Интересные места по трассе м4

Обновлено: 18.09.2024

Самая современная "туристическая" автотрасса на юг России: от Москвы до Краснодара. Это скоростная дорога в Крым, Сочи, Гленджик, Анапу

В 2000-е годы продолжилась реконструкция автодороги на всём протяжении - в результате чего большая часть дороги получила раздельные проезжие части и разноуровневые пересечения с другими дорогами, увеличилась длина участков с ночным освещением. Были построены обходы городов Богородицк (2009), Ефремов (2010), Елец (2011) и других населенных пунктов.

М-4 "Дон" / Участки трассы Москва - Краснодар

М-4 "Дон" // Платные участки / Тарифы на проезд

  • * Скидка на проезд по транспондеру "T-pass" на участке автомобильной дороги М-4 "Дон" км 21 - км 211 в Московской области составляет 50% днем и 30% ночью, за исключением участка км 93 - км 211, где для транспортных средств III и IV категорий в ночное и дневное время действует скидка 30%. Скидки действуют до 27.05.2018 г.
  • ** Скидка 50% на проезд по транспондеру "T-pass" для транспортных средств III и IV категорий действует в дневное время на участке км 517 - км 544 автомобильной дороги М-4 "Дон" в Воронежской области, в обход с. Новая Усмань.
  • *** Стоимость проезда указана только за прямой маршрут км 21 - км 1119 автомобильной дороги М-4 "Дон" без учета съездов.

Дополнительно предоставляется скидка на проезд с использованием транспондера при подключении к Программе лояльности Государственной компании "Российские автомобильные дороги". Скидка от 3 до 10% действует после подключения к программе, распространяется на определенный период и на определенное устройство в течение 1 (одного) календарного года с момента накопления баллов за проезд.

см. полный размер

М-4 "Дон" / Участок из Ростов-на-Дону до Краснодара станет платным

Во втором полугодии на Кубани появятся два платных участка трассы М-4 (по сути - один) поскольку первый плавно переходит во второй. Его суммарная протяженность составляет 200 километров. Начнется оплачиваемая дорога в Динском районе, пройдет через Павловский, Крыловский, Кущевский, Выселовский, Кореновский и вплоть до самой границы с Ростовской областью.

Платные участки призваны решить проблемы с пробками, со скоростным режимом на территории Кубани.

Кубань готовится к большим пробкам на трассе в Крым

На Кубани уже прогнозируют большие пробки на трассе по пути в Крым в летний период. В связи с этим губернатор края Вениамин Кондратьев поручил вдоль дороги, ведущей на Крымский мост, установить торговые точки с едой и места отдыха для туристов, которые застряли в пробке.

"С открытием автомобильной части Крымского моста, я думаю, будет напряженная ситуация с подъездом к Крымскому мосту. Трасса [основная ведущая на Крым по территории Кубани] передана в федеральную собственность, проектирование ее ведется, но я думаю, что в этом году работы даже не начнутся. Надо, чтобы были точки с едой, с водой", губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев

Мост в Крым - самый длинный в России и один из крупнейших в Европе, его протяженность составляет 19 км. Он начинается на Таманском полуострове, проходит по пятикилометровой дамбе и острову Тузла, затем пересекает Керченский пролив, огибая с севера мыс Ак-Бурун, и выходит на крымский берег, включает две параллельно расположенные трассы для автомобилей и поездов. Общая стоимость проекта составляет 227,92 млрд рублей. Первая очередь - автомобильный переход - сдана; с 16 мая, то есть на полгода раньше, чем планировалось, открыт проезд для легкового транспорта и пассажирских автобусов.

Автор Туту Сюжетов Гузель Валиева поехала в Крым на своём автомобиле. Да, быстрее и дешевле лететь самолётом (билет Москва — Симферополь — от 4000 ₽), но роуд-трип выбирают не ради экономии времени и денег. В автомобиле приключения начинаются с поворота ключа. Ну что, полетели по трассе?


Гузель Валиева

В Крыму невероятное количество впечатляющих мест, которые разбросаны по всей его территории, поэтому для близкого знакомства с красотой и историей полуострова не обойтись без автомобиля. Кроме того, машина — это всегда возможность для манёвра, ведь погода нынче непредсказуема. К примеру, я приехала в Гурзуф во время ливней (вторая декада июня), когда набережную посёлка просто смыло. Но апартаменты уже были оплачены, поэтому пришлось базироваться там. Переждав непогоду, я быстро доехала туда, где ничто не мешало прогуливаться по пляжу и обедать с видом на море.


Благодаря своему железному другу я провела по-настоящему динамичную неделю в Крыму: тюленила у моря, бродила в горах и по музеям-заповедникам, прогуливалась среди дворцов XIX века, приехала и влюбилась в Севастополь. Я прониклась этим атмосферным городом настолько, что занесла его в топ-5 любимых мест в России, но это другая история. А пока расскажу, как же попасть на машине в Крым.

Итого: ~ 7000 ₽ без питания (в одну сторону)

Что нужно сделать перед поездкой

Рекомендую купить транспондер от Автодора, который подходит для всех платных дорог России (от 1400 ₽ за устройство, для оформления нужен паспорт). Списание денег с транспондера на пунктах оплаты происходит автоматически, к тому же со скидкой 10-20%.

Уделите внимание настройке фар. Я не знаю, что именно является причиной: особенности покрытия, разметки или освещения дорог Крыма, но ночная поездка по ЮБК с неотрегулированными фарами становится не приятной прогулкой, а тяжёлой работой.


Динамика цен на топливо

Дорога

Для чистоты эксперимента для поездки туда и обратно я выбрала разные маршруты, разное время и места для ночлега: дорога туда проходила в выходные, обратно — в будни; по пути из Москвы я ночевала в любопытном с туристической точки зрения Ростове-на-Дону, обратно — в удобно расположившемся на трассе М4 Каменске-Шахтинском.

  1. Москва — Гурзуф — 1900 км
  2. Общее время в пути с остановками — 24 часа
  3. Общее время в пути с ночлегом — 36 часов
Заправки


Сетевого фастфуда на трассе практически нет, зато представлено множество локальных пунктов питания и шаурмичных, где можно купить чебурек за 50 рублей и чай за 30 рублей.


Автопутешествие в Сочи

Руководство для водителя

Ночёвка

При выборе места для ночёвки я допустила логистическую ошибку, заехав в Ростов-на-Дону. С начала лета на въезде в город ведутся масштабные ремонтные работы, вы гарантировано попадёте в пробку и после потратите время на дорогу до отеля или хостела (от 300 ₽ за спальное место). Я приехала в Ростов из-за туристической жадности — хотела позавтракать с видом на Дон. Да вот только рестораны и кафе на первой береговой линии принимают гостей с 11 утра. Выход есть — ранний завтрак фастфудом на скамейке на набережной, но стоит ли оно 3-4 часов потраченного времени?

Каменск-Шахтинский кормит трасса, поэтому здесь множество автосервисов, шиномонтажей, моек. Цены ниже, чем на редких альтернативных точках, расположенных на М4.


Дальше на Азов

При выезде из места ночлега хорошо подкрепитесь и запаситесь наличными. До Крыма ещё долгий путь, не похожий на полёт по М4.


Через Полтавскую

Но не расстраивайтесь, возможность для манёвра есть. Во-первых, выбирайте для путешествия будний день, когда дорога свободнее. Во-вторых, продумайте маршрут. Станицу Старонижестеблиевскую и Славянск-на-Кубани (на отрезке Ростов-на-Дону — Керчь после съезда с трассы) объединяют две дороги, и обычно навигатор прокладывает путь через станицу Ивановскую. Дорога же через станицу Полтавскую всего на 10 километров длиннее, но гораздо качественнее. Однако на этом маршруте есть 9 километров просёлочной дороги, поэтому, если ваш автомобиль низкий или за бортом идут дожди, преодолеть участок будет непросто. Другие минусы маршрута: мало АЗС и пунктов питания, в большинстве из которых принимают только наличные.


Выезжая из Краснодарского края, не пропустите последнюю фирменную заправку, расположившуюся за 40 километров до Крымского моста.

Пандемия заставила большинство людей пересмотреть свои пристрастия к путешествиям. Стали более привлекательны для летнего отпуска Крым и курорты Краснодарского края, которые трещат по швам, потому что на них ломанулись все многочисленные любители заграничного отдыха.

И тут мы вспомнили про Абхазию, которая пользуется не такой большой популярностью у наших соотечественников, а ещё это единственная заграница, для поездок в которую и по возвращении тест делать не надо.

Почему мы решили ехать в Абхазию именно на машине? Потому что было лето 2020 и совершенно не хотелось посещать места большого скопления людей, а потом со всеми этими людьми лететь в самолёте, потом в какой-нибудь маршрутке и т.п. Тем более, что вирус был ещё плохо изучен и что от него ожидать, было ещё не совсем понятно.

Маршрут в Абхазию по трассе М4

Первый день: маршрут Москва – Ростов-на-Дону (1100 км)

Т.к. мы впервые поехали в Абхазию на машине, то решили наш путь разбить двумя остановками на ночь.

Первую остановку мы запланировали в Ростове-на-Дону, вторую – в Дедеркое. Обратно ехали также с двумя остановками. Но уже ночевали в Лермонтово и в Воронеже.

В принципе, если у вас в машине два водителя, то можно ехать в Абхазию из Москвы с 1 ночевкой. Например, останавливаться в Воронеже или Ростове. Но, мы решили не спешить и заодно, посмотреть города.

Итак, большую часть пути по километражу, да и по времени, вам придётся проделать по трассе М4. К самой трассе претензий нет, она нормальная, правда, с большим количеством пунктов оплаты на пути. Они особо не задерживают, т.к. много постов, кто ездит постоянно – проезжают с транспондером.

Хотя, на счёт задержек на постах, возможно, это нам так повезло – шла вторая половина августа, и народ уже больше мигрировал из Краснодарского края в Москву.

Фото трассы М4

Трасса М4


Трасса М4 на всем протяжении до Ростова-на-Дону выглядит примерно так. Однотипные пейзажи, ровная дорога

Трасса М4


По движению часто встречаются кафе и заправки

Трасса М4


Пейзажи на трассе меняются редко, зато быстро меняется чистота лобового стекла из-за мух

Трасса М4


Рядом с Воронежем встретили знак ограничения скорости 130!

Стоимость платной дороги М4

Стоимость дороги в 2020 году вышла нам в 1750 рублей в одну сторону. Это без специальной карты и без транспондера. Покупать из-за одной поездки транспондер не хотелось, но по карте есть определённая экономия.

Мы выехали из Красногорска (рядом с северо-западом Москвы) в 8:00. Навигатор объявил, что до Ростова-на-Дону ехать примерно 1100 километров. Соответственно, если вы живёте где-то на юге Москвы или в южных пригородах, вам ехать меньше, т.к. не надо всю Москву объезжать.

Разрешённая скорость по скоростной трассе М4 колеблется от 90 до 110 км, а в районе Воронежа мы видели знаки ограничения скорости 130 км.

По пути к Ростову-на-Дону вы можете останавливаться в туалет и перекусить в кафешках на заправках. Если вы предпочитаете заправляться на какой-то конкретной заправке, лучше сделать закладки в навигаторе с расчётом, чтобы вам гарантировано хватило бензина до следующей заправки. Хотя на трассе М4 заправок довольно много.

На платных участках до Ростова-на-Дону встречаются бдительные сотрудники ГИБДД, но если вы ничего не нарушаете, то крайне маловероятно, что они вами заинтересуются.

Хотя, когда мы на развилке, на которой в одну сторону Краснодар, а в другую – Ростов-на-Дону – сворачивали в сторону Ростова, мы видели, как сотрудники ГИБДД в потёмках дербанили чемоданы группы молодых людей и девушек. Мы искренне надеемся, что там реально была какая-то ориентировка и т.п., и сотрудники ГИБДД действовали строго в рамках закона, но просто уж очень дурная слава у трассы М4, стоит только почитать отзывы в Интернете.

Трасса М4


Будьте бдительны на этом участке дороги, особенно если едите через Краснодар, здесь видели, как проверяли машины с пристрастием (трясли чемоданы и личные вещи)

Ночлег в Ростове-на-Дону лучше искать где-то по правую руку в сторону движения, чтобы утром не потребовалось ехать искать развороты и тратить на это время. Также не советуем выбирать жилье в центре города, т.к. центр всегда стоит в пробке, особенно по утрам и вечерам.

Второй день: из Ростова-на-Дону в Дедеркой

В Абхазию на машине


Трасса М4 в районе Горячего ключа

Следующий наш пункт маршрута и остановка на ночь был небольшой посёлок Дедеркой. Этот посёлок находится сразу после Туапсе. Бывалые путешественники после Ростова-на-Дону сразу без остановок пилят до своей конечной точки маршрута в Абхазии. Мы ехали не спеша. Расчёт был такой – ночуем в Дедеркое и утром выезжаем в сторону абхазской границы. Все говорят разное про время прохождение границы, поэтому мы решили перестраховаться.

После Ростова-на-Дону на дороге в сторону моря начинались многочисленные ремонты дороги и строительства эстакад. Ну, и сопутствующие этому делу пробки и временная разметка, которая после 10-кратного нанесения уже становится малоинформативной.

На съезде в сторону Батайска есть пост ГИБДД, который активно всех тормозит. На гугле было много интересных отзывов про этот пост.

Трасса М4


Внимательней после данного указателя. На съезде в сторону Батайска часто дежурят ГИБДД с плохой репутацией

Трасса М4


На катре отметили расположение поста ГИБДД. Но т.к. он мобильный, то естественно они могут перемещаться

Нас тоже тормознули. За дело, правда, - немножко подвёл Яндекс.Навигатор, который всю дорогу, показывал безупречно, а тут он не посчитал нужным сказать, что после первого съезда с кругового движения нужно будет держаться левее. Ну, и мы немного нарушили разметку, благо манёвр, в принципе, был безопасен.

Нет, можно было не нарушать, а проехать в сторону Батайска, там где-то развернуться и поехать дальше. Но очень хотелось уже добраться до перевалочного пункта.

В общем, гайцы, дежурящие на том съезде, видимо, чётко знают, как там прокладывает маршрут Яндекс. Ну, в итоге, выписали штраф за пересечение разметки 500 рублей и отпустили. В общем, курортный сбор был уплачен.

Мы решили, что легко отделались. Т.к. именно на этом пункте ДПС по отзывам останавливают многих водителей с московскими номерами, чтобы найти запрещенные предметы, заставляют делать анализ мочи, с пристрастием проверяют все вещи, которые есть в машине и т.д. В общем, мы не пугаем, но рекомендуем по возможности объезжать данный пункт ДПС.

Также мы заметили, что чаще всего гаишнике на трассе М4 останавливают хорошие дорогие машины. Так что еще один наш совет – ехать в Абхазию лучше на старенькой дешевенькой машине.

Дальше было ещё несколько пунктов платной дороги, а за ним – серпантины.

В Абхазию на машине


В сторону Туапсе дорога уже более живописная, есть небольшие серпантины и красивые виды на море (более напряжные серпантины начинаются после Туапсе и тянутся почти до Лазаревского)

В Абхазию на машине


Пробки были в основном на серпантинах и при въездах в города

В Абхазию на машине


Проезжаем мимо Лермонтово

Дедеркой – это небольшая деревенька, в которой есть пара магазинов, рыночек с разной снедью и небольшой галечный пляж. Рядом с пляжем платформа, на которой пару раз в день останавливается Ласточка, на которой можно также уехать в Сочи, Красную поляну и т.п., но там надо смотреть расписание.

Из Ростова в Дедеркой мы доехали за 6 часов. Пробки на данном отрезке дороги могут быть на серпантине в районе Горячего ключа и в приморских городах, в Туапсе и Лермонтово.

Тредий день: пробки в Сочи и пресечение границы с Абхазией

Сразу после выезда из Дедеркоя ещё один пост ГИБДД, который, судя по отзывам, также пользуется дурной славой. Но там толи директива какая-то пришла сверху, толи так сложились звёзды, но сотрудники ГИБДД не проявляли к машинам ровным счётом никакого интереса.

К чести сказать, когда мы проезжали этот пост по дороге домой, там стояли мажористые спортивные автомобили с соответствующей публикой внутри. Похоже, сильно превысили скорость и доблестные правоохранители пресекли данное нарушение ПДД.

В Абхазию на машине


Дорога в Сочи встретила нас пробками

Дорога в Сочи

Дорога от Дедеркоя до пункта пересечения границы с Абхазией (Псоу) заняла 5 часов.

Дороги в Сочи очень хорошие, но всё равно явно не рассчитанные на такой автомобильный поток, так что пришлось постоять в пробке. Плюс пробки на серпантинах. Но на серпантинах хотя бы тенёк от густой растительности, а тут сидишь, как в консервной банке и гоняешь кондиционер, чтобы не поджариться, как курица гриль. Также закладывайте время на пробки в Лазаревском. Там мы стояли два раза (по пути в Абхазию и обратно).

Оптимальные места для ночёвок в пути

Обычно опытные путешественники едут с одной остановкой – в Ростове-на-Дону. Для поездки в Крым, в принципе, это нормально, потому что границу не надо проходить.

Чтобы проехать в Абхазию, лучше приезжать на границу среди дня.

Мы делали остановки в Ростове-на-Дону и Дедеркое.

Некоторые делают первую остановку в Туле или в Воронеже.

Вторую остановку в Ростове-на-Дону, либо уже за ним, например, в районе Туапсе, Лермонтово и т.п.

Например, обратно мы решили также ехать с двумя остановками, и останавливались в Лермонтово и в Воронеже. Заодно и город немного успели посмотреть.

Платные дороги на маршруте Москва-Абхазия

Большую часть маршрута вы будете ехать по платной трассе М4 Дон. Всего на маршруте должно встретиться 17 пунктов оплаты, а полная стоимость проезда составляет примерно 1750 рублей за легковой автомобиль без транспондера в дневное время. Имейте в виду, что чеки об оплате надо сохранять. Это даёт возможность проезжать один из пунктов без оплаты. К сожалению, не могу точно сказать какой. Где-то в середине первого дня был такой.

Полную информацию о тарифах вы можете получить на официальном сайте Росавтодора в разделе тарифы.

ГИБДД на трассе М4

Посты ГИБДД на трассе М4 есть как стационарные, так и мобильные. До Ростова-на-Дону всё спокойно, после Ростова-на-Дону отзывы о стационарных постах сильно портятся.

Нас остановили, но не просто так, а за нарушение. Там есть очень удачный участок, на котором Яндекс.Навигатор сперва два раза повторяет, что нужен первый съезд, а только потом, в самый последний момент, что нужно держаться левее. Имейте это в виду. Выше приводили карту участка. Ну, и смотрите видео, конечно!

Видео о дороге в Абхазию на машине (наше)

Правила прохождения границы в Абхазию

Прохождение границы из России в Абхазию занимает не особо много времени, но сделано несколько бестолково. Ну и, конечно же, как всегда задержки возникают ещё и по вине проклятого человеческого фактора со стороны пересекающих границы. Из разряда –кто-то что-то не понял, кто-то затупил, а кто-то вообще оставил машину и ушёл общаться со своими друзьями-родственниками.

Дело в том, что водитель с автомобилем проходит границу в одном месте, а пассажиры должны выйти из машины и проследовать в здание, чтобы пройти границу там.

Для прохождения границы можно использовать как Российский, так и заграничный паспорт. В загранник, во всяком случае, когда мы проходили, штамп не ставили.

Наши пограничники внимательно смотрят документы и интересуются содержимым всего автомобиля. Вверх дном не переворачивают, смотрят глазами, просят открыть все двери, бардачок, багажник и т.п.

В принципе, если вы не везёте запрещенных вещей, то проблем с прохождением границы с большей степенью вероятности у вас не возникнет. Ну, и если вам выезд за границу не закрыт по какой-то причине.

Абхазы смотрят только паспорта, выходить из машины водителю не надо, достаточно открыть багажник, чтобы его сразу закрыть. Видать, доверяют своим российским коллегам.

Мы проходили границу днем, в 13 ч. Прошли границу относительно быстро, примерно за 30 минут. Читали, что не советуют проходить границу утром, потому что можно застрять в сезон с экскурсионными автобусами. И также не советуют вставать за автобусами (можно потерять много времени в ожидании).

Дороги и ГАИ в Абхазии

И вот, граница пройдена, вы на территории Абхазии. Дороги резко (в худшую сторону) отличаются по состоянию от тех, по которым вы только что ехали в Сочи и Адлере. Но, в целом, ехать можно.

Единственное, важно внимательно смотреть на знаки ограничения скорости. Местные водители ими мало интересуются, им и разметка вообще мало о чём говорит, но вам, будучи туристом, лучше соблюдать правила.

дороги Абхазии


Дороги в Абхазии заметно хуже, чем в Сочи (на фото улица в г. Гагра)

дороги Абхазии


Улочка в Пицунде

дороги Абхазии


На дорогах в Абхазии часто можно встретить коров

Последние пару лет МВД Абхазии пустило директиву: туристов с российскими номерами на дорогах не останавливать и по всякой фигне не кошмарить, только за серьёзные нарушения. Но это не говорит о том, что теперь правила соблюдать не обязательно. Обязательно! Ещё более важно это потому, что в Абхазии нет такого понятия, как ОСАГО. Т.е. если в вас кто-то влетит или вы в кого-то – разбираться придётся на уровне, как у нас раньше было. Ну, и вкупе с манерой вождения абхазов, нужно тройное внимание.

Плюсы и минусы дорог Абхазии

Из плюсов: исчезли с дорог Абхазии подставы от ГАИ в виде странных разметок на дорогах и спрятанных в кустах знаках ограничения скорости.

Нас гаишники ни разу не тормозили за все время нашего авто путешествия по городам Абхазии.

Минусы: местные автомобилисты постоянно обгоняют по встречке, но нас это не напрягало. Также на дорогах часто встречались бесстрашные коровы. Сигналить им нет смысла, лучше останавливаться и ждать пока они пройдут и освободят дорогу. Но в целом, коровы также не напрягали, а напротив, придавали колорит.

Парковки в городах Абхазии

Парковки в городах есть, причём как платные, так и бесплатные.

Парковки в Новом Афоне

парковка в Новом Афоне


Платная парковка рядом с Новоафонской пещерой

парковка в Новом Афоне


Еще одна платная парковка в Новом Афоне рядом с пещерой

Например, в Новом Афоне рядом с одной из самых главных достопримечательностей - Новоафонской пещеры есть несколько парковок – платных. Стоят не дорого, 150 рублей за день. Мы были в августе – свободное место хоть и сложно, но можно было найти.

Парковки в Гаграх

парковка в Гаграх


Бесплатная большая парковка в Гаграх рядом с заброшкой и недалеко от моря

парковка в Гаграх


Платная охраняемая парковка в Гаграх рядом с морем

В Гаграх – старой и новой – можно ориентироваться на яндекс-карты. Мы ставили машину сперва у заброшенного торгового центра – там было довольно пустынно. Это старая Гагра, а в новой парковались на большой стоянке рядом с аквапарком. Эта парковка обозначена как платная со шлагбаумом, но по факту, она была открыта и практически пуста. Возможно, из-за того, что аквапарк не работал.

Парковки в Пицунде

парковка в Пицунде


Бесплатная парковка в центре Пицунды

В Пицунде – там есть места для стоянки вдоль дороги в самом центре городка на участке вдоль ул. Гицба (см. ниже карту).

парковка в Пицунде

Маршрут из Воронежа в Ростов достаточно интересный, его можно проехать как рейсовым транспортом, например, ночным поездом, так и на личном автомобиле, чтобы посетить различные достопримечательности по пути.

Поездка рейсовым транспортом

green tea

Вам будет интересно: Расстояние от Москвы до Тамбова и особенности поездки по маршруту

Цена билета у разных перевозчиков отличается, от 950 до 1500 рублей. Наиболее удобные рейсы отъезжают в промежутке между 10 утра и 11 вечера.

Электрички между Воронежем и Ростовом не ходят, зато поездов дальнего следования достаточно. Они часто проходящие (из Москвы, Петербурга, Архангельска), и отправляются как от главного вокзала Воронежа, так и от станции "Придача".

Быстрее всех едут фирменные поезда отправлением на 01:55 и 15:18 - 8,5 часов, остальные находятся в пути от 10 до 15 часов. Самые медленные - сезонные пассажирские поезда. Сколько точно поездов будет следовать из Воронежа в Ростов в день отправления, сказать трудно, так как в сезон отпусков их больше, а в феврале, например, меньше.

Стоимость билета в плацкартный вагон от 1200 рублей, в купе - от 1800, а самые дорогие вагоны - спальные, от 4500 рублей.

Панорама Воронежа

Поездка на своей машине

Тоже удобный вариант, ведь города соединяет вполне сносная трасса М-4, расстояние от Воронежа до Ростова составляет около 570 километров. Нужно ехать по трассе через города Павловск, Миллерово и Аксай. Последний как раз на Дону, и около него один из вариантов поворота на Ростов.

Если времени достаточно, то в процессе поездки стоит заехать в симпатичный город Лиски на Дону. Вблизи него расположено Дивногорье - живописное место с меловыми столбами, заповедником и монастырем. В самом городе Лиски заслуживают внимания музеи и парки.

Еще южнее по этой же трассе расположен город Павловск, где есть музей, крупный гранитный карьер и около 40 памятников архитектуры.

Уже вблизи Ростова-на-Дону можно свернуть в город Шахты, чтобы посмотреть его памятники, парки и образцы местной архитектуры.

Пейзажи Воронежской области

Достопримечательности Воронежа

Интересный город с разнообразными достопримечательностями. Например, в нем установили памятник героям забавного мультфильма "Котенок с улицы Лизюкова". Персонаж сидит на дереве рядом с вороной на той же самой улице.

Из литературных героев в Воронеже можно увидеть памятник Белому Биму около театра кукол. В конце XVII века город был связан с одной из первых в истории России верфей, именно поэтому установлены памятники Петру I и знаменитому кораблю "Гото-Предестинация".

Архитектура красивая, стоит посетить Акатов монастырь, обратить внимание на театр оперы и балета и Благовещенский собор.

Как и в любом крупном городе, есть зоопарк, краеведческий и художественный музеи.

Набережная Ростова-на-Дону

Что посетить в Ростове и окрестностях?

От Воронежа Ростов отличается расположением вблизи моря, интересных мест в городе и вокруг него столько, что для полного знакомства с нижним Доном потребуется неделя.

В Ростове красивая набережная, а в историческом центре сохранилось множество зданий дореволюционной постройки, например, особняк Черновой.

Интересны музеи с разнообразной тематикой - от краеведения до железнодорожного транспорта и космонавтики.

Из Ростова стоит съездить в Таганрог, Азов, Аксай, Новочеркасск, Старочеркасск и в деревню Недвиговка к руинам древнего Танаиса.

Читайте также: