Есть ли бюджетные места в оксфорде

Обновлено: 18.09.2024

Собственно, хотела-то я на филфак, изучать французский, но, не найдя ни малейшего намека на Philology в списках программ английских университетов, растерялась. Только через несколько месяцев поняла, что Modern Languages и литературоведение - в общем-то одно и то же. Подействовало строгое заявление преподавателя на дне открытых дверей в Оксфорде: If you don't like Literature, you shouldn't apply, что означает "Если вам не нравится литература, поступать не стоит". Что ж, значит, мне сюда.

Но моя "эврика" была встречена с холодком: "Не поступишь, иностранцев туда не берут. А если даже и проскочишь, кому нужен твой французский? В жизни он точно не понадобится, разве что дочкам богатых родителей для заказа номера на Лазурном берегу. Нет, я не против языков – в свободное время, пожалуйста, хоть на голове стой, но достойной работы по специальности тебе не найти". В общем, с предрассудками об Оксфорде я познакомилась намного раньше, чем с самим университетом.

Я поступила!

Иностранцы оказались нужны (хотя на точных науках русских неизмеримо больше), а такого понятия, как блат, при поступлении в Оксфорд просто не существует. Опасения насчет Лазурного берега тоже не оправдались – первый же мой знакомый в Оксфорде оказался сыном повара, родители большинства сокурсников были учителями, а представителей "золотой молодежи" мне за четыре года встретилось немного, и уж точно не из гуманитариев. А главное, выяснилась одна простая истина: престижный университет дает не только хорошее образование и помощь в трудоустройстве, престижный университет такого калибра, как Оксфорд или Кембридж, дает свободу – свободу от закона джунглей современного рынка, причем именно благодаря самому закону. Сейчас объясню.

Дело в том, что работодатели уже не ищут, как двадцать лет тому назад, квалифицированных специалистов. Как популярно объяснил мне главный менеджер одного из лондонских банков, выбирая между кандидатом с экономическим образованием и, скажем, океанологом или физиком, он чаще предпочитает последних. Другими словами, выигрывает не тот, кто уже что-то знает в данной области (потому что большая часть знаний, приобретенных, например, в бизнес-школе, в банке не пригодится), а тот, кто самим фактом прохождения сложного университетского курса доказал свою восприимчивость к обучению и способность быстро перестраиваться. Такой сотрудник освоится и будет эффективным в любой сфере деятельности и легко переключится с одной должности на другую.

Конечно, специалисты нужны как никогда, но получать профессию не по влечению, а ради пресловутого куска хлеба сегодня уже не имеет смысла. Главное – доказать свою способность мыслить и выживать в нестандартных условиях. Именно эту способность воспитывают элитные западные университеты.

Dreaming spires* в реальном мире

Квадратные шапочки, шпили, сады, многокилометровые стеллажи книг и манускриптов в библиотеке, мощеная булыжником мостовая, воздвигнутые 700 лет тому назад колледжи. Но какое отношение имеет этот замкнутый полусказочный мир "мечтающих шпилей" к реальной жизни? Не выходят ли из этих старинных стен сказочниками, мечтателями?

Нет, не выходят. И на сказку жизнь студента Оксфорда точно не похожа. Любой западный работодатель знает, что выпускник Оксбриджа (общее название для Оксфордского и Кебриджского университетов) провел три-четыре года в уникальной системе борьбы за выживание. Что каждую неделю он самостоятельно изучал целый отдел науки, читал и думал, с тем, чтобы письменно изложить свои мысли к точному сроку и представить их своему научному руководителю (как правило, крупному ученому) на еженедельной "очной ставке" (tutorial). Причем иногда таких очных ставок бывало и по две в неделю, не считая лекций, классов, упражнений. Более того, сразу после такого tutorial, которому предшествовала пара бессонных ночей, ему надо было переключиться на новую тему, начать "с нуля". Не случайно на предложение пойти на вечеринку ответом нередко служит тяжелый вздох и слова essay crisis и deadline, говорящие сами за себя. Итогом трех лет такого обучения становится серия экзаменов, в ходе которых студент должен написать за неделю около тридцати эссе на самые разные темы.

Школа жизни

Стоит добавить, что негласным девизом Оксфорда считается избитая фраза Work hard and play hard. Другими словами, подавляющее большинство студентов имеет хобби или серьезно занимается каким-то видом спорта. Причем сама атмосфера этого места такова, что даже, казалось бы, невинное увлечение становится делом жизни, соревнованием и единственной в своем роде возможностью проявить себя. Таким образом, любой человек, закаленный в этой системе, в совершенстве постиг искусство "жонглирования" (как говорят англичане) различными сторонами своей жизни в условиях постоянного стресса. Если же он еще и вышел из нее с высокими результатами (что подтверждает его нетривиальные умственные способности вдобавок к разностороннему развитию, умению сосредоточиться на поставленной задаче и легко переключаться), потенциальному работодателю больше просто нечего и желать. Ведь Оксбридж – это не только образование, но и школа жизни.

Именно поэтому выпускники того же Оксфорда делятся на две категории. Примерно треть уходит в науку, чтобы получить хотя бы магистерскую степень, – постоянное общение с выдающимися учеными заразительно. Тем более что многие из преподавателей совсем молоды, так как университет постоянно пополняет кадры. Из остальных, сравнительно немногие, идут работать по специальности. Я знаю математика и лингвиста, ушедших по окончании Оксфорда в органы правопорядка (на которые на Западе смотрят куда более благосклонно, чем у нас!), историка, работающего теперь в нефтяной промышленности, инженера, получившего место консультанта по вопросам менеджмента, и теолога, ставшего телезвездой. Я также знаю, что независимо от специальности я всегда получу свой кусок хлеба практически в любой западной компании, и именно поэтому не спешу это делать. Все-таки возможность заниматься любимым делом, пусть даже мало оплачиваемым, – большая роскошь. Теперь я понимаю, как хорошо, что я не пошла на "денежную" специальность: с экономическим образованием мне никогда не удалось бы стать филологом, а вот в банк попасть при необходимости всегда успею. Этой уверенностью (не меньше, чем полученным образованием) я обязана оксфордскому диплому.

Как поступить

Остается практический вопрос – как же попасть в Оксфорд? В общих чертах отбор состоит из трех этапов: после рассмотрения досье абитуриента (школьный аттестат, резюме, нескольких лучших работ) его могут пригласить на собеседование. Форма самого собеседования зависит исключительно от колледжа. По итогам interview абитуриенту могут предложить место, но, как правило, условно – обычно собеседование проходит зимой, до выпускных экзаменов, так что место закрепляется за ним только до тех пор, пока он не пройдет все испытания. Выпускник российской школы, поступивший в британский вуз, будет считаться overseas student (иностранный студент) и платить раз в семь-десять больше местных.

Для тех, кто проучился, как я, три последних года в школе Великобритании или в одной из стран Евросоюза (home students), а также при наличии green card, система отбора и оплата обучения не отличаются от стандарта, установленного для англичан: около $ 2500 в год.

По обмену

Для студентов российских вузов существуют обменные программы и стипендии, позволяющие проучиться в иностранном университете один год в качестве visiting student. Несмотря на то, что диплом вы не получите, такой опыт в резюме выглядит очень неплохо как для отечественных, так и для западных работодателей. Конечно, чтобы поступить на гуманитарный факультет, надо отлично владеть английским языком. Однако именно вариант обмена дает возможность повысить свой уровень английского с тем, чтобы – кто знает? – вернуться в Оксфорд в качестве аспиранта.

По гранту

Проще всего поступить в Оксфорд, уже имея на руках российский диплом: на курс магистра (к примеру, MSt или MPhil) на год или два либо в аспирантуру (DPhil) на три года. Для этого существуют гранты, покрывающие оплату обучения и остальные расходы: на жилье (что в Оксфорде недешево), питание и билеты.

Самые популярные стипендии – Hill Foundation и Oxford University Clarendon Fund, но существуют также и другие программы, например Shell Centenary Scholarships или Overseas Research Student (ORS) Awards Scheme. У каждой свои правила отбора и поступления. Конкуренция, безусловно, высокая, но ничего невозможного нет! Подробности можно найти на официальном сайте Оксфорда.

* Dreaming spires – стандартное клише, обозначающее Оксфорд с его многочисленными высокими "мечтающими шпилями".

Йен Хант и Джон Коулз из школы Haileybury Almaty рассказали Informburo.kz о тонкостях поступления в западные вузы из Казахстана и об успехах своих выпускников.

Оксфордский и Кембриджский университеты – элитные британские вузы, которые из года в год признаются лучшими независимыми мировыми рейтингами (The World University Rankings, QS). Ещё несколько лет назад невозможно было представить, что можно успешно пройти отборочный процесс приёмных комиссий этих вузов, окончив школу в Казахстане. Но сегодня это стало реальностью.

Школа Haileybury Almaty объявила результаты аттестационных экзаменов выпускников шестой ступени (13 класс) 2019 года. По словам руководства школы, "результаты этого года оказались выше всяких ожиданий". Двум выпускникам удалось поступить в Оксфордский и Кембриджский университеты. Остальным – в другие топовые зарубежные вузы, получить гранты и стипендии.

" 60% наших результатов состоят из оценок A*/A, 26% – из оценок A*. Это лучшие результаты за всю историю экзаменов A-Level со дня открытия нашей школы 11 лет назад. По всем предметам были достигнуты высокие результаты, но лучшими оказались результаты по дисциплинам STEM – химия, биология, математика и информатика. "

Директор школы Haileybury Almaty Джон Коулз поздравляет Данияра Вугдта с поступлением в Оксфордский университет

Директор школы Haileybury Almaty Джон Коулз поздравляет Данияра с поступлением в Оксфордский университет / Фото предоставлено пресс-службой Haileybury Almaty

Данияр поступил в Баллиол-колледж Оксфордского университета на специальность "Философия, политика и экономика". Программа обучения рассчитана на три года. Требования к поступлению исключительно высокие, а конкурс очень большой: из 26 тысяч абитуриентов принимают на учёбу только 2-3 тысячи.

Баллиол-колледж воспитал четырех премьер-министров Великобритании, включая Бориса Джонсона, и пятерых нобелевских лауреатов. Ещё семеро лауреатов являлись членами научного сообщества Баллиол-колледжа.

Шынгыс

Шынгыс обучался в Haileybury Almaty по грантовой программе и поступил в Питерхаус-колледж Кембриджского университета на специальность "Математика". Среди выпускников колледжа два премьер-министра Великобритании и пять лауреатов Нобелевской премии, изобретатель реактивного двигателя Фрэнк Уиттл, учёные лорд Кельвин и Генри Кавендиш, а также кинорежиссёр Сэм Мендес.

Все остальные выпускники также показали впечатляющие успехи, которые позволили им поступить в престижные зарубежные университеты.

Директор школы Haileybury Almaty Джон Коулз поздравляет Шынгыса (ФАМИЛИЯ) с поступлением в Кембриджский университет

Как Haileybury Almaty готовит учеников к поступлению в университеты?

Процесс поступления в вузы в Haileybury начинается довольно рано – на 11-м или даже 10-м году обучения ( 14-15 лет ) учеников призывают задуматься о том, чем бы они хотели заниматься в будущем. С этого момента учителя и советники по поступлению в вузы начинают уделять много внимания профессиональной ориентации учеников, но делают это плавно и планомерно.

В школе есть целый отдельный департамент – University Admissions Team, который занимается профессиональной ориентацией, помогает ученикам поступать в университеты. В нём работают эксперты по нескольким направлениям:

  • британские вузы;
  • Оксфорд и Кембридж;
  • вузы США.

Эти специалисты не только знают все гласные и негласные правила поступления в топовые мировые вузы, но также и лично знакомы со многими членами приёмных комиссий этих вузов или даже работали там. Благодаря усердной работе и связям департамента по профориентации ученики Haileybury Almaty узнают о требованиях для поступления и лучших возможностях задолго до самого поступления: какие тесты необходимо сдать, на какие темы написать эссе и к каким интервью подготовиться.

Департамент по профориентации возит группы учеников в Англию, чтобы они увидели Оксфорд, Кембридж и Университетский колледж Лондона своими глазами. И в США – чтобы они познакомились с университетами Лиги плюща. Так у них появляется наглядная цель – университет, куда они стремятся поступить .

Что такое A-Level?

Чуть позже, на 12-м году обучения, ученикам предстоит выбор направления, от которого будет зависеть, какие предметы он или она будет изучать на шестой ступени в рамках аттестационной программы A-Level; а позже и сдавать экзамены, результаты которых станут одним из решающих компонентов для успешного зачисления в вуз.

Йен Хант, председатель попечительского совета школ Haileybury Almaty и Haileybury Astana

Йен Хант, председатель попечительского совета школ Haileybury Almaty и Haileybury Astana / Фото предоставлено пресс-службой Haileybury Almaty

"Большинство студентов изучают три-четыре предмета в рамках A-Level, в зависимости от того, чему они собираются обучаться дальше. Чаще всего ученики выбирают математику, высшую математику, физику и химию.

Эта программа одинаково признана университетами США и Великобритании. Если вы подаёте заявку на обучение в Великобритании, вузы делают предложение, основываясь на ваших прогнозируемых результатах A-Level. Если поступаете в американские университеты, за A-Level начисляют часть кредитов и какие-то курсы уже проходить не нужно. Это дает нашим выпускникам преимущество в университетах США", – говорит Йен Хант, председатель попечительского совета Haileybury Almaty и Haileybury Astana.

Высоких оценок на A-Level достаточно для поступления в топовые вузы?

Университеты ищут всесторонне развитых студентов, что подразумевает нечто гораздо большее, чем просто отличные оценки по академической квалификации, вроде A-Level. Это происходит, потому что мир становится глобальным, и теперь школьники со всего мира, а это десятки сотен тысяч или даже миллионы старшеклассников, подают заявки в одни и те же несколько десятков топовых университетов.

Необходимо как-то выделиться, показать, что ты не только умный, но и проактивный, сознательный, позитивно настроенный, неравнодушный, полный идей и желания менять мир к лучшему. А как это показать? Через эссе, рекомендательные письма учителей, достижения и участие в проектах, а также интервью с приёмной комиссией вуза.

Haileybury Almaty не оставляет учеников наедине с этими многоуровневыми задачами, а напротив, строит инфраструктуру, в которой школьники получают это всестороннее развитие и учатся презентовать себя в самом выгодном свете.

Директор школы Haileybury Almaty Джон Коулз

"Данияр обучался в нашей школе с самого открытия, с очень раннего возраста, и мы рады, что пройдя через нашу систему, он доказал, что достоин обучаться в Оксфордском университете", – говорит директор Haileybury Almaty Джон Коулз. – Наша задача максимально раскрыть способности ученика, построив вокруг него инфраструктуру, в которой проявятся таланты. Мы развиваем целостный подход в образовании. Наши ученики не сидят 100% времени за партой, они развиваются как личности".

Данияр, например, несколько раз становился лучшим учеником школы по академическим достижениям, принимал участие в международных олимпиадах по математике в Корее и Сингапуре, основал в школе программу помощи в развитии навыков для детей-сирот, проходил практику во время каникул в бизнес-инкубаторе.

"Шынгыз обучался в Haileybury Almaty на шестой ступени в рамках нашей грантовой программы. Он академически одарённый ученик, успешно выступал на международных олимпиадах по математике, в том числе занял второе место этим летом на невероятно престижной IMO Olympiad в Великобритании. Но уровень английского языка у учеников, которые присоединяются к нам позже, не с первого класса, как правило не такой высокий, как у тех, кто обучается у нас самого начала. Мы много работали над этим, – говорит Джон Коулз. – Кроме того, нам нужно было помочь ему раскрыть социальные и творческие навыки для приёмной комиссии Кембриджа. Без преувеличения, почти все заявки в Кембриджский университет поступают от академически одарённых абитуриентов, а мы помогли Шынгысу выделиться на этом фоне".

Многие думают, что учёба в школе в Англии или США повысит шансы ребёнка на поступление в топовые вузы. Так ли это?

Йен Хант: – Родители могут быть уверены в будущем своих детей и при этом не жертвовать личным общением. Всё-таки очень важно, чтобы ребёнок жил дома и общался каждый день со своей семьёй. Примеры наших выпускников многократно подтвердили, что качество образования от этого не пострадает – наши ребята обучаются в Оксфорде, Кембридже, UCL, UC Berkeley и многих других школах с мировым именем (полный список можно посмотреть здесь. – Авт.). Многие получают гранты.

Кроме того, мы много говорили с советниками приёмных комиссий разных университетов в Великобритании и США. Они все говорят одно и то же.

Заявка абитуриента из Казахстана выглядит куда интереснее заявки с такими же академическим достижениями, но поданная из США или Великобритании.

Тренд таков, что университеты стремятся создать на кампусе максимально разнообразную, многонациональную и по истине глобализированную обстановку, поэтому заявки из таких необычных стран, как Казахстан, рассматриваются с особым интересом и вниманием. Они выделяются на общем фоне, а значит, имеют больше шансов.

University of Oxford


Статья впервые опубликована на сайте Русского Общества Оксфордского Университета (Oxford University Russian Society), которое существует 100 лет и объединяет не только студентов и аспирантов из России и стран бывшего Советского Союза, но и Великобритании, Германии и США.

Автор статьи Никита Лоик получает степень магистра в области
химических исследований в одном из старейших колледжей Оксфорда Корпус-Кристи (Corpus Christi College); также Никита состоит в комитете Общества и отвечает за его развитие.

Большое спасибо Никите и Денису Меньшикову, Вице- президенту Общества, которые любезно согласились поделиться ценным опытом и информацией с Hey London!

Ваша борьба главным образом будет протекать на просторах интернета, иногда по телефону, и в исключительных случаях, во время собеседования, в Оксфорде. Поэтому в первую очередь надо быть готовыми к обширной деловой переписке, исчисляющейся десятками и десятками писем в обе стороны. Средний срок ответа на электронное письмо в Оксфорде составляет один день, то есть, с учётом разницы во времени, Вы можете расчитывать получить два ответа за день от одного адресата. Не стесняйтесь задавать вопросы приёмной комиссии (Admission Office) – это их непосредственная работа помогать Вам в процессе подачи документов.

Подводные камни : вступая в переписку, стоит помнить, что их праздники, Рождество и Пасха, существенно отличаются от наших, и в периоды этих праздников почта не работает.

Наградой в этой борьбе будет место в Оксфордском Университете, место в колледже и стипендия. На самом деле поединка будет только два: с университетом и с фондами. Университет (в действительности факультет) принимает решение о Вашем зачислении, фонды –о предоставлении стипендии. Если Вы получили место в университете – место в одном из колледжей гарантировано. Стоит, правда, отметить, что колледж может отличаться от выбранного Вами изначально. Как получение места в университете так и получение стипендии будут стимулировать другую сторону к принятию положительного решения. Основная борьба, скорее всего, будет вестись именно за место в университете, хотя, конечно, возможна и обратная ситуация. Поэтому, Вам надо будет взять на себя роль медиума и осуществлять передачу информации от фондов университету и обратно. Именно Вы заинтересованы в том, что бы важная информация доходила без промедления.

Весь процесс от момента принятия решения бороться до момента начала занятий занимает год, плюс-минус несколько месяцев. Существует три периода в течение года (gathered fields), в которые собираются и оцениваются заявки. Для каждого из периодов установлен крайний срок подачи документов, дата, к которой Вам необходимо предоставить полный пакет документов: ориентировочно это середина ноября, января или марта. Стоит напомнить священный английский принцип: “first come – first served” – применительно к данной ситуации это означает, что место получает первый претендент, отвечающий требованиям университета. Более того ряд фондов принимают документы только в первый из этих периодов. Резонно поэтому свои документы подать до первого срока.

Подводные камни : ряд специальностей и стипендиальных программ сроки приёма заявок устанавливаются по собственному усмотрению.

После того, как документы поданы остаётся ждать: (a) ответа научного руководителя – к концу декабря, (b) условное предложение (conditional offer) университета, предложение о приёме при выполнении определённых условий, как правило подтверждение финансирования – к марту, (с) ответа фондов – к середине мая, (d) предложения колледжа – к середине июня, и, наконец, (e) , безусловное предложение университета (unconditional offer) – к июлю. Стоит помнить, что руководствоваться данными сроками стоит, если Вы подали полный пакет документов в первый период. Если срок приближается, а ответа нет – выясняйте в приёмной комиссии (Admission Office), на какой стадии находятся Ваши документы. Хорошей практикой является запрашивать подтверждение получения при отправке любых документов как по обычной, так и по электронной почте.

Наконец, несколько слов о том, сколько уходит на подготовку пакета документов. Первые две страницы анкеты Вы шустро заполните в первый же вечер; на заполнение оставшихся семи, если Ваши таланты в такого рода деле не сильно отличаются от моих, возможно, уйдёт ещё месяц. Особое место в списке документов занимают рекомендации. На то, что бы их получить у Вас скорее всего тоже уйдёт не меньше месяца, поэтому разумнее всего будет подойти к Вашим рекомедателям заранее. Что касается эссе (essay) и, в ряде случаев, плана исследования (research proposal), то здесь стоит полагаться либо исключительно на свой талант, либо, если Вы установили контакт с потенциальным научным руководителем, на скорость обмена информацией, ориентировочно, это всё тот же месяц. В любом случае не стоит оставлять это на последний вечер.

Основными источниками информации являются (a) сайт Оксфордского Университета и страница, посвящённая непосредственно процесу поступления. Отдельно стоит отметить (b) брошюры с рекомендациями (prospectus) и (c) инструкции (guides), которые можно найти на том же сайте и основные из которых будут обсуждаться далее. Каждая из них представляет собой фолиант в два-три десятка страниц, но это занятное чтение, и оно сразу избавит Вас от ряда вопросов. Ещё один – надеюсь, достойный – источник информации (c) находится перед Вами. Здесь мы будем освещать особенности поступления граждан Российской Федерации и разъяснять всё то, что осталось смутно и неясно даже после внимательного анализа основных материалов. И, наконец, (d) устные предания студентов университета, за которыми можно обращаться либо напрямую либо через членов коммитета Оксфордского Русского Общества, либо искать ответы на форуме.

Подводные камни : часть информации не доступна нигде или требует пояснений и уточнений, поэтому будьте готовы к длительной переписке с приёмной комиссией (admission office).

Подводные камни : анкеты отличаются от года к году; в основном это незначительные изменения дизайна, но возможны изменения и в содержании вопросов.

Отчество в анкете стоит поместить в графу Middle Name(s) – именно так его и воспринимают иностранцы. Для них это просто дополнительное имя, что вполне распространено на Западе. Поэтому своё отчество не стоит скрывать, даже если его не перевели в Вашем заграничном паспорте.

Контактный телефон лучше указывать полностью, включая код города, страны, и выход на межгород. Следует напомнить, что Вам звонить будут из Соединённого Королевства – поэтому не надо давать ряд цифр, которым пользуется Ваша бабушка, звоня Вам, скажем, из Брянска. Если Вы не уверены в том, какой код надо вписать перед локальным номером телефона воспользуйтесь специальным сайтом.

Оксфордский университет принимает результаты трёх языковых тестов: IELTS, TOEFL и Cambridge Certificate of Proficiency in English. Несмотря на то, что существуют минимальные требования к владению языком, некоторые специальности могут выдвигать требования по своему усмотрению.

Подводные камни : перечисленные экзамены принимаются отнюдь не регулярно и не повсеместно на территории Российской Федерации. За более подробной информацией стоит обратиться на соответствующие сайты.

Одной из основных проблем является отыскание соответствия диплому специалиста в английской системе образования. Наверное, самым адекватным и привычным вариантом будет степень магистра. Второй вариант – написать, что Вы специалист, и надеяться, что они сами разберутся. Результаты успеваемости лучше всего при этом представлять в виде среднего балла (GPA, grade point average), при этом лучше рядом указать максимум, например: “4.9 out of 5” – такое представление своей оценки снимает недопонимание. За исчерпывающей информацией о формах представления академической успеваемости рекомендую обратиться на страницы Википедии об образовании и о среднем бале в центральной и восточной Европе. В дополнение к этому необходимо также представить классификацию дипломов принятую в Соединённом Королевстве. Существуют следующие классы дипломов: first class honours (³70%), upper second-class honours (2:1) (60-69%), lower second-class honours (2:2) (50-59%), third class honours (40-49%), pass – в скобках приведён средний балл выраженный в процентах от максимального.

Подводные камни : со степенью специалиста можно подавать как на мастерские так и на докторские программы, хотя, несомненно во втором случае Вы берёте на себя чуть больший риск.

Следующая трудность, которая может возникнуть в процессе заполнения анкеты, связана с выбором степени, которую Вы бы хотели получить в результате обучения. Есть две разновидности программ: учебные (taught) и исследовательские (research). Магистерские (M) исследовательские программы расчитаны на два, а докторские (D) на три-четыре года обучения, при этом необходимо указать срок предполагаемого обучения. Магистерские программы могут быть как учебными так и исследовательскими; к докторской степени может вести только исследовательская программа. Учебные курсы, как правило, рассчитаны на один год и отличаются высокой интенсивностью. В результате докторской программы Вам присваивается степень DPhil, которая соответствует PhD в болонской номенклатуре. За более подробной информацией о разнице в присуждаемых степенях можно обратиться к соответсвующей странице на сайте университета.

На следующем этапе Вам предстоит разобраться со стипендиями, на которые Вы можете претендовать. Радость заключается в том, что подача заявки на стипендию сводится, в большинстве случаев, просто к проставлению галочек в анкете, но отметить необходимо все, на которые Вы можете претендовать (you are eligible for). Даже если какая-то стипендия не покрывает целиком все расходы, её необходимо отметить. Если Вы её получили, Ваши шансы на получение других стипендий увеличиваются. Что бы упростить процесс выбора стипендий, Оксфордский Университет создал небольшую поисковую систему, где можно ввести свои критерии и получить список стипендий, на которые Вы можете претендовать.

Подводные камни : существует ряд фондов, в которые необходимо предоставить дополнительные материалы: как правило мотивационное письмо (personal statement), и иногда отдельная заявка. При этом крайний срок подачи заявки и сопроводительных материалов устанавливается отдельно и никоим образом не совпадает с университетскими сроками. Как о дополнительных материалах, так и о крайних сроках лучше всего узнать непосредственно на сайте фонда. Например: фонда Shell или фонда Hill.

Одной из наиболее популярных стипендий среди российских студентов является Hill Foundation Scholarship. Среди своих требований фонд, принимающий решение о стипендии, предъявляет требование к возрасту участника: “Applicants should normally not be more than 25 years of age” – стоит, однако отметить, что данный критерий выражен в очень мягкой форме, и практика показывает, что существует большое число исключений.

Стоит иметь ввиду, что одним из требований для ряда стипендиальных программ является возвращение на родину по окончании обучения.

Лучше всего послать нарочного (о подаче документов и оплате стартового взноса)

Как уже отмечалось существуют две потенциальные возможности подать Вашу заявку вместе с пакетом документов: через интеренет и почтой. В последнем случае лучше воспользоваться не почтой, а службой курьерской доставки (DHL, TNT, или FedEx). Данная услуга будет стоить Вам в лучшем случае 50 евро, но зато доставка гарантирована в течение недели.

Подводные камни : причина, по которой Вам, скорее всего, не удастся подать заявку в бумажном виде простра: при подаче заявки, как в бумажном, так и в электронном виде необходимо оплатить небольшой стартовый взнос (25 фунтов стерлингов), и, в случае подачи документов письмом, оплатить его можно тремя способами: чеком (cheque), траттой (banker’s draft) или денежным переводом (money order), при этом любая из этих операций должна быть осуществлена в фунтах стерлингов (или, год назад ещё можно было, в долларах). В теории всё это возможно, но в реальности Вам, скорее всего, не удастся воспользоваться ни одним из предложенных способов платежа: чеков наша банковская система никогда не использовала, а вот денежный перевод и тратту Вам врядли удастся осуществить из-за дополнительных условий банка – ни одну из этих банковских операций мне лично осуществить не удалось ни в российских банках ни в филиалах зарубежных банков, расположенных в России. Поэтому на этом этапе Вам скорее всего придётся подать заявку в электронном виде. В этом случае также необходимо оплатить взнос в размере всё тех же 25 фунтов, но сделать это можно с рублёвой банковской карты. Необходимо помнить о том, что к оплате принимаются только VISA и Master карты.

Мнемонические правила:

Не стоит заполнять анкету вручную – её будет очень трудно переписывать. Вернее, черновые версии можно писать и от руки, но финальную лучше сделать в печатном варианте. Для того что бы печатать в .pdf формате можно воспользоваться инструментом доступном в AcrobatReader, Typewriter. Однако, в некоторых случаях документы защищены от использования данного инструмента. В этом случае можно скачать программу FoxitReader и воспользоваться всё тем же инструментом Typewriter.

В идеале иметь все сопроводительные документы в электронном виде в .pdf формате; для этого можно загрузить один из доступных .pdf конвертеров (PDF Converter) или воспользоваться он-лайн версией.

Для того чтобы приступить к обучению остаётся преодолеть сущую формальность – получить визу. Для этого Вам необходимо будет обязательно предоставить ряд документов, включая, но не ограничиваясь, (a) безусловное предложение Оксфордского Университета (unconditional offer) (b) свидетельство о зачислении на курс (enrolment certificate), (c) письмо от фонда с подтверждением финансирования (confirmation of funding), (d) письмо из колледжа, и, для ряда специальностей, (e) необходимо предоставить сертификат Academic Technology Approval Scheme (ATAS certificate). Для этого Вам сначала придётся выяснить попадает ли ваша специальность в список требующих дополнительной проверки. Затем Вам надо будет заполнить очередную анкету внушительных размеров. Более подробно об этой процедуре Вы можете узнать на странице, посвящённой ATAS. При заполнении анкеты Вам придётся краткое изложить содержание своего проекта (всего несколько строчек), за таким описанием лучше всего обратиться к Вашему научному руководителю. Такой же текст должен быть в безусловном предложении от университета (unconditional offer).

Подводные камни : положнения о выдаче визы меняются достаточно часто, поэтому стоит обязательно проверять, что написано на официальных визовом сайте или сайте пограничной службы Соединённого Королевства. К сожалению, опыт предыдущих поколений здесь плохой помощник. Та виза, на которую Вам придётся подавать, это скорее всего student VISA.

АВТОР СТАТЬИ: НИКИТА ЛОИК, DEVELOPMENT OFFICER, OXFORD UNIVERSITY RUSSIAN SOCIETY


Оксфордский университет поделился примерами вопросов, которые задают абитуриенту на вступительном собеседовании (опубликовал вопросы The Guardian). Ниже 5 вопросов с ответами преподавателей.

1. Тема: современные языки.

Ответ Сары Черчуэлл (Sarah Churchwell), профессора американской литературы в Университете Лондона:

Вопрос: Примерно каждый четвёртый человек в Великобритании умирает от определённой формы рака, в то время как на Филиппинах от этого умирает лишь каждый десятый. Почему это так, в чем причина этой разницы?

Ответ: Дэвид Шпигельхалтер (David Spiegelhalter), профессор общественного понимания риска в Кембриджском университете

Существует несколько возможных объяснений. Во-первых, человек может умереть от чего-то еще до того, как ему поставят диагноз рак. Предположим, он получил пулю от бандитской группировки. Надо учитывать и особенности культурного восприятия рака, когда его могут не признавать в качестве причины смерти. Очевидным же ответом будет то, что гены и окружающая среда влияют на причины смертности. Низкие показатели ожирения и алкоголизма, лучшее питание, хорошая физическая форма – всё это снижает риск развития рака. А кому-то и молитвы помогают.

Что на самом деле ждут от абитуриента? Умение развить и поддержать дискуссию, слушать и работать в заданном формате.

3. Тема: философия, политика и экономика

Ответ: Лаура Ниеми (Laura Niemi), научный сотрудник с учёной степенью факультета психологии Гарвардского университета.

Что на самом деле ждут от абитуриента? Умение аргументировать позицию, предлагать альтернативные подходы, контраргументы, мыслить креативно.

4. Тема: математика

Вопрос: представьте себе лестницу, которую прислонили к вертикальной стене. Ножки её стоят на полу. Средняя перекладина лестницы окрашена в другой цвет. Какую фигуру опишет эта перекладина при падении.

Ответ: Станислав Смирнов, профессор математики в Женевском университете, обладатель Филдсовской премии.

Кажется, что в формулировку закралась ошибка. Если лестница будет опрокидываться от стены, а её ножки будут упираться в пол, то перекладина опишет четверть окружности с центром в углу (между полом и стеной).

Но это было бы слишком просто. Вероятно, спросить хотели о другом, что произойдет, если лестница сползет вниз, когда её ножки будут далеко от стены. Это уже сложнее, однако, ответ тот же. Для этого надо представить две лестницы, которые соединяются друг с другом и имеют общую перекладину по середине (в виде большой буквы X). Тогда во время падения (у одной ножки в углу, а другая сползает по стене) средняя перекладина опишет ту же четверть окружности.

Что на самом деле ждут от абитуриента? Умение формулировать и доказывать свою гипотезу.

5. Тема: экспериментальная психология

Вопрос: ученые в результате большого исследования обнаружили, что у старших братьев и сестёр результаты IQ теста выше, чем у младших. Почему?

Ответ: Стюарт Риччи (Stuart Ritchie), научный сотрудник с учёной степенью факультета психологии в Университете Эдинбурга

Вопрос ведёт нас к работе Френсиса Гальтона (1822-1911), который проанализировал психометрические данные выдающихся ученых Англии и пришел к выводу, что большинство из них были первенцами. Тогда психологи озадачились связью между порядком рождения и IQ. Гальтон полагал, что родители предоставляли своим первенцам дополнительные ресурсы, что придало им впоследствии интеллектуальный импульс.

Тем не менее, недавние исследования ставят под сомнение это. Большое исследование, проводимое с 2015 года, показало лишь малую связь между очередностью рождением и уровнем интеллекта. Возможно, в прошлом, при более скудных ресурсах у семей, такие факторы, как порядок рождения имели более ощутимый эффект.

Что на самом деле ждут от абитуриента? Умения аргументировать свою позицию, задавать правильные вопросы в процессе дискуссии.

Зачем в Оксфорде решили опубликовать вопросы?

Для того, чтобы желающие поступить в один из старейших университетов мира не боялись экзаменов. Достойный студент Оксфорда – это не тот, кто знает ответы на все вопросы, а тот, кто умеет рассуждать, мыслить нестандартно, анализировать информацию и аргументировать свою точку зрения.

  • Почему у львов есть гривы? (спрашивают на биологическом факультете Оксфордского университета)
  • Как бы вы отравили кого-нибудь так, чтобы об этом не узнала полиция? (спрашивают в Кембридже)
  • Если жена ранее высказала своё отвращение к мармеладу, может ли привычка её мужа постоянно добавлять его в свой завтрак быть основанием для развода? (спрашивают при поступлении на юридический факультет Кембриджа)
  • Заслуживают ли банкиры свои высокие зарплаты или государство должно их ограничивать? (интересуются на собеседовании при поступлении на факультет экономики и менеджмента)

Источник материала: статья Five Oxford interview questions and five answers в The Guardian от 11.10.2016.

Источник изображения: кадр из фильма "Вселенная Стивена Хокинга" ( The Theory of Everything ), Великобритания, 2014.

Читайте также: