Город ван турция достопримечательности

Обновлено: 18.09.2024

Турецкий Ван: старая крепость и город


Рассказываю о первом турецком городе, с которым мне удалось познакомиться более-менее подробно. Из рассказа читатель узнает, что общего между Ваном и Дамаском, а также между Ваном и Воронежем; почему турки, вырезавшие армян Вана почти сто лет назад, до сих пор имеют к ним претензии; что за столицы находились на месте Вана, и ещё кое-что по мелочи.

Как, по вашему мнению, должен выглядеть древний город, много веков простоявший на берегу озера? Мне Ван рисовался как увенчанная крепостью скала, окружённая плотной застройкой с извилистыми улочками; с одной стороны - озеро, с другой - современные кварталы, поднимающиеся на склоны близлежащих гор.
Но Ван очень странный город. Скала с крепостью одиноко стоит на берегу озера, окружённая безлюдными пустырями. Только блудливая коза пасётся на изрытом поле, и, еле различимые, парят над крепостной башней вороны. Большой шумный город живёт своей жизнью в пяти километрах от озера, вода которого непригодна для питья, и от своих исторических корней, которые задохнулись в крови почти сто лет назад.


Рассказ о городе я начну с самой значимой его исторической части и в конце скажу пару слов о современных районах.

Часовая прогулка из центра города привела меня к восточному окончанию скалы, у подножия которой находится могила Абдурахмана Гази, святого, праху которого поклоняются паломники, специально приезжающие в Ван. Тут же пасутся малолетние негодяи, которые, лишь завидев туриста, бросаются к вам с предложениями показать бесплатный вход. "Бесплатный вход" - это просто: надо лишь обойти мечеть и подняться по тропинке к крепости. Если не совестно, то можно сэкономить три лиры и так и сделать. Но если рядом будут дети, то за эту науку они истребуют с вас такой бакшиш, что вы пожалеете о своей бережливости (хотя сначала они и будут уверять, что просто хотят бесплатно помочь.
Только накануне в Чаваштепе один такой альтруист, не получивший мзды, смеху ради натравливал на меня огромного пастушеского пса, поэтому к детям я отнёсся холодно и советом не воспользовался. Прошёл ещё метров триста-четыреста вдоль скалы, обилетился и начал восхождение к крепости.

За краем стены видны окраины Вана, а центр виднеется вдали.

Самые приятные виды открываются, если посмотреть в сторону озера, окружённого заснеженными вершинами.


Тем временем дорога приводит к древней стене. Невольно возникает мысль: неужели брёвна, ещё очень крепкие на ощупь, лежат в этой стене уже несколько веков?

Турецкий Ван: старая крепость и город


Так крепость выглядит сверху. Узкая верхняя поверхность скалы представляет собой затоптанный пустырь с редкими обломками полуосыпавшихся крепостных стен и башен. Мало интересного.

Скудные остатки внутренних помещений не производят особого впечатления.

Миновав очередную руину, мы выходим на очередной пустырь. Справа видна маленькая мечеть. Мечеть и странная металлическая конструкция с профилем Ататюрка, обращённым всем четырём сторонам света, венчают собой место былого процветания разных культур и цивилизаций.

Турецкий Ван: старая крепость и город


Обратите внимание на уходящие вниз ступени. Южная стена скалы вся исчерчена такими лестницами, временами обрывающимися на полпути. Эти лестницы можно видеть на изображении Ванской скалы начала XIX века. Видимо, они соединяли город с крепостью напрямую, потому что иначе, чтобы подняться на скалу из города, требовалось бы обойти её кругом и воскользоваться другим, более пологим склоном.

И вот внизу открывается панорама мёртвого города. Некогда здесь располагалась Тушпа, столица Урарту периода его расцвета. Царь со своими приближёнными жил в крепости на скале, а внизу находился город. Однако то, что мы видим сегодня, это уже не Тушпа, а следы изничтоженного армянского города, находившегося на том же месте, что и Тушпа. Как он выглядел сто лет назад, можно посмотреть здесь.
Знаете, я много чего такого видел. Был в крематории Освенцима - там людно, ходил по Зелёной линии в Бейруте - обычная оживлённая улица, гулял в иссечённом осколками центре Мостара - симпатичный туристический город, был в Хатыни - там памятник и цветы. Честно говоря, огромный мёртвый пустырь на месте целого города (вы посмотрите фотографии), над которым безмолвно застыло время, произвёл на меня более сильное впечатление, чем упомянутые выше места, да и неупомянутые тоже.

При взгляде в другую сторону тоже видны следы фундаментов, это действительно был крупный город. Я недавно нашёл в сети очень интересную книгу французского учёного Эрнеста Шантра "Путешествие из Бейрута в Тифлис" о поездке, совершённой им в 1881 году. Так вот, он пишет, что в вилайете Ван в то время проживало 113 000 армян, 22 500 турок, 30 500 курдов, 500 несторианцев, 400 езидов, 750 черкесов. То есть армян было в два раза больше, чем всех остальных, вместе взятых.
Первая мировая война и геноцид армян изменил это соотношение самым жестоким образом. Что там произошло - до конца, в деталях мне не ясно. Армяне утверждают, что озверевшие турки вырезали местное население, а тех, кто остался в живых, переселили, а потом и довырезали. Турки дают "симметричный" ответ, утверждая, что армяне ввиду приближения единоверцев - российской армии - сами начали резню и учинили массовые зверства против мусульман - турок и курдов. Турки, якобы, лишь подавили восстание и переселили бунтующих подальше от линии фронта.
Там, где армяне говорят, что турки резали стариков и детей, турки говорят, что это армяне резали стариков и детей. Там, где армяне говорят, что турки вспарывали животы женщинам, турки отвечают: нет, это армяне вспарывали животы женщинам. Когда армяне показывают фотографии замученных людей и обвиняют в этом турок, турки показывают такие же фотографии и обвиняют в этом армян.
Я не большой знаток этой темы и не буду вдаваться в детали в рамках этого рассказа. Но к методам турецкой пропаганды и турецким подходам к истории ХХ века позже ещё вернусь.

Вот и та самая странная металлическая конструкция с укреплённым рядом флагом Турции. Снизу, от подножия холма, трудно понять, что это за штуковина. Выручает только понимание, что любая штуковина, находящаяся на самой высокой точке местности, как бы она ни выглядела, изображает Ататюрка. Наверху эта догадка находит своё подтверждение.

Вид с самой верхней точки скалы. Вдалеке внизу видна усыпальница Абдурахмана Гази. На обратном пути я всё-таки прошёл там и убедился, что путь действительно открыт. Юные негодяи были заняты удушением истошно визжащих щенков и на меня внимания уже не обратили.
Справа внизу вьётся ослепительной белой лентой даже не отреставрированная, а просто отстроенная заново крепостная стена. Как она выглядела несколько лет назад, можно посмотреть здесь (внизу). Надеюсь, со временем погода "состарит" её, и она не будет так резать глаз.
Прямо вперёд уходит дорога в центр города. Маршрутка останавливается на углу около прямоугольного скверика.

На горизонте возвышается высокая гора. Первоначально я думал, что это потухший вулкан Немрут, но Немрут находится в 70 километрах на запад по отношению к городу Ван, а эта гора - на северо-западе, так что, вроде бы, не Немрут. А может, и Немрут?

Турецкий Ван: старая крепость и город

Считается, что озеро Ван возникло вследствие мощного извержения Немрута. Хотел я подняться на вулкан, благо это довольно простой, но не очень затоптанный туристический маршрут. Однако план этот был заготовлен для летней поездки, а оченью я уже не рискнул. Говорят, красивые виды оттуда открываются.

На том и закончилось моё знакомство с крепостью Вана, этим ярким осколком великого и трагического прошлого этого интересного города. Осталось сказать пару слов о современном городе Ван.


Как я писал, в Юго-Восточной Турции достаточно познакомиться с любым одним крупным городом, остальные будут, по большому счёту, его повторением. К числу таких характерных крупных городов относится и Ван. В нём есть это очаровательное ближневосточное копошение и суета, которая приводит в восторг одних путешественников и раздражает других. Есть буйство рекламных вывесок и изобилие мелких магазинчиков и лавок. Есть гудки машин на улицах, крики продавцов. Поначалу это всё бодрит - здорово ведь, Ближний Восток!
А потом как-то всё быстро блекнет, и не видно уже того Ближнего Востока, который было заставил сердце волноваться. Если, например, в Воронеже вы придёте к центральному рынку, вы увидите много кавказцев, суету, услышите гомон. Отойдёте от рынка на один квартал и окажетесь на тихой безлюдной улице, которую вы забудете, как только свернёте за угол. Так и в Ване есть относительно небольшой пятачок, где шебуршит рынок, источают ароматы едальни, гуляет по вечерам молодёжь, а остальные улицы скучны, малолюдны и совершенно заурядны - ни уму, ни сердцу.
Единственная отрада в городе - интересный музей, о котором я написал отдельный рассказ.

Обратите внимание на минарет, вписанный в тесную застройку одной из главных улиц Вана. Эта прямая магистраль, неоднократно меняя по пути названия, ведёт из центра современного Вана к крепости и руинам старого Вана.

Да здравствует КПСС! Так и не выяснил точно, что это такое. По целым полкам учебных отделов книжных магазинов, занятых книгами по КПСС, у меня сложилось впечатление, что это что-то вроде турецкого ЕГЭ. Пусть знатоки меня поправят, если я ошибся.


В центре много красивых мечетей. Построены они, в основном, в последние десятилетия.


На одной из центральных площадей, словно драгоценные экспонаты, за ленточками рассажены колоритные старики, непременное украшение любого турецкого города.

Турецкий Ван: старая крепость и город

Возможно, после прочтения этого рассказа у вас возник вопрос: так ехать в Ван или нет? Я бы советовал ехать. Может, даже не столько ради Вана, сколько для его живописнейших и очень интресных окрестностей, которые не объедешь за один день, а то и за неделю. Ну а самому Вану я бы уделил полдня, которые провёл бы в крепости и музее.
Полезные ссылки
1. Крепость Вана на GoogleMap. Озеро западнее крепости, город - восточнее. Южнее - следы от армянских домов.
2. План Вана до 1915 года.
3. Ван в Wikipedia.
4. Урарту в Википедии.
5. Тушпа в Википедии.
6. Русахинили в Википедии

Ванская крепость с северо-запада.JPG

Ван ( армянский : Վան , курдский : Ван , [3] Старотурецкий : فان ) город в восточной части Турции «с Ван провинции , расположенный на восточном берегу озера Ван . Город имеет долгую историю как крупный городской район. Это был большой город с первого тысячелетия до нашей эры, первоначально как Тушпа , столица царства Урарту с 9 века до нашей эры до 6 века до нашей эры, а затем как центр армянского царства Васпуракан . Сегодня в Ванах курдское большинство иТурецкое меньшинство. [4]

В 2010 году официальная численность населения Вана составляла 367 419 человек [5], но по многим оценкам, эта цифра намного выше: в 1996 году было указано 500 000 [6], а бывший мэр Бурхан Йенгун заявил, что эта цифра может достигать 600 000. [7] Центральный район Ван простирается на 2 289 квадратных километров (884 квадратных миль). [8]

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 История
    • 1.1 Урарту
    • 1.2 Королевство Армения
    • 1.3 Византийцы, Сасаниды и Арцруни
    • 1.4 Империя Сельджуков
    • 1.5 Турко-иранское соперничество и Османская эпоха
      • 1.5.1 Демография
      • 3.1 Климат
      • 3.2 Достопримечательности
      • 9.1 Города-побратимы - города-побратимы

      Археологические раскопки и исследования, проведенные в провинции Ван, показывают, что история поселений людей в этом регионе восходит к 5000 г. до н.э. Курган Тилкитепе, который находится на берегу озера Ван, в нескольких километрах к югу от Ванского замка , является единственным источником информации о древнейшей культуре Ван.

      Под древним названием Тушпа Ван был столицей Урартского царства в 9 веке до нашей эры. Раннее поселение было сосредоточено на крутом утесе, ныне известном как замок Ван ( Ван Калеси ), недалеко от берега озера Ван и в нескольких километрах к западу от современного города. Здесь найдены урартские клинописные надписи VIII-VII вв. До н.э. В трехъязычной надписи Бехистун , вырезанной по приказу Дария Великого из Персии , страна, называемая Урарту на вавилонском языке, называется Арменией на древнеперсидском.

      Регион перешел под контроль Оронтидов в 7 веке до нашей эры, а вскоре и персов в середине 6 века до нашей эры. Крепости Вана находится за пределами Вана держит вписанный стереотипные трехъязычную надпись Ксеркса Великого от 5 века до н.э. на сглаженную часть скалы, около 20 метров (66 футов) над поверхностью земли вблизи крепости. Надпись сохранилась почти в идеальном состоянии и разделена на три столбца по 27 строк, написанных (слева направо) на древнеперсидском , вавилонском и эламском языках . В 331 г. до н.э. Ван был завоеван Александром Македонским и после его смерти стал частьюИмперия Селевкидов . К началу 2 века до нашей эры он был частью Армянского царства . Он стал важным центром во время правления армянского царя Тиграна II , который основал город Тигранакерт в I веке до нашей эры. [10] В первые века до нашей эры он попал в руки зарождающейся династии Аршакидов в Парфии до III века нашей эры. Тем не менее, в этот промежуток времени он также один раз попал в руки династии Аршакидов в Армении . В истории Армении, приписываемой Мовсесу Хоренаци , город называется Тосп , от урартского Тушпа . [11]

      После падения парфян и появление нео-персидской империи, более известный как Сасанидов Империи , [12] город , естественно , упал во владение последнего. В течение более чем 700 лет продолжавшихся римско-персидских войн некоторые из них были снесены с лица земли на территории современного Вана или вокруг него. Византия кратко держал область от 628 до 640, после победы в наивысшем византийско-сасанидского войны 602-628 , после чего она была захвачена арабами - мусульманами, которые закрепили свои завоевания в провинции Арминийи . [13] Упадок власти арабов в конечном итоге позволил местным армянскимправители возродятся, и династия Арцруни вскоре станет самой могущественной. [14] Первоначально зависимые от правителей царства Ани , они провозгласили свою независимость в 908 году, основав армянское царство Васпуракан . [15] У королевства не было определенной столицы: двор перемещался по мере того, как король переносил свою резиденцию с места на место, например, город Ван, Востан, Ахтамар и т. Д. [15] В 1021 году последний король Васпуракана Иоанн-Сенекерим Арцруни передал все свое королевство Византийской империи, которая установила тему Васпуракана на бывших территориях Арцруни.

      Вторжения турок- сельджуков в Васпуракан начались в 1050-х годах. После их победы в 1071 году в битве при Манцикерте весь регион попал под их контроль. После них появились местные мусульманские правители, такие как Ахлатшахи и Айюбиды (1207 г.). В течение 20 лет Ван находился под властью анатолийского султаната сельджуков до 1240-х годов, когда он был завоеван монголами . В XIV веке Ван находился под властью Тимуридов , за которыми последовали туркменские конфедерации Кара-Коюнлу и Ак-Коюнлу .

      Ванская крепость с северо-запада.JPG

      Ван ( армянский : Վան , курдский : Ван , [3] Старотурецкий : فان ) город в восточной части Турции «с Ван провинции , расположенный на восточном берегу озера Ван . Город имеет долгую историю как крупный городской район. Это был большой город с первого тысячелетия до нашей эры, первоначально как Тушпа , столица царства Урарту с 9 века до нашей эры до 6 века до нашей эры, а позже как центр армянского царства Васпуракан . Сегодня в Ване курдское большинство и Турецкое меньшинство. [4]

      В 2010 году официальная численность населения Вана составляла 367 419 человек [5], но по многим оценкам, эта цифра намного выше: в 1996 году она составляла 500 000 [6], а бывший мэр Бурхан Йенгун заявил, что эта цифра может достигать 600 000 человек. [7] Центральный район Ван простирается на 2 289 квадратных километров (884 квадратных миль). [8]

      Содержание


      Археологические раскопки и исследования, проведенные в провинции Ван, показывают, что история поселений людей в этом регионе восходит к 5000 г. до н.э. Курган Тилкитепе, расположенный на берегу озера Ван, в нескольких километрах к югу от Ванского замка , является единственным источником информации о древнейшей культуре Ван.



      Под древним названием Тушпа Ван был столицей Урартского царства в 9 веке до нашей эры. Раннее поселение было сосредоточено на крутом обрыве, ныне известном как замок Ван ( Ван Калеси ), недалеко от берега озера Ван и в нескольких километрах к западу от современного города. Здесь найдены урартские клинописные надписи VIII-VII вв. До н.э. В трехъязычной надписи Бехистун , вырезанной по приказу Дария Великого из Персии , страна, называемая Урарту на вавилонском языке, называется Арменией на древнеперсидском.

      Регион перешел под контроль Оронтидов в 7 веке до нашей эры, а вскоре и персов в середине 6 века до нашей эры. В крепости Ван, расположенной за пределами Вана, есть стереотипная трехъязычная надпись Ксеркса Великого, датируемая V веком до нашей эры, на сглаженном участке скалы на высоте около 20 метров (66 футов) над землей возле крепости. Надпись сохранилась почти в идеальном состоянии и разделена на три столбца по 27 строк, написанных (слева направо) на древнеперсидском , вавилонском и эламском языках . В 331 г. до н.э. Ван был завоеван Александром Македонским и после его смерти стал частью Империя Селевкидов . К началу 2 века до нашей эры он был частью Королевства Армения . Он стал важным центром во время правления армянского царя Тиграна II , который основал город Тигранакерт в I веке до нашей эры. [10] В первые века до нашей эры он попал в руки зарождающейся династии Аршакидов в Парфии до III века нашей эры. Тем не менее, в этот промежуток времени он также один раз попал в руки династии Аршакидов в Армении . В истории Армении, приписываемой Мовсесу Хоренаци , город называется Тосп , от урартского слова Тушпа . [11]

      После падения парфян и появление нео-персидской империи, более известный как Сасанидов Империи , [12] город , естественно , упал во владение последнего. В течение более чем 700 лет продолжавшихся римско-персидских войн некоторые из них были разрушены на территории современного Вана или вокруг него. Византия кратко держал область от 628 до 640, после победы в наивысшем византийско-сасанидского войны 602-628 , после чего она была захвачена арабами - мусульманами, которые закрепили свои завоевания в провинции Арминийи . [13] Упадок власти арабов в конечном итоге позволил местным армянским правители возродятся, и династия Арцруни вскоре станет самой могущественной. [14] Первоначально зависимые от правителей царства Ани , они провозгласили свою независимость в 908 году, основав армянское царство Васпуракан . [15] У королевства не было определенной столицы: двор перемещался по мере того, как король переносил свою резиденцию с места на место, например, город Ван, Востан, Ахтамар и т. Д. [15] В 1021 году последний король Васпуракана, Иоанн-Сенекерим Арцруни передал все свое королевство Византийской империи, которая установила тему Васпуракана на бывших территориях Арцруни.

      Вторжения турок- сельджуков в Васпуракан начались в 1050-х годах. После их победы в 1071 году в битве при Манцикерте весь регион попал под их контроль. После них появились местные мусульманские правители, такие как Ахлатшахи и Айюбиды (1207 г.). В течение 20 лет Ван находился под властью Анатолийского султаната сельджуков до 1240-х годов, когда он был завоеван монголами . В XIV веке Ван находился под властью Тимуридов , за которыми последовали туркменские конфедерации Кара Коюнлу и Ак Коюнлу .



      В первой половине 15-го века регион Ван стал страной конфликтов, поскольку он оспаривался Османской империей и соседней Персидской империей Сефевидов . Сефевиды захватили Ван в 1502 году, как и все бывшие территории Ак-Коюнлу. Османы взяли город в 1515 году после решающей битвы при Чалдиране и удерживали его в течение короткого периода. Сефевиды снова захватили его в 1520 году, но османы почти окончательно овладели им в 1548 году во время еще одной османско-сефевидской войны. Османский контроль над городом был подтвержден в Амасийском мире 1555 года, который был заключен после окончания войны. Сначала они превратили Ван в санджака, зависимого от эялета Эрзурума. , а позже в отдельный Ван-эялет примерно в 1570 году. В 1602 году Сефевиды при короле Аббасе Великом отвоевали Ван вместе с другими потерянными территориями в Восточной Анатолии. Тем не менее, османский контроль над ним, наконец, стал окончательным и окончательным в 1639 году с подписанием Зухабского договора .



      В начале 1900-х годов в городе Ван было одиннадцать армянских школ и десять турецких школ. [16] Ко второй половине 19-го века Ван начал играть повышенную роль в политике Османской империи из-за его расположения вблизи границ Персидской, Российской и Османской империй, а также близости к Мосулу. В период, предшествовавший распаду Османской империи, армяне были хорошо представлены в местной администрации. [17]

      Демография Османского Вана является предметом споров и споров, поскольку они напрямую связаны с претензиями на владение любой из сторон до начала Первой мировой войны. Для самого города Ван, по оценкам, до Первой мировой войны в нем проживало 50 000 жителей. из них 30 000 человек были армянами и 20 000 - мусульманами. Согласно официальной переписи населения Османской империи 1914 года, население провинции Ван составляло 179 422 мусульман и 67 797 армян. [18] Данные османской переписи включают только граждан мужского пола, за исключением женщин и детей. Согласно более позднему исследованию, исправленные оценки для провинции Ван (включая женщин и детей) составляют: 313 000 мусульман, 130 000 армян и 65 000 других, включая ассирийцев . [19]

      Демография Вана является предметом многочисленных споров, учитывая меняющиеся границы провинций. Например, в 1875 году провинция была разделена; Ван и Хаккари были разделены, но воссоединились только в 1888 году, что резко изменило данные переписи. Некоторые писатели утверждают, что это слияние было сделано для того, чтобы армяне не составили большинство. [20] В 1862 году было подсчитано, что в Ване было 90 100 христиан (включая сирийских христиан ) и 95 100 мусульман. [21] Французский консул в Ване сообщил, что в Ване и Битлисе 51,46% составляли курды , 32,70% - армяне и 5,53% - турки. [22] С другой стороны, Армянский Патриархат Константинополя оценил 185 000 армян в Ване, 18 000 ассирийцев, 72 000 курдов, 47 000 турок, 25 000 езидов и 3 000 цыган . [23] Обе стороны были обвинены в завышении цифр в то время, учитывая возрождение Геноцида армян, а статистика населения стала важной во время Берлинской конференции . [24]



      Ванский район в административно-территориальном делении регионов Турции, оккупированных российскими войсками в годы Первой мировой войны 1916-1917 гг.


      Ван (тур. Van ; арм. Վան ; курд. Wan ) — город в восточной Турции в провинции Ван, расположенный на восточном берегу озера Ван. Имеет долгую историю как крупный городской район. Уже в первом тысячелетии до н. э. являлся крупным по тем временам город. С IX по VI век до н. э. был известен как Тушпа, столица царства Урарту, а затем как центр армянского царства Васпуракан.

      Ван часто упоминается в контексте исторических событий, связанных с Западной Арменией и Северным Курдистаном. Население в XXI веке преимущественно курдское.

      История

      Урартский котел в Музее анатолийских цивилизаций, Анкара

      Археологические исследования, проведенные в провинции Ван, показывают, что история пребывания человека в этом регионе восходит как минимум к пятому тысячелетию до н. э. Курган Тилкитепе, расположенный на берегу озера Ван, в нескольких километрах к югу от Ванского замка, является ценнейшим источником информации о древнейшей культуре Ван.

      Урарту

      Надпись Ксеркса Великого на скалах под замком Ван

      Озеро Ван

      В IX веке до н. э. Ван, под древним названием Тушпа, становится столицей Урартского царства. Следы раннего поселения сосредоточены на крутом обрыве, ныне известном как замок Ван (Ван Калеси), недалеко от берега озера Ван и в нескольких километрах к западу от современного города. Здесь найдены урартские клинописные надписи VIII—VII вв. до н. э. В трехъязычной надписи Бехистун, вырезанной по приказу Дария Великого из Персии, страна, называемая Урарту на вавилонском языке, называется Арменией на древнеперсидском.

      Армянское царство

      В VII веке до н. э. этот регион переходит под контроль Оронтидов, а в середине VI века был включен в состав Персидской империи.

      Византийский период, Сасаниды и Арцруни

      После падения парфян и возникновения Неоперсидской империи, более известной как Сасанидская империя, город перешёл во владение последней. В течение более чем 700 лет продолжавшихся римско-персидских войн нередко столкновения между противоборствующими сторонами происходили на территории современного Вана и на сопредельных территориях. Византийская империя лишь ненадолго смогла удержать регион (628—640) после победы в решающей византийско-сасанидской войне 602—628 годов, после чего провинция была захвачена арабами-мусульманами, которые объединили свои завоевания в провинцию Арминия. Позднее ослабление арабской власти в регионе позволило местным армянским лидерах перехватить инициативу в свои руки и более могущественная династия Арцруни, первоначально зависимая от правителей царства Ани, провозгласила в 908 году независимость, основав армянское царство Васпуракан. Местной особенностью было отсутствие определённой столицы: двор перемещался вслед за монархом, постоянно изменяющим местоположение своей резиденции (город Ван, Востан, Ахтамар и т. д. В 1021 году последний царь Васпуракана Иоанн-Сенекерим Арцруни передал все свое королевство Византийской империи, которая учредила фему Васпуракан на бывших территориях Арцруни. Во время византийского правления Ван назывался Эуа или Ева.

      Сельджукская Империя

      Вторжения турок-сельджуков в Васпуракан начавшиеся в 1050-х года, закончившиеся их победой в 1071 году в битве при Манцикерте привели в переходу всего региона под их контроль. На смену турок-сельджуков на историческую арену в регионе приходят местные мусульманские правители, такие как Ахлатшахи и Айюбиды (1207 г.). В течение 20 лет до 1240-х годов Ван находился под властью анатолийского султаната сельджуков когда он был завоеван монголами. В XIV веке Ван находился под властью Тимуридов, за которыми последовали туркменские конфедерации Кара-Коюнлу и Ак-Коюнлу.

      Турко-иранское соперничество и османская эпоха

      Гц. Мечеть Омер в Ван

      Копия дома XIX века.

      В первой половине XV века регион Ван стал полем для конфликтов между Османской империей и соседней Персидской империей Сефевидов. Сефевиды захватили Ван, как и все бывшие территории Ак-Коюнлу, в 1502 году. Османы взяли город в 1515 году после решающей битвы при Чалдиране, но не смогли удержать. В 1520 году Сефевиды вновь захватывают город. Лишь в 1548 году османам удается, что отражено в Амасийском мире 1555 года, подчинить город себе на продолжительное время. Ван становится турецкимсанджаком, зависящим от эялета Эрзурума, а затем, примерно в 1570 году, и отдельный Ван-эялетом. В 1602 году при шахе Аббасе Великом Ван был персами отвоеван вместе с другими потерянными территориями в Восточной Анатолии. Но тем не менее, османский контроль над ним, с подписанием Зухабского мирного договора, был восстановлен в 1639 году.

      Ван из книги Джозефа Питтона де Турнефора 1717 года Relation d’un voyage du Levant

      Город Ван, обнесенный скалами и стенами, в 1893 году

      Ко второй половине XIX века Ван начал играть все большую роль в политике Османской империи из-за своего расположения вблизи границ Персидской, Российской и Османской империй, а также близости к Мосулу. В период, предшествовавший распаду Османской империи, армяне были хорошо представлены в местной администрации. В начале 1900-х годов в городе Ван было одиннадцать армянских школ и десять турецких школ.

      Демография Османской эпохи

      Демография Османского Вана является предметом споров и споров, поскольку они напрямую связаны с претензиями на владение любой из сторон до начала Первой мировой войны. Что касается самого города Ван, то, по некоторым оценкам, до Первой мировой войны в нём проживало 50 000 жителей. Из которых 30 000 человек были армянами и 20 000 — мусульманами. Согласно официальной переписи Османской империи 1914 года, население провинции Ван составляло 179 422 мусульманина и 67 797 армян Данные османской переписи включали только совершеннолетних граждан мужского пола. Согласно более позднему исследованию, скорректированные оценки для провинции Ван (включая женщин и детей) составляют: 313 000 мусульман, 130 000 армян и 65 000 других, включая ассирийцев.

      Демография Вана является предметом споров, учитывая меняющиеся границы провинций. Например, в 1875 году провинция была разделена; Ван и Хаккари были разделены, а в 1888 году произошло объединение, что резко изменило данные переписи. Некоторые писатели утверждают, что это слияние было сделано для того, чтобы армяне не составили большинство. В 1862 году было подсчитано, что в Ван было 90 100 христиан (включая сирийских христиан) и 95 100 мусульман. Французский консул в Ване сообщил, что в Ване и Битлисе 51,46 % составляли курды, 32,70 % — армяне и 5,53 % — турки. С другой стороны, Армянский Патриархат Константинополя указывал на иные цифры, по мнению Армянской Церкви в Ване и области проживали 185 000 армян, 18 000 ассирийцев, 72 000 курдов, 47 000 турок, 25 000 езидов и 3 000 цыган. Обе стороны обвинялись в завышении цифр в то время, которые приобрели особую важность во время Берлинской конференции.

      Русско-турецкая война 1877—1878 годов

      Первая мировая война и геноцид армян

      Руины старого города Ван, обнесенного стеной, вид со скалы замка.

      Ванский район в административно-территориальном делении регионов Турции, оккупированных российскими войсками в годы Первой мировой войны 1916—1917 гг.

      Ванский район в административно-территориальном делении регионов Турции, оккупированных российскими войсками в годы Первой мировой войны 1916—1917 гг.

      Армяне подняли восстание в Ване в 1915 году, соблазненные обещаниями России о независимости.

      Читайте также: