – Кушконмаз (буквально птица не сядет).

Внешне мечеть довольно скромная. Да, и мне показалось, что наглые бездуховные чайки втихаря все-таки гадят на купола.

Достопримечательности азиатской части Стамбула

Достопримечательности азиатской части Стамбула

Достопримечательности азиатской части Стамбула

Достопримечательности азиатской части Стамбула

Достопримечательности азиатской части Стамбула

Правда, попадалась и обычная Стамбульская деревянная рухлядь.

Достопримечательности азиатской части Стамбула

Ну, и, конечно, виды на Босфор и Европу.

Достопримечательности азиатской части Стамбула

Достопримечательности азиатской части Стамбула

Дальше мы немного отклонились от набережной, чтобы подняться к еще одной известной мечети Юскюдара.

Достопримечательности азиатской части Стамбула

Мечеть понравилась очень уютным и зеленым внутренним двориком.

Достопримечательности азиатской части Стамбула

А вот сам святой источник несколько разочаровал. Или это не он?

Достопримечательности азиатской части Стамбула

Достопримечательности азиатской части Стамбула

Несомненно, большой плюс Стамбульских мечетей - это наличие бесплатного сортира. Правда они несколько специфичны: очень низкие кабинки, дыра в полу, обязательный шланг с водой и кувшин. Впрочем все достаточно чисто и ухожено.

Достопримечательности азиатской части Стамбула

Достопримечательности азиатской части Стамбула

Кстати вот домик в типичной стамбульской раскраске. Это тот самый османский розовый, хотя и несколько выцветший на солнце и морских ветрах. На самом деле это совсем не розовый, а скорее коричнево-красный или кирпичный цвет. Очень популярный в Стамбуле цвет домов. Про него даже есть одна грустная история с привидениями.

На втором этаже своей резиденции на азиатском берегу Босфора, в комнате с красно-коричневым интерьером, одетая в платье такого же цвета, верная жена в течение многих лет молча и терпеливо ждала возвращения мужа, не веря в его смерть. Якобы теперь в этом доме обитает ее призрак.

Достопримечательности азиатской части Стамбула

Набережная Юскюдара оказалась бесконечной. Туристов практически не было, поэтому и достойных внешне ресторанчиков не наблюдалось. Наши девушки стали проявлять легкое беспокойство. Наконец я нашел что-то приличное в двухэтажном деревянном домишке с видом на Босфор. Но тут нас ждала подстава, меню было только на турецком, соответственно и местные официанты ничего кроме турецкого не понимали.

Я могу есть любую турецкую пищу, по мне это шикарная кухня. Н вот только Олька категорически не приемлет баранину из которой состоит 90% турецких блюд. "Это все равно, что съесть собачку", - утверждает она. Пришлось разыгрывать пантомиму, изображая корову и овцу. "Бэээ, мэээ, мууу!" - неслось по всей террасе из-за нашего столика. Официантов наша клоунада весьма впечатлила, наверно поэтому они конечно же принесли Ольке баранины.

Достопримечательности азиатской части Стамбула

Мы с Олькой в далеком 2010-м.

Достопримечательности азиатской части Стамбула

Дальше на нас напала нега. И было от чего. Аборигены (подробнее их можно рассмотреть здесь) сидели стайками на прибрежных камнях и тупо ничего не делали. Хотя нет, они все-таки снисходили до двух занятий: лузгать огромные белые семечки и пить пиво. Правда, пиво молодые турки стыдливо прятали в расщелинах камней. Зато семечек никто не стыдился, шелуха заполняла тротуары, примерно, как у нас в Москве июньский тополиный пух. Мы купили в проезжающей тележке несколько пакетиков семечек и тоже предались этому разврату.

Достопримечательности азиатской части Стамбула

Достопримечательности азиатской части Стамбула

Достопримечательности азиатской части Стамбула

Протупив так около часа, мы двинули дальше. И наконец подошли к самому популярному туристическому аттракциону Юскюдара - Девичьей башне. Занятно, что в Баку тоже есть Девичья башня, так что не путайте.

Белая башня, стоящая на скале примерно в одном кабельтовом от азиатского берега, где воды Босфора встречаются с Мраморным морем, давно стала не только романтическим символом округа Юскюдар, но и всего Стамбула. Местные называют ее Кыз Кулеси (девичья башня), европейцы же предпочитают именовать башней Леандра.

Оба названия связывают ее с красивыми легендами о любви. В первой рассказывается о том, как юноша по имени Леандр, каждую ночь приплывал на тайные свидания к своей возлюбленной Геро, которая была жрицей Афродиты и ради суженого нарушила обет безбрачия. Каждую ночь Леандр плыл, ориентируясь на огонь факела, который зажигала Геро. Но однажды факел погас и заблудившийся в темноте Леандр утонул. Потеряв своего любимого, девушка поднялась на башню и бросилась в море.

Вторая легенда - турецкая. Турецкий султан безумно любил свою дочь. Однажды ясновидец напророчил, что его дочь умрёт, когда ей исполнится 18 лет. Султан отдал приказ, чтоб до тех пор, пока его дочери не исполнится 18 лет, построить башню. После того, как башня была построена, султан приказал перевести его дочь в башню, чтобы уберечь её от возможной смерти. Когда дочери султана исполнилось 18 лет, султан подарил ей горшок с фруктами. Когда именинница открыла горшок, в фруктах оказалась ядовитая змея, которая укусила девушку, вследствие чего она умерла, как и было предсказано. По другой легенде — девушка осталась жива, её спас принц, высосав яд змеи. Отсюда и название — Девичья башня.

Достопримечательности азиатской части Стамбула

Солнце уже садилось, а мы осмотрели только небольшую часть достопримечательностей Юскюдара. Пришлось резко ускориться, и вот наконец показались башни казарм Селима. Преодолев немыслимую высокую лестницу, мы двинули от набережной вглубь района. В качестве приза нам попалась парочка похотливых Стамбульских кошаков.

Достопримечательности азиатской части Стамбула

Строительство новых казарм началось в 1828 г. Казармы стали штаб-квартирой Первой Турецкой Армии – самого большого воинского подразделения в стране. Прямоугольное в плане здание, к которому с четырех сторон примыкают высокие башни, поражает своим дворцовым великолепием. В центре двора расположена просторная парадная площадка, а общая длина коридоров казарм составляет около 2,5 км."

Казармы и правда огромные. Толком их снять не вышло из-за термоядерного солнца и грозных на вид солдат, охраняющих весь периметр и недобро пялившихся на нашу пятерку.

Достопримечательности азиатской части Стамбула

В двух шагах от казарм расположена мечеть Селимие (1805 г).

Достопримечательности азиатской части Стамбула

С одной стороны пафосное и огромное здание, такое типичное имперское сооружение.

Достопримечательности азиатской части Стамбула

С другой вполне изящное и легкое на вид, с тенистым садиком во внутренним дворе. Нервировали только вездесущие солдаты в полной выкладке с М-16 наперевес.

Мы еще немного пошатались по улочкам Юскюдара. Район показался достаточно спокойным и совсем не туристическим, особого колорита я не заметил, довольно скучные жилые кварталы. А затем мы вышли к гигантскому кладбищу. Фоткать я не стал, но впечатляет. Вот небольшая выдержка с путеводителя:

Караджа Ахмед – не только одно из старейших, но и самое большое мусульманское кладбище в Стамбуле. . Сохранившаяся до наших дней самая старая могила датируется только 1521 г. На площади, занимаемой кладбищем, располагается около миллиона могил.

Орнамент могильного камня несет информацию о покойном. Над мужскими могилами верхняя часть стелы обычно выполнена в виде головного убора. Так, роскошный тюрбан показывает высокое социальное положение усопшего, да и размер фески, которую с 1828 г. носил, например, каждый государственный служащий, также говорит об этом. Захоронения членов суфийского братства легко узнать по надгробиям с конусообразными шапками. А характерным знаком места упокоения янычара служит своеобразный головной убор со свисающим сзади шлыком, символизирующим рукав святого дервиша. Памятники особам женского рода легко отличить по более изысканным украшениям — резным цветам, шляпкам, платкам. Кстати, количество цветков на надгробии обычно соответствует количеству детей у покойной."

У входа на кладбище была замечена остановка маршрутки. А не заехать ли нам на часок в Кадыкей? И заехали.

Азиатский район поразил своей европейскостью. Сильно не углублялись, хотя по знаменитой улице Мода и окрестным переулкам прошлись, и первое впечатление оказалось очень приятным. В следующий раз обязательно надо будет добить этот район.

Достопримечательности азиатской части Стамбула

Достопримечательности азиатской части Стамбула

А какие тут кондитерские, ммм.

Достопримечательности азиатской части Стамбула

Достопримечательности азиатской части Стамбула

Хотя местный колорит тоже в наличие.

Достопримечательности азиатской части Стамбула

Как обычно в Стамбуле христианские церкви робко прячутся за забором. Греческая церковь св. Ефимия.

Достопримечательности азиатской части Стамбула

Ну и в заключение еще одна достопримечательность Кадыкея, которая провожает и встречает туристов, которые прибывают сюда на пароме - брутальный жд вокзал.

Достопримечательности азиатской части Стамбула

Над проектом воказала работали два немецких архитектора. Результат их творчества вполне соответствовал амбициям инвесторов — кредит под строительство дал Deutsche Bank. По сути, вокзал Хайдарпаша стал подарком турецкому султану от кайзера Вильгельма II. С появлением нового транспортного узла укреплялось еще одно звено в цепи железных дорог Берлин-Багдад. Не секрет, что оно стало лишь частью стратегического плана Германской империи Дранг нах Остен.

Строительство самой станции началось в 1906 г. При этом землю, площадью более 2,5 тыс. кв. м отвоевали у моря. В основание фундамента забили 1100 деревянных свай, длина каждой из которых – 21 м. В мягкий грунт их вбивали паровым молотом.

Здание вокзала, в котором явно просматриваются черты тевтонского замка, считается образцом немецкой архитектуры в стиле нео-ренессанс.

Достопримечательности азиатской части Стамбула

Вот и все, что мы успели за один день на азиатской стороне. Конечно, если вы в Стамбуле первый раз, то лучше сначала обойти обычные туристические места. Но для более глубокого знакомства с городом обязательно переплывите Босфор и погуляйте по Азии.

Читайте также: