Досуг как интеграция отдыха развлечения праздника самообразования и творчества

Обновлено: 19.09.2024

Автор: Галяутдинова Зульфина Миннеахметовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР д/с №188 "Алые паруса"
Населённый пункт: Ульяновск
Наименование материала: статья
Тема: Использование потенциала досуговой деятельности в ДОУ в рамках реализации ФГОС ДО
Раздел: дошкольное образование

1.Теоретическая часть.

1.1. Анализ программ дошкольного образования, область «Социально –

1.3. Организация досуга в дошкольном учреждении……………. 15 - 23

2.Практическая часть.

2.1. Реализация поставленных задач в ст.гр. МБДОУ ЦРР № 188

Список используемой литературы………………………………………… 31

образования (ФГОСДО)

о р га н и за ц и и

образовательного процесса в ДОУ на основе ФГОС заключается в том, что

образовательная деятельность дошкольника реализуется через организацию

различных видов детской деятельности или их интеграцию с использованием

Для воспитателей ДОУ важно создавать единый процесс взаимодействия

переплетаться разные образовательные области. Построение образовательной

деятельности базируется на индивидуальных особенностях каждого ребенка,

образования, превращается в субъекта образовательного процесса.

Необходимо в своей работе создать максимальные возможности для того,

чтобы образовательный процесс строился как поле выбора форм, методов и

условий образовательной деятельности детей, а ребенок и воспитатель стали

деятельности становится построение совместной деятельности взрослого и

ребенка, способствующей развитию мышления, речи, общения, воображения

эстетического развития детей в игровой форме.

Ведь один из основных принципов ФГОС - реализация Программы в формах,

специфически детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры,

особое внимание уделяется проблеме развития самостоятельности, свободы и

необходимость активного поиска наиболее эффективных средств развития

творческого потенциала человека на всех этапах его жизненного пути.

В последние десятилетия происходит осознание того, что формы поведения и

мышления людей в современном обществе изменяются. На передний план

поведение, культура общения и понимания, а также ряд теоретических и

которых коммуникативные навыки

приобретает особую значимость.

Важность вопроса формирования коммуникативных качеств дошкольников

соответствии с ФГОС:

- Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том

числе их эмоционального благополучия.

- Сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка, развитие

индивидуальных способностей творческого потенциала каждого ребёнка, как

субъекта отношений с людьми, миром и самим собой.

- Формирование общей культуры воспитанников, развитие их нравственных,

самостоятельности, формирование предпосылок учебной деятельности.

трудах отечественных педагогов: Н. К. Крупской, В. Д. Сухомлинского, Т. И.

Осокиной, Н. П. Сакулиной, Н. А. Ветлугиной, Т. С. Комаровой, М. Б.

Зацепиной и др. Их исследования свидетельствуют о том, что продуманная

организация свободного времени ребенка имеет большое значение для его

самим дошкольником. У детей закрепляются навыки, умения, полученные на

удовлетворения потребностей детей в контактах, творческой деятельности,

содержанию она разнообразна и тесно связана со становлением личности

ребенка, так как это не просто организация мероприятия, а деятельность в

социально значимых целях, где реализуются культурные потребности, как

отдельного дошкольника, так и группы в целом.

- Повысить уровень развития коммуникативных способностей дошкольников

с помощью досуговой деятельности;

- Обогатить образовательную развивающую среду;

-Расширить круг общения дошкольников, используя ресурсы ДОУ;

-Повысить уровень педагогической компетентности родителей в области.

коммуникативного развития дошкольников, в совместных досугах.

Основные социально-педагогические потенциалы детского досуга:

-1) в досуговой деятельности дети сами предъявляют к себе все

воспитательные требования взрослых, что и делает досуг сферой

2) досуг есть то личное пространство, где наиболее полно и ярко

раскрываются естественные потребности в свободе, независимости;

3) досуг предоставляет воспитанникам возможность саморазвиваться;

4) досуг удовлетворяет многие социально-психологические потребности

в реализации интересов, самопроверке сил, самоутверждении среди

сверстников, признания собственной личности;

5) в досуге реализуются притязания в общении.

Содержание досуга детей можно условно подразделить на ряд групп.

Первая группа связана с функцией восстановления различных сил

ребенка (прогулки на воздухе, спорт, вечера отдыха, игры, забавы,

развлечения и др.).

Вторая – с повышением эрудиции, потреблением духовных ценностей

(чтение, просмотр фильмов и телепередач, посещение выставок, музеев,

путешествия, поездки и т. п.).

Третья – с развитием духовных сил и способностей, с активной

творческой деятельностью (трудовая, спортивно-игровая, художественно-

театральная, научно-исследовательская, прикладная).

Четвертая реализует потребность в общении (клубная, кружковая

работа, творческие объединения, вечера встреч, дискотеки, праздники,

праздники, диспуты, танцы, вечеринки и т. д.).

Пятая группа связана с целенаправленной творческой учебной

деятельностью детей (смотры, конкурсы, туристические походы и т. п.).

Следует помнить, что в сфере детского досуга постоянно изменяются

иерархия и целевая направленность интересов ребят. От этого зависит

выбор досуговой деятельности ребенка.

(познание окружающего мира и разных видов искусств), художественно-

праздники, отдых, развлечения и т.п.

Именно поэтому она может удовлетворить самые разнообразные интересы

ребенка в свободное время, что позволяет рассматривать ее, как духовное

пространство для расширения возможностей вхождения ребенка в культуру.

п о д ч е р к и в а е т с я

н е о б х о д и м о с т ь

о б е с п е ч е н и я

исторической преемственности поколений;

развития национальной культуры. Средством решения задач наследования

служит общение. Опыт общения, его нравственные эталоны являются частью

духовной культуры общества. Главная роскошь человечества- это роскошь

общения. Маленький ребенок становится

взрослыми и сверстниками. Через общение он проходит культуризацию и

социализацию, становится представителем своего народа и культуры, а также

1. Культурно-досуговая деятельность дошкольников в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами

Составила: Судакова Е. А.
Музыкальный руководитель
ГБДОУ д\с № 11 комбинированного
вида Красносельского района
Санкт-Петербург
2014

2. Культурно-досуговая деятельность

В системе дошкольного
образовательного
учреждения деятельность,
реализуемая в свободное
время, определяется как
культурно-досуговая

3. Культурно-досуговая деятельность

является не только
приоритетным
направлением организации
деятельности ребенка,
способствующей развитию
его личности, но и важной
сферой индивидуализации и
социализации дошкольника

4. Задачи ДОУ в организации культурно-досуговой деятельности в соответствии с ФГОС:

Задачи ДОУ в организации культурнодосуговой деятельности в соответствии
с ФГОС:
• Охрана и укрепление физического и психического
здоровья детей, в том числе их эмоционального
благополучия;
• Сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка,
развития индивидуальных способностей и творческого
потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с
людьми, миром и самим собой;
• Формирование общей культуры воспитанников, развитие
их нравственных, интеллектуальных, физических,
эстетических качеств, инициативности,
самостоятельности и ответственности, формирование
предпосылок учебной деятельности;
• Формирование социокультурной среды, соответствующей
возрастным и индивидуальным особенностям детей.

5. Классификация культурно-досуговой деятельности:

Формы образовательной музыкальной
деятельности в соответствии с ФГОС
Совместная деятельность детей и
взрослого
Непосредственно
образовательная
деятельность
Досуг
Праздни
ки и
развлече
ния
Образовате
льная
деятельнос
ть в ходе
режимных
моментов
Индивидуа
льная
работа с
детьми
Отдых
Отдых
Самостоятельная
деятельность
детей
Самообразо
вание
Творчество

7. Досуг – совместная со взрослым игровая деятельность ребенка

• Досуг проводится 1 раз в
неделю после дневнего сна
детей
• На досуге в игровой форме
повторяется и закрепляется
пройденный ранее материал
• Форма организации досуга
может быть групповая или
полугрупповая

8. ДОСУГ

Цели и задачи:
• Вызвать
эмоциональный отклик
детей на музыкальноигровую деятельность
• Закрепление на
игровом материале
знаний, умений и
навыков ребенка

9. Примерные формы досуга:

• 1-я неделя - Забавы (игры, загадки, аттракционы,
соревнования и т.п. )
• 2-я неделя - Музыкально-игровое творчество
(пение, музыкальные инструменты, музыкальнодидактические игры ит.п.)
• 3-я неделя – Танцевальное творчество и
танцевальные композиции
• 4-я неделя - Интегрированная деятельность (досуг
с красками, театрализация и т.п.)

10. Досуги с пением

11. Досуги с игрушками

12. Досуги с музыкальными инструментами:

• Музыкальная
посылка
• Шумовой оркестр
• Импровизация на
металлофоне
• Музыка леса (весны,
осени, зимы)

13. Танцевальные досуги

14. Музыкально-литературный досуг


Отгадай сказку
Песни любимых сказок
Бабушка-загадушка
Конкурс лучших чтецов
Драматизация сказки
Кукольный спектакль

15. Праздник -

16. Праздники

Цели и задачи:
• Вызвать положительный
эмоциональный настрой.
• Формировать праздничную
культуру: учить детей традициям
праздника, его организации,
правилам гостевого этикета, приема
и приглашения гостей
• Формировать моральные и
нравственные качества ребенка.
• Формировать художественноэстетический вкус у ребенка.
• Обеспечивать социализацию детей.

17. Принципы подготовки и организации праздника:

• Составляется сценарий, он обсуждается с участниками
мероприятия
• Утверждаются на педсовете обязанности всех участников
мероприятия
• Продумываются атрибуты, костюмы, декорации и
приглашение гостей.
• Продумывается организация праздничного угощения.
• Решается возможность приглашения специалиста для
съемок на видео- или фотокамеру
• Продумывается оформление зала с использованием детских
поделок и рисунков.
• Планируются регулярные репетиции.
• Рассматривается проведение мероприятия с соблюдением
всех правил санитарно-гигиенических норм.

18. Виды праздников:

19. Развлечения

Цели и задачи:
• Способствовать
художественноэстетическому развитию
ребенка
• Формирование
положительных качеств
ребенка (доброта,
честность)
• Развитие у ребенка
уверенности в себе

20. Развлечения

• Должны быть красочным моментом в жизни
ребёнка, обогащающим его впечатления и
развивающим творческую активность.
• Способствуют всестороннему развитию
ребенка, пробуждают радостные чувства,
поднимают настроение.
• Могут быть хорошей основой для обучения
детей. Они, с одной стороны, закрепляют навыки
и умения, полученные на занятиях, а с другой – в
интересной форме вызывают потребность в
познании нового, расширяют кругозор ребенка,
формируют художественно-эстетический вкус.

21. Принципы планирования и проведения развлечений:

• Учитываются требования программы ДОУ.
• Учитываются индивидуальные и возрастные особенности
детей.
• Учитываются интересы, знания, умения и навыки, а так
же задачи последующего обучения детей
• Определяются индивидуализация и социализация в ходе
проведения развлечения.
• Планируется подготовка к развлечению (индивидуально
или подгруппой).
• Определяется формы организации и продолжительность
развлечения
• Учитывается общая нагрузка на участников организации
и проведения мероприятия.
• Продумывается музыкальное оформление и оформление
места проведения развлечения.

22. Классификация развлечений:

По степени активности
участия детей
• Дети являются только
слушателями или
зрителями
• Дети –
непосредственные
участники
• Участники – взрослые
и дети.
По содержательной
направленности
Театральные
Познавательные
Спортивные
Музыкальнолитературные
• Художественноэстетические

23. Виды развлечений

• Театрализованные: спектакли, кукольный и теневой
театры, театр игрушек, фланелеграф, плоскостной
театр и др.
• Познавательные: КВН, конкурсы, викторины
• Спортивные: спортивные игры, аттракционы,
подвижные игры, соревнования, эстафеты
• Музыкально-литературные концерты.
• Фольклорные: народные игры, потешки, пестушки,
загадки, хороводы и др.;
• Досуги- забавы: шарады, пословицы, шутки, фокусы,
поговорки и др.;
• С применением ИКТ: просмотр мультивидео- и
телефильмов, слушание аудиозаписей
• Музыкальные развлечения с художественным
уклоном (рисование, лепка, аппликация и т.п.)

24. Примерное перспективное планирование культурно-досуговой деятельности на 1 квартал в группе №

25. Отдых

Цели и задачи:
• Снятие усталости и
напряжения у
ребенка
• Восстановление
физического и
эмоционального
состояния ребенка

26. Виды отдыха:

Активный
Пассивный
• занятия гимнастикой,
• подвижные игры
• труд на территории
детского сада;
• спортивный отдых;
• игры со снегом, песком
и водой;
• прогулки
расслабление,
беседа с взрослым;
чтение книг;
просмотр
мультфильмов;
• рассматривание
иллюстраций в
книжном уголке;
• прослушивание сказок,
песен, мелодий.

27. ТВОРЧЕСТВО

28. Творчество

Цели и задачи:
• Способствовать
формированию творческой
деятельности ребенка
• Формировать в ребенке
уверенность в своих
возможностях и
способностях.
• Формировать потребность
ребенка к самовыражению.
• Поддержка инициативы и
самостоятельности ребенка

29. Самостоятельная творческая деятельность

• Создается при условиях свободного
непринужденного проявления детьми своих
творческих интересов и склонностей.
• Формируется на основе знаний, умений и
навыков и руководства со стороны педагогов.

30. Творческая деятельность ребенка

не обязательно приводит к
творческому результату, но
участие в ней не проходит
бесследно для ребенка, он
совершенствуется в ней как
творческая личность.

31. Развитие творческого потенциала ребенка –

32. Виды творчества Творчество взаимосвязано с такими видами деятельности, где цель – мотив, способ – результат К ним относятся:


Познавательная,
Исполнительская,
Творческая,
Самостоятельная,
Умственная,
Художественная,
Изобразительная
Преобразующая,
Речевая,
Развлекательная,
Игровая,
Ориентировочноисследовательская,
• Художественнооформительская

33. Творчество тесно связано с художественным и эстетическим воспитанием

ОСНОВА ОБУЧЕНИЯ
• Индивидуальный подход.
• Знания, умения и навыки в
творчестве.
• Анализ и оценка продуктов
деятельности.
• Анализ самой творческой
деятельности.

34. Самостоятельной творческой деятельностью ребенок может заниматься:

• В ДОУ (Применяется индивидуальный
подход к ребенку)
• В семье (Содружество ДОУ и семьи должно
опираться на комплексный подход, на
знания, умения, навыки, полученные
ребенком в ДОУ)
• В других образовательных учреждениях
(кружки, секции)

35. Самообразование -

Самообразование приобретение
систематизированных
умений, знаний и навыков
путем самостоятельных
занятий, без помощи
какого-либо обучающего
лица

36. Самообразовательная деятельность -

Самообразовательная
деятельность • осознанная, целеустремленная
деятельность, направленная на
совершенствование
положительных и преодоление
отрицательных качеств.
• Принцип единства обучения и
самообразования предполагает
теснейшую связь между
обучением и формированием
психических процессов: памяти,
внимания, ощущения,
восприятия, речи, мышления

37. Самообразовательная деятельность

• Является показателем
определенного уровня
сформированности
творческих способностей.
• Свидетельствует о
достаточно высоком уровне
развития ребенка, его
внутренних переживаний и
способности проявлять свое
отношение к к окружающей
действительности

38. Самообразовательная деятельность

Цели и задачи:
• Создать условия для
самостоятельной
самообразовательной
деятельности ребенка (место,
время, доброжелательную
обстановку)
• Формировать потребность в
самостоятельной
образовательной деятельности
каждого ребенка

39. Условия, способствующие созданию общего направления в действиях воспитателя и родителей.

• Благоприятный микроклимат в семье, уважительное
отношение к творчеству ребенка.
• Очень важен здоровый подход к творчеству ребенка в
семье - не следует преувеличивать оценку, но и нельзя
относиться небрежно, нельзя высмеивать продукт
творчества ребенка
• Осуществлять в семье индивидуальный подход к ребенку,
так как семья является естественной средой для ребенка.
• Попытки ребенка в творчестве должны быть связаны со
всем укладом семьи, чтобы ребенок чувствовал себя
членом близкого ему коллектива, в условиях которого он
получает поддержку своим начинаниям.
• Очень важны консультации педагогов по организации
работы по формированию творческих способностей у
детей в условиях семьи.

40. Педагогические условия, обеспечивающие эффективность взаимодействия ОУ в организации досуга детей

• Поддержка педагогами положительной самооценки
ребенка, уверенности в собственных возможностях и
способностях;
• Использование педагогами в образовательном процессе
форм и методов работы с детьми, соответствующих
психолого-возрастным и индивидуальным особенностям
детей;
• Построение образовательного процесса на основе
взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на
интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего
социальную ситуацию его развития;
• Поддержка педагогами положительного,
доброжелательного взаимодействия детей,
• Поддержка педагогами инициативы и самостоятельности
детей
• Возможность выбора детьми материалов, видов активности,
участников совместной деятельности и общения

41. Вывод:

Культурно-досуговые мероприятия неотъемлемая часть в деятельности
дошкольного образовательного
учреждения.
Организация праздников, развлечений,
творческой деятельности детей
• способствует повышению эффективности
воспитательнообразовательного процесса,
• создает комфортные условия для
формирования личности каждого ребенка.

2q3.jpg

1. В структуре досуга выделяются несколько уровней, которые отличаются друг от друга своей психологической и культурной значимостью, эмоциональной весомостью, степенью духовной активности.

а) Самый простой вид досуга – отдых. Он предназначен для восстановления затраченных во время работы сил и подразделяется на активный и пассивный.

Пассивный отдых характеризуется состоянием покоя, которое снимает утомление и восстанавливает силы. Отдых такого рода не ставит перед собой далеко идущих целей он пассивен, индивидуален, содержит лишь зачатки позитивного досуга. Тем не менее, такой отдых – неотъемлемый элемент жизни человека. Он служит подготовительной степенью к более сложной и творческой деятельности.

Активный отдых, напротив воспроизводит силы человека с превышением исходного уровня. Он дает работу мышцам и психическим функциям, которые не нашли применения в труде. Человек наслаждается движением, быстрой сменой эмоциональных воздействий, общением с друзьями. Активный отдых в отличие от пассивного, требует некоторого минимума свежих сил, волевых усилий и подготовки. К нему относят физкультуру, спорт, физические и психические упражнения, туризм, игры, просмотр кинофильмов, посещение выставок, театров, музеев, прослушивание музыки, чтение, приятельское общение.

б) Следующий уровень – развлечения. Традиционно развлечениями именуют такие виды деятельности в свободное время, которые дают возможность повеселиться, отвлекают от забот, доставляют удовольствие, т.е. развлечения всегда требуют активности в отличие от отдыха, который может быть пассивным или полупассивным. Еще уточним, в процессе отдыха человек восстанавливает свое физическое состояние, а развлечения необходимы для снятия психологического переутомления. Следовательно, развлечения требуют особой эмоциональной нагрузки.

в) Познавательная деятельность, которая вырастает из активного отдыха и состоит в систематическом чтении серьезной литературы, посещения музеев, выставок. Если развлечение служит главным образом эмоциональной разрядке, то познание способствует расширению культурного кругозора, воспитанию чувств, проявлению интеллектуальной активности. Этот вид досуга носит целенаправленный, систематический характер, это овладение миром культурных ценностей, которое раздвигает границы духовного мира молодой личности.

г) В познавательной деятельности набирает силу самый серьезный способ проведения свободного времени, рассчитанный не на потребление, а на созидание культурных ценностей – творчество. Потребность в творчестве глубоко свойственна каждому человеку, и тем более молодому. Творчество приносит высшее удовлетворение и одновременно является средством духовного совершенствования.

ПИРАМИДА ПОТРЕБНОСТЕЙ А. МАСЛОУ

Hierarchy000.jpg


К творчеству относятся:

  • декоративно-прикладное творчество (рукоделие, выпиливание, выжигание, чеканку, разведение домашних цветов, кулинарное творчество),
  • художественное творчество (занятия литературной деятельностью, фольклором, живописью, сочинением музыки, песен, участие в художественной самодеятельности (сценическое творчество));
  • техническое творчество (изобретательство, конструирование, рационализаторство).

Конечно, досуговое творчество, которое является по преимуществу любительским, не всегда достигает высшего, профессионального уровня, тем не менее, оно, выступая в качестве надежного средства, раскрытия таланта каждого человека, имеет большой общественный эффект.

д) Особый вид досуга - организация отдыха. Ведь организовать коллективный отдых – это означает каждого человека включить в общую деятельность, соединить его личные интересы с интересами других людей. И эффективность этого процесса во многом будет зависеть от участия в нем самих молодых людей, их умения отдыхать.


2. Содержание досуга

Формы общения молодежи в условиях досуговой деятельности можно классифицировать по следующим основным признакам:

  • по содержанию (познавательные, развлекательные);
  • по времени (кратковременные, периодические, систематические);
  • по характеру (пассивные, активные);
  • по направленности контактов (непосредственные и опосредованные).


В качестве конкретных видов организованного досуга можно назвать:

  • культурно-зрелищные программы с активным включением зрителей в театрализованное действие;
  • подвижные игры и развлечения, допускающие равновозможное участие подготовленных и неподготовленных, нетренированных людей;
  • оздоровительные мероприятия по регуляции физической и психической нагрузки, балансирующие общее состояние человека, его самочувствие;
  • логические игры, деловые игры, имитирующие конфликтные и проблемные ситуации, знакомые и интересные всем участникам;
  • аттракционы, развивающие ловкость, координированность движений, внимание, реакцию;
  • досуговые церемонии и ритуалы застолья, общения, танца.

Существует прямая зависимость между духовным богатством человека и содержанием его досуга. Но справедлива и обратная связь. Культурным может быть только содержательно насыщенный и, следовательно, эффективный по своему воздействию на личность досуг.

Задача организаторов молодежного досуга - предложить интересные формы отдыха, развлечений, услуг и увлечь людей, при этом создать условия для приобретения не только новых впечатлений, но и знаний, умений, способностей.


Детям дошкольного возраста (любознательным, активным, непосредственным), ведущим типом деятельности которых яв­ляется игра, можно предложить игротеки, утренники, сказочные путешествия, конкурсы рисунков, прогулки.

На туристском рынке для молодых людей существуют две наиболее часто встречающиеся подгруппы: молодые одиночки и молодые семьи без детей. Большинство одиночек — это моло­дые люди, не обремененные заботами и затратами на воспита­ние и образование детей, предпочитающие тратить свои средст­ва на отдых, путешествия, обеды в ресторанах и на веселую жизнь. Одиночкам свойственны, как правило, высокий уровень образования, стремление к успеху в профессиональной деятель­ности, повышенные требования к комфорту и качеству жизни, индивидуализм. Они много внимания уделяют организации сво­его свободного времени, стремясь в полной мере наслаждать­ся жизнью. Молодые одинокие люди больше путешествуют, по сравнению со своими ровесниками, состоящими в браке, и с людьми среднего возраста. Они предпочитают активный отдых за пределами своей страны или региона проживания и пользуются для этого услугами авиатранспорта.

Для людей среднего возраста, трудоспособных, стремящих­ся отдохнуть от повседневной работы, подойдут более спокой­ные мероприятия: светские салоны и конкурсы (красоты, юмора, песен и пр.), литературные гостиные и творческие вечера, бан­кеты, презентации и концерты.

Для пожилых людей, которым все чаще хочется вспомнить свои молодые годы и все, что с ними связано, неплохо предло­жить такие формы проведения досуга, как посиделки, чаепития, вечера (старинной музыки, романса, воспоминаний). В этом возрасте накоплен уже большой жизненный опыт, приобретены бесценные навыки, которыми люди этого поколения стремятся поделиться с молодежью, поэтому представляется уместным предложить им показать свое мастерство (поделки), например, на выставках рукоделий.

Предлагаемые гостям виды и формы досуга должны быть психологически оправданы. Людям, занимающимся активными формами работы с большой физической нагрузкой, будет поле­зен отдых, снимающий напряжение, усталость, стрессовое со­стояние. Для тех, кто ведет сидячий образ жизни, страдает от гиподинамии, нужны на отдыхе зарядка и активизация. Кроме того, человек должен получать от досуга и моральное удовле­творение. Поэтому, чтобы правильно составить программу от­дыха, необходимо знать, как человек предпочитает проводить свой досуг.

Классификация туристов по их отношению к проведению досуга

Туристы по их отношению к проведению досуга делятся на несколько типов личности:

Первый тип — инициативные туристы, которые заранее пла­нируют как рабочие дни, так и дни отпуска, поэтому все почины и идеи по организации досуга будут принадлежать им. Главная задача тур аниматоров в работе с этим типом туристов — умение выслушать и выполнить почти готовую программу, подыграть инициативным туристам. Здесь требуется импровизация и ни в коем случае недопустим перехват инициативы.

Второй тип — деловые люди, которые в обыденной жизни практически лишены досуга и даже свое свободное время они стремятся потратить с максимальной пользой для дела. Чаще всего это бизнесмены, менеджеры, представители научной и технической интеллигенции. Этот тип туристов предпочитает или такой досуг, который дает им возможность совершенство­ваться (деловые игры, научные диспуты и пр.), или спокойный отдых, который дает им возможность расслабиться, отдохнуть от стремительного темпа жизни (рыбалка, охота, выезд на при­роду и пр.).

Четвертый тип — активные туристы, предпочитающие во время досуга как можно больше двигаться (играть в спортивные игры, участвовать в соревнованиях и различных мероприятиях). Работать с ними — одно удовольствие, потому что они поддер­живают любую инициативу. Программу для таких туристов надо составлять с расчетом на максимальную двигательную активность.

Пятый тип — пассивные туристы, склонные к домашним формам досуга (чтению художественной литературы, просмотру телепрограмм, многочасовому отдыху на пляже). Эти люди ча­сами могут сидеть у телевизора или читать книги. Для такого типа туристов подойдут программы, в которые включены игры на пляже, вечерние шоу и видеотека.

Шестой тип — неисправимые скептики и ворчуны. К сожале­нию, встречается и такой тип туристов. Это наиболее сложная категория людей. Их очень трудно чем-либо увлечь, однако при разнообразии предлагаемых программ и они могут найти себе развлечение.

Тураниматорам при составлении досуговых программ необ­ходимо знать и учитывать особенности каждого типа личности.

Гостиничные анимационные услуги и программы

Программное анимационное воздействие на человека во вре­мя его отдыха в той или иной мере способствует сохранению и восстановлению его здоровья: соматического, физического, психического, нравственного.

Эти компоненты здоровья и определяют соответствующую условную типологию направлений и программ туристской ани­мации:

Первый тип — спортивные, спортивно-оздоровительные, спортивно-развлекательные программы.

Второй тип — зрелищно-развлекательные, приключенческо-игровые программы.

Третий тип — познавательные, спортивно-познавательные, культурно-познавательные, экскурсионные, обучающие, любительские и творческо-трудовые программы. Для каждого из этих направлений можно выделить характерные формы анимацион­ной деятельности.

Четвертый тип — комплексные программы, комбинирован­ные из однородных программ.

Спортивные анимационные программы предназначены для туристов, увлекающихся тем или иным видом спорта и при­ехавших в спортивно-туристский комплекс для занятий спортом по определенной системе тренировок в сочетании с отдыхом.

Спортивно-оздоровительные программы отличаются от спортивных тем, что они рассчитаны на туристов, любителей спорта и активного отдыха, для которых тур комплекс — это единственное место и возможность восстановления сил и здоро­вья через активные физическое нагрузки в условиях чистой природы и чистого воздуха.

Спортивно-развлекательные программы ориентированы на туристов любого возраста. Они строятся на вовлечении тури­стов в активное движение через заманчивые, увлекательные, веселые конкурсы и безобидные состязания.

Спортивно-познавательные программы строятся на при­общении туристов к духовно-нравственным ценностям в про­цессе активного отдыха (походы, пешеходные экскурсии).

Экскурсионные программы составляются из различных видов экскурсий, а обучающие программы помогают туристам приобрести различные умения и навыки (в плавании и других различных видах спортивных занятий, ремесел).

Культурно-познавательные анимационные программы тур­ комплекса строятся на приобщении туриста к культурно-исто­рическим и духовным ценностям нации, страны, местного насе­ления и включают: посещение музеев, театров, кинотеатров, художественных галерей, парков, выставок, национальных фольклорных мероприятий, концертов, вечеров поэзии, встреч с известными деятелями культуры. Некоторые из этих программ зависимы от платежеспособности туристов, уровня их интел­лектуального развития.

Приключенческо-игровые анимационные программы стро­ятся на соприкосновении туриста с интересным, волнующим, необычным (например, участие в ролевых играх и конкурсах, посещении пещер, пиратской вылазке, вечере народных преда­ний и легенд, ночном походе, ночном спуске на горнолыжном курорте, в тематическом пикнике). Эти программы имеют спрос независимо от возраста, пола, национальности, образования отдыхающих.

Любительские (творческо-трудовые) анимационные про­граммы строятся на привлечении туристов к творчеству, со­творчеству, состязанию в изготовлении местных поделок, что вызывает у них интерес к национальным особенностям местного населения. После участия в такой программе гость отмечает, что он научился общению на местном национальном языке, по­знакомился с национальными музыкальными инструментами, танцами, кухней и т. д. Формы проведения этих программ могут быть самыми разнообразными: аукцион поделок из природ­ных материалов, конкурс любительской фотографии, фестиваль авторских стихов и песен, концерт вокальных и инструменталь­ных исполнителей, выставка детского рисунка, песочной скульптуры и т. д.

Зрелищно-развлекательные анимационные программы включают: праздничные мероприятия, конкурсы, фестивали, карнавалы, тематические дни, ярмарки, дискотеки, танцеваль­ные вечера, концерты художественной самодеятельности и т. д.

• удовлетворение потребности самовыражения;

• поощрение туристов (гостей, отдыхающих) в развитии сво­их умений;

• направление развлечений и навыков в созидательное русло;

• избавление от ежедневных проблем и стрессов;

• изменение имиджа и расслабление напряжения;

• приобретение дополнительных знаний в области культуры.

Для того чтобы удовлетворить потребности гостей раз­ных национальностей, возрастов, достатков и возможностей (физических, интеллектуальных и т. д.), программы анима­ции должны меняться на протяжении всего сезона по содер­жанию, интенсивности, времени проведения и по другим па­раметрам.

Анимационные программы в значительной мере зависят от размера отеля, его месторасположения, функциональной ориентации, имеющихся возможностей (в том числе по спек­тру оказываемых дополнительных услуг), а также от профес­сионализма и степени универсальности тураниматоров, от их таланта.

Качество и объем выполняемых анимационных программ в туркомплексах, отелях определяются в существенной степени наличием требуемого персонала и в целом — эффективностью анимационного менеджмента.

В небольшом отеле анимационными программами может за­ниматься один человек — менеджер туранимации, в туркомплек­се среднего размера — отдел (служба) туранимации, а в крупных курортных и клубных туркомплексах — специализированные анимационные центры (центры досуга).

Читайте также: