Интересные места солигаличского района

Обновлено: 04.10.2024


Городок Солигалич находится на самом краю земного диска. Вроде бы, от ближайшей железнодорожной станции в Галиче всего 95 километров, на полпути между ними еще Чухлома (тоже райцентр, как и два других города) , а постоянно присутствует ощущение края света и выпадения из времени. Когда-то стоявший на дороге из Костромы в Тотьму, сейчас Солигалич оказался в тупике, куда туристы редко заглядывают специально. Некоторые автомобилисты, правда, перебираются из Вологодской в Костромскую область по старому направлению; в начале зимы туда собиралась искпедиция ЖЖ-юзеров, но сорвалась, к сожалению. (Кстати, организатор этого дела Андрей zizis , если кто еще не знает - очень хороший фотограф и любознательный путешественник, в чьем журнале можно найти много интересного.) У нас в это Рождество не было времени на рекогносцировку местности, одним экипажем соваться на сомнительный пограничный участок тем более не хотелось, поэтому в Солигалич поехали традиционным путем.


От Костромы в тупик ведет асфальтированная дорога - не идеальная, но вполне проезжая. От областного центра до Судиславля ее не только постоянно чистят, но и поливают гадостью (там фуры ходят), а дальше по-разному. За Чухломой вид окончательно стал, как на фото - снег вперемешку с песком поверх асфальта, да еще и легкая метель началась. Увидели улетевшие в сугроб местные "Жигули", поинтересовались, не нужна ли помощь; граждане сказали, что мы не вытянем - и правда, сели они глубоко, у нас бы мощности не хватило. Когда мы возвращались в Кострому через пару часов, "Жигули" уже уехали - видимо, выдернул вышедший чистить дорогу трактор. (Это я к тому, что, когда в Москве лил дождь, на вологодско-костромской границе была хоть теплая и сравнительно малоснежная, но зима.)

Наконец, после пустой дороги через лес, мы миновали неработающую заправку и - здравствуй, город Солигалич! Большие бревенчатые дома, сугробы вдоль улиц и почти никого , только тусовка у продуктового магазинчика на центральной площади. Ну понятно, свои-то в такое время дома сидят, телевизор смотрят, и только любопытным туристам неймется в сумерках по улицам шнырять, да за всякие углы заглядывать. Но я так давно хотела посмотреть этот городок зимой (была раньше только осенью), столько раз уже зимние поездки туда отменялись по разным причинам, что теперь обрадовалась даже сумеречно-метельному его образу. Зато - настоящий север по виду и темнеет здесь примерно на час раньше, чем в Москве (все фото сделаны между 14 и 15 часами).



В верховьях реки Костромы с давних времен (долетописных еще) велась добыча соли. Потом рядом с солеварнями был основан монастырь, затем - на противоположном берегу реки - крепость, а напротив нее уже и город развился. На месте крепости сейчас только остатки земляных валов и руины Успенской "старособорной" церкви, разрушенной в 1930-е годы. С валов открывается панорама города: на крепостном берегу - одноэтажные (в основном) жилые дома, а все храмы и общественные здания выстроены на правой стороне, и дома там побольше и побогаче. Я не стала переходить по льду, но канонический городской вид будет в конце поста.


Воскресенский монастырь на берегу Костромы основан около 1335 г. галичским князем, и этот год считается датой рождения Солигалича. ""Летописец Воскресенского монастыря, что у Соли Галичской" описывает, как князю Федору Семеновичу и игумену Афанасию было знамение "вьнезапу свет явися велик сияюще на западно стране. аки заря преклоняше от небеси и к земли."Сполохи северного сияния, редкого в этих районах, очевидно и послужили причиной решения князя поставить церковь в том месте, где он видел "столп от небеси". Собрал Федор Семенович своих бояр и направился через великий лес в земли пустые искать обетованное место. Более ста верст по нехоженым тропам двигался княжеский отряд через лесные дебри, мимо Чухломского озера и наконец выбрался к реке. Вдруг увидел князь, повествует легенда, дивную белую лань. Очень понравился князю зеленый мыс, омываемый водами Костромы-реки, где появилась необычная лань, и повелел он "воздвигнуть церковь Воскресение. Христа понеже воскресение свет видел и монастырь устроити"." (А.Тиц "На земле древнего Галича") Монастырь был богат, но каменные здания в нем появились только в XVII веке. Сначала посадские люди выделили деньги для постройки Воскресенского собора, затем рядом поставлена теплая Богоявленская церковь, а собор перестроен. Хотя сейчас комплекс сильно запущен (несколько лет назад обрушилась центральная главка собора, на колокольне зияет огромная страшная трещина), даже в таком состоянии он очень выразителен.



Недалеко от Воскресенского монастыря - собор Рождества Богородицы, очень интересное сооружение. Внутри раньше находился краеведческий музей, а что там сейчас - я так и не поняла. На этом месте в 1660-х гг. царицей Марией Милославской был основан женский монастырь. Первая жена Тишайшего царя, якобы, провела юность в окрестностях Солигалича, и возвысившись, захотела сделать городу подарок. Собор начали строить на царские деньги, но закончить не успели - Мария Ильинична безвременно скончалась, каменщиков отправили в Архангельск на строительство гостиного двора, и здание еще долго стояло незавершенным. Только в 1792 году возобновились работы, стены укреплены, выложены своды и сделано пятиглавие. Отделка интерьера была закончена к 1805 г., и в том же году собор освятили; к этому времени он уже был городским, после упразднения монастыря при Екатерине Второй. В течение XIX века здание несколько раз переделывали, в том числе соорудили новую колокольню вместо старой шатровой. В результате долгострой получился не вполне пропорциональным, но монументальным и живописным, с богато украшенными резьбой фасадами.


Рождественский собор доминирует в городской застройке, красиво выглядит со стороны реки. Правда, несколько домов на набережной выселены и покосились, но Солигалич в целом интересен именно хорошо сохранившимся комплексом старых зданий. Советские коробки почти не попортили историческую часть города, хотя церкви, конечно, пострадали. Люди до сих пор живут в крепких домах (поза)прошлого века и поддерживают их в хорошем состоянии; мне город даже показался более ухоженным, чем Галич, большинство фасадов в центре покрашены в яркие цвета, а кое-где сохранилась кружевная резьба. Встречаются и совсем простые, даже суровые почти-избы, как вот этот дом напротив собора:


В средневековье местная соль была хорошо известна, из костромской глуши на ярмарки отправляли многие пуды белого золота. Кстати, из трех северных городов, названия которых произошли от соли, Солигалич единственный, к которому не имеют отношения олигархи Строгановы. А в XVII веке город оказался на важной торговой дороге, связывавшей Волгу с Архангельском, и вокруг варниц с соседней торговой площадью начали расти слободы. Именно тогда разбогатевшие горожане смогли построить храмы Воскресенского монастыря и церковь Николы на Наволоке, рядом с мостом через реку. Позже добыча соли перестала приносить серьезные доходы, к тому же Солигалич неоднократно горел, отчего страдали и производственные помещения. После сильного пожара 1808 г. соляные колодцы были засыпаны. Через некоторое время купец Кокорев попытался возобновить промысел, для чего затеял бурение нового колодца. Однако, вода оказалась лечебной, и в 1841 г. в Солигаличе открыли водолечебницу. Исследовать свойства местной воды приезжал химик и композитор А.П.Бородин, санаторий его имени действует до сих пор - на том же месте, рядом с торговой площадью. А соль осталась изображенной на городском гербе - ". в знак, что в сем месте издавна заведены соляные варницы, почему и город именован"(П.П.фон Винклер "Гербы городов, губерний, областей и посадов Российской империи").


Cердце Солигалича - Красная (бывшая Торговая) площадь, она и теперь остается его центром. Торг на этом месте возник в средневековье; по регулярному плану 1781 года он должен был приобрести четкую геометрическую форму, но этого не позволил сделать рельеф местности с извилистым Шашковым ручьем. На площади сохранились почти все дореволюционные здания, только снесли колокольню церкви и разобрали один корпус торговых рядов. Крестовоздвиженскую церковь на Торгу превратили в кинотеатр, но сейчас, похоже, там только магазин. Рядом на Новый год поставили натуральную большую ель (как и на главных площадях всех остальных костромских городов и сел, куда мы заезжали в этот раз), а между елью и памятником Ленину перед городской администрацией радовали глаз страшненькие снеговики. Ленина вместе со снеговиками снять не получилось, поэтому уродцы отдельно, памятник отдельно:


Главное же украшение Красной площади и вообще, можно сказать, провинциальный эксклюзив - два корпуса деревянных торговых рядов. Я что-то и припомнить не могу деревянных рядов такого типа в других городах, всюду они каменные. И в Солигаличе тоже должны были построить стандартные, но городу не хватило средств. "Два почти одинаковых по внешнему облику корпуса поставлены под широким углом друг к другу на берегу Шашкова ручья в 1831-33 гг., оформляя торговую площадь с западной и восточной сторон.(. ) Смета на постройку подписана губернским архитектором П.И.Фурсовым, возводившим в эти годы аналогичные здания в ряде уездных городов губернии и, вероятнее всего, выполнившим данный проект. В отличие от обычной практики строительства крупных торговых сооружений силами купечества, солигаличские ряды сооружались за счет города и впоследствии сдавались в аренду.(. ) В 1990-97 гг. восточный корпус был реставрирован ТОО "Костромареставрация" (арх.А.В.Метелев), после чего его фасады получили обшивку и резной декор, не соответствующие первоначальной архитектуре памятника"(Каталог "Памятники архитектуры Костромской области").




Это нереставрированный корпус. Несколько лет назад в нем были рабочие магазины, но сейчас, судя по всему, они закрыты. Во втором корпусе магазины действуют; на старом фото здание выглядит почти так же, как первое, но сейчас оно обшито вагонкой, на окошках резные наличники, а между колоннами зачем-то сделали балюстраду (которую уже изрядно поломали - местные балбесы, думаю).


Ряды замечательные, но самое главное - в Солигаличе забываешь, какой нынче год. Никаких рекламных щитов или растяжек, политических плакатов и лозунгов. Машины, в основном, отечественные, люди одеты неброско. АЗС я увидела только одну, ту самую неработающую на въезде, простецкую донельзя (ближайшую большую с магазином строят у Чухломы). Красная площадь могла так же выглядеть и двадцать, и тридцать лет назад. В позапрошлом году, в ярославской гостинице болтали с администраторшей и выяснилось, что у нее здесь живут родственники. "Очень, - сказала она, - люблю к ним ездить, такой хороший город - советский." Я с ней согласна, тут даже смешная афиша Дома культуры оказалась в тему:


Пирожки с капустой в местном магазине стоят 9 рублей (тесто, конечно, упрощенное, но начинка вкусная и ее много). И главный солигаличский сувенир тоже из советского прошлого - лимонад, сохраняющий тот давний вкус. Из всех сельповских лимонадов, что я пробовала в поездках, здешний - лучший (второе место у кунгурского, все остальное не катит). Стеклянную бутылку сменил полуторалитровый пузырь, но фирменная этикетка сохранилась, и на ней изображен как раз тот самый классический вид Воскресенского монастыря, отражающегося в зеркале Костромы.

– У вас такой маленький город и так много церквей! – говорю благочинному Солигаличского округа протоиерею Александру Смирнову.

– Десять храмов сохранилось. Четыре пока только переданы Церкви. До революции больше было, действовали два монастыря.

Батюшка на машине возит меня по древнему Солигаличу, знакомя с его достопримечательностями.


Маленький одноэтажный городок (всего шесть тысяч населения) на северо-западе Костромской области расположился по обоим берегам реки Костромы. Основан он в 1335 году галичским князем Фёдором Семёновичем, который в пасхальную ночь увидел на севере светящийся огненный столп и услышал гром. Посчитав это знамение предначертанием Свыше, князь с помощью монаха-отшельника, подвизавшегося в здешних лесах, нашёл в ста километрах от Галича место, откуда исходил огненный столп, заложил там деревянную церковь Воскресения Христова, а после построил монастырь.

– Дата основания Воскресенского монастыря считается и датой образования нашего города, – сказал отец благочинный, когда мы подъехали к храмам древней обители. – До революции город назывался просто Соль Галичская, поскольку здесь добывали соль. Монахи просвещали местные языческие племена – чудь и черемисов.

В этом монастыре, в cвоё время носившем звание лавры, по преданию, начинал монашеские подвиги первый московский митрополит Иoна. Он сам родом из деревни Одноушево, которая находится в семи километрах от города. На месте его дома теперь часовня святителя Ионы, построенная в XIX веке. Недалеко бьёт родник, тоже названный в его честь. Раньше из Солигалича в Одноушево в день памяти святителя проходил многотысячный крестный ход. По легенде, этот ход из Солигалича в Одноушево он установил сам – в память о своих родителях. Хотим восстановить этот ход. А пока с детьми ездим туда на велосипедах, паломничаем и на автобусах. Восстановили часовню, привели в порядок родники.

– А где похоронен митрополит Иона?

– В Успенском соборе Московского Кремля. Рассказывают, что, когда французы в войну 1812 года грабили Кремль и добрались до гробницы святителя Ионы, рука святого поднялась кверху, так что захватчики со страху побросали всё награбленное и разбежались. И знаете, наш костромской архиепископ Алексий, почивший недавно, участвовал во вскрытии мощей святителя в 90-е годы. Он рассказывал, что действительно рука была поднята кверху.

– Если монастырь назвали лаврой, то, видимо, митрополит Иона оказывал ему особое попечение?

– Возможно, – соглашается батюшка. – Точно известно, что он опекал свою родную деревню, включив её в митрополичьи владения. Недавно в архивах Кремля мы нашли сведения, что в Успенский собор от имени Фёдора, родного отца святителя, были пожертвованы земли, в том числе само сельцо Одноушево. Но так как Фёдора в то время уже не было в живых, то, скорее всего, митрополит в память об отце и от его имени пожертвовал это сельцо, где родился. Так эти земли и стали митрополичьими.

Воскресенский монастырь Солигалича

Воскресенский монастырь Солигалича

Раньше солеварение было очень доходным промыслом, и многие московские монастыри имели здесь свои соляные колодцы, выпаривали соль. Поэтому неслучайно святитель Иона из нашего Воскресенского монастыря попал в московский Симонов монастырь, монахи которого заправляли здесь солеварением. Некоторые соляные источники владельцы жертвовали на помин души. На эти средства обустраивалась и Троице-Сергиева лавра.

– А монашествующих в Воскресенском монастыре было много?

– В XIV веке спасалось 24 монаха. После открытия он просуществовал несколько десятилетий, и во время одного из вражеских набегов, согласно летописи, все насельники приняли мученическую смерть, перед гибелью успели исповедоваться и причаститься Святых Христовых Таин. В конце XIV века монастырь снова возродился, и в это время всеобщего покаяния рождается святитель Иона. Приблизительно в те же самые годы в этом монастыре спасался преподобный Александр Вочский, который впоследствии основал недалеко от Солигалича свою Преображенскую пустынь. Чуть поодаль подвизался в молитвенных подвигах преподобный Авраамий Чухломский – родственник Сергия Радонежского. Он основал Покровский монастырь, который существует и в наше время, только называется сейчас Авраамиево-Городецкий.

При императрице Екатерине II Воскресенский монастырь был упразднён, храмы обители стали приходскими. В них молились вплоть до их закрытия после Октябрьской революции. До недавнего времени в монастыре располагался детский специализированный интернат. Сейчас обитель пустует. От монастыря сохранились два храма и ещё несколько строений. Нам хотят передать здание бывшего духовного училища с тем, чтобы мы тут продолжили образовательную деятельность, только теперь уже с обычными школьниками.

Родина святителя

Около часовни Святителя Ионы

Около часовни Святителя Ионы

После рассказа о святителе Ионе отец Александр решил отвезти меня в деревню Одноушево, на его родину.

Выехали за город, и вдруг за очередным поворотом дороги перед нашими глазами выросли настоящие горы. Батюшка развеял моё недоумение:

– Это отходы производства известкового комбината. Комбинат – градообразующее предприятие. Добычей извести, обжигом её в печах здесь занимаются издревле. А эти горы буквально лет за десять появились. Раньше этими отходами дороги отсыпали. Но вышло не очень хорошо – дороги размывало водой. И сейчас сваливают всё сюда.

Вот и добрались до Одноушево, стоящего на высоком берегу реки. Места здесь привольные, но от деревни осталось всего несколько домов, а жилой лишь один. Около часовни святителю мы остановились и вышли.

– Какая-то необычная часовня… – осматриваю я её. – А вход где?

– Нет входа, это часовня-столп. Она цельная.

– Вот здесь, на этом самом месте, родился святитель Иона, – говорит батюшка. – Мимо деревни идёт старый тракт на Солигалич. Люди по нему приходили сюда крестным ходом, который совершался ежегодно в июле. Около часовни служился молебен, потом все шли на источник. Их на самом деле там два. Когда меня направили в Солигалич служить, часовня была развалена, источник заброшен. Мы его с детьми из интерната облагородили. Приехали на велосипедах в день памяти святителя Ионы, разобрали старый сруб от холодильника, в котором ещё в колхозные времена молоко остужали. В ту пору буквально в ста метрах от источника на горе стоял коровник, от воды запах шёл тяжёлый, потому что вся жижа стекала оттуда. Потом ферма закрылась и вода очистилась. Мы благоустроили это место, поставили новый колодец. Внутри там бьёт ключ, вода очень приятная на вкус.

– И святитель Иона тоже, наверное, пил эту воду, – говорю батюшке.

– Да. Можно с уверенностью сказать, что и воду пил, и молился здесь. На протяжении шести веков люди приходили к этому источнику, брали воду, исцелялись в основном от болезней ног. И сейчас паломники приходят помочить ноги в источнике, взять воды с собой.

Солигаличские новомученики

Икона солигаличских новомучеников на месте захоронения

Икона солигаличских новомучеников на месте захоронения

Возвращаемся в город. Надо сказать, что почти все храмы Солигалича, кроме кладбищенского, находятся в центральной части города, буквально в сотне метров друг от друга. Большие, каменные, некоторые с уцелевшими главками. И все до революции были заполнены молящимися, поскольку были приписными к окружающим деревням. Население было в основном сельским, а в окрестных деревнях проживало около 50 тысяч жителей. А сейчас во всём районе лишь девять тысяч. Богобоязненный, зажиточный народ жил раньше в этом северном торговом городе, расположенном на водном пути из Белого моря на Волгу. Но всё-таки революция изменила нравы и жителей Солигалича.

В самом центре, на возвышенном пятачке, от которого солнечными лучами расходятся улицы города, до сих пор стоит огромное обезглавленное здание Крестовоздвиженской церкви. С неё после закрытия скинули кресты с куполами, храм переделали под клуб. А вот в разрушении огромной колокольни заставили участвовать всех горожан принудительно. Прихожане рассказывали мне, что каждому жителю дали подержаться за верёвочку, когда роняли колокольню на землю, чтобы таким образом сделать соучастниками этого кощунства.

– А это Богородице-Рождественский собор, – показывает батюшка. – Его начала строить в 1668 году царица Мария Ильинична, жена Алексея Николаевича Романова. Она была родом из этих мест и основала в Солигаличе женский монастырь. Но через полтора года после начала строительства царица умерла, и собор стоял недостроенным больше ста лет. На стенах берёзы выросли. Достроили его в конце XVIII века на средства прихожан. В 1925 году в нём устроили краеведческий музей имени адмирала Невельского. Он тоже уроженец наших мест. В 2004-м собор передали Церкви. Сейчас он восстанавливается.

– Когда закончится ремонт? – спрашиваю о. Александра.

– А никто не знает. Собор большой, двухэтажный, в нём четыре придела. Реставрируют его как памятник архитектуры на государственные средства. Когда деньги выделяются, реставрация идёт, когда денег нет, все работы встают. Сейчас денег нет.

Последним настоятелем собора был протоиерей Иосиф Смирнов. Он принял, наряду с другими солигаличанами, мученическую смерть от большевиков. Тогда же расстреляли и ещё 17 человек. Сейчас вместе с иереем Владимиром Ильинским, диаконом Иоанном Касторским и смотрителем духовного училища Иоанном Перебаскиным отец Иосиф причислен к лику святых.

– Какие причины нашли, чтобы их убить? – спрашиваю батюшку.

– Тогда молодая советская власть под предлогом изъятия хлебных излишков решила описать и конфисковать имущество женского монастыря в честь иконы Феодоровской Божьей Матери – он находился в километре от Солигалича, в деревне Ратьково. И бывшая администрация города во главе с настоятелем собора решили этому воспрепятствовать. Собрали людей и крестным ходом пошли до стен женского монастыря, чтобы просто не дать его ограбить. Это сочли бунтом против советской власти. Вызвали карательный отряд. Всех, кто шёл во главе крестного хода, забрали ночью в тюрьму и расстреляли около стен тюремного Никольского храма.

Похоронами занимались какие-то люди в штатском, родственникам не позволили это сделать. Вырыли большую могилу на кладбище, провезли мучеников на подводах через весь город и похоронили раздетыми. Сбросили всех в одну могилу, без гробов и отпевания.

– Почему раздетыми-то? – недоумеваю я.

Батюшка задумывается, не зная, что ответить:

В книге, посвящённой Рокоссовскому, читаем:

Здесь, конечно, всё изложено крайне тенденциозно, действия тех православных христиан, которые всего лишь вышли на крестный ход, смешаны с историей антибольшевистского восстания – одного из тысяч других.

Памятник петроградскому большевику Вылузгину стоит в Солигаличе до сих пор. Есть в городе и улица Рокоссовского. Уже в наше время установлен большой поминальный крест на могиле убиенных. Каждый год 7 марта на место захоронения приходят верующие и батюшки служат молебен святым.

У поклонного креста на могиле новомучеников Солигалича

У поклонного креста на могиле новомучеников Солигалича

– Нет. Там, где их похоронили, раньше находился холм. На могиле сразу же после похорон был воздвигнут большой крест. И табличка с именами всех убиенных была. Но поскольку на поклонение к могиле приходили люди, это место почитания власти разрушили: сровняли холм, убрали крест. И люди постепенно забыли, где находится могила новомучеников. Когда я сюда приехал, мне это место показала одна прихожанка. Рядом были уже свежие захоронения, но земля, где лежат мученики, осталась нетронутой. Так Господь промыслительно оберегал это место. У меня поначалу какие-то сомнения были, но они развеялись после того, как мне прислали фотографии кладбища, сделанные сразу же после похорон. Рядом находится старинный кладбищенский храм Петра и Павла, который не закрывался всё советское время. Долго – до восстановления Преображенской церкви – я служил там. Двадцать лет назад ещё оставались верующие, которые помнили и поминали казнённых.

Кладбищенский храм Петра и Павла не закрывался всё советское время

Кладбищенский храм Петра и Павла не закрывался всё советское время

Батюшка показал мне и дом, в котором жил отец Иосиф Смирнов. Он находится рядом с Воскресенским монастырём. Добротный, двухэтажный.

– В этом же доме родился и его сын Леонид, выдающийся учёный, светило медицины, – заметил о. Александр. – В Солигаличе он окончил духовное училище, в Костроме – семинарию, а потом – медицинский факультет Московского университета. Стал крупным специалистом по болезням головного мозга. В 1955 году он умер. Я застал женщину, которая работала с ним в одном из институтов. Она рассказывала, что как-то после партсобрания Леонид Иосифович вместе с парторгом ушли в дальнюю аудиторию попить чаю и очень надолго там задержались. Уже нужно было закрывать институт, а они всё не выходят и не выходят. Она решила сходить и напомнить им, что институт закрывается. Подходит к этой аудитории и слышит, как они церковные песнопения поют. Представляете: профессор, директор института вместе с парторгом – это в 50-е годы – в советском институте поют церковные песнопения! Да, тогда ещё многие были верующими.

…Проехали мы и до тюремного Никольского храма, около стен которого были расстреляны новомученики. В 1903 году в Солигалич приезжал праведный Иоанн Кронштадтский и пожертвовал сто рублей на строительство этой церкви. Храм стоит на берегу реки Костромы, совсем небольшой, но необычайно красивый. Сейчас сохранилась одна алтарная часть, примыкающая к двухэтажному зданию цеха, где катали валенки.

Особо почитаем в Солигаличе преподобный Макарий Унженский. День его памяти был самым большим городским праздником со службами во всех храмах, массовыми гуляньями и катанием на лодках по Костроме. Сейчас это День города. Приходская община и городская администрация стараются возродить почитание преподобного. Но откуда пошло это почитание и как сегодня чтут память святого – это отдельный рассказ.

Спасо-Преображенский храм. Фото: Алексей Чистяков

Архаичный город, напоминающий о временах до Золотого кольца, когда путешествие по древним землям Московского княжества было путешествием во времени

На севере Костромской области, на реке Костроме стоит Солигалич, или Соль Галицкая, — один из древнейших городов России, основанный в 1335 году. Доехать сюда можно только одним путем — по автомобильной дороге от Галича через Чухлому, построенной в конце 1970-х годов. В это сложно поверить, но еще в середине XX века асфальтового шоссе в Солигалич не было. Таких мест на карте России достаточно, но обычно они находятся гораздо севернее и в более удаленных, чем Костромская область, местах. Поэтому главная особенность Солигалича — это уединенность и связанная с ней драгоценная архаичность.

Откуда здесь минеральная вода? Уже в XIV веке Солигалич был одним из центров солеварения Московского княжества, а в XVII веке достиг зенита своего богатства и славы. Исторически город был гораздо больше связан с Русским Севером, чем с Костромой, и стоял на торговом пути, по которому на реку Сухона в нынешнюю Вологодскую область отправлялись целые караваны судов. Однако уже к концу XVIII столетия местное соляное производство иссякло. В 1841 году Василий Кокорев, один из богатейших людей в Российской империи, происходивший из рода солигаличских купцов, открыл на месте соляных варниц водолечебницу. Этому предшествовало случайное обнаружение минеральной воды во время бурения при попытке возобновить добычу соли.

Бальнеологический курорт и сегодня располагается в центре Солигалича и носит имя композитора Александра Бородина. Химик по образованию, он был приглашен Кокоревым — не только успешным предпринимателем, но и известным в Петербурге меценатом, — чтобы исследовать состав солигаличской минеральной воды. Воду признали полезной для лечения самых разных заболеваний, и курорт просуществовал до 1878 года.

Главная достопримечательность Солигалича — Рождественский собор. Его начали строить в 1668 году на средства первой супруги царя Алексея Михайловича Марии Милославской, выросшей в отцовской усадьбе Корцово под Солигаличем, и остановили строительство уже в следующем году в связи со смертью царицы. Стены были возведены, но так и не покрыты сводами — в храме выросли березы и кусты малины. Лишь в 1792–1794 годах здание было достроено артелью из Великого Устюга, прибавившей к мощному объему XVII века пять ярусных глав в стиле следующего столетия. Увы, уже в начале XIX века в стенах храма появились трещины, и пришлось возвести контрфорсы в восточной части. Сегодня Рождественский собор пребывает в аварийном состоянии, трещины в его стенах требуют многомиллионного федерального проекта восстановления, но об этом пока речи не идет.

Вид на Воскресенский монастырь. Фото: Николай Гусев/Фотобанк Лори

Еще один примечательный храмовый комплекс — здания бывшего Воскресенского монастыря, построенные в 1663–1669 годах. Основан он был еще в 1335 году галичским князем Федором Семеновичем, и с него началась история города Солигалич.

Торговые ряды. Фото: Николай Гусев/Фотобанк Лори

Торговые ряды

Главная площадь Солигалича некогда была оживленным торговым местом, с двух сторон ее окружали деревянные торговые ряды 1830-х годов постройки, которые специалисты считают оммажем Красным рядам архитектора Василия Стасова в Костроме. Увы, неудачная попытка реставрации западного корпуса привела к тому, что ряды почти обвалились. Сегодня они закрыты защитной сеткой, реставрацию обещали начать в 2020 году. Восточный фасад в 1990-е был обшит новыми досками и в значительной степени утратил аутентичный облик.

Костромская обл., г. Солигалич, ул. Советская

Нероново. Главный дом усадьбы. Фото: Асташово

Нероново

В глухом лесу в 30 км от Солигалича сохранилась усадьба древнего дворянского рода Черевиных. До наших дней почти полностью дошел усадебный комплекс в Неронове: господский дом, храм Воскресения 1793 года с роскошным барочным иконостасом, дом управляющего, баня, некрополь и остатки регулярного парка. В советское время здесь была школа-коммуна, затем дом инвалидов войны, а с 1960-х годов — психоневрологический интернат. Именно из Неронова происходят портреты дворян Черевиных, выставленные в солигаличском музее.

Костромская обл., Солигаличский р-н, д. Нероново

Терем в Асташове. Фото: Асташово

Терем в Асташове

Остановиться с комфортом в Солигаличе вряд ли получится, но неподалеку расположена одна из главных туристических точек на карте Костромской области — восстановленный в 2000-е годы деревянный терем богатого крестьянина-отходника Мартьяна Сазонова. Терем в бывшей деревне Асташово находится в частных руках и работает как гостевой дом, а сам по себе он примечателен в качестве одного из немногих в России примеров научной реставрации и приспособления деревянного здания.

Костромская обл., Чухломский р-н, д. Асташово

Сапоговаляльный цех. Фото: Архив Александра Мителева/old-churches.ru

Сапоговаляльный цех

В Солигаличе неподалеку от Рождественского собора находится местная фабрика валенок, где обрабатывают вой­лок на станках 1940-х годов и по дедовским технологиям. Сапоговаляльный цех, как его здесь называют, занимает здание бывшего храма Николая Чудо­творца, построенное в 1898 году; готовые валенки сушат в бывшей апсиде. Здесь же, у стены храма, в 1918 году были расстреляны участники антисоветского бунта. Посетить производство можно, купив билет в фабричном магазине на соседней улице.

Костромская обл., г. Солигалич, ул. Вылузгина, 54


Список населённых мест Костромской губернии по состоянию на 1907 год. Солигаличский уезд. Чудцовская волость.


SNM259.jpg

Солигаличский уезд, Костромская губерния, Российская Империя

Список населённых мест Костромской губернии по состоянию на 1907 год. Солигаличский уезд. Тормановская волость, Чудцо.


SNM258.jpg

Солигаличский уезд, Костромская губерния, Российская Империя

Список населённых мест Костромской губернии по состоянию на 1907 год. Солигаличский уезд. Плещеевская волость, Торман.


SNM257.jpg

Солигаличский уезд, Костромская губерния, Российская Империя

Список населённых мест Костромской губернии по состоянию на 1907 год. Солигаличский уезд. Плещеевская волость.


SNM256.jpg

Солигаличский уезд, Костромская губерния, Российская Империя

Список населённых мест Костромской губернии по состоянию на 1907 год. Солигаличский уезд. Нольско-Березовская волость.


SNM255.jpg

Солигаличский уезд, Костромская губерния, Российская Империя

Список населённых мест Костромской губернии по состоянию на 1907 год. Солигаличский уезд. Нольско-Березовская волость.


SNM254.jpg

Солигаличский уезд, Костромская губерния, Российская Империя

Список населённых мест Костромской губернии по состоянию на 1907 год. Солигаличский уезд. Нероновская волость.


SNM253.jpg

Солигаличский уезд, Костромская губерния, Российская Империя

Список населённых мест Костромской губернии по состоянию на 1907 год. Солигаличский уезд. Костромская волость, Нероно.


SNM252.jpg

Солигаличский уезд, Костромская губерния, Российская Империя

Список населённых мест Костромской губернии по состоянию на 1907 год. Солигаличский уезд. Костромская волость.


SNM251.jpg

Солигаличский уезд, Костромская губерния, Российская Империя

Список населённых мест Костромской губернии по состоянию на 1907 год. Солигаличский уезд. Корцовская волость, Костром.


SNM250.jpg

Солигаличский уезд, Костромская губерния, Российская Империя

Список населённых мест Костромской губернии по состоянию на 1907 год. Солигаличский уезд. Корцовская волость.


SNM249.jpg

Солигаличский уезд, Костромская губерния, Российская Империя

Список населённых мест Костромской губернии по состоянию на 1907 год. Солигаличский уезд. Корцовская волость.


SNM248.jpg

Солигаличский уезд, Костромская губерния, Российская Империя

Список населённых мест Костромской губернии по состоянию на 1907 год. Солигаличский уезд. Гнездниковская волость, Заш.


SNM247.jpg

Солигаличский уезд, Костромская губерния, Российская Империя

Список населённых мест Костромской губернии по состоянию на 1907 год. Солигаличский уезд. Гнездниковская волость.


SNM246.jpg

Солигаличский уезд, Костромская губерния, Российская Империя

Список населённых мест Костромской губернии по состоянию на 1907 год. Солигаличский уезд. Гнездниковская волость.


SNM245.jpg

Солигаличский уезд, Костромская губерния, Российская Империя

Список населённых мест Костромской губернии по состоянию на 1907 год. Солигаличский уезд. Георгиевская волость.


SNM244.jpg

Солигаличский уезд, Костромская губерния, Российская Империя

Список населённых мест Костромской губернии по состоянию на 1907 год. Солигаличский уезд. Вершковская волость, Георги.


SNM243.jpg

Солигаличский уезд, Костромская губерния, Российская Империя

Список населённых мест Костромской губернии по состоянию на 1907 год. Солигаличский уезд. Верховская волость, Вершков.


SNM242.jpg

Солигаличский уезд, Костромская губерния, Российская Империя

Список населённых мест Костромской губернии по состоянию на 1907 год. Солигаличский уезд. Великовская волость, Верхов.

Читайте также: