Экономика франции на каком месте

Обновлено: 18.09.2024

Текущая конъюнктура рынка грузовых железнодорожных перевозок Франции и прогнозные значения основных макроэкономических показателей свидетельствуют об оживлении экономической активности.

С 11 мая 2020 года Франция запустила процесс выхода из карантина. Несмотря на сохранение негативных темпов роста определённых отраслей и экономики в целом, экономическая активность в некоторых сферах начинает восстанавливаться, в том числе и в сфере грузовых железнодорожных перевозок.

По прогнозам экспертов, после окончания карантина экономическая активность Франции продемонстрирует снижение на 21% по сравнению с аналогичным показателем в докризисный период. При этом прежний прогноз, опубликованный в начале мая, предусматривал более серьёзные потери экономической активности — 33%. Такое снижение экономической активности может привести к значительному падению внутреннего валового продукта (ВВП), которое, по оценкам экспертов, к концу второго квартала 2020 года составит около 20%.

Наиболее актуальный прогноз допускает снижение активности в сфере строительства на 38% (против 75%, прогнозированных во время карантина), что свидетельствует о двукратном сокращении оцениваемых потерь отрасли после окончания карантина и о перезапуске многих строительных проектов. Оживление промышленности, оцениваемые потери которой по окончанию карантина составят около 24% от прежнего докризисного уровня (против 38%, ожидавшихся в период карантина), в текущий период всё ещё осложняется низким уровнем спроса.

К числу секторов с наибольшими ожидаемыми потерями относится прежде всего сектор услуг. Несмотря на ощутимую тенденцию к оживлению экономики, прогнозные потери в этом секторе сократились не сильно — с 36% до 25%, а вклад спада активности в секторе услуг в общее сокращение ВВП является наибольшим из всех рассматриваемых отраслей и составляет около 14%.



Вместе с тем, в отношении всех отраслей экономики Франции наблюдается тенденция к оживлению и увеличению активности. Основным препятствием на пути восстановления экономики является прежде всего низкий уровень спроса, который, по мнению экспертов, будет восстанавливаться поэтапно.

Активность в транспортной сфере, в том числе в сфере железнодорожных перевозок, также выступает в качестве одного из индикаторов, отражающих экономическое состояние, поскольку перевозка грузов коррелирует с объёмом спроса и торговли в целом. Так, данные Национального общества железных дорог Франции (SNCF), отслеживающего динамику объёма грузовых железнодорожных перевозок, свидетельствуют о том, что, несмотря на значительное снижение объёма перевозок в течение первого месяца карантина, в среднем около 63% поездов от общего докарантинного уровня всё-таки находились в обращении. За последние две недели карантина был зафиксирован незначительный прирост этого показателя (с 63% до 69%).

С конца апреля 2020 года отмечается значительный рост объёма грузоперевозок компании SNCF, который выражается в достижении отметки 78% от объёмов докарантинного периода. Это, в свою очередь, свидетельствует о восстановлении экономической активности данной отрасли и экономики в целом.



Отмеченные выше признаки оживления производства и экономики, а также восстановление спроса положительно отразятся на динамике объёма грузовых железнодорожных перевозок и всей транспортной сферы. При этом постепенное восстановление, наблюдаемое как во Франции, так и в других странах, столкнувшихся с пандемией, положит начало восстановлению всей системы мировой экономики.

Промышленность Франции – это ведущая направление экономики страны. Она составляет одну треть ВВП и 50% экспорта. Более развиты машиностроение, энергетика, химическая, электротехническая и нефтеперерабатывающая отрасли. Однако металлургическая и, некогда занимавшая особую роль, текстильная промышленность сокращают производство. Отличительная особенность промышленности в данной стране – постоянная реструктуризация, внедрение инновационных технологий и неравномерное развитие сфер.



Машиностроение

Машиностроению во Франции принадлежит ключевая роль в промышленности. Продукцию концернов Renault, Peugeot-Citroen, Alstom знают с хорошей стороны во всём мире.Центры отрасли – Париж, Иль-де-Франц, Эльзас, Лотарингия, Рона-Альпы, области окружающие Нант и Тулузу. Здесь задействованы 40% промышленных рабочих.
Франция поставляет на мировой рынок:

автомобили, 4 млн. шт. в год сходит с конвейера, 90% легковые;

космическую и авиационную технику;

оборудование для АЭС.

Валовой внутренний продукт машиностроительной отрасли занимает 2 место среди стран Европы.

Автомобилестроение

Peugeot Citroen, основанная в 1974 г. стала одним из основных производителей французских автомобилей.

Renault, основанная в 1899 г. участвует в международных слияниях и поглощениях, сейчас компания возглавляет одну из линий мирового автомобилестроения.

Центрами машиностроения стали пригороды Парижа и Лиона, Сошо-Монбельяр. Половина производимых автомобилей идёт на экспорт.

Судостроение

Судостроение во Франции является значительным звеном военно-промышленного потенциала. Она остаётся одной из старейших отраслей, на данный момент из-за конкуренции с азиатскими странами снизила объёмы производства. Состоит судостроение из научно-исследовательских учреждений и предприятий, которые:

ремонтируют и модернизируют суда и корабли.

Кораблестроительные верфи располагаются непосредственно вблизи моря или на судоходных каналах, реках, где поблизости имеются металлургические заводы, которые снабжают их комплектующим оборудованием и листовой сталью. В судостроении занято 20000 человек, центры в Сен-Назере, Гавре и Вандее.

Станкостроение

Станкостроение во Франции ориентировано на крупных заказчиков аэрокосмической и автомобильной промышленности.

Авиационная промышленность

Основой авиационной промышленности Франции служат 50 крупных предприятий, которые выпускают:

– беспилотные летательные аппараты;

– авиационные двигатели и комплектующие.

Электротехническая промышленность

Энергетика Франции

В связи с нехваткой природных ресурсов во Франции широко используется ядерная энергетика. Фундаментом для её развития служит научно-техническая и сырьевая база. Здесь добывается около 3000 тонн урановой руды в год, часть сырья ввозится из стран Африки. Порядка 70% электроэнергии производится на АЭС. Уровень развития ядерной энергетики позволяет Франции занять 2 место в мире, после США.

Наряду с использованием атомных энергоблоков, в стране разрабатывают альтернативные источники получения энергии:

Гидроэнергетика, преимущественно в Центральной части, Альпах и на реках Дюранс, Рона и Рейн.

Ветроэнергетика, правительством была поставлена цель к 2023 году увеличить в 2 раза производительность ветровых электростанций.

Мощность фотоэлектрической солнечной энергетики до 2030 года должна достигнуть 18200-20200МВт.

Также правительство страны поддержало политику сокращения потребления энергии.

Нефтегазовая промышленность

Основными представителями в данной сфере во Франции стали Total и Air Liquide. Французское правительство приняло решение о запрете добычи газа и нефти после 2040 года. Как только закон вступит в силу разведка и добыча нефти и газа станет нелегальной, разрешения на этот вид деятельности уже перестали выдавать. Основная часть продукции нефтегазовой промышленности добывается во Французской Гвиане и составляет 815000 тонн в год. Это составляет 1% от необходимого стране, остальные 99% импортируется.

Пищевая промышленность

Пищевая промышленность во Франции занимает важную позицию, на её долю приходится 20% всей сельскохозяйственной продукции ЕС. В этой сфере трудится 585000 человек. Основными секторами производства являются:

Мясные и молочные продукты.

Напитки. Важнейшей отраслью является виноделие. Здесь Франция разделило первенство по производству вина с Италией. Центры находятся в Бургундии, Шампани и Бордо.

Корма для животных.

Хлебобулочные и кондитерские изделия.

Переработанные овощи и фрукты.

Переработанная рыба и морепродукты.

Соусы, приправы и вкусовые добавки.

Основу французской пищевой промышленности составляют малые и средние предприятия, на долю крупных фирм приходится 2%. Большая часть готовой продукции идёт на экспорт, лидирующими здесь являются спиртные напитки и сыры. Во Франции большое внимание уделяется подлинности продуктов.

Текстильная промышленность

Производство льняных и хлопковых тканей, джута и шерсти сосредоточилось в Лилие, Армантьере – традиционные центры текстильной отрасли. Хлопчато-бумажные ткани изготовляют в Эльзае и Вогезах. Центром производства хлопчатобумажного волокна остаётся Лион. Трикотажные изделия и полотна, отличающиеся качеством исполнения и дизайном, выпускают в Париже, Труа, Рубе.

Более 15000 человек заняты в швейной отрасли страны. Основу составляет работа на дому и мелкие мастерские. 35% от объёма швейных изделий приходится на швейную продукцию и галантерею. Несмотря на то, что текстильная промышленность Франции утратило ведущее положение в стране, всё же по качеству и объёму лидирует среди европейских стран.

Отличительная особенность текстильной промышленности Франции сегодня – небольшие объёмы производства, позволяющие быстро реагировать на запросы потребителей.

Фармацевтика

Крупная фармацевтическая компания Франции – это Sanofi. В этом сегменте работает ряд средних предприятий:

Servier в Сюрене;

Les Laboratoires Pierre Fabre обосновалась в Касторе;

Ipsen – в Париже;

Laboratoires Boiron – Мессими;

Laboratoire Urgo – в Шенове;

Arkopharma – в Карросе;

Guerbet – находится в Вильпенте.

Фармацевтическая промышленность занимает 4 место в мире среди производителей лекарственных препаратов. В этой отрасли занято 94,5 тыс. человек.

Парфюмерно-косметическая промышленность

Многовековые традиции изготовления парфюмерии и косметики гарантируют высокий уровень продукции. Франция обеспечивает информационную поддержку, имеет отработанные схемы дистрибуции и постоянно инвестируется в научные исследования отрасли. Яркие представители сферы – L’Oreal, с центрами в Гоши, Рамбуйе, Кодри, Оне-су-Буа, Ле-Тийе; Lancome, CHANEL, Estee-Lauder, Garnier. Доля парфюмерии на рынке косметики составляет две тритии сбыта.

Металлургическая промышленность

В связи с неконкурентоспособностью французская металлургическая промышленность переживает спад производства.

Черная металлургия

Цветная металлургия

Перерабатывающая промышленность

В переработке заняты следующие предприятия:

Юзинор – переработка стали;

Saint-Gobain – занимает 2 место по экспорту стекла в мире;

Plastic Omnium, Соммье Аллибер – лидеры по переработке пластмассы;

MICHELIN – лидер на мировом рынке по производству шин.

Химическая промышленность

Энергетический кризис, в котором Франция находилась последние двадцать лет, отрицательно отразился на химической индустрии. В стране снизили производство азотных удобрений, химических волокон. Менее эффективные заводы закрыли, заказы перенаправили в более рентабельные предприятия.
В настоящее время Французская химическая промышленность занимает 4 место, после США, Германии, Нидерландов, по экспорту продукции.

В данной отрасли задействовано 236,5 тыс. человек.

Транспорт Франции

Транспортные сети протянулись на 146 км. дороги. Железнодорожное полотно занимает 29901 км. по протяженности это 2 место в Европе.
Французская национальная железнодорожная компания SNCF осуществляет основную часть железнодорожных перевозок. В начале 80-х годов XX века сократились грузовые перевозки, сейчас транспортная сеть направлена на пассажирские перевозки.

высокоразвитая страна, ядерная и космическая держава. По общему объёму экономики страна занимает ведущие места в Европейском союзе и стабильно входит в первую мировую десятку.

В 2009 году ВВП Франции снизился на 2,2%.

Традиционная особенность французской экономической политики — большая доля государственного сектора, особенно в стратегически важных областях — нефтегазовой промышленности, транспорте. Существует планирование, но оно носит не нормативный, а индикативный характер (намеченные показатели не являются нормативными для частных предприятий) . Велика доля в экономике иностранного капитала (промышленность до 40 %, недвижимость около 27,5 %, торговля — 20 %, сфера услуг — 9 %). На предприятиях с иностранным капиталом работают свыше 20 % трудящихся. Особенно велика доля иностранного капитала в информатике и других отраслях передовых технологий (свыше 50 %).

Существенную часть ВВП даёт промышленное производство — 20 %, оно обеспечивает более 30 % рабочих мест, 40 % инвестиций, 80 % экспорта. Франция располагает значительными запасами полезных ископаемых: железных и урановых руд, бокситов, калийных солей и др. Это создаёт базу для горнодобывающей и тяжёлой промышленности. По уровню развития цветной металлургии страна занимает лидирующие места в мировых рейтингах, по выплавке стали находится на третьем месте в Западной Европе. Основные отрасли: машиностроение (2,6 % мирового производства) , химическая (четвёртое место в мировом экспорте) , авиакосмическая (Франция играет ведущую роль в Европейском космическом агентстве) , автомобильная (третье место в мире по выпуску автомобилей) , пищевая (по объёму экспорта на втором месте в мире после США) , радиоэлектронная, информатика, судостроение, электротехническая. Относительно незначительную роль в общем объёме экономики, но важную для престижа страны играет производство и продажа предметов роскоши. Одна из наиболее передовых стран в области развития атомной энергетики: свыше 75 % энергии получают на АЭС.

Сельское хозяйство является наиболее опекаемой государством отраслью, хотя основа его — частное землевладение. Решающую долю продукции дают крупные хозяйства (с наделом 20-100 гектаров) , но численно преобладают мелкие и средние. По объёму произведенной продукции Франция занимает 1-е место в Западной Европе и 3-е место в мире после США и Канады. Это крупнейший европейский производитель пшеницы, сливочного масла, говядины, сыров (более 400 сортов) . Более 50 % продукции даёт животноводство. Традиционно высока доля вин в экспорте. Французские фермеры являются главными противниками внедрения генетически изменённой продукции в Европе, так как французская продукция традиционно высоко ценится из-за своего качества.

Франция располагает самой развитой в Европе сетью железных дорог. С 1981 года большинство городов связаны между собой сетью высокоскоростных магистралей, такая же ветка проложена в тоннеле под проливом Ла-Манш. Степень социальной защиты населения одна из самых высоких в мире. Примерно 30 % ВВП расходуется на социальные нужды. Официально установлена 35-часовая рабочая неделя (самая короткая в Европе) .

Франция является одной из ведущих стран западных держав, занимая седьмое место среди всех стран мира — 4,7% совокупного ВВП при 1% населения. По размерам территории (551тыс. кв км) и населения (57 млн чел.) , она принадлежит к числу наиболее крупных стран Европы. По уровню экономического развития уступает ФРГ и целому ряду малых стран (Норвегии, Дании, Швейцарии, Люксембургу) . На долю Франции приходится 17% промышленного и 20%сельскохозяйственного производства Западной Европы.

В 80-е гг. экономическое развитие Франции характеризовалосьзамедленными темпами роста, массовой безработицей, резкими сменами основных направлений государственного регулирования. Структурный кризис мирового хозяйства, переход к новому типу воспроизводства оказали сильное влияние на промышленное производство. После кризиса 80-х гг. , французская промышленность восстановила свой уровень производства только в 1986 г.

Позиции Франции в мировой экономике несколько ослабли (1980 г. — 5,7% ВВП мира) . Доля страны в промышленном производстве стран ОЭСР сократилась с 6,6 до 5,7% за 80-е гг. Уменьшились экспортные возможности. Норма безработицы превысила 10%. Французская промышленность по-прежнему имеет недостаточную специализацию, с трудом приспосабливается к быстро меняющемуся спросу на рынках. Сравнительно низкая эффективность производственного аппарата связана с историческими особенностями развития экономики, которая в 50-60-е гг. в основном ориентировалась на внутренний рынок, а во внешних связях большое место занимали развивающиеся страны, главным образом, в пределах
бывшей колониальной империи. Немаловажную роль в этом процессе сыграло доминирование в структуре хозяйства кредитного сектора, который обычно проявляет чрезмерную осторожность при осуществлении долгосрочных
промышленных проектов.

На долю сельского хозяйства во Франции приходится 2,6% ВВП, промышленности - 30%, а сфера услуг производит около 60% ВВП. Очевидна постиндустриальная ориентация экономики и довольно высокая доля сферы нематериального производства.

Франция - крупнейший производитель сельскохозяйственной продукции в Западной Европе. Ведущей отраслью является животноводство, на долю которого приходится 2/3 стоимости аграрной продукции, Франция является первым среди западных стран производителем ячменя и сахара, вторым - пшеницы, вина и мяса. Традиционно известны такие отрасли, как виноградарство, садоводство, устричный промысел. Сельское хозяйство высоко индустриализовано. По насыщенности техникой, использованию химических удобрений оно уступает только Нидерландам, ФРГ, Дании. Техническое оснащение, повышение агрокультуры хозяйств привело к повышению уровня самообеспеченности страны в сельскохозяйственных продуктах. По зерну, сахару он превышает 200%, по сливочному маслу, яйцам, мясу - свыше 100%.

Среди отраслей французской промышленности на мировом рынке получили признание следующие:

машиностроение и металлообрабатывающая промышленность;

цветная и черная металлургия;

электронная и электротехническая промышленность;

Франция делает ставку на наукоемкость своего промышленного производства, в частности занимает первые места в мире по производству железнодорожного подвижного состава (скоростные поезда TGV - Train de Grande Vitesse), самолетов (Airbus, Falcon, Mirage), ракет (Arian), атомной энергетики. Ведущее место в структуре промышленного производства занимают общее машиностроение (12%) и транспортное (10%). Автомобильная промышленность является одной из основ национальной промышленной структуры. Две крупнейшие в стране компании - частная "Peugeot Citroen" и государственная "Renault" обеспечивают соответственно 4 и 5% мирового производства легковых автомобилей. Неоспоримы ведущие позиции в робототехнике, средствах связи, производстве новых материалов и микроэлектронике. В производстве делается упор на высокой концентрации, преобладании крупных производителей.

Сфера услуг - наиболее динамично развивающаяся и единственная отрасль французской экономики, где занятость продолжает расти. Крупными отраслями сферы услуг является торговля, туризм, связь, транспорт и финансы.

Международные экономические отношения Франции

Модернизация французской экономики невозможна без активной деятельности по повышению ее конкурентоспособности и поддержки государством зарубежной экспансии предприятий.

Проблемы международной экономической деятельности Франции заняли немалое место в докладе президента Саркози перед предпринимателями 30 августа 2007 г. Речь шла о том, чтобы поддержать усилия предприятий по завоеванию иностранных рынков, притом, что "действия государства должны лишь дополнять самостоятельные усилия предпринимателей". Правительство только на первый период до конца 2007 г. наметило организацию, по меньшей мере, 15-ти делегаций с участием предпринимателей для переговоров, в том числе в Мексику, Россию, США, Германию, Вьетнам, Китай и в другие страны. Цель, которая ставится правительством, - не только "дать возможность Франции увеличить свою долю на мировом рынке", но также "привлечь во французскую экономику иностранные инвестиции и расширить партнерские связи с некоторыми странами благодаря росту конкурентоспособности Франции".

Большое значение имело еще одно выступление президента, состоявшееся на сто второй день пребывания Николя о том, какие "проблемы стоят перед планетой в начале XXI века" и что со всем этим делать Франции. Главным в этом докладе была внешняя политика Франции, но она тесно увязывалась с экономическим развитием страны. Особенно ярко это видно на примере одной из ведущих тем доклада - темы дальнейшей интеграции Евросоюза. Причем Саркози делает это в лучших французских, можно сказать голлистских, традициях. Он - сторонник возвращения Франции роли локомотива европейской интеграции. "Без Европы, - утверждает Саркози, - не будет сильной Франции, без Франции не будет мощной Европы".

На общеевропейской сцене Саркози с огромной энергией взялся за осуществление пробуксовывающего проекта дальнейшей интеграции Евросоюза. Европейское строительство объявлено им "абсолютным приоритетом внешней политики Франции". Совместно с канцлером Германии Ангелой Меркель Саркози активно проталкивает превращение конституции в союзный договор, который затем будет приниматься на уровне национальных парламентов.

Одновременно новый президент разрабатывает программу общеевропейских действий, которые Франция сможет продвигать во время ее грядущего председательства в ЕС. В настоящее время в центре внимания французского президента энергетическая безопасность, проблемы иммиграции, реформирование дотируемого сельского хозяйства Евросоюза. Характеризуя эти действия, французский политолог Доминик Рейние сказал "Эксперту": "Внезапно Франция для Европы перестала быть источником проблем и стала источником решений".

Редакция журнала "Компания", которая сделала следующий перевод в докладе президента о России: "Россия возвращается на мировую арену, с некоторой брутальностью играя своими козырями, в частности, такими, как нефть и газ. В то же время, в решении глобальных проблем мир, в особенности Европа, ждет от России значительного позитивного вклада, соответствующего ее вновь обретенному статусу". Близкие к такой оценки получили и США, и Китай.

Наиболее четко характер отношения французского президента к России проявился во время его официального визита в Москву 9-11 октября 2007 г. Уже во время первой встречи двух президентов в Ново-Огарево Никола Саркози заявил о том, что Франция хочет быть другом России.

Макроэкономические показатели Франции

Если не оговорено иное, все цифры даны в долларах США

Заключение

Франция со своей территорией в 551 602 квадратных километров и 63 миллионах жителей Франция не может считаться "крупной" страной в мире. И между тем, её экономический вес позволяет ей играть главные роли на международной сцене. Франция пользуется своими естественными преимуществами, начиная от центрального географического положения в Европе до обладания выходами на главные коммерческие трассы Западной Европы: Средиземное море, Ла-Манш, Атлантика. Франция - высокоразвитая страна, ядерная и космическая держава. По общему объему экономики страна занимает ведущие места в Европейском Союзе, по ВВП на душу населения стабильно входит в первую мировую десятку. В стране существуют высокие налоги, расходы на социальное обеспечение и зарплаты. Традиционная особенность французской экономической политики - большая доля государственного сектора, особенно в стратегически важных областях - нефтегазовой промышленности, транспорте. Существует планирование, но оно носит не нормативный, а индикативный характер.

Список литературы

1. Экономика зарубежных стран. Второе издание. Погорлецкий А.И. Издательство Михайлова В.А. Санкт-Петербург 2001.

2. Мировая экономика. Экономика зарубежных стран / Под ред. В.П. Колосова, М.Н. Осьмовой. - М.: 2000

3. Черников Г.П. Экономика Франции: Традиции и новейшие тенденции. - М.: РОССПЭН, 2002

© 2014-2021 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.005)

Читайте также: