Интересные места на канале грибоедова

Обновлено: 02.07.2024

Новоконюшенный мост - переброшен через канал Грибоедова на оси Конюшенной площади. Ширина моста 34.4 метра и мост воспринимается как продолжение площади. На площади разместилось здание Конюшенного двора, что обусловило и название площади, и название моста. Другой стороной мост раскрывается на площадь перед церковью Воскресения Христова, прозванной в народе Спас-на-Крови.

Итальянский пешеходный мост переброшен через канал Грибоедова напротив Итальянской улицы.

Название и мост и улица получили благодаря Итальянскому дворцу, который был построен в 1720-е годы для Екатерины I, предположительно по проекту Н.Микетти. Усадьба занимала огромную территорию, но сегодня о ней напоминает лишь название моста.

История Итальянского моста интересна. В 1896 году инженер Л.Н.Колпицын на свои средства построил на месте бывшей здесь лодочной переправы деревянный мост с опорами на гранитные стенки набережных канала. Переправа была поднята над уровнем набережной на 1,4 метра для удобного прохода судов, по обоим концам моста были сооружены каменные лестницы.

Инженер рассчитывал, что компенсирует личные затраты в три с половиной тысячи рублей, если с каждого проходящего по мосту будут брать плату по одной копейке.

Однако, воплотить замысел не удалось, так как строительство велось без одобрения Городской управы. Л.Н.Колпицыну пришлось смириться с потерей денег и считать мост своим подарком городу.

В 1902 и 1911 годах проходила реконструкция Итальянского моста, во время которой вместо прежней конструкции по проекту К.В.Ефимова была установлена новая-деревянная, но на свайном основании.

В 1955 году мост вновь был капитально перестроен по проекту Н.Д.Гутцайта и В.С.Васильковского. На этот раз опорами моста вновь стали стенки набережных, полотно переправы было заасфальтировано, на четырёх опорах установили торшеры со стилизованными под старину фонарями. Тогда мост и приобрел сегодняшний облик, стилизованный под вторую половину XIX века.

Казанский мост переброшен через канал Грибоедова в створе Невского проспекта. Является одним из самых широких мостов в Петербурге (ширина Казанского моста 95 метров).

В 1766 году под руководством инженеров И.М.Голенищева–Кутузова (отца великого полководца) и В.Назимова деревянный мост заменили однопролетным каменным, а в 1805 году в связи со строительством Казанского собора мост расширили до современных размеров по проекту архитектора Л. Руска. Тогда же чугунные перила заменили гранитными парапетами.

Капитальный ремонт моста проводился в 2002 году.

Название моста произошло от того, что в церкви Рождества Богородицы, стоявшей на Невском проспекте, вблизи моста хранилась икона Казанской Божьей Матери, перевезенная из Москвы в Петербург по велению Петра I. Для этой иконы в 1801-1811 годах на углу Невского проспекта и канала был построен по проекту А.И.Воронихина Казанский собор.

Казанский мост является самым низким в Санкт-Петербурге.

Банковский мост пешеходный мост, переброшен через канал Грибоедова напротив здания Ассигнационного банка (дом 30-32), что определило название переправы.

Сегодня в здании банка, построенном в 1783-1786 годах по проекту Д.Кваренги, находится Университет экономики и финансов.

Строительство моста осуществлялось в 1825-1826 годы по проекту немецкого инженера Вильгельма (Гийома) Треттера. Главной заслугой этого инженера стало внедрение в русское мостостроение новых конструкций висячего типа. Банковский мост стал одним из пешеходных мостов цепной системы.

Вместе с Треттером в строительстве принимал участие выпускник Путейского института инженер В.Христианович.

Банковский мост украшен фигурами грифонов с позолоченными крыльями. В них скрыты металлические кронштейны, к которым подвешены тросы, поддерживающие мост. Фигуры выполнены и чугуна по моделям скульптора П.П.Соколова. Эти мифические существа с телом льва, крыльями, а часто и с головой орла по древним преданиям были стражами сокровищ. Недаром они установлены на мосту у здания банка.

Долгое время в качестве парапета Банковского моста служили простые перила. Они заменили утраченную в конце XIX художественную ограду. В 1952 году по проекту А.Л. Ротача и Г.Ф. Перлиной эту ограду восстановили вместе с фонарями над головами грифонов. В 1994 году было восстановлено деревянное покрытие полотна моста.

Каменный мост переброшен через канал Грибоедова там, где его пересекает Гороховая улица. По нему проходит граница между Адмиралтейским и Центральным районами Санкт-Петербурга. С моста в перспективе Гороховой улицы видна башня Адмиралтейства.

В 1752 году на этом месте был построен деревянный мост, который назывался Средним. Современный каменный мост был возведён в 1766-1776 годы по проекту инженера В. И. Назимова и под наблюдением инженера И. Н. Борисова.

Это один из старейших сохранившихся доныне петербургских мостов. Так как мост стал первым в Петербурге мостом из камня, то его так и назвали Каменный. Свод моста выложен из гранита, фасады так же имеют гранитную облицовку.

Изначально мост имел четыре полукруглых лестничных спуска к воде, но в конце XIX века их убрали.

В облицовке моста гладкие гранитные блоки чередуются с блоками, обработанными на четыре грани-так называемый "брильянтовый руст". Каменный мост имел четыре полукруглых лестничных спуска к воде, которые в конце XIX века были ликвидированы.

Каменный мост оказался достаточно крутым, зимой конные экипажи преодолевали его с трудом. В начале XX века по Гороховой улице было открыто движение автобусов. Оказалось, что въезды на мост слишком крутые для автобуса с пассажирами. Кондуктор вежливо просил "уважаемых господ" выйти из автобуса и подняться на мост пешком. Пустой автобус с трудом вползал на середину моста, где пассажиры садились на свои места.

К 1949 году только на Каменном мосту сохранилась металлическая стойка с названием моста. По ней, как по образцу, были установлены стойки с названиями на других мостах города.

Кокушкин мост переброшен через канал Грибоедова и соединяет Столярный переулок с Кокушкиным переулком. На Кокушкином переулке всего по одному дому с каждой стороны, переулок соединяет набережную с Садовой улицей.

Сам канал Ф.М.Достоевский называл канавою, здесь разворачивается действие многих его произведений.

Мост был построен в конце XVIII века, когда завершались работы по облицовке гранитом берегов бывшей речки Кривуши. Первоначально мост имел каменные, облицованные гранитом опоры и деревянное балочное пролётное строение.

В 1872 году производился капитальный ремонт моста, при этом пролётное строение было изготовлено по образцу старой конструкции. В дальнейшем мост неоднократно ремонтировался и сохранился в таком виде до 1946 года. Затем из-за ветхости деревянных конструкций мост был реконструирован по проекту инженера Б.Б.Левина и архитектора Л.А.Носкова.

Львиный мост пешеходный мост, переброшен через канал Грибоедова напротив Малой Подьяческой улицы. Мост украшают четыре чугунные фигуры львов, отсюда название моста.

Львиный мост был построен в 1825-1826 годах по проекту немецкого инженера Вильгельма (Гийома) Треттера. Главной заслугой этого инженера стало внедрение в русское мостостроение новых конструкций висячего типа. Львиный мост стал одним из пешеходных мостов цепной системы.

Вместе с Треттером в строительстве принимал участие выпускник Путейского института инженер В.Христианович.

В фигурах львов скрыты металлические кронштейны, к которым подвешены тросы, поддерживающие мост. Фигуры выполнены и чугуна по моделям скульптора П.П.Соколова. На чугунных решетках посреди пролета были установлены два фонаря.

В 1880 году производились ремонтные работы, исказившие облик моста - фонарные столбы были заменены кованой решеткой.

В 1954 году во время реставрационных работ, под руководством архитектора А.Л.Ротача и техника Г.Ф.Перминой, были воссозданы ограждения и утраченные торшеры с фонарями. В 2000 году мост капитально отремонтировали, реставрировали львов, вернув им прежнюю окраску под мрамор.

В 1838 году уменьшенная копия моста (длина 17,3 м, ширина 2 м) была возведена по проекту немецкого архитектора Л.Ф.Гессе на территории берлинского Тиргартена. Он стал первым подвесным мостом в Берлине. В отличие от петербургского оригинала, пролётное строение и перила берлинского Львиного моста до сих пор сохранены деревянными.

Использованная литература:Бунатян Г.Г.,Чарная М.Г. Прогулки по рекам и каналам Санкт-Петербурга-Паритет,Спб.,2007;Лисовский В.Г. Архитектура Петербурга.Три века истории.-Славия.,Спб.,2004; Пунин А.Л.Архитектура Петербурга середины и второй половины XIX века.1830-1860-е годы.Ранняя эклектика.-Крига.,Спб.,2008.

Итальянский мост построен в городе Санкт-Петербурге через канал Грибоедова. Это пешеходный мост, который получил своё название по расположенной рядом Итальянской улице.

Сравнительно поздняя постройка канала Грибоедова — Итальянский мост. Сооруженный в конце XIX в., он трижды капитально перестраивался. Сегодня этот однопролетный металлический балочный мост отличается своим архитектурным оформлением — торшерами и восьмигранными ажурными фонарями и литыми чугунными перильными ограждениями. Подобные перильные ограждения были установлены также на Вознесенском мосту, однако при этом использовались торшеры с фонарями, как на Могилевском и Балтийском мостах.

Posted in Мосты г. Санкт-Петербурга | Tagged Итальянский мост, канал Грибоедова, мост, Санкт-Петербург | Leave a comment

Санкт-Петербург. Казанский мост

В 1776 г. при облицовке гранитом набережной Екатерининского канала (ныне канала Грибоедова) деревянный мост через него по Невскому проспекту заменили однопролетным каменным Казанским мостом с массивными гранитными парапетами. Его арочная конструкция удачно вписалась а ансамбль Казанского собора, Невского проспекта и набережных канала.

Posted in Мосты г. Санкт-Петербурга | Tagged Казанский мост, канал Грибоедова, мост, Санкт-Петербург | Leave a comment

Санкт-Петербург. Канал Грибоедова

С 1764 г. в Петербурге приступили к огромной работе по углублению и спрямлению каналов и рек с последующим сооружением набережных. Еще в 1739 г. по руслу реки Кривуши, или Глухой (исток которой находился в болоте у Казанской площади), проложили Екатерининский канал протяженностью 5 км. К 1790 г. его дно углубили, берега укрепили, построив гранитные набережные. Несмотря на удорожание работ, с целью создания красивых архитектурных панорам сохранили кривизну канала, без которого Петербург в наши дни просто немыслим.

Posted in Водные объекты г. Санкт-Петербурга | Tagged канал, канал Грибоедова, Санкт-Петербург | Leave a comment

Санкт-Петербург. Набережная канала Грибоедова

Набережная канала Грибоедова — улица в центре города Санкт-Петербурга. Тянется вдоль канала Грибоедова от Театрального моста до Мало-Калинкина моста.

На Набережной канала Грибоедова расположено множество памятников архитектуры и достопримечательностей:

С 1764 г. началось сооружение Екатерининского канала (с 1923 — канал Грибоедова). К 1790 г. было углублено русло речки Кривуши, или Глухой, построены высокие гранитные стенки на свайном основании протяженностью 4,5 км, мосты и лестничные спуски. При этом сохранены естественные изгибы речки, которая приобрела характер городского канала. Его украсили гранитные тумбы и кованые железные ограждения. Подлинным украшением канала стали выдающиеся по своим художественным качествам мосты — Львиный, Каменный, Казанский, Банковский, Мало-Калинкин и т.д. На набережной Екатерининского канала расположен ряд памятников истории и культуры: дом Граббе, здание Малого Гостиного двора, Дом ордена иезуитов и другие, в том числе три выдающихся культовых сооружения Петербурга — храм Воскресения Христова (Спаса-на-Крови), Казанский и Морской Никольский соборы.

Posted in Набережные г. Санкт-Петербурга, Улицы г. Санкт-Петербурга | Tagged канал Грибоедова, набережная, Санкт-Петербург, улица | Leave a comment

Города глазами жителей: неочевидные места в Санкт-Петербурге

В путеводителях обычно пишут про одни и те же места, а приезжая в другой город, хочется увидеть не только всем известные достопримечательности, но и атмосферные локации, до которых доберется не каждый турист. Time Out решил расспросить жителей Санкт-Петербурга о том, куда они советовали бы сходить в северной столице: в какую парадную заглянуть, где выпить кофе, погулять и насладиться искусством.


Мария Сухобская

П арадная в особняке В. С. Каншина

Кузнечный пер., 6

И первая остановка – парадная в особняке В. С. Каншина, главная лестница которой оформлена белыми статуями и лепниной с позолоченными элементами.


Ходить по парадным в поисках таинственной и скрытой эстетики города – чисто петербургская история. На интересные локации среди местных гидов открыта настоящая охота. Чтобы попасть в нужное место, покупают универсальные ключи для домофонов, звонят в квартиры жильцов или просто часами стоят у дверей, дожидаясь подходящего момента. Парадная в особняке В. С. Каншина открыта для всех: в доме находятся магазины и офисы.


М узей Анны Ахматовой

Петербург не случайно считается город ом музеев, их здесь более 200. Об Эрмитаж е, Русском музее и Кунсткамере вы, конечно , знаете и без меня . А как насчет музея Анны Ахматовой ? Для всех, кто неравнодушен к творчеству поэтессы, рекомендую. Даже если в музей не хочется, все равно загляните под арку : сад Фонтанного дома – уголок тишины в шаге от шумного проспекта.

После берем кофе в микрокофейне Rudyʼs Coffee to Go и двигаемся в сторону Фонтанки. Идем по набережной до улицы Пестеля. Самое время замедлиться.

угол Литейного пр., 47 и ул. Белинского, 13

Академия Штиглица

Соляной пер., 13-15


Двор доходного дома Бака

Заканчиваем нашу прогулку двориком доходного дома Бака, известным своими уникальными навесными галереями, которые соединяют обе части здания и проходят на уровне второго и пятого этажей.



Татьяна Венкова

Канонерский остров

Изолированный мир в трех километрах от Садовой улицы, практически в самом центре города. Туда стоит приехать ради лучшего вида на залив, морского канала и, конечно, закатов.

Галерная улица

Клад для любителей секретных мест. Исторически получилось так, что на Галерную выходят все задние дворы дворцов, которые строила знать и купцы на парадной Английской набережной.


И ценность этой улицы именно во дворах. Я всегда отправляюсь к особняку Винекена, представителя баронского рода австрийского происхождения, русского генерала и героя Первой мировой войны. Там находится парадная лестница с красным ковром. Настоящая редкость! А во дворе дома №51 спрятан чудесный фонтан.

Парадная Доходного дома Г. А. Бернштейна

ул. 2-я Советская, 10Б

История строительства доходных домов в Петербурге несколько лет назад начала набирать стремительную популярность и стала привлекать все больше внимания. В парадных устраивают фотосессии и водят экскурсии, ищут метлахскую плитку, ажурные балясины и лепнину. Я предлагаю заглянуть в парадную Доходного дома Г. А. Бернштейна , чтобы разглядеть панно с белыми лилиями и фриз с кувшинками на керамической облицовке стен вестибюля бирюзовым глазурованным кирпичом.

Бар

Дом трех Бенуа

Каменноостровский пр., 26–28

В Доме трех Бенуа (Каменноостровский пр., 26–28) что только не происходило: и Киров жил, и Шостакович, и фильмы снимали, и даже четыре пары монолитных дорических колонн из красного гангутского гранита там есть!

Интересно, что дворы пронумерованы, а сам дом располагается по трем адресам. Его главная загадка – сколько же здесь дворов: девять, одиннадцать или двадцать пять?


Анна Смагина

Музей сберегательного дела

Ботанический сад

ул. Профессора Попова, 2

Отдохнуть от суеты советую в цветущей тени Ботанического сада. Ботанический сад – далеко не первое место, куда мы идем, приехав в другой город, но вы точно не пожалеете, решив там сделать паузу в забеге по достопримечательностям.

С февраля по ноябрь все цветет под открытым небом, несмотря на капризы питерской погоды. А оранжереи, где вы встретите самые экзотические растения со всего света и замурчательных пушистых хранительниц, доступны круглый год. Кстати, вы увидите кактус, которому больше 150 лет.

Апраксин рынок

ул. Садовая, 28/30

А еще я рекомендую узнать настоящий Петербург, гуляя по историческим районам. Обязательно найдите день для прогулки без планов, временных ограничений и точек на карте. Выбирайте – Пески или Семенцы, Васильевский остров или Петроградская сторона. У каждого места свой характер и свои секреты. Бродите по улочкам, заглядывайте во дворы, рассматривайте фасады, ловите открывшиеся двери парадных, покупайте шаверму в ларьке, к которому стоит очередь из страждущих местных жителей (но вот с этим аккуратнее все-таки). Поверьте, вас ждет много удивительных открытий и впечатлений. Ведь именно так и знакомятся с городом.


Марина Теплицкая

Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме

Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме очаровывает еще на входе: стены исписаны стихами, в гардеробной спит рыжий кот, а милейшие смотрительницы проводят по зданию и расскажут обо всем интересном. Да и сама квартира буквально пропитана духом Анны Андреевны. Все продумано до деталей – от мелких записок, приклеенных на двери, до пальто на вешалке в прихожей. Кажется, что поэтесса выскочила буквально на минутку и сейчас вернется.

М узей А. С. Пушкина

наб. реки Мойки, 12

Еще одно место для любителей литературы – музей А. С. Пушкина . Квартира, в которой поэт прожил всего несколько месяцев, хранит предметы интерьера, детские игрушки, локон его волос и другие уникальные вещи.


Наибольшее впечатление производит кабинет с книгами и диваном, где провел свои последние часы Александр Сергеевич. Экскурсия немного печальная, но, если вы хотите прочувствовать душу великого русского поэта, сходить стоит.

Музей железных дорог

Библиотечный пер., 4, к.2, стр. 1

Мало кто знает, что в Петербурге находится один из крупнейших музеев железных дорог в Европе.

В музее Железных дорог России есть старинные паровозы, тепловозы, электровозы, вагоны и 3 класса царской России, и почтовые, и военные. Благодаря современным интерактивным системам можно выбрать период и прослушать историческую справку о состоянии железных дорог в те времена. В этом музее будет интересно и детям, и взрослым.

Дом Рюль

Как парадная, так и фасад Дома Рюль заслуживают внимания – разглядывайте эркер, балконы, женские статуи и металлический декор.

Сейчас в помещении располагаются Почта России и отель, так что смело открывайте дверь и поднимайтесь на последний этаж. Еще и атмосферные фотографии сможете сделать. Кстати, если пройдете во внутренний двор, окажетесь во дворе-колодце.

Парадная

Парадную на Большой Конюшенной, 9 отремонтировали, но она от этого не стала менее красивой. Сейчас внутри находятся салоны красоты, кофейня и многое другое.

Дом городских учреждений

ул. Садовая 55-57

Дом городских учреждений интересен многим: там можно увидеть самый инстаграмный двор-колодец и фасад самого здания , украшенный готическими мотивами, химерами, грифонами, совами и т.д.

Войдите во двор и загляните в парадную слева, а потом поднимитесь на последний этаж и посмотрите в окно – увидите чудесную башню.

Итальянская улица, 29

Жители Итальянской улицы, 29 решили разукрасить свой двор и теперь там граффити в виде изображения Рима.

Двор очень уютный, увитый плющом. Обычно ворота открыты, но, если вдруг нет, позвоните в кофейню – вас впустят.

Зеркальный дворик

ул. Почтамтская, 3-5

Смольный собор

Немногие туристы доходят до Смольного собора, а зря. Невероятной красоты храм знаменитого архитектора Растрелли точно стоит посетить: там можно подняться на колокольню и посмотреть на Питер со смотровой площадки.

Евангелическо-лютеранская церковь Святой Анны

Еще одно место, заслуживающее внимания, – Евангелическо-лютеранская церковь Святой Анны , по-немецки Анненкирхе. Была построена еще при Екатерине II и чего только не повидала на своем веку: в ее стенах были и ночной клуб, и рок-бар. В нулевых церковь пережила пожар, из-за чего внутренний интерьер выглядит выгоревшим и обшарпанным, но это лишь создает очень неформальную атмосферу.



Парк 300-летия Санкт-Петербурга

Приморский пр., 74


Катя Котляр

Курляндская улица

Курляндская улица – это новое место силы в Петербурге. Находится она достаточно далеко от центра, в самом углу Адмиралтейского района, но уже подает большие надежды. Я уверена, скоро тут будет много всего интересного. Пару лет назад на Курляндской, 48 открылся бар с залом для вечеринок от крафтовой пивоварни AF brew.

Сейчас там работает уже несколько барчиков, на днях появился коворкинг и известное кафе Solaris Lab. Чтобы в него попасть, нужно пройти своеобразный квест по коридорам, мотомастерским и непарадным лестницам. Наградой за это будет крыша с индустриальным видом на город. Добираться до Курляндской улицы из центра приятнее всего на велосипеде по набережной реки Фонтанки. Велодорожка идет до самого конца. У пивоварни есть велопаркинг.

Каменный остров

Я люблю все эти три места, но иногда хочется спрятаться от людей. На Каменном острове своя атмосфера: там много воды, вечером собираются сап-серферы и байдарочники. Ориентир: скульптура женщины с веслом.

Парадная дома Бака

И всех друзей из других городов я обязательно отвожу в пар адную Дома Бака . У этого здания есть свой Инстаграм , группа и даже логотип. Но известно оно, конечно же, своими воздушными галереями, то есть проходами между корпусами. Чтобы попасть внутрь, нужно найти среднюю дверь и дождаться, пока выйдет или зайдет кто-то из жильцов.

В знак благодарности можно оставить пожертвование в благотворительный фонд на реставрацию интерьеров, ссылку на сайт найдете на стене или в группе дома. Обязательно зайдите и во двор, похожий на лабиринты Эшера.


Екатерина Петрова

Мозаичный дворик

ул. Чайковского, 2/7

Петербург – культурная столица России. Искусство у нас на каждом шагу и в каждом дворе. Мозаичный дворик на набережной реки Фонтанки не исключение. Там располагается Малая Академия искусств, преподаватели и ученики которой решили украсить свое место, сделав его красочнее. В итоге они выложили стены домов и детскую площадку разноцветной мозаикой. Рассматривать ее детали можно часами – полюбуйтесь на такой неординарный подход к благоустройству двора!

Музей Владимира Набокова

ул. Большая Морская, 47

Недавно после реставрации вновь открылся маленький, но интересный музей Владимира Набокова , посвященный жизни писателя.

ЧБ кафе

наб. реки Мойки, 27

Есть у нас в городе одно необычное кафе, зайдя в которое вы окажетесь как будто в детской раскраске.

Все предметы в помещении выкрашены в белый цвет и обведены по контуру, что создает иллюзию 2D картинки, а люди кажутся вклеенными в этот интерьер. В ЧБ кафе будет приятно остановиться на чашечку кофе с десертом во время прогулки по городу, ведь находится оно в самом центре, рядом с Дворцовой площадью!

Парадные

И какой же Петербург без красивых парадных? Любой желающий может зайти, например, в парадные на улице Большая Морская, 9 и 35; на Невском проспекте, 100; на улице Рубинштейна, 20 и на проспекте Чернышевского, 18.


Диана Федорова

Дом ученых

Дворцовая наб., 26

Прогуливаясь по Дворцовой набережной, вы наверняка обращали внимание на здание Дома ученых . Оно сразу привлекает внимание точеным фасадом, украшенным родовыми гербами, фонарями и колоннами, лепниной и скульптурой. Дворец великого князя Владимира Александровича – место, которое стоит посмотреть не только снаружи, но и внутри. Там вас ждут роскошные залы, в том числе бальный, широкие мраморные лестницы, столовые, потрясающая библиотека и зимний сад.


Сейчас в залах дворца работает 28 научных секций, проводятся лекции, деловые встречи и дискуссии.​ Часть помещений сдается в аренду для юбилеев, концертов, свадебных фотосессий и других мероприятий. Чтобы попасть внутрь, нужно записаться на просмотр интерьеров на сайте . Стоить это будет 350 рублей.

Парадная

Кузнечный переулок, 6

За белой пластиковой дверью дома № 6 Кузнечного переулка скрывается потрясающая парадная с кариатидами и лепниной. В здании находится музыкальная школа, магазины и кафе, поэтому зайти туда может любой желающий.

На Саперном переулке, 13 есть интересный​ дом с атлантами, одетыми в шкуры. А еще на фасаде здания можно разглядеть ​кариатид, львиные маски, драконьи голов и 32 фигурки младенцев-путти.


Лилия Павлова

Никольские ряды

Никольские ряды – современное, недавно открывшееся пространство на территории бывшего рынка. Стильное, зеленое, уютное. Там можно перекусить, расслабиться в подвесном кресле или собраться компанией в Hard Rock Cafe.

Все знают книжный магазин в доме Зингера (Невский пр., 28), но мало кто бывал на крыше. А ведь с нее открывается самый впечатляющий вид на центр города и Невский проспект!

Дом Первого Общества взаимного кредита

В печатляющее здание старого банка. Особняк отреставрирован, но исторические детали интерьеров и фасада сохранены. И все желающие беспрепятственно туда попадут.

Реставрационные работы еще в процессе – вы приобщитесь к очень любопытному моменту создания. Это место, где можно поговорить о творчестве, где есть вкусный кофе, фотографии, сделанные Иосифом Александровичем, библиотека и уютное пространство для работы.

ул. Гороховая, 57

К расивейшая и самая мифическая парадная Петербурга.

Дворы-колодцы – визитная карточка северной столицы. Двор на набережной Фонтанки, 92 очень необычной, идеально круглой формы.

ул. Гражданская, 13-15

Т ипичный питерский двор со множеством кафешек и разнообразной кухней. Современное креативное пространство. Бонусом прилагается прекрасный вид с крыши.

Антикафе Freedom

В огромном пространстве Антикафе Freedom (ул. Казанская, 7), которое находится в интерьерах старинного особняка, можно послушать лекции, сходить на мастер-классы, поиграть в PlayStation. Или даже просто зайти туда на кофе. Здание вас точно удивит.

Т ерраса отеля So Sofitel

Вознесенский пр., 6


Аня Кадыш

Кафе

фото

фото

Альбом "Санкт-Петербург с птичьего
полета" СПб.:Изд."Новатор", 2012. С.99
(добавил nikspb)

фото

фото

Фрагмент листа 15
из «Плана части города
С.-Петербурга. 1872"
* см. ниже

фото

фото

И.И. Ваулин.
Деревья вдоль
канала
Бумага, уголь
1920-е годы.

фото

Водопроводно-канализационные
работы на Театральной площади.
Фото 1925 –1930 гг. Фрагмент.
Из собрания ГМИ СПб.
Oбщий вид 7-го, мансардного
этажа дома 100 угадывается

фото

1926 г. Фото - Андреевский Л.Г.
Фото - Госкаталог .
(добавил kolomna_in_art )

фото

Канал Грибоедова.
Осень. Израиль
Львович ЛИЗАК, 1947

фото

Фото 1950-х.
У правого края д.104,
вдали виден д.100, еще
с мансардой и башенкой

фото

22 автобус на кольце.
Фото А. Лысенкова
1955

фото

У Львиного моста.
Фото В.Т. Лаптева. 1960

фото

1982-1985
Фото С.Подгоркова.

фото

1970-е.
Фото С. Подгоркова

Фрагмент схемы
РГИС 2020 г.

фото

фото

* это фрагмент листа 15 из «Плана части города С.-Петербурга между р. Большою Невою и Обводным каналом, снятый в 1872 г. Масштаб в

можно было бы не обращать внимания, если б она не затмила интересную деталь - излом фасадной линии по Малой Подъяческой. ( geodet )

Т. е. Морган и 1830 г. отсутствуют.

Другие сведения по дому вот какие. Два участка, составляющие квартал были единым владением.В рукописном плане 1798 владельцем единого участка 302 назван камердинер Кислов.

В "Указателе жилищ и зданий" Аллера (1822 г.) владельцем участка 288 в 3-й Адмиралтейской части назван купец 3 гильдии Федор Михайлович Небученов (123, С. 27, 501).

На плане Шуберта на месте современного д. 98 пустое место, а на месте д. 100 множество каменных построек по периметру участка и во дворе.
В "Книге адресов" К. Нистрема (1837 г.) Небученов назван уже купцом 2 гильдии, проживающим по М. Подьяческой д. 2 (С. 1348) . В 1844 ("Адрес-календарь" К. Нистрема) владельцем участка был по-прежнему Небученов (С. 16) .

В 1862 участок с домами 96 и 98 по наб. Екатерининского канала все еще принадлежал Небученову (Н. Цылов. Описание улиц СПб. . к 1863 г.". СПб., 1862).

"Адресная книга г. СПб. на 1893 г." называет владелицей обоих домов (№№ 98 и 100) Наталию Сергеевну Селифонтову (О. I. Стб. 20) , а ВПб на 1894 и 1896 уже кн. Наталию Сергеевну Чавчавадзе (О. I. Стб. 91; О. IV. Стб. 231) . Это одно и тоже лицо. Мужем несовершеннолетней Н. С. Селифонтовой стал кн. Арчил Давидович Чавчавадзе, корнет л.-гв. Гусарского полка, родной племянник Нины Александровны Грибоедовой (урожд. кж. Чавчавадзе). Н. С. Селифонтова происходила из рода Артемия Волынского; собственно, и имя она получила по последней представительнице этого рода, которой приходилась внучкой.

ВПб на 1899 называет владелицей участков 98 и 100 Софью Петровну Селифонтову, мать Н. С. Чавчавадзе, о которой в указанном тексте тоже идет речь (О. IV. Стб. 99).

ВПб на 1901 и 1904 называет владелицей участков Софью Александровну Фалк, жену капитана л.-гв. Измайловского полка Александра Павловича Фалка. Жили они на Почтамтской, 5 (ВПб на 1901. О. IV. Стб. 96; О. III. С. 597; ВПб на 1904. О.IV Стб. 99). Счастливый дом - его домовладелицы так удачно выходили замуж. Вот и С. А. Фалк (р. 1860), урожд. Лукина, по 1-му браку Журавлева, развелась с Фалком и вышла 3-м браком за бар. Эммануила Юльевича Нольде, управляющего делами Комитета министров.

ВПб на 1905 называет владелицей участков 98 и 100 бар. С. А. Нольде, живущую с мужем на Кирочной, 27 (О. IV. Стб. 98; О. II. С. 463).

Э. Ю. Нольде умер в 1909 г., будучи действит. тайным сов. и членом Гос. совета, а его вдова, судя по алфавитной части ВПб на 1911 жила на Кирочной, 6 и все еще владела домами на Екатерининском канале (О. III. С. 641).

ВПг на 1916 и 1917 показывает владельцем обоих участков Ивана Григорьевича Торкачева, который когда-то содежал бани на уч. 98 . Был он также владельцем Торкачевских (позднее Лоцманских) бань (см. пр. Римского-Корсакова, 117 ).

Фасад дома 100 по набережной канала Грибоедова словно переломился несколько раз сверху донизу в попытках следовать за крутой излучиной канала. Еще бы, не зря ведь речку, которую в XVIII в. в официальных бумагах называли Глухой (за то, что вытекала из болота) - в обиходе звали Кривушей. При Екатерине перед тем, как облицовывать гранитом берега петербургских рек и каналов, их сначала чистили и углубляли, где было необходимо. Кривушу тогда для упрощения работ решили еще и спрямить. Но когда императрица ознакомилась с представленным ей докладом генерал-фельдцейхмейстера А. Н. Вильбоа, который назывался "Об очищении Глухой речки на пользу и украшение столицы", она вынесла решение: "Речку, названную Глухою, чистить по натуральному её течению".
Случилось это 7 мая 1764 г., а, поскольку это XVIII в., прибавим к 7 мая еще 11 дней и получим 18 мая. Надзором за проведением работ с 1765 г. занимался, между прочим, военный инженер в чине генерал-майора Илларион Матвеевич Голенищев-Кутузов.
Огромный дом № 100 появился не вдруг, в начале XIX века на этом участке стояло несколько каменных домов, которые в последующие 100 лет не один раз перестраивались менявшими друг друга владельцами. Но план Шуберта 1828 г. показывает нам, что тогдашние постройки имели в общем почти такой же план, как нынешний дом, что все углы и изгибы фасада уже были к этому времени определены, в том числе и острый угол, делающий этот дом похожим на знаменитый дом-утюг. И даже крошечный двор-колодец в этой заостренной части дома тоже уже сформировался.
Как дом выглядел тогда, эта тайна хранится до времени в архивных чертежах. Кажется, первое известное свидетельство датируется днем наводнения 12 ноября 1903 г.. Ну, и далее следуем за картинками.

Наводнение 12 ноября 1903 г. Вдали за Екатерининским каналом видна часть дома 100. Таким он был после надстройки, которую произвел в 1855-1856 гг. архитектор В. Е. Морган. Отделку фасада разобрать невозможно.

М .В. Добужинский. Львиный мостик . На первом плане здание бань. Над крылом 6-этажного дома, выходящим на набережную, между высокими торцами видна покатая крыша мансарды, о мансарде говорят и несимметричные линии верхнего края брандмауэра, так же и у левого крыла, выходящего на Малую Подьяческую и закрывающего башенку над углом здания.

И. Л. Лизак.Осень. 1947 . В 1911 г. архитектор К. Н. де Рошефор надстроил дом шестым этажом, мансардой и башенкой.

Фотография 1925 - 1930 гг. Фотография блеклая, но общий вид 7-го, мансардного этажа дома 100 угадывается.

Фотография 1950-х . У правого края дом 104, вдали виден дом 100, еще с мансардой и башенкой.

22 автобус на кольце . Видно, что дом 100 еще не отремонтирован после войны, можно рассмотреть старую отделку фасада. Слева остатки стены бани, которую рисовал в 1921 г. М. В. Добужинский. Отдельная радость для стариков - автобус нашего детства. В нем вдоль всей широкой кабины шофера было длинное сидение, на котором очень удобно было стоять на коленках и смотреть вперед.

Фотография В. Т. Лаптева. 1960 . Считаем этажи в правом крыле дома. Их 7, первый не виден за строительным забором. Мансарды уже нет, ее перестроили в обычный этаж. Тогда же, должно быть, снесли и башенку, и балконы на углу дома. Верхние линии брандмауэров изменились. У стены, одетой в леса, возвышается куча, похоже, что кирпичей, вероятно, от разобранной стены бани. Теперь понятно, по какому случаю были оштукатурены в 1960 г. брандмауэры дома 100.

Читайте также: