Достопримечательностью древнего рима был парфенон фаросский маяк

Обновлено: 18.09.2024

3. Установите соответствие между периодом в истории Античности и архитектурным сооружением.
Период в истории Античности
А) Классическая Греция
Б) Эллинизм
В) Императорский Рим
Архитектурное сооружение
а) Колизей
б) Парфенон
в) Колосс Родосский
г) Храм в Карнаке
Ответ: А-4
Б-1
В-3

4. Установите соответствие между событием и датой.
Событие
А) Установление империи в Риме
Б) Легендарное основание Рима
В) Распад Римской империи на Западную и Восточную
Дата
а) 753 г. до н. э.
б) 509 г. до н. э.
в) 27 г. до н. э.
г) 336 г. до н. э.
д) 395 г. н. э.
Ответ: А-3
Б-1
В-5

5. Древнегреческий полис — это
а) город-государство с округой+
б) один из городов Греции
в) участок земли, принадлежащий на правах собственности
г) община полноправных граждан+
д) религиозное объединение

6. Появление истории как особой области знания было связано с именем
а) Гераклита
б) Фидия
в) Геродота+
г) Перикла

7. Для греческой культуры были характерны
а) любовь к гладиаторским боям
б) большое внимание к наукам и искусствам+
в) широкое распространение портрета
г) отсутствие монументальных зданий
д) изображение идеального человека+

8.Что является центром Греческой культуры?
а) Афины+
б) Гиза
в) Троя

9.Где в Древней Греции разыгрывались представления?
а) Акрополь
б) театр Диониса
в) храм Ники+

10. Начало Античности историками считается:
а) рубеж IV—III тыс. до н. э.
б) рубеж III—II тыс. до н. э.+
в) середину II тыс. до н. э.
г) начало I тыс. до н. э.

11. Что из списка является древнейшим очагом греческой цивилизации?
а) Афины
б) Спарта
в) Иония
г) Крит+

12.Через что проходил вход в Акрополь?
а) Пропелеи+
б) Парфенон
в) Эрехтейон

14.Памятник культуры Античного Рима:
а) Акрополь
б) Пантеон +
в) Александрийский маяк
г) собор святого Петра

15.Все из списка кроме одного являются скульпторами. Кто лишний:
а) Скопас
б) Леохар
в) Аристофан+

16.Что являлось центром деловой и общественной жизни Рима?
а) Пантеон
б) Форум+
в) Колизей

18.Древние греки называют возвышенность в укрепленной части своих городов:
а) Акрополь+
б) Некрополь
в) цитадель
г) храм

19.Что такое мозаика?
а) картины из цветного стекла+
б) роспись по сырой штукатурке
в) картины посвященные музам

20.Греческий театр родился в …:
а) 534г до н.э+
б) 533г до н.э
в) 535г до н.э

21. Отец греческого театра:
а) Еврипид +
б) Софокл
в) Эсхил

22. Октавиан Август
а) стал первым римским императором+
б) впервые установил бессрочную диктатуру в Риме
в) был знаменитым римским поэтом
г) прославился созданием кодекса римского права

23. Монархия с сохранением внешних признаков республики получила в римской истории название __________.
Ответ: принципат

25. Характерные черты Афин
а) военизированное государство
б) демократическое политическое устройство+
в) высшая власть принадлежит народному собранию+
г) полис олигархического типа
д) выборные государственные должности+
е) жёсткий контроль власти над жизнью граждан

26. В римском праве было сформулировано
а) понятие собственности, в том числе частной+
б) право только римских граждан
в) обоснование обязательности рабства

28. Что из представленного в ответах явилось правами гражданина греческого полиса?
а) заниматься ремеслом и торговлей
б) продавать своего сына в рабство
в) участвовать в управлении государством+
г) отказаться от участия в военном походе
д) защищать свой полис от врага+

29.Выберите те черты, которые присущи Спарте?
а) военизированное государство+
б) демократическое политическое устройство
в) высшая власть принадлежит народному собранию
г) полис олигархического типа+
д) прямая демократия
6) контроль власти над жизнью граждан+

30. Что было сформулировано в римском праве?
а) право на свободу слова
б) идея божественной власти императора
в) презумпция невиновности+
г) обоснование обязательности рабства

Одна из наиболее почитаемых древними греками богинь, Афина Паллада, появилась на свет довольно необычным способом: Зевс, её отец, проглотил её мать, Метиду (Премудрость), когда та ждала ребёнка. Сделал он это по одной простой причине: после рождения дочери ему было предсказано появление на свет сына, который свергнет Громовержца с престола.

Но Афина кануть в небытие не пожелала – поэтому через некоторое время Верховного Бога начала мучить нестерпимая головная боль: дочь просилась наружу. Голова болела так сильно, что Громовержец, не в силах терпеть, приказал Гефесту взять топор и ударить им его по голове. Тот повиновался и рассёк ему голову, выпустив на свободу Афину. Глаза её были полны мудрости, а одета она была в одежду воина, в руке держала копьё, а на голове был железный шлем.

Богиня мудрости оказалась непраздной жительницей Олимпа: она спустилась к людям и многому научила их, дав им знания и ремёсла. Она уделяла внимание и женщинам: учила их рукодельничать и ткать, принимала активное участие и в государственных делах – была покровительницей справедливой борьбы (учила решать проблемы мирным путём), обучала писать законы, став, таким образом, покровительницей многих греческих городов. Для такой величественной богини нужно было возвести храм, равного которому по описаниям не было бы в целом мире.

Главный храм Акрополя

Находится Парфенон в столице Греции, в Афинах, в южной части Акрополя, древнего архитектурного комплекса, расположенного на скалистом холме на высоте, превышающей 150 метров над у. м. Найти афинский Акрополь Парфенон можно по адресу: Dionysiou Areopagitou 15, Athens 117 42, а на географической карте его точное местонахождение узнать по следующим координатам: 37° 58′ 17″ с. ш., 23° 43′ 36″ в. д.

Храм Парфенон, посвященный Афине, на территории Акрополя начали возводить около 447 г. до н. э. вместо разрушенного персами недостроенного святилища. Строительство этого уникального памятника архитектуры было поручено архитектору Калликрату, который возводил здание по проекту Иктина.

акрополь

Интересные факты об Акрополе 13206 4.8 1

На постройку храма у эллинов ушло около пятнадцати лет, что по тем временам являлось довольно коротким термином, учитывая, что строительные и отделочные материалы везли со всей территории Греции. Благо, денег хватало: Афины, правителем которых был Перикл как раз переживали период наивысшего расцвета и являлись не только культурной столицей, но и политическим центром Аттики.

Калликрат и Иктин, имея в доступе немалые средства и возможности, при строительстве храма смогли воплотить не одно новаторское дизайнерское решение в результате которых, архитектура Парфенона оказалась непохожей ни на одно другое строение подобного типа.

Главная особенность святилища заключалась в том, что фасад здания с одной точки великолепно просматривался сразу с трёх сторон.

Этого удалось добиться, установив колонны по отношению друг другу не параллельно, а под углом. Также свою роль сыграло то, что все столбы имели разную форму: чтобы издалека центральные колонны казались более стройными и не такими тонкими, всем столбам придали выпуклую форму (самые крайние колоны оказались самыми толстыми), немного наклонив угловые колонны к центру, центральные – от него.

В качестве основного строительного материала был задействован добытый недалеко от Акрополя пенелийский мрамор, по описанию, довольно интересный материал, поскольку изначально он имеет белый цвет, но через некоторое время под воздействием солнечных лучей, начинает желтеть. Поэтому Парфенон в Афинах по окончании строительных работ оказался неравномерно окрашен, что придало ему оригинальный и интересный вид: с северной стороны храм имел серо-пепельный оттенок, с южной оказался золотисто-жёлтого окраса.

Парфенон

Ещё одной особенностью древнего храма являлось то, что при кладке мраморных блоков греческие мастера не использовали ни цемент, ни какой-либо другой раствор: строители их тщательно обтачивали по краям и по размеру подгоняли друг к другу (при этом внутреннюю часть не обтёсывали – это экономило время и рабочую силу). Более крупные блоки находились в основании здания, на них были выложены меньшие камни, скреплённые по горизонтали железными скрепами, которые вставляли в специальные отверстия и заливали свинцом. По вертикали глыбы соединялись железными штырями.

Описание

К храму, что был посвящен Афине и являющему собой здание прямоугольной формы, ведут три ступени. Афинский Акрополь Парфенон длиной около семидесяти метров и шириной – немногим больше тридцати, по периметру был окружён десятиметровыми дорическими колоннами высотой около десяти метров. Вдоль боковых фасадов находилось по семнадцать столбов, в торцах, где расположены входы – по восемь.

К сожалению, из-за того, что большинство фронтонов были уничтожены (сохранились лишь тридцать статуй в очень плохом состоянии), как именно выглядел экстерьер Парфенона, сохранилось очень мало описаний.

Известно, что все скульптурные композиции были созданы при непосредственном участии Фидия, который не только являлся главным зодчим всего Акрополя и разработал план этого архитектурного комплекса, но и известен как автор одного из чудес света – статуи Зевса в Олимпии. Существует предположение, что восточный фронтон Парфенона содержал барельеф, на котором было изображено рождение Афины Паллады, а на западном был изображен её спор с богом морей, Посейдоном, о том, кто будет покровителем Афин и целой Аттики.

А вот фризы храма сохранились неплохо: совершенно точно известно, что с восточной стороны Парфенона была изображена борьба лапифов с кентаврами, с западной – эпизоды времён Троянской войны, с южной – битвы амазонок с греками. Всего было установлено 92 метопа с различными горельефами, большинство которых сохранилось. Сорок две плиты хранятся в музее Акрополя Афин, пятнадцать – в Британском.

Парфенон изнутри

Чтобы оказаться внутри храма, помимо внешних ступеней, надо было преодолеть ещё две внутренние. Площадка в середине храма имела длину 59 метров, а ширину 21,7 метра и состояла из трёх помещений. Самая большая, центральная, была окружена с трёх сторон 21 колонной, которые отделяли её от двух, находящихся от неё по бокам маленьких комнат. На внутреннем фризе святилища было изображено праздничное шествие из Афин в Акрополь, когда девы несли Афине подарок.

В центре основной площадки находилась статуя Афины Парфенос, изготовленная Фидием. Скульптура, посвящённая богине, являлась самым настоящим шедевром. Статуя Афины имела высоту тринадцать метров и являла собой гордо стоящую богиню, с копьём в одной руке и двухметровой скульптурой Ники – в другой. На голове у Паллады был одет трехгребневый шлем, возле ног находился щит, на котором помимо сцен из различных битв, был изображён инициатор строительства, Перикл.

Храм Парфенон в Афинах
Храм Парфенон в Афинах
Храм Парфенон в Афинах
Храм Парфенон в Афинах

На изготовление скульптуры у Фидия ушло более тонны золота (из него были вылиты оружия и одежда); чёрное дерево, из которого изготовлен каркас статуи; лицо и руки Афины вырезались из слоновой кости наивысшего качества; драгоценные камни, сияющие в глазах богини; был также использован самый дорогой мрамор. К сожалению, статуя не сохранилась: когда в стране правящей религией стало христианство, её вывезли в Константинополь, где она в V ст. сгорела во время сильного пожара.

Возле западного входа в святыню находился опистодом – закрытое помещение в задней части, где хранился городской архив и казна морского союза. Длина комнаты составляла 19 м, а ширина 14 м.

Чёрные дни Парфенона

Последним правителем, который благоволил и заботился об этом памятнике архитектуры, был Александр Македонский (он даже установил на восточном фронтоне четырнадцать щитов и подарил богине доспехи трёхсот побеждённых врагов). После его смерти для храма настали чёрные дни.

Один из македонских правителей, Деметрий I Полиоркет, поселился здесь со своими любовницами, а следующий правитель Афин, Лахар, содрал со скульптуры богини всё золото, а с фронтонов – щиты Алекандра, чтобы расплатиться с солдатами. В III ст. до н. э в храме произошёл крупный пожар, во время которого обрушилась крыша, арматура, треснул мрамор, частично разрушилась колоннада, сгорели двери храма, один из фризов и перекрытия.

Когда греки приняли христианство, из Парфенона сделали церковь (произошло это в VI ст. н.э.), внеся в его архитектуру соответствующие изменения, и достроив необходимые для проведения христианских обрядов помещения. Самое ценное, что было в языческом храме, вывезли в Константинополь, а остальное или уничтожили или сильно испортили (прежде всего, это относится к скульптурам и барельефам здания).

В XV ст. Афины оказались под властью Османской империи, в результате чего храм был трансформирован в мечеть. Никаких особых переделок турки не делали и спокойно проводили богослужения среди христианских росписей. Именно турецкий период оказался одним из наиболее трагических событий в истории Парфенона: 1686 году венецианцы обстреляли Акрополь и Парфенон, где турки хранили порох.

После того как около семисот ядер попало в здание, святыня взорвалась, вследствие чего центральная часть Парфенона, все внутренние колонны и помещения оказались полностью разрушены, крыша с северной стороны обвалилась.

Храм богини Артемиды

Храм богини Артемиды в Эфесе 13206 4.2 3

После этого древнюю святыню начали грабить и разрушать все, кто могли: афиняне использовали его обломки для бытовых нужд, а европейцы получили возможность вывозить уцелевшие фрагменты и статуи к себе на родину (в настоящее время большая часть найденных остатков находится или в Лувре или в Британском музее).

Реставрация

Помимо того, что Парфенон был восстановлен по мере возможностей, а оригинальные статуи были заменены на копии и отправились на хранение в музей, греческое правительство ведет активную работу над тем, чтобы вернуть в страну вывезенные фрагменты храма. И вот тут есть интересный момент: Британский музей согласился это сделать, но при условии, если правительство Греции признает музей их законным владельцем. А вот греки с такой постановкой вопроса не соглашаются, поскольку это бы означало, что они простили кражу статуй двести лет назад и активно борются за то, чтобы статуи им вернули без каких-либо условий.


На протяжении веков Рим правил миром. Его хорошо обученные и дисциплинированные армии завоевали обширные территории, способствуя росту огромной империи. Многокультурное и в основном толерантное римское общество привлекало иммигрантов из-за пределов империи. Как новички, так и римские граждане — учёные, государственные деятели, художники, инженеры, чиновники, торговцы и солдаты — сыграли свою роль в формировании римского общества, культуры, искусства, законов и экономики. Римская архитектура — самый заметный отпечаток, который эта могущественная цивилизация оставила в мире.

Даже спустя столетия после падения Римской империи впечатляющие руины и римские памятники всё ещё стоят как свидетельство её былой мощи и славы.

Мезон Карре

Мезон Карре в Ниме, Юбер Робер. \ Фото: wordpress.com.

Один из наиболее хорошо сохранившихся римских памятников находится в городе Ним, на юге Франции. Этот потрясающий римский храм — так называемый Мезон Карре (Квадратный дом) — является хрестоматийным примером классической римской архитектуры, описанной Витрувием. При длине около двадцати пяти метров и ширине четырнадцати метров здание должно было доминировать над форумом древнего города.

Внушительный фасад храма, роскошные украшения и сложные коринфские колонны, а также внутренняя структура сохранились до наших дней почти в первозданном виде.

Мезон Карре, построенный примерно в 20 году до нашей эры.

Мезон Карре, построенный примерно в 20 году до нашей эры.

Помимо высокого уровня сохранности, Мезон Карре имеет важное историческое значение. Храм, построенный по заказу Марка Випсания Агриппы в 20 году до н.э., первоначально был посвящён защитному духу императора Августа, а также богине Роме. Примерно 4-7 н.э. здание было вновь посвящено сыновьям Агриппы, внукам Августа и приёмным наследникам — Гаю и Луцию Цезарям, которые оба умерли молодыми.

Таким образом, Maison Carree является одним из первых примеров римской архитектуры, связанной с зарождающимся имперским культом. После падения Римской империи храм продолжал использоваться, выполняя различные функции. Он использовался как часть дворцового комплекса, консульского дома, церкви и музея.

Храм Августа

Храм Августа. \ Фото: ivejournal.com.

В современной Хорватии, в прибрежном городе Пула, находится ещё один хорошо сохранившийся храм, который до сих пор с гордостью занимает место на римском форуме. Как и его аналог в Ниме, Храм Августа также был посвящён императору Августу и богине Рима. Однако в надписи (ныне утраченной) не упоминается обожествлённый Август, честь, которая была оказана императору после его смерти. Из этого можно сделать вывод, что храм был построен при жизни императора, между 27 годом до н.э. и 14 годом н.э.

Храм Августа, ок.27 г. до н. э. - 14 г. н. э., Пула, Хорватия.

Храм Августа, ок.27 г. до н. э. - 14 г. н. э., Пула, Хорватия.

Когда храм Августа был построен, он был частью храмового комплекса, возведённого на форуме. Самый большой храм, посвящённый Капитолийской триаде (Юпитеру, Юноне и Минерве), стоял в центре. С самой правой стороны находилось здание-близнец, посвящённое Диане, богине охоты, луны и природы. Части двух ныне исчезнувших храмов были включены в средневековый общинный дворец.

В отличие от соседних зданий, Храм Августа продолжал функционировать после римского периода как церковь. В более поздний период он играл роль зернохранилища. К XIX веку дома, возведённые на форуме, почти полностью скрыли храм. Во время воздушного налёта Второй мировой войны храм получил прямое попадание и был почти полностью разрушен. К счастью, здание удалось восстановить из оставшихся фрагментов, и теперь оно выглядит так же, как и во время его освящения.

Курия Юлия

Курия Юлия в Риме. \ Фото: colosseumrometickets.com.

Это скромное на вид здание на Римском форуме в Риме было одним из самых важных произведений римской архитектуры в мире. Курия Юлия, или Дом Сената, было местом, где размещался римский сенат — правящий класс Рима. Это было третье и последнее здание, которое выполняло столь важную функцию в Риме. Работа над Курией началась при Юлии Цезаре и была закончена его приёмным сыном и первым императором Рима Августом. Таким образом, Юлианская курия символически ознаменовала конец Римской республики.

Курия Юлия, построенная в 29 году до н. э. и реконструированная в 94 и 238 годах н. э., Рим, Италия. \ Фото: docplayer.rs.

Курия Юлия, построенная в 29 году до н. э. и реконструированная в 94 и 238 годах н. э., Рим, Италия. \ Фото: docplayer.rs.

Здание, которое можно увидеть сегодня, не является полностью оригинальным сооружением. Считается, что Курия Юлия, возможно, пострадала от Великого пожара в Риме в 64 году н. э. во время правления императора Нерона. Здание было восстановлено Домицианом в 94 году н.э., но снова было разрушено во время пожара 238 года н.э. Окончательная реконструкция была завершена при императоре Диоклетиане.

Именно это здание стоит до сих пор. Это сооружение было преобразовано в церковь в VII веке, и его переход обеспечил его выживание. В то время как мраморные плиты, покрывающие внешнюю часть здания, исчезли, его первоначальный порфировый и змеевидный пол, низкие широкие ступени, на которых размещались места сенаторов, и три больших окна всё ещё являются частью конструкции.

Башня Геркулеса

Башня Геркулеса. \ Фото: livingthecamino.com.

Расположенная недалеко от входа в гавань Ла-Корунья, башня Геркулеса служила маяком с момента её постройки в I веке н.э. Перестроенная императором Траяном во II веке, башня Геркулеса играла жизненно важную роль в морском судоходстве для судов, направляющихся в Бискайский залив и далее к Ла-Маншу. Помимо своей практической функции, маяк имел священную связь. Согласно мифу, район его строительства был местом одного из величайших достижений Геркулеса — его победы над гигантским тираном Герионом.

Башня Геркулеса, построенная между I и II веком н. э.

Башня Геркулеса, построенная между I и II веком н. э.

В историческом плане здание было построено на фундаменте аналогичного финикийского сооружения. Его дизайн, вероятно, был вдохновлён Фаросом — Великим Александрийским маяком. Хотя в средние века он пришёл в негодность, маяк был вновь введён в действие в 1788 году, когда активизировалась коммерческая деятельность с Америкой. Башня была не только отремонтирована, но и дополнена новым этажом.

В настоящее время башня Геркулеса высотой почти пятьдесят пять метров является единственным римским маяком, который всё ещё используется. Это также старейший действующий маяк в мире.

Пантеон в Риме

Пантеон в Риме. \ Фото: cienciahoy.net.

Пантеон, крупнейший исключительно хорошо сохранившийся памятник римской архитектуры, несомненно, является самым известным сооружением в этом списке. Оригинальный римский памятник, ныне утраченный, был заказан Марком Агриппой, чьё имя всё ещё видно на фризе.

Когда старое здание сгорело, Пантеон был восстановлен императором Адрианом, который придал ему культовую форму. Пантеон вызвал революцию в римской архитектуре, поскольку его массивный круглый купол нарушил традицию прямоугольной планировки, подчеркнув богато украшенный интерьер, а не внешний вид. Купол Пантеона был самым большим в мире до эпохи Возрождения. Кроме того, по сей день он остаётся крупнейшим в мире неармированным бетонным куполом.

Пантеон Агриппы.

Каким бы ни было его первоначальное предназначение, Пантеон стал в первую очередь ассоциироваться с властью императоров и их божественностью. Как и большинство римских архитектурных шедевров, Пантеон пережил постримский период благодаря своему превращению в церковь. За исключением нескольких незначительных изменений, здание сохранило свою первоначальную форму до наших дней. Его уникальный дизайн стал вдохновением для многих подобных зданий, построенных по всему миру.

Аула Палатина

Аула Палатина (Базилика Константина), около 310 г.н.э. \ Фото: de.m.wikivoyage.org.

Аула Палатина, образец позднеримской архитектуры, также известный как базилика Константина, является наиболее хорошо сохранившимся римским дворцовым зданием. Построенная около 310 года н.э., Аула Палатина изначально была неотъемлемой частью гораздо большего дворцового комплекса — резиденции императора Константина Великого во время его пребывания в Трире.

В его первоначальном виде к нему было пристроено несколько небольших зданий, и он мог бы функционировать как императорский зал для аудиенций. Аула Палатина, имеющая шестьдесят семь метров в длину и почти двадцать шесть метров в ширину, является самым большим сохранившимся однокомнатным сооружением древности.

3D-модель Аула Палатина. \ Фото: turbosquid.com.

Яркий пример роскошной римской архитектуры, Аула Палатина имела систему подогрева пола и стен — гипокауст. В то время как остальная часть комплекса не пережила последствий римского владычества, Аула Палатина была перепрофилирована и служила резиденцией епископа Трирского.

Римский памятник сохранял эту функцию до XIX века. В этот период Аула Палатина была возвращена в своё первоначальное состояние, став протестантской церковью в 1856 году. Однако во время Второй мировой войны здание было сильно повреждено в результате воздушного налёта. Внутренняя отделка XIX века никогда не ремонтировалась после войны, оставляя кирпичные стены видимыми изнутри. Сегодня здание напоминает о своей былой имперской славе и продолжает функционировать как христианская базилика.

Материалы по теме

Многие слышали о знаменитом опыте с маятником Фуко, демонстрация которого произошла в 1854 году в здании Пантеона в столице Франции - Париже. Но мало кто обращал внимание на то, что это красивое здание тоже построено в характерном античном стиле и имеет множество архитектурных элементов, характерных именно для античной архитектуры.

С каменного века люди селились по берегам водоемов от Камчатки и до Крыма. Под лесами Смоленщины лежат жилища из костей мамонтов, в степях Южного Урала разбросаны следы жителей древней Страны Городов, а солончаки Астраханской области скрывают столицу Золотой Орды.

Триумфальные колонны, так же известные как мемориальные колонны время от времени устанавливались в Риме, дабы запечатлеть, оставить в памяти победы и достижения великих императоров. Всем же это известно?

А вот ещё:

Чем питалось русское крестьянство


В наши дни мы почти не знаем ограничений в питании, но еще 3-4 века назад рацион крестьян значительно отличался от нашего повседневного.

Не хлебом единым

Ржаной хлеб

Начнем с зерновых. Возглавляет этот перечень продуктов, конечно, хлеб. Причем это был кислый ржаной хлеб, который служил основной пищей крестьянина. Хлеб пекли не часто – 1-2 раза в неделю, у хозяйки редко бывало свободное время. Интересно, что он изготавливался бездрожжевым способом под воздействием грибковых культур. Также на основе ржи варили кисели, но кисель мог быть и овсяным, и гороховым.

Каша

Уха и щи

Щи

Щи готовили обычно из рубленой кислой капусты, которую солили в бочках и кадках. Капусту клали слоями, перемежая со слоем ржаной муки и соли. Получались большие куски солёно-кислой капусты, которая и шла на щи. Обычно в щи добавляли так называемый сок (конопляное масло) и сметану. Начинка щей зависела от того, какой день – скоромный или постный. В скоромные дни кроме сметаны добавляли и сало, и сметану. А в постные ограничивались крупами, грибами. Были и щи с рыбой, которую удалось поймать, если ее дозволялось есть в пост. Обычно брали плотву или снетку. Как для каши, так и для щей хорошей добавкой считался добрый кусок сливочного масла.

Мясо и птица

Для большинства крестьян мясо было роскошью. Его употребляли очень редко – в праздники, на свадьбу или другие торжества. Интересно, что даже в зажиточных крестьянских хозяйствах, которые порой не уступали современным фермерским, пища была простая, и мясо ели редко. Понятно, что в богатой крестьянской семье, чтобы хотя бы раз в неделю есть мясо, нужно колоть барана. Несложно подсчитать, что за год пришлось бы заколоть от 30 до 40 баранов, семьи-то по числу ртов были больше, не в пример нынешним. Такой расход скотины себе мало кто мог позволить.

Крестьянский праздник

Но в богатых хозяйствах разводили и домашнюю птицу. А это хорошее подспорье – и мясо, и яйца. Яичница в богатых семьях была на столе частенько. В разведении птицы крестьяне были весьма находчивым народом. Они разводили не только домашнюю, но и дикую птицу в лесу: создавали дупла в деревьях, собирали яйца. Да и охота выручала: утка, куропатка, вальдшнеп, тетерев и другая дичь были доступной добычей, несмотря на некоторые помещичьи запреты. Отдельно стоит сказать о добыче крупной дичи. Ее мясо попадало на стол редко из-за тех же запретов. Разводили кроликов, с силком ходили на зайца, и это мясо встречалось в рационе чаще.

Крестьянский праздник

В праздники крестьянки каши варили на молоке, готовили также сырники, оладьи, пироги – всё, о чем мы тоже упомянули.

Крестьянская трапеза

Существенную роль играли и выращенные в огороде овощи, и заготовки диких трав (серая листовая капуста, репа, редька, ботвиньи свежие и квашеные, щавель, сныть и т. д.). В целом рацион был весьма однообразен, но он же при этом способствовал поддержанию сил и здоровья населения. Сравнительно небольшой слой зажиточного крестьянства имел более разнообразную пищу, но и она всегда была далека от изысканности.

6.Что присуще греческой религии и мифологии?
а) систематизированный характер мифологии+
б) единобожие
в) оформление единого греческого пантеона+
г) отсутствие храмов и культа
д) существование в каждом полисе своего пантеона богов

8. Начало Античности историками считается:
а) рубеж IV—III тыс. до н. э.
б) рубеж III—II тыс. до н. э.+
в) середину II тыс. до н. э.
г) начало I тыс. до н. э.

9. Что из списка является древнейшим очагом греческой цивилизации?
а) Афины
б) Спарта
в) Иония
г) Крит+

10. Что из представленного в ответах явилось правами гражданина греческого полиса?
а) заниматься ремеслом и торговлей
б) продавать своего сына в рабство
в) участвовать в управлении государством+
г) отказаться от участия в военном походе
д) защищать свой полис от врага+

12.Памятник культуры Античного Рима:
а) Акрополь
б) Пантеон +
в) Александрийский маяк
г) собор святого Петра

13. Все из списка кроме одного являются скульпторами. Кто лишний:
а) Скопас
б) Леохар
в) Аристофан+

14. Что являлось центром деловой и общественной жизни Рима?
а) Пантеон
б) Форум+
в) Колизей

15.В каком городе Микены был найден памятник эгейской архитектуры?
а) Кносский дворец
б) Львиные ворота+
в) Акрополь

16. Вам необходимо внимательно прочитать периоды античности и произведения искусства, затем их соотнести и записать комбинацию в ответ.
Период в истории Античности
А) Классическая Греция
Б) Эллинизм
В) Императорский Рим
Произведение искусства
а) Пергамский алтарь
б) Пантеон
в) Зиккурат Этеменанки
г) Статуя Зевса в Олимпии
Ответ: А-4,Б-1,В-2

17. Соотнесите дату и событие.
Событие
А) Начало завоеваний Александра Македонского
Б) Установление республики в Риме
В) Падение Западной Римской империи
Дата
а) 753 г. до н. э.
б) 509 г. до н. э.
в) 336 г. до н. э.
г) 395 г. н. э.
д) 476 г. н. э.

18. Древнегреческий полис — это
а) город-государство с округой+
б) один из городов Греции
в) участок земли, принадлежащий на правах собственности
г) община полноправных граждан+
д) религиозное объединение

19. Появление истории как особой области знания было связано с именем:
а) Гераклита
б) Фидия
в) Геродота+
г) Перикла

20. Для греческой культуры были характерны:
а) любовь к гладиаторским боям
б) большое внимание к наукам и искусствам+
в) широкое распространение портрета
г) отсутствие монументальных зданий
д) изображение идеального человека+

21. Характерные черты Афин:
а) военизированное государство
б) демократическое политическое устройство+
в) высшая власть принадлежит народному собранию+
г) полис олигархического типа
д) выборные государственные должности+

22. В римском праве было сформулировано:
а) понятие собственности, в том числе частной+
б) право только римских граждан
в) обоснование обязательности рабства

23. Установите соответствие между периодом в истории Античности и архитектурным сооружением.
Период в истории Античности
А) Классическая Греция
Б) Эллинизм
В) Императорский Рим
Архитектурное сооружение
а) Колизей
б) Парфенон
в) Колосс Родосский
г) Храм в Карнаке
Ответ: А-4
Б-1
В-3

24. Установите соответствие между событием и датой.
Событие
А) Установление империи в Риме
Б) Легендарное основание Рима
В) Распад Римской империи на Западную и Восточную
Дата
а) 753 г. до н. э.
б) 509 г. до н. э.
в) 27 г. до н. э.
г) 336 г. до н. э.
д) 395 г. н. э.
Ответ: А-3
Б-1
В-5

25. Юлий Цезарь:
а) впервые установил бессрочную диктатуру в Риме
б) стал римским императором
в) являлся одним из древнеримских царей
г) был избран афинским стратегом
Ответ: А-3
Б-2
В-5

27.Как из приведенных ниже философов полагал, что реальность составляют идеи, находящиеся вне конкретных вещей и явлений?
а) Гераклит
б) Сократ
в) Платон+
г) Аристотель

28. Октавиан Август:
а) стал первым римским императором+
б) впервые установил бессрочную диктатуру в Риме
в) был знаменитым римским поэтом
г) прославился созданием кодекса римского права

29. Монархия с сохранением внешних признаков республики получила в римской истории название __________.
Ответ: принципат

Читайте также: