Интересные места на дороге жизни

Обновлено: 19.09.2024

Наверное, туристы, посещающие Санкт-Петербург, видят его в большей степени как столицу пышных императорских дворцов и роскошных садов. Но есть у нашего города и еще одна, нетуристическая часть истории — о стойкости и мужестве, о самопожертвовании и подвиге, о твердости человеческого характера — история блокадного Ленинграда, о которой я хотел бы сегодня немного рассказать.

Во время блокады Дорога жизни являлась единственной транспортной магистралью, по которой осуществлялась поставка продовольствия в осажденный город. В обратную сторону на Большую землю по ней отправлялись в эвакуацию местные жители. Маршрут проходил через самое большое пресноводное озеро в Европе — Ладожское. Летом, в период навигации, передвижение осуществлялось на кораблях по воде, зимой — по льду Ладоги.

Маршрут по Дороге жизни до Ладожского озера

Самый простой способ проследовать по маршруту — личный транспорт. Также можно проехать по Дороге жизни на автобусе: общественном или приобрести автобусный тур в агентстве. Я же остановился на не самом простом, но очень интересном варианте — небольшом велопробеге.

Еще год назад у меня появилась идея проехать по историческому маршруту и написать о нем статью. После долгой подготовки и сбора команды из пяти единомышленников мы отправились в это увлекательное путешествие.

Что взять с собой в поездку

Кроме того, в дороге вам пригодятся светоотражающие жилеты (можно купить в интернете), спрей от комаров, дождевики, небольшая аптечка. И последнее, что можно сказать о подготовке к путешествию: если решите переночевать на Ладожском озере, позаботьтесь об отеле заранее. Мы нашли и забронировали номер за три месяца до поездки, за два месяца до даты путешествия мест в отеле уже не было.

Дорога жизни. Немного истории

Дорога жизни была единственным маршрутом, соединяющим Ленинград с территорией остальной страны с сентября 1941 по март 1943 года. В летнее время передвижение по Ладожскому озеру осуществлялось Ладожской военной флотилией и кораблями Северо-Западного речного пароходства. Длина водного маршрута от порта Осиновец на юго-западном берегу озера до Новой Ладоги составляла 135 километров, до деревни Кобоны — 35 километров. Автомобильный маршрут по льду Ладоги растянулся примерно на 30 километров.

Лесная дорога Велокомпьютер показывает текущий километраж

Частые штормы на Ладоге и обстрелы противником только усложняли передвижение советских кораблей. А представить прокладку автомобильной трассы по льду озера в мирное время вообще мало кто мог, тем более учитывая, что по плану она должна была пролегать всего в 12—13 километрах от захваченного фашистами Шлиссельбурга. Несмотря на это, трасса была организована. По приказу военного командования она должна быть двухполосной, шириной не менее десяти метров.

Братское кладбище советских воинов Строки, посвящённые девушкам, погибшим во время войны

Безусловно, работа водителей на Дороге жизни — очень тяжелый труд, постоянно связанный с риском. Каждый четвертый автомобиль ушел под воду или был расстрелян врагом. Тем не менее движение по трассе не прекращалось ни днем, ни ночью. За сохранностью льда и направлением движения автомобилей следили регулировщицы, которые находились в 300—400 метрах друг от друга по всему маршруту.

Продовольствие, топливо и боеприпасы поставлялись в осажденный Ленинград со всей страны. За весь период действия по ледовой трассе было перевезено более 361 тысячи тонн грузов, из них продовольственных припасов — 262 тысячи тонн. Только в ноябре 1941 — апреле 1942 годов по льду Ладоги было эвакуировано 550 тысяч человек.

С декабря 1942 года на Ладожском озере началось строительство свайно-ледовой железной дороги, которое закончено не было. Причиной тому был долгожданный прорыв блокадного кольца 18 января 1943 года.

Последняя остановка перед ночёвкой у озера Осиновецкий маяк

Сегодня в районе сухопутной части блокадной Дороги жизни проходит одноименная современная автомобильная трасса, вдоль которой в послевоенное время было поставлено большое количество памятников, посвященных главному блокадному маршруту. Ежегодно в январе здесь проводится одноименный марафон по бегу.

Живописный закат на озере Осиновецкий — один из самых высоких маяков в России

Заканчивается маршрут по знаменитой дороге в поселке при станции Ладожское Озеро. В нем находится важный ориентир Дороги жизни — Осиновецкий маяк. А в 1968 здесь был открыт интереснейший музей, о нем бы я хотел рассказать немного подробнее в следующей статье.


Тем не менее жизнь здесь кипит, и боливийская столица каждый день принимает тысячи гостей из провинции. Едут они и в обратном направлении, и почти всегда этот путь связан с преодолением большого перепада высоты. Дорожное строительство в сложнейших горных условиях и сейчас отнимает кучу ресурсов и времени. Во времена же, когда техника еще не была столь совершенной, подобные инфраструктурные проекты и вовсе превращались в эпопею, а итоговый результат зачастую был далек от совершенства. Впрочем, в сооружении подобных объектов существовала острая необходимость, а значит, проблема кое-как вынужденно решалась.



В 1930-е годы было решено связать столичный Ла-Пас с Коройко, главным городом провинции Северный Юнгас. К этому времени Боливия едва закончила так называемую Чакскую войну с Парагваем. Двое соседей, не имеющих выхода к морю, крепко переругались из-за пограничной области Гран-Чако, где будто бы были богатые нефтяные месторождения. Нефть там и правда нашли, но только в 2012-м, что не помешало двум южноамериканским странам почти веком ранее три года убивать солдат друг друга. В том конфликте с обеих сторон погибло без малого 100 тыс. человек — число жертв оказалось огромным для войны регионального значения. Хотя более крупная Боливия и проиграла дерзкому Парагваю, в армии которого было немало российских офицеров, эмигрировавших с родины после событий 1917 года, в плену у нее оказалось достаточное количество соседей. Они-то и построили эту почти 70-километровую дорогу.


Конечно, современным требованиям к такого рода объектам получившийся результат соответствовал слабо. Дорога проходила по горному карнизу фактически над пропастью, не имела никакого ограждения, тем более асфальтового покрытия. Ее ширина не превышала 3,2 метра — по сути, она была однопутной, хотя потоки по ней двигались в обоих направлениях.




С распространением в Боливии автомобилей разного формата ситуация стала ухудшаться. Узость дороги, уклон, отсутствие ограждения играли с водителями злые шутки. Серьезным фактором были и постоянные туманы и дожди. По сути, спускаясь из высокогорного Ла-Паса или поднимаясь к нему, путникам приходилось проезжать сквозь зацепившиеся за горы облака с их отвратительной видимостью. На аварийности плохо сказывались и нравы местных шоферов. Горячие горцы не только часто позволяли себе садиться за руль нетрезвыми, но и решались устраивать на трассе подобной ширины гонки на опережение, забывая про встречное движение. Статистика по ДТП стала настолько одиозной, что появление громкой, хлесткой клички было лишь делом времени.






Этим решением оказалась новая дорога. Уровень развития техники наконец-то позволил построить нормальное шоссе — двухполосное, с ограждением и асфальтовым покрытием. Прошло оно в стороне от прежней дороги и, естественно, перетянуло на себя весь трафик. Открыли трассу в 2006 году, и с того момента количество ДТП на этом направлении существенно уменьшилось. Радикально сократилось и число жертв. Казалось бы, старая Camino de la Muerte в такой ситуации была обречена: кому могло прийти в голову по доброй воле при наличии безопасной альтернативы лишний раз рисковать жизнью? Оказывается, такие люди нашлись, причем в достаточном количестве.








onliner.by


дорогой жизни

разорванное кольцо блокады

Монумент "Разорванное кольцо"

поездка в морской город

Путешествие в Кронштадт

Обзорное путешествие по Питеру

Продолжим разговор о том, куда съездить на машине в СПб. Со всего мира туристы приезжают в Санкт–Петербург, чтобы своими глазами увидеть удивительные архитектурные ансамбли, памятники 17-19-го веков, культурные ценности прошлого века, которые вошли в список ЮНЕСКО.

Кронверкский мост соединяет с набережной Заячий остров, он приведет вас к метро, если вы решили продолжить путешествие без автомобиля. Обязательно включите в знакомство с городом посещение Эрмитажа, а также знакомство с домиком Петра I.

Что посмотреть в СПб самостоятельно? На Васильевском острове загляните в дом, в котором жила Таня Савичева. Весь мир знает об этой девочке, дневник которой сохранила ее старшая сестра Нина. При наличии свободного времени прогуляйтесь по английской набережной Невы, вдохните воздух этого удивительного города.

дворец в Пушкине

Путешествие в Пушкин

Продолжим разговор о том, куда поехать в Питере. На машине можно выехать за город, чтобы изучить интересные места. Пригороды Санкт-Петербурга – это отличный вариант для самостоятельного путешествия. Царское село – это одно из тех мест, которые стоит включить в маршрут поездки. Екатерининский дворец встретит вас во всем своем великолепии. Полюбуйтесь его убранством, послушайте аудиоэкскурсию, загляните в Янтарную комнату. Затем обязательно прогуляйтесь по саду, покормите белок, сделайте памятные снимки. Царское село (Пушкин) – это место, где забываются повседневные хлопоты и заботы. Здесь можно прикоснуться с удивительной истории России, ощутить гордость за свою причастность к этой великой стране.

прогулки по парку

Ораниенбаум

отдых в деревне

За самобытностью

Среди интересных предложений этого масштабного комплекса – проведение традиционной русской свадьбы с соблюдением всех правил, венчанием в церкви.

  • заказать обзорную экскурсию;
  • стать участником развлекательных и фольклорных программ;
  • попробовать свои таланты в рамках мастер-классов по народным промыслам.

Погружение в науку

разведение мостов

Заключение

Если у вас появится несколько часов свободного времени, можете прогуляться по тем местам, где проходили съемки разных художественных фильмов, которыми по праву гордится отечественный кинематограф.

Если поездка запланирована на лето, выделите время на то, чтобы понаблюдать за церемонией ночного разведения мостов. Поверьте, вы не пожалеете о том, что вместо сладкого сна окажетесь на набережной Санкт-Петербурга. Многие туристы с разных концов нашей планеты специально приезжают в Питер, чтобы своими глазами увидеть, как поднимается часть красивейших петербургских мостов, а по реке проходят грузовые и пассажирские корабли.

Путешествие на автомобиле по Санкт-Петербургу и его окрестностям – это отличный способ знакомства с Северной столицей.

Блокада Ленинграда длилась 872 дня. За это время от голода погибло более одного миллиона человек. После завершения Второй мировой войны проходил Нюрнбергский процесс над нацистскими и фашистскими преступниками.

дорога жизни через ладожское озеро

Значение проложенного пути

Работала автодорога с осени 1941 по весну 1943 года. Ее назначение состояло в связи блокадного Ленинграда (Санкт-Петербург) со страной. Официально она называлась военно-автомобильной дорогой № 101.

дорога жизни ленинград

С сентября 1941 года советские войска вместе с гражданским населением были окружены немецкими и финскими войсками. Город не был готов к блокаде и не имел необходимых запасов продовольствия и горючего. Доставлять все необходимое можно было авиацией или через озеро.

Грузоперевозки по льду

блокада ленинграда

С октября 1941 года началось исследование для строительства трассы через Ладожское озеро, зимой оно покрывалось льдом. После предварительных расчетов с ноября началось строительство. Предполагалось, что ширина трассы будет составлять 10 метров, чтобы машины могли двигаться одновременно в оба направления. Каждые 5-7 километров сооружались специальные пункты для обогрева.

Грузоперевозки по воде

дорога через ладожское озеро

С таянием льда дорога через Ладожское озеро не прекратила свое существование. С весны 1942 года перевозка по льду сменилась навигацией по воде. Однако из-за того, что лед все еще оставался на некоторых участках, перерыв между поставками через озеро составил целый месяц. В апреле по льду провезти груз уже было невозможно, а по воде баржи смогли пойти лишь с конца мая.

Руководству страны необходимо было проводить работы по восстановлению поврежденных судов. В рабочем состоянии было не более 15 барж. Приняли решение строить баржи на месте. Площадкой для работ стал целлюлозно-бумажный комбинат в Сясьстрое. Одновременно с этим в самом Ленинграде началось строительство металлических судов, которые перевозились для окончательной сборки по железной дороге.

блокадная дорога жизни

Охраной пути занимались зенитно-артиллерийские дивизии, истребительские авиаполки. Им пришлось сражаться с силами немецко-финно-итальянской флотилии.

За 1942 год по воде было эвакуировано около 400 тысяч жителей, доставлено продовольствия на 350 тысяч тонн. При этом в город было доставлено 290 тысяч военнослужащих. Помимо продуктов и нефтепродуктов в город был доставлен крупный рогатый скот и лошади.

С апреля 1943 года продолжились грузоперевозки через озеро. Хотя их количество уменьшилось, поскольку значительную часть грузов уже перевозили по железной дороге, пущенной с 1942 года.

Несоответствие в вычислениях

Подтверждением существования нескольких дорог являются несложные вычисления. Так за первую зиму блокады автодорога работала 150 дней. Официально было переправлено около 350 тысячи тонн грузов. Получается, что за сутки в Ленинград доставлялось 2400 тонн.

ладожское озеро зимой

Загадка затонувших грузовиков

Существуют документы, из которых становится ясно, что некоторые водители отходили от маршрута, чтобы нажиться на перевозке и отсыпать часть груза. Однако таких случаев было не так много, а грузовиков, затонувших вдали от трассы, было много сотен. Так что вопрос о том, обеспечивало ли Ленинград Ладожское озеро только за счет одной дороги, довольно спорный.

Причины существования нескольких трасс

Все карты и документы по этому делу долгое время были засекречены и хранятся в специальных архивах. Возможно, такая секретность обусловлена стремлением не раскрывать всех путей в случае очередной войны.

Причины, по которым могло существовать несколько трасс:

  • Опасность со стороны немецкой авиации. Подавляющее превосходство немецкой авиации зимой 1941 года было неоспоримым. Обозначив дорогу через озеро, фашисты регулярно ее бомбили. Чтобы минимизировать потери от авианалетов, необходимо было менять маршрут. Первые линии прокладывались ближе к берегам озера, но по мере того как укреплялся лед, маршрут проводили ближе к его центру.
  • Лед не выдерживал постоянной нагрузки. Очевидцы тех лет свидетельствуют, что по дороге могло пройти только 60-70 автомобилей. Далее лед начинал трескаться, для его восстановления требовалось время. Значит, движение должно было переходить на новый путь. Иначе Ленинград не смог бы получать такое количество грузов.

Создание железнодорожной линии

Память о разорванном кольце блокады

Для поддержания работоспособности ледового покрытия были задействованы сотни тысяч людей. Они жили на льду, заливая возникающие трещины, строя деревянные настилы. Подвиг этих людей, как и самих водителей, сложно оценить по-настоящему. Ценой жизней многих из них была снята блокада. Ладожское озеро стало тем выходом, который позволил разорвать кольцо смерти для многих мирных жителей.

ленинград ладожское озеро

Читайте также: