Где выбирали места для строительства театров и стадионов в древней греции

Обновлено: 19.09.2024

Становись умнее

Конструкции и архитектура стадионов

Министерство образования Российской Федерации

Новосибирская государственная архитектурно-художественная академия

Кафедра архитектуры промышленных зданий и сельскохозяйственных сооружений

Типология промышленных зданий

Конструкции и архитектура стадионов

1. Первые стадионы в древнем мире

2. Стадионы. Общие положения и нормы

. Конструкции стадионов, фасадные системы, новейшие материалы

. Крупнейшие стадионы мира

. Олимпиада 2018, проекты стадионов в России

Тема нашего реферата: Архитектура и конструкции стадионов.

Задача, которую мы поставили перед собой: рассмотреть архитектурное формирование перспективных многофункциональных спортивных комплексов в крупных индустриальных городах.

Целью данной работы является анализ современных особенностей архитектуры стадионов и выявление характерных тенденций в её формировании.

1.Первые стадионы в древнем мире

Начало строительства стадионов относится к античности. Первый стадион появился в Древней Элладе, в Олимпии, около 450 года до н.э. Активное строительство продолжалось до II века н.э., затем после многовекового перерыва возобновилось только в XIX в. Стадионы Древней Греции были центрами общественной жизни городов, отличались совершенными архитектурными формами, грандиозным для того времени размахом и гармонично вписывались в ландшафт. Их арены предназначались для легкой атлетики (бега, метаний диска и копья, прыжков), борьбы, кулачных боев, гонок на колесницах. Это определяло конфигурацию и величину арены - от 191 х 18 до 204 х 33,4 м при вместимости трибун от 5 до 50 тыс. зрителей, т.е. размещавших иногда почти все население города. Трибуны были прямолинейные двусторонние и также прямолинейные или закругленные в торце - трехсторонние. До наших дней сохранилось ступенчатое расположение рядов на наклонных трибунах (при уклоне, близком 1:2), доступ к местам для сидения - по кольцевым проходам и лестничным маршам. С трибун, особенно в эллинистический период, открывался вид не только на арену, но и на природное окружение, что удается и сейчас на небольших стадионах.

Древний стадион в Греции

Греческий стадион представлял собой узкое U-образное сооружение вокруг беговой дорожки длиной одна стадия. Эта греческая мера длины, соответствующая расстоянию, которое человек спокойным шагом проходил за то время, пока восходит солнце. Из-за такого расплывчатого определения существовало несколько разновидностей стадии, в переводе на современные единицы измерения от 170 до 200 м. Граница трибун проходила по линии старта и финиша - концов подковы. Немного позже появились театрализованные представления. Для строительства своих сооружений греки использовали естественный ландшафт местности.

Стадион в Олимпии

Одним из очагов культуры Древней Греции была Олимпия. Она расположена в живописной долине на западе Пелопоннеса. Еще в начале второго тысячелетия до н.э. в этом месте стали появляться первые архитектурные сооружения. Уже тогда Олимпия считалась священным местом, где поклонялись богам. Одним из первых святилищ в этом месте был Пелопион, посвященный древнему богу Пелопсу. С развитием культа Зевса Олимпия становится его святилищем. В центре него стоял алтарь Зевса высотой 6,5 метра.

Именно Зевсу мифы приписывают основание спортивных состязаний в этой местности. Когда точно они возникли - неизвестно до сих пор, но первые записи победителей игр начались в 776 году до н.э. Один раз в четыре года в это место со всех уголков Греции стекались спортсмены, атлеты и артисты, чтобы продемонстрировать свои силу, ловкость и другие умения. С появлением Олимпийских игр, это место стало играть важную роль в жизни всей Греции. По правилам, во время игр все войны прекращались, и никто с оружием в руках не допускался в это священное место. Текст договора Ифита и Ликурга, определявшим эти правила, хранился в Олимпии на металлическом диске. По легенде, он был составлен, чтобы выполнить волю богов - устроить в их честь общегреческие атлетические соревнования.

Олимпийский стадион был первым в Греции, на котором были размещены трибуны. Множество зрителей приезжало сюда с разных концов Греции, чтобы посмотреть на состязания, а также выступления поэтов и музыкантов. Чтобы все это увидеть, не нужно было покупать билеты в театр В конце 19 века в этом месте начались раскопки. Сначала были открыты беговые дорожки, а затем и весь комплекс стадиона. В 2004 году, во время олимпиады в Греции, на этом стадионе снова проводились олимпийские соревнования.

Рис. 2 Римские стадионы

В Древнем Риме стадион был чисто зрелищным сооружением. Арены служили для борьбы гладиаторов, зверей, отдельный тип арены - для гонок на колесницах. Соответственно назначению различны размеры арен: от 79,35 х 47,5 (Колизей) и 207,5 х 38 м (стадион в Аицани) до 500 х 100 м (гипподром в Риме), с трибунами на 15 - 250 тыс. чел. В этот период были разработаны приемы в строительстве стадионов, используемые и в наши дни: трибуны приобрели форму кругового амфитеатра, для выхода на трибуны стали применяться люки, профильная линия трибун для лучшей вместимости стала вогнутой, подтрибунное пространство - многоэтажным и использовалось для коммуникаций и вспомогательных помещений. Предполагается, что над стадионом устраивалось тентовое покрытие, превращавшее его в крытый. Таким образом, стадион как тип сооружения был создан уже в Древнем мире. С падением Римской империи строительство спортивных арен было прекращено до XIX века.

Рис. 3. Конструкция Колизея

Рис. 4. Циркус Максимус

Подобно другим римским амфитеатрам, Амфитеатр Флавиев или Колизей представляет собой в плане эллипс. От всех сооружений такого рода Колизей отличается своей величиной. Это самый грандиозный античный амфитеатр: длина его наружного эллипса равняется 524 м, большая ось - 187,77 м, малая ось - 155,64 м, длина арены - 85,75 м, её ширина 53,62 м; высота его стен - от 48 до 50 метров. При таких размерах он мог вместить в себя до 87000 зрителей. Амфитеатр Флавиев был построен на бетонном фундаменте толщиной в 13 метров.

Стены Колизея воздвигнуты из крупных кусков или блоков из травертинового

Рис. 5. Секции Колизея

Рис. 6 Колизей. Продольный разрез

Далее следовали места вообще для публики, образующие три яруса, соответственно ярусам фасада здания. В первом ярусе, заключавшем в себе 20 рядов скамей (теперь совершенно разрушенных), сидели городские власти и лица, принадлежащие к сословию всадников; второй ярус, состоявший из 16 рядов скамей, предназначался для людей, имеющих права римского гражданства.

Стена, отделявшая второй ярус от третьего, была довольно высокой, скамьи же третьего яруса были расположены на более крутой наклонной поверхности; это устройство имело целью дать посетителям третьего яруса возможность лучше видеть арену и все, что происходит на ней. Зрители третьего яруса принадлежали к низшим сословиям. Над этим ярусом находился портик, опоясывавший всю окружность здания и примыкавший одной своей стороной к его внешней стене.

Вокруг арены поднимаются сплошные ряды сидений, прерываемые на различных уровнях кольцевыми проходами, причем каждый профиль прохода имеет уступ АВ такой высоты, что движение по проходу А не заслоняет вида зрителям верхних ярусов. Все здание опирается на радиально расходящиеся стены, которые образуют одновременно и коробки лестниц, ведущих наверх, и служат опорами коробовых сводов, несущих ряды сидений.

На его крыше, во время представлений, помещались матросы императорского флота, командированные для натягивания над амфитеатром огромного тента для защиты зрителей от палящих лучей солнца или от непогоды.

Тент этот прикреплялся с помощью канатов к мачтам, расставленным по верхнему краю стены. Во многих местах внешнего карниза ещё до сей поры видны отверстия, через которые проходили такие мачты, упиравшиеся своим нижним концом в выступающие из стены камни, как бы кронштейны 2.Стадионы. Общие положения. Нормы

Вместимость, градостроительное значение и размещение

По вместимости трибун стадионы можно подразделить на крупные - с числом мест для зрителей 40-100 тыс., средние - 10-40 тыс., малые - до 10 тыс.

В структуре города стадионы занимают разное положение. Крупные стадионы - общегородского значения - обслуживают город или город и прилегающий к нему сельский район. На них проводятся соревнования и мероприятия не только городского, областного, но и республиканского, а на некоторых и международного масштаба. Стадионы средней вместимости также формируют общегородские центры или центры планировочных районов. Стадионы малой вместимости либо входят в спортивные комплексы жилых районов, либо являются общегородскими сооружениями для малых городов.

Стадионы принадлежат спортивным организациям и клубам, учебным заведениям, предприятиям, ведомствам и городским организациям.

В зависимости от величины, назначения и роли в системе обслуживания стадионы включаются в физкультурно-спортивные комплексы или размещаются обособленно. У нас принято размещать стадионы любой величины в спортивных комплексах, например стадион на 40 тыс. мест в Набережных Челнах, малый заводской стадион на 4,5 тыс. мест в Москве, стадион "Лужники" на 84 тыс. мест в Москве.

За рубежом наряду с таким приемом крупные стадионы, а иногда и стадионы средней величины, только или преимущественно демонстрационные размещают изолированно, в окружении автостоянок и транспортных магистралей или включают в комплекс демонстрационных сооружений.

Автостоянки вокруг стадионов имеют большую вместимость, их территории рассчитаны иногда на четверть вместимости трибун.

Кооперированные центры спорта и досуга дополняются ресторанами, кафе, барами, кегельбанами, зрелищными и выставочными залами, размещаемыми либо в специальных зданиях, либо в корпусах спортивных залов или бассейнов, в павильоне вспомогательных помещений, в подтрибунном пространстве стадиона. Такой крупный досуговый центр создан на территории олимпийского спортивного комплекса в Лос-Анджелесе, в нем проводятся спортивные мероприятия, выставки, спектакли, религиозные торжества. Спортивные комплексы разной величины совмещаются с парками и зонами отдыха и тяготеют к акваториям. В них - прогулочные зоны, лужайки для отдыха и игр, сооружения для отдыха и развлечений на воде. Окружающая природа отражается в архитектуре и конструкциях стадионов, используется рельеф местности.

Особенно выразительна органичная связь с природой в спорткомплексах, размещенных в парках, лесопарках, у реки.

Чем меньше вместимость стадионов, тем четче выявлен их тренировочный характер и тем чаще входят они в спортивные комплексы, располагаясь в зелени и тяготея к акваториям.

Репетиторство

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

103 тыс. мест. К наиболее известным сов. С. принадлежат С. "Динамо" в Москве (1928, арх. Л. 3. Чериковер, Б. M. Иофан), стадион имени С. M. Кирова в Ленинграде, Центральный стадион имени В. И. Ленина.

Лит.: Г р е ч и н a M. И., Стадионы, К., 1957; Куйбышев В. В., Крытые стадионы, M., 1973. Г. В. Ясный.

Смотреть что такое СТАДИОН в других словарях:

СТАДИОН

(Stadion) — старинный немецкий дворянский род, происходящий из Граубиндена, где еще и теперь сохраняются развалины их родового замка; впоследствии С. п. смотреть

СТАДИОН

(Stadion) — старинный немецкий дворянский род, происходящий из Граубиндена, где еще и теперь сохраняются развалины их родового замка; впоследствии С. п. смотреть

СТАДИОН

СТАДИОН, -а,л". Комплексное спортивное сооружение с трибунами длязрителей и со специально оборудованными площадками для тренировок,состязаний. II прил. ста-дибнпый, -ая, -ое. смотреть

СТАДИОН

стадион м. Сооружение для спортивных занятий и состязаний, состоящее из спортивных площадок, вспомогательных помещений и мест для зрителей.

СТАДИОН

стадион м.stadium (pl. -dia)

СТАДИОН

стадион спорткомплекс, ипподром Словарь русских синонимов. стадион сущ., кол-во синонимов: 9 • аллианц арена (1) • велостадион (1) • ипподром (2) • лужники (2) • маракана (1) • сооружение (52) • спорткомплекс (6) • стад-де-франс (1) • телестадион (1) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: аллианц арена, ипподром, лужники, маракана, сооружение, спорткомплекс, стад-де-франс. смотреть

СТАДИОН

СТАДИОН, Стадион-Вартхаузен (Stadion-Warthausen) Иоганн Филипп (18.6.1763, Майнц,-15.5.1824, Баден, близ Вены), граф, австрийский гос. деятель. В 180. смотреть

СТАДИОН

Стадион (Stadion) — старинный немецкий дворянский род, происходящий из Граубиндена, где еще и теперь сохраняются развалины их родового замка; впоследствии С. переселились в Швабию на Дунае. Сведения о роде С. восходят к XIV в.: Христофор фон-С. (1478 — 1543), епископ аугсбургский, был другом Максимилиана I и Фердинанда I, а также и Меланхтона, с которым вел переговоры о воссоединении церквей. Граф Иоганн-Филипп-Карл-Йозеф фон-С. (1763 — 1824) был австрийским послом в Стокгольме и Лондоне; в 1797 г. много содействовал улаживанию недоразумений между Австрией и Пруссией по поводу раздела Польши; с 1804 г. состоял послом в Петербурге, где хлопотал об образовании третьей коалиции против Наполеона; в 1805 г. сопровождал императора Александра I в его поездке в действующую армию. После заключения пресбургского мира С. сделался министром иностранных дел и стремился к внутренней реорганизации Австрии, к восстановлению ее внешнего могущества и к ее главенству в Германии. Он провел много реформ в войске и образовал ландвер. Главным образом по его настоянию вспыхнула война 1809 г. После неудачного ее исхода С. должен был уступить свое место Меттерниху. В 1813 г. он был вновь призван в Вену и после сражения при Люцене отправился с поручением к императору Александру I и к королю Фридриху Вильгельму III. По окончании войны С. занялся приведением в порядок австрийских финансов: ограничил государственные расходы, улучшил систему налогов, учредил национальный банк. Его брат, граф Фридрих Лотарь фон-С. (1761 — 1811), был сначала духовным лицом, но потом перешел на государственную службу; в 1805—18077 гг. ему было поручено отвратить Баварию от союза с Наполеоном и склонить на сторону Австрии; во время войны 1809 г. состоял генерал-интендантом эрцгерцога Карла. Ему принадлежат "Berichte über die Beziehungen zwischen Öesterreich und Bayern 1807—1809" (Вена, 1891). Ср. I. v. M ü ller, "Briefe zweier Domherren" (Франкфурт, 1887).

СТАДИОН

Стадион (Эммерик граф Stadion) — венгерский писатель (род. в 1838 г.), автор многочисленных лирических и эпических стихотворений, драм и повестей.

СТАДИОН

стадио́н (гр. stadion) 1) в Др. Греции - место, где проводились спортивные состязания (кроме конных); 2) спортивный комплекс с футбольным полем, разл. смотреть

СТАДИОН

Стадион (от греч. stadion - место для состязаний), спортивное сооружение, включающее основное поле и расположенные амфитеатром трибуны для зрите. смотреть

СТАДИОН

комплекс спортивных сооружений с открытыми площадками - полями, закрытыми помещениями, трибунами для зрителей, предназначенный для проведения занятий, тренировок и соревнований по многим видам спорта

(Болгарский язык; Български) — стадион

(Чешский язык; Čeština) — stadion; sportovní stadión

(Немецкий язык; Deutsch) — Stadion

(Венгерский язык; Magyar) — stadion

(Монгольский язык) — цэнгэлдэх хүрээлэн

(Польский язык; Polska) — stadion

(Румынский язык; Român) — stadion

(Сербско-хорватский язык; Српски језик; Hrvatski jezik) — stadion

(Испанский язык; Español) — estadio

(Английский язык; English) — stadium

(Французский язык; Français) — stade

СТАДИОН

(греческое stadion - место для состязаний), комплексное спортивное сооружение, включающее спортивное ядро (футбольное поле, беговые дорожки, места для прыжков и метаний), окруженное трибунами для зрителей, площадки для спортивных игр и гимнастики. Стадионы возникли в Древней Греции. Самый крупный открытый стадион в мире Страговский (построен в 1934 в Праге, Чехия) вмещает 240 тыс. зрителей.

Ганновер. Футбольный матч на кубок Германии. Финал.

СТАДИОН

Стадион-Вартхаузен (Stadion-Warthausen), Иоганн Филипп (18.VI.1763 - 15.V.1824), граф, - австр. гос. деятель. Посланник в Швеции (1787-89), Англии (179. смотреть

СТАДИОН

СТАДИОН - комплекс спортивных сооружений с открытыми площадками - полями, закрытыми помещениями, трибунами для зрителей, предназначенный для проведения занятий, тренировок и соревнований по многим видам спорта

(Болгарский язык; Български) - стадион

(Чешский язык; Čeština) - stadion; sportovní stadión

(Немецкий язык; Deutsch) - Stadion

(Венгерский язык; Magyar) - stadion

(Монгольский язык) - цэнгэлдэх хүрээлэн

(Польский язык; Polska) - stadion

(Румынский язык; Român) - stadion

(Сербско-хорватский язык; Српски језик; Hrvatski jezik) - stadion

(Испанский язык; Español) - estadio

(Английский язык; English) - stadium

(Французский язык; Français) - stade

СТАДИОН

1) Орфографическая запись слова: стадион2) Ударение в слове: стади`он3) Деление слова на слоги (перенос слова): стадион4) Фонетическая транскрипция сло. смотреть

СТАДИОН

(греч.) открытое сооружение для атлетических состязаний, овальное в плане. Е.А.С. (Античная культура: литература, театр, искусство, философия, на. смотреть

СТАДИОН

мStadion n, pl -dienолимпийский стадион — Olympiastadion nкрытый стадион — Sporthalle fСинонимы: аллианц арена, ипподром, лужники, маракана, сооружени. смотреть

СТАДИОН

Если во сне вы увидели себя в роли болельщика на стадионе, то в реальной жизни вы слишком пассивны. Такая жизненная позиция помешает вам добиться сколько-нибудь значительного успеха. Принимали участие в спортивных соревнованиях на стадионе – прекрасно воспитаете детей своим личным примером. Если приснилось, что стадион используется не по назначению, то наяву вам придется сильно постараться, чтобы достигнуть намеченной цели. смотреть

СТАДИОН

-а, м. Сооружение для спортивных занятий и игр, состоящее из футбольного поля, площадок и беговых дорожек, окруженное трибунами для зрителей.[От греч. смотреть

СТАДИОН

корень - СТАДИОН; нулевое окончание;Основа слова: СТАДИОНВычисленный способ образования слова: Бессуфиксальный или другой∩ - СТАДИОН; ⏰Слово Стадион со. смотреть

СТАДИОН

спортивное сооружение. (Архитектура: иллюстрированный справочник, 2005) Синонимы: аллианц арена, ипподром, лужники, маракана, сооружение, спортко. смотреть

СТАДИОН

Сати Сант Сани Сан Сад Остин Остан Ост Оса Ода Нто Нотис Нота Нос Нит Ндс Нато Наст Наос Истод Иса Ион Син Синод Синто Иодат Инта Сион Сито Сода Сон Стадион Стадо Инст Инд Идо Ида Дот Донат Дон Дно Стан Стон Таис Танс Дист Тис Динат Динас Тон Дин Даос Дант Данио Аон Анти Анис Анид Аист Адонис Тосин Анод Ант Дан Дион Дит Тина. смотреть

СТАДИОН

(2 м); мн. стадио/ны, Р. стадио/новСинонимы: аллианц арена, ипподром, лужники, маракана, сооружение, спорткомплекс, стад-де-франс

СТАДИОН

СТАДИОН

стадионאִיצטַדיוֹן ז'; מִגרַש-ספּוֹרט ז'* * *איצטדיוןאצטדיוןמגרשСинонимы: аллианц арена, ипподром, лужники, маракана, сооружение, спорткомплекс, стад-. смотреть

СТАДИОН

СТАДИОН (от греч . stadion - место для состязаний), комплексное спортивное сооружение, включающее спортивное ядро (футбольное поле, беговые дорожки, места для прыжков и метаний), окруженное трибунами для зрителей, площадки для спортивных игр и гимнастики. Стадионы возникли в Др. Греции.

СТАДИОН

СТАДИОН (от греч. stadion - место для состязаний) - комплексное спортивное сооружение, включающее спортивное ядро (футбольное поле, беговые дорожки, места для прыжков и метаний), окруженное трибунами для зрителей, площадки для спортивных игр и гимнастики. Стадионы возникли в Др. Греции.
. смотреть

СТАДИОН

Сделать стадион. Жарг. арм. Провести огневую подготовку перед штурмом населённого пункта. Кор., 255.Синонимы: аллианц арена, ипподром, лужники, маракан. смотреть

СТАДИОН

м. спорт.stade m (sportif)Синонимы: аллианц арена, ипподром, лужники, маракана, сооружение, спорткомплекс, стад-де-франс

СТАДИОН

- (от греч. stadion - место для состязаний) - комплексное спортивноесооружение, включающее спортивное ядро (футбольное поле, беговые дорожки,места для прыжков и метаний), окруженное трибунами для зрителей, площадкидля спортивных игр и гимнастики. Стадионы возникли в Др. Греции. смотреть

СТАДИОН

место для состязаний — комплексное спортивное сооружение, включающее спортивное ядро (футбольное поле, беговые дорожки, места для прыжков и метания), окруженное трибунами для зрителей, площадки для спортивных игр и гимнастики. С. возникли в Древней Греции. смотреть

СТАДИОН

стадион м Stadion n 1, pl -di|en олимпийский стадион Olympiastadion n крытый стадион Sporthalle f cСинонимы: аллианц арена, ипподром, лужники, маракан. смотреть

СТАДИОН

stadion* * *мstadionСинонимы: аллианц арена, ипподром, лужники, маракана, сооружение, спорткомплекс, стад-де-франс

СТАДИОН

СТАДИОН стадиона, м. (греч. stadion - место для состязания в беге). Сооружение для спортивных занятий и физкультурных праздников, состоящее из большой площадки и окружающих площадку трибун для публики. Велогонки на стадионе.

План театра Диониса в Афинах (по Дёрпфельду)

План театра Диониса в Афинах (по Дёрпфельду)

1 Элевтеры — афинское местечко возле беотийской границы.

новая орхестра была меньше старой, имея диаметр всего 19,6 м и отступая к северу приблизительно на 15 м. В IV в. до н. э. здание скены и места для зрителей были уже безусловно из камня 1.

ТЕАТР В ЭПИДАВРЕ

Театр в Эпидавре был построен около середины IV в. до н. э. архитектором Поликлетом Младшим, и, по свидетельству греческого писателя и путешественника II в. н. э. Павсания, уже в древности считался самым замечательным из всех греческих и римских театральных зданий по изяществу своей архитектурной формы. Кроме того, никакой другой греческий театр так хорошо не сохранился, как он; это единственный театр, руины которого дают возможность получить представление о внутреннем устройстве скены. Места для зрителей представляют собой полукруг. Поперечный проход разделяет его на два яруса. Тринадцать лестниц делят нижний ярус на двенадцать клиньев. Двадцать три лестницы верхнего яруса делят его на двадцать два клина. Сиденья в самом нижнем и в самом верхнем ряду первого яруса имеют спинки и, видимо, были почетными местами.
Орхестра составляет полный круг с диаметром в 24, 32 м. Вокруг орхестры идет канал для стока воды. Поверхность орхестры, окаймленная каменным бордюром, представляет собой утрамбованную землю. Цилиндрический камень обозначает центр орхестры. Здание скены в основных очертаниях хорошо сохранилось. Она представляет собой длинный прямоугольник, разделенный на пять помещений. Центральное из них соответствует по своей длине диаметру орхестры. Перед тремя средними помещениями расположен каменный проскений, состоящий из ионических полуколонн диаметром 0,33 м и высотой свыше 3,5 м. По мнению некоторых исследователей, этот проскений был выстроен только в III или даже во II в. до н. э. и заменил собой деревянный проскений. На обоих концах каменного проскения выступают небольшие параскении, сооруженные, по-видимому, в это же время. Возможно, что первоначальные деревянные параскении были шире и больше выступали вперед от здания скены. В каждом народе стояли красивые ворота с двумя дверями; одна дверь вела на орхестру, другая — на рампу, по которой можно было подняться на крышу проскения.
Если присмотреться к расположению зрительных мест, то станет ясно, что внешние секции (клинья) все еще обращены к орхестре, а не к скене, и таким образом зритель, сидящий на этих местах, мог хорошо видеть игру актеров, происходившую на орхестре перед скеной или, точнее говоря, перед проскением, как ее декорированным фасадом.
Только в эллинистическую эпоху в театре Эпидавра, как и в других греческих театрах, место действия было перенесено на кровлю проскения. Возникает вопрос, где играли греческие актеры? Пока не было скены как строе-

1 Описание театра Ликурга дается ниже, см. стр. 275.

Руины театра в Эпидавре

Руины театра в Эпидавре

ния, обозначающего место действия драмы, актер, по всей вероятности, чаще всего стоял на ступеньках алтаря. После того как была изобретена скена, пространство между скеной, двумя пародами (а позднее и двумя параскениями) и фимелой стало обычным местом игры актеров.
Хор и после появления скены играл на орхестре. Во время танцев он двигался, как и раньше, по всему кругу орхестры. При разговоре с действующими лицами хор — в целом или разделенный на две или большее число групп — занимал такие места орхестры, как это требовалось по ходу действия. При этом хор не закрывал актеров от зрителей, чему содействовало и самое устройство скены. Поэтому актера можно было видеть через головы участников хора с самых нижних мест. Таким образом, в греческом театре актер играл на орхестре, что было доказано в конце XIX в. Дёрпфельдом, в течение нескольких лет производившим в Афинах раскопки театра Диониса. До Дёрпфельда считали, что актеры в греческом театре играли на особом возвышении: проскений как раз и принимали за такую высокую сцену. На высоком проскений, думали раньше исследователи греческого театра, и нахо-

Греческий театр. Общий вид. Реконструкция

Греческий театр. Общий вид. Реконструкция

ТЕАТРАЛЬНЫЕ ДЕКОРАЦИИ

ТЕАТРАЛЬНЫЕ МАШИНЫ

До нас дошел ряд сведений об употреблении машин в античном театре. К сожалению, мы далеко не всегда можем определить с достаточной точностью время, когда впервые появилась та или другая машина.
Эккиклема. Декорация весьма многих греческих драм изображала фасад ка-

Схема театральных машин греческого театра

Схема театральных машин греческого театра

Он сообщает (кн. IV, 128), что оба эти персонажа пользуются машиной для полетов. Это позволяет сделать бесспорный вывод, что некоторые из театральных приспособлений, упоминаемых Полидевком, могут относиться к V в. до н. э. Сам Полидевк, как уже было сказано, писал во II в. н. э.
На одной апулийской вазе, хранящейся в Метрополитен-музее в Нью-Йорке, изображено, как Смерть и Сон несут по воздуху тело союзника троянцев Сарпедона, погибшего под Троей. Мать Сарпедона, Европу, в театральном костюме мы видим под портиком. Ее окружают слуги. Все они смотрят на возносящуюся вверх группу.
Иногда по ходу пьесы следовало показать зрителям небо, жилище богов. Можно предполагать, что такие события разыгрывались на крыше скены или на особом балконе, окруженном декоративными облаками. Возможно, что иногда это появление бога происходило внезапно, с помощью особой театральной машины, представлявшей, по-видимому, род балкона, приделанного к верхнему этажу скены.
Появление богов обычно сопровождалось громом и молнией. Гром производила особая машина. Молния же, вероятно, была попросту нарисована на полотне. Как показывали на сцене молнию в более позднее время, мы можем составить себе представление. Дело в том, что поздний театр знал подвижные боковые декорации, так называемые периакты. Периакты, по объяснению Витрувия, представляли собою трехсторонние призмы, вращавшиеся вокруг своей оси. На каждой стороне призмы была нарисована особая деко-

ЗРИТЕЛИ

1 Однако существует мнение, что периакты могли применяться уже и в театре V в. до н. э.
2 Это театральное приспособление получило свое название от имени Харона, мифического перевозчика через реку Стикс в загробное царство.

телей, присутствовавших на театральных состязаниях, были, по свидетельству Платона, и рабы 1. Очевидно, в этом случае речь может идти о посещении театра лишь домашними рабами, принадлежавшими зажиточным афинским семьям.
Места в греческом театре, как уже указывалось, были двух родов: почетные и общие. В театре Диониса в Афинах IV в. до н. э. весь первый ряд состоял из шестидесяти семи мраморных кресел. Правом на эти почетные места пользовались высшие должностные лица, жрецы, послы иностранных государств, а также граждане, имевшие особые заслуги перед отечеством.
Что касается общих зрительских мест, то первоначально доступ на них был, по-видимому, совершенно свободным. Но позднее за вход в театр стали взимать небольшую плату в 2 обола — приблизительно 11 копеек на наши деньги. Содержание театра отдавалось государством на откуп арендатору, который и взимал эти деньги. Но очень скоро показалось несовместимым с началами демократии лишать некоторых граждан возможности посещения театра только в силу того, что они бедны. Поэтому во времена Перикла таким гражданам стали выдавать из государственной казны деньги на посещение театра — по 2 обола на человека.
Распределение мест в этих огромных театрах было делом очень трудным. Чтобы облегчить его, существовал ряд указаний. Так, каждая из десяти афинских фил занимала в театре свою особую секцию или клин. Кроме того, существовали особые места для юношей, достигших восемнадцати лет, и для иностранцев. Женщины, вероятно, помещались в самой верхней части. Каждый зритель получал особый входной жетон, который и указывал его место. До нас дошло довольно большое число таких жетонов, сделанных из бронзы или из терракоты. На них, как можно предполагать, обозначались не только отдельные секции или клинья, но также и подразделения внутри последних.
Драматические представления в Афинах начинались на рассвете и шли до самого вечера. Зрители ели и пили в самом театре. Все были одеты в праздничные одежды, головы украшались венками. На Великие Дионисии стекалось громадное число граждан, к которым присоединялись еще и жители других государств. Самому представлению предшествовали некоторые церемонии. Они преследовали одну цель: показать всему народу — и особенно чужеземцам — блеск, богатство и щедрость Афин. Золото, поступившее в виде дани с союзных городов, приносилось на орхестру и выставлялось напоказ всей публике. Затем на орхестре в полном вооружении дефилировали юноши, чьи отцы умерли за отечество, и глашатай провозглашал, что, вскормив этих молодых людей, народ теперь, когда они достигли зрелости, поручает их богине счастья. Наконец, провозглашали награждение золотыми венками тех граждан, которые оказали особо важные услуги отечеству.
Само представление открывалось очищением кровью молодой свиньи. Жребий определял порядок, в котором будут играть пьесы соревнующихся драматургов. Звук трубы возвещал о начале каждой пьесы.
Афинская публика была очень восприимчивой и непосредственной. Если пьеса нравилась, выражали одобрение аплодисментами, криком, требовали би-

сирования отдельных мест. В более позднее время в античном театре существовали и клакеры: например, комедиограф Филемон (IV в. до н. э.) не раз с успехом пользовался ими против своего соперника — более талантливого Менандра.
Если пьеса не нравилась, публика свистела, щелкала языком, стучала ногами. Бывали даже и такие случаи, когда актеров прогоняли со сцены камнями или требовали прекратить пьесу и начать новую.
Афинская публика, выросшая и воспитавшаяся в условиях античной демократии, отличалась высоко развитым художественным вкусом. Афинские зрители хорошо разбирались в тонкостях игры актеров и в сложном содержании пьес.


В наше время Олимпийские игры очень популярны и престижны, о них знают почти во всех уголках нашей планеты, в этих состязаниях участвуют спортсмены из разных стран, разных культур, и разных вероисповеданий. А начиналось все в одном из священнейших мест Греции – городе-храме Олимпии.

Олимпия Греция

Где расположен древний город Олимпия

Древняя Олимпия расположена в долине рек Алфей и Кладеос в области под названием Элида на полуострове Пелопоннес (в его северо-западной части), рядом находится легендарная гора Кронос (в которой якобы похоронен сам бог Кронос, отец Зевса). Город размещен на территории некогда священной рощи из кипарисов и сосен Алтис.

Рядом расположена деревня с таким же названием, жизнь в которой сосредоточена на обслуживании туристов, посещающих древние руины.

Климат в этом регионе также средиземноморский, но так как Олимпия относится уже к материковой Греции, то здесь не так ветрено, как на островах, и в осенний и зимний периоды гораздо теплее.

Из-за отсутствия ветров и сухости воздуха здесь сложнее переносить летнюю жару, поэтому наиболее комфортно посещать Олимпию осенью и весной, можно еще захватить начало июня.

Олимпия на карте Греции

История Олимпии

Первые поселения, найденные на территории города, датируются периодом неолита. Во времена господства на полуострове государства Микен, территорию Олимпии занимали племена писатов. Уже тогда это место считалось священным – у подножия горы Кронос (или Кронион) располагалось святилище Геи (богини земли, матери неба).

Позже здесь также развились культы других женских богинь: Геры (верховной богини, жены Зевса, покровительницы брака и женщин) и Деметры (богини плодородия и земледелия).

С завоеванием Элиды где-то в 12 столетии до н.э. дорийскими племенами начались не только политические изменения на Пелопоннесе, а и религиозные реформы в Олимпии. На смену богиням-женщинам приходят боги-мужчины – укрепляется и развивается культ Зевса (бога неба, грома и молний).

Также в честь верховного божества были учреждены ритуальные состязания, во время которых заключались перемирия между воюющими государствами. Так было положено начало Олимпийским играм.

Олимпия древняя Греция

В период с 6 по 5 столетия культ Зевса и Олимпийских игр достигает своего наивысшего расцвета: в это время был сооружен самый главный храм Зевса и создано одно из семи чудес света – огромная статуя этого бога.

Со временем игры превратились в чисто спортивные соревнования, утратив религиозный оттенок. В таком виде они существовали даже при римском владычестве, только в 394 году н.э. по приказу императора Феодосия I Олимпийские игры были запрещены, а в 426 году сожжен храм Зевса. Вследствие нескольких землетрясений древняя Олимпия была окончательно разрушена.

Олимпийские игры: история и мифы

О происхождении Олимпийских игр существует несколько версий – при этом никто точно не знает, какая именно является историческим фактом, а какая мифом:

  • Начало Олимпийским играм положил герой по имени Пелопс, который победил царя города Писы, Эномая, в гонках на колесницах. С тех пор такие состязания стали проводиться постоянно, к ним стали добавляться и другие виды. У этой версии есть предыстория: Пелопс принял участие в соревновании (несмотря на риск быть убитым) ради женитьбы на дочери царя Эномая – Гипподамии. Именем этого героя позже был назван целый полуостров Пелопоннес.
  • По другой версии основателем Игр стал один из горных духов, которые охраняли маленького Зевса от его отца Кроноса. Звали его Геракл Идейский (не путать с известным героем). Он принес из далекой страны Гипербореи ветку дикой оливы и посадил в Олимпии, также соорудил там первый жертвенник, посвященный Зевсу, и устроил соревнования между богами Аполлоном, Аресом и Гермесом. Так возникли Олемпийские игры.
  • Третья версия более всех приближена к истине, так как все участники этой истории были реальными людьми. Элидский царь Эфитос, правитель Афин Клеосфен и правитель Спарты Ликург приняли решение о временном перемирии и проведении священных спортивных состязаний в честь Зевса. Это мероприятие стало настолько популярным, что стало проводиться постоянно с интервалом в 4 года.

Город олимпия в греции

Какая бы из версий ни была правдивой, можно сказать одно – это было настолько успешное предприятие, что оставалось престижным тысячелетие, и было возрождено спустя много веков.

Экскурсии в Олимпии

Достопримечательности древней Олимпии

Олимпия не была городом в обычном его значении, скорее религиозным центром, а позже – религиозно-спортивным комплексом. Поэтому все ее достопримечательности, дошедшие до нашего времени в основном в руинах, это храмы и стадион. А также, созданные уже в наши дни, два музея: Музей истории Олимпийских игр и Археологический музей.

Храм Зевса Олимпийского

Наиболее значимым и величественным строением в Олимпии был Храм Зевса, построенный приблизительно 450-70-х годах до н.э. греческим архитектором по имени Либон. Согласно исследованиям историков и археологов, этот храм являлся одним из самых красивых и монументальных (на что указывает мощный фундамент около 4-х м в глубину) в Древней Греции.

Для его возведения использовался известняк, добываемый на каменоломнях в прибрежных районах полуострова. Крышу храма покрывала черепица из мрамора – наиболее дорогого и красивого строительного материала (у всех остальных строений Олимпии черепица была сделана из глины). Стены святилища отделывали с помощью штукатурки, используя специальную технику.

Статуя Зевса в Олимпии храм

Также поражали своей красотой украшения храма. На длинных сторонах здания под крышей располагались львиные головы, вырезанные из мрамора, они выполняли не только декоративную функцию, но и служили оберегами и водостоками. Все стены, и внутри, и снаружи, были разрисованы узорами и фресками самых ярких цветов.

Внутри храм Зевса был украшен большим количеством золотой ритуальной посуды, позолоченных скульптур, в том числе и статуей богини Ники (богиня победы). Но самым главным украшением и сокровищем святилища была огромное изваяние Зевса, ставшее третьим чудом света.

Выполнена статуя из золота, эбенового дерева и слоновьей кости, а по размерам – от 12 до 17 м с пьедесталом (точных размеров никто не знает). Этот великолепный образец искусства постигла та же печальная участь, что и храм – пожары, землетрясения и принятие христианства привели к разрушению величественных творений.

Храм Геры

Храм Геры, он же Герейон или Герайон, являлся самым старым святилищем в Олимпии, как и культ женского божества. Новый храм, фрагменты которого сохранились до нашего времени, был построен приблизительно в 590 году до н.э. Но это было уже третье по счету здание, до него храм возводился еще дважды, с каждым разом расширяя площадь.

Постройка представляла собой прямоугольник 49 м в длину и 17 в ширину. По периметру фасад храма украшали колонны: 12 вдоль длинных стен, и 6 вдоль коротких. Изначально колонны были выполнены из дерева, но по мере разрушения заменялись на каменные, при этом не соблюдая архитектурную точность оригинала.

Олимпия Пелопоннес Греция

Сам храм состоял из каменного цоколя, на котором были возведены стены из кирпича-сырца. Внутри святилище делилось на три помещения: пронаос – своего рода “прихожая” храма; целлу – главный зал храма, здесь устанавливались статуи божества и проводились обряды; опистодом – закрытая часть храма, где хранились ритуальные вещи и сокровища храма.

Разрушен был храм Геры где-то в начале 4 столетия н.э. вследствие сильного землетрясения. Сейчас туристы могут увидеть только остатки святилища: фундамент, несколько колонн, фрагменты облицовки. Но несмотря на разрушения, святилище Геры продолжает оставаться священным – здесь до сих пор зажигают Олимпийский огонь!

Олимпийский стадион

На востоке от жертвенника Зевса расположено сооружение, где проводились первые спортивные соревнования и зародились Олимпийские игры. Это древний стадион, который изначально представлял собой обычную площадку.

Олимпия Греция достопримечательности

Постепенно его достраивали: появились трибуны и стена. В 9 столетии стадион подвергся полной перестройке, что сделало его самым величайшим сооружением такого типа:

  • значительно расширена площадь главной арены;
  • построены колоннады;
  • размечены беговые дорожки;
  • изменена форма арены – треугольник неправильной формы с выпуклыми гранями;
  • выстроены отдельные ложи для знати;
  • возведены трибуны для судей;
  • вокруг стадиона высажен сад;
  • построен вход на стадион в форме высокой арки.

Согласно историческим источникам, это сооружение могло вмещать около 40 тыс. человек, а 20 спортсменов могли одновременно проходить дистанцию. Сейчас стадион частично разрушен, но имеет хорошее состояние в сравнении с храмами. В наше время здесь проводятся экскурсии, а также соревнования по метанию ядра.

Достопримечательности Олимпии на карте

Да, в Олимпии нет курортов и шикарных отелей, бирюзового моря и красивых пейзажей, здесь остались только руины. Но это место наполнено историей и славой, которые чувствуются до сих пор, это место стало колыбелью событий, повлиявших на развитие культуры, можно сказать, всей планеты.

Читайте также: