Интересные места между питером и москвой

Обновлено: 18.09.2024

Количество сравнить сложно : и там и там достопримечательностей масса. Но в Питере почти все достопримечательности относятся к примерно одной эпохе и стилю, и достоинством этого является ощущение целостной среды В Москве же гораздо больше разнообразия, оборотная же сторона этого- нет единства стиля, всё вперемешку и зазачастую разбросано по разным концам города.

Больших и значимых достопремичательностей в Петербурге больше, т. к. исторический центр Санкт-Петербурга гораздо больше

Понимаете, тут важно понять - ЧТО именно вас интересует. Вот пример. С моей точки зору в городе Припять нет никаких достопримечательностей, разваливающиеся дома советской эпохи - и все. Но для некоторых - культовое место. Так и тут. В Питере нет ничего древнее 250 лет - даже первые дома не сохранились. Но может быть, вам интересна архитектура 18го века - тогда да, вам туда

Меня интересуют достопримечательности в совокупности. Принято считать, что в Питере и достопримечательностей больше, и уровень их выше. А я вот сомневаюсь в этом.

Что сохранилось в Москве древнее 250 лет? Кроме Кремля.. . Центр так испохабили, что мама не горюй.. . В этом плане Питер обошелся со своими достопримечательностями гораздо цивилизованнее.

В Москве. Хотя бы по тому, что Москва старше Питера на 550 лет. Соответственно, в Москве сохранились достопримечательности периода XII-XVII веков, когда Питера еще не было.

Не факт, что возраст Москвы прибавляет ей достопримечательностей. Многое в Москве как раз и разрушилось-то от времени, от старости (не все сломали).

Sergey Mukhin Оракул (99105) Факт, прибавляет. Кремль - соборы, Китай-город, Белый город и т. д и т. п. - это какой век по-вашему?

В Питере. Этот город говорит сам за себя. Если посетить его то можно только взглянув на его достопримечательности догадаться о его истории.

А Вам для чего количество нужно? Если чтобы выдать медаль победителю, то это бредовая затея. Посмотрите самостоятельно там и там. Если лень ездить, то можно и по телевизору. По принципу математической статистики Москва больше по территории и старше, поэтому должно быть больше достопримечательностей. Но ценность представляет уникальная достопримечательность. Эйфелева башня есть не только в Париже, однако все туристы стремятся именно в Париж чтобы башню посмотреть.

Убедительно - насчет Эйфелевой башни.
Насчет съездить - давно все изъезжено и переезжено многократно.

Для чего нужно - скажу. Написала пост в своем блоге о Питере и Москве. В комментариях народ чуть не подрался, что лучше: Петербург или Москва и где больше ценного. А мне нравятся оба города. Я для себя понять хочу, кто из них прав. Потому что сама ответа на этот вопрос не знаю. Впрочем, передо мной этот вопрос и не стоял. Но теперь знать хочется. В интернете информацию не нашла.

Роман Папаша Гуру (2761) Очевидно, что однозначного ответа нет в принципе. То чем восторгается один человек, может не понравиться другому.

Конечно Санкт-Петербург красив, много достопримечательностей, но вне сомнения в Москве их больше, и преособое удовольствие прогуляться пешком (например, от Белорусского вокзала до Курского. правда, москвичи крайне удивлялись, что не на метро..).

Часть нашей редакции уверена, что между Москвой и Петербургом проще перемещаться на поезде, чем на самолёте.

Посудите сами: до любого вокзала ходит метро — на поезд сложнее опоздать. В нём реальнее выспаться после променада по Рубинштейна. Если променад удался и сил ехать нет, легко сдать и поменять билеты. А если захочется переехать из Питера в Москву, с собой можно бесплатно взять несколько чемоданов.

Ну а чтобы вы не потерялись в разнообразии поездов, научились различать 3Э и 3У и случайно не взяли билет в общий вагон, мы написали этот обзор.

В этом гайде мы рассказали обо всех поездах, которые были в расписании РЖД на ближайшие 90 дней с момента написания текста. Если вашего любимого поезда здесь нет, значит, по каким-то причинам его отменили, но если он вернётся в расписание, мы дополним материал.

Почти нигде мы не упоминали допустимый объём и вес багажа: норма провоза есть, но обычно её никто не проверяет. Увезти 300 сумок вряд ли получится, но чемодан + рюкзак + гитара + пакет с шавермой — вполне.

Если нет дополнительной информации о вокзале, значит, поезд курсирует между Ленинградским вокзалом в Москве и Московским вокзалом в Питере.

Обзор мы начнём с фирменных поездов и закончим обычными. Всю информацию в кратком виде мы оформили в таблицу — её вы найдёте в конце статьи.

ФПК, ДОСС, ТКС и другие буквы

РЖД — не единственный перевозчик России. Между Москвой и Петербургом пассажиров возят ещё три частника:

На официальном сайте РЖД и в мобильном приложении можно не только купить билет, но и указать в фильтрах перевозчика, тип поезда и вагона. Таким образом легко выбрать подходящий поезд среди множества вариантов.

Итак, переходим к поездам: сначала расскажем о самых быстрых.

Испортилась и становится только хуже. Ещё лет пять назад можно было купить билет у окна всего за 999 рублей, но так уже не будет:(

Сейчас минимальная цена в 1 898 рублей держится совсем недолго. Акции бывают крайне редко и обычно только по праздникам. Стандартная цена 2 500 — 3 000 рублей, но ближе к отправлению может стать и 5, а то и 7 т. рублей.

Как и у большинства поездов, здесь действует динамическое ценообразование: чем раньше покупаешь билет, тем дешевле. Если не случится ЧП, ближе к отправлению не подешевеет. И логично, что цена на рейс в 5:40 утра вторника будет ниже, чем на 19 часов вечера воскресенья.

Классов обслуживания всего два: эконом и бизнес. В последнем есть видео- и аудиоустановка, вместо обычных кресел будут стоять ортопедические, а места разделяет тонированная перегородка.

4 часа 5 минут, без остановок. Курсирует ежедневно и круглый год, только в субботу не ходит из Санкт-Петербурга.

Во всех вагонах есть биотуалеты, кондиционеры и розетки. Ну и главный плюс — холодное питание предоставляют на всех классах обслуживания.

Каких-то акций или распродаж сейчас практически нет, а когда-то билет также можно было урвать за 999 рублей. Сейчас за 1 700 — 1 900 рублей билет можно брать смело.

Время в пути семь часов — для сидячки это очень много. Ходит ежедневно, отправление из Москвы в 15:21, прибытие в Питер 22:20. В обратную сторону отправляется и прибывает примерно так же.

Динамическое ценообразование, есть скидки, регулярно проходят акции: до 1 200 рублей за билет — это очень хорошо, а дороже ехать уже не хочется. Бизнес-класс иногда можно урвать за 2 тысячи, но даже этих денег он не стоит, а обычно цена раза в два выше.

Можно выгодно потратить баллы в программе РЖД-бонус: 4 000 вместо классических 7 000 на этом направлении.

Скоростной поезд ФПК, который раньше курсировал только между Москвой и Нижним Новгородом, а позже — между Москвой и Берлином. В августе 2020 его пустили по новому маршруту Самара — Санкт-Петербург, затем поезд пропал и снова вернулся в расписание с 3 ноября 2020. Поезд делает остановку в Москве на Курском вокзале, в Петербурге прибывает на Ладожский.

Ходит через день. Из Москвы в Питер поезд отправляется в 14:58 и прибывает в 19:24. На обратном пути поезд выходит в 00:45 и приходит в Москву в 05:09. Путь на север занимает 4 часа 26 минут, обратно на две минуты быстрее.

Динамическое ценообразование, как и везде. Так как из Питера в Москву поезд идёт ночью, билеты в этом направлении стоят значительно дешевле, чем в обратную сторону: самый дешёвый вариант из найденных нами — 1 101 р. за сидячку, 1 401 р. за СВ (!) и 2 106 р. за купе. Обычные цены в этом направлении рублей на 600 выше.

Из Москвы в Питер уже хуже: 2 тысячи за сидячку, 2 106 за купе и 2,5 тысячи за СВ. Впрочем, цены вполне конкурентоспособные.

Двухэтажные поезда

Ходят регулярно, билеты есть в продаже часто, так как благодаря двум этажам мест в этих поездах очень много.

У двухэтажных поездов только два типа вагонов: купе и СВ. В каждом купе есть две розетки мощностью не более 100 Вт, а в СВ — ЖК-дисплеи. И там и там есть кондиционеры, постельное бельё входит в стоимость.

Поезда новые, внутри чисто, в каждом вагоне есть кулер с питьевой водой и три удобных биотуалета. Но, как мы уже сказали, места в купе маловато: чтобы уместить в поезде два этажа, классическое купе сжали раза в полтора.

То же самое динамическое ценообразование, но бывают регулярные распродажи: за 1 200 — 1 500 рублей можно смело брать билет.

Новые поезда, новые вагоны, но теснота — очень существенный минус. Если у вас большие сумки, клаустрофобия или рост выше среднего, лучше выбрать другой вариант. А ещё эти поезда очень любят китайцы, их там всегда было ОЧЕНЬ много.

Ходит раз в сутки, но не каждый день. Из Москвы отправляется в 00:20, в Петербург приходит в 08:59, обратно так же. В пути 8 часов 39 минут.

Старенькие, но удобные вагоны купе и СВ. В минимальную цену входит дорожный набор и лёгкие закуски, в СВ подается полноценный завтрак. Биотуалет, иногда — wi-fi, в каждом вагоне есть розетки. Вежливые проводники и застеленное постельное бельё — приятные бонусы.

Очень удобное расписание: хватает времени, чтобы выспаться. Старенькие вагоны довольно уютные, в купе просторно даже на верних полках, достаточно места для большого багажа. В целом 7 из 10, если брать билет по акции — вообще отлично.

Ходит ежедневно, время отправления и прибытия одинаковое из обеих столиц: 23:55 — 7:55, в пути ровно 8 часов.

Питание на выбор, биотуалеты, пресса, гигиенический набор, бархат и шторы с рюшками — на таком поезде ехать нужно как минимум в смокинге. При этом в большинстве вагонов кондиционер работает только летом.

Динамическое ценообразование, но дорого даже во время распродаж — а это минимум 2 000 рублей. Стандартная цена за купе начинается от 3 тысяч.

Фирменный поезд ФПК с направлением Москва — Мурманск. Основной минус — в Петербург прибывает и отправляется с Ладожского вокзала. Состав вагонов стандартный: СВ, купе, плацкарты и вагон-ресторан.

Москва — Санкт-Петербург: отправление в 00:41, прибытие в 9:13, в пути 8 часов 32 минуты.
Санкт-Петербург — Москва: отправление в 22:41, прибытие в 7:19, в пути 8 часов 38 минут.

Курсирует ежедневно, кроме 31 декабря с отправлением из Мурманска и 1 января с отправлением из Москвы.

Поезд классный, все вагоны новые, в каждом СВ и купе есть душ. В стоимость проезда в купейных вагонах эконома включены питание, бельё, дорожный набор и газетки. Также пассажиры купейных вагонов могут выбрать тип питания.

Хорошая цена на купе — 3 т.р. Не берите плацкарт, никогда не берите плацкарт! Он не стоит сумасшедших 2 200 рублей.

Фирменный поезд ФПК, один из самых дорогих и комфортных вариантов добраться из одной столицы в другую, при этом без лишней шелухи вроде золотых кистей на шторах. В составе поезда нет плацкартный вагонов, только купе, СВ и люкс. На любом классе обслуживания предоставляют завтрак.

Путь между столицами занимает ровно 9 часов: поезд выходит в 23:30 и прибывает в 8:30. Для обратного маршрута расписание аналогичное.

Из Москвы поезд отправляется в 23:40, приходит в Петербург в 8:36. В пути 8 часов 56 мин. На обратном пути плюс-минус так же.

Хоть поезд и позиционирует себя как лухари, билет в купе стоит от 2 380 рублей — не так уж дорого для того, чтобы почувствовать себя позабытой звездой отечественной эстрады.

Ходит ежедневно, путь из Москвы в Питер занимает 8 часов 56 минут, в обратном направлении чуть меньше. Из Москвы поезд отправляется в 02:08 с Казанского вокзала, в Петербург приезжает в 10:20. Обратное расписание неудобное: из Питера поезд выезжает в 14:00 и прибывает на Казанский вокзал в 22:25.

Поезда новые и чистые. В каждом вагоне есть кондиционеры и розетки, на некоторых тарифах предоставляют питание. Подробнее об удобствах можно прочитать здесь.

На момент написания этой статьи самый дешёвый билет в купе из Москвы до Петербурга стоит 909 р, при этом плацкарт на 300 р дороже. Мы бы купили, но только в Питер.

Расстояние из Москвы в Петербург поезд преодолевает за 8 часов 32 минуты. Выходит с Курского вокзала Москвы в 00:33, прибывает в Питер в 9:05.

Обратно поезд идёт быстрее — 7 часов 2 минуты, но почему-то едет вечером. С Московского вокзала отправляется в 18:08 и на Курский вокзал приезжает в 01:10. Говорим же, неудобно.

Вагоны ТКС отличаются от поездов государственной компании в лучшую сторону не только внешне. Здесь телевизор и сейфы есть даже в купе, а не только в вагонах-люкс, у каждого пассажира есть личная зарядка, вместо жуткого титана с горячей водой стоит кулер, а в купе проводника есть микроволновка и кофемашина. Пассажирам купе выдают дорожный набор и прессу. Можно переплатить и купить билет со включённым питанием.

От 2 300 р за плацкарт, и почему-то примерно столько же за верхнюю полку в купе-комфорт. Правда, нижние полки стоят почти на полторы тысячи дороже — аж 3 800.

Читай, не фирменные. Да, наконец-то мы дошли до нашего любимого раздела: самые дешёвые поезда, но при этом не самые плохие.

Если в фильтрах выбрать ФПК в качестве перевозчика и убрать из поиска все фирменные поезда, то обычных остаётся не так уж много. Их легко распознать: у таких поездов нет названия, только номера. Часто эти поезда уходят с Курского или Казанского вокзала, а приходят на Ладожский, и наоборот.

Так какой же поезд выбрать?

Покажем логику выбора на примере поездов из расписания на 15 декабря 2020. Выбираем перевозчика — ФПК, убираем из поиска фирменные поезда и видим вот что:


Сразу отметаем поезд № 160 — он выходит днём, а приходит ночью, что совсем неудобно. Владикавказский поезд № 122 тоже на любителя. Остаётся пять поездов.

Допустим, в Питере мы остановились в центре и хотим приехать на Московский вокзал. Смотрим, куда прибывают поезда: из оставшихся на Московский вокзал приезжают только три — № 30, № 82, № 56. Если нам принципиально уезжать с Ленинградского в Москве, то поиск сокращается до поездов № 30 и № 56. Это и есть два самых популярных поезда по направлению Москва — Санкт-Петербург. Осталось выбрать правильный вагон.


Как видите, вагон класса 3Э самый комфортный — в нём есть биотуалет, кондиционер и нельзя провозить животных, а вот 3У выбирать не советуем.

Подробнее о типах и классах обслуживания можно узнать здесь.

Что нужно знать о плацкарте?

Часто в одном вагоне цены на полки различаются. Самые дешёвые места — верхние боковые с 38 по 52 место. В ночном поезде верхняя боковая полка не так уж плоха, если находится не возле туалета. Так что если бюджет ограничен и рост позволяет разместиться на 172 см длины — смело берите такую полку в середине вагона. Если едете вдвоём, это вообще идеальный вариант: не придётся ни с кем делить столик.

Обычные нижние полки самые дорогие. Если едете ночью и вам нетрудно забраться на верхнюю полку, переплачивать за нижнюю смысла нет — ночью можно обойтись без стола, к тому же наверху к вам точно не подсядут пассажиры, ожидающие раздачи белья. Кстати, при оформлении билета от белья можно отказаться: спать придётся на матрасе и с курткой под головой, зато сэкономите 128 рублей.

Нормальная цена на плацкарт в не фирменном поезде: 900 — 1 200 рублей. Правда, за такую цену время отправления бывает крайне неудобное, лучше доплатить пару соток и ехать ночью, чтобы не потерять целый день. Также обращайте внимание на стоимость купе в том же поезде: иногда разница с плацкартом совсем незначительная, а во время распродаж купе может оказаться и дешевле.


О купе

Здесь тоже действует система с разными ценами на полки. При этом разница на нижние и верхние полки в купе намного выше, чем в плацкарте, и может достигать тысячи рублей. Опять же, провести одну ночь на верхней полке, чтобы сэкономить — изи.

Часто ФПК включает в состав обычные совковые купе без кондиционера, со старыми матрасами и пыльными подушками. Но иногда везёт и попадается новый вагон — в таких ехать приятно, особенно если цена раза в два ниже, чем на фирменный поезд.

Нормальная цена на верхнюю полку в ночном поезде с удобным расписанием: 1 300 — 1 800 р. В низкий сезон, с сентября по май, цены рублей на 200−400 ниже, чем на праздники и летом. Как и всегда с поездами, чем раньше покупаешь билет, тем дешевле.

Ехать в купе днём или приезжать на вокзал в 4 утра — такое себе удовольствие. За это мы бы не заплатили и тысячи рублей.

О сидячках

Дешёво и хардкорно. Не путать с общим вагоном: в сидячках кресла расположены как в самолёте или как в скоростных поездах, о которых мы писали выше. Даже в старых вагонах кресла откидываются и есть подлокотники, а значит, тем, кто умеет спать сидя, ехать будет более-менее комфортно. Правда сидеть придётся 8−9 часов.

Чаще всего сидячие вагоны включают в старые поезда, идущие через Москву проездом — например, Санкт-Петербург — Белгород (поезд № 119) или Челябинск — Санкт-Петербург (поезд № 146).

Нормальная цена: 700−750 р. Брать билет дороже нет смысла.

Важно: внимательно изучайте схему мест, чтобы не ехать напротив другого пассажира или случайно не купить билет в общий вагон.

Острожно: общий вагон!

А вот этот вариант стоит избегать даже с самым ограниченным бюджетом. Это обычное купе без верхних полок, где на нижней сидят по три человека с каждой стороны. Ни прилечь, ни откинуть спинку. Теснота и сплошные неудобства за 700 — 900 рублей. Уж лучше добраться автостопом.

К счастью, такие вагоны попадаются редко: обычно их включают как дополнительные во время праздников. И все же внимательно изучайте схему вагонов при поиске билета, чтобы не провести девять часов с прямой спиной.

Вишенка на торте: вагоны RIC

Пожалуй, это самый комфортный способ добраться на поезде из Москвы в Петербург и наоборот. И при этом не самый дорогой — билет в такой вагон стоит столько же, сколько купе в нефирменный поезд. Спасибо нашему путешествующему подписчику за наводку!

Вот поезда Октябрьской ЖД, в которые иногда включают вагоны RIC:

4/3 Москва — Санкт-Петербург
16/15 Москва— Мурманск
28/27 Москва — Санкт-Петербург
81/82 Санкт-Петербург — Белгород

Узнать такой вагон можно по схеме: вместо привычных 9 купе и 36 мест, в нём будет только 8 купе и 32 места, а также три туалета в конце коридора. Так что вот вам ещё один веский довод очень внимательно изучать схему вагона при выборе билета. Посмотрите подробный обзор на вагон РИЦ от нашего подписчика — поймёте, почему вам точно стоит хоть раз в таком прокатиться.

Санкт-Петербург можно исследовать бесконечно, но не меньше интересного находится и в окрестностях. Где увидеть древнерусские крепости, найти заброшенные усадьбы, церкви и пионерлагеря, познакомиться с культурой малых народностей, погрузиться в историю Зимней и Великой отечественной войны, погулять по атмосферным паркам и насладиться пышной архитектурой бывших царских резиденций? Ниже представлены варианты для любого отдыха в рамках поездки на один или два дня из Петербурга по Ленинградской области и в соседние города.

В Ленинградской области

Петергоф

Самая известная императорская резиденция с продуманным дворцово-парковым ансамблем. Помимо знаменитых фонтанов в Верхнем саду стоит посмотреть дворцы Марли и Монплезир, а затем прогуляться до соседнего парка Александрия с готической капеллой.

В центре Петергофа довольно интересная архитектура, например, псевдоготический комплекс дворцовых конюшен и купеческие особняки на Санкт-Петербургском проспекте.

Неподалёку от центра расположен Английский парк — спокойное и тихое место, где можно увидеть руины разрушенного в войну Английского дворца 18 века.

После карантина практически все музеи вернулись к прежнему режиму работы.

Выйти на небольшой пляж можно у парка Ольденбургского (59.898651, 29.865581), а восточнее будет парк Сергиевка с усадьбой, оранжереей и загадочной скульптуры головы, виднеющейся из земли, неизвестного скульптора (59.894439, 29.840570).

Восточнее Александрийского парка расположена полузаброшенная усадьба Знаменка, когда-то принадлежавшая Разумовским и Шуваловым. Все эти точки удобнее посетить с экскурсией с индивидуальным гидом.


Выборг

Выборг — это, наверное, самый нетипичный российский город. Его облик формирует средневековая и финская архитектура, которая встречается в России довольно редко. Гуляя по Выборгу, встречаешь многочисленные примеры северного модерна, средневековые постройки и полуразрушенные здания. Именно здесь находится самый старый жилой дом в стране, а также Выборгский замок, основанный шведами ещё в XIII веке. Также стоит зайти в модернистскую библиотеку Алвара Аалто.

Главная природная достопримечательность Выборга — парк Монрепо. В парке много исторических построек и памятников, а ещё в нём можно полазать по валунам и погулять по сосновому лесу. Все способы добраться до Выборга.


Гатчина

Красивый парк с Гатчинским дворцом — бывшей резиденцией Павла I — и павильонами, прудами, лабиринтами и домиками XVIII века. Если основной парк уже изучен, загляните в Приоратский парк с одноименным дворцом, похожим на средневековый замок. Также можно прогуляться вглубь города до руин бывшей римско-католической церкви, которые теперь находятся в окружении панельных домов (ул. Володарского, 28).


Пушкин

Главные достопримечательности Пушкина — это Екатерининский парк и пышный Екатерининский дворец. В парке можно найти и несколько выдающихся неоготических построек. Среди необычных мест: Феодоровский городок в неорусском стиле, Царь-ванна в полуразрушенном Баболовском дворце и лютеранская кирха Воскресения Христова. Неподалёку расположен ещё один живописный парк — Павловский.


Репино

В Репино были и другие загородные резиденции, в частности, деревянная дача Ридингера (60°9’37″N 29°52’41″E) на Приморском шоссе, ныне заброшенная.


Flickr / Phil McIver

Экотропа в Сестрорецке

Сестрорецк всегда был интересным направлением (парк Дубки, Сестрорецкий разлив). Недавно появилась новая точка, ради которой стоит сюда съездить — экотропа в Сестрорецком заказника. Маршрут проложен по живописным местам болота, ходить по которому до создания тропы было проблематично. В заказнике сохранилась нетронутая природа, включая животных и птиц.

Сестрорецкая экотропа не единственная в Ленинградской области. Похожие маршруты появились в Комарово, Кронтштадте, Гатчине и Дудергофских высотах.


Зеленогорск

В Зеленогорске хороший пляж и парк на берегу залива с неплохими кафе и детскими развлечениями. Однако большинство интересных локаций Зеленогорска относятся к периоду, когда город входил в состав Финляндии (до 1939 года) и назывался Терийоки.

Например, кирха Преображения Господня (пр. Ленина, 13), построенная в начале XX века. В советское время она была переоборудована под кинотеатр. После реставрации зданию вернули первоначальный облик, и теперь церковь является действующей. Также примечательна дача Лумберга (Приморское шоссе, 570к3) в стиле модерн.

Для отдыха на природе лучше всего подойдёт Линдуловская роща к северо-западу от Зеленогорска. На время карантина роща остаётся открытой. По роще есть групповая экскурсия, на которой покажут живописные и секретные места заказника.



Дудергофские высоты

Самая высокая точка Петербурга — Ореховая гора — находится в Нагорном парке неподалёку от Красного села. Помимо этого Дудергофские высоты — это живописное место с необычным ландшафтом, хорошей инфраструктурой и интересными точками: больницей Святого Георгия, напоминающей небольшой замок, горой Кирхгоф, известной со времён Ингерманландии, с магическим Укко-камнем. Подробнее о высотах — в отдельном посте.

К югу расположена полузаброшенная усадьба Демидовых в Тайцах (59°39’21″N 30°9’22″E), куда удобно заехать, если вы на автомобиле.


Ораниенбаум

В Ломоносов — Ораниенбаум — стоит съездить ради дворцово-паркового ансамбля с Меншиковским и Китайскими дворцами, изысканными павильонами, старинными мостами и нестандартными ландшафтными решениями. Бывшая императорская резиденция интересна прежде всего с точки зрения архитектуры и садово-паркового искусства, недаром когда-то Ораниенбаум сравнивали с Версалем.


Заброшенные усадьбы

Гатчинский, Ломоносовский и Волосовский районы довольно богаты на необычные достопримечательности, в частности на заброшенные усадьбы и церкви. Большинство из них перечислены в отдельном посте, включая усадьбу в Гостилицах, Ропшинский дворец, усадьбу Врангелей, кирху в Шпаньково. Также довольно популярны руины бывшей Троицкой церкви в деревне Пятая Гора (59°26’38″N 29°45’14″E).

Отыскать все точки самостоятельно не всегда бывает просто, поэтому удобнее заказать экскурсию с личным гидом на автомобиле — здесь.


Лопухинка

В XIX веке Лопухинка стала популярным курортом — благодаря Лопухинскому радоновому озеру, вода которого считалась лечебной. В дворянской усадьбе 18 века была обустроено водолечебница, просуществовавшая до революции. После революции бывшая усадьба начинает разрушаться, и весь курорт приходит в упадок. Сейчас от здания остались лишь руины, но до сих пор можно спуститься к озеру с водой ярко-синего цвета.


Крепость Копорье

Копорье (59.708856, 29.033966) — уникальная средневековая крепость, построенная в 13 веке. За долгое время существования она не раз захватывалась шведами и участвовала во многих сражениях вплоть до Великой отечественной войны. По комплексу фортификационных сооружений можно представить, как выглядели древнерусские крепости, — тем более, что Копорье практически никогда не реставрировалось. В частности сохранились оборонительные стены и башни, с которых хорошо видны окрестности, но исчезли все гражданские постройки. На территории действует церковь и часовня.


Сосновый Бор

Сосновый Бор — небольшой и уютный город на берегу Финского залива. Когда-то он был закрыт для посещения, так как именно здесь находится Ленинградская атомная электростанция. Станция стала градообразующим предприятием, и Сосновый Бор официально был основан в 1973 году. Теперь въезд открыт, а ехать сюда стоит ради пляжа (59.884265, 29.066478), соснового леса и вида на некогда крупнейшую атомную станцию в мире. Вдоль берега идёт довольно длинная велодорожка. Также город примечателен зелёными кварталами — все жилые дома строились с минимальной вырубкой леса, что смотрится довольно необычно.


Тихвин

В самом Тихвине достопримечательностей не так много, а главная из них Успенский мужской монастырь, основанный ещё Иваном Грозным. Верующие приезжают ради религиозной реликвии — иконы Божьей Матери Одигитрии, но помимо этого примечателен архитектурный комплекс монастыря, изящные церкви и большие колокола на звоннице, на которую можно подняться.

Помимо этого интересен дом-музей Римского-Корсакова и полузаброшенный храм Иова Многострадального.


Старая Ладога

Старая Ладога — одно из древнейших поселений России, где было обнаружено множество археологических находок, начиная с времён неолита. Помимо раскопок до наших дней дошли средневековые памятники: Староладожская крепость и Земляной город. От поселений остались курганы, урочища и сопки. Помимо истории, в Старой Ладоге много живописных природных точек: Танечкина пещера, Горчаковщинский водопад и просто виды на реку Волхов.


Военные мемориалы


Сиверский

Мемориалы Красного и Большого террора

Ещё одни мемориалы связаны с другой печальной страницей истории: Большим и Красным террором. Эти мемориалы появились стихийно на месте тайных расстрелов и захоронений в 1920-е и 1930-е годы. Такие места заставляют задуматься, переосмыслить и углубиться в историю, пытаясь понять причины чудовищных действий. Подробнее о главных мемориалах: Левашовская пустошь и Ковалёво.


Ладожское озеро

Напротив Шлиссельбурга сохранилась древнерусская крепость Орешек XIV века. Переправа в крепость есть из самого Шлиссельбурга и из Шереметьевки (станция Петрокрепость). Обычно туда ездят с экскурсией, так как без рассказа гида простой осмотр руин может быть не так интересен.


Кронштадт


Трансфер в Кронштадт с индивидуальным гидом, который расскажет самое интересное из истории города можно заказать здесь.

Ивангород

Ивангород — необычный город на самой границе с Эстонией. Сохранилась средневековая Ивангородская крепость и район бывших рабочих Кренгольмской мануфактуры Парусинка. Сохранились в стиле сталинского неоклассицизма, бывшая столовая и целые кварталы, не изменившиеся за полтора века. Так как здания бывшего рабочего городка не реставрируются, здесь сохраняется загадочная и немного мрачная атмосфера. Сама же мануфактура оказалась на территории Эстонии.

Другие примечательные точки: Нарвские водопады между российской и эстонской границей и пешеходная граница с Эстонией. Подробнее об Ивангороде — в отдельном посте.


Кирхи

На территории бывшей Ингерманландии сохранилось немало лютеранских и протестантских кирх. Они отличаются нетипичной для России архитектурой и смотрятся довольно необычно. Некоторые из них заброшены, в других же службы проводят до сих пор. Список самых интересных храмов:

  • Кирха святой Марии Магдалины в Приморске — 60°21’51″N 28°36’20″E
  • Кирха прихода Ряйсяля в Мельниково — 60°55’23″N 29°45’38″E
  • Кирха Святого Иоанна Крестителя в Губаницах — 59°29’27″N 29°32’9″E
  • Кирха Воскресения Христова в Пушкине — Набережная ул., 4
  • Кирха Святой Екатерины в Петрово — 59°38’12″N 29°58’47″E
  • Георгиевская лютеранская церковь в Колбино — Церковная ул., 25.


Линия Маннергейма


Токсово

Токсово окружён озёрами и лесами, а от исторического наследия осталась лютеранская кирха Петра и Павла, в которой регулярно проходят органные вечера и концерта. Другой точкой является зубровник с зубрами, домашними животными, катанием на лошадях и верёвочным парком. В зубровнике не так много инфраструктуры, поэтому он больше подойдёт для самостоятельной прогулки и пикника.

Колтуши

В Колтушах жил учёный Павлов, здесь же находился и его Научный городок с комплексом лабораторий. В лабораториях учёный проводил эксперименты по изучению высшей нервной деятельности, а для обезьян был построен специальный антропоидник. Сюда к Павлову приезжали Нильс Бор и Герберт Уэллс. Часть помещений и сейчас используется для исследований, а в главном корпусе расположился музей Павлова.

За городком построено несколько коттеджей 1930-х годов, а неподалёку в Колбино сохранилась ингерманландская Георгиевская лютеранская церковь.


Для отдыха в Ленинградской области отлично подойдут коттеджи (найти их можно здесь).

Соседние города

Псков

Один из старейших городов России, который продолжает активно развиваться и меняться. Сюда стоит ехать ради древней крепости, красивых церквей и умиротворённых мест на природе. Вместе со Псковом можно заехать в Изборск, известный хорошо сохранившейся крепостью, и Печоры с Псково-Печерским монастырём, а побыть на природе можно на берегу Чудского озера. Подробный путеводитель обо всём, что нужно посмотреть в Пскове и его окрестностях.

Великий Новгород

Бывший экономический, политический и культурный центр сохранил довольно много памятников эпохи своего расцвета. Это религиозные святыни Софийского собора, архитектурный комплекс Кремля и постройки времён Ганзейского союза. Но помимо всего этого Новгород — просто очень уютный город для прогулок, включая живописные набережные реки Волхов, тихие улочки Торговой стороны и красивейшие монастыри в центре и области.


Рускеала

Природный горный парк Рускеала — жемчужина Карелии и отличная возможность посмотреть на бывший мраморный карьер, где добывали камень для строительства Исаакиевского собора и Михайловского замка. Помимо карьера, здесь можно прогуляться по пещерам и просто насладиться карельской природой. Неподалёку находится Сортавала — город, испытавший влияние разных культур, с интересной архитектурой, нетипичной для России.

Удобно спланировать поездку в Рускеалу с трансфером и гидом — заказать можно здесь.


Карта

Вступайте в группу Вконтакте и следите за новыми постами и другими фотографиями.

Первые обновления всегда в Инстаграме

Похожие посты

Все достопримечательности и необычные места в самом полном обзоре…

40 неочевидных мест, которые нужно посетить в Ленобласти…

Нестандартные локации и нетуристические маршруты…

Остров, насыщенный достопримечательностями и загадочными местами. Один из старейших районов…


Летя в пыли на почтовых

Задолго до основания Санкт-Петербурга существовал путь, соединяющий Москву с важнейшими северными городами, в первую очередь с Тверью и Великим Новгородом. Считается, что Тверская дорога возникла еще в XIII веке, когда город был одним из центров сопротивления игу и даже соперничал с Москвой за политическое первенство в деле объединения земель Руси. Из Твери дорога продолжалась в Великий Новгород — это был стратегически важный путь в крупнейший торговый город Северо-Восточной Руси. Однако единого маршрута на всем протяжении из Москвы в Новгород тогда не было, поскольку сухопутных дорог в современном понимании еще не существовало.

1.jpg

Такие очевидные неудобства послужили причиной строительства путевых дворцов вдоль всего тракта, где царственные и титулованные особы могли отдохнуть после тяжелого пути, а уже к концу 1780-х стало понятно, что без принципиально нового покрытия дороги не обойтись. Впрочем, планам еще нескоро суждено было сбыться: начавшаяся Отечественная война заставила на время отодвинуть идею благоустройства дороги. В то же время в войне 1812 года этот путь был стратегически важным, поскольку выступал оптимальным сухопутным маршрутом между двумя столицами, а также транспортной магистралью, по которой перевозили оружие, продовольствие, боеприпасы, корм для лошадей и вывозили раненых солдат.

После войны в 1816 году наконец началась реконструкция дороги, которая продлилась почти 20 лет: только к 1833 году на всем протяжении пути фашинник и песок заменили на покрытие из щебня и бутового камня. Новая гравийная дорога, на которой были также построены каменный и деревянные мосты, протянулась через Торжок, Вышний Волочек, Крестцы, Валдай и Новгород, только вместо 778 км она занимала 722 км, поскольку извилистые участки спрямили. Уже в 1820-х по ней пустили первые в России дилижансы. Ехать можно было с разной скоростью: так, обычно дилижанс проходил 110−160 километров в день. Пассажиров положено было перевозить летом со скоростью до 10 километров в час, зимой — 12 километров в час, осенью — до 8. Таким образом, из Петербурга в Москву можно было добраться за 4 — 4,5 дня, а позже и вовсе чуть больше чем за трое суток. Для почтовых карет таких ограничений не было, они могли ехать с любой необходимой скоростью. Поскольку за все хорошее нужно платить, за проезд по новой дороге взимались сборы: не везде, но на некоторых участках (похожая практика существует и сегодня на платных участках федеральных трасс). Плату за пользование трактом отдавали на дорожных заставах, где днем и ночью дежурили солдаты.

Вагончик тронулся

Первая железная дорога в России появилась в 1837 году: это был небольшой опытный участок протяженностью всего 27 километров, связавший Санкт-Петербург и Царское село. После успешного ввода в эксплуатацию этого маршрута, опыт Царскосельской железной дороги решено было применять в более глобальных масштабах. В 1843 году началось строительство Николаевской железной дороги, которая должна была соединить две столицы в обход Новгорода, поскольку вариант с заходом в этот город увеличивал стоимость проекта почти на 18% из-за болотистой местности между Петербургом и Новгородом. Работы были разделены на два больших участка: северный (Петербург-Бологое) возводился по проекту и под руководством инженера П. П. Мельникова, южный (Бологое-Москва) — под началом Н. О. Крафта.

2.jpg

В 1920-м году между столицами недолго курсировал электропоезд Махонина, сконструированный инженером на Балтийском заводе. Особенность этого поезда была в том, что работал он на свинцово-кислотных аккумуляторных батареях, снятых с подводных лодок. Всего использовалось 264 аккумулятора общей ёмкостью 7500 ампер. В первый рейс поезд отправился 12 октября: путь из Петрограда в Москву занял у него в 8 часов 15 минут, а в дороге было сделано 5 остановок и одна зарядка аккумуляторов. Средняя скорость составляла 50−60 километров в час, а ходил поезд раз в неделю. Однако ему не суждено было остаться на маршруте: поезд проработал всего год, после чего был списан как нерентабельный.

3.jpg

Читайте также: