Интересные места смоленского кладбища

Обновлено: 18.09.2024

Вот здесь кончалось все: обеды у Донона,
Интриги и чины, балет, текущий счет.
На ветхом цоколе дворянская корона,
И ржавый ангелок сухие слезы льет.

А. Ахматова. "На Смоленском кладбище" (1942).

Адрес: Камская ул., 3
Станция метро: Приморская

Смоленское кладбище было учреждено по указу Сената на Васильевском острове в 1756 году, хотя существуют свидетельства, что захоронения на этом месте существовали и ранее.

О происхождении названия кладбища историки спорят и сегодня. Некоторые считают, что оно связано с тем, что здесь изначально поселилась артель рабочих, пришедших на строительство Санкт-Петербурга. Невыносимые условия труда и суровый северный климат свел многих из них в могилу. Умерших хоронили на берегу Черной речки, нынешней Смоленки. Но, скорее всего, название кладбища, как, впрочем, и речки, закрепилось после завершения строительства храма во имя Смоленской иконы Божьей Матери. Дошедшая до наших дней каменная церковь была построена по проекту архитектора А. А. Иванова в 1790 году.

Начиная с 18 века на кладбище хоронили не только простой люд, но и выдающихся деятелей русской науки и искусства. Были образованы площадки Академии наук, Академии художеств, Александринского и Мариинского театров, Морского и Сухопутного кадетских корпусов, Горного института, университета. В дореволюционной России Смоленское кладбище было одним из самых больших - к началу 20 века число погребенных достигло около 700-800 тысяч человек.

Смоленское кладбище всегда славилось благотворительной деятельностью. В 19 веке при кладбище действовала богадельня для вдов и сирот духовенства, вдовий дом, дом трудолюбия, церковно-приходская школа, епархиальный приют для детей воинов, погибших в японскую войну. В 1930-х годах разрабатывались проекты упразднения Смоленского кладбища. Именно в этот период могилы многих известных художников, артистов и писателей были перенесены на другие ленинградские кладбища, а целый ряд исторических захоронений, к сожалению, был безвозвратно утерян.

Считается, что именно на Смоленском кладбище была похоронена няня А. С. Пушкина Арина Родионовна Яковлева. И хотя точно установить, где находиться ее могила, не удалось, рядом с воротами висит мемориальная доска, свидетельствующая о данном факте.

Для петербуржцев Смоленское кладбище в первую очередь связано с глубоко почитаемой Ксенией Блаженной. Ксения Петербургская жила, предположительно, в средине-второй половине 18 века. Когда ей было 26 лет, ее муж, певчий церковного хора, внезапно умер без христианского покаяния. Это событие так потрясло бедную женщину, что она отказалась не только от своего звания и имущества, но и имени. Ксения приняла имя своего супруга, оделась в его одежды и прошла под его именем весь крестный путь. Днем она скиталась по улицам Петербурга, а по ночам выходила за город в поле, и там молилась до самого рассвета. Вскоре люди заметили, что безумные речи Ксении полны глубокого смысла и пророчеств, а сама полубезумная нищенка обладала даром исцеления. К ней стали приводить больных и детей. Торговцы старались угостить Ксению чем-нибудь, так как заметили, что если Ксения возьмет хотя бы, к примеру, булочку, то торговцу целый день будет сопутствовать удача. Петербуржцы наперебой зазывали нищую в свои дома, так как считалось, что если Ксения примет приглашение, то хозяев ждет счастье и процветание.

Бездомная странница прожила около 70 лет и была погребена на Смоленском кладбище, где в свое время помогала строить церковь иконы Божьей Матери. Сначала над могилой юродивой был только земляной могильный холмик. Через несколько лет он исчез - многочисленные паломники, желавшие унести частичку святой земли, разобрали его до основания. Насыпали новый холм, но его постигла та же участь. Тогда на могилу положили каменную плиту, которая вскоре тоже была разбита на маленькие кусочки и разобрана верующими. Это повторялось не один раз. Часовня над могилой Ксении Блаженной была возведена в 1902 году по проекту архитектора А. А. Всеславина. К лику святых Ксению Петербургскую причислили в 1988 году, в это же время отреставрировали и заново освятили часовню, которую и в советские годы ежедневно посещали сотни верующих.

На Смоленском кладбище похоронены: ученые В.В. Петров, П. П. Семенов-Тян-Шанский, Н. Н. Зинин, В. М. Севергин, В. Я. Буняковский; художники В. Е. Маковский, А. Д. Кившенко, К. Я. Крыжицкий, В. К. Шебуев, Н. Н. Дубовский; архитекторы В. А. Глинка и А. Ф. Щедрин; оперные певцы О. А. Петров и А.Я. Петрова-Воробьева; контр-адмиралы И. А. Куприянов, А. Ф. Можайский и В. А. Римский-Корсаков; вице-адмирал С. С. Нахимов.

Как добраться

Кладбище занимает территорию между 17 линией Васильевского острова, Малым проспектом, улицей Беринга и рекой Смоленкой. Главный вход - со стороны Камской улицы (в северо-восточной части кладбища). Но если идти от метро "Приморская", то ближе будет северо-западный вход на кладбище. Выйдите из метро, поверните налево и обойдите высотный дом, в котором расположена станция "Приморская". Вы окажетесь на улице Одоевского, которая проходит вдоль реки Смоленки. Идти следует в сторону, обратную от Наличной улицы и Наличного моста. Вы увидите маленький мостик. Перейдите через него, и Вы окажетесь на улице Беринга. Метров через 200 и будет кладбище.

Историческая справка

1756 г. - Сенат учреждает Смоленское кладбище.
1790 г. - завершение строительства и освящение каменной церкви во имя Смоленской Божьей Матери (арх. А. А. Иванов).
1902 г. - возведена часовня над могилой Ксении Петербургской (арх. А. А. Всеславин).
1988 г. - часовня Ксении Блаженной отреставрирована и вновь освящена.


Легенды и мифы

Существует предание, что возводить каменную церковь Смоленской Божьей Матери строителям помогала Ксения Блаженная. После наступления темноты она тайно носила кирпичи наверх постройки, и каждое утро каменщики с удивлением обнаруживали аккуратно сложенные на лесах кирпичи.

Одним из старост церкви Смоленской Божьей Матери был Иван Иванович Антонов. Согласно одной из многочисленных легенд о Ксении Блаженной, она сыграла в его судьбе огромную роль. Однажды она посоветовала бездетной Прасковье пойти на Смоленской кладбище - якобы там Прасковье обретет сына. Прасковья сразу же отправилась на кладбище, но, не дойдя до него, встретила толпу, обступившую задавленную извозчиком женщину. Женщина была на последнем месяце беременности и прямо на земле родила мальчика, а сама скончалась. Прасковья забрала к себе осиротевшего младенца. Она вырастила и воспитала его. Спустя много лет этот осиротевший мальчик стал старостой церкви на Смоленском кладбище.

В часовню Ксении Блаженной на Смоленском кладбище верующие ходили и в дореволюционной России, и при советской власти. Не иссякает поток верующих, которые верят, что Ксения может помочь в горе и несчастьях, и сегодня. Считается, что особенно Ксения благоволит к женщинам.

В 1950-х годах в часовне было решено устроить мастерскую по ремонту обуви, но Ксения не позволила - в сапожной мастерской работа не ладилась с самого начала, и вскоре помещение переоборудовали в мастерскую по изготовлению монументальной и парковой скульптуры. Но и это учреждение просуществовало недолго. Говорили, что каждое утро рабочие находили в часовне груду осколков вместо готовых скульптур. Интересно, что мастерская запиралась на ключ и, следовательно, ночью в ней никого быть не было. Так святая защитила часовню, которая вскоре была вновь возвращена верующим.

Одна из самых ужасающих легенд Смоленского кладбища (которую, кстати, многие ученые рассматривают не как легенду, а как исторический факт) - легенда о сорока заживо погребенных священниках. Вскоре после революции священников со всего города арестовали, привезли на Смоленское кладбище, выстроили на краю заранее вырытой огромной могилы и предложили либо отречься от веры, либо ложиться в землю заживо. Все священники предпочли мученическую смерть. Говорили, что еще в течение трех дней из могилы доносились стоны, а земля на этом месте шевелилась. Затем на могилу упал Божественный луч, и все затихло.

От Блока до Балабанова: знаменитости, которые похоронены на Смоленском кладбище

Одним из старейших мест захоронения в Санкт-Петербурге является Смоленское православное кладбище, на котором находятся могилы многих известных людей. Корреспондент "Народных Новостей" узнал, кто из известных людей был похоронен в этом историческом месте города.

Смоленское кладбище


Упоминания о Смоленском кладбище берут еще с 1738 года. Первыми, кого начали хоронить на берегу Черной речки, а ныне реки Смоленки, стали рабочие артелей, плотники и землекопы, которые принимали участие в строительстве Санкт-Петербурга.

Смоленское кладбище

На центральных воротах находится мемориальная доска с надписью, что няня Александра Сергеевича Пушкина — Арина Родионовна похоронена на Смоленском кладбище.

Недалеко от часовни Святой Ксении Блаженной можно найти двухметровый памятник из камня, на котором изображен известный советский певец и оперный баритон Эдуард Хиль.

Смоленское кладбище

На одной из аллей Смоленского кладбища можно найти Блоковскую дорожку, прогуливаясь по которой вы найдете белый деревянный крест и небольшое надгробье с короткой надписью – Александр Блок.

Смоленское кладбище

Александр Блок был похоронен на Смоленском кладбище, но после снятия блокады Ленинграда прах перезахоронили на Литераторских мостках Волковского кладбища. То место, где находилась могила раньше, не забыто и в день рождения писателя поклонники посещают оба кладбища.

Смоленское кладбище

Глубоко в середине кладбища неподалеку старого склепа стоит деревянный крест и небольшой бетонный камень. На этом месте похоронен знаменитый российский режиссер фильмов "Брат" и "Брат–2" Алексей Балабанов.

Смоленское кладбище

На могиле лежит снимок, на котором изображен всеми полюбившийся герой фильмов Сергей Бодров вместе с режиссером, которые обсуждают сценарий. Рядом с памятником находится лавочка, на которой часто можно увидеть поклонников творчества, которые пришли почтить его память.

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

К Смоленскому кладбищу я вышел со стороны Малого проспекта. Сначала я пошел к главному входу, понадеявшись на то, что там можно будет найти схему захоронений, но схемы захоронений там не было, что меня крайне удивило, зато возле одной двери я увидел вот такую чудную табличку.
Потом я пошел от главного входа по Смоленской дорожке все прямо и прямо, мимо церкви, и головой крутил влево-вправо, потому что ранее видел в Интернете фотографию большого креста, поставленного на могиле Конецкого, и думал, увижу-узнаю.

Кстати, возле церкви лежит большой валун, на котором выбита надпись, что на этом месте был похоронен Тарас Шевченко.

Всех мужчин и стариков, встречавшихся на пути, спрашивал, не знают ли они, где находится могила писателя Виктора Конецкого? Человек десять спросил, но никто не знал. Ладно, если бы не знали, где он похоронен, но им и фамилия ничего не говорила, по глазам было видно. Впрочем, нет, один мужчина лет тридцати, с детской коляской, знал, кто такой Виктор Конецкий, но не знал, что он похоронен на этом кладбище. Предложил показать могилу Лидии Чарской, но я отказался. Вот уж кто меня в тот момент меньше всего интересовал, так это Лидия Чарская.

Пройдя по Смоленской дорожке почти до самого конца, я свернул направо, к речке, и пошел назад, к церкви. Нашел могилу двух рабочих, погибших на улицах Петрограда в феврале 1917 года. Не всех, значит, похоронили в братской могиле на Марсовом поле.

Дойдя до церкви, спросил молодого парня, то ли охранника, то ли могильщика, не знает ли он, где могила Виктора Конецкого, но тот тоже не знал. Впрочем, судя по его лицу, сомневаюсь, что он вообще читал книги.

От церкви я пошел в сторону часовни Ксении Петербургской, покружил вокруг нее, но шел уже пятый час моих блужданий по Васильевскому острову, я устал, и, прекратив поиски, пошел к выходу на Малый проспект.
Уже дома, в Архангельске, узнал, что от главного входа не прямо надо было идти, а сразу свернуть налево, и искать в районе Семеновской дорожки.

О, кому то тоже это нужно было кроме меня. я в этот заезд нашел, а в 2007 дом искал на канале Круштерна.
Жму лапу собрату по разуму

Пытался найти в 2011-м. Спрашивал, кружил, даже стольник пожертвовал каким то местным выпивохам. Увы. Зато там же на Смоленке случайно наткнулся на могилу адмирала Вилькицкого. Будет время сделаю ещё заход.

Я сейчас примерно знаю, где находится могила. От входа сразу повернуть налево, а я тот раз чуть дальше прошел, и повернул в сторону часовни Ксении Блаженной.

Могила В.Конецкого

Прочла описание Ваших блужданий и поехала на Смоленское искать могилу В. Конецкого. И повернула сразу налево, как и было сказано Вами, и пробегала по оному кладбищу 2 часа переходя время от времени с рыси на галоп (вечерело) и не было мне удачи - нет могилы и все тут. Прохожие, к которым я обращалась отвечали как под копирку то же, что и Вам (знать не знаем, ведать не ведаем кто это и где это). Причем, последние, к которым я обращалась с этим вопросом, отвечали мне это стоя непосредственно возле его могилы (как поняла я впоследствии), во как! Так что я хочу сказать,- все правильно, идти надо по Смоленской дорожке (просто Вы сразу прошли мимо). Могила находится между Шуховской и Семеновской дорожками на Смоленской. Совсем рядом с церковью. От входа идет Петроградская дорожка, с нее сворачиваете на Шуховскую (направо) и по Шуховской первый поворот налево, (т.е. между Шуховской и Семеновской). И искать надо не один крест, а три, что и ввело меня в заблуждение, в итоге я раз 200 мимо прошла пока мое внимание не привлекли цепи с тумбами (напомнило причал).

Edited at 2015-07-06 09:09 pm (UTC)

Спасибо. Я ведь и в прошлом году пытался найти его могилу, но неудачно. Сначала прочесывал участок сразу слева от главного входа, потом ходил справа от входа. Спрашивал людей, но снова никто не мог сказать ничего определенного, да и как они могли что-то сказать, если они переспрашивали: "Писатель? Нет, не знаю".
Сейчас стало понятно. Искать в районе, отмеченным красным кольцом, верно? Только уточните - если я пойду от церкви по Смоленской дорожке, надо будет смотреть влево или вправо от дорожки?

могила Виктора Конецкого 900.jpg

Да, все верно, на этом участке, справа. Меня сильно удивила реакция людей на мои вопросы. Они шарахались от меня так, будто я просила у них милостыню (хотя вид у меня был, по-моему, не хуже и не лучше, чем у среднестатистического прохожего). Из 10-15 только одни (они, в основном, были парами) проявили заинтересованность и желание помочь.
Особенно поразила меня монашка, ходившая, а затем сидевшая там у часовни с двумя особями женского пола. Она упорно молчала мне в ответ, как будто глухонемая или давшая обед молчания, хотя прекрасно болтала до этого со своими спутницами, а отвечала одна из ее спутниц. Для начала она 20 раз меня переспросила (может, в самом деле плохо слышавшая, хотя до этого тоже прекрасно болтавшая), а затем сказала, что нет, они не знают, добавив после паузы "извините", выделив это слово голосом и мерзко захихикав. Дело в том, что я начала свою просьбу словом "Извините, не могли бы Вы. ". От этой беседы у меня остался неприятный осадок. Вот это у нас и монашки! А наиболее мне помогли, как ни странно грузчики (а может, и не грузчики) с трактором. Они единственные смогли мне сказать где находятся эти Семеновская, Смоленская и Шуховская дррожки. Сразу то на входе недосуг мне было схему посмотреть. Но тут я по Вашей рекомендации как зашла, так и помчалась налево:-)). Думаю, щас я , по-быстренькому:-)). Хотя на улицах города люди вполне приветливые и адекватные. Странно, что на кладбище совсем наоборот. Казалось бы. Если допустить мистику, то можно подумать, что грузчики (или не грузчики) были ангелами, а монашка чертом. Вот такие у меня впечатления от посещения Смоленского кладбища остались, если кому интересно:-).

В Петербург мы прибыли ночным московским поездом, отправившись в путь из столицы накануне вечером. Основной целью нашей поездки было посещение Смоленского кладбища, одного из старейших в городе, имеющего более чем двухвековую историю.



Первый объект паломничества – кладбищенский храм Смоленской иконы Божией Матери, воздвигнутый во времена блаженной Ксении, подвизавшейся в Петербурге в XVIII веке.

Юродивая принимала в его строительстве деятельное участие, ночами нося кирпичи на леса, чтобы рабочие, возводившие стену, не тратили на это свое время и силы.

Став одним из архитектурных украшений Санкт-Петербурга, храм, как это чувствуется уже при входе, получился очень уютным.

В нем много старинных намоленных икон…

Однако Смоленское кладбище получило всемирную известность благодаря не только этой церкви, но и еще одному святому объекту – часовне, в которой под спудом почивают мощи блаженной Ксении, Христа ради юродивой.

Начало жизненного пути Ксении Григорьевны Петровой, датируемое предположительно 1723 годом, остается для нас, как и для ее современников, тайной. Казалось, оно было обычным и не предвещало ничего замечательного или неординарного в будущем. Видимо, поэтому народная память не сохранила сведений ни о месте ее рождения, ни о родителях, ни о детских годах и образовании. Говорят лишь, что блаженная происходила из интеллигентной семьи.

Впервые подвижница предстает нам уже в возрасте 26 лет, когда муж ее, Андрей Федорович, певчий придворного хора, внезапно скончался. Молодая вдова незамедлительно раздает все имение и продает дом, переодевается в костюм покойного и вступает в подвиг юродства, утверждая, что умер не ее супруг, а она сама, Ксения Григорьевна. Родные и знакомые решают, что несчастная девушка сошла с ума от горя, однако начальство покойного, которому она явилась в новом облике, нашло ее рассудок совершенно здравым.

Из этих скудных фактов можно понять, что святая Ксения еще до вступления на путь юродства была глубоко верующей, очевидно, унаследовав благочестие от родителей. Спутник же ее жизни, судя по всему, особой добродетельностью не отличался. В некоторых житиях старицы сказано, что она избрала такой трудный жизненный крест с тем, чтобы умолить Господа за грехи мужа.

Жития юродивых Христа ради, таких, как блаженные Андрей Константинопольский, Симеон Эмесский, Василий Московский, Мария Самарская и других – позволяют восстановить картину начала подвига святой Ксении. Никто из перечисленных подвижников не дерзал принимать на себя юродство по собственному смышлению. Они либо были призваны к нему посредством откровения Божия, либо поставлены на сию стезю благословением духоносного старца.

История Петербурга XVIII века знает двух выдающихся угодников Божиих – святителя Софрония Иркутского, бывшего в годы царствования Елизаветы Петровны настоятелем Александро-Невской Лавры, и его сподвижника – преподобного Синесия Иркутского. Приблизительная дата смерти Андрея Федоровича Петрова, 1748 год, совпадает со временем пребывания этих двух святых в тогдашней столице. Вероятно, Ксения Григорьевна или получила благословение от одного из этих духовно опытных старцев, или же предприняла свой необыкновенный подвиг после некоего небесного откровения, подобно святой Марии Египетской.

Последнее предположение более близко к истине, ибо его подтверждает и дальнейшая жизнь юродивой – главным образом потому, что не сохранилось каких-либо сведений о ее духовнике. Конечно, блаженная посещала храм и принимала Таинства от православных священнослужителей. Но старца рядом с ней все эти годы, скорее всего, не было.

Эти-то две добродетели – кротость и смирение – имела Ксения Григорьевна Петрова, и, наверное, Господь Сам просветил ее в прохождении пути духовного. Его благодать проявлялась сначала в мужестве святой, с которым она переносила суровые испытания: неимение постоянного пристанища, голод, холод, зной, насмешки и оскорбления окружающих. Когда же исполнилась мера ее страданий, тогда Божественная сила стала обнаруживаться в ней дарами прозорливости и чудотворения. Вот лишь несколько примеров.

Скончалась подвижница между 1794 и 1796 годами в возрасте приблизительно 70 лет. Но после ее смерти чудеса продолжились. Приходящие на ее могилку люди получали и получают поныне помощь от старицы так же, как и при ее жизни.

В 1911 году в Новороссийске произошел, казалось бы, невероятный случай. Горожанка по имени Ксения страдала от ракового заболевания. Врачи признали свое безсилие, потому что сделали для излечения больной все, что могли, но болезнь не отступала. Они были не в состоянии даже облегчить боль. Тогда страждущая попросила свою знакомую написать в Смоленский храм Санкт-Петербурга, чтобы там отслужили панихиду об упокоении блаженной Ксении и молитвенно помянули о здравии болящую Ксению, а затем прислали ей масло из лампадки над гробом святой. Между тем страдания несчастной усиливались, наступали ее последние дни. Но вот, 21 июля из Петербурга пришел ответ, в котором сообщалось, что панихида отслужена. Вместе с извещением были переданы два пузырька масла и песочек с могилки юродивой. Песочек родные положили больной под подушку, а маслом натерли ее тело. На другой день Ксения, к удивлению близких, села на постели и уже сама помазала себя этим елеем. А через два-три дня лечения освященным маслом она встала и прошла по дому. На четвертый же день женщина полностью исцелилась.

В 90-е годы прошлого века в Чите инвалид I группы Дмитрий Р. приобрел квартиру. Как оказалось, сделка была ловушкой. Вскоре появилась прежняя хозяйка и начала судебную тяжбу. Разбирательства продолжались около года и шли с переменным успехом, при этом Дмитрий по болезни не имел даже возможности лично участвовать в процессе. Однажды, когда он был в особо подавленном состоянии, друзья рекомендовали ему прочесть книгу о блаженной Ксении и ее чудесах. Он прочитал и был вдохновлен одним из описанных в брошюре случаев помощи святой в суде. За несколько дней до очередного заседания Дмитрию захотелось написать икону угодницы Божией. Имея художественное образование, он исполнил задуманное и вручил образ своей матери, собиравшейся на суд. И что же? В зале суда произошло невероятное. Бывшая хозяйка начала путаться в показаниях и неожиданно сама рассказала, как купила эту квартиру по фиктивным документам. Даже судья рассмеялась, и разбирательство тут же закончилось в пользу Дмитрия.

…В часовне, где под спудом почивают мощи святой, всегда царит сосредоточенная тишина. Люди пишут записки, молятся, ставят свечи. Многие, согласно сложившейся традиции, обходят строение, испрашивая таким образом помощи у блаженной. Другие вкладывают в щели между камнями бумажки с молитвенными просьбами.



У часовни блаженной Ксении

На Смоленском кладбище почивают еще две блаженные старицы. Мы подходим к их могилкам, находящимся метрах в 50­ти за часовней, в глубине кладбища.

Это блаженная Анна Ивановна Лашкина (Лукашева) и блаженная Ирина. О второй юродивой, подвизавшейся в XIX веке, сведений практически не сохранилось. А об Анне Ивановне, ее происхождении и благодатных дарованиях некоторые данные имеются.

Она стала преемницей блаженной Ксении в деле молитвенного предстояния за северную столицу. Приблизительное время ее рождения – конец XVIII – начало XIX века. Анна Ивановна родом была из знатной фамилии Лукашевых. Окончила институт благородных девиц. Поражала собеседников знанием французского и немецкого языков. В юности подвижница пережила нашествие Наполеона, была современницей блестящей эпохи Александра Благословенного и Николая I, святителя Филарета Московского и А.С. Пушкина…

К странничеству, а затем и к юродству Христа ради ее подтолкнула несчастная неразделенная любовь. Около 1815–1820 годов Анна полюбила гвардейского офицера, но тот, оставаясь равнодушным к ней, женился на другой. Чтобы пережить эмоциональный стресс и прийти в себя, девушка удалилась из города. К этому времени она уже была глубоко верующей. Душевная боль способствовала еще большему погружению Анны Ивановны в истины Православия и в те утешения, которые Святая Церковь во все времена предлагает своим верным чадам.

Возможно, что именно тогда она посетила те монастыри, где ученики преподобного Паисия (Величковского) уже успели воссоздать благодатное старчество. Видимо, один из старцев и открыл ей волю Божию – принять на себя подвиг юродства Христа ради. Девушка с покорностью последовала предреченному ей пути, возвратилась в Петербург и стала проводить свои дни в странствовании и мнимом безумии. Начало ее подвига относится к 1823 году.

Она носила белый чепец, поверх которого повязывала ситцевый платок. Наготу ее прикрывали грязные лохмотья. За плечами у блаженной был большой мешок, а в руках палочка – необходимая принадлежность почти всех Христа ради юродивых. Излюбленным местом ее обитания стали Сенная площадь и Мещанские улицы.

Блаженная грозно и безбоязненно обличала надменных грешников, открывала время их смерти, а также предсказывала урожаи и неурожаи. Добрым людям предрекала время свадеб, крестин, получения нового чина и многое другое.

Так, одному из священнослужителей она предсказала, что тот станет архиереем. Когда пророчество исполнилось, он в благодарность определил юродивую в богадельню на Охте, записав под фамилией Лашкина. Однако блаженной больше нравилось жить на Сенной, где она получала приют у одного домовладельца; а также на квартире священника Василия Чулкова, выходца из крестьянской среды, понимавшего и почитавшего ее подвиг.



Могилка блаженной Анны

Анна Ивановна подвизалась 30 лет. Господь открыл ей время ее отшествия из земного мира. Незадолго до смерти, скорее всего, в июне, блаженная пришла на Смоленское кладбище и расстелила в выбранном ею месте, рядом с Петербургской дорожкой, погребальный покров. Тут оказался священник, которого она попросила отслужить панихиду за рабу Божию Анну, что тот и исполнил.

Почила Анна Ивановна Лукашева 1 июля 1853 года. А 3 июля, через два дня, внезапно заболел и скоропостижно скончался вышеупомянутый священник Гавриил. Прощание с блаженной продолжалось до 5 июля, когда ее многотрудное тело было предано земле. Погребение собрало множество богомольцев. Похоронили ее на том месте, где она прежде расстилала погребальный покров. В XIX веке православные петербуржцы почитали подвижницу наравне со святой Ксенией.

За могилками блаженных Анны и Ирины находится захоронение 60­ти убиенных – очевидно, безвестных новомучеников, пострадавших от богоборцев в годы советской власти. Поклонившись их праху, мы, завершая паломничество, направляемся к выходу.

Известно, что на Смоленском кладбище также погребены почитаемые народом блаженные Марфа, Матрона, Анна Ивановна Комиссарова и Ольга Ивановна. Но где их могилки, нам, к сожалению, неизвестно.

…Смоленское кладбище необычно. Принято считать (и зачастую так оно и есть), что места захоронений – это юдоли сетования и плача. Но здесь всякую скорбь растворяет радость. Этот кусочек Петербурга – не пристанище смерти, а источник утешения и надежды, где люди черпают силы для дальнейшего несения своих жизненных крестов, для мужественного преодоления всех препятствий на пути ко спасению.

Читайте также: